Что означают сказки о животных
Сказки о животных
Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).
Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.
Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).
Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов («Лиса и Тетерев», «Бобовое зернышко»). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки («Колобок», «Коза-дереза»).
Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно («Бобовое зернышко», «Звери в яме»). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.
► Читайте также другие статьи раздела «Сказки»:
Животные в русских народных сказках
Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.
Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.
«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.
Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.
В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.
«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».
В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.
В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.
Эта яркая и необычная птица – нередкий персонаж русских сказок. Обычно она предстает перед читателем в образе говорливой бабушки, которая спешит разнести сплетни по всему лесу. Оказывается, этому факту есть свое «природное» объяснение. При виде охотников, пожаловавших в лес, взволнованный крик сороки, напоминающий звук трещотки, разносится по всему лесу, предупреждая об опасности не только птиц, но и всех остальных лесных жителей.
В русских народных сказках нередко фигурируют животные. Наиболее частыми персонажами являются лесные звери, домашние животные встречаются реже, да и то лишь во второстепенных ролях. Однако, реальные животные не всегда обладают теми чертами, которые были им дарованы в сказках. Скорее всего, эти образы служат людям для того, чтобы рассказать детям о человеческом мире и взаимоотношениях между людьми, наделенными теми или иными качествами. Животные же случат людям собирательными образами для упрощения описания персонажей.
Особенности сказок о животных.
Ирина Круцких
Особенности сказок о животных.
В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей,степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь.Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова.Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол, лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Ум человека и дружба, взаимопомощь домашних животных стали противопостовлять грубой силе и хитрости обитателей дикой природы.
Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты- думают, говорят, совершают поступки. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы- хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Животные в сказкесоблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают. Лев и медведь всегда оказываются на верху социальной лестницы. Есть сказки страшные, где медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь- носитель справедливого возмездия. Повествование представляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации.
Особенности жанра сказки:
Не важно кто герой, важно какой он.
Зачастую у героев прямолинейный характер.
Контрастность характеров положительных и отрицательных легко отличить.
Язык сказки лаконичный, выразительный, ритмичный.
Все крупно, все запоминается сразу и надолго.
В сказке создается особый мир, в котором все необыкновенно, присутствуют волшебные предметы, превращения, говорящие животные.
Борьба темных и светлых сил.
Этические матировки: несправедливость- источник страдания и злоключений.
Нет непоправимых ситуаций.
Сказка учит оценивать поступки и дела людей.
В трудную минуту приходят помощники, но изначально проверяют героя.
Среди персонажей могут быть дети.
Ребенок должен верить в чудо- фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях,рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей,соответствует детской психологии.
Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Основная черта сказки- вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымышленный, вычленяет ту мысль, которую несет сказка.
Алфавит животных Предметно-развивающая среда группы детского сада призвана способствовать всестороннему развитию каждого воспитанника. Один из самых эффективных.
Дидактическая игра по развитию речи для старших дошкольников «Лукошко сказок» по мотивам сказок Г. Х. Андерсена Авторская дидактическая игра по развитию речи для старших дошкольников. «Лукошко сказок» по мотивам сказок Г. Х Андерсена. Настольно –.
НОД по рисованию «Следы животных» Цель: Продолжать упражнять в рисовании ватными палочками; развивать мелкую моторику, сенсорное воспитание, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Конспект занятия «О животных» 1. Нарисуйте 6 разных диких животных из разных континентов, расскажите про них. Помогите ребеноку раскрасит их. 2. Нарисуйте 6 разных домашних.
Проект «В мире животных» МБДОУ детский сад комбинированного вида№3 г. Данков Проект «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» 2016 год. Автор-разработчик: Нечеухина Светлана.
Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.
Фотоотчёт «Неделя сказок. Игра-викторина «Поляна сказок» В нашем саду прошла игра-викторина «Поляна сказок». Ребята старшей и подготовительной групп поделились на две команды «Комета» и «Супер-пчелки»,.
Викторина «В мире животных» Цель: расширять представления детей о животных. Задачи по образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие. Развивать.
Животные в сказках – образы и прототипы, а также их различия
Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.
Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей.
Победить его под силу лишь избранному герою.
В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».
Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.
Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного.
Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа.
Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть.
. Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником.
Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ.
А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.
О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых.
Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы.
Победил змея и блаженный князь Петр Муромский.
Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей.
Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого.
Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.
Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони.
Разные народы следовали особому обряду кормления орла.
Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали.
Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились.
«Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь».
После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами.
В сказке «Сивка-бурка», очень уж похожей на Ершовского «Конька-Горбунка», Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки.
Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.
Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?» — «Плюнуть не успеешь!» Сел на того коня и очутился на своей земле».
Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.
Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло.
Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания.
Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания»
Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.
Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории.
Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов ( медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д. ).
В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.
Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных.
Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона.
Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие.
Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.
Сказки о животных строятся на элементарных действиях.
Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце.
Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк.
Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.
В сказках волк глуп, его легко обмануть.
Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь.
Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь.
Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть.
Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»).
Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий.
Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.
В многочисленных сказках выведен и медведь: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие.
Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым.
Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда.
Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки.
Обычно в сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу.
Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические.
Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив.
Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.
Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы.
Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба».
Глупый и жадный волк тоже перешёл из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту».
А вот пословицы о медведе: «Силён медведь, да в болоте лежит», «Ругают медведя, что корову сожрал, а не права и корова, что за поле ходила», «В медведе думы много, да вон нейдёт».
И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.
В сказках постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.
Прототипы сказочных героев.
А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных.
Я руководствовалась книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема.
Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии.
Так вот он отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка.
Волки охотятся не в одиночку, а сообща.
Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей.
В стае соблюдается строгая иерархия.
Вожак стаи почти всегда самец (волк-«альфа»).
В стае его можно узнать по приподнятому хвосту.
Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака.
В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи.
Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки.
Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год.
Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков.
В результате, молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже.
Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты.
Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее.
Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Добыча делится между членами стаи соответственно рангу.
Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи.
Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное.
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км.
Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.
Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят.
Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайчишку глупого схватит, где тетерева поймает.
Здоровый-то тетерев от серого улетит.
Другое дело — больной. Жалко, конечно, птицу, но ведь ей все равно не жить, а больная, она заразит своих сородичей, тогда уж не один, а сотни тетеревов погибнут.
Поэтому волка называют санитаром леса.
Когда я изучила материал о повадках лисы, то я нашла некоторые сходства со сказочной лисой.
Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник.
Она избегает глухих таёжных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий.
И норку себе ищет уже готовую.
Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью.
Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований.
А ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание.
Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки.
Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обаяние лисицы, но точнее его назначение пока остаётся невыясненным.
Реальная Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко.
Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости»- старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой.
А вот герои сказок журавль и цапля. О не сказочном, настоящем сером или обыкновенном журавле в книге А. Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему и скучно, он памятлив на обиду.
О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна.
Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет её кормить журавль.
Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»
Только в сказках еж живет в теремке с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой. На самом деле им втроем никогда не ужиться: съел бы ежик своих соседок — и мышь, и лягушку.
Ежи даже норками не обзаводятся.
Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму.
И яблоками Еж никогда не питается.
На самом деле, кислота, содержащаяся в них, помогает ему избавиться от паразитов, обитающих в недрах его игл.
Ну а в сказку он попал, конечно, из-за своих колючек, ведь в наших лесах ни у одного зверя нет такой удивительной защиты.
Мал ежик, а никто ему не страшен.
Свернется в клубок, выставит иголки — попробуй тронь.