Что первично материя или разум
Разум и тело едины?
В рамках дискуссии о том, что первично, материя или разум, ДНК можно рассматривать несколькими способами.
Материя первична. Ваша ДНК определяет ваш характер в сочетании с внешним влиянием или приобретённым поведением, которые в свою очередь также являются скорее проявлением физической реальности вокруг вас, нежели действием вашего личного разума.
Разум первичен. Вы сознательно решаете, какие черты характера из ваших генов активировать. Как вы будете рассматривать вашу жизнь, и какой образ жизни выберете, влияет на вашу ДНК.
Оба эти утверждения верны. Исследования ДНК показывают, настолько сильна связь между материей и разумом ― вашим разумом и организмом.
Возможно, некоторые слышали термин «эпигенетика». Это область исследований, которая изучает внешнее влияние на генетику (epi в переводе с греческого означает вне). ДНК состоит из многих генов ― основных физических единиц, отвечающих за передачу наследственных характеристик. Какие именно гены будут активированы, зависит от ряда факторов ― среды, в которой вы живёте, вашего восприятия среды, образа жизни и жизненного опыта ваших ближайших предков.
Жизненный опыт оставляет отпечаток на генах
Поведенческая эпигенетика обнаружила, что события, пережитые людьми в жизни, могут оставлять «шрамы» на их генах, и они могут передаться последующим поколениям.
В статье журнала Discover это описано следующим образом: «Евреи, чьи пра-прадедушки и пра-пра-бабушки пережили погромы в Российской империи; китайцы, чьи предки прошли через ужасы «культурной революции»; молодые иммигранты из Африки, чьи родители пережили этнические конфликты; люди любой национальности, которые выросли у родителей-алкоголиков или родителей, склонных к насилию ― все они несут в себе не только воспоминая… Наш опыт и опыт наших предков никуда не исчезает, даже если он был забыт. Он становится частью нас на молекулярном уровне».
Любой опыт, как положительный, так и негативный, оставляет свой след.
В данном случае материя влияет на разум ― внешние факторы порождают стресс или, наоборот, ощущение любви и защищённости. Но состояние разума человека также влияет на материю ― на его гены.
Потомки находятся под влиянием генетических «шрамов». Но они могут сделать свой выбор в жизни, который приведёт к определённому опыту, положительному или отрицательному, и оставит след на последующем поколении.
Упражнения влияют на генетику
Пища и химические вещества, воздействию которых мы подвергаемся, могут повлиять на активацию определённых генов. Каролинский институт в Стокгольме провёл исследование, чтобы выяснить, обладают ли упражнения схожим эффектом.
Они обнаружили, что физические упражнения приводят к большому числу изменений в некоторых частях генома, в основном в тех, которые отвечают за метаболизм, инсулиновую реакцию и мышечное здоровье.
Мален Линдхольм, одна из учёных, сказала: «Благодаря тренировкам на выносливость, которые доступны для большинства людей и не требуют больших финансовых затрат, мы можем вызвать перемены, влияющие на работу наших генов, обрести здоровые и более функциональные мышцы. Это улучшит качество нашей жизни».
Важная причина сохранять позитивный настрой
Брюс Липтон, биолог, изучающий стволовые клетки, в видеопрезентации и своей книге «Биология веры» объясняет, как каждая клетка воспринимает внешние раздражители. Под действием раздражителей из её ядра для использования отбираются отдельные гены ― гены, необходимые для реакции на данную внешнюю среду.
Если восприятие отсутствует, ДНК остаётся неактивной.
«Гены не активизируются сами по себе… они не могут сами управлять собой, ― говорит Липтон, ― если клетку отрезать от воздействия внешней среды, она ничего не сможет сделать. Жизнь зависит от того, как клетка отвечает на окружающую среду».
Кроме того, с точки зрения Липтона восприятие существа на внешнюю среду выполняет роль фильтра между реальной окружающей средой и биологической реакцией на неё.
«Восприятие переписывает гены, ― считает Липтон, ― позитивные мысли способствуют росту либо активируют связанные с ростом гены. Негативные мысли (особенно страх или неприязнь) стимулируют реакцию защиты ― реакцию борьбы или бегства, которая препятствует росту.
Разум влияет на материю во время внутриутробного развития
Липтон и другие учёные считают, что существует связь между чувствами матери (любовь, страх, счастье или стресс) и физическим развитием эмбриона в её утробе.
«Признание роли окружающей среды во время пренатального развития в возникновении болезней заставляет пересмотреть идею о генетической предрасположенности», ― говорит Липтон.
И снова положительные мысли стимулируют рост, а негативные ― вызывают защитную реакцию.
В своей книге «Биология веры» Липтон цитирует специалиста по пренатальному развитию д-ра Питера Натаниэлса: «Всё большее число доказательств свидетельствуют, что окружающая среда во время развития плода в утробе матери настолько же важна (если не больше), как и гены. Она программирует наше будущее физическое и психологическое здоровье».
Д-р Томас Верни, основатель Ассоциации пренатальной психологии и здоровья, писал: «Учёные приходят к выводу, что живой организм ― это „динамичная система“, способная активно перепрограммировать поведение генов, чтобы приспособиться к переменам во внешней среде».
Это – основной вопрос философии, на который у меня есть достаточно простой ответ.
Сознание не существует вне материи, и этому есть доказательство. Если бы сознание существовало вне материи, то человек получал бы сознание как некую программу в готовом виде извне. Но такого не происходит. Всякий взрослый человек скажет, что его сознание не было дано ему извне в готовом виде, а оно было сотворено им же самим под воздействием многих факторов: общественных приоритетов (например, в некоторых мусульманских странах люди лишены выбора и они вынуждены выбирать только ислам), своих моральных ценностей, полученных от воспитания; своих собственных интересов; своих собственных способностей; своего темперамента; своей образованности; наличия или отсутствия критического (аналитического) ума. Эволюция (изменение) сознания человека в процессе его взросления доказывает, что сознание существует в человеке и творится им же, а не дано извне в готовом виде. Следовательно, материя первична, а сознание человека вторично.
Но сознание человека влияет на качество материального (внешнего) мира, в котором этот человек живёт. Поэтому сознание человека первично по отношению к качеству внешнего мира. Если сознание у человека качественное, то и внешний мир, который человек создаёт вокруг себя, будет качественным.
В Библии «Богом» назван «Святой Дух», а словосочетание «Святой Дух» с иносказательного переводится как совершенное (качественное) сознание. Библия несёт в себе совершенное сознание («Всё Писание богодухновенно…»), и она для того и создана, чтобы каждый человек обрёл совершенное (качественное) сознание («Святого Духа» = мудрость), с помощью которого он смог бы сотворить вокруг себя качественный материальный мир и качественное (совершенное) общественное устройство – диктатуру Закона (иносказательно: «Божье Царство на земле»).
В дополнение к сказанному хотелось бы добавить доказательство того, что никакого «Творца», в которого верят все религиозники, не существует. И у меня есть простое доказательство этому. И основано это доказательство на практике. На практике никто не может сотворить материю из ничего. Материю можно преобразовать из одного состояния в другое, но сотворить материю из ничего невозможно в принципе. А если материю невозможно сотворить из ничего, то материю нельзя назвать творением. А если материю нельзя назвать творением, то нет и «Творца», ибо «Творец» может существовать только в причинно-следственной связи с творением. И если нет творения, то нет и «Творца». Это и есть простое доказательство того, что «Творца», в которого верят все религиозники, не существует. И библейским «Богом» является не «Творец», а Закон, истина, идея (атеистическое учение Христа), мудрость (атеистическое сознание Христа), справедливость. (Смотрите схему вверху).
Что первично материя или разум
Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?
Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?
2. Свои представления
3. Представленность своих представлений
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ: ФИХТЕ И МАРКС
Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?
2. Свои представления
Здесь поднимается проблема теоретического и практического сознания.
Суть в том, что если нет отношения сознания к себе, то нет и ничего существующего.
Сегодня это разбирали:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ: ФИХТЕ И МАРКС
Разум дан человеку для того, чтобы изменять этот мир в лучшую сторону.
.
Хотя понятие разума у вас очень неясное (логическая ошибка), но с термином «применительное» можно условно согласится.
Повторяя философию Фихте, столкнулся с удивительной связью с позицией К. Маркса.
Печатается по тексту Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 3, стр. 1—4
Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?
_Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?_
«»Само»»(соло)-дурь(психа). ))
Вся философия до Маркса была идеалистична. Представляете все эти придурки утверждали что сознание первично. Называть по фамилиям?
_Вся философия до Маркса была идеалистична. Представляете все эти придурки утверждали что сознание первично. Называть по фамилиям?_
Вся философия до Маркса была идеалистична. Представляете все эти придурки утверждали что сознание первично. Называть по фамилиям?
всё зависит от системы отсчета
лично для меня моё сознание первично, а мир вторичен
для какого-то другого сознания, функционирующего другим способом, всё может выглядеть по-другому
Первично материя. Сознание в полном наборе качеств появилось примерно 250 млн. лет назад.
Сознание обусловлено процессами, происходящими в материи
А кстати, что такое «процесс»?
А вам не приходило в голову что материя и сознание есть одно и тоже? Кто не согласен найдите хоть одно различие между ними.
А вам не приходило в голову что материя и сознание есть одно и тоже?
Не пали контору))) А то еще им в голову придет что имманентное и трансцендентное тоже тождественно.
провокация на комментарий.
Материя служит Духу.
Было время, когда материи не было, и времени не было. Вселенная образуется и разрушается. Дух же вечен и бесконечен.
сознание\психика «впаяны» в мир и разделять их не стоит
нет никакой первичности-вторичности, если время порождение сознания
вне сознания времени нет, некому констатировать перемены
Друзья вы как большевики, выдвигаете лозунги без всякого обоснования. Надоели голословные утверждения, а где логические обоснования? Нейтральная субстанция, кто ее видел? Кто ее обосновал теоретически?
ФШ топчется на граблях в вопросе сознания, идеального и материи.
Если говорить о первичности, то никакого сознания в смысле знаний и мышления, как мы их знаем, быть не могло на стадии образования звёзды с планетами из газовой туманности. Панпсихизм или psi-фактор с неизбежностью должен быть в этой туманности в порядке каузальной замкнутости и сродства с сознанием, возникающим из psi-фактора у человека одетого.
Может уже хватит тупить про сознание у газовой туманности, состоящей из водорода?
Какая туманноссть, это сказки нашего сознания и не больше. Так вы скажете мы ее видим. А где видим, в своем сознании. А что за пределами сознания? И есть ли предел этому сознанию?
Мы видим вещи там где они есть. Можете посмотреть на стул, подойти к тому месту где он виден, потрогать, сесть и застрелиться.
Нейтральная субстанция, кто ее видел?
Если мы допускаем, что нейтральная субстанция это форма, то мы ее видим каждый день. Вы видели или можете себе представить чистую неоформленную материю? Также и с сознанием, все ментальные ощущения и интенции всегда тем или иным образом оформлены.
У Бертрана Рассела и отдаленно у Спинозы есть «обоснования» нейтральной субстанции. Вообще по хорошему логические «обоснования» формы, т.е. по сути оформление формы уже заранее обречено быть бессмысленным. Логические «обоснования» нейтральной субстанции, будь хоть это форма или что либо еще, это все равно что строить жилой многоэтажный дом из пластика, вместо кирпича. Толку от таких «обоснований» будет ноль. Разве что эффект внушаемости, видимость «истины в последней инстанции» добавит. Спинозе в этом плане удалось создать в своей «Этике» эффект внушаемости своими «доказательствами».
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Основной вопрос философии: бытие и сознание
Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие»-«природа»-«материя» и «дух»-«мышление»-«сознание» в данном случае употребляются как синонимы.
В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).
Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. Но ясно и другое: невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете — это не одно и то же.
Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.
Ф. Шеллинг говорил о соотношении объективного, действительного, мира, который находится «по ту сторону сознания», и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания».
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Материализм (основатель Демокрит) — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).
Особое направление материализма — вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
2. Идеализм — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.): реально существует только идея; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания; «мир вещей» является лишь воплощением «мира идей»; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.
3. Дуализм (Декарт) — течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия — материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи — от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.
4. Деизм (французские просветители XVIII века) — направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) — направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
2. Рационализм (основатель Р. Декарт) — течение философии, сторонники которого полагали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.
3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) — особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
4. Гностицизм (как правило, материалисты) — философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.
5. Агностицизм (Э. Кант и др.) — направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует», «Бога не существует». Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».
Основной вопрос философии.
Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:
Эта проблема существует в различных формулировках:
· как отношение духа к природе
· отношения души и тела
· создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии –онтологическая и гносеологическая.
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Представим это в виде схемы 12.
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:
Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют:
При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:
Материализм(в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
В соответствии с взглядами материалистов:
· материя реально существует
· она существует независимо от сознания
· материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя
· материя существует и развивается по своим внутренним законам
· сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю)
· сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей
· сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.
Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.
Идеализм(в литературе часто – линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяют два самостоятельных направления:
· объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
· субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон.
Согласно взглядам представителей объективного идеализма:
· реально существует только идея
· вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»
· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле)
· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.);
· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец
· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что:
· всё существует только в сознании познающего человека (субъекта)
· идеи существуют в разуме человека
· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения
· вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.
И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм.Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.
Дуализм –основан Декартом, суть его заключается в том, что:
· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Плюрализм(субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).
Деизм –направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).
Эклектизм –направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.
Структура философии
Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии стали онтология, гносеология, этика.Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.
По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины:логика (наука о законах мышления), эстетика (учение о законах прекрасного), история философии (изучает развитие философской мысли, от ее зарождения до наших дней). В онтологии появились новые подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Таковыми подразделами являются философия природы, философия техники, философская антропология, социальная философия(наука об обществе, его генезисе), философия права, философия культуры, философия истории.В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.
1. Что первично, сознание или материя?
2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.
Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)
1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.
3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс)
Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
Разновидности Идеализма:
1. Объективный— не зависящий от человеческого сознания.