Что означают точки на дне банки пива
Что означают точки на дне банки пива
Вопрос знатокам, точнее знатокам-баночникам
lav: Лёхер пишет: это метка проверочной машинки А что она проверяет, машинка эта? На Балтику по такому пустяку писать не хочется, может кто-нибудь и знает.
Лёхер: lav пишет: А что она проверяет, машинка эта? Насколько я понял, форму незапечатанной банки. Брак отбрасывается, такую картину неоднократно видели на баночный линиях.
Капитан Налим: Я тоже обратил внимание на это пятнышко краски. Узнал у начальника цеха розлива. Ставит его не Балтика, а алюминиевый завод. Чтобы, если что, можно было отследить бракованную партию. Так что вот так, господа!
Лёхер: Капитан Налим пишет: Ставит его не Балтика, а алюминиевый завод. Чтобы, если что, можно было отследить бракованную партию. А партию и так можно отследить. Практически на каждой банке имеется так называемый технический номер, в котором зашифрована дата выпуска, линия, смена и т.п.
Капитан Налим: Оперирую со слов начальника цеха розлива завода «Балтика».
Лёхер: Капитан Налим пишет: Оперирую со слов начальника цеха розлива завода «Балтика». Получается, что это не первоисточник. Тогда точную информацию могут предоставить только работники баночных заводов.
Андрей: А может все проще: сидит на баночном конвейере какой-нибудь «чудак» и баночки эти с конвейера в тару переставляет. А пальчик у него в краске испачкался. А тут такие научные изыскания идут ЗЫ. Не удержался
musia: Кстати, на белорусских банках краска не контрастная, а мелкая черная точка. Посмотрела 5 банок. Думаю, все ж маркер.
Гек: Можно предположить, что это метка наносится на баночном заводе. Может маркировка машины, которая проводила манипуляции с заготовкой, или готовой банкой. Невское светлое, на дне банки красная клякса. Клинское фриз, на дне банки краски нет. Только выбита маленькая цифра, именно выбита, а не нанесена лазером. На пив.заводе точно таким не будут заниматся. Банки одного производителя, но способы маркировки разные т.к. и баночные заводы разные. Некоторые банки совсем рушат теорию. Там и краска, там и цифра. Правда цифра нанесена с помощью лазера, это можно уже и на пив.заводе сделать. Но опять возникает вопрос, зачем?
Капитан Налим: Гек пишет: это метка наносится на баночном заводе Именно так. Я все же попытаюсь объяснить, что мне было сказано. На всех банках «ВЕНЫ» стаит клякса. Каждой партии банок своя клякса. Если вдруг партия бракованная, то её отслеживают по кляксам. Вроде так. Черт запутался. В понедельник еще раз уточню и сообщу.
Гек: Капитан Налим Интересно знать и про цифру, которую лазером наносят. 🙂
Гек: Капитан Налим Если внимательно посмотреть на дно банки, то можно увидеть цифру. Эта цифра нанесена точками, как и сроки выпуска-годности. Но нанесена с помощью лазера, т.е. крошечные углубления-точки, из которых получается цифра. Смотреть нужно под углом, покрутите дно в руках. На Б№7 сразу бросается в глаза, т.к. алюминька синеватая.
Вопрос к Пикабу. Кто нибудь подскажет зачем? Просьба не минусовать, очень интересно узнать ответ.
что я делаю в посте 6 летней давности? ах да, про точку узнать, пикабу познавательный.
Нашли друг друга
Гранитная крошка
Сила воли против алкоголя
Дык тут все просто, тут загнул, там отрезал.
Ну как так!
Старое фото
У нас с мужем сегодня сорокалетний юбилей свадьбы.И давно,и как бы недавно.Это наше первое,немного предсвадебное фото.Мне 18,ему 22.
Яндекс читает ваши пуш сообщения на Android. Поймал с поличным!
Расскажу как так вышло, пруфы прикладываю. Пост вышел объемный.
Небольшая предистория: Лежу, смотрю юутб, друг пишет сообщения в телеграмме, слышу уведомления на телефоне, к телефону не притрагиваюсь. Спустя пару минут открыл телеграмм на ноутбуке и прочитал сообщения которые прислал друг.
Все сообщения от друга про кондей, на дворе 19 декабря. Запомним это. Двигаемся дальше:
Продолжаем общаться, он уточняет какие цены в моём городе, и за какую цену установил этим летом. В этот момент я ничего не гуглил, фоном продолжил смотреть ютуб. Когда вёл диалог пушы на телефон не приходили.
На ютубе нашел интересный зарубежный ролик, решил воспользоваться переводчиком видео яндекс браузера. Яндекс браузер использую только для просмотров зарубежных видеороликов, ну и проверять у кого тупит сервис по обходу блокировок. В браузере не логинился, данные с хрома не переносил, никаких разрешений не выдавал.
«Похвалил яндекс браузер за новую фишку»
Закрываю вкладку, собираюсь выходить из браузера и тут внезапно увидел рекламу кондиционеров.
Э, как? В системе macos убрал разрешения на все следилки и аналитику, антивирус и подобный софт не установлен, VPN тоже. Павел Дуров решил сливать переписку яндексу? Маловероятно и не хочется в это верить. Может яндекс браузер висит в фоне и читает всё что происходит? Вполне вероятно, но на макоси с дикой паранойей? Это уже на грани фантастики. Я точно помню что ничего не разрешал яндекс браузеру, решил проверить на всякий случай разрешения и фоновые процессы. Как видим процесс мертвый ибо закрыл браузер, разрешений на захват экрана не имеется. Прикладываю скриншоты аналитики итд.
Начал подозревать телеграмм, погуглив выяснил что он белый и пушистый, но все равно в поле подозрения. Может эппл сливает? Гугл пишет что сливает, но совсем не те данные.
Мой взгляд падает на телефон, много историй как он прослушивает и выдает рекламу, но как именно не пишут. Тут меня осенило, ведь на телефоне huawei яндекс установлен как помощник.
Решил провести эксперимент, воссоздать те же условия и посмотреть откуда растут корни.
Друг прислал сообщения где сильно выражены ключевые слова.
В это время телега на ноутбуке была закрытой а не свернутой. На телефон приходили уведомления.
Не стал дожидаться 10 минут, решил запустить браузер и что мы видим? Рекламу киа.
Решил перезапустить браузер, открываю снова, и что мы видим? Рекламу хендая!!
Вот полноразмерные скриншоты:
Вывод? Со 100% уверенностью яндекс читает пуш сообщения, анализирует ключевые фразы чтобы показать рекламу. Общаетесь в телеге в надежде что вас никто не «слушает», но вас «слушает» приложение яндекса, конфиденциальность, приватность? Не, не слышали. А что если яндекс хранит все текстовые пуш сообщения и в один момент могут оказаться не в тех руках? Например утечка, сбор компромата против вас.
Политика яндекса такая, греби бабки насколько это возможно, пока не запретили.
Круто, очень современно, модно и прогрессивно. А теперь давайте Мухаммеда, а я засеку секундомер, сколько вы проживете.
Печальное.
Это будет весело, думал ты.
Праздник к нам приходит
Я начал прыгать со скакалкой, когда у меня родилась дочь. К тому времени, как она подросла, я уже неплохо прыгал и начал учить её. Она быстро втянулась, и мы стали заниматься вместе.
Предлагаю посмотреть наше новогоднее видео, может быть оно поднимет вам настроение.
В чем смысл схемы Шефа?
При просмотре «Бриллиантовой руки» у многих возникали вопросы:
— зачем вообще ВВОЗИТЬ золото в СССР? Не логичнее ли ВЫвозить его на Запад?
1. Ввоз золота в СССР, конечно, беспошлинно. Если вам все равно, что могут прийти люди в серых костюмах и спросить «Откуда у вас, гражданин, денежки на такое количество рыжья?». Да и к тому же, если это не разовая поставка, а отлаженная схема, то человек, регулярно таскающий золото через границу (даже беспошлинно) неминуемо привлечет внимание КГБ. Поэтому и контрабанда.
А вот так она выглядела применительно к ситуации в Бриллиантовой руке.
А) Предположим, Шеф берет 100 рублей (для примера) и покупает на них доллары. На черном рынке, естественно, где курс в 10 раз выше чем у государства и доллар стоит, соответственно, не 60 копеек, а 6 рублей. Теперь у него есть 100/6=16.67 долларов.
Б) Эти доллары едут через границу и там на них покупают золотые царские червонцы (почему царские червонцы? Потому что трудно было бы объяснить, откуда в кладе на территории СССР взялись южноафриканские ранды). Стоимость золота за рубежом до 1970 года была относительно стабильной и составляла примерно 1.2 доллара за грамм.
Теперь у нас золотых монет общим весом 16.67/1.2=13.88 грамм.
Продав монеты мы получаем 13.88*15=208 рублей.
Чтобы купить его на вознаграждение от «клада», в нем должно быть золота на 20 тысяч рублей.
Лежат монеты неплотно, даже дно видно
Шеф все же пожмотничал.
Так зачем ему клад?
Вот в чем смысл схемы Шефа.
А на кого ты похож
Веселим публику на стадионе
Дохрюкался
Девушка позирует в квартире, 1998 год.
Бомж, нашедший на свалке игровую приставку к телевизору.
Россия. Московская область. Ногинск. 5 марта 1998 год.
Андрей Губин со своими поклонницами. Челябинск, 1999 год.
Свадьба Юрия Стыцковского («Каламбур» и «Маски-шоу») и Эвелины Блёданс («Маски-шоу»), 1993 год.
Непередаваемые эмоции от встречи с кумирами.
На концерте «Rammstein» в Питере, 19 ноября 2001 год.
Пара отдыхает в пригороде Москвы, 1992 год.
Сотрудник ГАИ фотографируется с легендой советского кино Юрием Никулиным, позади улыбается Марк Рудинштейн. Россия, середина 1990-х.
Реклама радиотелефонов от «Билайн», 1998 год.
Артистка в гримёрке перед выступлением в гостинице «Интурист». Москва, 1990 год.
Певица Натали со своей мамой Людмилой Павловной, 1990-е годы.
Девушки торгуют матрёшками На Арбате. Москва, 1990 год.
В пути на гастроли.
Участники группы Hi-Fi проходят зону таможенного контроля, 1990-е годы.
Москвичи выстраиваются в очередь перед ящиками с фруктами и овощами, а молодая девушка несет новогоднюю елку. 24 декабря 1990 год.
Молодые люди танцуют на дискотеке «У ЛИС’Са». Москва, 1992 год.
На съёмочной площадке передачи О.С.П. – студия в гостях Сева Новгородцев, 1997 год.
14 декабря 1996 года на телеканале «ТВ-6» вышел первый выпуск юмористической программы «О.С.П.-студия».
Концепция «О.С.П.» возникла в рамках передачи «Раз в неделю», выходившей в 1995—1996 годах на «ТВ-6», как «Отдел сумасшедших проектов» (начальник — Александр Толоконников). При этом относительно расшифровки первых трёх букв названия единого мнения среди коллектива не было, упоминались варианты «Очень смешное представление», «Очень смешная передача», «Опять стакан полный», «Опасные сумасшедшие приехали», «Они спасли программу», «Очень смышлёные подростки», «Очень смелые парни» (что звучало не совсем корректно в связи с присутствием в программе Татьяны Лазаревой).
Программа включала пародии на различные телепередачи и песни. Задумка была одобрена Иваном Демидовым (который на тот момент был заместителем генерального директора «ТВ-6»).
После раскола коллектива «Раз в неделю» ряд сотрудников «Отдела» продолжил сотрудничество с «ТВ-6», выпуская спортивно-юмористическую программу «Назло рекордам!?».
Пик популярности передачи пришёлся на 1998 год, когда создатели шоу выпустили юмористический телесериал «33 квадратных метра», имевший ряд продолжений — «Дачные истории», «Снова 33 квадратных метра», «Вне родных квадратных метров» и др. Тогда же произошёл конфликт, связанный с финансовыми и творческими разногласиями. Коллектив передачи месяцами не получал зарплату.
В период существования программы на канале «ТВ-6» случаев цензуры сюжетов передачи практически не было, преимуществом данного телеканала авторы передачи называли то, что он давал им «полную свободу». Одним из немногих примеров был случай, когда в период сексуального скандала, связанного с показом по государственному телевидению компрометирующей видеозаписи генпрокурора Скуратова, было принято решение не показывать сюжет с Обществом Тупых, обсуждавшим его личность, но когда шумиха вокруг его имени утихла, авторы всё равно показали этот сюжет про него. После 2002 года ситуация несколько изменилась. По словам Лазаревой и Шаца, на «СТС» творческая группа программы сталкивалась с цензурой. В частности, один раз запретили показывать пародийную песню на мотив «Меня зовут Вова» в исполнении Сергея Белоголовцева.
Сами же авторы позиционировали «О.С.П.-студию» как программу мягкого, доброго, лёгкого и неагрессивного юмора.
Участник группы «Агата Кристи» Глеб Самойлов со своей поклонницей. Екатеринбург, 1997 год.
Пиво в жестяной банке и точки на дне
Так вот, мой отец работает на заводе где производят аллюминевые банки. Вот представьте себе, их производят, потом их покупают всякие Балтики, Ягуары, и т.п. и уже в них наливают! Прикол да?
Вот в чем секрет: на заводе установлено 8 машин которые покрывают банки изнутри специальным лаком. Каждая из машин имеет свой цвет. И когда в какой-то из них замечают неполадку, допустим в желтой, берут все банки с желтой меткой и переплавляют, чтобы брак точно не попал на продажу.
Вот и все. ТОЧКИ СТАВЯТ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ БАНОК
Так вот, мой отец работает на заводе где производят аллюминевые банки. Вот представьте себе, их производят, потом их покупают всякие Балтики, Ягуары, и т.п. и уже в них наливают! Прикол да?
Вот в чем секрет: на заводе установлено 8 машин которые покрывают банки изнутри специальным лаком. Каждая из машин имеет свой цвет. И когда в какой-то из них замечают неполадку, допустим в желтой, берут все банки с желтой меткой и переплавляют, чтобы брак точно не попал на продажу.
Вот и все. ТОЧКИ СТАВЯТ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ БАНОК
Эволюция пивной банки: от простого к элементарному
24 января – знаменательный день для ценителей пива. Ровно 82 года назад пенный напиток впервые появился в продаже в металлической банке. Американская пивоварня Gottfried Kreuger Brewing Company выпустила тестовую партию баночного “Сливочного эля Крюгера” в городе Ричмонд. Успех нового продукта оказался ошеломительным: к лету компания увеличила продажи в пять с половиной раз.
Само собой, за прошедшие годы внешний вид пивной банки значительно изменился. Давайте пройдемся по основным эволюционным вехам.
Старомодные банки, впрочем, тоже были в ходу. Поэтому вопрос, как добраться до пива без использования консервного ножа, оставался актуальным. В 1959 году инженер Эрмал Фрэйз нашел ответ. Однажды он приехал на семейный пикник, оставив дома открывалку. И так намучился, добираясь до любимого напитка, что когда вернулся домой, сразу же засел за разработку элементарного способа откупоривания банок.
Плодом его трудов стал клапан-открыватель. Фрэйз оформил патент и продал права упаковочной фирме Alcon. Пиво компании Pittsburgh Brewing Co, первым вышедшее на рынок с таким устройством, произвело настоящий фурор. К 1965 году более 75% всех банок были оснащены изобретением Фрэйза.
Довольно быстро обозначилась новая напасть. Эти клапаны-открыватели люди выбрасывали где придется, городские власти были недовольны. Кроме того, участились случаи, когда потребители проглатывали железяки. С этим сталкивались те, кто предпочитал кидать их не на землю, а в банку.
В 1975 году инженер Дэниел Кудзик придумал вариант лепестка, который после открывания оставался на крышке. В сущности, в наши дни банки делают почти такими же, как предложил Кудзик.
я один хрен этот ключ отрываю и выкидываю
Много пива утекло с тех пор
Проспорил мне коллега, который считал, что она не существовала. Вполне себе была, даже вкус этот с базиликом и миндалем помню.
Определенно, лучшее на тот момент экспериментальное и крафтовое по нынешним меркам.
Варилась к 10летию компании и 300летию Петербурга. И все. Странно, почему заведомо раскупаемый и ценимый сорт решили забыть? Почему не делать упор на хорошее, а на упорительную гадость? Я понимаю, что рынок в массе требует более массового продукта, но почему надо было подрезать самим себе крылья?
БЛЭКДЖЕК – КОЖАНАЯ ПИВНАЯ КРУЖКА
Судя по внешнему виду, кожаный блэкджек больше похож на пивной аксессуар брутальных байкеров. Однако необычная кружка (из шкуры быка, например) – тренд давно минувших дней (XIV-XIХ веков). Безопасные сосуды для питья вышли из моды, но интерес к ним любителей истории хмельного напитка мы сейчас подогреем.
История кожаной кружки
Пивные сосуды из кожи – английская традиция, зародившаяся в средневековье. На туманном острове не было собственного производства стекла, изготовление индивидуальной металлической посуды не имело широкого распространения, а качество керамики оставляло желать лучшего.
Импортируемые из Франции прозрачные стеклянные кружки и бокалы были доступны только аристократии. А простой люд довольствовался нехитрой утварью из дерева или довольно хрупкими гончарными изделиями.
До той поры, пока кому-то не пришла в голову гениальная идея – использовать шкуры животных в качестве материала для создания главного «рабочего инструмента» любителя эля. Преимуществ у кожи было хоть отбавляй: изобилие на рынке, дешевизна, способность шкурки приобретать любые формы в процессе моделирования сосуда, водонепроницаемость, прочность (при падении кожаная кружка не то, что не разбивалась – даже не деформировалась).
Разобраться в разновидностях пивной кожаной посуды просто:
Джек или блэкджек (Jack, blackjack) – кружка из кожи для эля. Свое название сосуд получил благодаря силуэту. Он напоминал защитную желто-коричневую куртку в стиле гамбезон, которую носили лучники и гвардейцы того времени.
Такие доспехи, расклешенные от бедра без рукавов, назвали джеком. Приставка «блэк» (от англ. black – черный) у названия кожаных кружек появилась потому, что большинство из них имели угольный цвет.
Бомбард (Bombard) – джек-кружка (или, скорее, кувшин) гигантских размеров, вместимостью от трех литров. Кожаный сосуд с широким горлышком назван в честь крупнокалиберной пушки, использовавшейся для стрельбы каменными ядрами.
Ботель или бутиль (Bottell). Очень похоже на современное слово «бутылка». Жесткий кожаный контейнер для жидкостей с узкой горловиной, обычно без ручки.
ФАКТ: Одной из предпосылок появления кожаных кружек в средневековой сфере обслуживания были… пьяные драки клиентов. Сражаться деревянными, металлическими или стеклянными сосудами было рискованно. Блекджек же не оставлял ни тяжелых травм на дебоширах, ни осколков на полу, а значит – не доставлял проблем и убытков владельцам питейных заведений.
Блэкджек – ставки на крой
Выкройка кожаной кружки состояла из двух-трех деталей: достаточно было основной части (корпус и ручка) и днища, однако для прочности к ручке добавляли уплотнитель.
Всё это сшивалось льняными нитками, вощеными пчелиным воском, вымачивалось, сушилось на специальной формочке. Стенки и стыки (швы) кружки покрывались сосновой смолой, воском или говяжьим / бараньим жиром. Становясь герметичными, сосуды не впитывали жидкость, кожа не размягчалась.
Дополнительными могли быть этапы отделки и украшения пивной кружки. Те, кто побогаче, заказывали кожевникам окантовку кромки серебром или чеканку фамильного герба, инициалов или памятной даты на боку сосуда.
Редко, но встречаются блэкджеки с кожаными или металлическими крышками с рычажком для открытия в стиле немецких штайнов. Вероятно, джеки с крышками использовались, когда с купленным пивом приходилось преодолевать расстояния.
Что пили до революции
Говоря о дореволюционном алкоголе важно учитывать, что, во-первых, существовало большое количество похожих напитков, для которых часто использовалось общее название. Во-вторых, сами рецепты и технологии производства со временем менялись, поэтому вкус и качество тоже заметно менялись. В-третьих, популярность тех или иных продуктов, включая алкоголь, носила в том числе региональный характер.
На Руси долгое время любимым напитком был мёд, тот самый из сказок, который по усам тёк, а в рот не попадал. К медовым напиткам относились мёд ставленый (с добавлением ягодного сока, получался путём естественного брожения сначала в открытых ёмкостях, затем в закопанных в землю дубовых бочках, и процесс занимал от 5 до 40 лет), мёд хмельной (в него помимо сока добавляли хмель, и процесс занимал от 3 до 10 лет) и вареный (напоминающий пиво). Но из-за дороговизны и сложности производства, а также того, что добывать сырье – мёд обыкновенный – стало сложнее, медовые напитки были со временем забыты (тем не менее в литературе и мемуарах упоминания о вареном мёде встречаются и в 18, и в 19 веке). Уже к 15 веку их вытеснил алкоголь, приготовленный на основе злаковых культур. В Москве и прилегающих регионах самым популярным алкогольным напитком стало так называемое хлебное вино, а к Северу от Москвы активнее развивалось пивоварение. Примечательно, что в 18 веке в Великом Новгороде, одном из центров российского пивоварения, появилась медовуха. Она готовилась путем брожения либо из мёда, воды и дрожжей, либо простым смешиванием мёда, воды и спирта. Правда, по-настоящему популярной она стала только к 20 веку и к легендарным медовым напиткам прошлого никакого отношения не имела.
К моменту возникновения Российской империи самым известным русским алкогольным напитком стало хлебное вино. Д. И. Менделеев в книге «Винокурение» описывает его как напиток, приготовленный «из бражки или перебродившего с дрожжами хлебного сусла, получаемого, подобно пивному суслу и квасу, при посредстве солода и хлебной муки». По сути, речь идёт о самогоне на основе пшеницы, ржи, овса или ячменя. Производство хлебного вина называлось винокурением. В словаре Даля в качестве синонимов упоминаются: «горячее вино», «зелено вино», «горелка», «ординарная», «винище», «полугар». Слово «полугар» впервые в официальных документах было использовано в 1698 году в Указе Петра I «О кабаках в Сибири» и произошло от способа проверки качества. Жидкость поджигали, ждали, пока пламя не потухнет, и, если в результате оставалось больше половины первоначально объема, такое хлебное вино считалось некачественным. Если оставалась половина, его называли полугаром. К середине 19 века основной продукцией винокуренных заводов были были считавшийся эталоном полугар (38%), пенное (44,25%), трёхпробное (47,4%), а также четырёхпробный (56%) и двойной спирт (74%).
Неизвестный русский художник, «Знаток»
Уроженец Шотландии контр-адмирал Патрик Гордон в своем дневнике описывал производство хлебного вина так: «3-го мая 1697 г. я увидал здесь место где перегоняют вино. Помещение состояло из дома, в котором находились печь и котел для кипячения воды. На той же стороне был большой заторный чан; на другой стороне две большие печи, внизу отделенные одна от другой, а наверху соединенные. На той стороне, которая прямо приходилась к наружной стене, были в каждой печи вмазаны два котла, всего четыре. В заторный чан, вмещающий в себя 4-5 бочек (Oxhoft), кладут 9 квартов или четвериков ржаной муки. Если же к этому подмешать солоду, то лучше. — Затем нагревают воду в большом котле до кипения, и обливают ею ржаную муку, затирая её, как пиво. Массу оставляют стоять целые сутки, после чего прибавляют дрожжей и опять оставляют её стоять сутки для брожения. По истечении этого времени, наполняют бродящей жидкостью маленькие котлы, снабженные крышкою, на которой примазаны хлебным тестом в кружок довольно длинные, плотно закрытые трубки. Перегонку продолжают до тех пор, пока масса в котлах не пригорит, или пока не станет переходить только водянистая жидкость, которую называют раком. Перегнанную жидкость собирают в нарочно подставленных сосудах и переливают в бочку. Перегонять его лучше без хлеба и солода (этим вероятно они хотят сказать что: полезнее перегонять затор без осадка, собирающегося на дне и состоящего из хлебных частиц и солода). Жидкость, полученную при первой перегонке, перегоняют вторично; от чего получается более крепкое вино. Из одной бочки муки (одной четверти) получается 6 ведер вина; выкурка однако же значительнее, если при затирании к ржаной муке прибавлять солоду». Технологии производства со временем менялись, приближаясь к современной.
Винокуренные заводы были как государственными, так и частными. Примечательно, что на государственных винокурнях часто трудились каторжники. В 1754 году императрица Елизавета подписала указ «О допущении к подрядам на поставку вина одних помещиков, и о возбранении курить вино другаго звания людям», гласивший: «Впредь с будущего 1755 года, в Москву, в Санкт-Петербург и в прочие города для продажи на кабаки вино, сколько куда надлежит, Камер-Коллегии и Губернаторам и Воеводам, что до которого места по прежним указам следует, подряжать и к подрядам допускать одних помещиков и вотчинников, кто сколько куда подрядиться пожелает». Объём производимого и продаваемого сырья традиционно измерялся вёдрами. Для личных нужд чиновники первого класса могли производить до 1000 вёдер алкоголя в год, а четырнадцатого всего 30. Те же, кто чинов не имел вовсе – только 25. В 1765 году вышел Устав о вине, в котором Екатерина II подтвердила: «Вино курить дозволяется всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому», но только «тем, кои в деревнях сами живут, и впредь жить будут домами; а которые в деревнях сами не живут, а находятся в городах и в отсутственных местах, не курить и к ним не возить, дабы в небытность их, под видом курения на их расходы, не могло происходить от прикащиков, людей и крестьян корчемств». Желающие заняться этим прибыльным делом должны были предъявить в Канцелярию кубы, на которые ставились клейма. Продукцию можно было продавать откупщикам, в питейные заведения, а также «по подрядам с казёнными местами, столько, сколько кто куда подрядится». В 1794 году все чины уровняли в правах, и для личных нужд можно было производить «всего лишь» 90 вёдер. При этом производить водку из купленного хлебного вина теоретически мог любой желающий кроме крестьян. С 1817 заниматься винокурением для личных нужд дворяне уже не могли (но некоторые по-прежнему это делали).
В. Е. Маковский «В кабаке» (1893 год)
Долгое время, когда говорили о вине, по умолчанию подразумевалось хлебное вино. Если речь шла о напитках на основе винограда, обязательно уточняли, что это именно виноградное вино. Так Д. Д. Благово в книге «Рассказы бабушки», описывая коронацию Павла I, пишет: «Для народа был обед: начиная от Никольских ворот, по всей Лубянской площади были расставлены столы и рундуки с жареными быками; фонтанами било красное и белое виноградное вино, и столы шли по Мясницкой и до Красных ворот». Описывая праздник в честь освящения нового предела в сельском храме, автор упоминает, что «на дворе были расставлены столы для крестьян, приготовлен праздничный сытный обед, причём было угощение вином и брагой». Иногда хлебное вино называют предшественником водки, иногда в некоторых источниках под этим словом подразумевают саму водку. Причина разночтений, возможно, кроется в том, что иногда водкой называли и другие крепкие напитки. Так коньяк и арманьяк в 18 веке именовали французской водкой. Обычно речь шла не о хлебном вине, а о его производных, как правило, с добавлением различных ароматизаторов.
В 18 веке виноградные вина были привозными, стоили достаточно дорого и были доступны немногим. При Петре I в моду вошли венгерские вина, при Елизавете – шампанское. Популярность вина в России росла по мере присоединения южных регионов, в некоторых из которых (например, на Кавказе, в Крыму и низовье Дона) виноделием занимались намного раньше. Со временем появилось много отечественных производителей, предлагавших дешёвые напитки, и вино стало более доступным. Символом дешёвого алкоголя сомнительного качества стали «ланинские» вина, примерно как портвейн «777» в СССР. Правда, Ланин выпускал и безалкогольные напитки, а продукция была безопасной и грозила только похмельем. К концу 19 века лидером по производству вина стала Бессарабия, но и традиционные винодельческие регионы не утратили своё значение.
О соотношении цен на вино хлебное и виноградное можно судить по сравнительной ведомости журнала «Русский меркурий» (1805 год). В ней приводятся цены на одни и те же товары в Москве и Иркутске. Если ей верить, то цены в Иркутске кусались, возможно, потому что привезти товары было проблематично. Пуд пшеничной муки 1.50 и 1.20; сено – 0.50 и 0.25; пшено 2.50 и 1.10; гречневая крупа 2.40 и 1; горох 2 рубля и 1.45; масло коровье 12 рублей и 11; лучшая говядина 5 рублей и 5.50; ветчина 8 рублей и 3.40; сахар 60 и 8; кофе 60 и 11; ведро простого вина 5 и 5.50; ведро плохого виноградного вина 20 и 6; лимоны (за 1 штуку) 1 рубль и 0.1. В конце 19 – начале 20 века ситуация изменилась. «Красноголовка» (красная крышка) — водка, звавшаяся в народе «казёнка» (бутылка 0,61 литра) в начале 20 века стоила 40 копеек. Второй сорт водки – «Белоголовка» (белая крышка), водка двойной очистки за 60 копеек. Коньяк обычно стоил от 3 рублей и выше. Разливное пиво недорогих сортов до 10 копеек за литр, но были и дорогие сорта. Бутылочное пиво стоило дороже. На вина разброс цен был большой. Что-то по 10 копеек, что-то по несколько рублей.
Популярны были напитки домашнего приготовления. Артист А. Н. Вертинский в мемуарах упоминает бабушку, которая «как все украинские хозяйки, была большой искусницей в приготовлении всякого рода наливок, вишнёвок, черносмородиновок, малиновок и настоек — то на зверобое, то на почках берёзы или смородины, то на шалфее или мяте Гордостью её продукции были два напитка: варенуха и спотыкач. Варенуха готовилась так. Сначала варились травы. Какие? Это знала только одна она. Потом добавлялся мёд, потом взвар из сухих фруктов. Все это смешивалось, в смесь добавлялась водка или спирт, потом процеживалось через кисею и разливалось по бутылкам. Вкус у этого напитка был небесный! Такая бутылка иногда вынималась вечером из чуланчика, к ней подавались печёные яблоки, и… Остальное вам ясно. А другим шедевром был спотыкач. Делался он просто. Когда из большой “сулеи” сливали наливку и разливали её по бутылкам, то оставшиеся в ней ягоды заливались тёпленькой водой. Ягоды “отходили” в воде и выпускали из себя весь спирт, который они в себя впитали. Спотыкач был крепче всех настоек на водке и буквально валил с ног». Спотыкач вообще был легендарным напитком, про который ходило много шуток.
В. Е. Маковский «Тихонько от жены» (1872)
Как и сейчас, были любители распивать разные суррогаты и технические спиртосодержащие жидкости или лекарства. Популярны были капли Гофмана, что породило шуточки на тему «гофманистов» (особенно с учетом наличия известного писателя-однофамильца). Технические жидкости со спиртом по правилам дополняли вонючими компонентами, но люди пили и их. Их прогоняли через самодельные фильтры, кипятили с лимоном и специями, чтобы перебить неприятные запахи. Пик потребления суррогатов пришёлся на период закручивания алкогольных гаек и сухой закон уже в 20 веке. У бедноты был популярен коктейль «болтун» из политуры и молока, который тщательно взбалтывали. Политура представляла собой спиртосодержащую жидкость, применяемую в деревообработке. Особенно вырос спрос на подобные подозрительные жидкости во времена сухого закона. Разумеется, было и много подпольно произведённого алкоголя.
Крестьяне и мещане чаще всего пили хлебное вино, водку, пиво, ко второй половине 19 века вино – не слишком разнообразное меню. То, какой именно алкоголь стоял на столах было показателем финансового благополучия и щедрости хозяев, а также важным штрихом к портрету человека, особенно когда речь шла о «благородиях». Например, столичный денди Евгений Онегин предпочитал шампанское, а в ресторане пил «вино кометы». Так называли вино урожая 1811 года, когда на небе действительно можно было увидеть комету, и её появление многие сочли дурным предзнаменованием. В деревне Онегин не изменил привычкам.
Вдовы Клико или Моэта
В бутылке мёрзлой для поэта
На стол тотчас принесено
Покойный дядя оставил после себя множество наливок, которые избалованного племянника не заинтересовали. Есть версия, что, когда упоминалось, что дядя «мух давил», речь шла не о расправе над насекомыми, а употреблении алкоголя. Возможно, это отсылка к выражению «быть под мухой» или намек на маленькие рюмочки, которые называли мухами. В семье Лариных гостей угощали более дешёвым цимлянским вином, произведенным в донской станице Цимлы. Оно же упомянуто в «Дубровском». Сильвио, загадочный и противоречивый герой повести «Выстрел», ранее «служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном чёрном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка. Правда, обед его состоял из двух или трёх блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою».
В 1914 году в России был введен сухой закон, продержавшийся до 1925 года. Любители выпить либо покупали алкоголь подпольно, либо перешли на различные суррогаты и технические спиртосодержащие жидкости. А еще выросло число потребителей наркотиков, но это уже другая история.
Часть информации взята тут
Акулич М. «Пивоварение в Российской империи»
Вертинский А. «Дорогой длинною. »
Жихарев С. П. «Записки современника. Дневник студента»
Похлебкин В. В. «История водки»
Все мои рассказы о быте и нравах до революции, а также то, что не вошло в посты, можно прочитать тут
Другие мои многочисленные посты о быте и нравах Российской империи: