Что означают звезды на черкесском флаге
Адыгский флаг. Откуда он?
Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из 74 тысяч из исторической ситуации девятнадцатого века. Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюнхене в 1956 году, пишет: «… Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии…».
Нам кажется, будет интересно читателям узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкесию», которое, вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ этой огромной массы людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столько твердой решимости, выраженной народом, защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом».
Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объяснения которого мы обратимся к истории.
Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба девятнадцатого века.
Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.
Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия – антропоморфные фигурки- с зооморфными головами.
Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза майкопских племен. Овал солнечного диска – символ атыхов, древнейших горных скотоводов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» — солнце.
Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н. э. на Северный Кавказ.
Какое – же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала солнечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по которой оставлены 9 звездочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге — напоминание о трех языческих божествах и одновременно завершение солнечного календаря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решетки древнего скипетра, в которой прямоугольная, изначально хаттская мирная земледельческая часть опущена, но, напротив, в силу военно-политической ситуации подчеркнута воинственная «арийская» часть и даже прямолинейно обозначена в виде оперений и наконечников стрел.
Пятиконечные звездочки – это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.
Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская археологическая культура поздне-средиевековых адыгов) позаимствовали из более глубоких слоев эпохи бронзы этого же памятника.
Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. Поэтому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и12 звездами вновь популярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам кажется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знамени. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти предков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.
Нурби ЛОВПАЧЕ,
кандидат исторических наук,
Асфар КУЕК,
кандидат филологических наук,
ведущий научный сотрудник
благотворительного Фонда «Историческая Родина»
Войдите в ОК
Всё про историю Адыгского флага, с древнейших времен.
Такого вы еще не слышали!;) 😛 (Читать сначала)
Для начала, перечислю современное понимание звезд и стрел!
Флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены 12 золотых звезд и три золотых перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Отношение ширины флага к его длине 1:2.
три стрелы также ассоциируются с богом кузнецов Тлепшом.
В законе от 24 марта 1992 года цвет полотнища был тёмно-зелёным (аквамариновым). (цвета морской волны)
12 звезд на зеленом поле символизируют 12 адыгских племен
1. Абадзехи.
2. Бесленеевцы.
3. Бжедуги.
4. Егерухаевцы.
5. Жанеевцы.
6. Кабардинцы.
7. Камергоевцы.
8. Мамхедовцы.
9. Махошевцы.
10. Натухаевцы.
11. Хатукаевцы.
12. Шапсуги.
Исторический факт, основанный на сообщении Эдмонда Спенсера, цитирую из его книги.
Писал Эдмонд Спенсер, очевидец события. Конец цитаты.
В любом случае, чуть дальше, мы вычислим автора флага.
Когда бы они ни делали вылазку, национальное знамя всегда несут во главе части, и на каждой всенародной ассамблее оно выставляется на самом видном месте. Одним словом, энтузиазм этого самого вспыльчивого народа после всеобщего принятия национального символа превышает воображение. Это обстоятельство, действительно, дало прирост моральной силы и уверенность в справедливости их дела; с уверенностью в конце концов торжествующей, что русским будет крайне трудно победить и это все делает окончательный исход спора более, чем сомнительным, даже если бы горцы были оставлены с их собственными ограниченными ресурсами.
p.s. Тот же 1830 год, тот же Спенсер, та же книга!
Пример Адыгской песни, связанной со знаменем. Из книги Спенсера.
Слушай, о слушай! Дудка и барабан, Вперед, казаки идут.
Звук военного крика, меч и копье!
Поднимай, поднимай, знамя высокое!
Вооружайся! Вооружайтесь все, Аттехей!
Охраняй равнину, охраняй долину!
Очаг и дом, прощай,прощай!
Мы будем отважны в военной борьбе,
Мы будем счастливы рискнуть жизнью
Смерть или свобода — вот наш зов!
Победи день или благородно умри!
Кто бы побежал, когда опасность зовет?
Сердца свободных людей — это стены свободы
Небеса принимают только храброго —
Ангелы охраняют могилу патриота!
Бьется ли здесь сердце предателя,
Обманываемое коварным московским искусством?
Который свою страну за золото бы продал?
Пусть умрет или бездетным живет!
Слушай! О, слушай! Орудия ревут!
Враг встречает врага, умирать, чтобы больше не расстаться
Вы, рабы, бойтесь взгляда свободных людей,
Победа наша! — Вперед! Вперед!
Однако, именно композиции импровизаторов, в которых они проявляли очень буйную фантазию и теплоту чувства, очень заинтересовали меня. Темы были всегда очень романтичны, и живая манера, в которой их импровизированные слова воспринимаются народом, доказывала, что их темперамент образный и поэтический; и показывала, что какими бы необразованными они ни были, они восприимчивы не только к героическому, но и к возвышенному чувству.
Эти странствующие барды занимают высокое положение в обществе: каждый дом по всей стране открыт, чтобы принять их.
Спенсер. 1830 год.
Общенациональный флаг адыгов (черкесов) 1830 года.
Знамя зарисовал в цвете в 1830 году английский «журналист» Э.Спенсер.
В геральдике звезды всегда олицетворяли вечность, высокие стремления, идеалы. В национальной символике они могут иметь свое значение, отличное от общепринятого. Перекрещенные стрелы обычно означают боевое единство, готовность к самозащите.
Более глубокое копание в происхождении Адыгского знамени.
ничего общего не видите?
Хеттский штандарт, символизировавший устройство мира. Символ солнца. До этого, это был Хаттский штандарт. А Хатты, это мы, Адыги, частично переселившиеся, в свое время, на территорию Турции. (подробнее о Хаттах в соответствующей теме)
Вот эта мысль не моя. Нашел на просторах интернета. Но автор этих строк феноменально информирован, учитывая что он их написал очень давно, не имея новых источников.
Цитирую: «Кто придумал Адыгский флаг? Изучайте этнику и может тогда поймете. Изначально был хеттский штандарт( Я ссылку на него чуть ниже дал ). Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлыми. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца РА: греки, хетты, египтяне»
Что означают звезды на черкесском флаге
« Декабрь 2021 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации девятнадцатого века.
Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюнхене в 1956 году, пишет: «…Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов.
Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии…».
Нам кажется, читателям будет интересно узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкесию», которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени.
Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ? этой огромной массы людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столько твердой решимости, выраженной народом, защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом».
Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объяснения которого мы обратимся к истории.
Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «Адыгэ бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба девятнадцатого века.
Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.
Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия – антропоморфные фигурки – с зооморфными головами.
Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в себе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза майкопских племен. Овал солнечного диска – символ атыхов, древнейших горных скотоводов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» – солнце.
Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н. э. на Северный Кавказ.
Какое же отношение имеет сюжет «Адыгэ быракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала солнечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по которой оставлены 9 звездочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге – напоминание о трех языческих божествах и одновременно завершение солнечного календаря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решетки древнего скипетра, в которой прямоугольная, изначально хаттская мирная земледельческая часть опущена, но, напротив, в силу военно-политической ситуации подчеркнута воинственная «арийская» часть и даже прямолинейно обозначена в виде оперений и наконечников стрел.
Пятиконечные звездочки – это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.
Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская археологическая культура поздне-средиевековых адыгов) позаимствовали из более глубоких слоев эпохи бронзы этого же памятника.
Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. Поэтому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами вновь популярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам кажется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знамени. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти предков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.
Нурбий ЛОВПАЧЕ, кандидат исторических наук, преподаватель Адыгейского госпединститута.
Асфар КУЕК, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник адыгейского научно-исследовательского института, председатель Правления республиканского благотворительного Фонда «Историческая Родина».
Флаг Адыгеи
Символ Адыгеи – исторический флаг черкесов первой трети XIX века – отлично вписался в современную историю республики как знак объединения и единства всех адыгов, проживающих в разных странах и называющихся рассеянной нацией.
Созданный в эпоху объединения адыгских народов в борьбе за независимость Северного Кавказа сейчас он является символом национальной гордости и самобытности горцев. Историческое прошлое, воплощенное в республиканской символике, говорит об общих корнях адыгейских народов, сохраняющих свои традиции и культуру и в наше время.
Изображение
Действующий флаг Республики Адыгея выглядит следующим образом:
История создания флага
Известна точная дата появления черкесского флага – 1830 г. А вот об его авторе спорят до сих пор. Высказывается несколько версий его появления:
После Кавказской войны и поражения адыгов в ней, флаг, будучи запрещенным, не использовался. Его изображение считалось безвозвратно утраченным в советское время.
С восьмидесятых годов XX века этот флаг стал использоваться неофициально. Когда в 1992 г. встал вопрос о разработки республиканской символики, большинство депутатов Адыгеи поддерживали идею возрождения исторического черкесского флага. Его изображение было восстановлено по книжной иллюстрации (Э. Спенсер «Путешествие в Черкесию…» 1838 г. издания).
Споры велись по поводу правомерности включения в региональный флаг части российского триколора. В результате от этой идеи отказались.
Символика флага
Символика флага достаточно проста и состоит из двух элементов золотого цвета – звезд и стрел. Объясняется она так:
Каждая из 12 золотых пятиконечных звезд символизирует собой одно из племен абадзехов, бжедугов, кабардинцев, хатукаевцев, бесленеевцев, натухайцев, чемергоевцев, шапсугов, убыхов, махошевцев, мамхеговцев, егарукаевцев. На протяжении веков они враждовали между собой, но объединились для защиты свободы и независимости своей родины в начале XIX века под общим знаменем.
Несколько трактовок приходится на изображение трех стрел. Согласно им три стрелы:
Общий смысл флаговых элементов заключается в идее объединения перед лицом общей опасности и установлении мира во имя свободы и независимости края. Об этом в 1838 г. в Глазго говорил Уркварт, объясняя, что скрещенные стрелы и каскад звезд — это символ свободы черкесов и воспевание величия небес.
Цветовая символика
Сочетание двух цветов – золотого на зеленом фоне – придает символу черкесов строгий и элегантный вид, сдержанный и вместе с тем яркий, благодаря насыщенности цветовых оттенков:
День Государственного флага Республики Адыгея
Празднование Дня адыгского флага началось за несколько лет до принятия властями официального решения об учреждении данного праздника в 2013 году. В честь 180-летия национального флага черкесов это мероприятие проводилось впервые в 2010 г. Организатором праздника выступала общественная ассоциация «Адыгэ Хасэ».
Тогда организаторами праздника были различные общественные сообщества Адыгеи. Сейчас же праздник имеет официальный статус и отмечается ежегодно 25 апреля очень широко, красочно, масштабно. Автопробег или шествие черкесов-конников, танцы в национальных костюмах, игры и спортивные состязания — всему есть место в этот день.
Этот День празднуется в более 54 странах мира, где проживают адыги. А дата праздника определена произвольно, только приходится на весну, исходя из того, что впервые это знамя было представлено черкесскому народу в теплое время года.
Интересные факты
Являясь символом сплоченности адыгов, во флаге воплощена также идея самостоятельности республики как субъекта РФ, подчеркнуты национальная самобытность народов Адыгеи, истоки ее становления и исторические события прошлого, затрагивающие народы Северного Кавказа.