Что означают точки на голове шаолиньских монахов
Тема: Что за точки на голове у китайских монахов?
Опции темы
Отображение
Что за точки на голове у китайских монахов?
Спасибо от:
Попробую ответить.
Бывает 3,6,9,12 точек. Чем больше точек тем как бы сильнее решимость к отречению от мирской жизни. Это при посвящении в монахи по желанию (сейчас не обязательно) на голове делают так называемые Сянба (шрамы от благовоний). То есть на голову ставят благовоные палочки, которые сгорая оставляют шрамы. Тем самым выражается решимость навсегда стать монахом, а также как-бы превратить своё тело в благовоние и поднести его Будде.
Кстати, хочу заметить, что на фотографии монах одет в тибетскую красную монашескую одежду. Я был в Китае и знаю, что китайские монахи (ханьского буддизма) носят серую, синюю или коричневую монашескую одежду (халаты). И есть очень замечательная негласная традиция среди монахов в КНР. Когда китайские (ханьские) монахи приезжают в тибетские монастыри, они снимают ханьскую монашескую одежду и одевают тибетскую монашескую одежду. А когда тибетские монахи приезжают в китайские (ханьские) монастыри, они одевают ханьскую монашескую одежду. На фотографии изображён китайский (ханьский монах), (так как точки на голове делают только ханьские монахи), который видимо сейчас совершенствуется в тибетском монастыре. Поэтому он в одежде тибетского монаха.
Замечательная традиция!
Спасибо от:
Спасибо за ответ по поводу точек. То есть человек как бы сам решает, насколько он сильно хочет отречься и эти точки не имеют никакого, так сказать, физического смысла? То есть разница в обетах, или времени монашества. просто сам решил «У меня отречения на три точки» и поставил? И почему именно кратное трем? Три драгоценности?
Вообще феномен интересный, я даже никогда раньше и не встречал ничего подобного. Возможно в тхераваде есть что-то похожее в плане татуированных мантрами и знаками монахов. В том числе и на голове.
Спасибо от:
Спасибо от:
Спасибо от:
А я слышал что точки (прижигания) связанны с принятием обетов, а не просто с проявлением воли и устремлением.
Спасибо от:
Да, я тоже такое слышал.
Спасибо от:
Попросил из любопытства поискать инфу об этих шрамах знакомую, бегло читающую китайский. Вот чего нашлось:
Непонятно только, их сейчас не более пяти или не более пяти за всю историю.
Хотя информация о кличестве шрамов несколько противоречивая
Выше говорилось что этих точек обычно бывает одна, две, три, шесть, девять, двенадцать, а потом что не более десяти
Хотя, похоже, число точек может разниться в разных монастырях
В той же статье цитируется какой-то Пратт
Он говорит, что у бхикку 12, а у остальных меньше
Что обозначают эти знаки на голове?
Монастырь Шаолинь является неотъемлемой частью китайской культуры, но основателем его был странствующий буддийский монах из Индии — Батуо. Под его руководством был построен первый монастырь, который постепенно развился в целую школу.
Немногие знают, что основателем китайского монастыря Шаолинь был не китаец. Странствующий буддийский монах из Индии, известный под именем Батуо или Буддхабхадра, прибыл в империю Северная Вэй около 464 года н.э. Он проповедовал там в течение нескольких десятилетий, пока император Сяо-вень не приказал построить на горе Сун монастырь Шаолинь, назначив Батуо его первым настоятелем. Источники этого периода крайне немногочисленны, однако доступная информация позволяет полагать, что в первые годы своего существования монастырь, возможно, функционировал в качестве центра для переводов буддийских текстов на китайский язык.
История кунг-фу также началась задолго до Шаолиня. Самые ранние записи о преподавании боевых искусств в монастыре датируются 14 веком. Настоящее развитие рукопашного боя в Шаолине началось лишь с 16 века. Ко времени становления династии Мин (1368-1644 г. н) Историю же искусства Кунг-фу можно проследить задолго до возникновения монастыря Шаолинь. Принципы «жесткого» и «мягкого» ведения боя, легшие в его основу, были составлены где-то между 800 и 500 годами до н.э.
Пять малоизвестных фактов о Шаолине
Услышав слово «Шаолинь», у каждого, наверняка, сразу же всплывают ассоциации со знаменитым китайским боевым искусством — Ушу. Ассоциации начиная от классики 1982 года с Джетом Ли в главной роли в фильме «Храм Шаолиня» и до современного семейного развлечения в виде «Кунг-фу Панды». Имя расположившегося в провинции Хэнань храма известно во всём мире и является отличным брэндом.
Давайте взглянем на пять фактов о монастыре Шаолинь, о которых, уверен, не все до сих пор знают.
1. Цзеба — знаменитые девять точек.
В фильмах о кунг-фу часто показывают, как шаолиньским монахам на лбу наставники рисуют девять круглых точек (по три в каждом ряду), которые носят название «Цзеба». Эта священная метка служит признаком того, что монах завершил своё обучение. Каждая точка символизирует одно из девяти основополагающих правил поведения, которым должен следовать каждый монах.
Процесс нанесения Цзебы, которая, кстати говоря, была запрещена до недавних пор, предполагает продолжительную церемонию, которая включает в себя месяц интенсивной медитации и физической подготовки. Когда наступает самый ответственный момент, на голове монаха устанавливают девять ароматических палочек, после чего ждут, когда кожа на том месте обгорит и станет чёрного цвета.
В 2007 году правительство Китая частично сняло запрет на Цзеба, позволив шаолиньским монахам возродить традицию, которая своими истоками уходит глубоко в древность. Миру известно всего 43 человека, которым удалось до конца пройти церемонию нанесения священной метки. Среди них есть один итальянец – Франко Тестини (известный как Ши Янь Фан), настоятель буддийского храма в Калифорнии.
2. Шаолинь был основан индусом.
Немногие знают, что основателем китайского монастыря Шаолинь был не китаец. Странствующий буддийский монах из Индии, известный под именем Батуо или Буддхабхадра, прибыл в империю Северная Вэй около 464 года н.э. Он проповедовал там в течение нескольких десятилетий, пока император Сяо-вень не приказал построить на горе Сун монастырь Шаолинь, назначив Батуо его первым настоятелем. Источники этого периода крайне немногочисленны, однако доступная информация позволяет полагать, что в первые годы своего существования монастырь, возможно, функционировал в качестве центра для переводов буддийских текстов на китайский язык.
3. Ушу было создано не в Шаолине
4. Шаолинь не единственный орден монахов-воинов.
Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не обладает монополией на подготовку монахов-воинов. На самом деле он даже не является первым монастырем, в котором начали обучать послушников боевым искусствам. За столетия до возникновения Шаолиня другие китайские буддийские монастыри уже занимались подобной деятельностью. Сам же Шаолинь был изначально организован как мирный учебный центр.
Служители культов, совмещающие религию и боевые искусства, существуют во множестве культур по всему миру. В Индии довольно известной является древняя индуистская секта Нага Садху, состоящая из хорошо вооруженных воинов, преданных Шиве. Корейские буддийские монахи, также занимающиеся боевыми искусствами, называют себя Буль Кио Му Суль (буддийский храм боевых искусств). В прошлом их объединения были призваны сражаться за интересы государства во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то обладали значительным могуществом и влиятельностью. Даже в Тибете было обнаружено несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.
5. Монахи Шаолиня послужили прототипами Джедаев.
Тайны Шаолиня: каким Богам поклоняются в знаменитом китайском монастыре
Владимир Снегирев
Вы прилетаете в Пекин, там пересаживаетесь на самолет, следующий рейсом до города Чженьчжоу, еще час с небольшим, и вот он — самый центр Китая, его «глубинка». Отсюда на машине надо проехать километров 100 на юг, причем уже эта поездка сулит первое приятное открытие, оно связано с великолепным качеством местных дорог и их малонаселенностью. Широченные автобаны с фантастическими развязками построены впрок: китайцы понимают, что именно они — лучший стимул для развития экономики.
Миновав уездный центр Дэнфэн (население 600 тысяч человек), машина легко берет невысокий перевал и поворачивает с трассы налево. Все, приехали. Здесь начинается заповедная территория знаменитого монастыря и других объектов, включенных в гигантский туристический комплекс.
Есть много причин, по которым непременно следует посетить Шаолинь. Во-первых, этот знаменитый монастырь — исторический памятник мирового значения, одна из главных достопримечательностей Китая. Недаром туристы валят сюда толпами. Во-вторых, Шаолинь откроет вам глаза на многие тайны восточного менталитета и культуры. И есть еще один важный повод для того, чтобы однажды оказаться в самом центре Поднебесной.
Честно говоря, лично для меня эта причина вначале и была главной. В Шаолине бережно хранятся секреты традиционной китайской медицины, а местные врачи покойника, конечно, не оживят, но взбодрят даже самого безнадежного пациента. Это я могу засвидетельствовать лично.
Когда приближаешься к Шаолиню, то первые звуки, которые доносятся до тебя, это не звон колоколов и не пение буддийских мантр.
Боевые кличи, издаваемые тысячами глоток, — вот что слышит изумленный путник и начинает озираться по сторонам. И видит: на всех пустырях, во всех ложбинах, в пространствах между домами тьма молодых людей отрабатывает навыки кунгфу и ушу. Спозаранку и до темноты они рубятся мечами и палками, совершают акробатические трюки, ходят строем, размахивают руками и ногами… Их так много, что невольно становится не по себе. Иностранца это даже пугает: уж не к войне ли готовится Китай? В окрестностях знаменитого монастыря несколько десятков школ боевых искусств, в которых одновременно обучаются более 50 тысяч учеников.
Самая большая школа находится непосредственно на территории комплекса, и в ней 25 тысяч мальчишек. Но и это не все. Рядом с монастырем есть академия боевых искусств, а на его территории, закрытой от посторонних взглядов, спортзал, где тренируются монахи и послушники.
У всех этих школ, которые так поражают воображение любого гостя, единый куратор — его зовут Ши Ян Лу, а его должность — главный тренер Шаолиня. Офис тренера находится в центре боевых искусств на окраине города Дэнфэн, километрах в пяти от монастыря.
Это целый квартал выкрашенных желтой краской семиэтажных домов с огромным плацем внутри. Там учатся 10 тысяч мальчишек и примерно 300 девчонок.
Ши Ян Лу сидит в кабинете на первом этаже, он облачен в традиционное одеяние и сосредоточенно пьет зеленый чай. Приглашает и меня присоединиться. Пьем чай из крохотных, чуть больше наперстка, чашек, беседуем.
Главный тренер — высокий, мощный, но при этом, как и все настоящие монахи, абсолютно расслабленный, от него так и веет спокойствием. Даже не верится, что он здесь самый большой специалист по боевым искусствам и при желании может так врезать, что мало не покажется. Я, кстати, спросил, бил он кого-нибудь по-настоящему, не на тренировке. Да, сказал он, но от подробностей уклонился: «Давно это было».
В эту школу может записаться любой желающий и учиться любой срок — от полугода до восьми лет. Самому маленькому ученику два года. По окончании выдают диплом мастера боевых искусств. Половина времени на занятиях посвящена общеобразовательным дисциплинам, половина — кунг-фу. И так каждый день.
Выходной — только воскресенье. По уверению Ши Ян Лу, любой человек может при такой системе добиться успеха в боевых искусствах.
Я спросил, сохранились ли древние книги, где излагаются все секреты ушу. Ведь монастырь много раз горел. Да, сохранились и используются. Одну из таких книг мастер преподнес президенту Владимиру Путину, когда тот был в Шаолине.
Кстати, фотография главы нашего государства висит в кабинете на самом видном месте.
Среди трех десятков иностранных учеников обнаружились двое украинцев — брат и сестра, Филипп (12 лет) и Мария (15 лет).
Они охотно показали мне школьное хозяйство. Все очень по-спартански. Мальчики живут по 12 человек в комнате, кровати в два этажа, и больше ничего. Личные чемоданы свалены на антресолях. У девочек чуть просторнее, однако на кроватях лежат боксерские перчатки.
В классах есть компьютеры, Интернет. Но пользоваться им после отбоя нельзя.
— А что будет, если застукают? — спросил я Филиппа.
— А как здесь наказывают? — Могут и палками побить, от 5 до 50 ударов. Но иностранцев так не наказывают, — успокоил меня Филипп. — Недавно одному мальчику за драку 50 ударов прописали, весь в синяках был.
Кормят хорошо: мясо, овощи, омлет, салат, арбуз.
Два раза в год для учеников устраивают экзамены — и по ушу, и по обычным предметам.
— Но, конечно, ушу главное, — уточнил Филипп.
Иностранцы платят в год за обучение четыре тысячи долларов, китайцы гораздо меньше.
Так, теперь пройдем в сам монастырь. Он, кстати, бывает открыт для посещения каждый день. А поскольку я жил в окрестной деревушке довольно долго, то вскоре стал своим для монахов и мог беспрепятственно гулять по его территории даже ночью.
Распорядок дня здесь тоже довольно жесткий. Встают монахи в четыре утра, час молятся, читают мантры, медитируют. Потом кто чем занимается согласно послушанию. Днем снова наступает час молитв.
Но при этом, в отличие от других буддийских монастырей, Шаолинь — это прежде всего школа боевых искусств. Так повелось с самого начала, с древних времен, это традиция. В других монастырях основное время уделяют мантрам, изучению буддизма, духу, там нет никакого ушу, а здесь — тренировки, тренировки… В других местах вам покажут монахов, которые медитируют по 24 часа в сутки. Есть такие, которые медитируют даже месяцами. Но здесь таких нет. Другой культ.
Согласно преданиям именно здесь зародились основы ушу, кунг-фу, гимнастики цигун и их производных — карате, дзюдо и всего остального, что ныне зовется рукопашным боем.
Отчего здесь? Якобы один из первых пастырей Шаолиня, индийский монах Дамо, потрясенный изнуренным видом местных обитателей, проводивших все время в неустанных молениях, придумал комплекс специальных упражнений, призванных взбодрить братию.
Правда, существует и другая версия, по которой сам Дамо после девяти лет беспрерывных медитаций в тесной пещере был настолько слаб, что ему потребовалось спасать самого себя занятиями им же изобретенной гимнастикой.
Как бы там ни было, но с древности за монастырем закрепилась репутация школы боевых искусств.
Кстати, многие иностранцы (большинство) едут в Шаолинь исключительно за чудесами. Увидеть летающих по небу монахов. И испытывают жуткое разочарование, когда ничего подобного не находят. В Шаолинь надо, конечно, ехать, но не за волшебством, а за тем, чтобы прикоснуться к новому знанию, подышать другим воздухом, постараться понять чужую культуру. Ну и чему-то научиться (если не потерял к этому способности).
Вообще-то здесь все непросто. Лет 15 назад произошел раскол между монахами, которые по-разному видели будущее Шаолиня. Одни считали, что надо идти традиционным путем: дух, мантра, медитация, верность старым традициям, а уже потом — тело, боевые искусства. А другие полагали, что нет, сначала ушу, а потом все остальное. Эти вторые уловили коммерческий интерес к Шаолиню и поняли, что на этом можно заработать.
В итоге они и взяли верх.
И сегодня монастырь — это прежде всего большое коммерческое предприятие. Все для туристов. Любой может потренироваться в монастыре. Плати 40 долларов, и целый час с тобой будет заниматься монах-воин.
В год Шаолинь посещают два миллиона туристов.
В день это более пяти тысяч. Если каждый в среднем оставляет здесь 600 юаней (около 100 долларов), то можно себе представить, какой выгодный получается бизнес. Недаром настоятель монастыря Ши Юн Син по версии местной деловой газеты вошел в рейтинг самых успешных коммерсантов Китая.
В пользу коммерческого подхода выступили и коммунистические власти страны, которые все еще считают, что с религией надо быть поосторожнее, а вот ушу, цигун, спорт — это пожалуйста.
То есть существуют киношный Шаолинь, туристический Шаолинь, реальный Шаолинь. И каждый посвоему интересен.
Пару лет назад монастырь навестил знаменитый актер и продюсер Джеки Чан, он приехал сюда специально, чтобы присмотреть натуру для предстоящих съемок блокбастера «Новый Шаолинь». Другая сенсационная новость прошла по лентам мировых информагентств: якобы монастырь объявил о публичном размещении своих акций (IPO), тем самым позиционировав себя как один из самых благополучных бизнесов в период мирового кризиса. Ясно, что я не мог не спросить об этом настоятеля монастыря Ши Юн Синя.
— Есть туристические компании, которые владеют некоторыми объектами, предназначенными для гостей Шаолиня, и есть сам монастырь, — дипломатично ушел от ответа настоятель. — Не следует путать одно с другим.
— Но ведь вы, наверное, знаете о том, что существует такое мнение, будто монахи Шаолиня больше внимания обращают на спортивную часть, что они целыми днями занимаются боевыми искусствами и значительно меньше времени уделяют медитациям, душе… — Это обывательская точка зрения, и она не отражает истинного состояния того феномена, который зовется Шаолинем. Жизнь здесь всегда состояла из трех важных разделов: это медицина, тренировка тела и медитации. Три столпа шаолиньского образования, буддийской культуры.
— Как вы относитесь к тому, что Шаолинь благодаря кинематографу, средствам массовой информации, книгам стал мировым брендом? Это не мешает ему как духовному учреждению? — Этот процесс не зависит от нас. Монахи живут своей жизнью, занимаются медитациями, тренировками.
По-китайски это называется «исправление сердца».
А то, что происходит за стенами монастыря, это другая жизнь. Если она на пользу монастырю, то мы ее приветствуем. Но вообще-то буддизм считает: хорошо все, что происходит. Рост потока гостей никак не влияет на нашу духовную внутреннюю жизнь.
Почему же так популярен Шаолинь? Потому что люди верят в мифы и сказки.
ЦИГУН
Лечение в Шаолине
Лечение в Шаолине основано на использовании местных целебных трав, китайском массаже, иглоукалывании, а также комплексе гимнастики цигун под названием «Восемь кусков парчи». Как утверждают местные доктора, «это комплекс минимальных движений с максимальными последствиями для внутренних органов». Кроме того, в систему лечения входят обязательные многочасовые прогулки по горным тропам. Считается, что горы Суншань прямо-таки заряжены положительной энергией.
Увидеть летающих монахов
По вечерам неподалеку от монастыря в огромном театре под открытым небом дается ежедневное представление об истории Шаолиня. Сценическое пространство вписано в ущелье на фоне трех ослепительно красивых горных вершин. Декорации — склоны гор, скалы, водопады. В спектакле задействованы больше тысячи человек — мастера боевых искусств, певцы, танцоры, кроме того, стада коз, лошади и другие живности.
И только здесь можно увидеть летающих монахов, увы, ненастоящих.
КСТАТИ
Лучшие мастера кунг-фу Шаолиньского монастыря три года назад принимали участие в международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» на Красной площади. Возможно, они снова приедут в Москву на фестиваль-2013.
Мифы и реалии монастыря Шаолинь
Миф и реальность, как две стороны одной медали, неразлучны. Есть монастырь Шаолинь, и есть представления европейцев о том, как их там, в Шаолине, научат быть непобедимыми. Ну, совсем как в гонконговских фильмах о китайских дедушках и их прилежных учениках. Корреспондент “Солидарности” Тая ХАНАМИ училась в Китае у-шу. И побывала в легендарном Шаолине.
Энтузиаст склонен, вопреки здравому смыслу, предаваться розовым мечтам. Сама автор этих строк, будучи студенткой физфака МГУ, настолько увлеклась боевыми искусствами, что уже не могла просто так спуститься из заоблачных высот на землю.
Целыми днями я тренировалась в залах айкидо и каратэ, смотрела фильмы с участием Джеки Чана и Джета Ли, показательные выступления и бои мастеров каратэ, у-шу, капоэйры, борьбу нанайских мальчиков. Запала хватило на то, чтобы поехать в Японию, поучиться у живого мастера айкидо Тэцутака Сугавара и получить там черный пояс.
За все, как известно, надо платить. Это лишь в кино юный герой садится в смиренной позе у двери мудрого китайского дедушки, а тот, испытав желание новобранца на прочность, через три дня начинает обучение, да еще и кормит мальца. Я же училась восточным премудростям на свои деньги: не раздумывая, продала квартиру, доставшуюся от бабушки, как только представилась возможность учиться “разумному, доброму, вечному”.
Кстати, о результатах. Дома, пугая невозможностью достичь китайской растяжки, мне поведали “страшилку” о мальчиках, которые, насмотревшись фильма “Кикбоксер” с Ван Дамом в главной роли, решили так же растянуться на “шпагат”. (В фильме Ван Дама, хорошо растянутого в жизни, тайский дедушка сажает на шпагат при помощи доморощенной дыбы.) Эксперимент мальчишек закончился разорванными связками одного и глубоким потрясением обоих. Так что учиться надо только у мастеров.
Но не растяжкой единой занят адепт у-шу. Мое существование свелось к бесконечной отработке махов и ударов ногами, руками, к элементам акробатики, стоянию в стойках, растяжке, маханию шестом, мечом и всем-что-под-руку-подвернется.
Через какой-то месяц произошли резкие изменения: сил после тренировок стало хватать не только на то, чтобы доползти до койки, и упражнения доставляли уже не муку, а удовольствие. Появилось и время побродить по улочкам старого Сямыня.
В состоянии легкости необыкновенной я брела к автобусной остановке, а сознание продолжало фиксировать (не без помощи Джонни) неумолимые факты: многочисленные лавчонки, в которых наряду с резными фигурками даосских и буддийских божеств продавались дипломы об окончании курсов у-шу под руководством монахов аж из самого монастыря Шаолинь.
Я сняла ненужные мне теперь розовые очки.
КОРНИ ШАОЛИНЬСКО-ЕВРОПЕЙСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Судя по тому, с какой скоростью меня обучили и растянули, все же что-то такое в китайской культуре есть. Судя по тому, как я заснула от сеанса массажа и сеанса иглоукалывания (случился банальный перегрев, и я не спала трое суток), китайцы что-то умеют. Судя по уровню мастерства “немонастырского” мастера Лина, в Поднебесной не перевелись мастера и без Шаолиня.
Учебный семестр заканчивался. Прошла последняя тренировка, и учитель Лин, помахав на прощание рукой, скрылся с глаз. Меня всегда поражала его походка. В ней, легкой и по-кошачьи упругой, чувствовалась могучая сила, дремавшая, пока не настанет подходящий момент. И тогда. В общем, нападать на него не хотелось: он достиг того уровня мастерства, когда бой заканчивают, так и не начав.