Что означают слова бедность молочная сестра греков
Характеристика древнегреческой цивилизации
Тема: Становление греческой философии. Досократики. Сократ.
1. Характеристика древнегреческой цивилизации.
2. Причины возникновения философии в Древней Греции.
3. Досократики (милетская школа, Гераклит, Демокрит).
4. Вклад Сократа в становление и развитие античной философии.
Характеристика древнегреческой цивилизации.
Древняя Греция (Эллада) классического периода была раздроблена на многочисленные самостоятельные полисы. Каждый из них состоит из города и окружающей его сельской местности. Это были крошечные государства с собственными самодовлеющими интересами (автаркия), с территорией в среднем в 3-4 тысячи квадратных километров и с населением несколько десятков тысяч свободных граждан. Можно сказать, что марафонский воин, пробежавший за несколько часов 42 с лишним километра, чтобы сообщить своим гражданам радостную весть о победе эллинов над персами, почти пересек всю территорию афинского государства.
Древние греки не представляли себе государства с необозримыми краями и с населением свыше трехсот – четырехсот тысяч человек. И понятие «отечество» у них не заключало в себе ничего отвлеченного и неопределенного: в их сознании это понятие сливалось с живым восприятием отечества физического; «обозримым» было и само государство с его народным собранием, созывавшимся на площади, в котором принимало участие все взрослое мужское население из числа свободных граждан.
Материковая Греция – гористая страна, почва которой плодородием не отличалась, за исключением некоторых прибрежных долин. В этих удобных для земледелия долинах, имеющих свободный доступ к морю и отрезанных друг от друга горами, обычно и располагались греческие полисы.
Древнегреческий историк Геродот называл бедность молочной сестрой Эллады. Чтобы восполнить скудные доходы от земледелия, древние греки рано взялись за ремесла и торговлю. Развитие ремесленного производства и выгодные для торговли географические условия ещё в глубокой древности связали жизнь многих полисов с морем. Еще у легендарного Гомера – творца «Илиады» и «Одиссеи» – хитроумный Одиссей долго странствует повсюду, стремится все увидеть и узнать, попадает в невероятные затруднительные положения и с необычайной ловкостью выпутывается из них, не забывая при этом каждый раз своей выгоды.
Первоначально торговля велась с соседними государствами, а затем и с дальними странами. Установление тесных связей со странами Древнего Востока имело большое значение для развития экономики и культуры греческих полисов. Древние греки переняли многие достижения техники, искусства и науки у древневосточных народов, в особенности у египтян и вавилонян. Однако, используя все ценное, древние греки никому не подражали и заимствованное творчески переделывали на свой лад.
Деятельный образ жизни делал ум свободным и подвижным, мысль – наблюдательной и острой, а сознание – богатым впечатлениями и смелым. Новые обстоятельства, подчас непредвиденные, рискованные и тяжелые, заставляли людей быть инициативными, находчивыми, решительными. Нельзя было полагаться только на «волю богов», следовать косной традиции старого образа жизни и мышления. Рассчитывать можно было только на свои силы и способности, на приобретенный опыт и знания. По словам историка Фукидида, афиняне смотрели на праздный покой как на «утомление без отдыха», а любовь их к новизне переходила в настоящую страсть к новшествам. Они, говорит историк, рождены были для того, чтобы самим «не иметь покоя и другим не давать его». Вспоминается изречение Гераклита: «покой и неподвижность – свойство мертвых».
Молочная сестра
Смотреть что такое «Молочная сестра» в других словарях:
Молочная сестра — Устар. Дочь кормилицы (по отношению к чужим детям, вскормленным её матерью). [Кормилица] один раз приходила… с моей молочной сестрой, здоровой и краснощёкой девочкой (С. Аксаков. Детские годы Багрова внука) … Фразеологический словарь русского литературного языка
Молочный брат, молочная сестра — МОЛОЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СЕСТРА — СЕСТРА, сестры, мн. сёстры, сестёр, сёстрам (сестрам устар.), жен. 1. Дочь тех же родителей по отношению к другим их детям. Единоутробная сестра. Единокровная сестра. «Ее сестра звалась Татьяна.» Пушкин. «Мать и сестра его сидели у него на диване … Толковый словарь Ушакова
сестра — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? сестры, кому? сестре, (вижу) кого? сестру, кем? сестрой, о ком? о сестре; мн. кто? сёстры, (нет) кого? сестёр, кому? сёстрам, (вижу) кого? сестёр, кем? сёстрами, о ком? о сёстрах 1. Сестрой… … Толковый словарь Дмитриева
сестра — ы/; мн. сёстры, сестёр, сёстрам; ж. см. тж. сестрёнка, сестрица, сестричка, сеструха, сеструшка, сеструхин … Словарь многих выражений
сестра́ — ы, мн. сёстры, сестёр, сёстрам, ж. 1. Каждая из дочерей в отношении к другим детям этих же родителей. Когда я достиг двенадцатилетнего возраста, у меня уже было пять сестер, все моложе меня, а затем родился брат. Морозов, Повести моей жизни. 2.… … Малый академический словарь
СЕСТРА — Ваша сестра. Разг. Вы и вам подобные женщины. ФСРЯ, 422. Домашняя сестра. Вят. Немолодая незамужняя женщина, старая дева. СРНГ 8, 117. Дурочкина сестра. Жарг. мол. Презр. или Шутл. ирон. Об очень глупой девушке. Максимов, 122. Молочная сестра.… … Большой словарь русских поговорок
СЕСТРА — СЕСТРА, сестрица, сестричка, сестренька, вообще разумеется сестра родная, дочь одних родителей с тем, кому она сестра. Единородная сестра, одного отца с кем, но разных матерей, сестра по отце; единоутробная, одной матери, но другого отца, сестра… … Толковый словарь Даля
сестра — ы; мн. сёстры, сестёр, сёстрам; ж. 1. Каждая из дочерей в отношении к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. брат). Старшая, младшая с. Родная с. Иметь брата и двух сестёр. С. мужа, жены. Доводиться сестрой кому л. Лишиться… … Энциклопедический словарь
Двоюродная сестра — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия
Что означают слова бедность молочная сестра греков
Поставлю-ка я для начала цитату из Этимологического словаря русского языка А. Преображенского. Интересно же,
как человек думал сто лет тому назад.
За что люблю словарь Преображенского – за сомнения. Видно, что искали, работали, пытались объяснить хоть через
что-то и были озабочены поиском доказательств. Осознавая при этом, что «мы ещё не знаем». Многого не знаем. В
отличие от лингвистов современных, создавших себе (и на нашу голову) нечто вроде религии или Единственно
Правильного Учения. Последние воспринимают собранные этимологические сведения о словах не как набор версий в
попытке приблизиться к истине, а как установленный непреложный факт. Истина (и доказательства) для них не существуют –
поэтому их даже не надо искать. На то и религия: написанному – верить. И бесконечно перепевать на все лады сказанное
прежде. Нельзя искать иначе, нельзя думать иначе – ересь, ату его! Мне давно ясно, что подобный подход научным
называться не может. Что же это за наука, которая даже не пытается понять и объяснить неизвестное?
Русский и украинский этимологические словари, приводя мнения, у Преображенского высказанные, сходятся в том, что
слова «бог» и «богатство» однокоренные. И что «богатство» – это производное от «бог». Только вот объяснить, почему
так, словари не могут. Поскольку совершенно непонятно, где взялось само слово «бог» в значении «верховное существо,
управляющее миром; господь».
У Фасмера отмечено, что первоначальное значение слова «бог» было «наделяющий». Вывели это якобы «первоначальное»,
как среднее арифметическое из значений «одаряющий, наделяет, делит, участвует» древнеиндийских, древнеперсидских
и авестинских слов. Никто не задался вопросом: откуда такие значения, почему именно такие значения. Да и кто мог
бы ответить и пояснить, откуда взялось значение «одаряющий, господин» в древнеиндийском слове «bhagas»? Так и
осталась статья «бог» у Фасмера перечислением родственных слов и спором о заимствовали – не заимствовали. Придётся
нам начинать поиски с начала.
Бог называется богом только у славян:
русский – бог, божество
украинский – бог, біг, божок
белорусский – бог
польский – bog
чешский – bůh
словацкий – boh
словенский – bog
сербский – бог.
В других языках ему даны другие названия (Deus, Gott, Аллах и др.). Зато в тех же других (безбожных) языках слова,
называющие богачей и богатство, почему-то однокоренные со славянскими. Особенно это видно в тюркских. И не надо
про индоевропейство. Оно тут только мешает и связывает руки исследователям. Попытались найти в его рамках – не вышло.
Значит, будем искать в рамках ностратической теории родства языков.
Итак, древнетюркский – «baj» (богатый), «baju» (богатеть), «bajut» (обогащать, умножать), «boj» (скопление людей,
племя, род), «beg» (правитель, вождь, бек, князь, господин; муж, супруг), «baγa» (титул);
казахский – бай (богач, богатый), бай адам (богач, богатый человек), байлык (богатство)
киргизский – бай (богач), байлык (богатство)
корейский – buja (богач), buui (богатство), buyeohagi (наделять)
монгольский – баян (богач), баялаг (богатство)
узбекский – boy odam (богач), boylik (богатство)
якутский – баай, быйаҥ (богатство, состояние, имущество; богатый, зажиточный),
баhаан (очень много, большое количество), баhаам (множество, масса, уйма),
баhылык (повелитель, правитель, начальник, главарь),
аҔа баhылык (владыка, властелин);
эвенкийский – бай, байды (богач, богатый, зажиточный), баякит (богатая чем-либо местность),
баян (богатеть), баяран (начальник; бог), буга (местность, страна, земля, вселенная;
небо; бог, дух), бугады ( дух, хозяин охоты);
шорский – пай (богатый, богатство, бай), пайла (богатеть), пайтақ (изобильный, щедрый), пег (бек, князь),
пий (вождь, начальник, чиновник), поғда (большой, громадный);
марийский – поян (богач, богатый, зажиточный; обильный, пышный, роскошный),
поянлык (богатство);
удмуртский – быдӟым (великий, старший, верховный, божественный), бадӟым (большой, крупный, огромный;
увеличить, возвеличить);
азербайджанский – bӧyük (большой, великий)
турецкий – bakan (министр).
Теперь посмотрим с другой стороны:
английский – big (большой, крупный; важный, значительный)
шотландский – beairteach (богач), beairteas (богатство), buidheann (куча)
валлийский – bwysig (важный)
хинди – bahut (много), bheed (толпа)
индонезийский – bagus (великий)
хауса – babban (большой, великий)
суданский – boga, ngabogaan (иметь, имеют)
русский – богатый, богатство, богатырь
украинский – багатий, багатство, багато (много)
белорусский – багач (богач), багацце (богатство)
польский – bogate, bogactwo
чешский – bohaty, bohatstvo
словацкий – bohatstvo
словенский – bogatstvo
сербский – богатство
румынский – boğaţie (богатство).
Этимологический словарь английского языка честно признаёт, что слово big появилось из неясного источника:
c. 1300, at first found chiefly in northern England and north Midlands writing, «powerful, strong,» of
obscure origin, possibly from a Scandinavian source (compare Norwegian dialectal bugge «great man»).
Да не появлялось слово big от норвежского bugge (большой, огромный, великий человек) – они просто родные братья!
Все перечисленные выше слова образованы от древнееврейского «баhа» (בהה – собственник, обладатель, владелец,
хозяин; масса, куча, совокупность, толпа).
Славянское слово бог имеет значение владелец, хозяин, господин.
Буквальный тот, в чьём владении и управлении находится весь мир. Равно как и тюркские бай, бек – хоть
и рангом пониже, но тоже весьма богатые хозяева.
Значение «богатство, много» – тоже значение исходного древнееврейского слова. Обладатель и собственник обязательно
должен что-то иметь. Даже не просто «что-то», а что-то в большом, в огромном количестве. Так что не было у слова «бог»
никакого «первоначального» значения «наделяющий». А от начала и неизменно было значение «владелец, хозяин». Доказать
это просто: для того, чтобы кого-либо чем-либо наделить, надо это что-либо иметь в собственности. То есть прежде всего
быть ему хозяином, и только после этого иметь возможность этой собственностью распоряжаться. Это относится не только к
вещам материальным: можно обладать особым здоровьем, силой, ловкостью, талантом. Такого человека называют словом
богатырь (древнетюркское «baγatur, batur» – герой, богатырь; турецкое bahadιr,
эвенкийское бугды – смелый, храбрый, отважный, жестокий, грозный; великий, выдающийся, гордый).
В украинском языке есть слово «збіжжя» (хлебное зерно и, местами, всякое домашнее имущество).
Богатство? Богатство, множество – тут никаких сомнений. Польский – zboże (добро, богатство), чешский – zboži, zbožie (скотина, имущество, товар).
Сюда же относятся слова «убогий, убожество» (бедный, бедность, нищета). Приставкой у- отменяются всякое богатство
и владение. В результате отмены образуется нищета.
И названия бычков типа английского buff, buffalo (буйвол, бизон) или украинского «бугай» (бык) – просто потому,
что они огромные, большие.
Надо отметить, что древние греки тоже не прошли мимо исходного древнееврейского «баhа» (בהה). Получилось у
них так:
παχυς, παχετος (толстый, плотный, объёмистый, густой)
ποχος (толщина, тучность)
παχεες (зажиточные, богатые).
Древним грекам вторят финны:
paksu (толстый, густой)
pӧhӧ (отёк, опухоль)
pehtori (управляющий в имении)
pohatta (богатей, толстосум),
эстонцы:
paks (толстый, густой)
paksus (толщина, тучность, полнота)
põhjatu (бездонный, огромный, несметно, чрезвычайно)
и некоторые славяне с соседями:
русский – пухнуть, распухать, опухоль, выпуклый, пуф, пуфик
украинский – пухлина, пухнути, опуклий
белорусский – пухліна, пухнуцы, выпуклы
польский – puchnąć (пухнуть, распухать)
монгольский – бөхөөх (выпуклый)
эвенкийский – бокото (шишка, почка, наплыв на берёзе), букучен (нарост на дереве),
букачан (холм, бугор, кочка, сопка, взгорок; остров).
В полном соответствии с исходным древнееврейским «баhа» (בהה) в некоторых языках были образованы названия для
лягушек. Лягушка – она ведь по природе своей раздувается, распухает, увеличивается:
древнетюркский – «baqa» (лягушка)
марийский – бака (лягушка)
татарский – бака (лягушка)
шорский – паға (лягушка)
монгольский – бах (жаба)
киргизский – бака (лягушка)
грузинский – «baq’aq’i» (лягушка)
греческий – βακαλαος (жаба)
венгерский – beka (лягушка)
турецкий – kurbağa (лягушка)
латынь – bufo (жаба) – ну и мистерия-буфф или рукава-буфф теперь понятно, откуда.
Исходя из сказанного, мы можем ответить на вопросы, оставшиеся сто лет назад нерешёнными для А. Преображенского
с коллегами.
Вопрос: В каком отношении к слову «Бог» находятся слова «богатый», «убогий»?
Ответ: они однокоренные. «Богатый» и «убогий» образованы не от слова «бог» (верховное существо, управляющее миром;
господь), а параллельно с ним от древнееврейского «баhа» (בהה – собственник, обладатель, владелец, хозяин; масса,
куча, совокупность, толпа). Все значения исходного слова были переданы новым словам в разных языках.
Вопрос: «Является ли славянское слово «Бог» исконно индоевропейским или заимствованным?»
Ответ: нет, заимствованным не является. Не было необходимости его откуда-нибудь заимствовать. Его образовали от более
старого слова древнееврейского языка с точно известным значением. Славянское слово «Бог» не является
индоевропейским – родословная (этимология) не позволяет его таковым считать. Тем более, что однокоренных ему очень
много и в языках, к индоевропейству не относящихся.
Ответы эти нашлись только потому, что была использована другая методика этимологического поиска. Обошедшая,
отодвинувшая в сторону мешающее, но ставшее научно-обязательным индоевропейство и споры об исконности и
заимствованиях. Ну и возможности для поиска и сравнения слов в наши времена несравненно шире, грех ими не
воспользоваться.
Что означают слова бедность молочная сестра греков
Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и западную береговую полосу Малой Азии.
Пролив Геллеспонт (соврем. Дарданеллы), Мраморное море и пролив Боспор Фракийский (соврем. Босфор) соединяли Эгейское море с Понтом Евксинским (Черным морем).
Горы Более 30% всей территории материковой Греции покрыто горами. В западной Греции горные цепи подымаются большей частью прямо из моря и побережье здесь почти не имеет удобных гаваней. В восточной части — горные дуги, обращенные к востоку, тянутся через острова Эгейского моря, заканчиваясь в Малой Азии. Побережье здесь очень изрезано и образует ряд больших и малых удобных для стоянки кораблей гаваней. В результате неоднократного поднятия и опускания суши, а также частых землетрясений, правильность хребтов была нарушена. Тесное соседство гор и моря, глубокие долины и плоскогорья, расположенные на различных высотах, а также сильная расчлененность береговой линии составляют самую характерную особенность поверхности Греции.
Хотя горы южных Балкан невысоки — самые высокие вершины не достигают 3 км. над уровнем моря,— они тем не менее создавали каменистые барьеры между отдельными областями, центром которых были либо низменность, либо плоскогорье. Сообщение между областями поддерживалось по горным проходам или руслам высохших рек. Зимой, когда снег покрывал горы, экономические связи между областями затруднялись.
Если вулканическая деятельность некогда породила представления о Гефесте, который позже стал покровителем мирного ремесленного труда, то землетрясения отразились в представлении о страшном божестве, «землеколебателе Посейдоне», который трезубцем раскалывал горы и затоплял морем прибрежные районы. Мы знаем о сильных землетрясениях как в материковой Греции, так и на островах и в Малой Азии. Часто землетрясения сопровождались приливными волнами большой силы, обвалами и оползнями. Еще и теперь колебания земли в Греции, большей или меньшей силы, происходят почти ежемесячно.
Горы Греции некогда были покрыты разнообразной растительностью. Однако многие из них, вследствие отсутствия влаги, выветривания почвы и хищнических способов хозяйства, лишились своего покрова еще в древности.
Растительность Леса в Греции состояли большей частью из кустарниковых зарослей, различных пород дуба, земляничника, можжевельника и диких олив. Все эти деревья не были пригодны ни для построек, ни для кораблестроения, так как они низкорослы, и стволы их сильно искривлены. Только в Пелопоннесе и в северной Греции вершины гор были покрыты хвойными лесами, представлявшими большую ценность. Кустарниковые заросли служили грекам основным топливом.
Они употреблялись также для производства благовоний и душистых масел. Пастбищами были земли, непригодные для обработки; кора и листья кустарников и низкорослых деревьев служили пищей козам и овцам. В одной из трагедий Еврипида мелкий скот поэтому и назван «лесистым стадом». Стада паслись часто и на склонах почти обнаженных гор.
Весной склоны гор покрывались цветами — красными анемонами, белыми гиацинтами, лиловыми фиалками, желтоватыми нарциссами. Цветы привлекали большое количество пчел. Цветочный мед, козье молоко и сыр были широко распространенными предметами питания.
Зимние пастбища были расположены у подножья гор, по соседству с возделанными полями. Поэтому требовалось большое количество сторожевых собак и пастухов, чтобы уберечь поля от потравы скотом.
За исключением отдельных районов (Фессалия, Беотия, Лаконика, Мессения), земля Греции была малоплодородна.
Отсутствовали хорошие пастбища для крупного рогатого скота и лошадей, только немногие районы Греции могли гордиться широким развитием коневодства.
Климат Отсутствие постоянного орошения и свойственное средиземноморскому климату неравномерное распределение осадков сильно затрудняли развитие земледелия. Реки в Греции были маловодны и, как правило, многие из них летом пересыхали. Даже самые большие реки (Пеней в Фессалии, Еврот в Лаконике и др.) не были су доходны,
Климат Греции неоднороден: средиземноморский — в береговой полосе и резко континентальный — в горных, удаленных от моря, районах.
В приморской полосе время наивысшего зноя и сухости — июль и август, когда температура в тени достигает 40°, на солнце 70—80°. Небо безоблачно. Море блещет синевой, и вода так прозрачна, что, кажется, будто снизу ее освещает другое солнце. Нагретый воздух струится и дрожит. Горные речки высохли, трава выгорела. Сухость и прозрачность воздуха таковы, что каждая черта ландшафта выступает с поразительной яркостью и выпуклостью. Палящий зной облегчается непрерывным ветерком с моря. Сразу после захода солнца начинаются холодные порывы ветра с гор.
Дождливое время наступает с середины сентября. Земля вновь зеленеет. Скот спускается в равнины. В ноябре — декабре южные ветры, приносящие ливни, чередуются с пронзительными холодными северными ветрами. Сношения по суше и морю затрудняются. Наступает короткая (не более 1,5—2 месяцев) зима. Прекрасное описание внезапного наступления зимы дано Лонгом в романе «Дафнис и Хлоя» (III в. и. э.): «Зима началась. Внезапно выпал глубокий снег, завалив все дороги; он запер в домах всех крестьян. Бурно потоки с гор низвергались; льдом покрывшись, замерзла вода. Деревья были как будто засыпаны; под снегом скрылась земля и видна была только возле ручьев и ключей. Уже никто не гнал своих стад на пастбища, никто не показывал носа за дверь, но ранним утром, лишь запоют петухи, сильный огонь разведя, одни пряли лен, козью шерсть сучили другие, иные птичьи силки мастерили. В это время только одна забота была: в ясли на корм положить мякины быкам, в стойла козам и овцам — сучьев с листвою, свиньям в закуты — всяких сортов желудей».
В марте, периоде передвигающихся южных циклонов, проносились бурные ливни. В горах таял снег, и горные реки наполнялись стремительно несущейся в равнины водой. Деревья покрывались свежими листьями. В апреле резко уменьшались дожди. Все расцветало. Море было спокойно и благоприятно для плавания.
Редкие дожди в мае не в состоянии напитать почву. Реки мелели. Растительность высыхала; скот подымался в горы. В конце мая — начале июня убирали с полей хлеб.
В высокогорных районах климат существенно менялся. На высоте 500—600 м. выше уровня моря в июне уже было прохладно. Выше в горах кое-где еще лежал снег.
Фауна Средиземноморская фауна мало чем отличается от европейской. Некогда Грецию покрывали леса и тогда там водились хищные звери — львы и медведи (на севере), волки и дикие кабаны. Но в историческое время хищники встречались очень редко. Последнее известие о львах относится к походу войск Ксеркса, когда в лесах Македонии на обозных верблюдов напали львы.
Охота на кабанов была наиболее распространенным видом охоты в высокогорных районах, где еще сохранились леса.
Из домашних животных коровы известны преимущественно в Эпире, а лошади — в районах, где были запасы плодородной земли и заливных лугов. Распространенными рабочими животными были быки, на которых пахали, ослы и мулы. Преобладало мелкое скотоводство; молоко потреблялось главным образом овечье и особенно козье.
Змеи были распространены в Греции, и укротители змей были обычными посетителями греческих рынков.
Бичом отдельных районов Греции, особенно со стоячей болотной или озерной водой, были малярийные комары. Район Копаидского озера в Беотии был рассадником малярии.
Очень богата была Греция разнообразными породами птиц, почему уже с раннего времени открывался простор для гадания по полету птиц. Известно, что птицей Зевса был повсюду признан орел, как птицей Афины — сова.
Земледелие и садоводство Возделанная земля занимала лишь небольшую часть общей площади (около 20°/о), однако именно она определяла жизнь греков.
Основными культурами, производившимися в Греции, были ячмень, оливки, виноград. Мясо было дорого и доступно только богачам. Все, что подавалось для еды, кроме хлеба, рассматривалось как дополнение к нему, как «приправа». Лепешки выпекались из пшеничной муки, вместо дрожжей употреблялись винные осадки.
Преобладающей зерновой культурой была культура ячменя, так как ячмень мог произрастать и на неглубоких слоях почвы. Ячменная мука обычно замешивалась на воде и подавалась в виде мучной похлебки или крутой каши. Иногда делали и ячменные лепешки (из теста с примесью молока, масла или меда), но эти лепешки не выпекались, а сушились на солнце. Ячменные каши и похлебки были основным «хлебом» большинства земледельческого населения Греции.
При увеличении народонаселения городов остро вставала «хлебная проблема», особенно там, где своего хлеба не хватало. Подвоз хлеба при стихийном характере торговли и трудности далеких морских перевозок никогда не был систематическим, поэтому иногда даже из-за незначительного неурожая возникал голод, и росли цены на хлеб.
При малом плодородии Греции большую роль в сельском хозяйстве играла культура оливок. Оливки служили для греков едой, из них приготовлялось масло, употреблявшееся в пищу; для очищения тела от грязи натирались оливковым маслом. Глиняные светильники с опущенным в них фитилем наполнялись оливковым маслом. Тусклый свет глиняных коптилок освещал по вечерам дома и служил единственным источником света для рабов, работавших в рудниках глубоко под землей.
Обычной едой греков, кроме хлеба, были оливки, овощи, козий сыр и рыба. Оливки употреблялись в пищу в свежем виде, маринованными в уксусе и засоленными.
Оливковые деревья сажались рядами; между отдельными деревьями одного ряда старались соблюдать расстояние около 12 м., расстояние между рядами было около 18 м. При такой посадке обеспечивалось свободное развитие корней и наибольшая плодоносность деревьев. Поэтому только богатые землевладельцы могли иметь на своей земле большие оливковые рощи. У средних и мелких землевладельцев на участке было немного деревьев, между которыми обычно сеяли ячмень.
Оливковое дерево живет очень долго. Средняя продолжительность жизни и плодоношения дерева 250 лет. В течение первых 16—18 лет жизни оливковые деревья не дают урожая. Наибольшей плодоносности дерево достигает, начиная с 40 лет жизни. Поэтому ущерб, наносимый земледельцам войной, часто грозил им полным разорением. Возвращаясь после войны домой, крестьяне с отчаянием смотрели на обугленные пни вырубленных олив, восстановление которых требовало не менее 40 лет.
Значение оливководства в хозяйстве Аттики ярко отражено в софокловском гимне в честь Аттики:
Есть тут дерево
Несравненное.
Само сеялось,
Само выросло,
Устрашение
Копий вражеских;
И цветет у нас
В изобилии:
Серебристая маслина —
Сень над детской колыбелью,
И никто — ни юный возрастом,
Ни обремененный годами —
Ствол ее рукой хозяйской
Не осмелится срубить.
Око Зевса-покровителя
И Афина синеглазая
Вечно дерево священное
От погибели хранят.
(Софокл, Эдип в Колоне, стихи 701—724)
Большую роль в сельском хозяйстве играло виноградарства и виноделие. Вино, смешанное с водой, было самым распространенным напитком. Наряду с оливками и оливковым маслом вино служило одним из главных предметов сельскохозяйственного экспорта.
Из садовых культур особенно следует отметить фиги (винные ягоды). Они потреблялись и в свежем, и в сухом виде; сушеные фиги вывозились на продажу.
Очень распространены были и огородные культуры. Овощи
приготовлялись разнообразно; лук и чеснок служили приправой ко многим блюдам, но в большом количестве употреблялись и в сыром виде, особенно беднейшими слоями населения.
Полезные ископаемые Одним из важнейших источников развития греческой экономики были минеральные богатства. Залежи железной руды имелись во многих районах обычно в небольших количествах. Наилучшими качествами обладали богатые железные руды Лаконики («лаконская сталь»). Медные рудники имелись в ряде районов, но самыми богатыми были рудники о. Евбеи, один из городов которого назывался Халкидой («медным городом»). Серебряные рудники были немногочисленны. Только Аттика, о. Фасос и Малая Азия обладали месторождениями серебра, особенно значительными в Лаврионских горах Аттики. Славились также богатые и серебром и золотом фракийские рудники в горах Пангеи (около города Амфиполя).
Однако своего металла Греции не хватало, и она нуждалась в постоянном привозе железа из Этрурии и северных районов Малой Азии; серебро ввозилось из Иллирии, Малой Азии и Фракии. Золотые изделия в древнейшей Греции были роскошью, недоступной даже состоятельным людям. Только в период роста афинского влияния во Фракии золото Пангеи доставлялось в Афины.
Хорошая глина находилась почти повсюду. Особенной известностью пользовалась бледная, чуть зеленоватая глина Коринфа и красная глина Аттики, слегка подкрашенная суриком. Глина имела важное хозяйственное значение. Из нее приготовлялась кухонная посуда, разнообразные чаши и тарелки для еды и питья. При дороговизне дерева все сельскохозяйственные товары перевозились в глиняной таре — в больших бочках (пифосах) и кувшинах (амфорах). Последние для устойчивости иногда делались остродонными и вставлялись в особые рамы. Глиняными черепицами покрывались крыши домов.
Художественная керамика была важным предметом внешней торговли. Поэтому в каждом греческом городе, где имелись запасы хорошей глины, гончарное ремесло играло большую роль.
В Греции, на островах и в Малой Азии было много хорошего строительного камня и мрамора. Белым мрамором были богаты Аттика и о. Парос. Кроме белого мрамора, был серый, серовато-синий и лиловый. В Лаконике на горах Тайгета добывались порфир и нефрит.
Художественные скульптуры были предметом вывоза; иногда мрамор вывозился в виде обтесанных плит в качестве строительного материала.
Значение моря. Мореплавание Большое хозяйственное значение в Греции имело море, которое глубоко проникало в глубь суши то широкими, то узкими заливами и проливами. Почти по всей прибрежной полосе материка, на островах и у берегов Малой Азии добывалась соль. Соль была не только необходимым продуктом питания и предметом вывоза; она обеспечила гре-
кам единственный возможный для них способ сохранения продуктов. Соленая рыба была массовым продуктом питания. В каждом греческом городе существовали рыбные рынки. Анчоусы, тунцы, сардины, устрицы, осьминоги и креветки у жителей побережья были самой распространенной и доступной едой. Некоторые города жили ловлей и продажей рыбы.
Море у берегов Лаконики, в Евбейском проливе и у берегов Малой Азии было богато раковинами, содержащими пурпур, добыча которого составляла немаловажную отрасль производства; пурпур шел в первую очередь для окраски тканей и шерсти.
Изобилие островов в Эгейском море и наличие удобных гаваней на восточном побережье материка и западном побережье Малой Азии создавали благоприятные условия для раннего развития мореплавания. При гористом рельефе Греции и слабом развитии сухопутной торговли по морю шли основные пути внешних сношений. Когда в городах возросла нужда в привозном хлебе и в рабах, мореплавание получило особенно широкое развитие. То, что при мореплавании в Эгейском море моряки никогда не теряли из виду землю, имело большое значение, так как близость земли спасала их при приближении бури. Даже в летние месяцы часто налетали порывы северного ветра, обрушивавшегося с огромной силой на море с берегов. Короткие крутые волны были особенно опасны для плоскодонных греческих кораблей, тоннаж которых, даже в периоды наибольшего развития техники кораблестроения, не превышал 250—260 тонн. Плавание по морю осуществлялось в основном лишь летом и осенью (к середине октября все моряки возвращались в гавани на зимние стоянки); что касается гаваней, то удобными были только защищенные от летних северных ветров.
Население Греция была бедной страной, а греки — бедным народом. Нищета и антисанитарные условия жизни характерны почти для любого греческого города. Основная масса населения, особенно в земледельческих районах, жила в глиняных мазанках, поставленных на фундамент из грубо обработанных камней. Геродот говорил, что «бедность — молочная сестра греков». Основные богатства страны сосредоточились в руках сравнительно немногочисленных групп крупных рабовладельцев. Красота общественных построек некоторых городов и храмов создает поверхностное, несоответствующее действительности, впечатление о блеске греческой жизни.
Первоначальное население Греции не было греческим. Сами греки позже называли исконных жителей этих земель пеласгами, карийцами, долопами. Греческие племена заселили территории южных Балкан в конце III тысячелетия до н. э., вторгшись с севера, вероятно, из придунайских районов. Первые государства, сложившиеся на территории Греции, были государствами двух греческих племен—ахейцев и ионийцев. Около 1200 г. до н. э. вторгшиеся племена дорийцев и эолийцев разрушили основные центры ахейской культуры, хотя не всe земли Греции оказались покоренными.
Физическая карта Греции.
В начале I тысячелетия до н. э. вся территория Греции была как бы поделена между четырьмя основными греческими племенами: дорийцы, заселившие значительную часть Пелопоннеса, распространились также на южные острова Эгейского моря и южное побережье Малой Азии; ахейцы населяли районы Аркадии и Ахеи в Пелопоннесе, где они частично смешались с дорийцами. Ионийцы, кроме Аттики, населяли центральный район островной полосы Эгейского моря и центральную часть побережья Малой Азии. Эолийцы, заселившие северные и отчасти центральные районы Греции, распространились на северную группу островов Эгейского моря и северное побережье Малой Азии (район Троады).
Соседи греков Соседями греков были многочисленные негреческие племена и народности. Север Балканского полуострова занимали иллирийцы и фракийцы. В Малой Азии греческие города и поселения, расположенные в приморской западной полосе, вступали в непосредственные сношения со странами древневосточной культуры (Лидией, Фригией), а также через них со странами Двуречья, а позже с Персией. С другой стороны они вступали в непосредственные сношения и с многочисленными племенами, жившими еще в условиях общинно-родового строя.
Расцвет посреднической торговли многих греческих городов в значительной степени покоился на натуральном обмене товарами с экономически отсталыми, по сравнению с греками, племенами. Древние торговцы, являясь посредниками в этом обмене товаров, извлекали из него огромные выгоды, приобретая ходкие у греков товары (хлеб, рабов, строительный лес и др.) на исключительно выгодных для себя условиях.
Основные области древней Греции
Территория Греции разделялась в древности на ряд областей, отделенных друг от друга горами. Каждая из них была заселена группами племен близкого этнического происхождения. Обычно впоследствии на территории одной и той же области возникало одно или несколько самостоятельных городов-государств.
Фессалия Фессалия, граничившая на западе с Эпиром, на севере с Македонией и омываемая морем на востоке, представляла обширную равнину, разделенную на две части невысокими горами поперечного хребта. Из этой равнины выход к морю открывался только с восточной ее стороны по ущелью, где протекает самая большая в Греции река Пеней, которая стекает со склонов пограничных с Эпиром гор Пинда и принимает в себя многочисленные притоки, веером расходящиеся по равнине. Во время таяния снегов Пеней широко разливается. Уже в древности прибегали к строительству дамб, чтобы предотвратить заболачивание равнины. Фессалия славилась своим плодородием. Пахотные поля давали самый высокий в Греции урожай пшеницы. На заливных лугах паслись табуны лошадей, гордость фессалийской знати.
Склоны гор поросли лесами. На границе Фессалии, напротив горы Оссы (1600 м. над уровнем моря), отгородившей Фессалию от моря, за Темпейским ущельем, возвышается самая высокая гора Греции —Олимп (2975 м.). Круглый год холмистые вершины Олимпа покрыты снегом. Густые леса покрывали его склоны. В ясные дни снеговая вершина Олимпа горела на солнце ослепительным блеском, четко вырисовываясь на фоне яркого синего неба. Поэтому-то «многохолмый» Олимп в гомеровских поэмах часто называется «светлым».
Во II тысячелетии до н. э. население Фессалии было отчасти вытеснено, отчасти покорено сначала ахейцами, затем дорийцами и, наконец, эолийцами, к которым принадлежали и фессалийцы.
Жившее здесь население равнины было превращено в рабов — пенестов. Завоеванные земли стали собственностью отдельных знатных родов, овладевших как пахотными землями, так и заливными лугами.
Фессалия по праву может считаться колыбелью греческой мифологии. Здесь, среди беспорядочного нагромождения гор и скал,
окружающих равнину, по представлениям греков, происходила борьба титанов, сыновей Урана, против Зевса, которому помогала его олимпийская семья. Титаны взгромоздили гору Оссу на гору Пелион, пытаясь подняться до вершины Олимпа, на которой укрепился Зевс. Тогда-то и были выпущены Зевсом сторукие великаны и одноглазые киклопы, вооруженные молниями и громами. Земля колебалась, горы наскакивали друг на друга и раскалывались на глубокие ущелья. Опустошительный огонь свирепствовал на земле. Котловина Фессалии была тогда дном глубокого озера. И вот Посейдон, ударив трезубцем по горам, отделил Оссу от Пелиона и дал начало новой реке Пенею, понесшей свои воды к морю по живописной Темпейской долине.
Из южного гористого района Фессалии в центральную Грецию вел лишь один удобный проход—Фермопилы («Теплые ворота»), названные так по горячим ключам, выбивавшимся в ущелье у подножья скал. Фермопильский проход представлял узкую береговую полосу не более 7 км. длиной. И с юга, и с севера вход в него был очень узок, по определению Геродота, не шире телеги. Горы, хотя и не очень высокие, были так круты и отвесны и так поросли кустарником, что проход через них был невозможен. Существовала одна обходная тропа вдоль края узкого ущелья реки Асопа. С севера эта тропа не была заметна, так как ущелье оттуда производило впечатление горного тупика. У северного входа и произошло сражение при Фермопилах в 480 г. до н. э.
Пройдя за Фермопилами горную область восточных локров, путник достигал долины р. Кефиса, нижнее течение которой было отделено от верхнего двумя, выступающими навстречу друг другу, горными отрогами. Здесь была расположена пограничная беотийская крепость Элатея, защищавшая проход в нижнюю долину Кефиса. По нижнему течению Кефиса путник проникал в равнину Беотии, восточную часть которой занимало большое Копаидское озеро, естественный сток вод Кефиса и некоторых других небольших горных речек. С запада беотийская равнина замыкалась северными склонами гор Парнаса, а с юго-востока — Геликоном и Кифероном.
Беотия Многочисленные горные речки и потоки несут свои воды в округлую, как чаша, долину Беотии. Весенние разливы Копаидского озера заболочивали значительную часть равнины, которая вообще отличалась высоким плодородием. Постепенно воды озера пробили себе путь к морю в трещинах известковых скал. Для прочистки этих каналов, засорявшихся скоплениями ила и песка, в скалах, по пути следования подземных потоков, во II тысячелетии до н. э.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. II, стр. 55.
были пробиты глубокие колодцы, которыми пользовалось население этого района вплоть до середины XIX в.
Расположенная в центре Греции Беотия неоднократно служила дорогой вторжений племен, проходивших на юг, и театром крупных роенных столкновений. Плутарх (историк II в н. э.) поэтому и называл Беотию «танцевальной площадкой» войны. К юго-западу от Орхомена, одного из древнейших городов Беотии, на серой неровной скале была расположена Херонея. У ее подножья на вытянутой большим овалом равнине в 338 г. до н. э. произошло сражение между македонцами и союзными войсками греческих городов.
Дельфы (Фокида) Общегреческое святилище Дельфы, хотя и было расположено на территории фокидян, но считалось самостоятельным государством. Дельфы расположены высоко в горах, на каменистом склоне Парнаса. У подножья святилища открывалось глубокое и узкое ущелье, куда во время дождей и таяния снегов низвергались бурные потоки воды. Густав Флобер писал о Дельфах: «Гениальная была выдумка выбрать Дельфы местопребыванием Пифии. Вот местность, подходящая для религиозных ужасов, узкая долина между двух почти отвесных гор; дно покрыто черными оливковыми деревьями, красные и зеленые горы, всюду пропасти, в глубине море, а на горизонте снежные вершины». У подножья восточной скалистой стены вода источника Касталия наполняла нишу, выбитую в скале; здесь совершали омовение паломники, прибывавшие отовсюду в святилище.
Над равниной амфитеатром поднимался город Дельфы. Священный округ храма Аполлона Дельфийского был обнесен стеной; от входных ворот начиналась мощеная извилистая дорога к храму Аполлона. Вдоль дороги с обеих сторон стояли бронзовые статуи, колонны, сокровищницы почти всех греческих городов-государств. «Священная дорога» вела прямо к храму, который помещался на высокой двойной террасе, в центре священного округа. Это был небольшой дорийский храм, неоднократно перестраивавшийся. В его центральном помещении стояла статуя Аполлона, и среди других святынь находился «омфал» — полукруглый камень, считавшийся центром всей земли. Легенда, созданная жрецами, гласила, что именно здесь произошла встреча двух орлов, выпущенных Зевсом в разные стороны. На камне была одета сплетенная из шерсти сетка, а с двух его сторон помещены два золотых орла.
К этому центральному помещению примыкало второе, имевшее отдельный вход. Там, говорят, из-под пола выступала расселина скалы, откуда будто бы поднимались одуряющие испарения. Здесь же стоял и золотой треножник жрицы Аполлона — Пифии. Как рассказывали греки,, одурманенная испарениями, Пифия впадала в бредовое состояние; ее неясные восклицания и стоны жрецы выдавали за прорицания самого божества, за оракул Аполлона. К этому оракулу обращались за советом и государства, и частные лица. Ответы жрецов всегда были двусмысленными, чтобы при любом исходе правым оказывался оракул. Начиная с VII в. до н. э.
политическая роль Дельфийского святилища была весьма значительна. Еще в VIII в. до н. э. вокруг святилища возник союз греческих государств (Дельфийская амфиктиония) для защиты интересов храма. Совет амфиктионов состоял из олигархически настроенных крупных землевладельцев и купцов.
Аттика Аттика имела форму треугольника, основание которого прилегало к Беотии, а две стороны омывались с востока и запада морем. Это — один из самых засушливых районов Греции. Летом афинская равнина была совершенно выжжена; одна из речек, Илисс, летом совершенно пересыхала, а другая, Кефис, не доносила своих вод до моря, так как небольшие запасы ее воды полностью расходовались на орошение. Только четверть площади Аттики могла быть обработана. Это были четыре равнины: на одной из них и самой большой были расположены Афины, на другой — к северо-западу от Афин — находился город Элевсин, а на северо-западном побережье, на берегу Евбейского пролива расположена знаменитая Марафонская равнина.
В Аттике, как и в других малоплодородных районах, на склонах гор широко практиковалось террасное земледелие. Почва здесь представляла неглубокий и легко выветривающийся слой, годный лишь для посевов ячменя. При таянии снегов она заносилась камнями и требовала ежегодной очистки. Прекращение обработки земли хотя бы на год вызывало выветривание почвы. Афинский закон,
оберегая хозяев этих земель, запрещал под страхом суровых наказаний «воровать почву с полей». В равнинах сеяли и пшеницу, но преобладающей культурой оставался ячмень. Однако в Аттике своего хлеба не хватало, и ее население (особенно население Афин) всегда нуждалось в подвозе хлеба. Основными сельскохозяйственными культурами Аттики, начиная с VI в. до н. э., были виноград и оливковое дерево.
Белый мрамор гор Пентеликона и лиловый — Элевсина широко использовался при скульптурных и строительных работах. На юго-восточном склоне гор Пентеликона открыты один над другим 25 рядов древних каменоломен, верхние из которых — на высоте 1 км. Из них еще в древнее время было вынуто не менее 400 000м 3 мрамора.
На юго-восточной оконечности Аттики, у мыса Суния, тянутся, выступая в море, обнаженные красноватые скалы Лаврионских гор, где находились знаменитые серебряные рудники Аттики. 2000 шахт, вырубленных иногда на глубину до 120 м., представляли входы в большой подземный город, штольни которого раскинулись под землей на 120—150 км. В местах, богатых серебром, штольни достигали метра вышины, а в местах, бедных металлом, они напоминали узкие лазы, по которым можно было проползти лишь лежа на боку. Здесь работали и жили, не подымаясь на поверхность, тысячи заживо погребенных рабов.
У западного побережья Аттики горы отступали от моря, образуя удобные для причала низменности. Древнейшей гаванью Афин,
Находившейся на расстоянии 4 км., была гавань Фалерона, отлогий песчаный берег которой, напоминающий постепенно поднимающийся амфитеатр, был хорошо защищен от ветра выступающими с двух сторон мысами. Однако начиная со времени тирании Писистрата, афиняне стали пользоваться тремя глубоководными гаванями, укрытыми от бурь холмом Пирея и мысом Мунихия. Хотя Пирейская гавань отстояла от Афин в 1,5 раза дальше, чем Фалеронская, она была настолько обширной и удобной для стоянки военного и торгового флота, что афиняне уже в VI в. до н. э. предпочитали пользоваться именно ею. Перенесение основной гавани в Пирей сразу же вызвало стремление к захвату двух островов, прежде всего о. Саламина, прикрывавшего вход в гавань Пирея и в гавань города Мегары — Нисею, а затем о. Эгины.
Положение Афин в Аттике создавало благоприятные условия для превращения Афин в центр всей области. Афинская равнина привлекала поселенцев еще со времен неолита. В центре этой равнины подымалась скала акрополя. Она с трех сторон была отвесна и только на западе имела сравнительно пологий склон. Три горных вершины защищали подступы к акрополю от нападений извне.
Начиная с VII в. до н. э. акрополь из крепости постепенно превращается в религиозный центр государства. У его подножья вырос город Афины, по имени которого все гражданское население Аттики получает название афинян.
Коринфский перешеек (Истм) Коринфский перешеек Истм (16 км. длиной) соединяет центральную Грецию с Пелопоннесом. В северной части перешейка были расположены Мегары, отделенные от Аттики труднопроходимым горным хребтом.
К югу от Мегар поперечный хребет создавал новую трудность на пути к Пелопоннесу с севера. Сообщение с южной Грецией было неудобным.
Флобер писал: «Дорога из Мегар в Коринф несравненна; тропинка высечена в самой скале, она так узка, что лошадь едва проходит по круче над морем; тропинка вьется, подымается, опускается, лезет вверх и кружит по бокам скалы, покрытой елями и мастиковыми деревьями. Снизу бьет вам в нос запах моря; оно под вами колышет водоросли и чуть-чуть шумит; по нему разбросаны крупные бляхи свинцового цвета, точно продолговатые куски зеленого мрамора, а по ту сторону залива уходят в бесконечность тысячью изгибов изрезанные вольные линии продолговатых гор».
Древний Коринф был расположен несколько южнее перешейка в 3 км. от Коринфского залива. Расположение Коринфа в наиболее узком месте перешейка (6 км. ширины) было использовано для создания здесь перевала товаров из Саронического залива в Коринфский залив, омывающий перешеек с запада. Здесь была сооружена дорога, вымощенная досками, по которой перевозились товары, а иногда даже небольшие баржи с товарами, устанавливаемые на колесную платформу. Удобное расположение Коринфа вблизи двух морей и на пути из Пелопоннеса в центральную и северную Грецию
создало исключительно благоприятные условия для раннего развития ремесла и торговли.
Размеры Коринфской равнины были, однако, недостаточны для того, чтобы прокормить своим хлебом все возрастающее население города. Нужда в привозном хлебе и в рабах, а также наличие двух хороших гаваней способствовали его раннему торговоремесленному развитию.
Пелопоннес Южная часть Греции называлась Пелопоннесом. Основными его областями была Арголида, Элида, Лаконика и Мессения.
Арголида Арголида расположена в северо-восточном районе Пелопоннеса. Ее центральную часть составляла одна из самых больших равнин Пелопоннеса, которая окружена с трех сторон горами и открыта к морю лишь в южной своей части. Восточная (возвышенная) часть была очень бедна водой, почему и город Аргос у Гомера определяется как «томимый жаждой». В восточном углу этой равнины, в четырех часах ходьбы от моря, среди холмов поднимаются киклопические стены древних Микен, где находился микенский дворец, местопребывание гомеровского героя Агамемнона.
После падения Микен и Тиринфа Аргос стал наиболее крупным и сильным городом Арголиды.
Элида Элида (буквально «низменность») занимает северо-запад Пелопоннеса. У побережья она представляла большую, местами заболоченную равнину, орошаемую двумя непересыхающими и живописными реками. Условия для разведения сельскохозяйственных культур здесь благоприятны. Прекрасные пастбища Элиды, считавшиеся лучшими в Пелопоннесе, питали многочисленные стада крупного и мелкого рогатого скота.
Особенную славу Элиды составляли знаменитые олимпийские игры, справлявшиеся каждые четыре года. Олимпия живописно расположена на правом берегу реки Алефея у подножья горного отрога, поросшего лесом; она была не городом, а святилищем с храмом Зевса и священной рощей платанов и олив. Начало олимпийских игр восходит к глубокой древности, но уже в VIII в. до н. э. Олимпия стала общегреческим святилищем, а в олимпийских играх стали принимать участие все мужчины — граждане греческих городов.
Лаконика Южный район Пелопоннеса разделен горами Тайгета на две области: юго-восточную — Лаконику — и юго-западную — Мессению.
Характер ландшафта Лаконики определен двумя горными хребтами— горами Тайгета и Парнона. Окружая долину высокими скалистыми стенами, горы тянутся на юг, выступая двумя мысами, выдающимися в море. На солнечных склонах Тайгета процветало виноградарство и оливководство. Верхние пояса гор поросли дубами, каштанами и кипарисами, а над ними, на высоте не более 1 км., поднимались к вершинам еловые и пихтовые леса. За ними
начинались луга с пышной растительностью, а над лугами ярко вырисовывались зубцы пяти обнаженных вершин Тайгета, большую часть года покрытых снегом.
Окраинное положение Спарты в Греции, плодородие долины реки Еврота, а также трудность сообщения с остальными районами Пелопоннеса в течение долгого времени позволяли спартиатам придерживаться политики самоизоляции. Самый город Спарта находился на правом берегу р. Еврота, в центре долины. Город был расположен на Гряде низких холмов, поднимавшихся почти непосредственно над рекой.
Мессения Юго-западный район Пелопоннеса, пограничный с Лаконикой, славился в древности своим плодородием. В одном из фрагментов трагедии Еврипида Мессения описывается, как «плодоносная, хорошо орошенная бесчисленными потоками (страна), изобилующая хорошими пастбищами для быков и овец. Зима переносится без труда, и летом — не слишком жарко».
На юго-западном побережье Мессении была расположена глубокая и удобная гавань Пилоса. Две речки, впадающие в залив, открывают легкий доступ к южной части Мессении. В районе древнего Пилоса был некогда расположен ахейский дворец, открытый археологами в 1939 г.
Южная равнина Мессении славилась своей исключительной красотой и плодородием. Древние греки называли ее «Макарией», т. е. «страной блаженства». На границе южной и северной равнин, в центре Мессении, подымалась большим седлом гора Ифома (802 м. над у. м.), которая в течение нескольких столетий служила убежищем илотам во время их восстаний против спартиатов.
Сообщение Лаконики с Мессенией было нелегким. Горный проход, которым пользовались спартиаты для проникновения в Мес-сению, находился на высоте около 1400 м. Поэтому осуществление постоянного контроля над покоренным населением требовало создания в самой Мессении постоянных военных наблюдательных пунктов и сторожевых постов по гористым перевалам Тайгета. Только большим напряжением всех своих военных возможностей, только путем непрерывного террора спартанцам удалось удержать в повиновений страну в течение 300 лет.
Эгейский архипелаг Греческий историк Геродот сравнивал острова Эгейского моря с долиной Нила во время разлива реки. Эгейский бассейн, некогда бывший материком, позже опустившимся и затопленным, представляет море, образующее многочисленные острова, разделенные между собой то широкими, то узкими водами.
Одним из самых больших островов Эгейского моря является Евбея, отделенная от Аттики и Беотии нешироким проливом Еврипа. В районе города Халкиды Еврип сужался до 65 м. ширины. Горные цепи, являющиеся продолжением гор материка, образуют хребет острова, круто обрывающийся в море на восточном побережье. Удобные гавани и плодородные равнины расположены вдоль западного побережья острова. Особенно была известна своим плодородием Лелантская равнина, которой владели два самых значительных города Евбеи — Халкида и Эретрия.
Центральной группой архипелага являются Киклады (от слова «киклос» — круг). Киклады представляют группу многочисленных островов (всего их — 211), начинающихся вблизи южных оконечностей Аттики и Евбеи. Байрон удачно назвал их «дорогим ожерельем вечно прекрасного моря». Овальный круг, образованный линиями параллельно идущих островов, напоминает также хоровод, в центре которого лежит маленький островок Делос с общегреческим святилищем Аполлона.
Недалеко от Аттики, в Сароническом заливе, расположен о. Эгина (85,4 км. 2 ), отстоящий в 20 км. от Пирея. На его скалистой поверхности был воздвигнут город Эгина, флот которого долгое время держал афинян в напряжении. Остров был неплодороден, и основное его преимущество состояло в том, что он был расположен на торговом пути из Центральной Греции к Черному морю и к берегам Малой Азии. Перикл, призывая афинян к завоеванию острова, назвал его «гноем на глазу Пирея», поскольку развитие военного и торгового флота Пирейской гавани Афин парализовалось близким соседством Эгины.
Остров Саламин, расположенный у берегов Аттики и северной части Коринфского перешейка, был скалист и неплодороден. Его основное значение состояло в стратегическом положении между Мегарами и Афинами.
Самым южным и большим островом, замыкающим Эгейский архипелаг, был Крит — центр древней минойской культуры. Самая большая и плодородная равнина острова — Мессара, хорошо орошаемая непересыхающими горными реками. На противоположных сторонах этой равнины были некогда расположены два древнейших центра минойского Крита — Кносс и Фест, руины дворцов которых сохранились до сих пор. Северный берег острова более изрезан, чем южный. Здесь значительно больше безопасных и удобных гаваней. Все основные торгово-ремесленные города о. Крита были расположены на этом берегу. Горными цепями, прорезывающими остров, Крит был разделен на целый ряд замкнутых горных котловин, сообщение с которыми было трудным и не всегда возможным. Это благоприятствовало политической раздробленности острова. Наиболее крупным дорийским городом о. Крита была1 Гортина, расположенная на равнине Мессара. Здесь был найден замечательный памятник древнегреческого права, так называемый
«Гортинский кодекс», наиболее древний свод дошедших до нас законов Греции (V в. до н. э.).
К северо-востоку от Крита, у побережья Малой Азии, рассыпана группа островов, называвшаяся в древности Спорадами. Большая часть этих островов (всего их 77) представляет обнаженные, опаленные солнцем каменистые вершины затонувших гор. Южная группа Спорад замыкается самым большим среди них островом Родосом.
У побережья Малой Азии, отделенные от нее лишь узкими проливами, находятся три острова — Самос, Хиос и Лесбос. Самос был малоплодородным островом. Экономический расцвет Самоса в VI в. до н. э. был связан с его положением на торговых путях вдоль побережья Малой Азии и на главном пути, соединяющем Малую Азию с Грецией.
О. Хиос, хотя он и назван у Гомера «скалистым», был значительно плодороднее Самоса. Славилось хиосское вино и хиосские фиги. Раннее политико-экономическое развитие острова и его центральное положение у западных берегов Малой Азии благоприятствовало его процветанию. Греки утверждали, что в VI в. до н. э. Хиос стал первым греческим рынком рабов, вывозимых из Малой Азии и с побережья Черного моря.
Значение о. Лесбоса, большого и плодородного острова, на территории которого было расположено 5 городов (самый крупный Митилена), состояло в том, что он был корабельной стоянкой при каботажном плавании перед отплытием в Геллеспонт.
К северо-западу от Лесбоса находится о. Лемнос, занимающий командное положение при входе в Геллеспонт. С VI в. до н. э. остров был захвачен афинянами, заинтересованными в развитии черноморской торговли.
Самым большим островом в северном районе Эгейского моря был о. Фасос, расположенный вблизи Фракийского побережья. Богатство острова состояло в его виноградниках. На Фасосе были и залежи серебра, а кроме того, с него открывался легкий доступ к богатым золотом и серебром рудникам Пангейских гор во Фракии.
Острова Ионийского моря У западных берегов Греции расположены Ионические острова (их 116), похожие на рассыпанную цепь меловых и известковых гор, наполовину погруженных в море. Самый значительный и плодородный из них Керкира (соврем. Корфу) — остров, расположенный на пути греков в Италию. Гавань города Керкиры была постоянной стоянкой кораблей, направлявшихся в Италию, так как в этом районе побережье Италии ближе всего подходит к Балканскому полуострову.
Малая Азия Малая Азия, расположенная как бы на стыке трех материков (Азии, Европы и Африки), играла в жизни Греции чрезвычайно большую роль. Ее береговая западная полоса рано покрылась греческими колониями, распо-
ложенными в плодородных долинах и дельтах рек, впадающих в Эгейское море. Две горные дуги простираются по северному и южному побережьям Малой Азии: одна вдоль Средиземного, другая — вдоль Черного морей. Побережье Малоазийского полуострова омывается на севере Черным морем (Понтом Евксинским), проливом Боспором (Фракийским) и Мраморным морем (Пропонтидой); на западе — проливом Геллеспонтом (соврем. Дарданеллы) и Эгейским морем. Побережье Боспорского пролива, соединяющего Черное море с Мраморным (длина около 30 км., ширина 650 м.), было густо заселено с древнего времени, особенно в европейской части. На европейском побережье Боспора был расположен город Византий, напротив — Халкедон. Оба эти города были колониями Мегар.
Пролив Геллеспонт (длина 58 км., средняя ширина 4,6 км.) — вторые ворота в Черное море — играл большую роль в экономической жизни древних греков. Борьба за проливы проходит красной нитью через всю историю греческих государств. В обоих проливах наблюдается двойное течение: верхнее — из Черного моря в Эгейское и нижнее (глубинное) — в обратном направлении.
Береговая линия Малой Азии в Эгейском море сильно изрезана и изобилует большими и удобными гаванями, образованными впадением больших рек в море. Малоазийский материк открыт только со стороны Эгейского моря. Таким образом, удобство морских плаваний по Эгейскому морю сочеталось с доступными путями проникновения в Малую Азию по долинам рек.
Климат береговой полосы был также субтропическим средиземноморским климатом; почва Малой Азии, в районе заселения ее греками, отличалась большим плодородием, богатством полезными ископаемыми и строительным лесом. Здесь возник ряд греческих городов; некоторые из них достигли высокого экономического процветания (Галикарнасс, Эфес, Милет, Смирна, Фокея) и в VII—VI вв. до н. э. были передовыми экономическими и культурными центрами греческого мира.
За узкой береговой полосой Малой Азии, перешедшей во владение греков, простирались горные районы Ликии, Карии, Лидии, Фригии и Мисии, населенные многочисленными народностями и племенами, не принявшими греческую культуру и враждебными ко всяким посягательствам греков на их свободу.