Что первично механизм государства или функции государства
Правоведение. Тест для самопроверки. Вариант 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Два вида юридических фактов по связи с волей участников правоотношения
юридические акты и юридические поступки
правомерные и неправомерные действия
события и действия
2. Способы толкования используются …
на этапе толкования-уяснения
при буквальном толковании
в ходе официального толкования
3. Обычай становится правовым в результате его …
инкорпорации
легитимизации
санкционирования
4. Критерий подразделения норм права на регулятивные и охранительные
метод правового регулирования
принципы права
функции права
5. К признакам права не относится …
нормативность
казуистичность
системность
6. Элементом нормы права не является …
преюдиция
гипотеза
диспозиция
7. Дееспособность гражданина …
может быть ограничена судом
может быть ограничена медико-социальной экспертной комиссией
никем не может быть ограничена
8. Вид правомерного поведения, основанный на страхе перед применением мер государственного принуждения
законопослушное
конформистское
маргинальное
9. Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является …
сущностью государства
социальным назначением государства
признаком государства
10. Субъект Российской Федерации …
вправе принимать законы
не вправе принимать законы
республики в составе РФ – вправе, а остальные субъекты РФ не вправе принимать законы
11. Районный суд Ленинского района г. Нижнего Новгорода является …
государственным органом субъекта РФ
федеральным государственным органом
органом местного самоуправления
12. Применение права осуществляется только …
физическими лицами
юридическими лицами
уполномоченными органами и должностными лицами
13. Фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов
применение права
юридическая обязанность
реализация права
14. Что первично: механизм государства или функции государства?
механизм государства
в зависимости от ситуации
функции государства
15. Императивные нормы устанавливают …
вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению
обязательное правило поведения, отступать от которого недопустимо
возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов
16. Норма права и статья нормативного правового акта …
всегда совпадают
могут совпадать, а могут и не совпадать
всегда не совпадают
17. Диспозиция нормы права содержит указание на …
модель поведения субъектов
условие реализации нормы права
неблагоприятные последствия для правонарушителя
18. Соотношение между законностью и правопорядком
законность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка
правопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законности
законность и правопорядок существуют независимо друг от друга
19. Структура акта применения права
преамбула, общая часть, особенная часть
общая часть, особенная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть
вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть
20. Государственные организации …в государственный аппарат.
не входят
входят
21. Функция юридической ответственности, проявляющаяся в возмещении имущественного вреда потерпевшей стороне
карательная
воспитательная
компенсационная
22. Источником права в России не является …
правовой обычай
нормативный договор
правовая доктрина
23. По степени общественной вредности правонарушения разделяются на …
экономические и уголовные
противоправные действие и бездействие
преступления и проступки
24. К числу юридических предпосылок правоотношения не относится …
норма права
юридический факт
толкование нормы права
25. Основное направление деятельности государства по управлению обществом — … государства.
механизм
функции
политика
Теория государства и права. Тесты для самопроверки. Вариант 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является…
сущностью государства
социальным назначением государства
признаком государства
2. В президентской республике президент …
является главой исполнительной власти
не является главой исполнительной власти
как правило, не является главой исполнительной власти
3. Структурную организацию верховной государственной власти характеризует …
форма государственного устройства
государственный режим
форма государственного правления
4. Способы толкования используются…
на этапе толкования-уяснения
на этапе толкования-применения
в ходе официального толкования
5. Правило наиболее целесообразного обращения людей с предметами и явлениями природы, орудиями труда, техническими средствами – это …
нормы культуры
правовые нормы
технические нормы
6. Деление права на отрасли характерно для …
романо-германской правовой семьи
англосаксонской правовой семьи
семьи религиозного права
7. Правовая культура, в отличие от правосознания, выражается в …
деятельности людей
следовании какой-то определенной правовой теории
наличии специальных юридических знаний
8. Психологическая теория права включает в право…
психические переживания людей
психологические переживания должностных лиц
психические переживания жертв правонарушений
9. При осуществлении консолидации нормативных правовых актов в содержание правового регулирования …
вносится существенная новизна
не вносится никаких изменений
вносятся незначительные изменения
10. Правосознание – это …
отношение людей к праву и правовым явлениям
стремление познать содержание и сущность права
сознание необходимости поддержания правопорядка
11. Обычай становится правовым в результате его…
экспансии
рецепирования
санкционирования
12. Представителем позитивистской теории права является …
Густав Гуго
Цицерон
Джон Остин
13. К признакам права не относится…
нормативность
формальная определенность
дуализм
14. Теория государства и права относится к числу…
теоретико-исторических юридических наук
отраслевых юридических наук
прикладных наук
15. К основаниям освобождения от юридической ответственности относится …
истечение срока давности
невменяемость
отсутствие умысла
16. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по …
поддержанию законности и правопорядка в обществе
созданию правовых норм, имеющих воспитательное воздействие на общество
формированию правосознания и правовой культуры личности и общества
17. Одним из оснований объединения правовых систем разных стран в правовые семьи является:
общность юридической терминологии
одинаковый уровень правовой культуры
одинаковая структура общественного правосознания
18. По связи с волей участников правоотношения все юридические факты подразделяются на два вида:
юридические акты и юридические поступки
правомерные и неправомерные действия
события и действия
19. Норма права и статья нормативного правового акта …
всегда совпадают
могут совпадать, а могут и не совпадать
всегда не совпадают
20. Причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями относится к …
объективной стороне правонарушения
субъективной стороне правонарушения
признакам юридической ответственности
21. Применение права осуществляется:
только физическими лицами
как физическими, так и юридическими лицами
только уполномоченными органами и должностными лицами
22. К числу юридических предпосылок правоотношения не относится…
норма права
юридический факт
толкование нормы права
23. Представителем договорной теории происхождения государства является…
Л. Гумплович
Г. Гроций
Л.И. Петражицкий.
24. Структуру акта применения права образуют …
преамбула, общая часть, особенная часть
общая часть, особенная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть
вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть, резолютивная часть
25. Функция юридической ответственности, проявляющаяся в возмещении имущественного вреда потерпевшей стороне
штрафная
воспитательная
компенсационная
26. Диспозиция нормы права содержит указание на …
модель поведения субъектов
условие реализации нормы права
неблагоприятные последствия для правонарушителя
27. Фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов – это …
применение права
юридическая обязанность
реализация права
28. Какой из элементов механизма правового регулирования выражается в фактическом правомерном поведении участников правоотношения, направленном на осуществление принадлежащих им прав и обязанностей:
нормы права
акты реализации прав и обязанностей
акты применения права
29. Понятия «правотворчество» и «правообразование» соотносятся следующим образом:
правотворчество шире, чем правообразование
правообразование шире, чем правотворчество
они тождественны
30. Для организации и осуществления власти в родовой общине не было характерно…
наличие старейшин и вождей
принадлежность власти общине
наличие специального аппарата управления
31. Основное направление деятельности государства по управлению обществом – это …
механизм государства
функции государства
политика государства
32. Швеция является…
парламентской республикой
парламентарной монархией
полупрезидентской республикой
33. Критерием деления норм права на регулятивные и охранительные является …
метод правового регулирования
принципы права
функции права
34. В каком соотношении между собой находятся законность и правопорядок:
законность выступает в качестве предпосылки формирования правопорядка
правопорядок выступает в качестве предпосылки формирования законности
законность и правопорядок существуют независимо друг от друга
35. Законодатель (а не суд, правовая наука и т.д.) играет ведущую роль в формировании права в странах…
романо-германской правовой семьи
англосаксонской правовой семьи
семьи религиозного права
36. Вид правомерного поведения, основанный на страхе перед применением мер государственного принуждения — это …
законопослушное
конформистское
маргинальное
37. Государственные организации …
не входят в государственный аппарат
входят в государственный аппарат
в большинстве случаев входят в государственный аппарат
38. Критерий, положенный в основу классификации федераций на договорные и конституционные:
правовой статус субъектов федерации
принцип образования субъектов федерации
правовое основание образования федерации
39. Соотношение между законностью и целесообразностью
если соблюдение закона нецелесообразно, его предписания не являются обязательными для субъектов права
закон надо соблюдать даже тогда, когда это нецелесообразно
субъекты права должны выполнять предписания подзаконных актов, в которых определяется целесообразность следования тому или иному закону
40. Дееспособность гражданина …
может быть ограничена судом
может быть ограничена медико-социальной экспертной комиссией
никем не может быть ограничена
41. Источником права в России не является …
правовой обычай
нормативный договор
правовая доктрина
42. Существует ли правовая семья, которая не допускает использования нормативно-правовых актов в качестве источника права:
да, это семья традиционного (обычного) права
да, это семья религиозного права
такой правовой семьи не существует
43. Противоречие между правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение – это …
коллизия в праве
юридический казус
казуальное изложение
44. Районный суд Ленинского района г. Нижнего Новгорода является …
государственным органом субъекта РФ
федеральным государственным органом
органом местного самоуправления
45. Субъект Российской Федерации …
вправе принимать законы
не вправе принимать законы
республики в составе РФ – вправе, а остальные субъекты РФ не вправе принимать законы
46. Государства по форме государственного правления делятся на …
абсолютные и ограниченные
монархии и республики
унитарные и федеративные
47. В результате инкорпорации содержание нормативных правовых актов…
не изменяется
отчасти изменяется
существенно изменяется
48. Обычай становится правовым в результате его …
инкорпорации
легитимизации
санкционирования
49. Императивные нормы устанавливают …
вариант поведения, но при этом представляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению
обязательное правило поведения, отступать от которого недопустимо
возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов
50. Элементом нормы права не является …
преюдиция
гипотеза
диспозиция
51. Носителями научного правосознания являются …
ученые-юристы
все юристы
профессора права
52. Согласно теории естественного права …
право и закон тождественны
право и закон не тождественны
есть только право, а закона нет
53. По характеру и степени общественной вредности правонарушения разделяются на …
экономические и уголовные
противоправные действие и бездействие
преступления и проступки
54. Признаком абсолютной монархии не является …
дуализм власти
наличие централизованного государственного аппарата
сакрализация власти
55. К признакам права не относится:
нормативность
казуистичность
системность
56. Что первично: механизм государства или функции государства?
механизм государства
в зависимости от ситуации
функции государства
Что первично механизм государства или функции государства
766. Функция правовой культуры состоящая в передаче правового опыта:
• трансляционная
767. Функция правовой культуры, состоящая в прогнозировании развития общества, государства, права:
• прогностическая
768. Функция юридической ответственности, проявляющаяся в возмещении имущественного вреда потерпевшей стороне
• компенсационная
770. Целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности – это:
• правовое воспитание
771. Целенаправленное воздействие на поведение людей в целях упорядочения общественных отношений, достижения согласования потребностей и интересов отдельного человека и сообщества людей, называется:
• социальным регулированием
776. Центральная государственная власть была наиболее слабой в:
• раннефеодальной монархии
777. Чему соответствует юридический стиль изложения правовых норм?
• нормы права должны быть лаконичными, четкими, ясными
778. Что включает в себя правовая практика?
• правотворческую и правоприменительную практику
779. Что первично: механизм государства или функции государства?
• функции государства
780. Что первично: функции государственного органа или функции государства?
• функции государства
МЕХАНИЗМ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2. Функции государства
1. Механизм государства
Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:
1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);
2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;
3) государственные организации, предприятия и учреждения;
4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.
Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.
Классификация государственных органов:
1. По форме осуществления государственной деятельности:
– представительные органы, избираемые непосредственно населением и выражающие его государственную волю;
– органы государственного управления, т.е. реализующие законодательную волю народа и во исполнение этой воли издающие подзаконные акты в целях управления различными сферами общественной жизни;
– судебные органы, т.е. осуществляющие правосудие от имени общества;
– прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль и надзор за законностью в обществе.
2. По принципу разделения властей подразделяются на органы:
– административной (исполнительной) власти;
3. По территориальной сфере деятельности выделяют:
федеральные, органы субъектов федерации и местные органы.
4. По порядку образования:
– первичные органы члены которых избираются непосредственно населением;
– производные органы в формировании которых население непосредственного участия не принимает.
5. По характеру компетенции:
– общей компетенции, рассматривающие и принимающие решения по делам, касающимся широкого круга вопросов;
– органы специальной компетенции, рассматривающие специальные вопросы, относящиеся к их компетенции.
6. По способу принятия решений (по порядку осуществления компетенции):
– коллегиальные органы, принимающие решение несколькими членами;
– единоначальные, где решение принимается одним лицом – начальником органа или его заместителем единолично.
7. По срокам полномочий:
– постоянные органы, создаваемые без ограничения срока деятельности;
– временные органы, создаваемые на определенный срок.
8. По организационно-правовым формам деятельности:
– полновластные органы, решение которых не нуждается в утверждении вышестоящим органом;
– неполновластные органы, решение которых нуждается в обязательном утверждении вышестоящим органом.
9. По содержанию деятельности на правоохранительные, санэпиднадзора и др.
Сущность, функции и механизм государства определяют его форму, т.е. его внутреннюю и внешнюю организацию.
Признаки государственного органа:
1) является самостоятельным элементом механизма государства;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;
6) состоит из государственных служащих и подразделений;
7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;
8) обладает определенным правовым статусом;
9) действует на определенной территории;
10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).
Государственные органы можно классифицировать:
1) по порядку образования:
а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);
б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);
2) по форме реализации государственной деятельности:
а) законодательные (представительные – парламент);
б) исполнительно-распорядительные (правительство);
г) контрольно-надзорные (прокуратура);
3) по срокам полномочий – постоянные и временные;
4) по порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные;
5) по объему полномочий – высшие и местные.
Что первично механизм государства или функции государства
Функции государства — это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
Функциональный подход к государству, классификация и характеристика его функций и т.д. восходят к органическим
Глава 5. Функции и механизм государства 257
представлениям о государстве как живом организме с присущими ему функциями, т.е. формами его жизнедеятельности.
В своем юридически адаптированном виде понятия «функция», «функционирование» и т.д. применительно к праву и государству означают их действие, деятельность, формы их регулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. Сказать: «право функционирует», «государство функционирует» — это то же самое, что сказать: «право действует», «государство действует».
В этом общеюридическом контексте под «функционированием» государства имеется в виду динамический аспект характеристики государства, деятельно-содержательное проявление его внутренней сущности. При этом следует, конечно, помнить об условности и метафоричности понятий «функционирование», «действие», «деятельность» и т.д. применительно к праву и государству, поскольку на самом деле действуют именно люди как субъекты права и государства, как частные лица, граждане, должностные лица и т.д.
Сущность государства, которая проявляется в его функциях (в его функциональной деятельности), состоит в том, что государство — это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. Этим обусловлены следующие свойства и характеристики функций и функциональной деятельности государства:
1. В функциональной деятельности государства проявляется представительный характер государства, которое является не природным организмом, а специфической социальной организацией, представляющей и реализующей общую волю и общие интересы свободных людей — членов государства (граждан). Поэтому распространенные в политической теории и практике ссылки — для оправдания своеволия и произвола государства — на некие собственные высшие цели, права и интересы государства (так называемые «государственные резоны») противоречат представительной природе, целям и правомочиям государства и свидетельствуют о его отрыве (отчуждении) от образующих и управомочивающих его граждан и народа в целом как источника суверенной власти и правомерной деятельности государства, его органов и должностных лиц.
В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятельность государства, которая порождается его природой и соответствует его сущности. Действия же государства, его отдельных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все нефункциональ-
ные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер.
2. Функции государства нельзя смешивать с теми или иными сферами деятельности государства и задачами, которые при этом решаются с помощью государственно-правовых средств и методов.
Государство, как и право, действует во всех сферах социальной жизни людей, определяя соответствующий порядок отношений и способ разрешения задач в этих разнообразных сферах — в сфере экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, окружающей среды и т.д. Это, однако, вовсе не означает, будто у государства есть экономическая, экологическая, культурная, образовательная и другие подобным образом (т.е. по сферам социальной жизни) сконструированные функции.
Ничего специфически государственного (и государственно-правового) в самих по себе занятиях экономикой, культурой, наукой, экологией и т.д. нет. Ведь государство — это не организация для решения экономических, культурных, экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика. С точки зрения функций государства (и права) определяющее значение имеют не сами по себе эти и другие сходные задачи и те сферы, где они возникают и требуют решения, а именно надлежащий государственно-правовой порядок их разрешения.
3. Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей.
Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка.
К числу таких отдельных основных функций государства относятся: правоустановительная функция, правореализаторская функция, правозащитная функция, внешнегосударственная функция.
В числе названных функций три первые являются внутренними функциями и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета государства. Четвертая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществление внешнего суверенитета государства.
Глава 5. Функции и механизм государства 259
Внутренние и внешняя функции государства тесно взаимосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга.
Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.).
Исходное и определяющее значение этой функции обусловлено правовой природой государства, внутренним (сущностным) единством права и государства, неразрывной связью между ними как необходимыми всеобщими формами признания и осуществления свободы людей в виде субъектов права и субъектов государства.
Государство так же невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу пра-воустановительная функция — это одновременно и государ-ствоустановительная функция. Конституирование государства означает прежде всего его правовое оформление, т.е. определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни.
Правоустановительная деятельность, как и другие функции государства, — это не только суверенное право, но и безусловная обязанность государства (как организации публичной власти свободных людей), отличающая его от деспотической формы властвования.
Правоустановительная деятельность представляет собой процесс постоянного изменения и обновления действующего права, причем сама эта деятельность (ее формы, процедуры, субъекты, их правомочия и т.д.) тоже урегулирована правом и совершенствуется вместе с развитием правовой и политической культуры общества.
Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.
Правореализаторская функция призвана обеспечить все формы реализации права (осуществления правомочий, обязанностей и соблюдения запретов, применения права) как в деятельности самого государства (всех государственных органов и должностных лиц), так и применительно к поведению людей.
Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Уже
сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.
Правореализаторская функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства, его органов и должностных лиц по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина и исполнения ими своих обязанностей.
Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.
Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.
Осуществление правозащитной функции — одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 2), «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства».
В рамках правозащитной функции существенное значение имеет последовательное соблюдение государством данных им гарантий в области прав и свобод человека и гражданина. Такие гарантии закреплены и в Конституции Российской Федерации, например в ч. 1 ст. 17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Внешняя функция государства — это деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных отношений.
Данная функция включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества (политического, экономического, научно-технического, культурного и т.д.) с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества государств, преодолению войн и упрочению мира между народами.
В том или ином виде и исполнении рассмотренные функции — при всех существенных различиях в характере, объе-
Глава 5. Функции и механизм государства 261
ме, приоритетах соответствующей функциональной деятельности в разных государствах — присущи государствам всех исторических типов. Конкретное содержание этих функций менялось, конечно, от эпохи к эпохе, но каждое государство в меру своей развитости осуществляет такие основные функции, обусловленные природой публично-правовой власти.
Большой новизной (в плане и содержания, и развитости правовых форм и процедур осуществления государственных функций) отличается функциональная деятельность современного правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве дает основание для трактовки в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполнительную и судебную функции.
Однако такая классификация функций не имеет универсального значения, поскольку не соответствует функциональной деятельности государств других исторических типов, в которых еще не было разделения властей, присущего современному правовому государству.
Применительно к социальному государству в литературе принято в числе функций выделять и социальную функцию, под которой имеется в виду деятельность государства по социальной защите людей и обеспечению достойных условий жизни для всех членов общества. Определенные основания для этого содержатся и в Конституции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Подобная социальная деятельность государства имеет, несомненно, существенное значение. Но, характеризуя такую деятельность в качестве самостоятельной государственной функции, не следует забывать, что речь при этом идет лишь о современном социальном правовом государстве. Необходимо также учитывать, что вообще все функции всех типов государств, как, впрочем, и любое государство, носят социальный характер.
2. Механизм государства
Механизм (аппарат) государства — это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства.
Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная структура государственной власти, институциальная форма существования государства и осуществления государственной власти.
Понятия «механизм», «аппарат» и т.д., используемые при характеристике государства, восходят к механистическим представлениям о государстве как о машине, техническом аппарате, точном механизме, которые служат моделью и образцом для конструирования и работы государственной машины.
Такое уподобление государства — машине, системы государственно-властных учреждений — техническому механизму и т.д. страдает существенными недостатками, поскольку игнорирует специфику государства и государственной власти. Государство — это не техническое, а социальное образование. Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей. Именно свободные люди формируют соответствующее государство как институционально-властное выражение и осуществление достигнутой ими ступени и формы свободы.
Государство — в его человеческом измерение и рациональном понимании — состоит из свободных индивидов — граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные и т.д.) — это институциализированные (организованные) группы (соединения, совокупности) граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются теми или иными государственно-властными полномочиями и осуществляют их.
В институционально-властном плане государственный орган, учреждение, должность (должностное лицо) — это структурная часть механизма (аппарата) государственной власти, наделенная определенным объемом государственно-властных полномочий.
Все государственные органы, учреждения, должности и т.д., составляющие механизм (аппарат) государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих полномочий и т.д. определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.
Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенции различ-
Глава 5. Функции и механизм государства 263
ных государственных органов, возглавляемых высшими органами, которые наделяются суверенными государственно-властными полномочиями.
В иерархизированной системе государственных органов, учреждений и должностных лиц каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.
Компетенция государственного органа (учреждения, должностного лица) — это совокупность его государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. Причем права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера.
Система государственных органов, их компетенция и т.д. в существенной мере зависят от типа и формы государства.
Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти.
При этом законодательную власть осуществляет представительный орган — парламент (однопалатный или двухпалатный).
Исполнительную власть осуществляют глава государства (президент, конституционный монарх и т.д.), правительство, различные министерства и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти.
В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. Законодательство в правовом государстве, как правило, предусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.
В ряде классификаций государственных органов суды вместе с некоторыми другими органами (прокуратурой, органами внутренних дел, безопасности и т.д.) объединяются в отдельную группу «правоохранительных», «судебных (правоохранительных)», «силовых» органов и т.д.
Подобные классификации и соответствующие характеристики данных государственных органов являются с правовой (и государственно-правовой) точки зрения неверными.
Прежде всего следует отметить, что правоохранительными, правозащитными являются все государственные органы. Выделение отдельной группы каких-то особых «правоохранительных» органов означает, будто все остальные государственные органы в сфере своей компетенции не занимаются и не должны заниматься правоохранительной, правозащитной деятельностью.
Далее очевидно, что в условиях разделения властей (в частности отделения судебной власти от власти исполнительной) прокуратура и некоторые другие органы юридического профиля работы (например государственный нотариат) относятся к системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи необходимо отметить, что и в Конституции Российской Федерации положения о прокуратуре (ст. 129) ошибочно включены в гл. 7, которая посвящена судебной власти.
Ошибочной является и распространенная характеристика ряда министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы и т.д.) в качестве «силовых органов». При этом имеется в виду то обстоятельство, что в компетенцию соответствующих государственных органов входит и правомочие по применению определенных законом мер принуждения и управлению соответствующими контингентами вооруженных лиц (армия, внутренние войска, войска пограничной службы, вооруженная охрана тюрем, лагерей и т.д.).
Но правомочие того или иного государственного органа по управлению — в надлежащем правовом порядке — так называемыми «силовыми структурами» (армией, внутренними войсками и т.д.) вовсе не означает, будто сам этот управленческий орган (его подразделения и должностные лица) является «силовым». Свойства управляемого объекта нельзя превращать в характеристики управляющего субъекта. Источником повышенной опасности является транспортное средство, а не лицо, управляющее им. Музейные шедевры не делают директора музея «шедевральным».
Аппаратно-жаргонная характеристика некоторых государственных органов в качестве «силовых ведомств», «силовых структур» и т.д. противоречит правовой природе государства и его органов, не соответствует содержанию и смыслу их управленческой компетенции, их месту и роли в системе органов государственной власти.
Глава 5. Функции и механизм государства 265
Основная юридическая особенность органов, обычно называемых «силовыми», состоит в их правомочии применять соответствующие (предусмотренные в законе) меры государственно-правового принуждения. Поэтому было бы правильно именовать их не «силовыми органами», а правопринудительными органами (органами правового, государственно-правового или властно-правового принуждения).
Сами же вооруженные формирования (армия, внутренние войска и т.д.) — это объекты не только ведомственного управления, но прежде всего и главным образом общегосударственного ведения и руководства. Общегосударственное руководство такими вооруженными формированиями — один из существенных критериев наличия государственно-правового строя и суверенитета государства, его способности вести контролируемую, самостоятельную и независимую внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому именно высшие государственные органы (глава государства, правительство, парламент) во всех государствах наделяются верховными (суверенными) государ-ственно-властными правомочиями в области организации и руководства вооруженными силами.
Так, в Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 80, 83, 87, 88), Президент Российской Федерации как глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной це-
лостности, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, утверждает военную доктрину Российской Федерации, имеет право в соответствующих случаях ввести военное положение и чрезвычайное положение. Рядом верховных правомочий в данной сфере обладают и другие высшие органы государства. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы о военном положении и о чрезвычайном положении, а также федеральные законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации. К ведению Совета Федерации Федерального Собрания относятся, в частности: утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст. 102). Правительство Российской Федерации, по Конституции (ст. 114), осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, охране общественного порядка и т.д.
В целом ряде современных развитых правовых государств, по сложившейся традиции, государственные органы, именуемые у нас «силовыми», возглавляются не военными, а гражданскими лицами, нередко — женщинами. Наблюдается тенденция к демилитаризации также и управленческого аппарата соответствующих государственных органов. Подобная государственно-правовая практика направлена на преодоление ведомственности и кастовой закрытости в деятельности этих органов, усиление их ответственности перед обществом, укрепление общеправовых, общегосударственных начал в организации и управлении вооруженными силами страны.
Механизм (аппарат) государства — это не самоцель, а организационная форма и средство реализации суверенной государственной власти в соответствии с требованиями правопорядка и законности. От качества работы этого аппарата, уровня его демократичности и компетентности, от его готовности и способности защитить и удовлетворить права и законные интересы простых людей в существенной степени зависят реальное положение дел в стране и благосостояние народа, мера доверия отдельных лиц и общества в целом к государству.
Государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.
Глава 6. Правосознание и правовая культура 267
Отмеченные недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату. Традиционные пороки бюрократизма и корпоративизма, игнорирования права и пренебрежения интересами граждан и т.д. сочетаются в нем пока что с явной неспособностью справиться хотя бы на минимально приемлемом уровне со своими прямыми обязанностями — с надлежащим осуществлением основных функций государственной власти в режиме правовой законности и правопорядка. Особенно отчетливо это проявляется в сфере правозащитной функции государства, о чем свидетельствуют бездействие многих положений Конституции и текущего законодательства, нарушения прав и свобод человека и гражданина, бурный рост преступности, коррумпированность государственного аппарата, практика сращивания различных его звеньев с организованной преступностью и т.д.
Основными формами и направлениями борьбы против этих традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.