Что означают термины богоискательство и богостроительство
Богоискательство и Богостроительство
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО начало проявлять себя еще накануне первой революции, но широко развернулось лишь в последовавшие за поражением революции годы реакции, когда мелкобуржуазная интеллигенция «устала» от борьбы с царизмом и, напуганная наступлением рабочего класса, разочаровалась в своих революционных идеалах. Носителями богоискательства в его наиболее чистом виде выступила группа декадентов (см. Декадентство), возглавлявшаяся Д. С. Мережковским (см.), З. Н. Гиппиус (см.) и Д. В. Философовым (см.). Помимо группы Мережковского к этому течению примыкал ряд лиц, выступавших приверженцами богоискательства с различными оговорками. Почти каждое из таких лиц являлось идеологом особой «разновидности» богоискательства: Н. М. Минский (см.), Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов (см.) и др. Всем им было обще «искание бога» и стремление обосновать в связи с этими поисками новое религиозное сознание. Богоискатели противопоставляли материалистическому принципу необходимости и закономерности свое утверждение «абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности — в боге» (Мережковский). «Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья» (Минский). Богоискатели провозглашали «рыцарскую верность богу — отцу своему родному» (Бердяев).
Стержневая идея богоискательства — бессмертие человеческой души. «Я знаю, что умру, но хочу жить и после смерти» — писал Мережковский. «Ежели я — не более чем явление, пузырь, сегодня вскочивший на поверхности неведомой стихии, чтобы завтра лопнуть, то уж лучше бы мне ничего не знать, чем, зная это, согласиться на такой же бессмысленный позор и ужас» (он же). Богоискатели находили в религии трансцендентный выход из «эмпирической безысходности» — смерти, уничтожающей личность.
Под знаменем богоискательства группа гордых «аристократичностью своего духовного происхождения» интеллигентов совершала поход «со Христом — против рабства, мещанства и хамства». Они критиковали: материализм, превращающий человека в раба необходимости («фортепианную клавишу»); марксизм, «ради чечевичной похлебки умеренной сытости» отказывающийся от божественного первородства; социал-демократию, впадающую в мещанство, «плебейскую обиду на мир» и «подпольную озлобленность». Всему этому они противопоставляли грядущую «боговластную общественность», несущую абсолютную свободу человеческой личности.
Социальные корни богоискательства, его несостоятельность и реакционность были вскрыты Г. В. Плехановым (см.), заклеймившим в своей полемике с богоискателями их «евангелие от декаданса». Плеханов показал, что та роковая антиномия свободы и необходимости, в к-рой беспомощно запутались богоискатели, уж давно и достаточно удовлетворительно разрешена наукой. Он показал также, что ненависть богоискателей к мнимому мещанству рабочего класса вытекает из того же источника, что и адресуемое сытым буржуа голодному пролетарию обвинение в «грубом материализме». Этот буржуа не в состоянии понять, что экономическая борьба современного пролетариата есть борьба за раскрепощение человеческой личности и ее всестороннее развитие. «В их презрении к мещанству голодного пролетария, — возмущенно восклицал Плеханов по адресу богоискателей, — обнаруживается мещанство, — истинное, неподдельное мещанство! — сытого буржуа». Что же касается болезненного интереса богоискателей к проблеме смерти, то этот интерес рассматривался Плехановым как результат того крайнего индивидуализма, при котором вопрос о личном бессмертии становится центральным пунктом миросозерцания. Богоискателям чуждо великое чувство, порождаемое сознанием единства человека с природой. «Современные религиозные искатели, — говорит Плеханов, — апеллируют к потустороннему фантому именно потому, что в их опустошенных душах чувство это или совсем отсутствует, или является крайне редким гостем». Не понимая окружающего их человеческого мира, не видя возможности изменения условий общественной жизни, индивидуалисты начинают страдать тем «духовным одиночеством», спасения от которого они ищут в религии. «Они надеются, что придуманный ими общий „бог“ вылечит их от застарелой болезни — индивидуализма. Выдыбай, боже! Тщетный призыв. Против индивидуализма не растет никакого зелья на небе. Печальный плод земной жизни людей, он исчезнет лишь тогда, когда взаимные (земные) отношения людей не будут более выражаться принципом: „человек человеку — волк“». Социологический эквивалент богоискательства Плеханов определял, указывая на то, что приверженцы этого течения «ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле».
Реакционная сущность богоискательства, вскрытая в свое время марксизмом, нашла свое полное выявление в дальнейшей эволюции большинства богоискателей, завершивших свои религиозные искания на лоне официального православия и свое стремление к «абсолютной свободе» — в роли «духовных вождей» контрреволюционной эмиграции.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — философско-религиозное течение, отличающееся от богоискательства тем, что его приверженцы не «искали» бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. В отличие от богоискательства, глашатаями которого выступили буржуазные интеллигенты-индивидуалисты, идеологами богостроительства в годы разгрома революции 1905 оказались революционные интеллигенты-социалисты: А. В. Луначарский (см.), В. А. Базаров и отразивший богостроительство в художественной литературе М. Горький (см.). Религия была объявлена А. В. Луначарским таким мышлением о мире и таким миро-чувствованием, которое «психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы». Религия, по высказанному Луначарским мнению, связывает идеал и действительность, отыскивает пути от последней к первому. Важнейшее значение религии в том, что она «разрешает тоску органического, живого по полноте жизни, по счастью». Религия ведет к преодолению контрастности законов жизни и законов природы. Высшее разрешение этих противоречий дает научный социализм. В той победе человека над природой, к-рую несет социализм, в том напряжении сил, к-рого социализм требует от человечества, Луначарский усматривал новую грядущую религию. То — религия без бога, религия труда, «. без бога и без гарантий — маски того же бога — она остается религией». В результате сделанного им анализа, Луначарский приходил к выводу, что религия не только не гибнет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. Пусть религия меняет свои формы, но она жива и будет жить.
М. Горький в своей оценке религии был солидарен с Луначарским. Так в ответе на анкету «Mercure de France» он определял религиозное чувство как «сложное творческое чувство веры в свои силы», а социализм рассматривал как религиозное чувство связи с прошлым и грядущим. Богостроительские настроения нашли художественный отклик и в «Исповеди» Горького (1908), где автор сочувственно относится к типам искателей религиозной правды — богостроителям, вроде Ионы или Михайло Ивановича. Горький проявил себя в «Исповеди» сторонником тех, кто творит нового бога — «бога красоты и разума, справедливости и любви». Живое чувство бога возникает «в пламени сладкого сознания духовного родства каждого со всеми». Вечный источник боготворчества это — «весь рабочий народ земли». В результате пробуждения воли народной и соединения воедино ныне разрозненных земных сил, «образуется, светел и прекрасен, всеобъемлющий бог земли». Этого бога создает неисчислимый мировой народ. «Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих. »
Богостроительские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В. Плеханова, к-рый считал, что религиозное новаторство, особенно если оно находит себе сторонников в социалистической среде, может принести большой вред делу рабочего класса. Основная ошибка богостроителей, по мнению Плеханова, заключалась в том, что они стали «налагать штемпель религии на такие отношения людей между собой и на такие их чувства, настроения и стремления, в к-рых нет ровно ничего религиозного». Стремление разрешить роковой контраст между законами природы и законами жизни, в чем богостроители усматривали основную цель религии, знаменует лишь их убеждение в отсутствии общности между законами мира физического и мира психического. Отрицая существование моральных сил, стоящих над миром, но в то же время возлагая на религию заботу о «сохранении ценностей», богостроители должны притти к признанию этих самых надмировых сил. Религия богостроителей объявлялась ими религией без бога. Плеханов показал, что вопреки всем усилиям идеологов богостроительства, понятие божества свило себе гнездышко в их религиозной концепции, требовавшей от ее последователей «обожать потенции человечества» (Луначарский). Анализируя религиозные искания Луначарского и Горького, Плеханов приходил к выводу, что эти искания не только несовместимы с марксизмом, но что своей попыткой напялить на социализм религиозный костюм проповедники «новой религии» возвращаются к воззрениям утопических социалистов.
В. И. Ленин сурово обрушился на богостроительство. В письме к М. Горькому он писал: «Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо „деяний“ как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем, „созерцает“-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего „я“, обожествляемые богостроительством. С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного самооплевания филистеров и мелких буржуа, „отчаявшихся и уставших“. » (из письма к Горькому от 14 ноября 1913).
Библиография:
Журналы «Новый путь», «Вопросы жизни» и «Перевал»; Минский Н. М., Религия будущего, СПБ., 1905; Мережковский Д. С., Грядущий хам, СПБ., 1906; Бердяев Н., Новое религиозное сознание и общественность, СПБ., 1907; Луначарский А. В., Религия и социализм, СПБ., 1908; Мережковский Д. С., Не мир, но меч, СПБ., 1908; Горький М., Разрушение личности, сб. «Очерки философии коллективизма», СПБ., 1909; Ленин В. И., Письма к Горькому (письмо от 14/XI 1913), Ленинский сборник, № 1, М. — Л., 1924; Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Собр. сочин., т. XXII, М., 1925; Горький М., Исповедь, М. — Л., 1928.
Полезное
Смотреть что такое «Богоискательство и Богостроительство» в других словарях:
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1 м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно… … Философская энциклопедия
Богостроительство — этико философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения. Его … Википедия
Богостроительство — см. Богоискательство и Богостроительство. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Богоискательство — Богоискательство философско религиозное движение в среде русской интеллигенции конца девятнадцатого начала двадцатого века. Представители этого движения Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и… … Википедия
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — враждебное марксизму религ. филос. течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с. д. интеллигенции в эпоху реакции 1907 10 в России. После поражения революции 1905 07, в условиях контрреволюц. столыпинского режима, среди бурж.… … Советская историческая энциклопедия
Богостроительство — религиозно философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал демократии после революции 1905–1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма … Русская Философия. Энциклопедия
Богостроительство — этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1 м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в… … Большая советская энциклопедия
Богостроительство — идейное течение в рус. социал. демократии нач. 20 в., понимавшее социализм как человекопоклонство, гуманистич. коллективистскую религию. Виднейшие представители А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич, Н. Валентинов, Ю. Стеклов, Г. Алекскинский, М … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — направление в позитивистской и атеистической философии нач. ХХ в., поставившее своей основной целью создание новой религии «религии без Бога» на основе коллективного опыта и трудовой деятельности человечества. Возникшее в безрелиг. среде и… … Православная энциклопедия
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — сложное по своему составу явление в религ., культурной и общественной жизни России кон. XIX нач. ХХ в., главными чертами к рого стали поиски нового понимания Бога, мира и человека за рамками правосл. догматики и исторического христианства и… … Православная энциклопедия
Богоискательство
Богоиска́тельство — 1) естественное стремление человека (как созданного по образу и подобию Божьему) к Богу ( Деян.17:26-27 ); 2) духовные поиски, связанные со стремлением человека правильно выбрать религию, приобщиться к истинной вере; 3) стремление верующего восстановить отношения с Богом (посредством покаяния и возобновления соблюдения Божьего закона) после разрыва их в результате греха ( 2Пар.15:15 ); 4) стремление христианина к более тесному единению с Богом, к богообщению, опытному богопознанию; 5) религиозно-философское течение, сформировавшееся в России в начале XX века в кругу либеральной интеллигенции (представители этого направления указывали на необходимость поиска Бога с учётом изменившихся форм существования общества, на базе обновленного христианства).
Правильно ли поступает человек, ищущий Бога годами, однако не решающийся остановить свой жизненный выбор ни на одной религиозной общине?
Выбор веры, как и любой стратегический выбор вообще, подразумевает уместность взвешенного, рассудительного к нему отношения.
Человек, желающий связать свою жизнь со служением Богу, однако не имеющий твёрдого убеждения в том, какая вера является подлинной, богоугодной, вправе задаться вопросом и выяснить, по какому именно религиозному пути он должен идти, какую веру принять.
Вопреки распространенному предубеждению, что истинность ни одной из религий не может быть подтверждена убедительной аргументацией, это не так.
Перед выбором веры, человек вправе исследовать, какая религия подлинная, а какая нет; какая основана на Божественном Откровении, а какая — на доводах человеческого разума, на откровениях от лукавого.
Но бывает, что иные «ищут» Бога всю жизнь: ищут, ищут, да так и не найдут. Если человек даже и после длительных изысканий всё никак не решается определиться с выбором веры, мечется, суетится — такое отношение к выбору едва ли можно назвать взвешенным, трезвым.
Подлинность Православия доказывается подтверждением истинности лежащего в его основе Сверхъестественного Божественного Откровения (см. подробнее: Сверхъестественное откровение Божие), созвучностью требований Церкви голосу совести, многовековым опытом христианских святых.
Разумеется, всего этого не скажешь о религиях, созданных силой человеческой мысли.
Надлежащее ознакомление человека с основами Православной культуры вряд ли оставит его равнодушным. Если же он, полагая, что изучил Православие, всё же остался к нему равнодушным, это скорее всего означает, что или он его не изучил, или на то есть какие-то особые внутренние причины.
Что можно посоветовать такому искателю? — Встретиться с опытным, мудрым и духоносным пастырем Церкви, способным увидеть причину его нежелания сделаться христианином и преподать ему доброе увещевание.
Вечность искания есть тоже болезнь души, ее рудинское бессилие достичь великого и смиренного творчества жизни. Богоискательство может быть очень убедительным, но только до известного срока.
Сергей Фудель
Богоискательство и Богостроительство
Он есть начало жизни единое и несомненное. Он отец всех богов бывших и будущих. »Богостроительские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В. Плеханова, к-рый считал, что религиозное новаторство, особенно если оно находит себе сторонников в социалистической среде, может принести большой вред делу рабочего класса. Основная ошибка богостроителей, по мнению Плеханова, заключалась в том, что они стали «налагать штемпель религии на такие отношения людей между собой и на такие их чувства, настроения и стремления, в к-рых нет ровно ничего религиозного». Стремление разрешить роковой контраст между законами природы и законами жизни, в чем богостроители усматривали основную цель религии, знаменует лишь их убеждение в отсутствии общности между законами мира физического и мира психического.
Отрицая существование моральных сил, стоящих над миром, но в то же время возлагая на религию заботу о «сохранении ценностей», богостроители должны притти к признанию этих самых надмировых сил. Религия богостроителей объявлялась ими религией без бога. Плеханов показал, что вопреки всем усилиям идеологов богостроительства, понятие божества свило себе гнездышко в их религиозной концепции, требовавшей от ее последователей «обожать потенции человечества» (Луначарский). Анализируя религиозные искания Луначарского и Горького, Плеханов приходил к выводу, что эти искания не только несовместимы с марксизмом, но что своей попыткой напялить на социализм религиозный костюм проповедники «новой религии» возвращаются к воззрениям утопических социалистов.В.
И. Ленин сурово обрушился на богостроительство. В письме к М. Горькому он писал. «Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. П. Ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо „деяний“ как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем, „созерцает“-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего „я“, обожествляемые богостроительством. С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного самооплевания филистеров и мелких буржуа, „отчаявшихся и уставших“. » (из письма к Горькому от 14 ноября 1913).Библиография.
Дополнительный поиск Богоискательство и Богостроительство
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО И БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО начало проявлять себя еще накануне первой революции, но широко развернулось лишь в последовавшие за поражением революции годы реакции, когда мелкобуржуазная интеллигенция «устала» от борьбы с царизмом и, напуганная наступлением рабочего класса, разочаровалась в своих революционных идеалах. Носителями богоискательства в его наиболее чистом виде выступила группа декадентов (см. Декадентство), возглавлявшаяся Д. С. Мережковским (см.), З. Н. Гиппиус (см.) и Д. В. Философовым (см.). Помимо группы Мережковского к этому течению примыкал ряд лиц, выступавших приверженцами богоискательства с различными оговорками. Почти каждое из таких лиц являлось идеологом особой «разновидности» богоискательства: Н. М. Минский (см.), Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов (см.) и др. Всем им было обще «искание бога» и стремление обосновать в связи с этими поисками новое религиозное сознание. Богоискатели противопоставляли материалистическому принципу необходимости и закономерности свое утверждение «абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности — в боге» (Мережковский). «Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья» (Минский). Богоискатели провозглашали «рыцарскую верность богу — отцу своему родному» (Бердяев).
Стержневая идея богоискательства — бессмертие человеческой души. «Я знаю, что умру, но хочу жить и после смерти» — писал Мережковский.«Ежели я — не более чем явление, пузырь, сегодня вскочивший на поверхности неведомой стихии, чтобы завтра лопнуть, то уж лучше бы мне ничего не знать, чем, зная это, согласиться на такой же бессмысленный позор и ужас» (он же). Богоискатели находили в религии трансцендентный выход из «эмпирической безысходности» — смерти, уничтожающей личность.
Под знаменем богоискательства группа гордых «аристократичностью своего духовного происхождения» интеллигентов совершала поход «со Христом — против рабства, мещанства и хамства». Они критиковали: материализм, превращающий человека в раба необходимости («фортепианную клавишу»); марксизм, «ради чечевичной похлебки умеренной сытости» отказывающийся от божественного первородства; социал-демократию, впадающую в мещанство, «плебейскую обиду на мир» и «подпольную озлобленность». Всему этому они противопоставляли грядущую «боговластную общественность», несущую абсолютную свободу человеческой личности.
Социальные корни богоискательства, его несостоятельность и реакционность были вскрыты Г. В. Плехановым (см.), заклеймившим в своей полемике с богоискателями их «евангелие от декаданса». Плеханов показал, что та роковая антиномия свободы и необходимости, в к-рой беспомощно запутались богоискатели, уж давно и достаточно удовлетворительно разрешена наукой. Он показал также, что ненависть богоискателей к мнимому мещанству рабочего класса вытекает из того же источника, что и адресуемое сытым буржуа голодному пролетарию обвинение в «грубом материализме». Этот буржуа не в состоянии понять, что экономическая борьба современного пролетариата есть борьба за раскрепощение человеческой личности и ее всестороннее развитие. «В их презрении к мещанству голодного пролетария, — возмущенно восклицал Плеханов по адресу богоискателей, — обнаруживается мещанство, — истинное, неподдельное мещанство! — сытого буржуа». Что же касается болезненного интереса богоискателей к проблеме смерти, то этот интерес рассматривался Плехановым как результат того крайнего индивидуализма, при котором вопрос о личном бессмертии становится центральным пунктом миросозерцания. Богоискателям чуждо великое чувство, порождаемое сознанием единства человека с природой. «Современные религиозные искатели, — говорит Плеханов, — апеллируют к потустороннему фантому именно потому, что в их опустошенных душах чувство это или совсем отсутствует, или является крайне редким гостем». Не понимая окружающего их человеческого мира, не видя возможности изменения условий общественной жизни, индивидуалисты начинают страдать тем «духовным одиночеством», спасения от которого они ищут в религии. «Они надеются, что придуманный ими общий „бог“ вылечит их от застарелой болезни — индивидуализма. Выдыбай, боже! Тщетный призыв. Против индивидуализма не растет никакого зелья на небе. Печальный плод земной жизни людей, он исчезнет лишь тогда, когда взаимные (земные) отношения людей не будут более выражаться принципом: „человек человеку — волк“». Социологический эквивалент богоискательства Плеханов определял, указывая на то, что приверженцы этого течения «ищут пути на небо по той простой причине, что они сбились с дороги на земле».
Реакционная сущность богоискательства, вскрытая в свое время марксизмом, нашла свое полное выявление в дальнейшей эволюции большинства богоискателей, завершивших свои религиозные искания на лоне официального православия и свое стремление к «абсолютной свободе» — в роли «духовных вождей» контрреволюционной эмиграции.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — философско-религиозное течение, отличающееся от богоискательства тем, что его приверженцы не «искали» бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. В отличие от богоискательства, глашатаями которого выступили буржуазные интеллигенты-индивидуалисты, идеологами богостроительства в годы разгрома революции 1905 оказались революционные интеллигенты-социалисты: А. В. Луначарский (см.), В. А. Базаров и отразивший богостроительство в художественной литературе М. Горький (см.). Религия была объявлена А. В. Луначарским таким мышлением о мире и таким миро-чувствованием, которое «психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы». Религия, по высказанному Луначарским мнению, связывает идеал и действительность, отыскивает пути от последней к первому. Важнейшее значение религии в том, что она «разрешает тоску органического, живого по полноте жизни, по счастью». Религия ведет к преодолению контрастности законов жизни и законов природы. Высшее разрешение этих противоречий дает научный социализм. В той победе человека над природой, к-рую несет социализм, в том напряжении сил, к-рого социализм требует от человечества, Луначарский усматривал новую грядущую религию. То — религия без бога, религия труда, «. без бога и без гарантий — маски того же бога — она остается религией». В результате сделанного им анализа, Луначарский приходил к выводу, что религия не только не гибнет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. Пусть религия меняет свои формы, но она жива и будет жить.
М. Горький в своей оценке религии был солидарен с Луначарским. Так в ответе на анкету «Mercure de France» он определял религиозное чувство как «сложное творческое чувство веры в свои силы», а социализм рассматривал как религиозное чувство связи с прошлым и грядущим. Богостроительские настроения нашли художественный отклик и в «Исповеди» Горького (1908), где автор сочувственно относится к типам искателей религиозной правды — богостроителям, вроде Ионы или Михайло Ивановича. Горький проявил себя в «Исповеди» сторонником тех, кто творит нового бога — «бога красоты и разума, справедливости и любви». Живое чувство бога возникает «в пламени сладкого сознания духовного родства каждого со всеми». Вечный источник боготворчества это — «весь рабочий народ земли». В результате пробуждения воли народной и соединения воедино ныне разрозненных земных сил, «образуется, светел и прекрасен, всеобъемлющий бог земли». Этого бога создает неисчислимый мировой народ. «Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих. »
Богостроительские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В. Плеханова, к-рый считал, что религиозное новаторство, особенно если оно находит себе сторонников в социалистической среде, может принести большой вред делу рабочего класса. Основная ошибка богостроителей, по мнению Плеханова, заключалась в том, что они стали «налагать штемпель религии на такие отношения людей между собой и на такие их чувства, настроения и стремления, в к-рых нет ровно ничего религиозного». Стремление разрешить роковой контраст между законами природы и законами жизни, в чем богостроители усматривали основную цель религии, знаменует лишь их убеждение в отсутствии общности между законами мира физического и мира психического. Отрицая существование моральных сил, стоящих над миром, но в то же время возлагая на религию заботу о «сохранении ценностей», богостроители должны притти к признанию этих самых надмировых сил. Религия богостроителей объявлялась ими религией без бога. Плеханов показал, что вопреки всем усилиям идеологов богостроительства, понятие божества свило себе гнездышко в их религиозной концепции, требовавшей от ее последователей «обожать потенции человечества» (Луначарский). Анализируя религиозные искания Луначарского и Горького, Плеханов приходил к выводу, что эти искания не только несовместимы с марксизмом, но что своей попыткой напялить на социализм религиозный костюм проповедники «новой религии» возвращаются к воззрениям утопических социалистов.
В. И. Ленин сурово обрушился на богостроительство. В письме к М. Горькому он писал: «Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Всякий человек, занимающийся строительством бога или даже только допускающий такое строительство, оплевывает себя худшим образом, занимаясь вместо „деяний“ как раз самосозерцанием, самолюбованием, причем, „созерцает“-то такой человек самые грязные, тупые, холопские черты или черточки своего „я“, обожествляемые богостроительством. С точки зрения не личной, а общественной, всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного самооплевания филистеров и мелких буржуа, „отчаявшихся и уставших“. » (из письма к Горькому от 14 ноября 1913).
Библиография:
Журналы «Новый путь», «Вопросы жизни» и «Перевал»; Минский Н. М., Религия будущего, СПБ., 1905; Мережковский Д. С., Грядущий хам, СПБ., 1906; Бердяев Н., Новое религиозное сознание и общественность, СПБ., 1907; Луначарский А. В., Религия и социализм, СПБ., 1908; Мережковский Д. С., Не мир, но меч, СПБ., 1908; Горький М., Разрушение личности, сб. «Очерки философии коллективизма», СПБ., 1909; Ленин В. И., Письма к Горькому (письмо от 14/XI 1913), Ленинский сборник, № 1, М. — Л., 1924; Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Собр. сочин., т. XXII, М., 1925; Горький М., Исповедь, М. — Л., 1928.