Что означают точки на грифе
Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры
Как понимать аккорды на гитаре, вот так чтобы в любом песеннике, любых табах и схемах было понятно – и по названию и как их брать на грифе? Чтобы никаких препятствий и «белых пятен» в гитарной партии – взять и сразу сыграть. Это вообще реально, без долгого и мучительного учения музыкальной теории?
Да, вполне. От музтеории принципиально, конечно, отказываться не стоит. Но основы для начинающих – как читать, как понять аккорды – освоить можно довольно быстро. И пусть это будет для вас радостной новостью на тот случай, если вы приуныли над партией аккомпанемента «с несколькими неизвестными» (непонятно с обозначениями, названиями некоторых аккордов), а может и со всеми «неизвестными» (и это поправимо).
Из этой статьи вы узнаете – как читать аккорды над текстом в буквенно-цифровом обозначении, и как определять аппликатуру аккордов в различных схемах и нотной записи.
Что это за буквы и цифры в названии аккорда?
Можно, конечно, взять просто запомнить названия – как они пишутся. И плюс – аппликатуру – как взять на гитаре. Вот это Am – «а эм», это Dm – «дэ эм» и т.д. Но если вы будете понимать систему – что к чему – преимуществ куда больше. Никакой бессмысленной зубрёжки, как бы вроде по именам. И название сразу вам будет «говорить», что это за аккорд – минор, мажор, септаккорд, какие надстройки и т.д.
Учимся читать обозначения аккордов буквами и цифрами:
Большая латинская буква – основной звук
Большая буква в названии – это основной звук аккорда, обозначенный латинской буквой; который и определяет его название.
Am (ля…), D (ре…), Em (ми….), Bm7b5 (си…) и др.
По буквам все звуки – начиная до и заканчивая си:
Можно запомнить и в алфавитном порядке: первые буквы алфавита – от A (ля) до G (соль)
И ещё важный момент! Иногда звук си обозначают буквой H, а буквой B – си-бемоль. Знайте, это не ошибка, а просто немного другая система. Так исторически сложилось, что применяется и такой вариант записи.
Итак, выпишем отдельно и запомним:
B – си, или H – си, B – си-бемоль
Для диезных и бемольных аккордов к большой букве (основному звуку) добавляется соответствующий знак альтерации:
Некоторые звуки можно записать в двух вариантах – с диезом или бемолем. Соответственно, также и аккорды.
Например, С#(до-диез) или Db (ре-бемоль) – аккорд один и тот же (одна и та же аппликатура), а названия разные (или до повышается на полтона, или ре понижается на полтона).
Вот список обозначений для всех звуков по буквенной системе, в том числе и со знаками альтерации (с диезом, бемолем – в двух вариантах для одного звука):
Что обозначает большая латинская буква в названии, мы разобрались. Идём дальше. Ведь есть же аккорды, где не только одна буква…. А если и одна только буква, тогда, что это за аккорд?
Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»
Если в названии аккорда только одна латинская буква, без дополнительных обозначений и цифр, значит это мажорный аккорд.
Основной звук латинской буквой + «мажор»: A – ля мажор, С – до мажор, C# – до-диез мажор.
Вот и всё.
А теперь рассмотрим, как правильно понимать названия с дополнительными обозначениями – которые рядом с большой буквой (основной тон).
Если ещё есть маленькая буква «m» – значит аккорд минорный.
Вот так выглядит это буквенное обозначение: Am – ля минор, Dm – ре минор, Bm – си минор и т.д.
aug (от англ. augmented) – увеличенный (Caug).
dim, или ° (от англ. diminished) – уменьшенный (Cdim).
sus (от англ. suspended) – аккорд с задержанием, после «sus» указывается цифрой ступень, которая заменяет терцию.
sus2 – вместо терции секунда (Csus2).
sus4 – вместо терции кварта (Csus4).
Что обозначают цифры, символы в названии аккордов
+5, или #5 – в аккорде повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона
-5, или b5 – в аккорде понижается 5-ая ступень (квинта) на полтона
«7» – септаккорды:
7 – малый мажорный септаккорд (C7): мажорный аккорд + 7-ая ступень (м.7 – малая септима).
m7 – малый минорный септаккорд (Cm7): минорный аккорд + м.7.
maj7, или Δ – большой мажорный септаккорд (Cmaj7): мажорный + б.7 (большая септима)
Если в большом мажорном септаккорде добавляются другие дополнительные ступени, то пишется только «maj» и цифрой обозначаются дополнительные ступени. Например, Amaj13, Emaj9.
m (maj7) – большой минорный септаккорд ( Cm (maj7) ): минорный + б.7
dim7 – уменьшенный септаккорд (Cdim7): уменьшённый (dim) + уменьшённая малая септима (bb7 или большая секста б.6)
m7b5, или ø – полууменьшенный септаккорд (Cm7b5, Сø): минорный с пониженной 5-ой ступенью (квинтой) + м.7
«6» – секстаккорды:
6 – мажорный секстаккорд (C6): мажорный + 6-ая ступень (б.6 – большая секста)
m6 – минорный секстаккорд (Cm6): минорный + б.6
«9» – нонаккорды:
9-ая ступень (нона) добавляется к септаккордам при этом в обозначении «7» не указывается.
9 – нонаккорд (С9), добавляется 9-ая ступень (нона) к малому мажорному септаккорду.
maj9 – 9-ая ступень к большому мажорному септаккорду (Cmaj9).
m9 – минорный нонаккорд (Cm9): малый минорный септаккорд + 9 ступень
#9 – повышенная на полтона 9-ая ступень.
b9 – пониженная на полтона 9-ая ступень.
«11» – ундецимаккорды:
Полный состав ундецимаккорда: мажорный/минорный аккорд + малая/большая септима (7) + нона (9) + ундецима (11)
При этом в обозначении аккорда, как правило, указывается только 11-ая ступень (ундецима).
11 – ундецимаккорд (C11): малый мажорный септаккорд + 9 + 11
maj11 – большой мажорный септаккорд + 9 + 11 (Cmaj11)
m11 – минорный ундецимаккорд: малый минорный септаккорд + 9 + 11 (Cm11)
#11 – повышенная на полтона ундецима (11-ая ступень)
«13» –терцдецимаккорды:
Полный состав терцдецимаккорда: большой/малый мажорный септаккорд + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Но в названии аккорда указывается только 13-ая ступень. Если же 9, 11 ступень альтерируются, то они тоже добавляются в обозначении (например, C13b9, Amaj13#11).
13 – терцдецимаккорд (C13): малый мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени
maj13 – большой мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени (Cmaj13)
b13 – пониженная на полтона терцдецима (13-ая ступень).
Что такое «add» в названии аккорда
add: Иногда ступени указываются с приставкой «add» (Cadd9, Fadd#11 и др.). Это означает, что к мажорному или минорному аккорду добавляется только указанная ступень, без других ступеней, характерных для этого аккорда.
Например, C9 – этот нонаккорд, состоит из мажорного трезвучия, малой септимы (7) и ноны (9).
А вот в Cadd9 строение немного другое: к мажорному трезвучию (аккорду) добавляется только 9-ая ступень, без септимы (7-ой ступени).
В сложных аккордах может быть несколько дополнительных ступеней, в том числе и альтерированных (E7#9, Fb5b9, Gmaj13#11).
Примеры обозначений – читаем названия аккордов
Ну что ж, давайте расшифруем обозначения в названии нескольких аккордов – прочитаем:
Amaj9:
И ещё несколько примеров посложней:
E7#9: Ми мажор (малый) септаккорд с повышенной 9-ой ступенью.
A#5#9: Ля мажор септаккорд с повышенной 5-ой (квинтой) и 9-ой (ноной) ступенями.
Eb add9: Ми-бемоль мажор с добавлением 9-ой ступени (без септимы).
Для закрепления изученных обозначений буквенно-цифровой системы, самостоятельно читайте, расшифруйте названия аккордов, в аккомпанементе любимых песен, или может джазовых пьес, или в гитарной ритм-партии какой-нибудь инструментальной композиции.
Если вы хотите узнать больше о сложных аккордах – их обозначениях и аппликатурах – прочтите эту статью.
Какие есть способы записи аккордов
Изобразить аккорд – так чтобы было понятно, как пальцы поставить на грифе – можно по-разному. И кроме стандартной нотной записи, есть способы проще, наглядней.
Впрочем, мы с вами рассмотрим все распространённые варианты записи аккордов – и ноты, и схемы. Как научиться понимать их, читать, и в дальнейшем использовать для собственных гитарных партий (например, подобранный аккомпанемент к песне).
Аккордовая сетка
Аккордовая сетка – это схематическое изображение грифа гитары с указанным расположением пальцев (аппликатурой).
Вот так выглядит сетка – на ней изображён Am (Ля минор):
Изображение грифа в вертикальном положении:
В пересечении линий ладов с линиями струн получается сверху вниз – 1-ый лад, 2-ой, 3-ий и т.д.
Точки (кружочки) – на каком ладу, какие струны нужно прижать, чтобы взять аккорд.
Например, по сетке Am: смотрим, первый кружочек на какой вертикальной линии – следующая от 1-ой, это вторая струна. Теперь определяем лад – между «нулевым» порожком и первой горизонтальной линией. Это I лад. Получается, что нужно прижать 2-ую струну на I-ом ладу.
Цифра в кружочке – это обозначение, каким именно пальцем нужно прижать струну.
И аналогично определяйте следующие точки (кружочки) в сетке – чтобы полностью разобраться с аппликатурой.
Значок «X» – указывает на то, что струна (вертикальная линия в сетке), над которой он расположен, не звучит в аккорде. Просто не нужно ударять по ней, защипывать. Либо нужно приглушать её пальцами (если соседние струны звучат).
Значок «o» – струна (вертикальная линия), над которой он расположен, в аккорде звучит открытая, прижимать её на каком-либо ладу не нужно.
Цифрами в ряд
Простейший вариант и, пожалуй, самый компактный. Хорош тем, что не нужно рисовать сетки. Можно в строчку быстро записать все аккорды в текстовом редакторе или на бумаге. Ну и ещё, к примеру, можно быстро в чате кому-то отправить или от кого-то получить аппликатуру.
Разберём, как понимать аппликатуру гитарного аккорда в таком «цифровом коде»:
В начале строки название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. И через тире, собственно, сама аппликатура.
Строка из 6-ти символов/цифр – это шесть ячеек, в которых информация для каждой струны:
Если «x» – струна не звучит (смотря в какой ячейке значок – в 1-ой по порядку, значит 6-ая струна).
Если «0» – открытая струна, не прижимается.
А цифра – это лад, на котором нужно прижать струну.
Расшифруем схему, изображённую на картинки – как определить по ней аппликатуру:
Аккордовая сетка и аппликатура цифрами в строку – самые лёгкие схемы для начинающих гитаристов.
Табы, или табулатура – это шесть горизонтальных линий, обозначающих струны. Верхняя – первая струна (самая тонкая). Цифры на линиях – лады.
Если звуки аккорда извлекаются одновременно щипком, ударом медиатора, то выписывается в табах аппликатура вертикально (цифра над цифрой).
В табах на картинке записан Am: разбираем аппликатуру от 1-ой струны (верхней линии).
Чтобы понимать аккорды по нотам, нужно не только хорошо знать нотный стан (какой звук по расположению на линейках), но и знать расположение звуков на грифе гитары. Допустим, где находится до первой октавы – на какой струне, на каком ладу. Без этих навыков, увы, никак.
Для начала простых схем вам вполне хватит (сетки, табы, цифрами в строке), чтобы разучивать песни. Но если вы хотите в дальнейшем развивать гитарное мастерство, заниматься более серьёзно, углублённо, то нотную грамоту желательно освоить.
Что касается аккордов, если их звуки звучат одновременно (щипком, ударом), то тоже выписываются на нотном стане вертикально.
Если кроме нот нет никаких обозначений, определяем звуки в нотной записи, находим их на грифе и берём аккорд. Для аккорда, как правило, нужно найти звуки на соседних струнах в одной позиции.
В таком виде записи не указывается конкретная аппликатура. То есть аккорд можно построить от ля на 6-ой струне, или от ля на 5-ой открытой струне. Обычно выбирается вариант аппликатуры, в зависимости от последующих аккордов, чтобы было удобно играть.
Иногда цифрами возле нот указываются пальцы левой руки (см. обозначения выше по тексту), это определённый ориентир для постановки (в какой именно аппликатуре).
Цифры в кружочках возле нот в аккорде – на какой струне нужно взять этот звук. То есть уже указывается конкретная аппликатура.
Например, в аккорде на картинке возле ноты ре (нижний звук) – «пятёрка» в кружочке. Значит нужно взять ре на 5-ой струне – это 5-ый лад. Также возле этого звука указана цифра «4» – прижимается мизинцем.
Первый, нижний звук аккорда есть, далее берём поочерёдно следующие звуки, выстраиваем аппликатуру.
Итак, мы рассмотрели с вами все распространённые способы записи аппликатур, разобрались с буквенно-цифровым обозначением аккордов. Чем больше будете практиковаться – разбирать названия аккордов, сетки, другие схемы – тем быстрей освоите все премудрости способов обозначения, научитесь быстро читать, определять аккорды по буквам, цифрам в названии. Интересных занятий на гитаре!
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
После написания нескольких статей об аккордах для начинающих и не совсем, мне на почту стали приходить частые вопросы, как же читаются картинки с аккордами, которые я приводил в своих статьях. Об этом сейчас и поговорим.
Определение, или как схемы аккордов называются у профессиональных музыкантов
Графические схемы аккордов на жаргоне профессионалов называются аккордовые сетки. Ведь и правильно, посмотрите на рисунок ниже. Не дать не взять сетка, только не авоська и не сетка-рабица, а специальная, аккордовая.
Основные обозначения на аккордовых сетках
Рассмотрим встречающиеся обозначения на основе аккорда C.
Что обозначает крестик в схемах аккордов
Крестик над схемой «Х» — струна, которую не играют в аккорде.
При игре переборов не играть какую-то струну очень просто, но как глушить ненужные вам струны во время игры боем? Есть пара секретов.
В приведенной схеме можно третий палец положить так, чтоб он немного касался верхней шестой струны и не давал ей звучать. Как альтернатива — немного касаться не им, а большим пальцем, глуша струну. В игре на классической гитаре второй вариант с использованием большого пальца не применяется из-за правил постановки левой руки. Там вообще, большой палец должен быть только в районе средины грифа. Если нет, то ты неуч, которому в самую пору идти в чулан подумать над своим поведением.
Но в роке это делать можно. Рок-музыканты много приемов игры приняли от блюзменов, например бэнды (что такое бэнд и как обозначается смотрите здесь — как играть подтяжки (бенды) на гитаре). При игре бэндов нужна сила всей кисти. Поэтому руке нужна помощь всех пальцев, даже большого. Вот он и свисает над грифом, ожидая своего часа. И время от времени глушит, если надо, ненужные струны.
В таких ситуациях глушат верхнюю струну средним пальцем.
Здесь, кстати, вторую и первую струны можно глушить касанием к ним первого или четвертого пальца. Кому, как удобно. Поэксперементируйте со своими пальцами и подберите приемлемый для вас результат.
Запись аккордов. Основной тон (тоника аккорда)
Иногда при записи аккорда указывают ноту, от которого он строиться. Я встречал два вида обозначений.
Римские цифры в схемах аккордов
Если аккорд располагается не возле головки грифа гитары, то чтобы не рисовать все многочисленные и ненужные лады — указывают лад, к которому привязан аккорд, при чем римской цифрой.
Случаи, когда один палец прижимает несколько струн. Обозначение баррэ
Бывает, что в схемах аккордов указывают, что один палец зажимает более одной струны. Такой прием называют баррэ (подробнее о баррэ здесь). Его обозначают в разных изданиях по-разному, но всегда одно неизменно — 1 палец и несколько струн.
Надеюсь, что помог! А пока веселая песенка от Семена Слепакова о Red Hot Chili Pappers
До встречи на концертах!
Как читать табулатуру для гитары
Гитаристам хорошо известен альтернативный вариант записи музыкальных произведений для гитары под названием «Табулатура». Он существенно отличается от традиционного способа записи музыкальных звуков с помощью нотных обозначений на нотном стане (нотоносце). Можно даже больше сказать — эти две системы различаются самим принципом записи музыкальных звуков.
Введение
Нотный стан и нотные знаки передают высоту и длительность звуков, а также метроритм и динамику произведения с помощью специальных условных обозначений. Табы же часто ничего из этого не содержат. Лишь в более прогрессивном своём виде она может передать длительность и метроритм.
Табулатурой пользуются в основном блюзовые, джазовые и рок гитаристы. Музыканты, играющие на классической гитаре, в большинстве своём табулатуру не жалуют. Иные из них полностью игнорируют такой способ записи музыки, считая его уделом безграмотных музыкантов. Но так крайне отрицательно относиться к табулатуре и к собратьям по инструменту, конечно, не следует. Тем более упрекать собратьев по инструменту в «безграмотности». Известно много талантливых и даже гениальных гитаристов, не знающих нотной грамоты. Однако это им не помешало стать известными музыкантами. Пример — знаменитый испанский гитарист фламенко Пако де Лусия, выучивший ноты только в 40 лет, будучи уже на вершине славы.
Но если учиться музыкальной грамоте хотят не все, то желание играть на популярном музыкальном инструменте имеется у многих. И в этом таким музыкантам вполне поможет именно табулатура. Но только не все знают, как пользоваться табулатурой, иными словами, как по ней играть. Ниже подробно рассматриваются все моменты, дающие развёрнутый ответ на вопрос о том, как читать табулатуры для гитары.
Виды табулатур и основные обозначения
Простейшая табулатурная запись
Сначала — обзор основных обозначений, используемых в самом лёгком варианте табулатурной записи. Вместо нотного стана, здесь представлена табулатурная сетка, состоящая из шести горизонтальных линий:
В стандартном строе струны гитары обозначаются следующими латинскими буквами, обозначающими музыкальные звуки по международному образцу:
Такой строй гитарных струн называется ми минорным строем гитары. Название строя определяет полученный аккорд ми минор на большинстве струн (аккорд ми минор образуют звуки 1-й, 2-й, 3-й и 6-й струн).
Улучшенный вид табулатуры
Улучшенный вид табулатурной сетки с буквенным обозначением струн и табулатурной сетки (латинские буквы TAB в начале сетки):
Звуки на табулатуре, собственно, нельзя назвать звуками мелодии, которую можно сыграть на любом инструменте. Дело в том, что на ней обозначаются не сами музыкальные звуки, или ноты, как в случае нотоносца, а только место на грифе гитары, где расположен нужный музыкальный звук.
Вот как это может выглядеть (номера струн в конце линий можно убрать, их редко пишут):
Отдельно следует сказать о цифре 0: так обозначается открытая (не прижатая ни на каком ладе) струна.
Так как табулатура, как и страницы обычного буквенного текста в книге, читается слева направо, а цифры с самого начала расположены в горизонтальной последовательности, то звуки должны извлекаться друг за другом в строгом порядке. В конце записи четыре звука расположены друг под другом по вертикали (на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах). Такое расположение звуков обозначает одновременное их извлечение. В результате получается созвучие — аккорд.
Другие виды табулатуры
Рассмотренный вариант табулатуры относится к простейшему способу записи музыкальных произведений в графическом виде. Им пользуются гитаристы при «снятии» мелодий с дисков, аудиофайлов, с концертов. То есть, в экспресс-режиме, как наброском, черновиком. Другими словами, такие табы просто перечисляют звуки, следующие друг за другом.
Ну и как можно читать табы в таком виде? Легко! Но, к сожалению, только тому гитаристу, который их записал или хорошо знает отображённую мелодию. А если музыкант, в чьи руки попадёт такая писанина, понятия не имеет, как должна звучать запечатлённая на бумаге (или в интернете) череда цифр на табулатуре, то он ничего путного и не сыграет. Не зная мелодии, при отсутствии обозначений длительностей звуков, не имея перед собой ни малейшего намёка на метроритм, по табам простейшего вида можно лишь что-то новое создать. Правда, очень далёкое от оригинала.
Есть вариант: по названию музыкальной пьесы, табулатура которой представлена, найти её аудио или видеозапись в интернете, прослушать и тогда сыграть будет легче. Но это отнимает время, а время сейчас — дорогое удовольствие. Поэтому заниматься такими табулатурами времени нет.
К счастью, имеются и более прогрессивные виды табулатур, читать и играть с которых уже значительно легче.
Например, вот такая запись:
Табулатурная сетка в этом примере разделена вертикальными линиями на отрезки, которые называются тактами. То есть запись состоит из двух тактов, причём второй такт закрыт двумя вертикальными линиями, что означает конец записи.
Внизу табулатуры указывается счёт, приходящийся на каждый звук. Счёт на четыре четверти (раз и, два и, три и, четыре и). В этом случае гитаристу известен метроритм пьесы с тактовым размером 4/4 и длительности всех звуков. Все звуки первого такта — восьмые. Во втором такте первые 2 звука также восьмые, а последний — половинный, длящийся на счёт «два и, три и». На длительность последнего звука указывают двойные штрих-линии после звука (3==). На последний счёт такта («четыре и») ничего не должно звучать (пауза).
Может встретиться такой вариант:
В этом примере под (или над) табулатурой буквенными обозначениями указываются длительности соответствующих звуков. Буквы — в основном не что иное, как первая буква от названия длительности нот:
w (whole) — соответствует целой ноте (четыре счёта); h (half) — соответствует половинной ноте (два счёта); q (quarter) — соответствует четвертной ноте (один счёт); e (eighth) — соответствует длительности восьмой ноты (2 ноты на один счёт) s (sixteenth) — соответствует шестнадцатой нота (4 ноты на один счёт).
Некоторые технические обозначения в табулатуре
В заключение можно привести некоторые обозначения технических приёмов игры на гитаре. На примере вот такой табулатуры:
Обозначения на первой струне означают:
Обозначения на второй струне:
На третьей струне:
Всех обозначений табулатур в одной статье трудно охватить. Но основные понятия, как читать табы, здесь имеются.
Видео
Этьо видео поможет вам научиться читать гитарные табы.