Что означают статуи на площади революции

Бронзовая летопись Страны Советов

История станции метрополитена «Площадь Революции»

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

Одна из наиболее впечатляющих станций московского метро­политена была открыта 13 марта 1938 года. Свое название она получила в честь площади, на которую выходила. По многочисленным версиям, самой площади имя досталось в память о Февральской революции 1917 года.

Как создавалась «Площадь Революции»

В 1934 году на конкурсе проектов будущей станции победил архитектор и градостроитель Алексей Душкин, чье имя прочно связано со строительством метро, а работы признавались одними из лучших в стране. Первоначально облик станции был иным — не предполагалось никаких статуй, вместо них планировалось сделать барельефы на революционную тематику. Однако ни один из представленных вариантов Душкину не понравился. Именно тогда было решено обратиться к скульптору Матвею Манизеру, который и предложил украсить станцию композицией из бронзовых фигур, объединенных темой революции, Гражданской войны и мирного довоенного времени. Однако архитектор идею не поддержал. По его мнению, предложенный дизайн был больше характерен для зала Пушкинского музея, чем для станции метрополитена. Душкин писал: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно». Однако начальству идея Манизера понравилась, и он незамедлительно приступил к работе.

Вместе со своим коллективом художник разработал серию эскизов скульптур, из которых были утверждены 24 темы для фигур, а реализованы только 20 — на станции 40 арок, в каждую из них предполагалось установить по две бронзовые фигуры. Всего скульптур 76: восемнадцать образов повторены в четырех одинаковых статуях, две — только дважды. Скульптуры в хронологическом порядке показывают события с октября 1917-го до момента установки композиции в декабре 1937 года.

Чтобы разместить в арках фигуры, Манизеру пришлось сделать их сидящими, согнувшимися или стоящими на коленях. Это вызвало возмущение у чиновников и множество саркастических шуток у простых граждан, говоривших, что композиция в точности изображает советский народ, который или «сидит», или стоит на коленях. Однако работу Манизера одобрил лично Сталин, после чего вопросов больше не возникало.

Начиная от западного эскалатора станции, две арки посвящены теме Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны — в них располагаются скульптуры красногвардейца с гранатой и солдата с винтовкой. Три следующие ниши раскрывают тему обороны страны после Гражданской войны. Здесь мы видим бронзовые фигуры крестьянина, матроса с наганом, парашютистки, матроса-сигнальщика с линкора «Марат», девушки с винтовкой и пограничника с собакой. Тема следующих арок — труд и образование: проходчик метрополитена, изобретатель, птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и девушка с книгой. Еще три арки раскрывают тему семьи и отдыха: девушка-дискобол, футболист, мать с ребенком и отец с ребенком. В последней нише — фигуры пионеров-­авиамоделистов и пионеров-географов.

Когда в конце 1938 года Сталин осматривал новые станции метро, он довольно высоко оценил работу Манизера. Вот как об этом вспоминал инженер-метростроевец В.Жуков: «…Смотрю на товарища Сталина, и кажется мне, что наша станция ему понравилась… Иосиф Виссарионович отходит на несколько шагов, вглядывается в образы борцов за советскую власть и говорит: “Замечательно! Как живые…”».

С началом Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, откуда вернулись в столицу только в 1944 году. Во время транспортировки бронзовые фигуры сильно пострадали, восстановить их удалось лишь благодаря тому, что каждая имела несколько копий.

Прообразы бронзовых скульптур

Вероятно, у каждой скульптуры был реальный прототип, однако на сегодняшний день известны имена только шестерых из них. Остальные, скорее всего, навсегда останутся загадкой.

Так, прообразами пионерок с глобусом стали две ученицы 91-й школы вблизи современного Нового Арбата — Аня Лещинская и Нина Павлова. Любопытно, что Манизер с ними никогда не встречался, а для создания скульптур использовал фотографии девочек из газеты «Пионерская правда». Аня и Нина узнали об этом, только когда после окончания войны увидели в метро свои бронзовые копии.

Для создания скульптуры студента в качестве модели был приглашен преподаватель Института физкультуры Аркадий Гидрат — чемпион СССР по прыжкам в высоту, достижениям которого было посвящено множество публикаций в СМИ. В июне 1941 года Гидрат ушел на фронт, а уже осенью был объявлен пропавшим без вести. До того как в 2001 году были найдены останки спортсмена, его родные приносили цветы к бронзовой скульптуре, как к могиле.

Для создания скульптуры девушки-дискобола Манизер пригласил натурщицу из своей же мастерской Тамару Курбатову.

Прототипом матроса с наганом выступил курсант военно-морского училища Алексей Никитенко, который приказом был отправлен в Академию художеств для позирования Манизеру. Впоследствии Никитенко сделал блестящую карьеру на флоте, дослужившись до капитана 1-го ранга.

Прообразом матроса с линкора «Марат» стал выпускник военно-морского училища Олимпий Рудаков, чья удивительная жизнь достойна отдельной книги. Так, после окончания училища он был распределен на героический корабль «Марат», вместе с командой которого участвовал в параде морских судов у британских берегов в честь коронации короля Георга VI. Вернувшись на родину, был отобран Манизером для создания скульптуры матроса-сигнальщика. Пережив много невзгод, Рудаков закончил военную карьеру в звании вице-адмирала.

Больше всего вопросов вызывает прообраз, пожалуй, самой знаменитой скульптуры станции — «Пограничник с собакой». Считается, что моделями для создания композиции выступили Герой Советского Союза Никита Карацупа и его верный пес Индус. Насколько достоверна эта версия, неясно. Известно только, что прототипом собаки стала немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая А.Душкину. Об этом в одном из интервью рассказал внук самого архитектора.

Легенды и приметы

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

Пожалуй, в московском метрополитене нет другой станции, с которой было бы связано столько легенд и поверий, как «Площадь Революции». Многие годы народная молва приписывает скульптурам Манизера разнообразные магические свойства.

Тому, кто идет на свидание, рекомендуется коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой. Какая именно туфелька приносит удачу, правая или левая, никто не знает, видимо, поэтому каждая из них натерта до блеска.

Магические свойства петуха из композиции «Птичница» противоречивы. С одной стороны, считается, что, если потереть его гребешок, можно ожидать прибавку к зарплате. С другой, есть поверье, что петух приносит несчастье и трогать его ни в коем случае не нужно. Не обходят вниманием пассажиры метро и саму птичницу — в подол ее бронзового одеяния нередко бросают записки с пожеланиями.

Еще один талисман «Площади Революции» — ножка ребенка, сидящего на руках у мужчины. До нее дотрагиваются те, чьи мысли и желания так или иначе связаны с детьми. Люди, ищущие вдохновения и мечтающие добиться успеха в научной деятельности, прикасаются к бронзовой фигуре изобретателя.

Но главный хит станции — скульптура «Пограничник с собакой». Считается, что если псу потереть нос, то сдача экзаменов и зачетов пройдет отлично. Есть и альтернативная примета. Тереть нос псу рекомендуется влюбленным: собака — верный друг человека, а значит, если прикоснуться к ее носу, то измен со стороны любимого человека не будет. Нередко люди выходят из поезда метро, чтобы на пару секунд дотронуться до носа бронзового пса, а затем запрыгивают обратно в тот же вагон. В итоге эта практика достигла таких масштабов, что бронзовое покрытие морды скульптуры практически стерлось и вместо овчарки она стала похожа на добермана. Все это заставило местного краеведа Александра Можаева написать обращение к руководству Московского метрополитена и в Департамент культурного наследия с просьбой взять скульптурную композицию под охрану или хотя бы разместить рядом с ней предупреждающую табличку. Можаеву ответили, что в скором времени поверхность бронзовых фигур будет покрыта специальным составом, предотвращающим стирание их рельефа.

Источник

За прикосновение к скульптурам на станции метро пригрозили крупным штрафом

Собака на «Площади Революции» страдает

Милая на первый взгляд традиция тереть нос собакам на станции метро «Площадь Революции» грозит непоправимым ущербом для уникальных скульптур, предупреждают искусствоведы. То есть предупреждают они уже много лет, а теперь поднялись в атаку: Музей архитектуры имени Щусева запустил флешмоб против вредного обычая. Действительно, если еще 30 лет назад скульптуры пограничных собак на станции сохраняли фактуру морд и носов, то сейчас они уже совершенно гладкие — рельеф собачьей шкуры «стесан» миллионами рук. «МК» выяснил, какие у музейщиков есть предложения по защите памятника и откуда взялась традиция потирать носы.

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

«Площадь Революции», восемь утра, день последнего ЕГЭ — и студенческих экзаменов, конечно. К бронзовым собакам станции прикасаются не то что поминутно — примерно раз в десять секунд. По виду это как школьники, так и студенты. Если остановить и спросить, знают ли, что это вредно для памятника, — ответ будет: «Ну, от одного раза ничего не меняется» (Антон, Бауманка), «Да ладно, все так делают!» (Илона, выпускница школы), от самых совестливых — «Ой, тогда извините!» (Сергей, сдает ЕГЭ). Одни едут к станции специально — делая крюк по дороге в школу или вуз, другим по пути (это прежде всего бауманцы, от которых и пошла традиция еще в советские годы).

Там же, несколькими днями раньше, группа туристов. Гид рассказывает о скульптурах, о том, что их принято тереть на удачу, предупреждает, что так делать не нужно. Разумеется, человек пять из группы, специально приотстав, совершают ритуал.

— Мы запустили флешмоб не после какого-то ЧП, а просто за много лет уже наболело, — рассказала «МК» директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева. — Недавно были с коллегами на станции, взглянули на скульптуры — их состояние плачевное. Помимо носов собак страдают ботинки рабочих, клювы кур, в общем, все выступающие части. Очевидно, что с этим надо заканчивать.

Стремление во что бы то ни стало и под разными предлогами потрогать произведения искусства — это мировая проблема музеев, говорит Лихачева. За последние десятилетия появилась целая категория музейной публики, которая привыкла к тактильному общению с искусством. Научили публику этому прежде всего сами музейщики — другой вопрос, что для тактильных и интерактивных экспозиций используются обычно специально подготовленные предметы (обычно копии). А рядовой посетитель музея — и уж тем более станции метро — не видит разницы между такими предметами и подлинниками.

— Как-то раз у нас в музее разбиралась письменная жалоба посетителей на смотрительницу, которая не разрешила им садиться на стул в экспозиции Матвея Казакова, — вспоминает директор Музея архитектуры. — Сотрудницу обвинили в том, что она «запрещает людям общаться с искусством». В советские времена публику, казалось бы, отучили от такого «приобщения», но недавно выяснилось, что эти элементарные хорошие манеры публика начала считать «совком» и «отсталостью».

Оказывается, прикосновения рук вредны для бронзы не только тем, что механически «стесывают» ее, рассказала Лихачева. Куда опаснее кожное сало, которое есть на любых руках: оно вызывает уже химические реакции в бронзе, материал быстро деградирует. Поэтому даже «очень осторожно» прикасаться к памятнику все равно опасно.

— В мире с этим явлением борются по-разному, — подчеркивает музейщик. — Например, в Италии действительно почти все выставленные на улицах скульптуры, особенно мраморные, уже заменены копиями. Обычно причина этому — агрессивные осадки, но и «шаловливые ручки» тоже: скажем, за каких-то 20 лет новенький памятник Джульетте во дворе придуманного для туристов «ее дома» в Вероне захватали руками так, что его уже заменили на копию, а оригинал убрали в музейную коллекцию. Иногда специально для таких ритуалов создают новодельные памятники: во Флоренции, скажем, это памятник свинье — его можно и нужно трогать.

Что касается московских собак на «Площади Революции», то скульптурное убранство станционного зала в целом — это своеобразный монумент 20-летию Октябрьской революции. Это последовательная серия персонажей, от первых революционеров до светлого советского будущего в виде пионеров, подчеркнула Лихачева. И установлены на станции до сих пор подлинные отливки Матвея Манизера. Сохранились ли формы — неизвестно, существуют только масштабные модели. Поэтому воссоздание «стертых» собак, если его придется делать, обойдется очень дорого и вряд ли сможет быть действительно точным.

— Вариантов у нас, у общества, таким образом, два, — резюмирует директор Музея архитектуры. — Либо разъяснить всем, что эту традицию надо немедленно прекращать, либо действовать карательными методами. Штраф за повреждение объекта культурного наследия — это есть в нашем законодательстве. Ставим на станции специальных полицейских, выписываем каждому прикоснувшемуся штрафы тысяч по пять — за несколько лет все отучатся так делать.

Помимо скульптур на «Площади Революции» под угрозой из-за постоянных прикосновений еще несколько бронзовых памятников, говорит Лихачева. Это Юрий Никулин в автомобиле около цирка на Цветном бульваре, памятник собаке Мальчику на станции «Менделеевская» и все остальные компактные скульптуры в городе.

— Магия в эпоху конца магии, — описывает это явление Елена Петровская, старший научный сотрудник Института философии РАН. — Странное дело: мы живем в мире высоких технологий, а отношение к предметам воспроизводит первобытные магические практики — прямое воздействие на вещи, прямой диалог с ними. Возможно, дело в том, что нынешнее время, когда нейросети и умные предметы обретают свойства превыше человеческого разумения, требует новых способов понимания мира и взаимодействия с ним. Это симптом: люди отказываются от рационального общения с миром и вспоминают о магии.

Напомним, что традиция «полировать» прикосновениями выступающие части городских скульптур существует давно. Так, своеобразный ритуал натирания определенных фрагментов «Медного всадника» — точнее, его коня — выпускниками военно-морских учебных заведений Санкт-Петербурга фиксировался еще в середине ХХ века, а возможно, и раньше. Другое дело, что еще недавно подобные ритуалы были чисто корпоративными, известными лишь относительно узкому кругу — например, собачьи носы терли студенты-бауманцы для удачи в сессию. Но сейчас, в эпоху Интернета, о таких обычаях знают все. Так что в каком-то смысле, получается, виноваты снова сети. А штрафы опять платить обывателям.

Источник

Архнадзор

Святыни подземной столицы

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

Новое язычество как неожиданная угроза памятникам материальной культуры

Александр Можаев

У смотрительниц советских музеев завсегда была уготовлена для нас, пионеров, стандартная присказка: «Через музей в день проходят сотни посетителей. Вот представь, мальчик, что каждый, как ты, возьмёт и потрогает эту античную статую (этот бивень, эту прялку, это чучело выдры) – что тогда от неё останется?». Я искренне не мог этого себе представить – с какого вдруг бодуна всех сорвет делать одно и то же, хором только гриппом болеют да ура кричат на демонстрациях. Теперь я знаю, что такое бывает.

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

Традиция массово трогать за нос статую бронзовой пограничной собаки на станции метро «Площадь Революции» возникла давно, но была поначалу исключительно студенческой заморочкой. Можно понять: студенты в массе своей народ темный и безалаберный, про сессию вспоминают за три дня до её окончания, когда остаётся уповать лишь только на чудо. А кого ещё может молить о чуде советский комсомолец – не святых же угодников. Так пускай мистическим покровителем заблудшей комсомолии станет бронзовое животное, чьё полированное рыло загадочно мерцает в полутьме московских подземелий. В общем, поначалу это было скорее забавно.

В последние десять лет паломничество к подземной святыне неожиданно приняло всенародный характер. Проверьте сами: из десяти проходящих по перрону пассажиров метрополитена минимум трое непременно приложатся к идолам, и если кто-то делает это мимоходом и в шутку, то многие проявляют искренне религиозное рвение. В часы пик частота утирания каждого собачьего носа достигает 20-30 подходов в минуту, выстраивается очередь. К собакам (их на станции четыре) в качестве объектов культа добавились колхозные петухи и флажки матроса-сигнальщика.

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

Воля ваша, и я бы не стал об этом писать, если бы капля не сточила камень: раньше собачьи носы просто блестели, а теперь они начисто утратили рельеф поверхности и уже начинают терять форму. На прилагаемой фотопаре можно видеть изменения, произошедшие в течение восьми последних лет. Обратите внимание, как тонко, добросовестно проработана фактура этих статуй – шероховатость солдатских шинелей, мохнатость собак и всё прочее. Собачьи морды сначала лишились шерсти, потом носов – остались лишь дырки на обтекаемом рыльце, ещё через несколько лет не будет и их. Петухи стремительно теряют перья. Всемирно знаменитые скульптуры мастера Матвея Манизера находятся под реальной угрозой.

Если говорить о корнях этого интересного явления, то можно вспомнить о том, что русский народ всегда отличался язычески искренней суеверностью, и тысячелетие христианства не смогло изжить этого атавизма. Поначалу язычество трансформировалось в двоеверие – хорошо известны средневековые амулеты-змеевики, на одной стороне которых присутствует христианская, на другой дохристианская символика (как говорит один знакомый археолог, хорошего оберега много не бывает). Но постепенно Перун передал свои функции Илье Пророку, Макошь – Параскеве Пятнице, а Велес во крещении стал Власием. Меж святыми распределились обязанности патронирования тех или иных отраслей хозяйства и здравоохранения, а дремучая манера населять мелкими божествами отдельные реки, леса да овины ушла в сложную систему народных взаимоотношений с домовыми и лешими. В XXI веке двоеверие возвращается, и поклонение бронзовой собаке того гляди станет соперничать с поклонением мощам Матроны Московской.

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

С богословской точки зрения суеверие — это грех недоверия Богу, лишенная логики вера в неведомую магическую силу. В стране, 75% населения которой причисляют себя к православным, эта картина рисует немного иную статистику. И если можно списать на бытовую привычку традиционные правила типа «через порог не наливают», то массовое увлечение обрядами, рождающимися на наших глазах от того, что «одна баба рассказала» или «об этом даже в газете печатали», отражают нечто более глубинное.

Напишет озорной журналист о чудесах, творимых у стен Новодевичьего монастыря Святой Благоверной царевной Софьей, и от самого дня публикации тянутся к обители толпы паломников. Не в монастырь, потому что в храме-то святой Софье свечи не поставить, потому что нету такой святой, а к внешней стене Напрудной башни. Прикладывать к волшебным камням левую руку, писать записочки, загадывать любые желания – от проблем с женихом и здоровьем до проблем с законом и запоями. Как написал некто на одном из форумов, обсуждавших тему собачьего носа: «Какая разница, верить в нос или в Бога, главное – верить!». Хорошо, что никакая газета не подкинула слухов о пользе жертвоприношений чудотворному Собакину Носу, народ-то доверчивый.

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

Возвращаясь к бронзовым изваяниям Манизера, ставшими жертвами собственной популярности, вспомним, что в 1941 году они неслучайно были вывезены в эвакуацию наравне с сокровищами Третьяковки и Ленинки. Эти скульптуры стали одним из главных символов столицы. И если визит в полурежимный Кремль сопряжен с довольно ощутимыми хлопотами и тратами, а Красная площадь часто бывает закрыта на спецобслуживание, то станция «Площадь Революции» — единственная достопримечательность, которую не минует ни один приезжий турист и даже командировочный. И понимая, что на самом деле красоту спасёт лишь благодать истинного просвещенья, которую не несут в должной мере ни миссионеры, ни книжники, мы можем уповать лишь на гражданскую совесть и патриотизм сограждан.

Этот материал дублируется официальным обращением к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия Москвы с просьбой принять меры к обеспечению сохранности состоящих на госохране произведений монументального искусства. Конечно, проблему легко решила бы установка сигнальной сирены, неусыпный пост милиции или банальное подключение скульптур к электрическому контуру (простите, это ирония). На деле стоит начать с установки табличек, взывающих к сознательности москвичей и гостей столицы, дабы безобидная молодежная привычка не обратилась массовым психозом и вредительством. Если не поможет, придется ставить вопрос об изъятии памятников в музейное хранение и замены их копиями из более дешевого и долговечного материала, а также обустройстве специальных вольеров для возложения даров и возжигания свечей, ибо лиха беда начало.

PS2 — на пресс-брифинге 2 апреля 2014 года руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы Александр Кибовский отметил, что « Арх надзор» ставит палки в колеса департамента и «требует приставить милиционера к каждой собаке на «Площади Революции»». Тем временем, из канцелярии подконтрольного ему ведомства нам пришел более конструктивный ответ от 25.03 в котором говорится: «Мосгорнаследием в адрес пользователя ГУП «Московский метрополитен» направлено письмо с просьбой принять срочные меры по приведению скульптур в надлежащее состояние».

Второго же апреля пришел ответ из Департамента транспорта г. Москвы, в котором сказано: «В московском метрополитене уделяется особое внимание состоянию памятников культуры и архитектуры. Установка табличек, запрещающих дотрагиваться до скульптур на указанной станции, может привести к обратному эффекту и вызвать повышенный интерес пассажиров к ним. В настоящее время в ГУП «Московский метрополитен» рассматривается возможность нанесения специального бесцветного защитного средства, предотвращающего стирание рельефа поверхности скульптур».

Благодарим за ответ, ждем продолжения.

Опубликовано Вести.ру Рисунок Е. Ревякова, журнал «Крокодил», фото Б. Вдовенко, РГАКФД.

Источник

Истории людей, ставших прообразами скульптурных героев на станции метро «Площадь революции» (11 фото)

Автор скульптурной композиции — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.

Алексей Диомидович Никитенко

Вторая арка с западной стороны украшена композицией из крестьянина с винтовкой и матроса с наганом, прототипом которого стал Алексей Никитенко – учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде, который прошел всю войну, закончил воевать капитаном большого военного корабля. А. Никитенко по 4 часа в день более полугода с наганом в руке и обвязанный пулеметными лентами выстаивал смену, позируя Манизеру.

Автор скульптурной композиции — народный художник СССР Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). Сталинскую премию, которую ему вручили в 1943 году за этот труд, он передал в Фонд обороны страны.

Бронзовые скульптуры на станции метро «Площадь Революции»

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Что означают статуи на площади революции. Смотреть фото Что означают статуи на площади революции. Смотреть картинку Что означают статуи на площади революции. Картинка про Что означают статуи на площади революции. Фото Что означают статуи на площади революции

Был ранен, после гибели «Сокрушительного» в 1942 году лишен звания, приговорен к смертной казни, но после всех этих испытаний кровью искупил свою вину и вновь, уже в 1953 году принимал участие в параде по случаю коронации королевы Елизаветы II. Передал ей из рук в руки подарок от правительства Советского Союза – горностаевую мантию, танцевал с королевой вальс.

Пограничник с собакой

А вот в арочном проеме несет дозор пограничник с собакой. Прообразом этой скульптуры стал Никита Федорович Карацупа со своей собакой Индусом. За время службы Карацупа со своим верным псом задержал и уничтожил более 500 нарушителей. Никита Карацупа прошел войну с пятью псами, и всех он называл Индусами, все они гибли, защищая рубежи нашей Рожины, задерживая нарушителей границы.

В соседней комнате запечатлены в бронзе шахтер с отбойником и студент, которого скульптор ваял с преподавателя Института физкультуры, неоднократного чемпиона Москвы и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту Аркадия Антоновича Гидрата. Воевал в Финскую войну, а в Великую Отечественную, защищая Ленинград, пропал без вести в сентябре 1941 года.

Спустя 60 лет останки А. Гидрата обнаружили поисковики. Вот как описывает это событие член поисковой группы Вячеслав Прохоренко, который и нашел в гимнастерке офицера медальон с данными: «Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный». А еще в конце Аркадий дописал: «Живи счастливо!».
Спустя какое-то время поисковики нашли дочь героя Ольгу. И долго еще к памятнику солдату на эту станцию метро носили цветы мама и дочь Аркадия Гидрата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *