Что означают цифры на камере мотоцикла
Маркировка мотошин и размеры.
В данном разделе представлена информация о том как маркируются шины «Петрошина», как выбрать нужный размер и что обозначают все значки на поверхности шины.
Ключевым моментом при выборе шин является правильный подбор размера мотошины. При подборе шин в первую очередь необходимо обратить внимание на диаметр колеса, ширину и высоту покрышки. Эти основные параметры заложены в основную надпись на поверхности мотошины и позволяют легко «прочитать» назначение и подходимость к Вашей технике.
Для примера: 5.00/90-19 Модель Л-275 64Р
Зная характеристики колёс конкретно Вашего мотоцикла, можно с лёгкостью подобрать нужные шины. АО «Петрошина» производит множество моделей различного диаметра и ширины. В данной таблице приведены все размеры шин, которые мы можем предложить Вам для установик на мотоциклы, мопеды и садовую технику.
На поверхности шин Петрошина можно, как правило, встретить следующие обозначения:
— документ, в соответствии с которым произведена шина
— название производителя шины
— логотип производителя шины
— страна проиводитель шины
Также на поверхности шин можно встретить такие обозначения:
Мотоциклетные камеры
Состав
Изготавливаются из особой смеси резины натурального и искусственного формата. Натуральные компоненты пластичные, более устойчивые к деформациям механического характера, но искусственные отличаются низкой ценой. Дорогостоящие скоростные камеры брендов Pirelli, Michelin, Metzeler и ряда других производителей изготавливаются из натуральных резиновых смесей, которые дают возможность полностью принимать форму внутренней части шины. Воздушные камеры могут заменяться специальными муссами – изделиями из плотной пены, устойчивыми к проколам.
Масса и толщина стенки мотоциклетной камеры
Производители двухколесной техники с помощью воздушных камер могут уменьшить массу байка и снизить себестоимость. Именно из-за этого, с завода все мотоциклы оснащаются самыми тонкими и дешевыми камерами, которые снижают массу транспортного средства, увеличивают вращающий момент. Однако гонщики часто используют муссы или камеры с толстыми стенками, чтобы избежать частых проколов, «пустых» колес.
Вес камеры зависит от ее толщины. Сейчас на рынке представлены различные модели, среди которых каждый сможет выбрать подходящий вариант для конкретных целей. Чем толще камера, тем меньше риски ее прокола при движении.
Самый тонкий вариант мотокамер весит примерно 600-700 грамм. Средние по толщине имеют массу в пределах 1000-1200 грамм. Модели с максимальной толщиной стенок (3,5-5 мм) имеют вес в пределах 1300-1600 грамм. Если сравнивать с ними муссы, то последние обладают массой от 1400 до 1900 грамм.
*Толщина камер указана применительно к мотокамерам Mitas.
Особенности нипеля
Это наиболее слабое звено в воздушной камере для двухколесных транспортных средств. Нипель быстро повреждается, вследствие чего колесо понемногу начинает спускать. К резиновой поверхности он просто «приваривается», поэтому элементарно может быть срезан при проворачивании обода относительно камеры. По этой причине, нужно всегда следить, чтобы зажим шины был установлен плотно и по всем правилам. Также нельзя плотно закручивать прижимную гайку – оставляйте немного места. В этом случае шина будет свободной и не разорвёт нипель.
Таблица соответствия
Размеры воздушных камер
Чтобы предотвратить проблемы в виде деформаций и проколов, нужно использовать только камеры подходящих размеров для конкретного колеса. Например, если модель 110 размера установить в 100 колесо, будет происходить зажевывание, из-за чего она со временем порвется. В том случае, если камера будет меньше диаметра колеса, ее нужно сильно перекачать, что значительно снизит устойчивость к деформирующим нагрузкам при прыжках, что повысит риски проколов. Но вот дорогие изделия из натуральных материалов могут подходить для колес разного диаметра вследствие своей эластичности, что позволяет им адаптироваться под разную ширину без какого-либо ущерба для прочности.
Особенности ощущений
Камеры оказывают значительное влияние на ощущения гонщика и поведение шины на трассе. Чтобы уверенно «держать» боковину, они должны быть подходящих размеров и форм. Если внутренний профиль колеса не плотно прижат к камере, будет присутствовать пустота, что обязательно негативно скажется на ездовых характеристиках.
Специфика нагрева
Накачивать камеру следует до нужного уровня давления, чтобы снизить риски проколов и механических деформаций, обеспечить максимальные эксплуатационные характеристики. Стандартный показатель давления составляет 0,8-1 бар. Стоит помнить, что при движении байка, от трения давление может значительно повышаться (на 0,2-0,3 бар). Чтобы избежать этой проблемы, гонщики часто используют для накачки вместо воздуха газ.
Применение детской присыпки
В случае неправильной установки воздушной камеры, покрышка может элементарно лопнут при движении, что чревато серьезными травмами. Чтобы этого не произошло, необходимо использовать некоторые секреты. Можно использовать детскую присыпку или кукурузную муку между камерой и ободом, чтобы снизить трение и продлить срок службы. Также перед установкой в покрышку, необходимо немного накачать камеру, чтобы устранить риски проколов.
Загрязнители
Камера должна соприкасаться только с каркасом колеса. В случае попадания грязи или влаги внутрь конструкции, процесс стирания воздушной камеры значительно ускориться, что приведет к преждевременному износу. Попасть внутрь через нипель или башмак (зажим шины) они не могут, поэтому нужно позаботиться, чтобы этого не произошло в точке соприкосновения покрышки и обода. Для этих целей производители часто устанавливают ленту из резины. Можно также использовать дополнительно специальную ленту с клеем.
Срок эксплуатации
Износ камеры происходит, даже если вы не передвигаетесь на пустых шинах. Производители рекомендуют менять их каждые полгода. Существует ряд методов, помогающих определить, когда камеры требуют замены. К таким относится отсутствие четких линий, неравномерность износа. Но самым эффективным способом является наблюдение за надписями на поверхности. Если их не видно, нужно производить замену. Удивительно, но в случае установки заплатки камера служит так же, как и новая, но вот сама латка может неожиданно подвести.
Эксплуатация камеры зимой
При езде в зимний период рекомендуется применять толстые воздушные камеры, так как на дороге много выступов, которые могут повредить колесо. Да и в случае шипованной покрышки массой 7-9 кг, вес самой камеры не играет большого значения.
Расшифровка маркировки на моторезине
Сегодня мы разберемся, что есть что в маркировках моторезины.
Начнем с того, что в мире существует 4 типа подобной маркировки:
низкопрофильная в дюймах.
Метрическая система маркировки
Первая цифра (в нашем случае – 120) означает ширину шины по прямой линии от края до края. В метрической системе маркировки она измеряется в миллиметрах.
Вторая цифра (на примере – это 70) обозначает высоту профиля шины с учетом протектора. Оно выражается, как процент от ширины резины в мм.
Использование шины с шириной или высотой обода, не предусмотренными заводом-изготовителем мотоцикла, может привести к потере динамики на поворотах, увеличению расхода топлива и сокращению срока службы резины.
Далее идут буквенные латинские обозначения. Первая буква (Z) означает, что это шина высокоскоростная и может использоваться на скоростях свыше 240 км/ч.
Ниже мы приведем сводную таблицу скоростных индексов.
Индексы скорости
Обозначение | км/ч | миль/ч |
B | 50 | 31 |
C | 60 | 37 |
D | 65 | 40 |
E | 70 | 44 |
F | 80 | 50 |
G | 90 | 56 |
J | 100 | 62 |
K | 110 | 68 |
L | 120 | 74 |
M | 130 | 81 |
N | 140 | 87 |
P | 150 | 93 |
Q | 160 | 100 |
R | 170 | 106 |
S | 180 | 112 |
T | 190 | 118 |
U | 200 | 124 |
H | 210 | 130 |
V/VB | до 240 | до 149 |
(V)/(VB) | более 240 | более 149 |
W | до 270 | до 168 |
(W) | более 270 | более 168 |
ZR | более 240 | более 149 |
Буквосочетание M/C говорит о том, что резина предназначается именно для мотоциклов.
В первую очередь, нужно сказать об индексе нагрузки (см. рисунок). Он показывает максимальный вес, который выдерживает шина в полностью накаченном состоянии. Таблица индексов нагрузки представлена внизу страницы.
Специальная стрелка (иногда сопровождающаяся надписью Wheel Rotation) указывает направление вращения.
Код TUBE или TT означает необходимость использования покрышки только с камерой, а TUBELESS или TL говорит, что она бескамерная.
Буква B в кружочке – знак официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил EЭК ООН, цифра рядом — страна где проводилось испытание.
Дату изготовления шины можно понять по последним четырем цифрам в овале, например 4207 — 42 неделя 2007 года.
Индексы нагрузки
Обозначение | кг | Обозначение | кг | Обозначение | кг | Обозначение | кг |
20 | 80 | 37 | 128 | 54 | 212 | 71 | 345 |
21 | 82.5 | 38 | 132 | 55 | 218 | 72 | 355 |
22 | 85 | 39 | 136 | 56 | 224 | 73 | 365 |
23 | 87.5 | 40 | 140 | 57 | 230 | 74 | 375 |
24 | 90 | 41 | 145 | 58 | 236 | 75 | 387 |
25 | 92.5 | 42 | 150 | 59 | 243 | 76 | 400 |
26 | 95 | 43 | 155 | 60 | 250 | 77 | 412 |
27 | 97 | 44 | 160 | 61 | 257 | 78 | 425 |
28 | 100 | 45 | 165 | 62 | 265 | 79 | 437 |
29 | 103 | 46 | 170 | 63 | 272 | 80 | 450 |
30 | 106 | 47 | 175 | 64 | 280 | 81 | 462 |
31 | 109 | 48 | 180 | 65 | 290 | 82 | 475 |
32 | 112 | 49 | 185 | 66 | 300 | 83 | 487 |
33 | 115 | 50 | 190 | 67 | 307 | 84 | 500 |
34 | 118 | 51 | 195 | 68 | 315 | 85 | 515 |
35 | 121 | 52 | 200 | 69 | 325 | 86 | 530 |
36 | 125 | 53 | 206 | 70 | 335 | 87 | 545 |
Все перечисленные коды метрической маркировки моторезины и комментарии профессионалов по ним вы можете увидеть на видео ниже.
Альфа система маркировки
Данный тип маркировки моторезины применяется нечасто и используется, в основном, для туристических шин. Разберем конкретный пример: MT90S-16.
16 – диаметр колеса (в дюймах).
Стандартная в дюймах
Система, активно применявшаяся в 1990-х годах и практически выведенная из обращения сейчас. Отличается от метрической только единицей измерения ширины покрышки (вместо миллиметров дюймы), а также отсутствием в маркировке показателя высоты профиля шины (по умолчанию считается, что этот параметр равен ширине).
Низкопрофильная в дюймах
Как и следует из названия, применяется для низкопрофильной резины. Пример: 4.25/85H-18. Первая цифра – ширина покрышки в дюймах, вторая – высота профиля, выражаемая в процентном отношении от ширины, H – индекс скорости, 18 – диаметр обода.
Сводная таблица размеров моторезины в различных системах маркировки
Обозначение, маркировка, выбор мотошин
Обозначение и маркировка мотошин
Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере. Например, на боковине шины имеется обозначение 140/80 – 18 M/C 70M TL
Дополнительная маркировка мотошин
Помимо размеров, указания максимальной нагрузки и скорости – на боковине покрышки есть и другие обозначения.
Буква F после обозначения размера указывает, что покрышка предназначена только для установки на переднее колесо. Надпись Front Wheel или Front Wheel Only означает то же самое. Соответственно, покрышка с надписью Rear Wheel – для установки на заднее колесо. Универсальная резина для некоторых малокубатурных мотоциклов, скутеров и мопедов каких-либо обозначений не имеет и может в равной степени устанавливаться как на переднее, так и на заднее колесо.
Надпись «Rotation» со стрелкой указывает направление вращения покрышки. Покрышки с симметричным рисунком протектора таких обозначений не имеют. Следовательно, направления вращения безразлично.
Максимально допустимое давление воздуха в шине, указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм. Пример 290 kpa (42psi) сold, 1psi=6, 9 кПа для шины в «холодном» состоянии.
Максимальная нагрузка указывается в килограммах или фунтах. Пример – Max. Load 212KG 467LBS.
Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например надписи TREAD: 2 PL– RAYON: 2 PL-STEEL означают, что брекер шины состоит из 2 слоев вискозного корда и 2 слоев металлокорда. Надпись SIDEWALL 2 PL-RAYON означает из скольких слоев и какого материала состоит каркас (в частности, боковины).
Наличие маркировки DOT говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department оf Transportation) и допущена к эксплуатации на территории США.
Для примера рассмотрим следующую маркировку: DOT EB F7 D306
Обозначение EB F7 за аббревиатурой DOT, служат для обозначения фирмы-производителя и заводского кода.
В306 – код типоразмера, которым производители идентифицируют шины.
Теперь разберем другое обозначение. Буква «Е» с цифрой, обведенная в кружок и строчка цифр рядом. Например, Е1 75R 005-4163
Е в кружке – знак официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил ЕЭК ООН. Маленькая цифра рядом с буквой Е указывает в какой стране проводилось испытание данной шины: 1 – Германия, 2 – Франция, 22 – Россия и так далее – все знаки равноценны.
Надпись ЕСЕ R75 у знака указывает, что испытания проводились по правилам №75 ЕЭК ООН. Например, обозначение 0054163 расшифровывается так: 005 – номер официального утверждения, 4163 – серийный номер продукции.
Индекс скорости – условное обозначение скорости показывает максимальную расчетную скорость шины. Так же, как и в случае с индексом нагрузки, существует таблица значений индекса скорости со значениями от A (минимальное значение) до Z (максимальное значение). Правда, с одним исключением: буква H выпадает из последовательности и находится между U и V, соответствуя скорости до 210 км/ч. В приводимой ниже таблице указывается эквивалентная максимальная скорость в км/ч.
Но обозначение максимальной скорости может иметь несколько другой вид. Вот другой пример – 120/70 ZR17 TL (58W)
Z – означает высокоскоростную шину – максимальная скорость свыше 240 км/ч.
R – указывает, что шина имеет радиальный набор брекера. Шина с диагональным набором обозначения не имеет. То есть, если буква R отсутствует – значит, шина диагональная.
Как правильно выбрать мотошины
От старости или от износа каждой покрышке наступает срок замены. И встает вопрос выбора новой покрышки. Производитель указывает размер шин в инструкции. Например, Yamaha напрямую указывает даже марку производителя шин. Если инструкция не сохранилась, на многих современных мотоциклах имеется наклейка с размерами шин. Ищите ее на задней части рамы мотоцикла, спрятанную под седлом, например. Более того, у серьезных производителей мотошин существует каталог с таблицей размеров и моделей шин по мотоциклам.
Кроме ширины, высоты профиля и посадочного диаметра на каждой покрышке имеется обозначение максимальной нагрузки и скорости, а также указание типа покрышки – камерная или бескамерная. Насколько важна эта информация?
Лысая резина
В процессе эксплуатации каждая шина приходит к тому пределу, когда высоты рисунка протектора остается чуть больше, чем предписано правилами. Напомним, для мотоциклов и мопедов величина минимальной глубины протектора составляет 0, 8 мм. Чем продиктовано это требование?
Не секрет, что сцепление шины с дорогой определяется площадью пятна контакта. Чем больше пятно – тем лучше сцепление. Поэтому при прочих равных условиях на чистом и сухом дорожном покрытии наилучшим сцеплением будет обладать слик – покрышка, не имеющая протектора вовсе. Нарезанный протектор пятно контакта и сцепление уменьшает, но на сухом асфальте. На мокром же дорожном покрытии вода работает как смазка и сцепление заметно ухудшается. В этом случае сцепление шин с дорогой определяется в первую очередь способностью выдавливать и отводить воду из пятна контакта. Чем шире, чаще и глубже канавки, тем лучше отводится вода. Но в процессе износа глубина канавок протектора уменьшается и способность отводить воду заметно ухудшается. Отсюда требование правил – 0, 8 мм и не менее. Но это величина средняя, ориентированная в большей степени на дорожные мотоциклы с универсальным рисунком протектора, которые даже в изношенном состоянии приемлемо «работают» на мокром дорожном покрытии.
Что касается мотоциклов более спортивной направленности. Для реализации высокой мощности двигателя шины сохранили минимально-достаточный рисунок протектора. Как поведет себя такая шина на мокрой дороге – вопрос остается открытым. Можно прятать мотоцикл в гараже, увидев лишь легкие облака на небе, можно снижать скорость до пешеходной при первых каплях дождя или совсем не ездить в дождь – ждать на обочине, пока асфальт высохнет. Но поливальные автомобили и прозаические дорожные лужи никто не отменял. А значит, не стоит экономить на нервах и безопасности на дороге. Как своих, так и окружающих.
Своевременно заменить изношенную шину – это так просто!
Старая моторезина
С износом шин все ясно. В Правилах Дорожного Движения указана минимальная глубина канавок протектора и, когда она станет меньше, чем 0, 8 мм (для мотоциклов и мопедов) шину надо менять. Но шина подвержена не только механическому износу в процессе эксплуатации, но и старению от воздействия света, температуры, озона и т.д. Результаты такого старения особенно заметны на мотоциклах «second hand», приходящих в Россию из Японии. Не секрет, что прежде чем обрести нового владельца, мотоциклы по нескольку месяцев (а то и лет) стоят под открытым небом. Если металлические части от такого хранения страдают несильно, то с материалом шин происходят необратимые изменения. Под воздействием внешних факторов резина теряет первоначальную эластичность, что называется «охрупчивается». Внешне – из черной становится темно-серой. Если провести по боковине рукой, резина не гладкая и упругая на ощупь, а твердая и шершавая. В процессе «предпродажной подготовки» некоторые продавцы мотоциклов «секонд хенд» обрабатывают шины пеной из баллона, и они приобретают радикальный черный цвет, выглядя совсем свежими. Но это только улучшение товарного вида. Обработка пеной не возвращает шине первоначальных свойств. В чем же опасность старых шин?
Сцепление шины с дорожным покрытием зависит от двух факторов. От площади пятна контакта и от состава резиновой смеси. Площадь контакта в процессе хранения мотоцикла – если и меняется – то настолько незначительно, что не стоит говорить об этом всерьез. Что касается резиновой смеси, чем мягче материал покрышек, тем лучше сцепление шины с дорожным покрытием, тем лучше поверхность шины «обхватывает» микронеровности асфальтового или бетонного покрытия и тем лучше сцепление шины с покрытием. Но «задубевшая» от длительного нахождения под открытым небом покрышка уже не в состоянии обеспечивать приемлемое сцепление, затвердевшая резина не имеет должной эластичности, хуже цепляется за микронеровности асфальта, раньше срывается в пробуксовку при разгоне и в юз при торможении, раньше выскальзывает наружу поворота. Но это еще полбеды. Резина стареет неравномерно и разные участки покрышки обладают разным сцеплением. К этому трудно привыкнуть, поведение мотоцикла становится труднопредсказуемым.
И еще. В процессе длительного хранения шины «в возрасте» покрываются сетью трещин. Это не сложно увидеть невооруженным глазом. Достаточно посмотреть вглубь канавок протектора на ярком солнечном свете. Или просто посветить фонарем «вглубь» канавок. Если увидели трещины, такой шине путь один – утилизация. Правилами Дорожного Движения не регламентируется время эксплуатации шин, но существует прямой запрет на эксплуатацию шин, имеющих вздутия, разрывы, трещины и порезы, обнажающие корд.