Что означают цветные флаги на военных кораблях
Свод сигналов
К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты.
Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. «Морской словарь», в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.
Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота». Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами.
Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота» из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в «Международный свод сигналов». Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году межданародная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года( http://www.twirpx.com/file/499771/ ).
C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. (Морской сайт. http://seaman-sea.ru )
Русский военно-морской свод сигналов также имеет свою историю развития. Имеются немногочисленные материалы, свидетельствующие о некотором использовании флагов для сигнализации еще до Петра I. Так, например, сохранились сведения о том, что для корабля Орел, построенного в 1667–1668 гг. было отпущено на знамена (флаги) и яловички (флюгарки, вымпела) «из меновых товаров» 310 аршин «киндяков» (набойки, кухмачу), до 150 аршин «тафты черчатой (красной), белой и лазоревой».
Первым официальным документом, свидетельствующим об использовании русским флотом флажных сигналов, является указ Петра I на второй азовский поход в 1696 г., в котором наряду с другими указаниями о порядке плавания были указаны также сигналы флагами, выстрелами, барабанным боем и фонарями.
В 1720 г. был издан морской устав Петра I под названием «Книга устав морской, о всем что касается доброму управлению в бытность флота на море». К этому уставу было дано особое приложение о сигналах, в котором изложен порядок производства сигналов дневных, туманных и ночных на корабельном и галер-ном флоте и указано значение каждого сигнала, а также даны две таблицы сигнальных флагов, корабельных и галерных. Количество сигналов в то время было весьма ограниченным (22 корабельных и 42 галерных).
В 1773 г. вышла в свет сигнальная книга, составленная адмиралом Спиридовым, которая содержала уже 332 сигнала. В этой сигнальной книге впервые были даны раздельно наборная и разборная части.
Значительные изменения в систему флажной сигнализации были внесены в 1797 г. генерал-адъютантом Кушелевым. Количество сигналов возросло до 1500, но сама сигнальная книга Кушелева была довольно громоздкой, а система сигнализации весьма сложной. Для каждого сигнала было сделано подробное наставление, как его исполнять, например, описание сигнала «Приготовиться к сражению» занимало семь страниц.
В Своде военно-морских сигналов, разработанном в 1807 г. адмиралом Головниным, были установлены заменительные, ответный, вопросительный, отменительные, числительные (цифровые) и компасные вымпела. Одновременно были отменены пушечные выстрелы, сопровождавшие каждый сигнал. Изменилась расцветка флагов и их форма — клинообразная заменена прямоугольной. Самым важным изменением, значительно упростившим флажную сигнализацию, явилось установление независимости значения сигнала от места подъема флагов.
В 1869 г. под руководством генерал-адъютанта Бутакова был издан Свод сигналов в трех книгах, а в 1875 г. была издана первая шлюпочная сигнальная книга, которая дала возможность осуществлять флажную сигнализацию между шлюпками и шлюпок с кораблями и берегом. В 1901 г. вышел в свет Свод военно-морских сигналов. (Зрительная связь и зрительное наблюдение./ В.В. Полозок. – Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, Москва – 1954. http://scilib-fleet.narod.ru/NavySignals/polozok.htm#03_01 )
Желающие могут обратиться и к более поздним изданиям, например: СПРАВОЧНИК СИГНАЛЬЩИКА Редактор Л. П. Демчук. Редактор (литературный) Я. Ф. Отмахова. Технический редактор Н. Я. Богданова. Корректор Э. В. Ежова — Воениздат, 1983. http://flot.com/publications/books/shelf/signalman/
Но меня по ходу дела интересует именно то, что было до дедушки Ленина. А именно — «Правила сигналопроизводства на военных кораблях». / (для сигнальщиков) – С.-Петербург. Типография морского министрества. 1901 год. ( http://www.knigafund.ru/books/122325/read#page2 )
Двухфлажная сигнальная книга содержит: а) Эволюционные сигналы и важнейшие походные; б) Боевые сигналы; в) Эскадренные позывные сигналы.
Трехфлажная сигнальная книга содержит: словарь, сигналы рандеву, числовые, градусные, компасные и вообще все сигналы Морского Военного Свода. В ней повторены и сигналы двухфлажной книги, кроме эволюционных, требующих обозначения чертежами.
Таким образом, два или три поднятых флага составляют кодовую фразу, которая имеет смысл только в случае определенного сочетания этих флагов. Статья 1065 Морского Устава Российской Империи требует сохранения этих кодов в тайне. Выписки. Списки и иные копии делать запрещается. «Посторонним лицам читать оные не дозволяется». Например, несчастный «глаголь» в сочетании с одним или двумя флагами может значить всё, что угодно от сообщения о появлении кораблей противника, до посылки по известному и весьма далёкому адресу.
Хотя существует и «профессиональное мнение», что упомянутый флаг оповещает исключительно о кораблях противника.
Ноги байки растут отсель — Манвелов Н. В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. Книжка для детей младшего и среднего дошкольного возраста. » Треугольный синий флаг «Глаголь» означает «обнаружен противник», а по международному своду — требование прислать лоцмана«. Глава 2. «На флаг и гюйс».
Проблема в том, что автор даже не понимает разницы между буквой и флагом. Так «глаголю», то есть букве «Г» в МСС соответствует буква «G» — «гольф» и это совершенно другой флаг. Флагу же «глаголь», то есть синему треугольнику соответствует «D» — «дельта», именно так обозначавшаяся до тридцатых годов ХХ века. «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом».
Есть и несколько другие версии, например, сайт http://www.vexillographia.ru/signalUS.htm указывает, что «глаголь» в ВМФ СССР может использоваться в обозначении сигнала «Обнаружены корабли противника по пеленгу … в расстоянии … каб». То есть имеем более расширенную версию;) Как видим тут уже составной сигнал. Авторы сайта указывают и реальное значение сигнала одиночным флагом. Всё проверяется по указанным авторами сайта источникам: Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.( http://flot.com/publications/books/shelf/conning/index.htm ); Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.; Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.; В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г.
Сигнал составной, трехфлажный. Соответствует правилам установленным трехфлажным Сводом сигналов ВМФ СССР. Один флаг («глаголь»), или даже флажной сигнал, обозначает, что обнаружены корабли противника, второй указывает направление-пеленг, третий — расстояние. А, например, два флага «глаголь» предлагают кораблю «Следовать курсом …». Другой пример сигнал «Не извещать о ходе дела или работ» — (ГФШ, ВЙ9). «Глаголь-ферт-шапка веди-и краткое-девять». В данном случае первый трехфлажный сигнал, в который входит и «глаголь», означает отрицательное значение второго сигнала. Правила составления таких сигналов также указаны в источниках упомянутых как на сайте. так и в настоящем материале. Даны ссылки.
Во всех флажных сигналах «глаголь», сам по себе, как и любой другой флаг, никакой смысловой нагрузки не несёт — он часть кодовой фразы имеющей смысл лишь в сборе.
Пример из МСС. Сигнал «С» («чарли») означает «Да» (утвердительный). Сигнал «N»(«новембер») означает «Нет» (отрицательный). Сочетание этих двух флагов в двухфлажном сигнале МСС – «NC»(«новембер-чарли») – является морским флажковым сигналом бедствия ( дословно – «отрицательное положение»), аналогичным «SOS».
Сигнальное дело. Учебник для подготовки сигнальщиков РКВМФ. – Военно-морское издательство народного комиссариата военно-морского флота СССР. Москва-1939-Ленинград.( http://mirknig.com/2009/07/25/signalnoe-delo-uchebnik-dlya-podgotovki.html)
Каждый же отдельный сигнал имеет свое, строго определенное значение. Будучи же поднят после телеграфного флага – обозначает исключительно букву алфавита.
ФЛАГИ СВОДА ВОЕННЫХ МОРСКИХ СИГНАЛОВ. 1901 год.
Сигнальные флаги
Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.
В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.
Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.
Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.
Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.
Размеры сигнальных флагов различных комплектов
Комплект | Прямоугольные (длина,м.) | Прямоугольные (ширина,м.) | Прямоугольные с косицами (длина,м.) | Прямоугольные с косицами (ширина,м.) | Треугольные (длина, м.) | Треугольные (ширина, м.) | Вымпельные (длина, м.) | Вымпельные (ширина у шкаторины, м.) | Вымпельные (ширина у концов, м.) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2,7 | 2,4 | 3,2 | 2,4 | 3,6 | 2,4 | 6,0 | 1,7 | 0,4 |
2 | 2,1 | 1,8 | 2,4 | 1,8 | 2,7 | 1,8 | 4,5 | 1,3 | 0,3 |
3 | 1,35 | 1,2 | 1,6 | 1,2 | 1,8 | 1,2 | 2,5 | 0,9 | 0,2 |
4 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,6 | 0,9 | 0,6 | 1,2 | 0,38 | 0,1 |
5 | 0,5 | 0,35 | 0,63 | 0,35 | 0,7 | 0,35 | 0,75 | 0,25 | 0,06 |
Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.
Также к сигнальным флагам можно отнести водолазный флаг. Он применяется для предупреждения окружающих о том, что с корабля, вывесившего флаг, осуществляются подводные спуски водолазов. Используется несколько вариантов водолазного флага: Международный морской флаг «Альфа» и красно-белый Дайв-флаг.
Источники и литература
Галерея
«Кодекс сигналов торгового флота» Фредерика Марриата, 1817 г.
Международные морские сигнальные флаги
Международные морские сигнальные флаги (продолжение)
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это – набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту. К началу 19-го века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году. После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе, российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов. Поднятые сигнальные флаги – вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флажное сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли.
Чтение сигнальных флагов – это отдельная наука. Международный свод включает 39 флагов: 26 буквенных, 10 цифровых и 3 заменяющих. Заменяющие флаги позволяют передавать сигналы, содержащие повторяющиеся символы, если на борту имеется только один набор сигнальных флагов. Заменяющий флаг №1 читается как самый верхний из уже вывешенных флагов, заменяющий флаг №2 читается как второй из вывешенных флагов. Заменяющий флаг №3 копирует третий сигнальный флаг. А более трех флагов на мачту не поднимают.
Наличие буквенных флагов совсем не означает, что с их помощью составляются какие-либо внятные сообщения, которые может прочесть любой, кто выучил 39-символьную флажную азбуку. Один, два или три флага на сигнальном фале – это код, значение которого следует искать в специальной кодовой книге. Так, флаг с двумя вертикальными полосами, белой и красной, соответствует английской букве «H». Но его появление на сигнальной мачте означает «У меня на борту лоцман». Поднятие флага, соответствующего английской букве «K» (желтая и синяя вертикальные полосы), вместе с одним из цифровых флагов означает, что капитан судна желает связаться со встречным кораблем одним из заранее обусловленных способов (семафорной азбукой, через мегафон, по радио и т. д.)
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению, если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется.
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов – это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 – 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
England expects that every man will do his duty (Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина? Дело в том, что в 1805 году на британском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите (4, 21, 19, 24)
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у него на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.
karl_lvovich
karl_lvovich
Порядок передачи сигналов флагами.
Международный свод сигналов.
Международный свод сигналов (МСС) предназначен главным образом для связи с иностранными кораблями и судами в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод позволяет осуществлять сигналопроизводство всеми способами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал. Каждый сигнал или группа сигналов должны оставаться поднятыми до появления ответа на принимающем корабле.
Сигналы свода, за исключением показывающих действие корабля, передаются флажной
сигнализацией в следующем порядке:
— Флагманский корабль сигналы по соединению передает без позывных адресата и отправителя;
эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения;
— Флагманский корабль сигналы в адрес одного корабля или нескольких кораблей передает только с позывными адресата (адресатов); эти сигналы репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
— Корабли соединения сигналы в адрес одного корабля (в том числе флагманского ) или
нескольких кораблей передают с позывными адресата и отправителя; эти сигналы
репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
— Корабли соединения сигналы, являющиеся донесением флагману и одновременно оповещением кораблей соединения, передают только со своими позывными; эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения.
Репетование сигнала.
Репетование сигналафлагами производится в такой последовательности :
— корабль-отправитель поднимает сигнал до места;
— корабли, репетующие сигнал, поднимают его же до половины;
— корабль-адресат поднимает сигнал до места; вслед за этим корабли, репетующие сигнал,
поднимают его тоже до места.
Сигнал спускается всеми кораблями, следуя действиям флагманского корабля.
Порядок передачи сигналов показывающих действия корабля.
Сигналы показывающие действия корабля, передаются без позывных отправителя и не
репетуются.
При расцвечивании не употребляются:
— Государственный флаг
— флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск;
— гюйс;
— флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел;
— иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц ;
— флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными
флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э
Исполнительный, 3, 4, 7, 9.
Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.
Войдите в ОК
К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку
В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. «Морской словарь», в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.
Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота» (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».
Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота» из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции.
Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.
Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой «YV1».
Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы
Подъем и спуск флагов расцвечивания.
При расцвечивании не употребляются:
— Государственный флаг
— флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск;
— гюйс;
— флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел;
— иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц ;
— флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными
флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э
Исполнительный, 3, 4, 7, 9.
Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.
#ИсторияФлота #МорскойУголок