Что означают слова искусство влияет на жизнь
Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?
Содержание:
Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.
Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.
Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:
Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:
Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.
Какую роль играет искусство в жизни людей: функции
Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:
Какое значение имеет искусство в жизни человека
Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:
В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:
Какую роль играет искусство в жизни общества
С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:
Сочинение Влияние искусства на человека 11 класс
Искусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций. Даже проходя по городу, его жители постоянно сталкиваются с проявлениями искусства своих земляков: мастерски обработанными зданиями в центре города в разных архитектурных стилях, современной музыкой, которая звучит из динамиков на площадях или даже в супермаркетах, выточенными из камня скульптурами известных деятелей.
Влияние искусства на человека трудно и практически невозможно переоценить. Оно мотивирует, создаёт нравственную базу моральных ценностей, прививает способность созидать и любоваться прекрасным. Довольно многие люди восхищаются искусством, но стать настоящим его ценителем очень непросто. Стать ценителем – это значит научиться отличать оригинал от дешёвых подделок и копий, видеть важность даже в том, что другим может показаться заурядным и примитивным.
Ещё тяжелее, чем оценивать искусство, естественно, его создавать. Процесс создания настоящих произведений искусства может занять месяцы, годы, десятилетий. Известно множество гениальных художников, которые писали картины по несколько лет, день за днём дополняя их новыми деталями, множество писателей, которые создавали образы героев, подкрепляя их всё новыми и новыми мыслями.
Я считаю, что любой образованный человек должен хоть немного разбираться в искусстве. Лучше всего прививать любовь к искусству с детства: ходить с ребёнком в музеи, на выставки картин, показывать культурные места города. Это даст положительный эффект и со временем ребёнок вырастет в знающего человека, разбирающегося в культурных традициях своего прошлого и настоящего, человека, способного создавать достойное искусство для будущих поколений.
Сочинение 2
Искусство необходимо для жизни и хорошего эмоционального состояния человека. Искусство способно воздействовать на определённые чувства человека. К примеру, можно взять музыку, часто бывало такое, что прослушав какую-то мелодию, возникают очень сильное эмоциональное пробуждение, которое может мотивировать человека, дать ему прилив радости или грусти. Музыку, как и любой другой вид искусства необходимо уметь ценить и чувствовать.
К примеру, возьмем произведение Гончарова «Обломов». В этой повести очень хорошо описывается связь главного персонажа с музыкой. В момент посещения Ольги Ильинской он впервые услышал игру на фортепиано, которая заворожила его до слез, дала ему прилив сил. В этот момент автор показывает то, как искусство может воздействовать на чувства человека и его внутренний мир.
11 класс
С дневных времён и по настоящее время человек тесно связан с искусством. Первое искусство стало зарождаться в первобытные времена в виде наскальной живописи. Позже появилось письмо. Люди из устного творчества перешли к письменному.
Роль искусства в жизни человека нельзя не оценить положительно. На протяжении всех жизни человек получает необходимые знания и навыки. Культура и искусство помогаю человеку лучше понять прошлое и вникнуть в историю своего или другого народа. Даже во время Великой Отечественной войны люди занимались творчеством. При фронтах существовали кружки самодеятельности. Военный период заслужил даже отдельного направления в искусстве тех годов.
Живопись, культура, архитектура, музыка, поэзия помогают человеку раскрыться. Понять свои вкусы и предпочтения. Уловить мысли и дать волю фантазии. Большинство творческих людей скажут, что привело их в искусство именно предыдущий опыт талантливых людей.
Литература развивает память и усидчивость, музыка благоприятно влияет на нервную систему, архитектура побуждает человека к путешествиям. Всюду окружает искусство в виде того или иного проявления. Даже одежда, которую носит человек – творение модельеров. Мы пьем из чашек, слепленных по эскизу, гуляем по паркам и аллеям, придуманным архитекторами. Все это также своего рода искусство, хотя и казалось бы, просто часть жизни.
Искусство – это творчество в узком смысле слова. Однако не все творчество можно признать массовым искусством. Поделки, лепка, вышивка, мозаика – человек неограничен в творческом потенциале. Но не все из этих видов творчества станет великим искусством. Но даже малый творческий потенциал приносит пользу человеку.
Искусство – это момент создания шедевра: массового, либо маленькой поделки. Это момент раскрытия души ради создания вещи, что привлечёт сознание других. Всеобщее благо, оказывающее благотворное влияние на психику человека. Не зря врачи советуют вышивать, либо рисовать, чтобы успокоить нервы. Просветление человеческого ума и повышение работоспособности часто приходят с искусством.
Если сравнить человека, который регулярно интересуется искусством, пусть даже не создает что-то сам, и человека, который абсолютно к этому равнодушен, то можно заметить их различия. Различия будут касаться речи, воспитания, поведения и чувства юмора. Человек, склонный к искусству, более развит интеллектуально. Искусство создает особенное мышление, творческий подход, который можно использовать и при решении бытовых проблем.
Также читают:
Картинка к сочинению Влияние искусства на человека
Популярные сегодня темы
Действия исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят во времена правления императрицы Екатерины II и связаны с восстаниями Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.
Книга «Портрет Дориана Грея» повествует о юном натурщике Дориане, обладающем красивой внешностью, портрет которого пишет его друг художник. В мастерского художника он знакомится с Генри Уоттоном
В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.
Произведение по жанровой направленности относится с реалистичному рассказу, имеющему автобиографические черты и вошедшего в прозаический сборник русских писателей под названием «Складчина».
Павел Иванович Чичиков проснулся не в духе. Во-первых, он пробудился позднее, чем думал. Во-вторых, к отъезду ничего не было готово. Он подозвал к себе кучера Селифана, который сообщил ему, что требуется подковать лошадь.
Как искусство влияет на психику человека: краткий ликбез
Искусство влияет на сознание и психику человека независимо от того, хочет ли этого сам человек. Конечно, никто не заставит вас идти в музей, но и вы не всегда можете заставить соседей выключить надоедливую музыку. Никто не заставит вас пойти в кино на премьеру нашумевшего фильма, но вы все равно услышите о нем в новостях.
Да и наши праздничные традиции тоже немыслимы без массовых форм искусства. В Новый год мы смотрим «Иронию судьбы» и «Песню года» по телевизору, на свадьбу приглашаем кавер-группу или действующего исполнителя хотя бы регионального масштаба, чтобы наших гостей развлекли новыми и старыми хитами.
Таким образом, искусство есть в нашей жизни в любом случае. И, как и все прочее, что есть в нашей жизни, оно оказывает на нас влияние. Каким образом? Давайте разбираться!
Что такое искусство?
Для начала стоит определиться, что же мы будем понимать под термином «искусство». Итак, искусство – это отражение окружающей действительности и внутреннего состояния человека в художественных образах. Образы могут быть динамическими (кино, танец) или статическими (картина, скульптура). Образы могут быть звуковыми (песня), визуальными (живопись) или аудиовизуальными (фильм, музыкальный видеоклип).
Таким образом, искусство весьма многогранно. Соответственно, многогранны и разнообразны возможности его воздействия на нашу психику. Прежде чем перейти к возможностям искусства по воздействию на психику человека, стоит вникнуть в механизмы такого действия. Как и многое другое в этой жизни, искусство может оказывать прямое или непрямое воздействие на субъект. И это тоже привносит свою лепту в ответ на вопрос.
Механизмы влияния искусства на психику человека
В зависимости от способа воздействия будет отличаться результат. Молодежь копирует привычки и образы супергероев из кинолент. Чувственные натуры могут расплакаться при просмотре фильма «Белый Бим Черное ухо» или какой-нибудь мелодрамы. А слушая зажигательную музыку, мы физически ощущаем, как ноги чуть ли не сами несут нас в пляс. Это примеры прямого воздействия искусства на психику.
А вот как воздействует на человека, к примеру, опера Чайковского «Евгений Онегин» по одноименному произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Эмоции обычно множественны и противоречивы, потому что ситуации неоднозначны и трудноразрешимы. Тут нет материала для прямого подражания, особенно, если в данный момент вы не находитесь в ситуации выбора или отвержения. Тут нет деления на «белое» и «черное», на «прав» и «не прав», потому что по ходу развития событий главный герой меняет свое мнение на противоположное.
Тем не менее произведение давно разобрали на цитаты, и многие даже не всегда помнят, что игривое «любви все возрасты покорны» и «счастье было так возможно, так близко» тоже оттуда. Искусство такого уровня является примером опосредованного воздействия на сознание человека. Это, скорее, материал к размышлению, и выводы каждый сделает свои.
Для кого-то «Евгений Онегин» стал гимном супружеской верности: вспомним главную героиню, которая «другому отдана и будет век ему верна». А для кого-то вся почти трехчасовая опера Чайковского «Евгений Онегин» исключительно о том, что «не пытайся снова вернуть назад того, кого однажды отпустил».
Массовое искусство позволяет ту же самую мысль насчет «не пытайся снова вернуть назад» вместить в трехминутный видеоклип на песню «Шагай» композитора Константина Меладзе в блестящем исполнении певицы Полины Гагариной. По сути, это тоже пример опосредованного воздействия на сознание человека. Песня и клип заставляют больше думать, нежели копировать, т.к. копировать там особо нечего. Ну, может, прическу Гагариной или атлетическую фигуру актера, снявшегося в клипе, но это уже частности.
Значит ли все вышеизложенное, что искусство «прямого воздействия» является плохим, а искусство, воздействующее опосредовано, хорошим? Вовсе нет! То, что непонятно современникам, может быть оценено потомками, и наоборот.
Искусство и оценочные суждения
Влияние искусства на сознание человека вряд ли всегда возможно описать словами «сильное» или «слабое», «плохое» или «хорошее». Если у кого-то в душе не находит отклик кино «про любовь», это не всегда значит, что кино плохое и слабое. Возможно, человеку больше нравятся детективы. И уж тем более ошибочно отнесение искусства к «плохому» или «хорошему» исключительно по дате создания произведения. Истории известно множество случаев, когда гениальные произведения искусства получили признание после смерти автора.
Так, величайший художник 19 столетия Винсент ван Гог не был широко известен при жизни и, возможно, был бы изрядно удивлен, если бы узнал, какой ажиотаж его работы вызывали на протяжении 20 века и вызывают по сей день. При жизни относительный интерес критики проявили разве что к его картине «Едоки картофеля» с простым бытовым сюжетом, как понятно уже из названия. И то, отзывы были чаще негативные. Пейзажи, автопортреты и прочие работы Ван Гога получили признание лишь спустя десятилетия.
Возможно, для современников Ван Гога «Луковичные поля» и «Башмаки» казались чем-то слишком простым, обыденным и не заставляли задумываться. А вот потомкам такое послание из прошлого отозвалось множеством эмоций и размышлений о жизни ушедших поколений. Отчасти это логично: современники Ван Гога видели такие луковичные поля своими глазами и лично носили такие же башмаки, как на его картине. А вот для жителей мегаполисов 21 столетия такого рода обувь будет настоящей экзотикой, да и не многие горожане сегодня имеют представление, как растет лук.
Другими словами, оценочная тенденция «чем старше произведение искусства, тем оно лучше» имеет место. Поэтому то, что нам сегодня кажется ерундой и безвкусицей, спустя столетие может показаться потомкам гениальным. А какая-нибудь композиция наподобие «Этот котик не придет» с повторением данного заклинания около 50 раз за время звучания песни обретет глубокий смысл в умах новых поколений.
Более того, человеческое восприятие весьма противоречиво. В наше время только ленивый забыл сказать, что рифмовать глаголы в стихах и песнях – это плохо. Тем не менее желающие могут послушать запись романса на стихи классика русской поэзии Афанасия Фета в исполнении величайшей оперной певицы 20 века Елены Образцовой «Я тебе ничего не скажу». Эти строки написаны в далеком 1885 году, и там отлично уживаются рифмы «дрожу – скажу», «скажу – твержу», «зайдет – цветет». И это ничуть не умаляет гениальности произведения.
Как видим, человек бывает часто противоречив и неправ, оценивая то или иное произведение искусства. В то же время, мы уже выяснили, что искусство влияет на человека, хочет он того или нет. Есть ли какие-то универсальные параметры влияния, которые проявляются во всех случаях? Такие элементы универсальности есть!
Каким образом искусство воздействует на подсознание?
Даже когда наше сознание занято чем-то другим, подсознание продолжает работу в своем, только ему известном направлении. Мы легко можем сказать, нравится или не нравится нам песня, не вникая в наличие или отсутствие глагольной рифмы или правильность подбора аккордов для данной тональности.
Мы почти сразу определяем для себя, нравится или не нравится нам картина, даже не зная названия, автора, и не разбираясь в нюансах подбора цвета и техники нанесения изображения. И нам практически все равно, насколько достоверным является сюжет фильма или спектакля, если он нас цепляет. Это потому, что над всем этим поработало Его Величество Подсознание.
Итак, каким же образом работает искусство с подсознанием:
К слову, вопреки долго господствовавшему заблуждению, рок-музыка позитивно влияет на психику (не на интеллект!) человека. В Университете Квинсленда в Австралии провели исследование, в ходе которого участникам задавали провокационные вопросы, способные их разозлить. Время от времени участникам включали пост-панк, хэви-метал и прочую агрессивную музыку. Оказалось, во время звучания все 39 участников эксперимента реагировали на раздражающие их вопросы спокойнее, чем без музыки.
И, кстати, гормон удовольствия дофамин усиленно вырабатывается в любом случае, когда мы слушаем ту музыку, которая нам нравится. Это было подтверждено итогами исследования с участием студентов Университета Макгилла (Канада, Монреаль, Квебек). В этом случае студентам разрешили самим выбрать музыкальное произведение, которое вызывает у них максимум положительных эмоций. Уточним, что для эксперимента были отобраны студенты, имеющие музыкальную подготовку минимум 8 лет, т.к. музыкально образованные люди реагируют на музыку острее, а методы позитронно-эмиссионной томографии дают более точный результат.
Итак, вот они, основные факторы, позволяющие оценить влияние искусства на психику и подсознание. А еще лучше узнать себя и понять глубинные механизмы влияния окружающей среды на психику вам поможет онлайн-программа «Психическая саморегуляция», рассчитанная на полтора месяца. Этого достаточно, чтобы научиться осознанно регулировать свое психическое состояние, использовать адекватные механизмы воздействия на сознание и подсознание для разных ситуаций.
А собственно познавательный и образовательный аспект искусства, делающий нас культурнее и интеллигентнее, не подлежит сомнению. Поэтому пользуйтесь любой возможностью прикоснуться к волшебному миру искусства.
Мы желаем вам много новых волшебных открытий!
Положительное влияние искусства на жизнь людей
От наскальной живописи до работ современных художников, искусство является неотъемлемой частью человеческой истории. Живопись, скульптура, музыка, литература, кино — каждая из этих форм творчества влияет не только на жизни отдельных людей, но и изменяет общество в целом. Понимание других культур, передача важных ценностей и опыта, освещение актуальных проблем — искусство играет множество ролей, значение которых нельзя недооценивать.
Независимо от того, занимаетесь ли вы творчеством самостоятельно или же являетесь лишь зрителем, искусство способно оказывать влияние на вас и вашу жизнь, изменяя ее множеством различных способов. Вот некоторые из положительных эффектов, наблюдаемых людьми, занимающимися творческой деятельностью или же являющимися ценителями искусства в целом.
Развитие креативности
Люди на протяжении веков используют искусство как источник вдохновения. Существует множество примеров того, как увиденная картина, прочитанная книга или просмотренный фильм помогали находить уникальные решения, о которых никто не думал раньше. Речь, конечно же, идет не о копировании чужих работ или их отдельных элементов, а о процессе, при котором мозг воспринимает идеи других людей, обрабатывает их и создает что-то абсолютно новое.
Если вы столкнулись с творческим кризисом, возможно, вам стоит сходить на выставку, познакомиться с новыми для вас жанрами литературы и кино или же больше узнать о современных формах искусства. Чем шире творческие интересы, тем легче развивать собственную креативность. Разные жанры, разные сферы деятельности, разные эпохи — такое культурное разнообразие не только обогащает ваш опыт, но и развивает творческое видение и помогает искать новые уникальные идеи.
Развитие критического мышления
Так как многие важные вопросы не имеют одного правильного ответа, это порождает многообразие точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Что такое счастье? В чем смысл жизни? У каждого будет свой уникальный ответ на эти вопросы. Творчество — один из эффективных инструментом выражения своей позиции и видения мира. Поэтому знакомство с творческими работами разных людей может помочь расширить мировоззрение.
Искусство создается людьми, принадлежащими разным культурам, профессиям, возрастам и даже столетиям. Так как наш собственный опыт часто ограничен, мы можем обогатить его с помощью других людей. Существует множество примером того, как литературные произведения и художественные фильмы меняли мировоззрение, заставляя взглянуть на те или иные проблемы под совершенно иным углом. Попытка понять чужой опыт через искусство позволяет повысить уровень объективности собственных суждений и развить критическое мышление.
Развитие эмпатии
Когда вы пытаетесь взглянуть на мир глазами других людей, это не только помогает развить критическое мышление, но и эмпатию. Искусство часто позволяет людям понять и почувствовать то, что сложно передать словами. Например, даже люди, говорящие на разных языках, способны испытать одни и те же эмоции при прослушивании определенного музыкального произведения.
Умение ставить себя на место другого человека для лучшего понимания его взглядов и мотивов делает людей более внимательными к чувствам окружающих. Искусство налаживает коммуникации между людьми, показывая им, что каждый имеет право на свою точку зрения, и это право нужно уважать.
Освещение социальных проблем
Одна из важнейших ролей, отводимых сфере искусства, — освещение актуальных социальных вопросов. На протяжении человеческой истории художники, музыканты и писатели не один раз обращали внимание общества на важные проблемы, заставляя людей задумываться о совершаемых ими действиях и их последствиях. Любое значимое событие всегда находит отражение в различных художественных произведениях, помогая людям лучше понять его причины, а также влияние на повседневную жизнь, как их собственную, так и общества в целом. Искусство не только является инструментом для выражения различных точек зрения, но и позволяет быть услышанными тем, чей голос часто теряется в огромном потоке информации, который каждый день обрушивается на современное общество.
Снятие стресса
Искусство не только выполняет серьезные функции, но и является одной из самых популярных форм проведения досуга. В мире, где выгорание и стресс — это обычные явления, различные формы творческой деятельности помогают людям расслабиться, на время забыть о насущных проблемах и снять создаваемое ими психологическое давление. Послушать любимую музыку, посмотреть увлекательный фильм, почитать интересную книгу или самому заняться творчеством — все эти виды деятельности позволяют снизить уровень стресса, найти вдохновение и мотивацию для дальнейшего движения к намеченным целям.
Искусство и творчество являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Они меняют мировоззрение, развивают креативность и критическое мышление, освещают важные социальные проблемы и помогают бороться со стрессом. Если грамотно выбирать потребляемый контент, искусство способно положительно влиять на вас и вашу жизнь, меняя ее к лучшему.
Реферат «Влияние искусства на жизнь человека»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф. ЯКУБОВА»
по дисциплине: «Философия науки и искусства»
на тему: «Влияние искусства на жизнь человека»
Шевцова Александра Михайловна
Симферополь 2019 г.
2. Искусство в контексте реалий жизни………………………………………………………………………. 5
Искусство сопровождало человечество на протяжении всего существования и всегда влияло на духовное развитие человека. Оно зародилось еще в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но тогда еще не считалось особым видом деятельности. Вплоть до Платона искусством считалось умение строить дома, навыки кораблевождения, врачевание, управление государством, поэзия, философия и риторика. В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и другое. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно же, раньше не было таких возможностей, как в современном мире, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.
Так почему мы придаём такое огромное значение искусству? Как оно влияет на развитие отдельного человека и общества в целом?
Для начала рассмотрим, что в современном мире называют искусством, а также значение его изучения.
Искусством принято считать:
· творческую деятельность, воспроизведение действительности в художественных образах;
· практическую деятельность человека, направленную на освоение и создание эстетических ценностей;
· высокую степень мастерства.
Необходимость и значимость изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как результат художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.
Искусство – это одна из важнейших ступеней эволюции человека. Оно помогает человеку смотреть на мир с различных сторон и точек зрения. Со временем искусство все больше совершенствуется и изменяется человеком, но во все времена оно помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление, находить ответы на многие вопросы.
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Установку на ускоренный характер социального и культурного обновления можно считать наиболее устойчивой характеристикой закончившегося века. Начиная с конца ХIХ
столетия смена художественных направлений, стилей, традиций, занимавшая в прошлом сотни лет, происходила с калейдоскопической быстротой. Принципиально новым явлением стало возникновение и легитимация массовой культуры и вовлечение в ее сферу интересов широчайших слоев населения. Искусство все более приобретает индустриальные черты, настолько, что в англоязычной литературе термин «industries» (индустрии, отрасли промышленности) стал синонимом видов искусства. Оно становится одной из сфер экономики, объектом инвестиций и источником громадных прибылей. Армия работников искусства в развитых странах является одним из достаточно многочисленных отрядов наемных служащих. Научного изучения требует и процесс формирования общественной и государственной политики в отношении культуры и искусства. Эти предпосылки привели к появлению в начале ХХ века новой научной дисциплины — социологии искусства. Ее современный этап нередко связывают с именем Пьера Бурдье — французского социолога, чьи труды во многом способствовали прояснению и консолидации взглядов в этой области знания. В последние годы на русском языке издан ряд переводов его работ, а также статьи и монографии, в которых излагаются основные положения его теории. Будем поэтому считать, что читатель знаком с итогами деятельности этого ученого или, по крайней мере, имеет такую возможность. В данной статье мы попытаемся взглянуть на научное творчество Бурдье в контексте общего становления и развития социологии искусства.
Искусство является одним их основных социальных явлений, характеризующих жизнедеятельность всех общественных образований во все временные этапы развития общества. По произведениям искусства можно судить о культурных образцах, нравах, нормах, обычаях того или иного общества. Искусство влияет на формирование идеологических основ, ценностных ориентаций, поведенческих характеристик членов социума и влияет на развитие общественной системы в целом.
Как уже было отмечено выше, искусство вносит неоспоримый вклад в развитие и становление общественной системы. Влияние искусства на развитие и формирование общественной системы обусловлено социальными функциями искусства. Искусство рассматривается в социологии как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение и сохранение и распространение предметов, идей, ценностных ориентаций, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Так, социология изучает широко распространённые, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития искусства и культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе. Говоря об влиянии искусства на развитие общества в целом, можно отметить, что искусство – это составная и основная часть культуры. И каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встаёт проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности. Искусство является частью культуры и соответственно, элементы искусства входят в эти 60 универсалий и по ним можно описать общественный строй в тот или иной исторический этап развития.
Искусство в контексте реалий жизни
Позже живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. В своем дневнике он писал: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира». Его картины позволяют увидеть, как говорится, обратную, отрицательную сторону медали, понять, что помимо радости, беззаботности, успеха, красоты, победы, существует еще и боль, страх, ужас, смерть… Человеку необходимо знать это хотя бы для того, чтобы больше ценить все положительное, понимать, какой ценой было что-либо достигнуто, быть готовым к тому, что все хорошее когда-либо заканчивается. Дикс говорил: «Важно видеть вещи такими, какие они есть. Нельзя писать то, что существует лишь в воображении».
Читая литературные произведения, мы извлекаем уроки, получаем ответы на вопросы, открываем что-то новое. Одна из прелестей чтения – возможность читателя проанализировать ошибки героев произведения и постараться не допустить их в своей жизни, чтобы избежать различных негативных последствий. Ведь любая проблема человека, любой вопрос в той или иной форме уже был когда-то кем-либо описан в книге. Таким образом, литература учит нас, прежде всего, нравственности. Человек, который читает классическую литературу, научится думать, прежде чем совершить поступок, как это отразится на других людях. Литература развивает человека в моральном и умственном плане. Учит мыслить, задумываться о разных вещах, развивает мышление, кругозор, чувство патриотизма. А искусство в целом, помимо воспитательного и познавательного фактора, порождает в каждом человеке чувство прекрасного, позволяет лучше понимать себя и других. Так как искусство бывает разным, то учит и видеть, понимать реальность, объективность видеть то, что многие, может быть, без него и не замечали бы, например, проблемы и страхи других людей, учит состраданию, но искусство не может удовлетвориться только видимостью правды, оно также развивает в человеке воображение, умение мечтать и представлять.
Таким образом, искусство оказывает огромное влияние на развитие каждого человека и общества в целом, потому что именно искусство и его составляющие и развивают это общество, тянут его вверх. Познание искусства является стремлением человека к истине, добру, прекрасному, к понимаю реальности и умению воображать, к саморазвитию и совершенствованию. «Искусство – это зеркало, где каждый видит себя» (Иоганн Вольфганг Гёте), потому что отражает не картину мира, а изобилие художественных форм, каждый зритель, смотря на произведение, выбирает то отражение, которое ему ближе духовно, а это помогает ему познать себя. Без приобщения к искусству невозможны овладение культурой и эстетическое воспитание, оно формирует личность человека, помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития, влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Трудно переоценить значение искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт, приобщаясь к опыту всего человечества. При этом искусство не растворяет личность во множестве других жизней, а помогает кристаллизироваться, определиться, найти себя человеку как
неповторимому индивиду. Эта духовно-нравственная самопроверка, самоиспытание, самосознание и самооценка совершается в контексте социального опыта. Именно искусство свободно и непринужденно раскрывает человеку, и насколько природа стала человеческой сущностью человека в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью. Искусство становится одним из средств свободного выявления истинно человеческой сущности его как родового и социально организованного существа, осуществляя сопоставление личностного, межличностного и над личностного уровней. Искусство в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая облик неизменяющегося мира, потребности новой жизни. Она создает уют и благоденствие. Современное искусство стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей, поэтому она оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Рвутся
нити, связывающие нас с близкими людьми. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.
Современные люди, ускорив темпы перемен, навсегда порвали с прошлым. Они отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни. Именно это ставит под сомнение способность к адаптации. Но наиболее губительное воздействие нарастания темпов перемен оказывает на нашу психику, нарушая внутреннее равновесие, меняя образ нашего мышления и жизни.
Ускорение перемен сокращает длительность жизненных ситуаций. Современному человеку за определенный отрезок времени приходится переживать гораздо больше разных жизненных ситуаций, чем людям, жившим раньше. Это оказывает разрушительное воздействие на его психику. Полнейшая апатия еще не означает спокойное здравомыслие, а психологическое оцепенение– верно подданнические приятия нововведений.
В заключении можно отметить, что искусство вносит неоспоримый вклад в процесс накопления культурного багажа данной общественной системы, и процесс передачи его новым поколениям в качестве культурного наследия. Так же можно сделать вывод о том,
что влияние искусства на жизнедеятельность людей определённых общественных образований неоценимо. Произведения музыкального, художественного, архитектурного искусства призваны оказывать эстетическое воздействие на членов общественной системы, формировать их вкус, способствовать гармонизации общества, выработке идеологии на основе добра, равенства, гармонии. Основное предназначение искусства – нести гармонию в массы, формировать высокие культурные образцы.
искусство творческий живопись литература
1. М.Г. Балонова. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007.
2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь, 1949–1992.
3. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (обществознание, профильный уровень), 2008.
4. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. – М., «Знание», 1975.
Размещено на Allbest.ru
Размещено на Allbest.ru
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.