Что означают слова школа гимназия лицей
Что такое гимназия: определение
Сегодня словом «гимназия» именуют определенный тип элитных учебных заведений для получения базового и полного среднего образования, являющийся аналогом общеобразовательной школы. Гимназии могут быть государственными и частными.
На протяжении всей истории существования учебного заведения под названием «гимназия», определение слова, как и перечень изучаемых предметов, менялось, причем иногда кардинально.
В некоторых современных языках этот термин имеет дополнительное значение. Так, в немецком, английском, польском гимназия – это не только высшая школа, но и помещение для занятий спортом, в частности гимнастикой.
Чтобы понять, почему одно и то же существительное приобрело сразу 2 разных смысла, нужно узнать его этимологию, а также историю.
Происхождение термина «гимназия»
Это слово пришло в современные европейские языки из греческого. Образовано оно от древнегреческого термина γυμνός, который дословно переводится как «обнаженный».
Помимо существительного «гимназия», от этого греческого термина произошло и известное всем слово «гимнастика». Хотя сегодня значения этих слов кажутся весьма далекими друг от друга, у древних греков они были однокоренными. Чтобы понять, почему так произошло, нужно углубиться в историю.
Гимназии в Древней Греции
Не стоит, однако, думать, что греческие гимнасии занимались только физическим развитием своих подопечных. Хотя оно и было в приоритете, также там обучали чтению и письму. А в более поздние века – философии и риторике.
В Древней Греции было 2 типа гимназий: Александрийская (общеобразовательное обучение всех граждан) и Спартанская (физическое воспитание и военное дело, причем не только для юношей, но и для девушек).
Среди наиболее известных античных педагогов, можно назвать Платона, Аристотеля и Киносарга, которые преподавали в греческих гимназиях. Платон выступал за гармоническое развитие личности, настаивая на том, что физическому развитию стоит уделять только половину времени. Его ученик – Аристотель, наоборот, концентрировал внимание на физическом развитии. Он написал несколько учебников для гимназий, которые оставались популярными вплоть до XVIII в.
Гимназии в Древнем Риме
Греческая культура оказала огромное влияние на большинство городов-государств Малой Азии. С легкой руки греков аналоги гимназий существовали в Египте, Сирии и других близлежащих странах.
Когда Римская империя покорила Грецию, они переименовали многие из своих школ в гимназии. Поскольку изначально у римлян не было гимнасий для занятий физическими упражнениями (они тренировались на Форуме и Марсовом поле), подражая грекам, они стали строить подобные площадки.
Жители Рима придерживались взглядов Спартанского типа гимназий и Аристотеля, готовя из учеников в первую очередь воинов и спортсменов.
С принятием христианства культ здорового и красивого тела надолго ушел в подполье, поскольку теологи призывали людей заботиться о духовном развитии, а не о плоти. В связи с этим на многие столетия традиции гимназического обучения были забыты, и лишь в эпоху Возрождения снова стали актуальными.
Гимназии в Европе
Стоит отметить, что возвращению к традициям гимназического обучения способствовало увлечения людей эпохи Возрождения античностью. До этого, вместо гимназий, в Европе существовала система монастырских школ, а также светских учебных заведений при университетах. Главными изучаемыми предметами в них были латынь, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, физика и астрономия.
Начиная с XVI в. в Германии и Англии начинают открываться школы-гимназии, программа которых строится по античному образцу, в частности, на трудах Аристотеля. К предметам, которые преподавались в этих заведениях, добавился греческий, язык, а также курс естествознания.
Особенной популярностью пользовалась гимназическая образовательная система в Италии, Польше и на территориях, принадлежащих Германии.
Во Франции в роли гимназий выступали лицеи и колледжи. В Великобритании, а позже и США – Grammar-Schools, Grammar-Colleges и High Schools. В Испании – колехьйос. В Швейцарии – кантональные школы.
Дореволюционные гимназии в Российской империи
Собственно русская гимназия появилась лишь спустя 23 года. Это была Московская академическая гимназия. Поначалу туда допускали лишь дворянских детей. Однако видя их не особое рвение к наукам, через несколько лет в Академическую гимназию стали принимать выходцев из среднего сословия, а также детей солдат. Из-за проблем с преподавателями устав учебного заведения постоянно менялся, как и учебные предметы. С трудом просуществовав вплоть до 1805 г., эта гимназия была закрыта.
Несмотря на это интерес к подобным образовательным учреждениям в империи усиливался. С началом нового века было создано Министерство народного просвещения. Именно с его деятельностью связано начало формирование полноценной образовательной системы и повсеместное открытие гимназий. Их устройство было позаимствовано у французов. В отличие от греков, у россиян физическое воспитание стало необязательным предметом. В XIX в. гимназисты начали изучать историю, географию, математику, право, политическую экономику, латынь, иностранные языки (французский и немецкий), рисование, музыку и танцы.
В XIX в. в гимназии стали принимать детей всех сословий, однако у дворянских отпрысков всегда были привилегии вроде пансионов.
На протяжении всего века устройство гимназий в империи непрерывно менялось. Был введен такой предмет, как закон божий, а само заведение было распределено на 2 группы: классическая гимназия и реальная. Главным отличием между ними было изучение в классических гимназиях древних языков, вроде латыни и греческого. Также в этот период были введены телесные наказания, а также увеличена плата за учебу.
В начале XX в. на территории страны уже функционировало около 180 гимназий. Среди них были не только государственные, но и частные, а также гимназии, устроенные при церквях неправославного вероисповедания (католики, протестанты), женские гимназии.
После революции, в 1915-1916 гг., были попытки реформировать гимназии по новому образцу. Однако из-за неспособности политиков и преподавателей найти общий язык, этот проект свернули. А с приходом к власти коммунистов гимназии были устранены. Вместо них появились общеобразовательные школы, которые существуют и сегодня.
Гимназия сегодня
После распада СССР в 1992 г. в Российской Федерации был возвращен такой тип учебного заведения, как гимназия. Сегодня этим словом называют учебное учреждение, дающее ученикам более обширные знания, чем обычные школы.
В Украине, которая обрела независимость в 1991 г., гимназии вернулись в тот же период. Однако долгие годы требования к ним не были четко сформулированы в законодательстве, что вызывало массу манипуляций со стороны руководства этих заведений. Лишь к 1999 г. правовой статус гимназий на территории Украины был четко прописан в законодательстве.
Разница между обычной школой, гимназией и лицеем
Так в чем же отличие? Ответ на этот вопрос можно найти в законодательстве. Так, школы – это общеобразовательные учреждения. Гимназии – это профильные заведение, дающие углубленные знания, согласно специализации. Иными словами, гимназия – это та же школа, однако с более высоким уровнем преподавания.
Лицей и гимназия имеют более существенные отличия. Цель лицея не просто дать хорошие знания ученикам (как в гимназии), а подготовить их к поступлению на конкретную специальность или даже в определенный вуз. Если в гимназии обучение носит, скорее, теоретический характер, то в лицее – практический. По этой причине на базе многих вузов открываются подготовительные лицеи, куда можно поступить, сдав экзамены после 7-8 классов.
Как появилось слово «школа»? (1 фото)
Это слово настолько прочно вошло в современный лексикон, что кажется странным его принадлежность к другому языку. Итак, почему школу назвали школой, и какие функции изначально выполняло это заведение?
Появление слова «школа»
Сейчас существуют и другие средние учебные заведения для детей – лицеи, гимназии. Все они объединены общими историческими истоками. Дело в том, что первый лицей или, как его тогда называли, ликей, появился более двух тысяч лет тому назад. Своим появлением он обязан древнегреческому философу Аристотелю. На выбор названия повлияло место расположения: заведение находилось неподалеку от храма Аполлона Ликейского. А еще до ликея на этом месте располагался гимнасий – воспитательно-образовательное учреждение Древней Греции.
В древнегреческом языке существовало слово scholi, что в переводе значило «досуг». Учебных заведений в традиционном понимании у древних греков не было. Дети из знатных семей обучались дома, а досуг проводили как раз в гимнасиях – своего рода центрах физического совершенствования. Там юноши учились борьбе, гимнастике, верховой езде. По мере развития общества возникла необходимость в совершенствовании не только физическом, но и интеллектуальном и духовном. Молодежь стала посещать школы философии и искусства. И в силу объективной необходимости рядом с гимнасием появился ликей – школа духа, развивающая силу мысли.
Греки были твердо уверены, что отдых заключается не в праздном ничегонеделании, а в постоянном совершенствовании, обогащении интеллекта и души. Поэтому слово «школа», обозначающее познавательный процесс, закрепилось в языке. И позднее его стали использовать и для обозначения места, заведения для обучения. Близка ли вам позиция древних греков? Считаете ли вы обучение отдыхом и досугом?
Лицей, колледж и гимназия — в чем разница и что выбрать?
Самая подробная инфа для тех, кто не знает, куда пойти учиться, чтобы точно поступить в крутой универ!
Менять учебные заведения — это нормально. Причины могут быть разные, но когда вопрос стоит ребром, хочется не теряться в странных названиях, а уже начать готовиться к переводу. В этой статье я расскажу тебе, в чем разница между лицеем, колледжем и гимназией и что нужно знать, прежде чем туда подавать туда документы ✨ Готовь свои заметочки, ведь эта информация тебе точно пригодится!
Что такое лицей?
Лицеев за последнее время появилось очень много, как и гимназий. Давным-давно, во времена Александра Сергеевича, так называлось учебное заведение для мальчиков, выпускники которого могли претендовать на должности высших государственных чиновников. Название «лицей» пришло к нам из немецкого языка, а в него из греческого и латыни.
Чем же лицеи отличаются от обычных школ? Расширенной учебной программой, делением на профили (от одного-двух) и основательной подготовкой учеников к поступлению. Часто лицеи находятся под ведомством университетов, например Лицей НИУ при ВШЭ, Горчаковский лицей при МГИМО, Лицей Президентской академиии и так далее.
Еще один интересный момент: многие лицеи не имеют младших классов, потому набор идет от 5 класса и выше. Для поступления во многие лицеи также требуется пройти конкурс.
Требования к поступающим различаются, потому их стоит изучить подробней. Где-то требуют портфолио, некоторые лицеи проводят собственные олимпиады или вступительные испытания. Как я говорила выше, лицеи набирают учеников на профили, так что кандидаты должны понимать, что идут учиться по определенному направлению.
Если ты просмотришь списки лицеев, то увидишь, что большинство из них делают акцент на физику, математику и другие естественно-научные направления. Куда тогда податься гуманитарию? Читай дальше 😉
Что такое гимназия?
«Гимназия» в переводе с греческого — это место для упражнений. Да, слова «гимназия» и «гимнастика» имеют общее происхождение. Гимназиями называли учебные заведения античности, где делался упор на физическую подготовку обучающихся. С 16 века, в Европе, гимназии стали школами для мальчиков, в которых огромное влияние уделяли изучению литературы и языков. Что же происходит в 21 веке?
Современные гимназисты изучают несколько иностранных языков, в том числе и «мертвые», например латынь. Также гимназии делают упор на такие дисциплины, как психология, юриспруденция, история искусств… И все это вместе с обычной школьной программой!
На самом деле, в гимназии не меньше внимания отводят и техническим предметам, но не столько, сколько в лицее. Попасть в гимназию тоже просто так не получится: придется выдержать несколько вступительных испытаний. Но не переживай, жить ты будешь не только обычными уроками: в гимназиях ты можешь записаться на дополнительные курсы, посещать кружки и заниматься спортом. Словом, заскучать будет сложно 🤩
Гимназии при ВУЗах, как правило, начинают принимать учеников с 7 класса. Поступление проводится на конкурсной основе, так что, если для зачисления будут требовать мотивационное письмо или эссе, то лучше как следует постараться.
Что такое колледж?
Это зависит от того, в какой стране ты живешь. Слово «колледж» произошло от латинского «collegium», содружество. На Западе этим словом называют учебные заведения, с которых студенты начинают свой путь к высшему образованию. В России «колледжами» называют бывшие техникумы и училища.
Если лицеи и гимназии — это все-таки школы, то вот колледж нет. Выпустившись из него, ты получишь полноценный диплом о среднем профессиональном образовании, с которым можно идти на свою первую работу и/или поступать в университет.
Это отличный вариант для тех, кому школа уже надоела, а университет кажется страшным местом. В колледже у тебя будет уже не электронный дневник, но еще и зачетная книжка и студенческий билет. Поступать в колледж можно после 9 или 11 класса. Также тебе может быть предоставлено общежитие.
В зависимости от выбранного тобой колледжа, нужно будет подать документы и ждать результатов конкурса. Некоторые колледжи проводят дополнительные вступительные испытания, но тут уже все зависит от выбранного тобой направления.
Что же мне выбрать?
Тут тебе придется заняться самым энергозатратным делом: пошерстить сайты, подумать, что тебе ближе и как ты видишь свое будущее (хотя бы примерно). Если ты все еще учишься в младшей или средней школе, то присмотрись к лицеям и гимназиям. Если старшая школа на подходе, колледжи могут привлечь тебя полноценной подготовкой и адаптацией к универу. Главное — не торопится и сделать правильный выбор. Это, я уверена, у тебя точно получится 😉
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Презентация»История слов школа и лицей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ШКОЛА Это слово пришло к нам из Древней Греции, где «схолэ» значило «приятное времяпровождение». Это понятие подразумевало не абсолютное бездействие, а умные и поучительные беседы, которыми издавна славились греческие философы. С течением времени эти мудрецы и мыслители обзаводились постоянными учениками, а «школа» стала ассоциироваться с учебным процессом, а позже и с приспособленным под учебу помещением. Школы древних шумеров назывались «Домами табличек», в них учили письменности, сочинению стихов, написанию музыки, азам астрономии, алгебре и другим наукам. В школах Египта требовали знания более 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью. В школах учились только мальчики, для девочек обучение подразумевалось только дома.
ГИМНАЗИЯ Слово «гимназия» зародилось в Древней Греции, там оно первоначально значило «место для гимнастических упражнений». В таком значении слово нашло свое применение в древних городах Египта, Сирии, Малой Азии и других. Со временем в понятие «гимназия» вошли любые физические упражнения. В учебных заведениях с таким названием мальчики фехтовали, бились на кулаках, охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и математика. Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских, – местами изучения творений античных авторов. Начиная с 19-го века в гимназиях стали обучаться и девочки. Сегодня в большинстве стран под термином «гимназия» понимается среднее учебное заведение общего образования.
ЛИЦЕЙ История слова «лицей» берет свое начало в Древней Греции. На самом краю древних Афин возле храма Апполона Ликейского великий философ Аристотель основал школу, получившую название Ликей в честь рядом стоящего храма. В переводе с древнегреческого Ликейский — это «истребитель волков». Школа прославила себя в веках, и с тех пор значимым учебным заведениям во многих странах присваивали статус лицея. Современные лицеи появились в 19 веке, это был средний – между университетом и гимназией – формат учебного заведения. Термин имел буквальное значение «гимназия высших наук».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1529459
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Новое в блогах
Школа, лицей, гимназия, академия… кто вообще все это придумал?!
Что общего у школы с отдыхом? Почему в гимназии раньше было принято заниматься без одежды? Какого древнегреческого героя похоронили в академии? Что связывает языческого бога Аполлона с лицеем?
Школа — это про отдых
Школа. Кто бы мог подумать, что это про отдых! Однако, если мы обратимся к древнегреческому языку, откуда это слово перекочевало к нам, окажется, что это действительно так. Sholē (схоле) означает досуг, отдых, возможность проводить время свободно, праздно. Причем сам этот досуг воспринимался древним греком как абсолютная ценность, как единственно достойный способ времяпрепровождения. Физический труд в античности потому и презирался, что он не досуг, а значит, отклонение от нормального образа жизни. Для нас, современных людей, это, конечно, нонсенс. Мы живем в таком обществе, где не трудиться просто не принято, а того, кто от работы отлынивает, мы называем «тунеядцами» или «сачками».
Но для древних греков все было наоборот: если ты трудишься, значит, ты раб и обязан обеспечивать всем необходимым класс свободных людей, которые, в свою очередь, могли использовать имеющийся у них досуг, чтобы стать достойными гражданами. И образовательная система как раз служила этой цели — воспитать такого человека, чья деятельность, как замечает Аристотель, будет добродетельна. Причем подлинное обучение — для древних это было очень важно — мыслилось возможным только, когда человек освобожден от «трудностей» труда, когда голова его не занята заботами и тревогами о завтрашнем дне. И здесь интересно отметить, что слово «схоле» означало еще и завороженное созерцание, своеобразное отсечение всего, что мешает чистому и непосредственному восприятию природы или какого-то явления. А этот смысловой оттенок «схоле» удивительным образом перекликается с христианским богословием, а если конкретнее — с идеалом монастыря и монашеской жизни.
Монастыри, как известно, стали образовываться в IV веке. Основывались они поначалу, как правило, вдали от многолюдных и шумных городов. Почему? Как раз потому, что одна из основных целей монашеской жизни — это богомыслие, то есть полная устремленность ума к Богу. А возможно это, когда окружающий человека мир и его мир внутренний полностью успокоены, когда суета, шум и тревоги оставлены где-то там, за закрытой дверью. Сама возможность созерцания Бога, как писал знаменитый святой блаженный Августин, открывается тогда, когда человек отказывается от любой формы активности. Достижение «покоя» мысли и есть путь к богомыслию. И когда святой говорит о «покое», то употребляет латинское слово «otium», которое по своему смыслу очень близко к греческому «схоле». Получается, что подлинная, возвышенная школа — это путь к богомыслию.
Гимназия — это про аскетику
Сегодня гимназия — это учебное заведение с углубленной образовательной программой с некоторыми предметами, которые, как правило, не изучают в обычной школе. Но изначально гимназия была предназначена совсем не для этого.
А вот позднее, функции гимнасия значительно расширились. Появился целый комплекс зданий, где можно было не только заниматься физическими упражнениями, но и развивать свой интеллект: здесь изучали политику, риторику, литературу, философию, проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.
Однако, если мы вернемся к первоначальному смыслу гимназии как месту для тренировок или как упражнению вообще, то увидим, что и в христианстве существует свой гимнасий — аскеза. Ведь если посмотреть на греческое слово askēsis (ἄσκησις), то окажется, что переводится оно тоже как упражнение, тренировка. Поэтому аскетическая практика — это не про ущемление и умерщвление человеческого тела Все совсем наоборот: аскетика — это тренировка тела и души для их укрепления и окончательного преображения. Иначе говоря, христианская гимназия — это система упражнений, приближающих человека к Богу.
Академия и ее святые выпускники
Сегодня академия — это и громадная научная организация, и высшее учебное заведение, которое готовит экспертов и преподавателей для университетов. Однако изначально так называлась одна из самых известных и элитных гимназий в Афинском полисе. Академия (Ἀκαδήμεια) была основана знаменитым философом Платоном в 386 году до Р. Х. и свое название получила от священной оливковой рощи, где располагались здания школы и где, согласно легенде, был похоронен древнегреческий герой Академ.
По сути, именно здесь сформировалась первые научные традиции, ставшие образцовыми для всех последующих поколений ученых и исследователей. Более того, через Академию Платона прошли такие великие отцы Церкви, как святители Василий Великий и Григорий Богослов. И во многом благодаря тому образованию, которое они получили в этой Академии, им удалось совершить самый настоящий прорыв в христианском богословии. Не говоря уже о том, что в принципе большинство отцов Церкви были интеллектуально связаны с той образовательной системой, которая сложилась в Академии и других знаменитых школах античности.
Лицей: почему прогулки полезны для учебы
В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, который мы в первую очередь знаем потому, что в нем учился Пушкин. Нельзя сказать, что поэт проявил себя здесь как блестящий ученик — по итогам выпускных экзаменов Александр Сергеевич занял только 26-е место среди 29 учащихся, — но имя его, конечно, на века прославило Царскосельский лицей. Тем интереснее, что Пушкин как раз через воспетое им во многих стихах любимое учебное заведение связан с великим философом античности — Аристотелем.
Ликей (Λύκειον) — в латинском произношении «лицей» — известнейшая элитная гимназия древности, основанная как раз этим знаменитым философом. Здания для своего гимнасия Аристотель арендовал неподалеку от храма в честь Аполлона Ликейского, откуда и пошло название школы. Ликей, кстати, известен еще и как Перипатос (Peripatos) – так назывались городские сады, предназначенные для прогулок. Здесь свободные греки могли не только спрятаться от дневной жары, но и послушать философские беседы, лекции и выступления ученых. В школе же Аристотеля некоторые занятия было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада, а потому и учеников этого гимнасия иногда называли «перипатетиками». Практика таких философских прогулок отразилась в творчестве художника Михаила Нестерова, который написал знаменитый парный портрет «Философы». На этой картине изображены неторопливо гуляющие и беседующие друг с другом священник Павел Флоренский и Сергий Булгаков — выдающиеся представители религиозно-философской мысли.
Так что прогулки могут быть очень полезны для учебы. Особенно если они проходят в компании великого философа.