Что означают цифры на граненом стакане
5-минутный путеводитель по граненому стакану
Ставший культовым предмет советского быта был почитаем как мужской, так и женской частью населения одной шестой части суши. Esquire вспоминает заслуги звонкого друга.
Мужчины уважали граненую тару за удобство и верную службу: стакан при падении не катился, его было довольно сложно разбить, это не удавалось даже неуклюжим промышленным посудомоечным машинам, а главное – с его помощью было легко разделить содержимое пол-литры по совести на троих: каждому наливали в стакан до ободка – ровно 167 граммов.
Женщины любили «крепыша» за его универсальность: стаканом отмеряли нужный объем продуктов и вырезали кружки из теста для пельменей.
Днем рождения классического советского граненого стакана называют дату 11 сентября. Именно в этот день в 1943 году на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном с конвейера сошла первая партия этой нехитрой стеклянной посуды. Вместе с медицинскими ампулами, бутылками для зажигательной смеси и светотехническим стеклом стаканы составляли ассортимент завода военного времени.
Считается, что дизайн стакана разработала советская художница – скульптор Вера Мухина, автор известного монумента «Рабочий и колхозница», изображением которой открывались все фильмы киностудии «Мосфильм». Вера Игнатьевна руководила рабочей группой, которой было поручено разработать эскизы посуды советского времени. Документальные подтверждения хранятся в музее Мухиной в Феодосии.
Размеры символа советского общепита были такими: 60 мм — диаметр, 90 мм — высота. Количество граней разнилось – от 8 до 20. Классикой считались 16 граней – согласно красивой легенде, по числу советских республик.
Объем стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.
Первые граненые стаканы стоили 3 копейки. Благодаря чему появилась фразочка «Простой, как три копейки». За классический 16-гранный надо было отдать 7 копеек.
Верхняя каемка граненого стакана, которая отличала советский стакан от предшественников, получила в народе прозвище «маруськин поясок». Ободок придавал изделию особый вид и делал стакан удобным при использовании по прямому назначению – он хорошо прилегал к губам.
Стакан варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в него добавляли окись свинца, который делает стекло прочным и более играющим на свету.
В главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах. В многогранный сосуд умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки.
В советских домах, между оконными рамами нередко можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.
Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию «подчистили».
Самый дорогой граненый находится в Санкт-Петербурге. Раритетный стакан зеленоватого оттенка начала 70-х с 32 гранями оценивают в 1000 рублей, так как эта расцветка встречается редко.
Предшественники привычных нам гранчаков (без ободка) выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже.
Минималистичному другу посвящали стихи.
Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.
Везде он может пригодиться – нужнее вещи не найти.
Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.
В него нальете что угодно – компот, чай, сок или воды…
В 2011 году в Алматы на базе одного из ресторанов был открыт памятник символу советской эпохи – скульптура высотой 2,6 метра представляет собой двух медведей, стоящих на камне и держащих большой граненый стакан. Эдакий отсыл к мухинской композиции.
На заводе в Гусь-Хрустальном нынче делают стаканы для IKEA.
Граненый стакан Мухиной: история граненого стакана. 7 интересных фактов о советском гранёном стакане
История граненого стакана – символа советской эпохи
Граненый стакан – символ советской эпохи. Но эпоха ушла, а стакан до сих пор в ходу, живет себе поживает на наших кухнях.
Когда говорят «граненый стакан», на ум тут же приходят другие приметы России, которую мы потеряли, – автоматы для газированной воды, портвейн «Агдам», сакральный вопрос: «Третьим будешь?»
История происхождения граненого стакана крайне запутанная, и легенд в ней куда больше, чем достоверных исторических фактов. По одной из них, первый граненый стакан царю Петру Первому преподнес владимирский стеклодел. Уж такой-де не выскользнет на качающейся палубе из ухватистой матросской пятерни.
По другой версии, стакан разработала в 1943 году скульптор Вера Мухина, автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Документальных свидетельств, подтверждающих авторство Мухиной, нет. Ее правнук Веселовский выражается туманно: «А почему бы и нет?» Она, мол, и фантики рисовала, и пивную кружку придумала, так что вполне могла и за стакан взяться. В переносном, конечно, смысле.
Чтобы прояснить ситуацию, едем во Владимирскую область: если все дороги ведут в Рим, то все стаканы – в Гусь-Хрустальный.
Первый стекольный завод купец Аким Мальцов построил на реке Гусь в 1756 году. Заводчики Мальцовы были в старой России такой же известной династией, как Демидовы. В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял писатель Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии.
Юрий Мальцов спонсировал, как сейчас сказали бы, строительство задуманного Иваном Цветаевым Музея изящных искусств – Пушкинского. Он же построил для своих рабочих храм, расписывать который пригласил Виктора Васнецова. Перед этим храмом, где теперь музей хрусталя, я и стою – в здешней экспозиции представлена вся история развития стекольного ремесла в округе.
– Насчет Петра Первого не знаем, а вот при Павле I граненный вручную стакан уже, по нашим сведениям, существовал, – говорит старший научный сотрудник музея Алла Чуканова. – В соответствии с разработанной им для армии «Доктриной порядочной жизни» таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам. В мальцовские сервизы, выпущенные в конце XIX века, обязательно входили приземистые выдувные стаканы с широкой гранью. Их использовали для чая. Также граненые, но высокие предназначались для шампанского.
А первые граненые стаканы машинного производства – прообраз современных – появились в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Это уже был товар массового потребления – капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг.
– У нас часто спрашивают, сколько граней у «правильного» граненого стакана, – продолжает Алла Чуканова. – Да сколько угодно. В музее есть стаканы по 8 граней, по 12, 16…
Грани возможного
А в музее гусевского Опытного стекольного завода есть стакан с 20 гранями! Грани мелкие, но четкие. Сделан он тоже в Уршеле. Местные старожилы вспоминают, что в войну уршельские стаканы были ходовым товаром, их даже возили в Москву и обменивали на хлеб, соль, мыло… Особенно интересовали сталинские стограммовые стаканчики. Хорошо шли и стандартные – по 200 и 250 граммов.
После войны спрос на граненые стаканы вырос еще больше, и их запустили в производство на других гусевских заводах. Из этих стаканов пил весь Советский Союз, они были в тюрьмах и детсадах, больницах и поездах, в академгородках и бытовках шахтеров.
В 1972 году в Уршеле поставили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 граммов. Но их никто не брал, это был самый настоящий покупательский бунт. Особенно возмущались в разных рюмочных и распивочных, потому как было не понять, сколько в такой стакан можно недолить. Тогда автомат перекроили на привычный народу стандарт – 200–250 граммов.
– Где же все-таки изобрели граненый стакан? – спрашиваю доктора технических наук Юрия Гулояна. Долгое время он работал зам. директора по науке расположенного в Гусь-Хрустальном НИИ стекла. По учебникам Юрия Абрамовича учатся студенты самого известного в стране химического вуза – Менделеевского.
– Легенда про Веру Мухину, конечно, симпатичная, но считать ее «мамой» граненого стакана несерьезно. Изготовление стаканов методом прессования изобрели в США в 1820 году, а выпускать их начали с середины XIX века.
В России они появились, потому что Мальцовы внимательно следили за всеми новинками и чутко реагировали на рынок. Здесь стаканы прижились и в советское время получили широкое распространение: страна жила бедно, дешевые надежные граненые стаканы невзрачного серого цвета соответствовали духу времени. Были еще тонкие выдувные стаканы, но хотя их именовали чайными, они лопались от кипятка.
Пить или не пить?
В конце шестидесятых спрос на граненые стаканы упал, их брали только для общепита и автоматов с газированной водой.
– Шли выпивать, стащив стакан в ближайшей столовой или из автоматов. Душевней всего было пьянствовать на старых городских кладбищах, откосах вблизи железнодорожных путей и около стадионов, – свидетельствует писатель Анатолий Гаврилов. Его пьесу «Икота», написанную на основе дневников Венедикта Ерофеева, поставили в России и Германии.
У Гаврилова есть личная история, связанная с граненым стаканом: – Когда-то я переезжал из Мариуполя и впервые увидел свою новую квартиру, это был даже не тройной, а четверной обмен. Хозяином был полковник Смирнов. И окна выходили на военную часть. Осень, дождливый вечер. На шнуре лампочка болтается голая, слышно, как солдаты идут строем. Квартира тоже голая, только на подоконнике бутылка «Стрелецкой» и граненый стакан. Выпили мы под шелест дождя и солдатские песни, а стакан он мне оставил: «Был мой, стал твой». Так он у меня до сих пор и стоит на заветной полочке.
– Считается, что талантливые тексты без алкоголя немыслимы.
– Пушкин и Лермонтов хоть и проводили время на балах, гусарили, но до коктейлей Вени Ерофеева у них дело не доходило. Толстой то пил, то не пил. Хемингуэй переходил из бара в бар, однако говорил, что две вещи надо делать совершенно трезвым – писать и воевать. Вокруг Ерофеева выжили только те, кто сумел вовремя отползти.
С появлением пластиковой посуды эра граненого стакана, кажется, должна была закончиться. Но живуч оказался родной наш и неизбывен – звенит в подстаканниках в поездах, служит бабушкам, продающим ягоды и семечки, все так же ходко идет в места массового скопления людей – военные части, больницы…
В ретростоловой №57 в ГУМе компоты наливают исключительно в граненые стаканы. «Сейчас мы в основном делаем посуду для ИКЕА. Но заказы на граненые стаканы тоже бывают, причем на большие партии», – говорят в Гусь-Хрустальном.
И напоследок.
День граненого стакана. Правда и вымысел о создании культовой посуды
Сегодня – День граненого стакана. Праздник не совсем официальный, но вполне известный. Любопытно, что нет никаких документальных свидетельств появления советского граненого стакана именно в этот день. Согласно одной из легенд, окружающих этот культовый предмет быта, первый советский граненый стакан был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Правда, это лишь одна из множества историй, связанных с предметом, ставшим одним из символов советского прошлого.
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Идею стакана и его конструкции чаще всего приписывают советскому скульптору, автору знаменитой монументальной композиции «Рабочий и колхозница» Вере Мухиной. Правда, называют и других «родителей» – Казимира Малевича и Ле Корбюзье. Но это касательно того самого советского стакана, находившегося в массовом производстве.
Граненые стаканы как таковые существовали и раньше – их можно найти и на картинах художников («Завтрак» Диего Веласкеса 1617 года, «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года), и в собрании Эрмитажа.
Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I
Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I. Якобы император велел изготовить прочный стакан, который бы не скатывался на пол и не бился во время качки на корабле. Получив от владимирского стекловара Ефима Смолина граненый стакан, Петр остался доволен и, испив из него, бросил оземь, воскликнув: «Стакану – быть!» Окружающие же услышали «Стаканы – бить!», откуда и пошла традиция бить стаканы на счастье.
Ходит множество других разнообразных – курьезных, реалистичных и фантастических легенд, связанных с происхождением и символическим смыслом советского граненого стакана. И если ложность одних не вызывает никаких вопросов, то о достоверности других остается лишь догадываться. Вот лишь некоторые из этих историй:
Основной корпус легенд, связанных с советскими вещами, появился и закрепился в постсоветское время – до этого они существовали лишь в усеченных вариантах и передавались в устной традиции. Через подобные легенды осмысляется советское прошлое как некий «золотой век», который мы потеряли, а эти вещи имеют черты, свидетельствующие об идеальности этого мира. У нас мог быть один стакан, но он был идеальным для всего.
Фото: ТАСС/Александр Легкий/fotoimedia
В советское время граненый стакан не выделялся из предметного быта, был обычной вещью. Сегодня все легенды о нем крутятся вокруг главного вопроса – что делает советский граненый стакан особенным? Это его особые физические параметры, функциональность, которая показывает его преимущества перед обычными стаканами. Отсюда, например, происходит легенда о том, что стакан придуман для того, чтобы он не скатывался со стола в корабле или в поезде.
В советское время стакан использовался в качестве мерной посуды, становясь, таким образом, эталонным стаканом.
Идея о функциональности стакана и становится отправной точкой для легенд о фигурах, которые связывают с появлением стакана. Кто как не гении русского авангарда мог придумать такой лаконичный, функциональный, правильный стакан? Мухина и Малевич выступают в роли культурных героев, которые помогли советским людям устроить свой быт.
Нет никаких данных, которые доказывают причастность ни одного из них к созданию данного стакана. Учитывая существование граненого стакана в прошлом, эта форма не является изобретением ХХ века. Но вышедший в массовое производство в Советском Союзе, граненый стакан стал стаканом «по умолчанию». Мода на него – это современное конструирование образа Советского Союза, которое понадобилось, чтобы осознать свое прошлое.
Поскольку история и политика являются для многих спорными вопросами, а бытовые вещи – общие для всех, именно граненый стакан, не несущий на себе никакой идеологической нагрузки, и стал своеобразным символом советского времени. Тогда «день граненого стакана» был шуточным выражением, которое означало: «Сегодня мы пьем!». Закрепление этого дня за определенной датой является скорее поводом вспомнить советское время и поговорить о нем, а не реальным праздником, несущим с собой определенные традиции».
История малиновского стакана
Не всем известно такое название, как малиновский, происхождение которого тянется от руководства страны. Но в случае такого обозначения более верным будет наименование малинковский, от фамилии человека, занимавшего пост министра обороны, Георгия Маленкова. Он издал указ изобретать универсальный для общепитов питьевой сосуд, который будет высокопрочным в эксплуатации и удобным для потребителя.
Ещё одно прозвище – губастый. Такое определение связано с тем, что изначально он имел огранку от дна до самых краёв. Что было неудобным в плане пролива жидкости во время питья. Этот факт стал поводом придумывать выход исправления данного неудобства. Поэтому вскоре стали появляться стаканы с ровной каёмкой, которая мягко ложилась на губы. Для различия между старым и новым образцом придумали ассоциативное название.
Итак, первоначально был указ правительства придумать модель стакана с соответствующими качествами. Почему возникла такая необходимость? Всё дело в огромном количестве битой посуды, которой пользовались люди в советских столовых. Уже в те времена их оснащали посудомоечными агрегатами, которые зараз могли перебить немало кухонной утвари. В отношении стеклянных стаканов потребовалось вмешательство правительства страны. Возможно и не зря, ведь всё же это было военное время.
«Народная» посуда
Вскоре в Советском Союзе начали выпускать граненые стаканы разного объема. Самым востребованным стал стакан в 200 миллилитров. Именно благодаря ему и родилось известное выражение «сообразить на троих». До каемки можно было налить 167 миллилитров водки – ровно третью часть пол-литровой бутылки водки.
Стакан такого объема называли «маленковским». Дело в том, что советский министр обороны Георгий Маленков издал указ, согласно которому всем военнослужащим полагалось как раз 200 миллилитров водки в обед. Спиртное разрешалось обменять на табак или сахар – опять же в объеме граненого стакана.
Из-за того, что граненый стакан был связан практически со всеми сферами жизни – от общественного питания до армии – эта посуда быстро стала «народной». У современников такой стакан ассоциируется с советским временем: это атрибут целой эпохи!
В настоящее время 16-гранники уже не выпускаются на заводах – в наши дни, когда прогресс позволяет массово производить стаканы любых форм и цветов, «скучная» посуда уже не востребована. Тем не менее, современники по сей день гордятся изобретением Мухиной, а в Гусь-Хрустальном даже устраивают праздники в его честь. В Екатеринбурге установили скульптуры в виде проводницы, которая несет чай в советских граненых стаканах.
Люди с теплом вспоминают советское время, и не исключено, что граненый стакан еще появится в домах россиян
Для кухни и для дачи
Граненый стакан сразу же стал популярен во всем Советском Союзе. Он был в каждой квартире, в поездах, в уличных автоматах с газировкой и в кафе: посуду такой формы было удобно мыть в посудомоечной машине, а главное – стакан был невероятно прочным.
Советские граждане быстро придумали, как можно еще использовать стакан, кроме как по прямому назначению. Так, хозяйки при помощи стакана «нарезали» из теста круглые заготовки для пельменей или вареников. Кроме того, новая посуда позволяла легко и быстро измерять объем воды при приготовлении супов, компотов или вторых блюд. Стакан вмещал в себе 250 миллилитров воды, а до каемки, которую называли «Анюткиным пояском», было ровно 200 миллилитров.
Дачники любили использовать граненые стаканы для выращивания рассады на подоконниках: такая тара не занимала много места и не опрокидывалась под весом растения.
Почему стакан граненый?
Указ правительства требовал, чтобы питьевая ёмкость отличалась повышенной стойкостью к ударам. А форма препятствовала выскальзыванию из рук и легко поддавалась уходу. Именно гранёный стакан отвечал всем требованиям, потому и был выпущен для массового производства.
Для прочности использовалась специальная закалка стекла, помогающая снять остаточное напряжение. Любопытным является факт взрывания стаканов в 80-е годы. Что объяснялось сменой на заводе отечественных линий для закалки на французские, обеспечивающие чрезмерный отжиг стекла и приводящий впоследствии к его разрыву. А также специальные машины гранили ёмкости прессовым способом. То есть процесс был автоматизирован, без ручной огранки. Это позволяло придать конечному изделию ударостойкость, а также гладкость внутри и чёткость линий снаружи.
Сколько граней должен иметь стандартный стакан? Бытовало мнение, что их число равняется 16-ти. Якобы каждая грань символизирует отдельную республику Советского Союза, объединённых ободком в нерушимый тандем. Но это всего лишь красивая легенда, лирическая картинка которой воодушевляла на ощущение могущества союза республик. В реальности завод выпускал стаканы с количеством граней от 8 до 20. Чем больше их было, тем изделие выглядело привлекательнее и стоило дороже.
На практике гранёный стакан применяли не только в городских общепитах, но и в поездах, на кораблях. Его гранёная форма позволяла сохранять целостность при падении. А также он не закатывался далеко, если падал со стола во время качки.
Сообразить на троих
Если наполнить граненый стакан ровно до ободка, то получится 167 грамм. Именно столько во времена Никиты Сергеевича Хрущева наливали водки в стакан. Получалось, что одна пол-литровая бутылка могла напоить троих. Тогда же появилось широко известно выражение «сообразить на троих».