Что означают требования к учителю
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ
Педагогическая деятельность – одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые призван решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным чертам учителя. Назовем наиболее существенные личностные качества, которыми должен обладать учитель:
1) моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность;
2) высокоразвитое чувство социальной ответственности; благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т. е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;
3) самообладание, выдержка.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
1) общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
2) глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
3) фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе;
4) знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
5) владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения и т. д.) и педагогическим тактом;
6) постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям.
В процессе педагогической деятельности учитель выступает, с одной стороны, как лицо, уполномоченное обществом воспитывать детей и реализовывать заданные обществом цели, содержание, основные способы и формы воспитания. И в этой роли он большей частью успешно добивается того, чтобы воспитание было подлинно гуманистическим и эффективным. С другой стороны, учитель выступает в педагогической деятельности как индивидуальность (и эта его характеристика намного полнее, чем узкопрофессиональная). Проявляя свою индивидуальность, учитель не всегда может оказаться на том высоком уровне, которого ждет от него общество. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема психолого-педагогической подготовки будущих учителей, реализации их сложнейших функций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ТРЕБОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ Положите ваш перечень перед собой. Отметьте пять или десять «ключевых слов», которые бросаются вам в глаза. На чистой странице запишите выделенные слова из вашего перечня. Не стесняйтесь обобщать качества и по более широким категориям, если вам так легче.
Глава 2. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Глава 2. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В своей погоне за славой невротик устремляется в царство фантастического, бесконечного, неограниченного. Внешне он ведет «нормальную» жизнь – как член семьи и общества, который ходит на работу и развлекается по выходным. Но сам не
Предварительные требования МВОС
Предварительные требования МВОС Чтобы успешно вызывать у себя осознанные сновидения с помощью МВОС, надо уметь делать некоторые специфические вещи. Во-первых, вам вряд ли удастся вспомнить что-нибудь во сне, если вы не всегда можете вспомнить свои намерения в
Требования к комплиментам
Требования к комплиментам Комплименты должны быть яркими, умными, обязательно доброжелательными, разнообразными, иначе они просто потеряют свою прелесть и даже будут неприятны. Комплимент не должен быть длинным. «Коротко да ясно, потому и прекрасно».Комплимент, как
Требования к любовнику
Требования к любовнику Любовник должен:• сделать так, чтобы она почувствовала себя не только желанной, но и любимой;• быть противоположностью мужу;• уметь делать комплименты;• всегда слушать с вниманием и сочувствием;• одобрять женщину и воодушевлять ее;• быть
Предъявляйте требования
Предъявляйте требования Родители, которые не требуют от своих подрастающих детей большей ответственности, оказывают им медвежью услугу. Взрослость подразумевает ответственную самостоятельность, а это не то же самое, что потакать своим желаниям и делать все, что
Резюме: базовые требования
Резюме: базовые требования Резюме, по проницательному замечанию нашего читателя Кобриссова Александра, – это своеобразный balance sheet, то есть персональный баланс кандидата, с его плюсами и минусами. Поэтому создание CV – не только необходимое техническое действие,
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧИТЕЛЮ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧИТЕЛЮ Наряду с требованиями, предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется и на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы, коллеги, ученики, их родители. Важно и то, что сам учитель ждет
Требования сегодняшнего дня
Требования сегодняшнего дня С какими требования бизнеса и жизни вы сейчас сталкиваетесь? В скольких различных направлениях вас заставляют работать? От вас требуют постоянно решать проблемы, быть креативным, планировать, управлять проектами, экономить время, выдвигать
Требования к игровому пространству
Требования к игровому пространству Почему я решила выделить этот пункт в отдельный раздел, вынеся его из рекомендаций по проведению БПИ?Так как в данной книге я описываю авторский подход к БПИ, то в нем, несомненно, есть своя специфика. Так вот, игровое пространство – это
Требования к Мастеру игры
Требования к Мастеру игры Несомненно, важным элементом БПИ является ее ведущий. Чаще в наших БПИ таких ведущих два, хотя в некоторых играх есть еще эпизодические герои – ассистенты, которые необходимы или по сюжету, или в силу технической организации игрового
Упражнение «Просьбы и требования»
Упражнение «Просьбы и требования» Сядьте вместе с вашим партнером или приятелем, который согласится исполнить его роль.Попросите его о чем-либо в требовательной форме.Что вы ощущаете, когда требуете?Выясните, что чувствует при этом партнер.Теперь попросите о чем-нибудь,
Требования к участнику
Требования к участнику Нужно сразу сказать, что людей с подобным отношением к жизни в естественном виде встречается очень мало. Разве что в церкви или монастыре.Наша система воспитания, особенно с недавними массовыми политическими организациями (октябрята, пионерия,
Требования к «винтику»
Требования к «винтику» Позицию «маленького винтика» можно занять, если вы собираетесь идти работать (или уже работаете) в большой и долгоживущей организации.От сотрудника подобной организации требуются полная лояльность, преданность и выполнение установленных в
Профессиональные требования к современному педагогу
Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.
При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.
Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.
Требования к современному учителю прописаны в профессиональной программе педагога, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в программе модернизации педагогического образования и в концепции улучшения российского образования, в ГОСВПО.
Профессиональная программа является характеристикой профессии или моделью специалиста. Ее основными составляющими считаются требования к знаниям и умениям, которые дают гарантию на высокую производительность труда, определенную рамками соответственной специальности.
Описание профессии имеет характеристики:
Профессиональная программа учителя – это качественно-описательная модель, квалификационная характеристика, определяющая объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей, свойств личности, необходимых для преподавательской деятельности.
По В.А. Сластенину профессиональная программа учителя должна состоять из:
Ученый говорит о том, что учительский труд основывается на профнаправленности, прочных знаниях, твердых интересах, высочайшей идейности и глубоких познаниях в теории, практике обучения и воспитания.
Закон РФ «Об образовании» четко указывает на основную роль преподавателя в достижении целей воспитания, настроенных на разностороннее формирование растущих поколений с ответственностью педагогических и научных работников за высокое качество обучения детей. Чтобы уровень подготовки учащихся был соответственный, необходимо привлекать наиболее профессиональных специалистов. Это способствует повышению качества знаний.
Концепция модернизации российского воспитания подчеркивает важность современных образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Если имеется ситуация, где следует выбирать, то они должны уметь работать в команде, быть ответственными за судьбу страны, отличаться мобильностью и энергичностью. Задача школы и преподавателя – формирование личности и будущего специалиста, способного принимать решения в сложных ситуациях.
Программа модернизации педагогического воспитания предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей для подтверждения и углубления имеющихся умений и знаний, предъявленных ранее к кадрам. Учителя призваны становиться носителями идей обновления на базе не только хранения, но и наличия мирового опыта.
Это указывает на профессионализм и социально обусловленные требования к современному педагогу в качестве личности и специалиста.
Государственным образовательным стандартом высшего образования считается конкретный нормативно-правовой акт, описывающий минимум образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к знаниям и умениям педагога
Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:
Требования к психолого-педагогической подготовке педагога
К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.
Умения классифицируют на:
Знания подразделяют на:
К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.
Статья на тему: «Требования ФГОС к современному учителю»
Требования ФГОС к современному учителю
Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ
Современный учитель должен
обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
Управленческая компетенция : владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
· умение рефлектировать личностную систему;
· толерантность к разным этнокультурам.
Компетенция личностного самосовершенствовании:
· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
· способность к саморазвитию.
· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
· развитость творческих способностей;
· способность самостоятельно приобретать новые знания.
Ценностно-смысловая ориентация личности:
· осознание своей роли и предназначения
· потребность и способность самореализации
· увлеченное построение жизни и профессиональной
· владение технологиями устного и письменного общения,
включая общение через Интернет
· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
· нормативно-правовое обеспечение педагогической
· владение информационными технологиями
· способность взять на себя ответственность;
· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.
Профессиональная компетенция педагога:
· активная жизненная позиция
· профессиональные знания и умения
· профессиональные личностные качества
Профессиональная компетентность учителя предполагает постоянное развитие и самосовершенствование учителя. Для учителя самым важным является достижение максимально возможного для него уровня развития компетентности.
От учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для учителя очень важно иметь широкий кругозор, который предполагает не только большое количество, но и глубину знаний во всех областях жизни. Глубокое понимание отдельных фактов и процессов, их особенностей и закономерностей помогают самостоятельному овладению новыми знаниями.
Кроме общенаучных и педагогических знаний компетентность учителя предполагает глубокое знание психологии в целом и возрастной психологии в особенности.
Используя профессиональные знания, учитель вырабатывает свой, только ему присущий стиль работы, который он совершенствует на протяжении всей педагогической деятельности и достигает наивысшего уровня профессиональной компетентности. В свою очередь, высокий уровень компетентности учителя предполагает постоянное «приобретение, преобразование и использование знаний», а значит постоянное самосовершенствование.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Меню раздела
статистика посещений
Профессиональная педагогическая этика современного учителя.
«Только личность может действовать
на развитие и определение личности,
только характером можно образовать характер».
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога является его духовно-нравственная культура и этика.
Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.
«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т.д.
Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.
Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Основными элементами педагогического такта являются:
— требовательность и уважительность к воспитаннику;
— умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
— деловой тон общения;
— внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
— во внешнем облике педагога;
— в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
— в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
« Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
Педагог профессионально ответственен за душевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А.А. Дубровский, недопустима. Его «Советы раздражительному учителю», несомненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической этики:
— не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,
— не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,
— не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику.
Он писал: « Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких как энурезы, логоневрозы (нарушение речевой функции), различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем». Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответственен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.
Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя – мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма – это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.
1. Учитель должен уметь любить детей.
2. Учитель должен относиться к детям с уважением.
Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими»
Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых». Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.
Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали. О сдерживании эмоций в человеческом общении писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно, без шипов злоречья все-все, что причиняет вам досаду. И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном». В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. В школу приходит шестилетний человек, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений.
Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:
1) Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.
2) Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.
3) Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.
4) Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.
Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.
Руководство
— сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),
— умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,
— педагогическая уравновешенность, наблюдательность,
— умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,
— терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,
— принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
— умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
— умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,
— умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали, стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
— поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
— не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
— нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
— никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
— нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
— если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.
Памятка для педагогов
«Основные правила общения с ребенком, родителями, коллегами»
Уважайте людей. Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.
Будьте смелыми и решительными. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Нерешенные проблем угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
Чаще улыбайтесь. Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.
Не нервничайте. Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.
Критикуйте умело. До того, как осудит коллег, родителя, ребенка, выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно сделать еще лучше.
Будьте принципиальны. Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.
Не будьте упрямы. Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если Вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом.
Будьте добрым. Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.
Пользуйтесь эффективным стилем управления. Универсального стиля управления для воспитания и обучения разных людей не существует. Более приемлемым считается стиль управления в духе уважения, исключения недоверия друг к другу.
Благодарите за совет. Когда дают совет, следует поблагодарить того, кто его дал, а уже потом решать, следовать ему или нет. Совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.
Нельзя высмеивать личность человека. Можно посмеяться лишь над отдельной чертой характера. В дискуссии необходимо отречься от личных симпатий и антипатий.