Что означают цифры на носу корабля внизу
Грузовая марка и марки углубления
Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 года. Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.
Надводный борт – расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.
Палуба надводного борта – это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет
постоянные средства закрытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого закрытия.
Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каждом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания.
Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт. Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.
Применяются следующие грузовые марки:
летняя грузовая марка – Л (S);
зимняя грузовая марка – З (W);
зимняя грузовая марка для Северной Атлантики – ЗСА (WNA);
тропическая грузовая марка – T (T);
грузовая марка для пресной воды – П (F);
тропическая марка для пресной воды – ТП (TF).
Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над горизонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обозначение Регистра судоходства Российской федерации – РС.
Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов.
Марки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте.
Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстояние между основаниями цифр 20 см) и определяют расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля. До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифрами, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см).
Для пользования грузовой шкалой необходимо провести через известную величину (например, осадку) горизонтальную линию и снять интересующие величины (например, водоизмещение).
Что означают надписи на корпусе морских кораблей
Тайный язык кораблей.
Если вы приблизитесь к контейнерному судну на буксире, то ваш маленький корабль будет выглядеть щенком, преследующим большой внедорожник. Тем не менее, несмотря на размеры, буксировочные судна способны тянуть огромные корабли для передвижения по заливу. Зачем нужны буксиры? Неужели контейнерные судна не могут сами зайти в порт? Оказывается, действительно не могут. Дело в том, что их размеры и вес не позволяют легко замедляться или делать какие-то сложные маневры. Большие контейнерные суда предназначены в большей степени для движения по прямой, и они не могут самостоятельно маневрировать в заливах.
Те, кто работает на буксировочных суднах, постоянно сталкиваются с тем, что немногие из нас могут увидеть. Речь идет о различных таинственных надписях, символах, буквах и других обозначениях на корпусе кораблей. Все эти знаки и надписи помогают бригаде буксирных суден определить размер, форму, назначение и особенности больших кораблей. Для не моряков эта маркировка похожа на иероглифы.
На долю океанических судов приходится более 80 процентов мировой торговли, и более 90 000 торговых судов курсируют по международным водам. Танкеры, балкеры и контейнеровозы – самые большие водные транспортные средства на Земле. Это важнейшие виды транспорта нашего времени, перевозящие миллиарды тонн товаров каждый год.
Работающие в портах или на воде имеют хорошее представление о видах грузовых кораблей. Но лучше других обо всех видах грузовых морских транспортных средств знают те, кто трудится на буксирах. Ведь они ближе всего могут подходить к большим кораблям и видеть отчетливо их корпус, что большинству из нас недоступно.
Именно поэтому среди работников буксировочных кораблей немало профессиональных фотографов, которые создали отдельный раздел фотоискусства, снимая корпусы больших кораблей. Например, вот ниже снимок фотографа Дэвида Уэбстера Смита, который также является инженером буксира в Сан-Франциско. Он, как только появляется свободная минута, достает камеру и начинает снимать, создавая настоящие шедевры.
— Номер Международной морской организации (International Maritime Organization – IMO)
Например, на снимке выше по обозначению на корме можно узнать, что корабль принадлежит компании «American President Lines» (APL). Имя судна «Mexico City». Порт, к которому приписан корабль, находится в Сингапуре. И это действительно так, поскольку штаб-квартира компании «American President Lines» расположена в Сингапуре. Также на корпусе корабля вы можете видеть номер судна (IMO).
Владелец, имя судна и порт (флаг) могут меняться в течение срока службы корабля. Но номер IMO остается таким же до конца срока службы судна. Этот порядок предусмотрен международными морскими договорами. Этот номер подобен VIN-номеру в транспортных средствах, который помогает идентифицировать судно и избежать мошенничества и появления кораблей-клонов.
Благодаря присваиванию индивидуального IMO-кода вы можете прямо в Интернете узнать всю историю кораблей, введя их уникальный номер в поиск.
Обратите внимание на непонятные желто-зеленые объекты, похожие на печенье, на швартовых устройствах (гибкие стальные, синтетические или растительные тросы, с помощью которых подтягивают и крепят корабль). Вот как они выглядят вблизи:
Это антикрысиные защитные щиты, которые предотвращают попадание крыс, мышей и других грызунов на корабль по тросам.
Теперь вот еще один пример грузового корабля:
Вы спросите, почему этот корабль принадлежит южнокорейской компании (Hanjin)? Ведь на корпусе корабля указано месторасположение порта Панама.
Все дело в том, что более 70 процентов торговых судов в мире ходят под так называемым «удобным флагом».
Вот что об этом термине говорит Википедия:
«Удобный» флаг («дешёвый» флаг) – экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам – владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия.
«Удобный» флаг, как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.
В 2005 году наибольшее число судов под «удобными» флагами было зарегистрировано: в Панаме – 4688, Либерии – 1460, Мальте – 1105, на Багамских островах – 1070, на Кипре – 782, в Сингапуре – 277. Больше всего российских судов зарегистрировано под «дешёвым» флагом в Либерии (65), на Мальте (60), Кипре (54), в Панаме (6)
То есть в нашем примере выше вы видите судно, зарегистрированное под флагом Панамы. Но судно принадлежит компании из Южной Кореи. То есть корабль зарегистрирован в Панаме. Так как судно зарегистрировано в Панаме, оно подчиняется нормам и законам этой страны. Это позволяет сократить эксплуатационные расходы корабля. В первую очередь это помогает обходить сбор больших налогов (если в вашей стране большие налоги на такой вид транспорта). Также регистрация корабля в другой стране позволяет избежать более строгих стандартов безопасности, которые приняты в стране владельца судна.
Вот почему большое количество кораблей имеют регистрацию в портах Панамы, Либерии, Маршалловых островов и т. д. Как видите, даже наши российские корабли чаще регистрируются за пределами Российской Федерации. Это также сделано для того, чтобы снизить налоговые платежи.
Как вы, наверное, уже поняли, для тех стран, где массово регистрируются морские суда, это является значительным источником дохода.
Есть еще одна занимательная вещь на фотографии (выше) судна южнокорейской компании. Обратите внимание на членов экипажа на палубе в крайнем левом и правом углах снимка. Вы что-нибудь заметили? Это не люди. Это манекены, одетые как моряки. Эти манекены предназначены для того, чтобы обманывать пиратов, создавая видимость, что с палубы постоянно кто-то смотрит за обстановкой вокруг корабля. В итоге не все пираты рискнут подойти к кораблю на то расстояние, на котором они поймут, что перед ними манекены.
Эти метки на снимке выше называют линиями нагрузки, показывающими максимальный вес груза, который может перевозить судно.
Эти метки называются грузовая марка (также известна под названиями англ. Load line, Plimsoll line). Эти грузовые линии обязаны своим происхождением британскому члену парламента Самуэлю Плимсоллу. Ведь именно он в 1876 году, обеспокоенный потерей кораблей и членов экипажа из-за перегрузок судов, спонсировал законопроект, в котором предлагалось наносить на все корабли особые отметки по обе стороны, помогающие избегать их перегруза.
Например, если грузовая марка исчезает под водой, то это означает, что судно перегружено. Оригинальная «линия Плимсолла» представляла собой круг с горизонтальной линией. В итоге символ распространился по всему миру. На протяжении многих лет в эти линии были добавлены дополнительные отметки.
Буквы по обе стороны круга означают орган, регистрирующий судно. В нашем примере буквы АВ означают, что судно было зарегистрировано Американским судоходным бюро, которое является одним из 12 членов Международной ассоциации классификационных обществ – MAKO.
МАКО создана для выработки стандартов и правил в отношении обеспечения безопасности морских перевозок.
Ассоциация поддерживает стандарты безопасности для более чем 90 процентов судов во всем мире.
Знаки и буквы справа от круга указывают на максимально разрешенные нагрузки в разных климатических условиях. Соленая вода более плотная, чем пресная. Также холодная вода более плотная, чем теплая. А поскольку плотность воды влияет на плавучесть судов, различные климатические условия требуют разной нагрузки.
Латинская буква «W» обозначает максимальную нагрузку в зимней умеренной морской воде. Буква «S» – максимальную нагрузку в летней умеренной морской воде. «Т» означает «грузовую марку» (максимальную нагрузку) в тропической морской воде. Латинская буква «F» – метку максимального загруза судна в пресной воде.
«TF» – линия максимальной загрузки корабля в тропическом климате и в пресной воде. Например, при движении по реке Амазонке максимальная загрузка судна проверяется по буквам «TF».
Этот корабль имеет необычную форму в передней части. Обратите внимание на выступающую лампу на носу корабля. Несмотря на несколько неуклюжий и некрасивый вид передней части судна, этот элемент корпуса корабля уменьшает сопротивление воды, увеличивает скорость судна, а также позволяет снизить расход топлива.
Белый символ на носу корабля, который выглядит как цифра, предупреждает работников буксировочных кораблей о наличии этого выступа перед носом корабля. Дело в том, что при определенных условиях и загруженности судна этот выступ на носу корабля может быть не виден, поскольку может быть полностью погружен в воду. Работники буксира должны быть осведомлены об этой выпуклости на носу корабля, чтобы учитывать это при буксировке судна в порт. Ведь в противном случае при буксировке судна буксир может повредить грузовой корабль.
Белый круг с Х-символом внутри сигнализирует о наличии у судна носового подруливающего устройства. Это двигательное устройство помогает маневрам корабля в боковом направлении.
Цифры, расположенные по вертикальной линии, показывают расстояние между дном корпуса корабля (килем) и ватерлинией. Например, если вода подходит к 10-метровой отметке на корпусе судна, то это означает, что 10 метров корабля находится под водой.
Благодаря этим линиям моряки могут знать, перегружено ли судно. Для этого нужно сравнить показания меток, нанесенных на задней части судна (на корме).
Слева от линий, обозначающих, насколько глубоко судно погружено в воду, находятся символы, обозначающие вариант луковичного носового выступа и тип носового подруливающего устройства.
В нашем примере выше вы видите буквы BT | FP, которые говорят о том, что подруливающее устройство находится между балластным баком (BT) и передним колесом (FP) – самой передней частью корабля.
Оператору буксира важно знать местоположение носового подруливающего устройства, так как это помогает буксировочному судну избежать турбулентности в воде, создаваемой рядом с носовой частью грузовым кораблем.
Перед вами два буксира, которые приближаются к нефтяному танкеру. Этот снимок сделан моряком, находящимся на третьем буксире, который также приближается к грузовому судну. Буксиры для правильного подхода к корпусу судна ориентируются по белым стрелкам, указывающим на буксировочные столбы (называются «битки»). Буксировочные тросы крепят к этим «биткам».
Обозначение на корпусе корабля рядом с «битками» (в нашем примере SWL 50t) означает, что нагрузка на каждый биток составляет 50 тонн. После того как буксир закрепит трос к битте, на каждый битток не должно быть оказано более 50 тонн тягового давления.
Что это за ржавеющие отверстия в корпусе судна? Нет, это не птичьи гнезда в старом брошенном корабле. Эти отверстия – часть лестницы, они помогают морякам взбираться по бокам баржи.
В отличие от грузовых судов, баржи с плоским дном не самоходны. Их обычно буксируют или толкают буксировочные корабли (буксиры).
Хотя в старые времена их чаще всего тянули по рекам и каналам лошади, мулы и даже люди.
Покраска кораблей обычно не связана каким-то особым дизайном и эстетикой. Обычно корабли красят несколькими цветами. Например, перед вами пример двухтонного лакокрасочного покрытия судна. Краска ближе к ватерлинии имеет специфический химический состав. Ведь та часть корабля, которая погружается в воду, должна быть надежно защищена не только от коррозии, но и от слизи, водорослей и ракушек, которые часто прилипают к корпусу судна.
Но что плохого в том, что моллюски и микроорганизмы прилипают к корпусу судна? Почему краска нижней части корабля имеет такой состав, который предотвращает прилипание морских животных? Все дело в том, что ракообразные, мидии и бактерии создают сопротивление при движении корабля, замедляя его ход. Это приводит к увеличению потребления топлива на целых 40 процентов. Но это не основная причина, почему низ кораблей окрашивается специальной краской, предотвращающей прилипание различных микроорганизмов и морских / океанских животных. Как правило, грузовые судна обычно совершают рейсы по всему миру, то есть по различным океанам, морям и т. д. Прилипшие же к корпусу корабля организмы и животные могут в итоге перенестись в другую экосистему. Это вторжение может нарушить природный баланс в определенной водной среде. Так, занесенный из другого моря или океана вид морских животных может со временем вытеснить какой-либо вид местных животных.
К сожалению, ни одна специальная краска, существующая на сегодняшний день, не защищает корабли от прилипания моллюсков и других животных на корпус корабля. Поэтому корабли время от времени заходят в док-станцию для очистки и промывки корпуса судна.
Во время профилактических мер в док-станциях судна подвергаются обработке противообрастающей краской. Ранние марки такой краски содержали медь и мышьяк, которые эффективно отравляли организмы, прилипающие к корпусу судна. Но эти вещества также отравляли и воду.
Современные противообрастающие морские краски-покрытия более экологичные.
Также недавно многие корабли стали красить в таком стиле, чтобы сымитировать кожу китовых акул, к которым обычно не прилипают различные моллюски и другие морские животные. Эта хитрость помогает надежно защитить корпус корабля от прилипания различных микроорганизмов и морских животных.
Белый прямоугольник в желтой рамке – это посадочная метка для остановки судна у причала для разгрузки. Чтобы остановить большое судно у причала, моряки, управляющие буксирами, должны не только иметь огромный опыт, но и быть экспертами в их родной гавани, знающими все навигационные опасности. Кстати, в этот момент пилот буксира берет на себя роль капитана большого судна.
Белые царапины на корпусе судна – это боевые шрамы, которые напоминают о столкновении с док-станциями и другими судами (в основном с буксирами).
Грузовая марка
Грузовая марка — знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах морского судна в середине его длины (грузовая ватерлиния). Грузовую марку изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией, которая показывает наибольшую допустимую осадку судна в морской воде (в летнее время в зоне умеренного климата), и ряда горизонтальных линий, показывающих предельное погружение его в море или реке в зависимости от времени года и района плавания.
Английские моряки называют грузовую марку диском Плимсоля, которая на основании правил международной конвенции наносится на борта каждого спущенного на воду торгового судна, если его тоннаж превышает сто пятьдесят регистровых тонн. Впервые такую грузовую марку предложил Самуэль Плимсоль, англичанин и пивовар из города Дерби, который не имел никакого отношения к судоходству.
Для каждого судна грузовую марку размечают по международным правилам, которые обязательны для всех морских держав мира. Поэтому форма грузовой марки везде одинакова. Единственное отличие — в буквах. Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над горизонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обозначение Регистра судоходства Российской федерации – РС, L и R «Регистр Ллойда», А и В — «Американское бюро судоходства» и т.д.
Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов.
Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.
Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.
На каждом судне хранится свидетельство на надводный борт, и если осадка больше, чем это допускается грузовой маркой, то его капитан не имеет права выйти в море. В случае перегрузки портовые власти, ответственные за выход судна в рейс, вправе потребовать удаления лишнего груза и даже задержать судно в порту.
Марки углубления ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.
Применение
Согласно международной конвенции о грузовой марке судну запрещён выход в море на международный рейс, если ему не была нанесена грузовая марка и не выдано Международное свидетельство о грузовой марке или, когда необходимо, Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки.
Настоящая конвенция применяется ко всем судам кроме:
Ничто в настоящей Конвекции не применяется к судам, совершающим плавание исключительно:
а) по Великим Озерам Северной Америки и по реке Св. Лаврентия в пределах, ограниченных на востоке прямой линией, проведенной от мыса Розье до мыса Вест-Пойнт на острове Антикости, и далее прямой линией, проведенной от острова Антикости в северном направлении по меридиану 63° западной долготы,
б) в Каспийском море,
в) по рекам Ла-Плата, Парана и Уругвай в пределах, ограниченных на востоке прямой линией, проведенной между Пунта Раза (Кабо Сан Антонио), Аргентина, и Пунта дель Эсте, Уругвай.
Марки углубления
На грузовых судах определение и расчет осадки требуются для различных целей. Например, для определения массы погруженного или выгруженного груза, для придания судну заданного дифферента и т.д. Осадка судна измеряется на носовой, кормовой и средней марках углубления.
Марки углубления это приваренные на обоих бортах оконечностей корпуса судна и в районе миделя цифры и горизонтальные линии. Осадка судна в районе нанесения марки, равняется вертикальному расстоянию от нижней кромки цифры до нижней кромки киля. В повседневной работе для измерения осадки применяется термин «снять осадки», т.е. определить осадки судна по маркам углубления либо определить осадку путем измерения высоты надводного борта.
Марки углубления окрашиваются в белый цвет на темном фоне или в темный цвет на светлом фоне.
Маркировка марок углубления может выполняться:
В метрической системе (арабские цифры) осадка измеряется в метрах – при этом высота цифр и расстояние между ними (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 100 мм.
В английской системе (римские цифры) осадка измеряется в футах (1 фут = 0,3048 м. В одном футе 12 дюймов, 1 дюйм = 2,54 см). При этом высота цифр и расстояние между цифрами (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 0,5 фута (6 дюймов).
Если на судне используются обе системы, то с левого борта марки углубления наносятся римскими цифрами, а с правого борта арабскими цифрами.
Необходимо заметить, что от точности снятия осадок, зависит точность связанных с ними вычислений. Поэтому судоводители должны учиться снимать осадки при разных неблагоприятных условиях: слабая освещенность, волнение, снег, лед, плохая различимость марок из-за большого угла наблюдения или плохой окраски марок.
Кроме этого необходимо приобретать навыки измерения высоты надводного борта в местах расположения марок углубления. По измеренной высоте надводного борта также вычисляют осадку судна в месте измерения.
Пример снятия осадок на английской и метрической марках углубления показан на рисунке 1.