Для чего нужны пупырышки на бутылке и другие ответы на неожиданные вопросы
Рожок мороженого, булочка-брецель, «полосатый» батон – все эти продукты так просты и привычны, что ни у кого не вызывают удивления. Хотя если задуматься, и у них есть свои секреты. Ведь кто-то же придумал сворачивать вафлю в конус, чтобы после этот конверт заполнять мороженым, или закручивать крендель в причудливую форму, которая бы отличала его от любой другой булочки. В этом обзоре – ответы на неожиданные вопросы-«почемучки».
Идеальное сочетание нежного сливочного мороженого и хрустящей вафли оценило уже не одно поколение. Оказывается, в истории сохранились сведения о том, когда появилась эта идея. Считается, что первые порции десерта в вафельном стаканчике начали предлагать сладкоежкам в 1904 году.
До этого мороженое накладывали в стеклянные емкости, напоминающие рюмки. После того, как порция была съедена, емкость возвращали торговцам. Следующий покупатель получал свое лакомство в ту же емкость, едва ополоснутую водой. Историки предполагают, что такое негигиеничное поведение усугубило распространение туберкулеза на стыке веков.
Идея предложить съедобные стаканчики принадлежала, конечно же, торговцу вафлями. Наблюдая за тем, как к мороженщику ежедневно выстраивается длинная очередь, а к нему подходят единицы, он предложил такое необычное решение, и это стало настоящей революцией в сладкой индустрии.
Неровности на стеклянных бутылках часто вызывают интерес. Существует даже популярное предположение, что это специальные отметки для незрячих, подобные шрифту Брайля.
На самом же деле все гораздо проще: на заводе такие маркеры используют для того, чтобы автоматически отбирать бракованные бутылки.
Вопрос простой, но мнения у кулинаров по этому поводу разделились. Вряд ли все дело в привычке, изначально надрезы наверняка делались с определенной целью. Одно из предположений заключается в том, что текстура хлеба настолько нежная, что без надреза он просто растрескается. Сложно сказать, так ли это, ведь различные виды хлеба выпекаются с гладкой корочкой.
Вторая версия звучит более правдоподобно. Надрезы – это своеобразный маркер, чтобы не путать разные виды изделий после того, как их достают из печи.
Эта жевательная резинка была любима многими в 90-е и 2000-е годы. Все в ней было прекрасно – и вкус, и фантики, которые детвора с трепетом искала под оберткой. От всех других жевательных резинок Turbo отличалась необычной формой. Хотя догадаться, в чем дело, проще простого: создатели воссоздали форму автомобильной шины. И нужно признать, это был отличный ход!
Форма брецеля известна во всем мире, пожалуй, это одна из самых знаменитых булочек. Вот только кажется странным, что кому-то в голову пришло ее так закрутить. На этот вопрос тоже есть историческая справка. Крендели были известны еще со времен Средневековья, и однажды один из аббатов-францисканцев решил испечь булочку, закрутив ее по образу и подобию того, как человек складывает руки в молитве к Богу. Если присмотреться, то на фотографии можно увидеть явное сходство.
Появление товарной маркировки как знака, указывающего на производителя, в основном связано с периодом становления товарно-денежные отношений. Что касается стекла, то здесь временные рамки сдвигаются к моменту внедрения механизированных процессов производства.
Реальное появление заводского клейма на предмете связывается с изобретением в 1898 году в США бутылочного автомата и дальнейшим развитием массового изготовления прессованного стекла.
В советском стекле о появлении полноценного заводского знака можно говорить только начиная с периода так называемой оттепели, когда усилилось информационное влияние Запада. В это время СССР ратифицировал две международные конвенции о товарных марках: Парижскую 1783 года — об охране промышленной собственности и Мадридскую 1891 года — о международной регистрации товарных знаков. В 1962 году вышло Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках», которое позднее, в 1974 году, было дополнено специальным положением Госкомитета Совета Министров СССР.
С 1963 года, выполняя международные соглашения, СССР в лице Центрального научно-исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований начинает публиковать регистрируемые клейма и марки в «Бюллетене изобретений и товарных знаков». С целью введения в научный оборот мы публикуем обзорную таблицу, в которой приводятся товарные марки заводов РСФСР, заявивших выпуск художественного стекла, прессованной сортовой посуды и стеклотары, зарегистрированные в 1961—1993 годах.
Форма существования приведенных марок — в виде бумажной наклейки или клейма в стекольной массе — зависит, как правило, от класса предмета. Однако высококлассные поточные изделия из хрусталя редко поступают в музейную коллекцию, не утратив наклеенную марку, отчего становятся анонимно-немыми почти навсегда.
В исследовательском плане более информативным становится именно массовое прессованное стекло, существующее в виде тех же самых обыденных граненых стаканов и разнообразных бутылок, так как чаще обладает весьма ценным элементом — рельефным клеймом, матрица которого была заложена в форму.
И тем не менее даже сегодня изделие из стекла с клеймом — большая удача для исследователя.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 65 (март 2009), стр.84
Не дайте маркетологам себя обмануть и заставить вас купить некачественное вино.
Содержание
Винная этикетка – настоящий кладезь информации, важно лишь читать ее правильно. Это особенно важно в связи со вступлением в силу нового закона «О развитии виноградарства и виноделия в России», который в том числе регламентирует и информацию для покупателей.
«Винный паспорт»
Как правило, в нижней части этикетки размещается информация об объеме тары вина или другой винодельческой продукции. «Золотой стандарт» у виноделов – это бутылка объемом 0,75 литра.
Важные данные на винной этикетке:
«Продукция не является вином»
Если напиток сделан на основе виноградного сырья, но в него добавлены какие-либо ароматизаторы, красители или вода, на таких бутылках должна появиться крупная надпись «Продукция не является вином». Такая же надпись должна быть на полке розничного магазина, где выставлена «виноградосодержащая продукция».
«На этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова “вино” и производных от него слов и словосочетаний не допускается», – гласит закон.
То есть теперь в маркировке продукции, сделанной из вишни, сливы, яблок, любых других фруктов, а также из овощей, слов «вино» или «винный» быть не может. «Вино яблочное» или «Винный напиток из ревеня» будут считаться фальсификатом. Эти поправки вступили в силу в декабре 2020 года (сам закон начал действовать в июне прошлого года), и пока такие строгие меры не распространяются на фруктовые вина, выпущенные ранее. Но уже скоро полки российских магазинов очистятся от продуктов, имитирующих виноградное вино (в том числе вино игристое).
На этикетке должен быть указан сорт винограда
Раз уж вино должно быть сделано исключительно из винограда, потребителю будет полезно узнать, из какого именно, каких сортов. Эта информация также теперь указывается крупно на этикетке или контрэтикетке вина согласно закону.
Мелким шрифтом
На контрэтикетках любого вина также размещают достаточно большой объем обязательной, согласно требованиям Роспотребнадзора, информации о противопоказаниях алкоголя для беременных женщин, несовершеннолетних, лиц с заболеваниями почек, печени и других органов. Там же можно найти точный адрес производителя, ссылку на ГОСТы. Для этой информации кегль не регламентирован, и пишут все строго одно и то же (согласно правилам), но очень мелко.
Виноматериал в составе – это плохо?
Всех обычно интересует состав любого продукта. В вине ничего, кроме винограда, быть не должно. Иногда производители пишут слово «виноматериал», пугая недоверчивых покупателей. Бояться нечего – это то же самое вино, только до попадания в бутылку, на любой технологической стадии. Также в любом вине присутствует разрешенная пищевая добавка – диоксид серы.
Легкое чтение
Вместе со строго обязательной информацией производители используют свои этикетки и контрэтикетки как настоящие «средства просвещения». Некоторые указывают точное количество выпущенных бутылок («тираж»). Небольшой объем выпущенного вина должен сказать о его эксклюзивности. На бутылке может быть даже помещен ее индивидуальный номер (поищите «счастливый»).
Оборотная сторона бутылки может порадовать пиктограммами, иллюстрирующими процесс производства вина (например, выдержку в бочках) или рекомендации по его употреблению (температура подачи и гастрономические сочетания). Большинство производителей стараются уместить на контрэтикетках краткое описание вкуса и аромата вина – верить им стоит «умеренно». Попадаются и очень качественные дегустационные описания, составленные профессиональными сомелье, и «сказки» о необыкновенных букетах и дивных послевкусиях, ничего общего с продуктом в бутылке не имеющие.
Цифровизация вина
Тренд последних лет – размещение на бутылках QR-кодов. Не поленитесь достать смартфон и навести его на код прямо у полки супермаркета. Так вы сможете получить большой объем дополнительной информации о производителе, вине, регионе его производства.
Увы, на этикетках всего не уместишь, как ни старайся. Обращайте внимание на главное – то, что указали эксперты Роскачества.
– Уже три года Роскачеством составляется рейтинг лучших российских вин «Винный гид России». Обращайте внимание на экспертные оценки и рекомендации, которые размещены на портале Роскачества. Так вы точно не ошибетесь в выборе вина, стоя у винной полки. Эксперты сделали всю работу по выбору лучшего вина за вас. А еще на портале умного покупателя вы попутно получите много интересной информации о вине и его производителе. Тогда вам точно будет о чем рассказать друзьям, наполняя бокалы.
Cледите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
5.2.1 Маркировка бутылок должна содержать следующую информацию:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— номинальную вместимость (л);
Допускается после цифрового обозначения года наносить точки, указывающие увеличение даты изготовления бутылок на соответствующее количество лет по числу точек, при условии неиспользования ресурса формы в год ее изготовления.
Для бутылок вместимостью до 200 см3 включительно допускается не наносить дату изготовления.
Маркировка может иметь дополнительную информацию о номере формы.
5.2.2 Маркировку наносят в виде оттиска на дно или нижнюю часть корпуса бутылки.
Допускается наносить маркировку частично на дно и на нижнюю часть корпуса бутылки.
При нанесении маркировки на нижнюю часть корпуса бутылки толщина маркировочных знаков не должна выходить за размеры наружного диаметра корпуса.
Примеры расположения маркировки приведены в приложении А.
5.2.3 Для сертифицированных бутылок национальный знак соответствия проставляют в документах о качестве и/или на упаковке, и/или в товаросопроводительной документации.
5.2.4 Маркировка транспортной единицы наносится на ярлык и должна содержать:
— товарный знак и/или наименование предприятия-изготовителя;
— условное обозначение бутылки;
Допускается изображение манипуляционных знаков наносить отдельно.
Допускается наносить транспортную маркировку не на все транспортные единицы, но не менее чем на четыре, при перевозке бутылок в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками или автомобильным транспортом.
Для идентификации материала, из которого изготовлено пластиковое изделие, на него наносят маркировку. Специальные маркировочные знаки указывают, есть ли возможность утилизации, переработки, а также степень опасности применения продукции из данного пластика не по прямому назначению. Чтобы правильно использовать пластиковое изделие, следует внимательно ознакомиться с маркировочным знаком еще на стадии покупки. Есть виды пластика, которые вообще не стоит приобретать как опасные для здоровья.
Зачем нужна маркировка пластика
Различные типы пластмасс используют в пищевой, химической, технической, медицинской отраслях. Они отличаются по прочности, плотности, горючести, температуре плавления и другим техническим параметрам. Чтобы конечному потребителю было известно о степени опасности, а также возможности использования, способы переработки на пластиковое изделие производитель обязан нанести маркировку, которая в циферном коде содержит все нужные данные. Есть виды пластика, которые не подлежат повторной переработки и их не примут ни в одном пункте.
Какая должна быть маркировка и где она расположена
Маркировочные знаки расположены или на этикетке, или непосредственно на предмете. Если это тара для жидкостей, то маркировку наносят чаще всего на дно. Обязательные требования к маркировке есть во всех Европейских странах. В России нанесение маркировки на пластик не является обязательным, а потому не на всех изделиях из пластмассы можно встретить обозначения. Специалисты рекомендуют приобретать пластиковые товары с маркировкой, чтобы точно знать, насколько изделие безопасно и как его правильно утилизировать после использования.
Внешне маркировочный знак выглядит как треугольник с цифрами или буквами внутри. Каждый набор символов имеет определенное значение. Отдельно используются символы, обозначающие возможность заморозки и хранения в холодильнике, разогрев с использованием микроволн, применение для хранения пищевых продуктов, разрешение на мойку в посудомоечном агрегате.
На непластиковых материалах также используется маркировка в виде треугольника, но цифры в основном от 20 и выше в зависимости от конкретного материала. Чаще всего на стекло, бумагу или картон маркировку не наносят, поскольку они легко перерабатываются и не приносят вред окружающей среде. При утилизации пластик должен отделяться от остальных видов упаковки.
Основные разновидности маркировки
На пластмассах и пластике, который люди встречают ежедневно можно встретить с десяток разновидностей маркировки.
1. PET(E) или ПЭТ
Материал, имеющий такую маркировочную надпись — полиэтилентерефталат. Чаще всего встречается на бутылках с выпуклой точкой на дне. Такие бутылки применяются для воды, молока, масла и прочих пищевых жидкостей. Еще одна отрасль применения — тара для косметической продукции: шампуни, бальзамы, гели и составы для умывания.
Распространен больше, чем прочие разновидности пластика. Пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому содержимое может испортиться, если на долгое время выставить его на солнце. Тару из этого пластика можно использовать лишь один раз, а затем она начинает выделять фталат, который вредит человеческому здоровью. Можно отправить на переработку. Безопасен и не выделяет токсичных веществ. Маркировка данного типа означает, что изделие без проблем можно использовать для всех разновидностей пищевых продуктов и жидкостей.
2. PEHD (HDPE)
Это маркировка полиэтилена с повышенным уровнем плотности. Это многократный материал, который используется сроком до года. Непрозрачен и пригоден, чтобы в последующем его можно было переработать. Выдерживает температурные колебания, контакт с щелочами, кислотами. Способен выделять формальдегид, который плохо отражается на здоровье человека, в том числе на его нервной и дыхательой системах. Из него чаще всего делают:
Также, как и маркировка с единицей используется очень часто, поскольку имеет минимальную опасность для здоровья человека.
3. PVC — поливинилхлорид
Поливинилхлорид, используемый в производтсве рам для окон, упаковочных пластин для медицинских препаратов. Из такого состава апрещено производить тару для продуктов питания, поскольку он содержит токсины, фталаты и кадмий. При этом подходит для многоразового использования, но сдать на переработку практически невозможно. В Европе пунктов приема для этого материала мало, а в России и вовсе нет. Для переработки данного материала необходимы заводы со специальным оборудованием, поскольку выделяется большое количество токсинов. Специалисты рекомендуют не использовать упаковку из поливинилхлорида и обходить материал с этой маркировкой стороной.
4. PELD (LDPE) или ПВД
Это полиэтилен низкого уровня плотности, который пользуется популярность при изготовлении различных пленок и пакетов. Материал отличается эластичностью, но для переработки есть всего несколько пунктов, куда его принимают. В России в крупных городах.
5. PP или ПП
Пятерка — полипропилен. Его легко сдать на переработку, материал безопасный. Но его нельзя нагревать, в противном случае полипропилен выделяет формальдегиды, опасные для здоровья. При контакте со спиртом выделяется фенол, а с кислотами в реакцию не вступает. Можно использовать в промышленных целях. Из него делают:
6. PS — полистирол
Это вариант пластика для одноразового применения — полистирол. Он может быть обычным, а также вспененным. Применяется для продуктов питания и в пищевом производстве. Имеет много ограничений: нельзя ставить в нем разогреваться продукты в микроволновой печи, наливать в такую тару жидкость, содержащую спирт. Чаще всего его применяют для изготовления упаковки для яиц, пенопласта, подложки под мясо для фасовки. При взаимодействии с алкоголем выделяется стирол, который является вредным химикатом, опасным для здоровья.
7. O (OTHER) — другие разновидности
Под этой маркировкой скрывается сразу несколько вариантов пластика, который не получится сдать на последующую переработку. Второй раз такой пластик также не стоит применять, поскольку выделяется бисфенол А. Из этих материалов производят: тара для воды, игрушки и приспособления для детей, специальные рукава для духовки, упаковка для зубной пасты.
9. ABS — АБС-пластик
Отличительной чертой такого вида пластика являются высокие параметры прочности при ударах и механических воздействиях. Поэтому его применяют в строительной и промышленных сферах. Имеет следующие плюсы:
Другие знаки маркировки
Помимо основных значений на любом пластике могут быть дополнительные знаки маркировки:
При использовании пластика важно читать маркировочные надписи. Многие не знают, что большинство бутылок из под воды нельзя использовать вторично. Расшифровка пластика, из которого делают тару для нашей еды очень актуальна для здоровья и безопасности человека.
Как использовать продукцию из пластика, ориентируясь на маркировочные надписи
Важно не только уметь прочитать маркировку, но и различать по ней насколкьо пластик конкретного типа опасен для человека и его питомцев. Каждому необходимо научиться сортировать пластиковый мусор. Именно это материал может разлагаться в окружающей среде до 500 лет.
При выборе тары для одноразового применения также важно изучить маркировочные надписи. Если специальные знаки отсутствуют, то покупать такую тару не стоит. В пластиковые бутылки для воды категорически нельзя помещать молоко или алкоголь.
Существуют технологии для переработки всех видов пластика, но некоторые разновидности сдать на переработку очень сложно, поскольку это непопулярные и трудноперерабатываемые материалы.
Характеристики одноразовой тары для потребителей
Пластик чаще всего применяется при производстве посуды одноразового употребления. Ее оценивают по нескольким важным потребительским характеристикам:
Если внимательно изучить маркировку, то она даст ответы по всем вышеперечисленным техническим характеристикам.
Маркировка пластика имеет вид треугольника с буквенно-циферным кодом. Потребитель из этого кода может получить информацию о используемости, технических характеристиках, сортировке и возможности вторичной переработке материала. Также по коду можно узнать, насколько этот вид пластика безопасен.