Что означают цифры на ремне
Маркировка на ремне генератора. Как расшифровать
Клиновые и поликлиновые (ручейковые) ремни применяются для приведения в действие навесного оборудования – компрессора кондиционера, насоса ГУР, генератора и т. п. Многие производители используют взаимозаменяемые стандартизированные изделия, поэтому существует универсальная маркировка приводных ремней. Она наносится на поверхность изделий и позволяет подобрать деталь без привязки к бренду авто.
В коде маркировки содержится информация о длине окружности ремня, количестве его ручейков, профиле зуба и других ключевых характеристиках.
Подробнее о том, что означают маркировки ремней для авто, какие существуют стандарты и как расшифровать комбинацию из цифр и букв, расскажет эта статья.
Расшифровка маркировки приводных ремней
Когда менять приводной ремень и как его подобрать: видео
Расшифровка маркировки приводных ремней позволяет узнать все рабочие характеристики изделия и совместимость с конкретной моделью при отсутствии сведений о применяемости в каталогах. Стандарты кодировки для разных видов ремней и значения их символики указаны ниже.
Маркировка ручейковых ремней
Ручейковые, или поликлиновые ремни – самые распространенные на современных авто. Свое название они получили из-за того, что их рабочая поверхность представляет собой ряд из нескольких («поли» – греч. «много») параллельных профилей – ручейков, образованных трапециевидными выступами-клиньями.
1 — кол-во ручейков
2 — код профиля
3 — длина ремня мм.
4 — вариант исполнения
5 — материал изготовления
6 — уникальная технология эластичности ремня
нажмите для увеличения
Маркировка поликлиновых ремней обычно осуществляется в соответствии с международными нормами ISO 9982, которым в России соответствуют ТУ 2564 435 00149311-2006.
Маркировка ремня генератора с поликлиновой рабочей поверхностью по ISO осуществляется по формуле «число+буквы+число», например, 4PK738 (также в конце может присутствовать обозначение варианта исполнения в виде буквенного кода, например 4PK 738 SF), где:
Маркировка поликлиновых ремней по размеру профиля клиньев осуществляется с помощью двух букв, которыми кодируется расстояние между центрами соседних ручейков:
Типы и размеры профилей клиньев
Тип профиля | Высота А мм. | Расстояние между центрами мм. |
---|---|---|
PH | 2,5 | 1,6 |
PJ | 3,50 | 2,34 |
PK | 5,50 | 3,56 |
PL | 7,0 | 4,7 |
PM | 13,0 | 9,4 |
Дополнительно встречаются двухсторонние ремни, в маркировке обозначаются буквой D (double) перед размером профиля, например: 6DPK1440.
Обозначение вариантов исполнения указывается на ремнях, имеющих свои особенности:
Обозначение свойств ремня и наличия специнструмента в комплекте,
нажмите для увеличения
Производитель Contitech по своему маркирует специфические особенности ремней, для эластичных ремней слово ELAST (используется без натяжных роликов и имеют стойкость к проскальзыванию) или высокопрочные EXTRA, а также обозначение специнструмента T1 или K1, например 6PK1042 ELAST T1. Кроме того на эластичных ремнях может указываться в скобочках или через слэш производственный размер.
Наиболее распространены ручейковые ремни с профилем PK, в котором ширина клина составляет 3,56 мм. В российской стандартизации его аналог отсутствует, а в целом маркировка записывается аналогично, например, 12Л2000, где:
Пример приводного ремня с российской маркировкой
Если вы выбираете отечественный поликлиновой ремень, расшифровка маркировки по буквам осуществляется так:
Как можно заметить, профили К, Л и М примерно соответствуют PJ, PL и PM.
Если требуется заменить старый российский (советский) поликлиновой ремень, то допустимо использовать современный аналог с ISO-маркировкой при небольшом количестве ручейков (до 5-6). На широких ремнях, имеющих до 10–20 клиньев, смещение ручейков окажется слишком существенным, что негативно скажется на ресурсе детали.
Кроме основной маркировки определяющий размер, на ремне привода навесных агрегатов, как и на ремне ГРМ, есть и другая важная информация позволяющая узнать из какого материала был он сделан и дату производства.
Дата изготовления и материал
В отличие от ремней ГРМ, для навесных ремней нет строгих требований по соблюдению даты производства и использования. Тем не менее необходимо помнить, что резина стареет, и средний срок эксплуатации ремня около 5 лет.
В основном дата производства указывается на коробке, а на самом ремне она бывает не часто и не у всех производителей, но в понятном формате: 24052016 (число, месяц, год).
В маркировке ремня указан материал изготовления (1) и дата производства (2)
нажмите для увеличения
Еще срок службы зависит от материала, из которого сделан ремень. Рабочая часть поликлинового ремня, которая больше всего подвергается нагрузке, называется компаунд. Материал, из которого он изготовлен, бывает 4-х видов, и это основной фактор влияющий на цену и долговечность ремня.
Маркировка клиновых ремней
Клиновой ремень – это классическая разновидность привода, получившая название за клиновидную форму профиля. Такие ремни чаще используются на старых моделях, а на современных авто могут встречаться только в качестве отдельного привода какого-то одного устройства, вроде генератора или кондиционера.
Маркировка клиновых ремней по размеру и другим параметрам гораздо более разнообразна, чем у поликлиновых, так как существует несколько параллельных стандартов, используемых в разных странах:
Клиновые ремни с маркировкой ГОСТ
Маркировка клиновых ремней согласно ГОСТ (1284.1-89 и 1284.2-89, которые определяют технические условия и требования). Записывается по формуле «буква+число», например, А 3350 ГОСТ 1284.2-89, где:
Маркировка ремня генератора по советской и российской системе может использовать следующие буквы и цифры: (0, А, Б, В, Г, Д, Е.)
Согласно международным нормативам ISO, маркировка клиновых ремней по длине и профилю осуществляется по формуле «буквы+число+буквы», например ремень для ВАЗ 2105 (2106-2107) обозначается AVX10-944La, где:
Ремень Contitech AVX13X1060 применяется в автомобилях Мазда 323 и Вольво 740
Профиль AVX используется во многих автомобилях как ремень генератора и представляет собой узкий клиновый зубчатый ремень. В кодах профиля AVX зашифрованы основные параметры, в начале ширина и затем высота в мм.
В буквенной маркировке профиля ремня зашифрованы 4 его размерности: наибольшая ширина, рабочая ширина, нижняя ширина и высота. Для обозначения ремней со стандартным профилем используются следующие коды: (Z, A, B, C, D, E.)
Классические ремни | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Маркировка профиля | ISO | Z | A | B | C | D | E |
ГОСТ | 0 | А | Б | В | Г | Д | |
DIN | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 38 | |
RMA | — | A | B | C | D | E | |
Ширина мм. | Верхняя Wa | 10 | 13 | 17 | 22 | 32 | 38 |
Расчетная Wp | 8.5 | 11 | 14 | 19 | 27 | 32 | |
Нижняя Wi | 6.1 | 7.8 | 9.4 | 12.9 | 19.2 | 22.4 | |
Длина мм. | Min | 472 | 590 | 658 | 1142 | 2075 | 5082 |
Max | 2522 | 5030 | 7143 | 8052 | 12575 | 11282 | |
Высота мм. | T | 6 | 8 | 11 | 14 | 20 | 25 |
Маркировка клиновых ремней по длине в ISO
Wa — верхняя ширина, Wp — рассчетная, Wi — нижняя ширина, T — высота мм.
Размер ремня генератора автомобиля или другого навесного оборудования в миллиметрах по ISO может измеряться в разных местах, на что и указывают буквы в конце маркировки:
Из-за разницы в подходах к измерению условный ремень SPA 800 L фактически будет немного короче, чем SPA 800 Li, несмотря на то, что обозначенная длина окружности в миллиметрах идентична.
В американской автомобильной технике может использоваться своя маркировка приводных ремней, расшифровка которой в стандарте RMA осуществляется схожим образом. Детали обозначаются по формуле «буквы+число» или «число+буквы+число», например, A 1200 или 3V 700, где:
Узкоклиновые ремни имеют начальную маркировку вида «число+буквы», которые расшифровываются так:
Буква X в маркировке указывает на то, что рабочая поверхность ремня – зубчатая, плоские ремни обозначаются одной буквой V.
Для перевода из 1/10 дюйма в миллиметры длину окружности необходимо умножить на 2,54. Таким образом ремень 3V 280 будет по своим параметрам идентичен ремню 9N 710.
Немецкий стандарт DIN, использует маркировку ремней навесного оборудования по формуле «число+число» или «число+x+число», например, 13-1050 или 13×1050, где:
Разделительный символ указывает на форму рабочей поверхности ремня: дефисом обычно обозначаются плоские детали, а буквой «x» – с зубчатой насечкой.
Как соотносятся обозначения клиновых приводных ремней в разных системах, поможет разобраться таблица.
Узкие ремни | |||||
---|---|---|---|---|---|
Маркировка профиля | ISO | SPZ (XPZ) | SPА (XPA) | SPB (XPB) | SPC (XPC) |
ГОСТ | У0 | УА | УБ | УВ | |
Ширина мм. | Верхняя Wa | 9.7 | 12.7 | 16.3 | 22 |
Расчетная Wp | 8.5 | 11 | 14 | 19 | |
Нижняя Wi | 4 | 5.6 | 7.1 | 9.3 | |
Длина мм. | Min | 512 | 647 | 1250 | 2000 |
Max | 3550 | 4500 | 8000 | 12250 | |
Высота мм. | T | 8 | 10 | 13 | 15 |
Отличие между ремнями S и X в названии профиля по стандарту ISO заключается в форме: букву S в маркировке содержат классические плоские, X – с формованным зубом.
Так как во всех стандартах маркировки трех- или четырехзначное число всегда указывает длину, при подборе ремня ориентироваться нужно в первую очередь на код профиля. Ведь, как можно видеть, аналогичные и взаимозаменяемые клиновые ремни для генераторов и другого навесного оборудования автомобилей в разных стандартах имеют разные маркировки. Поэтому, если поиск не выдает нужной детали по одной маркировке, ее можно поискать по другой.
Маркировка ремня ГРМ: как определить размер и год выпуска
Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) отвечает за синхронизацию вращения коленчатого и распределительного валов. При его обрыве неизбежна остановка двигателя, а в некоторых случаях возможны деформация клапанов, повреждения поршней и зеркала цилиндров их осколками. Поэтому важно правильно подобрать качественную и совместимую деталь. Сделать это лучше по каталогу либо по маркировке на ремне, которая, к сожалению, не имеет единого стандарта.
При выборе нужно знать количество зубьев, их профиль, ширину полотна. Также необходимо обратить внимание на дату производства ремня ГРМ, так как материал, из которого он изготовлен, имеет свой срок годности.
О том, как выбрать ремень ГРМ, как расшифровывается маркировка на нем и как определить год выпуска, расскажет эта статья.
Как читать маркировку зубчатых ремней ГРМ
Унифицированная международная маркировка зубчатых ремней ГРМ осуществляется в соответствии со стандартами ISO по шаблону «5 цифр + х + 1, 2 или 3 цифры», например, ISO-58111×19, где:
Второй вариант маркировки по ISO – «цифры + буквы + цифры», например, 122RU20, где:
Расшифровка маркировки ремня Mitsubishi
1 — кол-во зубьев
2 — ширина ремня мм.
3 — материал изготовления
4 — чередующиеся цифры — защита от подделки
5 — дата изготовления
6 — внутренний каталожный код
7 — вид профиля зуба
нажмите для увеличения
Третий вариант – маркировка вида 58127х3/4-HSN или «58127х19-HSN», где:
Четвертый вариант — (встречается на японских авто) вид A 487 R 100, где:
Кроме стандартизированной, большинство производителей ремней ГРМ использует собственную маркировку изделий, отличающуюся от ISO.
Расшифровка маркировки ремня Gates
1 — внутренний каталожный номер
2 — кол-во зубьев и ширина ремня в мм.
3 — дата изготовления (17 год 32 неделя)
4 — страна производства (DS — Шотландия)
5 — чередующиеся цифры — защита от подделки
6 — тип/код профиля (своя уникальная форма профиля зуба)
нажмите для увеличения
Обычно они цифрами обозначают внутренний каталожный код детали, в котором зашифрованы ключевые характеристики. Так делают, например Bosch, Contitech, VAG.
На ремнях Gates кроме внутреннего каталожного номера, размещена понятная информация о размере ремня, количестве зубьев, дате изготовления, стране изготовления, а также есть защита от подделки.
Достаточно информативно маркирует ремни Dayco, в ISO-подобном формате «3 цифры+буквы+3 цифры», например, 122RX190, где:
Как подобрать ремень ГРМ для двигателя
Каталожный артикул часто дублируется базовой маркировкой по стандарту ISO, обозначающей количество зубьев, их тип и ширину полотна. Если говорить в целом, то при подборе совместимого ремня ГРМ нужно учитывать следующие параметры:
Ширина ремня. Как и в случае с зубьями, можно узнать из документации или измерить штангенциркулем.
Профиль зуба. Зубья ремней ГРМ имеют разные размеры (расстояние между центрами зубьев и канавок, их высоту), а также форму. Она бывает трапециевидной, квадратной, овальной, эвольвентной. Именно этот параметр кодируется в цифрах или в буквах по ISO.
Основные профили зубчатых автомобильных ремней имеют следующие характеристики:
Различные формы профиля зуба
При подборе по профилю зуба стоит учитывать, что некоторые виды профиля бывают взаимозаменяемыми и отличаются только небольшими особенностями исполнения (например, эвольвентный и полукруглый, как на ВАЗ), но не всегда. Поэтому ремни с разным буквенным кодом по ISO могут быть аналогичными. Например, коды 124AL26, 124MY26, 124Y26, 124RHP254, 124HG260, и 39124×26-HSN (Toyota Corolla 1.4 1992 года) или 111CL19, 111CP190, 111EL19, 111HP190, 111HTD19, 111RP190, 111SP190 и 58111х19 (8-клапанный мотор ВАЗ) – обозначают взаимосовместимые ремни ГРМ.
Обозначение материала изготовления ремня
Как узнать дату выпуска ремня ГРМ и зачем ее нужно смотреть
Дата выпуска на ремне и коробке Contitech
1 — каталожный номер на коробке и ремне
2 — дата изготовления (указано на ремне)
3 — кол-во зубьев
4 — установить до (указано на коробке)
нажмите для увеличения
Одним из ключевых параметров при выборе ремня ГРМ для авто является его дата производства. Срок годности резины напрямую зависит от условий хранения. Слишком старое, долго хранившееся в сдавленном виде или подвергавшееся перепадам температур изделие становится очень хрупким, трескается и легко рвется. Поэтому при покупке нужно обращать внимание на дату выпуска ремня ГРМ.
Срока годности ремней ГРМ составляет от 3 до 8 лет в зависимости от материала и производителя (чаще всего 6 лет). Так как ресурс детали составляет от 50 до 100 тыс. км, что эквивалентно 2–5 годам езды среднестатистического водителя, должен быть запас по возрасту, чтобы к моменту замены ремень не оказался просроченным.
Узнать, как маркируются оригинальные ремни ГРМ популярных производителей, а также определить дату производства ремня ГРМ, поможет таблица ниже.
Как узнать дату выпуска ремней ГРМ разных производителей
Помимо срока годности ремня ГРМ, дата его изготовления может помочь и в борьбе с подделками. Год и месяц или неделя, указанные на самой детали, должны совпадать с датой на этикетке. Она может печататься как полностью в стандартном формате, так и сокращенно. Например, год выпуска ремней Gates указывается на упаковке возле штрих-кода, первой цифрой в 4-символьной комбинации. В коде 7E22 цифра 7 указывает на 2017.
Признаки оригинальности ремня ГРМ обычно следующие:
Как отличить подделки от оригинальных ремней: видео
Чтобы купить качественный ремень ГРМ, необязательно искать оригинал с фирменным логотипом. Оригинальные конвейерные детали поставляются автоконцернам сторонними производителями, вроде Gates и Dayco. Детали OEM обычно предназначаются для дилерских сервисов, имеют непритязательную упаковку (минимум красочной полиграфии и брендинга), и в свободной продаже встречаются редко. К тому же именно оригинал подделывают чаще всего.
Вопросы и ответы
Что означают цифры на ремне ГРМ?
Цифры на ремне ГРМ в зависимости от производителя могут быть каталожным артикулом, маркировкой по ISO, серийным номером или номером партии, датой производства, номером условных дорожек заготовки и т. д.
Где в маркировке смотреть дату выпуска ремня ГРМ?
Дата выпуска ремня ГРМ обычно указывается в маркировке рядом с номерами условных дорожек заготовки. Часто она имеет усеченный формат вида «неделя-последняя цифра года» (вроде «44-8», что соответствует 44 неделе 2018 года), но бывает и полной.
Как определить срок годности ремня ГРМ?
Срок годности ремня ГРМ можно узнать из документации, которая доступна на сайте производителя или поставляется в коробке с деталью. Средний срок годности ремня составляет 5 лет.
Ремни приводные клиновые
Энергия в механизмах и машинах может транслироваться при помощи механических, пневматических, гидравлических и некоторых других устройств.
В технике механические передачи – это такие механизмы, посредством которых осуществляется кинематическая передача энергии от машины, называемой двигателем, к машине, называемой орудием, таким образом, что в ходе этого процесса происходит преобразование моментов, скоростей, а в целом ряде случаев видов движения (к примеру, вращательного в возвратно-поступательное) и даже его законов.
В механике с помощью передачи производится соединение вала, который имеет источник энергии (двигателя) с валами, которыми оснащены ее потребители. В качестве последних чаще всего выступают рабочие органы различных машин (например, ведущие колеса автомобильного или железнодорожного транспорта).
Wp – расчетная ширина ремня, мм
(ширина поперечного сечения ремня,
находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии);
W – ширина большего основания ремня, (мм);
α – угол клина ремня, равный (40±1)°
Ремень клиновой А – 1800, где:
1800 – номинальная расчетная длина ремня (мм).
История механических передач уходит своими корнями в глубь веков. Они стали известны людям еще тогда, когда техника только зарождалась, и сейчас, пройдя долгий и тернистый путь развития, распространены чрезвычайно широко. Для того чтобы грамотно эксплуатировать механические передачи, необходимо знать те методы, на основе которых они рассчитываются и проектируются.
Как показывает практика, самым распространенным из передач является такой способ трансляции механической энергии, при котором она передается посредством силы трения, возникающей между соприкасающимися поверхностями шкива и ремня. Подобная механическая передача называется ременной.
Она состоит из основных частей, как шкивы (ведущий и ведомый), которые располагаются на некотором удалении друг от друга, а также приводного ремня, который их огибает причем достаточно плотно прилегая к поверхностям обоих.
Ременные передачи имеют целый ряд несомненных достоинств, главными из которых являются следующие:
• Невысокая стоимость и простота конструкции;
• Безударность работы и плавность хода;
• Простота в эксплуатации и обслуживании;
• Возможность трансляции крутящего момента на значительные расстояния.
В то же самое время ременные передачи не лишены и некоторых недостатков. Они не могут использоваться в быстроходных механизмах, поскольку при больших оборотах ведущего шкива происходит проскальзывание приводного ремня. К тому же, ременные передачи довольно сильно нагружают подшипники опор и сами валы. Еще одним из весьма существенным минусом является возможность обрыва ремня или его соскакивания, и чтобы этого не случалось, за такими передачами необходим периодический контроль.
Клиноременная передача относится к категории тех, которые характеризуются гибкой связью между ведущим и ведомым валами. Они чаще всего применяются общем машиностроении и являются для него одними из наиболее типичных методов трансляции механической энергии.
Например, клиноременные передачи используются практически во всех металло- и деревообрабатывающих станках, в приводах водяных насосов, генераторов, вентиляторов, компрессоров, строительной техники и т.п.
Те клиновидные ремни, которые имеют стандартное сечение, способны эксплуатироваться при температурах от -30 °С до +60 °С.
Стандартное сечение клиновидного приводного ремня означает, что его профиль имеет форму трапеции с углом 40°. По сравнению с плоским такой ремень имеет большее тяговое усилие, но существенно более низкий КПД.
Абсолютно любой приводной ремень – это тяговый орган, и поэтому он должен обладать достаточными показателями прочности, износостойкости, долговечности. Кроме того, важно, чтобы он был недорог и имел хорошее сцепление с поверхностью шкива. Что касается клиновидных ремней, то их наиболее рационально применять тогда, когда передаточные отношения довольно велики.