Что означают цифры в ралли
Ралли: чтобы быть в теме (словарь и не только)!
Тема не новая, а скорее переизданная: обновленная и откорректированная. Адресована тем, кто имеет желание познакомится с ралли или только начал свое знакомство. Надеюсь она поможет оказаться «в теме», в теме ралли!
Ну а если что-то останется не ясным или что-то есть добавить, непременно говорите и спрашивайте!
Тема для удобства разделена на несколько частей: Безопасность, Словарь, Рекомендации.
Часть 1. БЕЗОПАСНОСТЬ:
Это основополагающее. Каждый зритель должен понимать, что он должен находится в безопасности и сохранять безопасность экипажам, т.е. не провоцировать на резкое изменения траектории, поскольку это очень опасно в виду того, что пилот экипажа едет на пределе и рассчитывает преодолеть поворот на максимально возможной скорости при оптимальной траектории. Смещение этой траектории может привести к вылету. Соответственно нужно находиться на безопасном расстоянии от дороги (трассы) и в случае необходимости, при вылете машины, должны подготовить путь отхода (куда можно отпрыгнуть, сместиться или за что спрятаться). Нужно всегда быть предельно внимательным, поскольку машина может потерять управление неожиданно. Либо заранее подобрать такое место, где максимально безопасно, например защищено естественным ландшафтом. А если Вы собрались фотографировать и быть максимально близко к трассе, то обязательно оденьте яркую одежду, крайне желательно специальный жилет яркого цвета со световозвращающими вставками.
Не забывайте и о помощи вылетевшим экипажам и предупреждения сзади идущих экипажей об опасности. Если раллийный экипаж попал в сильную аварию, обязательно окажите помощь по следующему алгоритму: если дорога частично или полностью перекрыта, либо сохраняется опасность повторного вылета, примите меры к предупреждению и остановке сзади идущих экипажей на открытой местности (перед поворотом), сохраняя меры личной безопасности. Затем, если экипаж не может выбраться, прежде всего отключите электрику машине. Как правило, на капоте с соответствующим обозначением есть специальный рычажок, который нужно вытянуть или повернуть (не перепутайте с системой включения пожаротушения). После этого окажите необходимую помощь!
Часть 2. РАЛЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ В ТЕМЕ
Классическое ралли или ралли 1-й категории – это автоспортивное соревнование на легковых автомашинах, подготовленных согласно требований, проходящее по дорогам общего пользования, специальные скоростные участки которого перекрытым на время соревнования.
Участникам ралли необходимо безошибочно пройти маршрут ралли с минимально затраченным временем на прохождение специальных участков.
Канал – общая совокупность участников, проходящих маршрут ралли.
Первый водитель, он же пилот, который управляет раллийной машиной.
Второй водитель, он же штурман, это глаза пилота, без которого пройти быстро и точно ралли не возможно! Задач у штурмана очень много, но основополагающая – это запись стенограммы под диктовку пилота во время ознакомления со специальными участками и чтение во время самой гонки.
Убор – уход (вылет) машины с трассы, авария.
Уши – вылет машины с трассы, сопровождающийся переворотом через крышу.
Разложить – разбить или сильно повредить машину, когда машина не может продолжать движение самостоятельно.
Сход – констатация того, что экипаж не может продолжить гонку по какой-либо причине.
Стенограмма – это письменное обозначение трассы путем символов и иных знаков, описывающих повороты и иные особенности ее прохождения. Стенограмма пишется накануне гонки во время ознакомления и читается уже во время самой гонки.
Ознакомление –один из элементов ралли, а именно проезд всего маршрута ралли накануне гонки с написанием стенограммы скоростных специальных участков и последующей проверки. Как правило допускается пройти маршрут ралли не менее 1, но не более 2-х раз, если эти требования выполнены не будут, экипаж к старту не допускается.
ДОП, СУ – скоростной специальный участок.
Карнет – карта, выдаваемая экипажем, где вносятся отметки судьями о пройденном маршруте ралли и времени прохождения.
Дорожная книга – специальная книга, выдается участникам, в которой имеется вся необходимая информация о прохождении маршрута ралли, ее особенностей, а также времени возможного ознакомления.
Рукогон – руководитель гонки.
Овощ – раллийный зритель (это не обидное название).
Омологация – запчасти, машина целиком или экипировка, прошедшая тесты на соответствие безопасности, предъявляемые ФИА и имеющие соответствующую отметку.
РАФ – Российская Автомобильная Федерации, которая является куратором проведение всех автомобильных соревнований в России, дающее право проведение и принимающее меры к безопасности проведения.
ФИА – Международная Федерация Автоспорта (головной штаб во Франции).
Лицензия – разрешение на допуск и право участия в соревнованиях спортсменов. Является международной и имеет размеры, сопоставимые со свидетельством регистрации транспортного средства.
АП – административная проверка, а именно подтверждение заявок, предъявление и получение всех необходимых документов для ралли согласно предъявляемых требований. Пройденная АП дает право на прохождение ТИ и ознакомление.
ТИ – техническая инспекция, т.е. проверка на безопасность и соответствие предъявляемым требованиям.
Секция – лимитированное прохождение маршрута ралли до регруппинга, либо финиша ралли.
Регруппинг – временной перерыв между секциями ралли во время которого подводятся итоги пройденных СУ, а также перегуппируется канал в зависимости от быстроты прохождения (чем быстрее экипаж тем ближе к началу, соответственно первый после регруппинга стартует экипаж, показавший лучший результат по итогам секции). Кроме того во время регруппинга дается возможность обслуживания и дозаправки спортивной техники.
Затычный поворот – поворот, который необходимо пройти с минимальной скоростью.
Шпилька — поворот дороги, трассы ралли, порядка 180 градусов.
Ретардер — искусственно созданное препятствие на прямом участке дороги, для снижения скорости путем его объезда.
Финиш ралли – полное прохождение маршрута ралли, по результатам которой сдается карнет.
Национальные классы подготовки машин согласно регламента и соответствующей документации:
«1600Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 1600 см. куб.
«2000Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 2000 см. куб.
«4000Н» — машины имеющие объем более двух литров, а также машины попадающие в этот класс из-за коэффициента начисляемые за турбонаддув. Основные житель этого класса являются полноприводные STI, Evo.
Раллийный зритель, он же овощ, отличается от каких-либо других зрителей. Он должен сам заботиться о том, чтобы было хорошо, сытно, тепло и весело. Трибуны не для него, если они вообще есть, что бывает крайне редко.
Главное правило овоща – одеться тепло, практично, желательно в яркую одежду или с ярким жилетом, которую не жалко испачкать. А испачкаться можно проходя по оврагам и лесам, помогая вытолкать машину, а иногда, чтобы отпрыгнуть от вылетевшей машины.
Второе правило – приехать заранее и выбрать наиболее подходящее место, где можно будет увидеть много интересного. Каждому что по душе – кому большое количество видимой трассы, кому скоростные связки, кому затычные повороты, но наиболее опытные овощи выбирают опасные места, где максимально возможен убор с трассы, а также трамплины и броды. Выбор наиболее интересных точек приходит со временем. Тем не менее всегда можете сориентироваться исходя из дорожных реалий где с какой скоростью будет ехать тот или иной экипаж, как проходить поворот, а где всеми колесами отрываться от земли.
Третье правило – нужно быть сытым и довольным, и позаботиться об этом самим, для этого не возбраняется собраться компанией, прихватить с собой шашлычок (но соблюдать меры пожарной безопасности (только в мангале), быть бережным к природе ни в коем случае не опускаться до свиньи, т.е. не оставлять мусор). Ну а если без шашлыка, то возьмите горячие напитки в термосе, бутерброды и прочую не хитрую закуску.
Четвертое правило – ралли это рай для любителей фото и видео. Но не забывайте им делиться на соответствующих форумах и конференциях, например, сейчас наиболее популярный форум у раллистов – это ралли-зона (forum.arclub.ru/index.php ), а также различные тематические группы ВКонтакте.
Желаю Вам приятного просмотра.
За фотографии большое спасибо Торжинскому Дмитрию.
С уважением к Вам и помните, ралли эта та болезнь, которая прогрессирует, не диагностируется медициной и лучше которой, вряд что-либо существует!
Все о ралли для зрителя (советы, термины, безопасность)
В прошлый раз я обещал дать подсказки и рассказать, что лучше зрителям и как себя вести. Более того написал кратко все необходимое, чтобы быть в «теме».
Буковок много, но надеюсь Вам будет интересно!
Спрашивайте, поправляйте если что не написал, ну и говорите чтобы Вы хотели еще знать или что Вам не совсем ясно!
Часть 1. БЕЗОПАСНОСТЬ:
Это основополагающее. Каждый зритель должен понимать что он должен быть в безопасности и сохранять безопасность экипажам, т.е. не провоцировать на резкое изменения траектории, поскольку это очень опасно в виду того что пилот экипажа едет на пределе и рассчитывает преодолеть поворот на максимально возможной скорости по оптимальной траектории. Смещение этой траектории может привести к вылету. Соответственно нужно находится на безопасном расстоянии от трассы и в случае необходимости, при вылете машины, должны подготовить путь отхода (куда можно отпрыгнуть, сместиться или за что спрятаться). Нужно всегда быть предельно внимательным, поскольку машина вылетает с трассы почти всегда внезапно.
Если же Вы собрались фотографировать и быть максимально близко к трассе, то обязательно оденьте яркую одежду, крайне желательно специальный жилет яркого цвета со световозвращающими вставками.
Не забывайте и о помощи вылетевшим экипажам и предупреждения сзади идущих экипажей об опасности. Если раллийный экипаж попал в сильную аварию, обязательно окажите помощь по следующему алгоритму: если дорога частично или полностью перекрыта, либо сохраняется опасность повторного вылета, примите меры к предупреждению и снижению скорости сзади идущих (перед поворотом в котором или после которого было происшествие), сохраняя меры безопасности. Затем, если экипаж не может выбраться, прежде всего отключите электрику машине. Как правило на капоте с соответствующим обозначением есть специальный рычажок, который нужно вытянуть или повернуть. После этого окажите необходимую помощь!
Часть 2. ЧТО ТАКОЕ РАЛЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ В «ТЕМЕ»:
Классическое ралли или ралли 1-й категории – это автоспортивное соревнование на легковых автомашинах, подготовленных согласно требований, проходящее по дорогам общего пользования, специальные скоростные участки которого перекрытым на время соревнования.
Участникам ралли необходимо безошибочно пройти маршрут ралли с минимально затраченным временем на прохождение специальных участков.
Канал – общая совокупность участников, проходящих маршрут ралли.
Первый водитель, он же пилот, который управляет раллийной машиной.
Второй водитель, он же штурман, это глаза пилота, без которого пройти быстро и точно ралли не возможно! Задач у штурмана очень много, но основополагающая – это запись стенограммы под диктовку пилота во время ознакомления со специальными участками и чтение во время самой гонки.
Убор – уход машины с трассы, авария.
Уши – вылет машины с трассы, сопровождающийся переворотом через крышу.
Разложить – разбить или сильно повредить машину, когда машина не может продолжать движение.
Сход – констатация того, что экипаж не может продолжить гонку по какой-либо причине.
Стенограмма – это письменное обозначение трассы путем символов и иных знаков, описывающих повороты и особенности ее прохождение. Стенограмма пишется накануне гонки во время ознакомления и читается уже во время своей гонки.
ДОП, СУ – скоростной специальный участок.
Карнет – карта, выдаваемая экипажем, где вносятся отметки судьями о пройденном маршруте ралли и времени прохождения.
Дорожная книга – специальная книга, выдается участникам, в которой имеется вся необходимая информация о прохождении маршрута ралли, ее особенностей, а также времени возможного ознакомления.
Рукогон – руководитель гонки.
Овощ – раллийный зритель (это не обидное название).
Омологация – запчасти, машина целиком или экипировка, прошедшая тесты на соответствие безопасности, предъявляемые ФИА и имеющие соответствующую отметку.
РАФ – Российская Автомобильная Федерации, которая является куратором проведение всех автомобильных соревнований в России, дающее право проведение и принимающее меры к безопасности проведения.
ФИА – Международная Федерация Автоспорта (головной штаб во Франции).
Лицензия – разрешение на допуск и право участия в соревнованиях спортсменов. Является международной и имеет размеры, сопоставимые со свидетельством регистрации транспортного средства.
ТИ – техническая инспекция, т.е. проверка на безопасность и соответствие предъявляемым требованиям.
Секция – лимитированное прохождение маршрута ралли до регруппинга, либо финиша ралли.
Затычный поворот – поворот, который необходимо пройти с минимальной скоростью.
Шпилька — поворот дороги, трассы ралли, порядка 180 градусов.
Ретардер — искусственно созданное припятствие на прямом участке дороги, для снижения скорости путем его объезда.
Финиш ралли – полное прохождение маршрута ралли, по результатам которой сдается карнет.
Регруппинг – временной перерыв между секциями ралли во время которого подводятся итоги пройденных СУ, а также перегуппируется канал в зависимости от быстроты прохождения (чем быстрее экипаж тем ближе к началу, соответственно первый после регруппинга стартует экипаж, показавший лучший результат по итогам секции). Кроме того во время регруппинга дается возможность обслуживания и дозаправки спортивной техники.
Национальные классы подготовки машин согласно регламента и соответствующей документации:
«1600Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 1600 см. куб.
«2000Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 2000 см. куб.
«4000Н» — машины имеющие объем более двух литров, а также машины попадающие в этот класс из-за коэффициента начисляемые за турбонаддув. Основные житель этого класса являются полноприводные ВРХ, СТИ, ЭВО.
Раллийный зритель, он же овощ, отличается от каких-либо других зрителей. Он должен сам заботиться о том, чтобы было хорошо, сытно, тепло и весело. Трибуны не для него, если они вообще есть, что бывает крайне редко.
Главное правило овоща – одеться тепло, практично и в ту одежду, которую не жалко испачкать. Не редко можно испачкаться, проходя по оврагам и лесам, помогая вытолкать машину, а иногда чтобы отпрыгнуть от вылетевшей машины, если место выбрано неправильно.
Второе правило – приехать заранее и выбрать наиболее подходящее место, где можно будет увидеть много интересного. Каждому по душе свое – кому большое количество видимой трассы, кому скоростные связки, кому затычные повороты, но наиболее опытные овощи выбирают опасные места, где максимально возможен убор с трассы. Выбор наиболее интересных точек приходит с опытом. Но тем не менее всегда можете сориентироваться исходя из дорожных реалий где с какой скоростью будет ехать тот или иной экипаж, как проходить поворот, а где всеми колесами отрываться от земли.
Третье правило – нужно быть сытым и довольным, а для этого не возбраняется собраться компанией, прихватить с собой шашлычок (но соблюдать меры пожарной безопасности (только в мангале), быть бережным к природе и ни в коем случае не опускаться до свиньи, т.е. не оставлять мусор). Ну а если без шашлыка, то возьмите горячие напитки в термосе, бутерброды и прочую не хитрую закуску.
Четвертое правило – ралли это рай для любителей фото и видео. Но не забывайте им делиться на соответствующих форумах и конференциях, например, сейчас наиболее популярный форум у раллистов – это ралли-зона (forum.arclub.ru/index.php ).
Желаю Вам приятного просмотра.
Спешу напомнить, что Rally Masters Show состоится 19 апреля 2014 года, в Москве, в районе Крылатское (Крылатские холмы (велодорога) и гребной канал)!
Подробнее в предыдущей теме: www.drive2.ru/users/koph/blog/1026589/
Предварительное расписание мероприятия:
10:30 Открытие зрительских зон на Велодороге и на трибунах Гребного канала
11:00 Торжественное открытие соревнования. Представление экипажей. (Гребной канал)
12:00 Старт первого экипажа. СУ1 (Гребной канал)
12:16 Старт первого экипажа. СУ2/3 (Велодорога)
с 12:30 1-й Сервис (обслуживание машин после СУ1, СУ2, СУ3). (Гребной канал)
13:15 Старт первого экипажа. СУ4 (Гребной канал)
14:30 Старт первого экипажа. СУ4 (Велодорога)
с 15:10 2-й Сервис (обслуживание машин после СУ4, СУ5, СУ6). (Гребной канал)
Ожидаемое время финиша первого экипажа. (Гребной канал)
17:00 Награждение на территории ОУСЦ «Крылатское» (Гребной канал)
С уважением к Вам и помните, ралли эта та болезнь, которая прогрессирует, не диагностируется медициной и лучше которой, вряд что-либо существует!
Что означают цифры в ралли
«турбанутый отморозок!» ©украинский гаишник 🙂
Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 2110
Регистрация: 3.8.2009
Из: Moscow
Вне форума
Авто: LancerX 2.0 Turbo
Репутация: 53
Вступая в мир с названием ”ралли” помните, что пренебрежение отбором и подготовкой штурманов рано или поздно скажется на ваших результатах, не позволит достичь желаемого успеха и, главное, ставит вас в положение заложников у самих себя…
Несколько общих принципов
Прежде, чем начать составлять и пользоваться стенограммами примите во внимание несколько правил.
1. Прежде чем писать стенограмму надо подготовить для этого тетрадь. Лучше, если листы в ней будут формата А4, и одной тетради хватит для всех стенограмм ралли. Тетрадь должна быть сделана таким образом, чтобы вы могли быстро и безошибочно открывать нужный вам скоростной учаток (СУ).
3. В оглавлении каждого СУ пишите его номер (или номера, если СУ повторяется несколько раз), название, протяженность. Иногда стоит указать некоторые общие особенности (характер покрытия, краткое напоминание сверхсложных мест и тд). Например,
Все это желательно прочитать пилоту перед стартом. Каждый лист СУ должен быть пронумерован от старта, причем не сплошной для всей тетради нумерацией, а 1, 2, 3 и тд для каждого СУ.
Отрезок читается штурманом, как единое целое. Чтение начинается после окончания предыдущего отрезка. Повторять сообщение необходимо до команды пилота «есть» или «понял», после чего, если квалификация штурмана позволяет и если это не мешает пилоту, можно повторять части отрезка перед их прохождением.
7. При записи стенограммы старайтесь ее делать так, чтобы следующий лист начинался с отрезка с большим расстоянием. Например,
Ни в коем случае не переносите на следующий лист часть связки поворотов.
8. Не заканчивайте стенограмму финишной отметкой. Финиш фиксируется с хода и скорость в момент его пересечения может быть максимальной, поэтому пропишите и продиктуйте водителю еще 300-400 метров дороги после финиша. Иначе, следующий за финишем непрописанный поворот может стать роковым.
9. Никогда не оставляйте стенограмму без присмотра.
300 Т ПР3 вверх на мост на ЛВ4 минус, узко 200.
В любом случае при расстояниях до поворота свыше 250 надо стремиться к разбивке этого расстояния на два или даже три расстояния путем вставки ориентиров. Например,
Кроме того, расстоянием, как правило и заканчивается отрезок, что дает водителю возможность правильно рассчитать выход из поворота.
200 ЛВ2 10 ЛВ3 30 ПР4 400.
Кроме вышеперечисленного в стенограмме ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечаются следующие особенности:
— опасность, обозначается восклицательными знаками и употребляется в местах, где необходимо повышения внимания, а также вместе со сложностью поворота, когда необходимо отразить его повышенную опасность. Например, 200 Т прямо!! ПР3 200 или 300 ПР4! 100.
Кроме того в стенограммах в зависимости от привычек и особенностей экипажа отражаются
100 ЛВ2 на грунт ПР3 200
200 ПР3 подброс на выходе на асфальт 100
300 Т полет ПР3 заход слева-направо 100
100 подброс ПР4!! подброс на выходе 300
300 знак 100 Т ЛВ0 на ПР4 минус 200
200 А подброс ПР2-2 на Т на ПР3-3-3 на Т полет на ЛВ5! 100
300 Т ПР3-Т-4 на ЛВ6 с подбросом внтри, узко 200
Существует мнение, что даже при идеально прописанной и проверенной стенограмме все равно «не надо ездить максимально быстро», потому что встречаются деревья и трактора.
Ну, это к слову и в защиту штурманов, незаслуженно обижаемых прессой и другими СМИ, отчего большинство непосвященных вообще считают их чуть ли не лишним весом для машины.
Несколько правил в заключение
1. Никогда не прописывайте СУ с первого раза. Сначала проехайте его по легенде и снимите все вопросы по прохождению трассы.
3. Стенограмму диктует пилот. Штурман не должен вмешиваться в диктовку. Даже если пилот просит записать отрезок, как, скажем, «200 ЛВ4 полный атас, убьемся на хрен 300», то штурман должен все это выполнить и впоследствии прочитать, ибо для пилота это сообщение может быть самой точной информацией для техники прохождения данного поворота.
11. Никогда не пользуйтесь стенограммами с прошлых ралли, даже если СУ полностью повторяется. Вообще, использованные стенограммы и легенды лучше выбрасывать.
Некоторые понятия в ралли.
Дорожная книга также включает в себя:
-маршрутный лист ралли с разделением на дорожные сектора, секции и круги,
-общую схему (карту) трассы ралли
-схемы и планы скоростных участков(СУ) на топографических или иных ясно читаемых картах местности
-планы мест старта и финиша ралли
-планы сервисных и закрытых парков.
Стенограмма— это подробное описание каждого скоростного участка (все повороты, горки, трамплины, ямы, большие лужи и прочие сложности, влияющие на скорость движения по СУ), выполненное с помощью условных обозначений. Перед началом гонки, в специально отведенное для этого время, экипажи проезжают по всем спецучасткам и записывают стенограмму. На СУ штурман читает стенограмму, что помогает пилоту заранее готовиться к прохождению очередного участка дороги.
Все повороты записываются с указанием крутизны (градации). Традиционно это цифры от 1 до 6, хотя стенограммы бывают разные и разрабатываются самостоятельно каждым экипажем. Прямолинейные участки дороги принято записывать в виде цифр, обозначающих расстояние между поворотами или другими препятствиями. В стенограмме могут использоваться и другие символы или даже слова, удобные для описания спецучастка экипажем.
Омологация— это свод правил, согласно которому каждый автомобиль и каждый предмет экипировки (комбинезон и т.д.)должен соответствовать определенным параметрам.
Закрытый парк(ЗП)- это зона, в которой запрещено производить любые действия с автомобилем (сервис, ремонт, заправка и т.д.). Фактически, в ЗП запрещено даже нахождение кого-либо кроме гонщиков (для постановки автомобиля в ЗП или выезда, на что дается 5 минут) и судей (режим Закрытого парка).
Контрольная карта(карнет)- это основной документ экипажа. Судьи записывают в контрольную карту время отметки на пунктах КВ и результаты показанные экипажем на спецучастках.
Регруппинг— это специальный перерыв, спланированный организатором для изменения порядка старта экипажей в соответствии с суммарным временем, показанным на спецучастках.