Что пастернак считал целью творчества
Что пастернак считал целью творчества
Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения созвучны стихотворению Б Л. Пастернака?
Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», — эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Марина Цветаева в стихотворении «Я счастлива жить образцово и просто» счастье свое видит в том, чтобы «жить так, как пишу: образцово и сжато». Ее предшественник Н. А.Некрасов считал своим долгом быть поэтом−гражданином и творчеством нести пользу людям, служить Родине. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать. —
становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.
Б.Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» провозглашает свое назначение:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Все три автора при всей их индивидуальности единодушны в одном: если тебе дано предназначение быть поэтом в России, то жизнь твоя должна быть подчинена этому предназначению.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?
10.2. Как в стихотворении метафоры и фразеологизмы помогают передать идею произведения?
10.1. В 1956 году Пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху. Стихотворение стало своеобразным кодексом чести настоящего литератора. Рассуждая о цели творчества, в последнем четверостишии автор приходит к выводу, что поэт или писатель должен
… быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т. е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях. Поэт не должен отступать от своего призвания — искать истину и нести её людям.
10.2. В стихотворении Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» раскрывается тема творчества. По мнению Пастернака, поэт не должен отступать от своего призвания — искать истину и нести её людям, он должен жить полнокровной жизнью, быть искренним и честным. Раскрыть идею стихотворения помогают метафоры и фразеологизмы. Особую яркость стихотворению придают фразеологизмы: «быть притчей на устах у всех», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Использование фразеологизмов в силу их известности и широты употребления делает заключения автора беспрекословными, абсолютно логически обоснованными. Метафоры также помогают убедить читателя в правильности авторской позиции. Примером такой метафоры является выражение «услышать будущего зов», означающее, что поэт обладает великим даром предвидения. Таким образом, метафоры и фразеологизмы работают на раскрытие идеи произведения.
«Цель творчества- самоотдача» (Б.Пастернак) (ЕГЭ обществознание)
Известный русский поэт и писатель Борис Пастернак, в своем высказывании поднимает проблему главной задачи творчества. Данная проблема является актуальной в условиях современного общества.
Автор полагал, «Цель творчества- самоотдача», таким образом он хотел сказать, что главное в творчестве это не какая-то коммерческая выгода, а самореализация, получение удовольствия от самого процесса творчества. Я согласна с мнением автора, ведь многие из нас после трудного рабочего дня ходят в музыкальные, художественные школы, не для выгоды, а для удовольствия.
Творчество- это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Оно направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Выделяют три основных вида творчества: научное, техническое и художественное. Так же существуют различные механизмы творчества, такие как комбинирование, фантазия, интуиция и воображение.
Творчество является неотъемлемой частью многих людей.
Что же заставляет людей творить? Зачем уставший после работы человек садится и, например, рисует картины или пишет стихи? Дело в том, что, погружаясь в творческий процесс, человек остается наедине с собой, со своими мыслями, он отдыхает душой. В конечном итоге не все получают новый предмет, который станет предметом мирового искусства, но зато каждый из нас получит душевное спокойствие и равновесие, так как мы создали то, чего ранее в природе не существовало. Существует не мало примеров, которые подтверждают, целью творчества является самоотдача, а не деньги или слава. В произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова очень любила петь, и делала она это не для других, а для себя. Пение успокаивала ее душу, и в него она вкладывала все свои силы. От пения Наташи людям вокруг становилось спокойнее и это дарило им, а Андрея Болконского наталкивало на размышления о жизни.
Рассмотрим такую известную личность как Эмили Дикинсон. Оно была застенчивой затворницей, которая едва ли опубликовала некоторые из её стихов в течение жизни. И только после смерти Эмили, её сестра Лавина обнаружила почти 1800 стихов и опубликовала их. Огромное количество стихов было написано, но почти не были опубликованы лично ей. Значит она писала свои стихи только для себя, для своего душевного спокойствия, а не ради денег.
Таким образом можно сделать вывод, что главное в творчестве- это самоотдача. С помощью творчества человек может решить свои душевные проблемы. Те люди, которые занимаются творчеством только ради славы, никогда не понимали какое душевное спокойствие обретают те люди, которые занимаются этим для себя. Не каждый из нас обладает какими-то огромными талантами, но все же мы рисуем или пишем стихи, которые помогают обрести гармонию с самим собой.
Раскрытие смысла высказывания я засчитала, но я бы сразу уточнила еще, что творчество – это один из видов деятельности, чтобы сразу приблизить тезис именно к обществоведению. Во втором абзаце хорошо раскрыта идея.
Понятие творчества – хорошее. Но творчество, как Вы указали, не направлено на решение любых проблем.
Оно направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей.
«Или» тут лишнее. Теории, как мне кажется, маловато. Вы, например, могли написать про саму деятельность, так как творчество – её вид, еще указать признаки творчества: неповторимость, уникальность, оригинальность. Поэтому ставлю 1 балл. Еще вы пишете о том, что человек во время творческого процесса «отдыхает душой», обретает душевное спокойствие. В обществоведении для этого есть специальный термин – компенсаторная функция. Употребление обществоведческих терминов позволит Вам приблизиться к формату ЕГЭ, писать мини-сочинение не бытовым языком, а именно научным, что немаловажно. Кроме того, к компенсаторной функции можно сразу написать другие функции творчества, что будет являться теоретическими положением, что прибавит баллов по 2-му критерию.
Теория у Вас не связана логическими выводами, не вытекает одно положение из другого. Поэтому 0 баллов.
Примеры я засчитала – они хорошо показывают именно самовыражение героев и ту саму компенсаторную функцию. Кроме того, взяты из разных источников.
В целом Ваше мини-сочинение – хорошее, в следующий раз больше внимания обращайте на теоретическую часть и связность Ваших положений. Также советую Вам писать более «обществоведческим» языком.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Цель творчества – самоотдача (Борис Пастернак)
Автор этого высказывания хотел донести до нас мысль о том, что главным в творчестве является не извлечение из него коммерческой выгоды, а процесс самореализации творческого человека.
Я согласен с мнением знаменитого поэта и писателя, так как тоже полагаю: истинное творчество связано с вдохновением – когда человек полностью погружён в процесс создания новых произведений и испытывает душевный подъём от этой деятельности. А если он творит только для того, чтобы продать своё произведение, – то это уже бизнес.
Обратимся к теоретическому смыслу данного изречения Пастернака. Творчеством называется такой вид человеческой деятельности, который порождает нечто совершенно новое, никогда раньше не существовавшее. Творчество может быть художественным, научным, техническим. Оно является неотъемлемой частью человеческой культуры. В свою очередь, культура бывает народной – создаваемой анонимным творцами, которые не имеют профессиональной подготовки; элитарной – создаваемой привилегированной частью общества и сложной для понимания неподготовленного человека; массовой – рассчитанной на обывателей с усреднённым вкусом и уровнем восприятия.
Историческим примером правильности высказывания Бориса Пастернака может послужить вся сокровищница устного народного творчества – сказки, детские песенки и потешки, пословицы и поговорки. Люди создавали все эти произведения не для того, чтобы продать их кому-то. А чтобы дать простор своей фантазии, творческому вдохновению; чтобы донести до создания своих детей мудрые и полезные жизненные советы. Многие русские народные сказки сохранились до нашего времени и известны нам исключительно благодаря усилиям выдающегося этнографа XIX века Александра Николаевича Афанасьева. Он в разных регионах нашей страны со слов неграмотных крестьянок записал старинные сказки и издал их в виде сборников. Этот человек тоже занимался творчеством для самоотдачи, а не ради денег: его книги не были коммерческими, нацеленными на получение прибыли.
Примером из литературы можно назвать сюжет известной пьесы («маленькой трагедии») А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Моцарт показан в ней творческим гением, который так же просто и естественно сочиняет прекрасную музыку, как поют птицы. А Сальери изображён человеком, который стал известным композитором только благодаря настойчивому труду и работе над собой. Несмотря на все усилия, у него не получается создать настолько гениальной музыки, как у Моцарта, и он мучается от зависти к коллеге. При этом оба они занимаются творчеством вовсе не для того, чтобы, продавая свои произведения, суметь прокормить себя и свою семью. А для того, чтобы самореализоваться, реализовать свои замыслы и душевные порывы.
Таким образом, можно сделать вывод, что главными в творчестве являются самоотдача и самореализация. Сочиняя литературные произведения или музыку, создавая картины или скульптуры, человек даёт выход своей внутренней энергии, своим душевным силам, и обретает гармонию с самим собой. Творчество – это эмоциональная потребность и попытка самосовершенствования.
Борис Пастернак быть знаменитым некрасиво.
*
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака
Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии.
Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов.
Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках,
Налет символизма в этой книге был достаточно силен. Стихотворения Пастернака той поры изобилуют метафорами, иносказаниями, ассоциативной образностью.
В “Лирике” происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в
В этой статье Пастернак выражает свою радость от существования талантливого поэта Маяковского и высказывает два требования, которые должны быть применимы к настоящему поэту и которым отвечает поэзия Маяковского. Во-первых, ясность творчества. Во-вторых, ответственность перед вечностью, которая является судьей настоящего поэта.
В своей статье Пастернак соизмеряет творчество с категориями вечности и бессмертия. Так Пастернак понимает роль поэта, и такое отношение к поэту и поэзии пройдет через все его творчество.
С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений. В статье “Несколько положений” Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций. Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.
В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака “Сестра моя – жизнь”. Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле “Занятие философией”. Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях “Определение поэзии”, “Определение души”, “Определение творчества”.
Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.
Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака “Доктор Живаго” и в последнем поэтическом сборнике поэта “Когда разгуляется”. Герой “Доктора Живаго” Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Живаго – творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: “Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским”.
Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа. Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.
Пастернак – христианский, православный поэт. Творчество для него – это Божий дар, как и сама жизнь. От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества. Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей.
Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.
В последнем сборнике Пастернака “Когда разгуляется” тема творчества звучит в стихотворениях “Во всем мне хочется дойти…”, “Быть знаменитым некрасиво…”, “Ночь” и др. Проанализируем три эти стихотворения.
В стихотворении “Во всем мне хочется дойти…” Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:
О беззаконьях, о грехах,
Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:
Во всем мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:
В стихи б я внес дыханье роз,
Луга, осоку, сенокос,
В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, – это Божий дар. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт.
Истинному поэту не надо быть знаменитым, “не надо заводить архива, над рукописями трястись.”, ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство. Пастернак определяет цель поэзии: “цель творчества – самоотдача”, а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность. Во-вторых, поэт должен быть самобытным, а его творчество индивидуальным, и, в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, то есть любить жизнь, быть близким к ее проблемам:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
И тогда поэт станет способным “привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов”. Свое понимание творчества Пастернак выражает в стихотворении “Ночь”. Герой стихотворения, летчик, отождествляется с поэтом.
Летчик предстает в контексте всего мира. Он летит над городами, казармами, кочегарками, вокзалами, поездами, а также Парижем, материками, афишами. Летчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он заложник вечности, времени:
Не спи, не спи, художник,
Ты вечности заложник
Многочисленные повторы, анафоры, трехстопный ямб, обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем, не отрекаться от жизни.
Таким образом, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободившись от давления формы над содержанием, Пастернак приходит к действительной ясности, содержательности стихов. В течение всей своей жизни Пастернак пытается определить цель искусства, поэзии, назначения поэта; особенно четко, ясно, конкретно это сформулировано в его поздней лирике. Тема поэта и поэзии имеет философское решение в творчестве Пастернака.
Она тесно связана с религиозными убеждениями поэта: творчество воспринимается Пастернаком как ценный Божий дар.
Что же касается “Гамлета”, то судьба Гамлета связывается и с судьбой Христа, и с миссией поэта, творца, избранника. Гамлет отказывается от себя, от своего права выбора, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет “замысел упрямый” Господа.
Он одинок и трагичен в своем подвижничестве. “Я один, все тонет в фарисействе” – определение положения подвижника, поэта в современном ему мире.
Тема “Гамлета” соотносится с темой стихотворения “Рассвет”. Лирический герой берет на себя бремя людских забот. Слияние судьбы лирического героя с судьбой народа – завет свыше.
Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.
Сроднение поэта с “толпой” – тема, отражающая понимание Борисом Пастернаком сути творчества. Поэзия, по словам Пастернака, как и душа поэта, – губка, впитывающая не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.