Что означают термины богоискательство и богостроительство

Богоискательство и Богостроительство

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО начало проявлять себя еще накануне первой революции, но широко развернулось лишь в последовавшие за поражением революции годы реакции, когда мелкобуржуазная интеллигенция «устала» от борьбы с царизмом и, напуганная наступлением рабочего класса, разочаровалась в своих революционных идеалах. Носителями богоискательства в его наиболее чистом виде выступила группа декадентов (см. Декадентство), возглавлявшаяся Д. С. Мережковским (см.), З. Н. Гиппиус (см.) и Д. В. Философовым (см.). Помимо группы Мережковского к этому течению примыкал ряд лиц, выступавших приверженцами богоискательства с различными оговорками. Почти каждое из таких лиц являлось идеологом особой «разновидности» богоискательства: Н. М. Минский (см.), Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов (см.) и др. Всем им было обще «искание бога» и стремление обосновать в связи с этими поисками новое религиозное сознание. Богоискатели противопоставляли материалистическому принципу необходимости и закономерности свое утверждение «абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности — в боге» (Мережковский). «Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья» (Минский). Богоискатели провозглашали «рыцарскую верность богу — отцу своему родному» (Бердяев).
Стержневая идея богоискательства — бессмертие человеческой души. «Я знаю, что умру, но хочу жить и после смерти» — писал Мережковский. «Ежели я — не более чем явление, пузырь, сегодня вскочивший на поверхности неведомой стихии, чтобы завтра лопнуть, то уж лучше бы мне ничего не знать, чем, зная это, согласиться на такой же бессмысленный позор и ужас» (он же). Богоискатели находили в религии трансцендентный выход из «эмпирической безысходности» — смерти, уничтожающей личность.
Под знаменем богоискательства группа гордых «аристократичностью своего духовного происхождения» интеллигентов совершала поход «со Христом — против рабства, мещанства и хамства». Они критиковали: материализм, превращающий человека в раба необходимости («фортепианную клавишу»); марксизм, «ради чечевичной похлебки умеренной сытости» отказывающийся от божественного первородства; социал-демократию, впадающую в мещанство, «плебейскую обиду на мир» и «подпольную озлобленность». Всему этому они противопоставляли грядущую «боговластную общественность», несущую абсолютную свободу человеческой личности.
Социальные корни богоискательства, его несостоятельность и реакционность были вскрыты Г. В. Плехановым (см.), заклеймившим в своей полемике с богоискателями их «евангелие от декаданса». Плеханов показал, что та роковая антиномия свободы и необходимости, в к-рой беспомощно запутались богоискатели, уж давно и достаточно удовлетворительно разрешена наукой. Он показал также, что ненависть богоискателей к мнимому мещанству рабочего класса вытекает из того же источника, что и адресуемое сытым буржуа голодному пролетарию обвинение в «грубом материализме». Этот буржуа не в состоянии понять, что экономическая борьба современного пролетариата есть борьба за раскрепощение человеческой личности и ее всестороннее развитие. «В их презрении к мещанству голодного пролетария, — возмущенно восклицал Плеханов по адресу богоискателей, — обнаруживается мещанство, — истинное, неподдельное мещанство! — сытого буржуа». Что же касается болезненного интереса богоискателей к проблеме смерти, то этот интерес рассматривался Плехановым как результат того крайнего индивидуализма, при котором вопрос о личном бессмертии становится центральным пунктом миросозерцания. Богоискателям чуждо великое чувство, порождаемое сознанием единства человека с природой. «Современные религиозные искатели, — говорит Плеханов, — апеллируют к потустороннему фантому именно потому, что в их опустошенных душах чувство это или совсем отсутствует, или является крайне редким гостем». Не понимая окружающего их человеческого мира, не видя возможности изменения условий общественной жизни, индивидуалисты начинают страдать тем «духовным одиночеством», спасения от которого они ищут в религии. «Они надеются, что придуманный ими общий „бог“ вылечит их от застарелой болезни — индивидуализма. Выдыбай, боже! Тщетный призыв. Против индивидуализма не растет никакого зелья на небе. Печальный плод земной жизни людей, он исчезнет лишь тогда, когда взаимные (земные) отношения людей не будут более выражаться принципом: „человек человеку — волк“». Социологический эквивалент богоискательства Плеханов определял, указывая на то, что приверженцы этого течения «ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле».
Реакционная сущность богоискательства, вскрытая в свое время марксизмом, нашла свое полное выявление в дальнейшей эволюции большинства богоискателей, завершивших свои религиозные искания на лоне официального православия и свое стремление к «абсолютной свободе» — в роли «духовных вождей» контрреволюционной эмиграции.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — философско-религиозное течение, отличающееся от богоискательства тем, что его приверженцы не «искали» бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. В отличие от богоискательства, глашатаями которого выступили буржуазные интеллигенты-индивидуалисты, идеологами богостроительства в годы разгрома революции 1905 оказались революционные интеллигенты-социалисты: А. В. Луначарский (см.), В. А. Базаров и отразивший богостроительство в художественной литературе М. Горький (см.). Религия была объявлена А. В. Луначарским таким мышлением о мире и таким миро-чувствованием, которое «психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы». Религия, по высказанному Луначарским мнению, связывает идеал и действительность, отыскивает пути от последней к первому. Важнейшее значение религии в том, что она «разрешает тоску органического, живого по полноте жизни, по счастью». Религия ведет к преодолению контрастности законов жизни и законов природы. Высшее разрешение этих противоречий дает научный социализм. В той победе человека над природой, к-рую несет социализм, в том напряжении сил, к-рого социализм требует от человечества, Луначарский усматривал новую грядущую религию. То — религия без бога, религия труда, «. без бога и без гарантий — маски того же бога — она остается религией». В результате сделанного им анализа, Луначарский приходил к выводу, что религия не только не гибнет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. Пусть религия меняет свои формы, но она жива и будет жить.
М. Горький в своей оценке религии был солидарен с Луначарским. Так в ответе на анкету «Mercure de France» он определял религиозное чувство как «сложное творческое чувство веры в свои силы», а социализм рассматривал как религиозное чувство связи с прошлым и грядущим. Богостроительские настроения нашли художественный отклик и в «Исповеди» Горького (1908), где автор сочувственно относится к типам искателей религиозной правды — богостроителям, вроде Ионы или Михайло Ивановича. Горький проявил себя в «Исповеди» сторонником тех, кто творит нового бога — «бога красоты и разума, справедливости и любви». Живое чувство бога возникает «в пламени сладкого сознания духовного родства каждого со всеми». Вечный источник боготворчества это — «весь рабочий народ земли». В результате пробуждения воли народной и соединения воедино ныне разрозненных земных сил, «образуется, светел и прекрасен, всеобъемлющий бог земли». Этого бога создает неисчислимый мировой народ. «Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих. »
Богостроительские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В. Плеханова, к-рый считал, что религиозное новаторство, особенно если оно находит себе сторонников в социалистической среде, может принести большой вред делу рабочего класса. Основная ошибка богостроителей, по мнению Плеханова, заключалась в том, что они стали «налагать штемпель религии на такие отношения людей между собой и на такие их чувства, настроения и стремления, в к-рых нет ровно ничего религиозного». Стремление разрешить роковой контраст между законами природы и законами жизни, в чем богостроители усматривали основную цель религии, знаменует лишь их убеждение в отсутствии общности между законами мира физического и мира психического. Отрицая существование моральных сил, стоящих над миром, но в то же время возлагая на религию заботу о «сохранении ценностей», богостроители должны притти к признанию этих самых надмировых сил. Религия богостроителей объявлялась ими религией без бога. Плеханов показал, что вопреки всем усилиям идеологов богостроительства, понятие божества свило себе гнездышко в их религиозной концепции, требовавшей от ее последователей «обожать потенции человечества» (Луначарский). Анализируя религиозные искания Луначарского и Горького, Плеханов приходил к выводу, что эти искания не только несовместимы с марксизмом, но что своей попыткой напялить на социализм религиозный костюм проповедники «новой религии» возвращаются к воззрениям утопических социалистов.
В. И. Ленин сурово обрушился на богостроительство. В письме к М. Горькому он писал: «Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо „деяний“ как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем, „созерцает“-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего „я“, обожествляемые богостроительством. С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного самооплевания филистеров и мелких буржуа, „отчаявшихся и уставших“. » (из письма к Горькому от 14 ноября 1913).

Библиография:
Журналы «Новый путь», «Вопросы жизни» и «Перевал»; Минский Н. М., Религия будущего, СПБ., 1905; Мережковский Д. С., Грядущий хам, СПБ., 1906; Бердяев Н., Новое религиозное сознание и общественность, СПБ., 1907; Луначарский А. В., Религия и социализм, СПБ., 1908; Мережковский Д. С., Не мир, но меч, СПБ., 1908; Горький М., Разрушение личности, сб. «Очерки философии коллективизма», СПБ., 1909; Ленин В. И., Письма к Горькому (письмо от 14/XI 1913), Ленинский сборник, № 1, М. — Л., 1924; Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Собр. сочин., т. XXII, М., 1925; Горький М., Исповедь, М. — Л., 1928.

Полезное

Смотреть что такое «Богоискательство и Богостроительство» в других словарях:

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1 м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно… … Философская энциклопедия

Богостроительство — этико философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения. Его … Википедия

Богостроительство — см. Богоискательство и Богостроительство. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Богоискательство — Богоискательство философско религиозное движение в среде русской интеллигенции конца девятнадцатого начала двадцатого века. Представители этого движения Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и… … Википедия

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — враждебное марксизму религ. филос. течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с. д. интеллигенции в эпоху реакции 1907 10 в России. После поражения революции 1905 07, в условиях контрреволюц. столыпинского режима, среди бурж.… … Советская историческая энциклопедия

Богостроительство — религиозно философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал демократии после революции 1905–1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма … Русская Философия. Энциклопедия

Богостроительство — этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1 м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в… … Большая советская энциклопедия

Богостроительство — идейное течение в рус. социал. демократии нач. 20 в., понимавшее социализм как человекопоклонство, гуманистич. коллективистскую религию. Виднейшие представители А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич, Н. Валентинов, Ю. Стеклов, Г. Алекскинский, М … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — направление в позитивистской и атеистической философии нач. ХХ в., поставившее своей основной целью создание новой религии «религии без Бога» на основе коллективного опыта и трудовой деятельности человечества. Возникшее в безрелиг. среде и… … Православная энциклопедия

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — сложное по своему составу явление в религ., культурной и общественной жизни России кон. XIX нач. ХХ в., главными чертами к рого стали поиски нового понимания Бога, мира и человека за рамками правосл. догматики и исторического христианства и… … Православная энциклопедия

Источник

Богоискательство

Богоиска́тельство — 1) есте­ствен­ное стрем­ле­ние чело­века (как создан­ного по образу и подо­бию Божьему) к Богу ( Деян.17:26-27 ); 2) духов­ные поиски, свя­зан­ные со стрем­ле­нием чело­века пра­вильно выбрать рели­гию, при­об­щиться к истин­ной вере; 3) стрем­ле­ние веру­ю­щего вос­ста­но­вить отно­ше­ния с Богом (посред­ством пока­я­ния и воз­об­нов­ле­ния соблю­де­ния Божьего закона) после раз­рыва их в резуль­тате греха ( 2Пар.15:15 ); 4) стрем­ле­ние хри­сти­а­нина к более тес­ному еди­не­нию с Богом, к бого­об­ще­нию, опыт­ному бого­по­зна­нию; 5) рели­ги­озно-фило­соф­ское тече­ние, сфор­ми­ро­вав­ше­еся в России в начале XX века в кругу либе­раль­ной интел­ли­ген­ции (пред­ста­ви­тели этого направ­ле­ния ука­зы­вали на необ­хо­ди­мость поиска Бога с учётом изме­нив­шихся форм суще­ство­ва­ния обще­ства, на базе обнов­лен­ного хри­сти­ан­ства).

Пра­вильно ли посту­пает чело­век, ищущий Бога годами, однако не реша­ю­щийся оста­но­вить свой жиз­нен­ный выбор ни на одной рели­ги­оз­ной общине?

Выбор веры, как и любой стра­те­ги­че­ский выбор вообще, под­ра­зу­ме­вает умест­ность взве­шен­ного, рас­су­ди­тель­ного к нему отно­ше­ния.

Чело­век, жела­ю­щий свя­зать свою жизнь со слу­же­нием Богу, однако не име­ю­щий твёр­дого убеж­де­ния в том, какая вера явля­ется под­лин­ной, бого­угод­ной, вправе задаться вопро­сом и выяс­нить, по какому именно рели­ги­оз­ному пути он должен идти, какую веру при­нять.

Вопреки рас­про­стра­нен­ному предубеж­де­нию, что истин­ность ни одной из рели­гий не может быть под­твер­ждена убе­ди­тель­ной аргу­мен­та­цией, это не так.

Перед выбо­ром веры, чело­век вправе иссле­до­вать, какая рели­гия под­лин­ная, а какая нет; какая осно­вана на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии, а какая — на дово­дах чело­ве­че­ского разума, на откро­ве­ниях от лука­вого.

Но бывает, что иные «ищут» Бога всю жизнь: ищут, ищут, да так и не найдут. Если чело­век даже и после дли­тель­ных изыс­ка­ний всё никак не реша­ется опре­де­литься с выбо­ром веры, мечется, суе­тится — такое отно­ше­ние к выбору едва ли можно назвать взве­шен­ным, трез­вым.

Под­лин­ность Пра­во­сла­вия дока­зы­ва­ется под­твер­жде­нием истин­но­сти лежа­щего в его основе Сверхъ­есте­ствен­ного Боже­ствен­ного Откро­ве­ния (см. подроб­нее: Сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие), созвуч­но­стью тре­бо­ва­ний Церкви голосу сове­сти, мно­го­ве­ко­вым опытом хри­сти­ан­ских святых.

Разу­ме­ется, всего этого не ска­жешь о рели­гиях, создан­ных силой чело­ве­че­ской мысли.

Над­ле­жа­щее озна­ком­ле­ние чело­века с осно­вами Пра­во­слав­ной куль­туры вряд ли оста­вит его рав­но­душ­ным. Если же он, пола­гая, что изучил Пра­во­сла­вие, всё же остался к нему рав­но­душ­ным, это скорее всего озна­чает, что или он его не изучил, или на то есть какие-то особые внут­рен­ние при­чины.

Что можно посо­ве­то­вать такому иска­телю? — Встре­титься с опыт­ным, мудрым и духо­нос­ным пас­ты­рем Церкви, спо­соб­ным уви­деть при­чину его неже­ла­ния сде­латься хри­сти­а­ни­ном и пре­по­дать ему доброе уве­ще­ва­ние.

Веч­ность иска­ния есть тоже болезнь души, ее рудин­ское бес­си­лие достичь вели­кого и сми­рен­ного твор­че­ства жизни. Бого­ис­ка­тель­ство может быть очень убе­ди­тель­ным, но только до извест­ного срока.
Сергей Фудель

Источник

Богоискательство и Богостроительство

Он есть начало жизни единое и несомненное. Он отец всех богов бывших и будущих. »Богостроительские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В. Плеханова, к-рый считал, что религиозное новаторство, особенно если оно находит себе сторонников в социалистической среде, может принести большой вред делу рабочего класса. Основная ошибка богостроителей, по мнению Плеханова, заключалась в том, что они стали «налагать штемпель религии на такие отношения людей между собой и на такие их чувства, настроения и стремления, в к-рых нет ровно ничего религиозного». Стремление разрешить роковой контраст между законами природы и законами жизни, в чем богостроители усматривали основную цель религии, знаменует лишь их убеждение в отсутствии общности между законами мира физического и мира психического.

Отрицая существование моральных сил, стоящих над миром, но в то же время возлагая на религию заботу о «сохранении ценностей», богостроители должны притти к признанию этих самых надмировых сил. Религия богостроителей объявлялась ими религией без бога. Плеханов показал, что вопреки всем усилиям идеологов богостроительства, понятие божества свило себе гнездышко в их религиозной концепции, требовавшей от ее последователей «обожать потенции человечества» (Луначарский). Анализируя религиозные искания Луначарского и Горького, Плеханов приходил к выводу, что эти искания не только несовместимы с марксизмом, но что своей попыткой напялить на социализм религиозный костюм проповедники «новой религии» возвращаются к воззрениям утопических социалистов.В.

И. Ленин сурово обрушился на богостроительство. В письме к М. Горькому он писал. «Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. П. Ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо „деяний“ как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем, „созерцает“-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего „я“, обожествляемые богостроительством. С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного самооплевания филистеров и мелких буржуа, „отчаявшихся и уставших“. » (из письма к Горькому от 14 ноября 1913).Библиография.

Дополнительный поиск Богоискательство и Богостроительство Что означают термины богоискательство и богостроительство

Источник

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО И БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО начало проявлять себя еще накануне первой революции, но широко развернулось лишь в последовавшие за поражением революции годы реакции, когда мелкобуржуазная интеллигенция «устала» от борьбы с царизмом и, напуганная наступлением рабочего класса, разочаровалась в своих революционных идеалах. Носителями богоискательства в его наиболее чистом виде выступила группа декадентов (см. Декадентство), возглавлявшаяся Д. С. Мережковским (см.), З. Н. Гиппиус (см.) и Д. В. Философовым (см.). Помимо группы Мережковского к этому течению примыкал ряд лиц, выступавших приверженцами богоискательства с различными оговорками. Почти каждое из таких лиц являлось идеологом особой «разновидности» богоискательства: Н. М. Минский (см.), Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов (см.) и др. Всем им было обще «искание бога» и стремление обосновать в связи с этими поисками новое религиозное сознание. Богоискатели противопоставляли материалистическому принципу необходимости и закономерности свое утверждение «абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности — в боге» (Мережковский). «Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья» (Минский). Богоискатели провозглашали «рыцарскую верность богу — отцу своему родному» (Бердяев).
Стержневая идея богоискательства — бессмертие человеческой души. «Я знаю, что умру, но хочу жить и после смерти» — писал Мережковский.«Ежели я — не более чем явление, пузырь, сегодня вскочивший на поверхности неведомой стихии, чтобы завтра лопнуть, то уж лучше бы мне ничего не знать, чем, зная это, согласиться на такой же бессмысленный позор и ужас» (он же). Богоискатели находили в религии трансцендентный выход из «эмпирической безысходности» — смерти, уничтожающей личность.
Под знаменем богоискательства группа гордых «аристократичностью своего духовного происхождения» интеллигентов совершала поход «со Христом — против рабства, мещанства и хамства». Они критиковали: материализм, превращающий человека в раба необходимости («фортепианную клавишу»); марксизм, «ради чечевичной похлебки умеренной сытости» отказывающийся от божественного первородства; социал-демократию, впадающую в мещанство, «плебейскую обиду на мир» и «подпольную озлобленность». Всему этому они противопоставляли грядущую «боговластную общественность», несущую абсолютную свободу человеческой личности.
Социальные корни богоискательства, его несостоятельность и реакционность были вскрыты Г. В. Плехановым (см.), заклеймившим в своей полемике с богоискателями их «евангелие от декаданса». Плеханов показал, что та роковая антиномия свободы и необходимости, в к-рой беспомощно запутались богоискатели, уж давно и достаточно удовлетворительно разрешена наукой. Он показал также, что ненависть богоискателей к мнимому мещанству рабочего класса вытекает из того же источника, что и адресуемое сытым буржуа голодному пролетарию обвинение в «грубом материализме». Этот буржуа не в состоянии понять, что экономическая борьба современного пролетариата есть борьба за раскрепощение человеческой личности и ее всестороннее развитие. «В их презрении к мещанству голодного пролетария, — возмущенно восклицал Плеханов по адресу богоискателей, — обнаруживается мещанство, — истинное, неподдельное мещанство! — сытого буржуа». Что же касается болезненного интереса богоискателей к проблеме смерти, то этот интерес рассматривался Плехановым как результат того крайнего индивидуализма, при котором вопрос о личном бессмертии становится центральным пунктом миросозерцания. Богоискателям чуждо великое чувство, порождаемое сознанием единства человека с природой. «Современные религиозные искатели, — говорит Плеханов, — апеллируют к потустороннему фантому именно потому, что в их опустошенных душах чувство это или совсем отсутствует, или является крайне редким гостем». Не понимая окружающего их человеческого мира, не видя возможности изменения условий общественной жизни, индивидуалисты начинают страдать тем «духовным одиночеством», спасения от которого они ищут в религии. «Они надеются, что придуманный ими общий „бог“ вылечит их от застарелой болезни — индивидуализма. Выдыбай, боже! Тщетный призыв. Против индивидуализма не растет никакого зелья на небе. Печальный плод земной жизни людей, он исчезнет лишь тогда, когда взаимные (земные) отношения людей не будут более выражаться принципом: „человек человеку — волк“». Социологический эквивалент богоискательства Плеханов определял, указывая на то, что приверженцы этого течения «ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле».
Реакционная сущность богоискательства, вскрытая в свое время марксизмом, нашла свое полное выявление в дальнейшей эволюции большинства богоискателей, завершивших свои религиозные искания на лоне официального православия и свое стремление к «абсолютной свободе» — в роли «духовных вождей» контрреволюционной эмиграции.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — философско-религиозное течение, отличающееся от богоискательства тем, что его приверженцы не «искали» бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. В отличие от богоискательства, глашатаями которого выступили буржуазные интеллигенты-индивидуалисты, идеологами богостроительства в годы разгрома революции 1905 оказались революционные интеллигенты-социалисты: А. В. Луначарский (см.), В. А. Базаров и отразивший богостроительство в художественной литературе М. Горький (см.). Религия была объявлена А. В. Луначарским таким мышлением о мире и таким миро-чувствованием, которое «психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы». Религия, по высказанному Луначарским мнению, связывает идеал и действительность, отыскивает пути от последней к первому. Важнейшее значение религии в том, что она «разрешает тоску органического, живого по полноте жизни, по счастью». Религия ведет к преодолению контрастности законов жизни и законов природы. Высшее разрешение этих противоречий дает научный социализм. В той победе человека над природой, к-рую несет социализм, в том напряжении сил, к-рого социализм требует от человечества, Луначарский усматривал новую грядущую религию. То — религия без бога, религия труда, «. без бога и без гарантий — маски того же бога — она остается религией». В результате сделанного им анализа, Луначарский приходил к выводу, что религия не только не гибнет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. Пусть религия меняет свои формы, но она жива и будет жить.
М. Горький в своей оценке религии был солидарен с Луначарским. Так в ответе на анкету «Mercure de France» он определял религиозное чувство как «сложное творческое чувство веры в свои силы», а социализм рассматривал как религиозное чувство связи с прошлым и грядущим. Богостроительские настроения нашли художественный отклик и в «Исповеди» Горького (1908), где автор сочувственно относится к типам искателей религиозной правды — богостроителям, вроде Ионы или Михайло Ивановича. Горький проявил себя в «Исповеди» сторонником тех, кто творит нового бога — «бога красоты и разума, справедливости и любви». Живое чувство бога возникает «в пламени сладкого сознания духовного родства каждого со всеми». Вечный источник боготворчества это — «весь рабочий народ земли». В результате пробуждения воли народной и соединения воедино ныне разрозненных земных сил, «образуется, светел и прекрасен, всеобъемлющий бог земли». Этого бога создает неисчислимый мировой народ. «Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих. »
Богостроительские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В. Плеханова, к-рый считал, что религиозное новаторство, особенно если оно находит себе сторонников в социалистической среде, может принести большой вред делу рабочего класса. Основная ошибка богостроителей, по мнению Плеханова, заключалась в том, что они стали «налагать штемпель религии на такие отношения людей между собой и на такие их чувства, настроения и стремления, в к-рых нет ровно ничего религиозного». Стремление разрешить роковой контраст между законами природы и законами жизни, в чем богостроители усматривали основную цель религии, знаменует лишь их убеждение в отсутствии общности между законами мира физического и мира психического. Отрицая существование моральных сил, стоящих над миром, но в то же время возлагая на религию заботу о «сохранении ценностей», богостроители должны притти к признанию этих самых надмировых сил. Религия богостроителей объявлялась ими религией без бога. Плеханов показал, что вопреки всем усилиям идеологов богостроительства, понятие божества свило себе гнездышко в их религиозной концепции, требовавшей от ее последователей «обожать потенции человечества» (Луначарский). Анализируя религиозные искания Луначарского и Горького, Плеханов приходил к выводу, что эти искания не только несовместимы с марксизмом, но что своей попыткой напялить на социализм религиозный костюм проповедники «новой религии» возвращаются к воззрениям утопических социалистов.
В. И. Ленин сурово обрушился на богостроительство. В письме к М. Горькому он писал: «Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо „деяний“ как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем, „созерцает“-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего „я“, обожествляемые богостроительством. С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного самооплевания филистеров и мелких буржуа, „отчаявшихся и уставших“. » (из письма к Горькому от 14 ноября 1913).

Библиография:
Журналы «Новый путь», «Вопросы жизни» и «Перевал»; Минский Н. М., Религия будущего, СПБ., 1905; Мережковский Д. С., Грядущий хам, СПБ., 1906; Бердяев Н., Новое религиозное сознание и общественность, СПБ., 1907; Луначарский А. В., Религия и социализм, СПБ., 1908; Мережковский Д. С., Не мир, но меч, СПБ., 1908; Горький М., Разрушение личности, сб. «Очерки философии коллективизма», СПБ., 1909; Ленин В. И., Письма к Горькому (письмо от 14/XI 1913), Ленинский сборник, № 1, М. — Л., 1924; Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Собр. сочин., т. XXII, М., 1925; Горький М., Исповедь, М. — Л., 1928.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *