Что означают шрамы у африканок

Шрамирование в Африке

Что означают шрамы у африканок

Племена и народности по всей земле имеют свои традиции, обряды и верования. Многое из этого кардинально отличается от общепринятых взглядов. Особенно выделяется среди различных народностей африканский континент.

Африка настолько разнообразна, что не сможет оставить равнодушным ценителей этноса и необычных традиций. Порой эти традиции удивляют, а иногда и пугают своей природой и нацеленностью.

Сегодня мы расскажем о необычном и болезненном обряде африканского народа. В этой статье вы сможете узнать о шрамировании племен Африки. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность и считается настоящим искусством украшения тела.

Такого рода обряд может вызывать смешанные чувства. Кто-то восхищен красотой узоров на теле, для кого-то шрамирование жуткая и бесчеловечная процедура, лишенная всякого разумного смысла. Шрамирование и по сей день применяется во многих племенах Западной Африки.

Что означают шрамы?

Каждый узор на теле отличается от другого. Вряд ли можно встретить идентичные рисунки. Каждый из узоров имеет свое значение и цель. Что означают шрамы у африканок

Множество шрамов могут поведать про обычаи племени, рассказать о статусе и положении в обществе носителя шрамов. Некоторые узоры указывают на происхождение или принадлежность к той или иной этнической группе.

Шрамирование в Африке для многих имеет огромное значение. Европейское общество привыкло к другим эталонам красоты. Напротив, африканскому народу чужды подобные эталоны и ярлыки.

Поэтому не поход в салон красоты, а шрамирование считается украшением тела. Для женщин и мужчин это способ привлечь внимание с целью заключить брачный союз. Если мужчина не имеет на теле орнамент, это свидетельствует о его трусости и слабости. Напротив шрамы украшают сильный пол.

Племя Бетамаррайб, которое расположено на территории современного Бенина известно своим особым отношением к шрамированию. Узоры наносятся на тела соплеменников еще в юном возрасте.

Дети до трех лет обязательно должны пройти обряд шрамирования, иначе они не смогу быть под защитой духов покровителей.

При помощи жребия определяется какой именно орнамент будет нанесен на тело. Если ребенок умирает без узоров на теле, то его хоронят отдельного от кладбища племени.

В первую очередь рисунок наносится на живот. Далее шрамы делают на лбу, талии и бедрах. Узоры делают на восьми участках тела. Когда все орнаменты нанесены, девушка готова выходить замуж.

Украшать шрамами принято не только тело, но и участки лица. Заирское племя Табва наносит на лицо продолговатые узоры, которые пересекают щеки или лоб. Племя Шеллук украшает лицо шрамами шаровидной формы.

Нанесение шрамов производится очень болезненным и кровопролитным способом. Заостренным предметом кожа поддевается и приподнимается. Затем нужный участок срезается или надрезается.

Что означают шрамы у африканок

При таких процедурах человек может потерять очень много крови. Чтобы получились бусевидные шрамы, под кожу в место раны втирают пепел или золу.

Порой под кожу вживляют паразитов, которые находятся некоторое время под кожей. Через время иммунная система убивает такие организмы. На месте паразита появляется бугорок, который является желаемым результатом.

Нужно обладать особым умением, чтобы искусно сделать шрамы правильной и красивой формы. Таковы секреты красоты из Африки и обряды украшения тела.

В Африке существует множество других обрядов и необычных традиций. Они диаметрально противоположны привычным и устоявшимся традициям западных и европейских народов.

Эталоны красоты отличаются от привычных модельных параметров. Африканский народ самобытен и отдает предпочтение своим традициям.

Для туриста, который предпочитает экзотический отдых в Африке нет причин сомневаться, что такой отпуск останется без ярких и незабываемых впечатлений.

Источник

Кровь и красота

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» в ноябре 2010 года (выпуск №11)

Это место считается одним из самых труднодоступных районов Африканского континента.
И потому сюда, на земли, затерянные на границе Эфиопии с Суданом и Кенией, практически не проникали ветры перемен. Ни эфиопские императоры, ни колониальная администрация Бенито Муссолини, ни даже тоталитарный режим Менгисту Хайле Мариама так и не смогли взять под реальный контроль около двух десятков племен, населяющих долину. Они не признают над собой никакой верховной власти, не платят налоги и не говорят на амхарском – государственном языке Эфиопии. Жители долины Омо хотя и говорят на разных местных языках, одинаково вершат дела по обычаям предков и скрупулезно соблюдают обряды и ритуалы, доставшиеся им в наследство от пращуров.

Модники без одежды

Одна из характерных особенностей племен долины Омо – неутолимая страсть к украшению собственного тела.
Племя сурма, например, достигло особых высот в рисунках по коже, а племя хамер – в создании сложнейших многоуровневых причесок. А поскольку в этих краях начисто отсутствует понятие времени и никто никуда не торопится, собственной внешностью здесь занимаются часами. Цель — произвести впечатление на соседа, друга, девушку или, скажем, врага: по их реакции и судят о художественном даровании мастера бодипейнтинга.

Что означают шрамы у африканок

Первый опыт приобретается в процессе игры: дети сурма, мурси, хамеров, подражая взрослым, украшают свои тела белой, красной и коричневой краской, используя в качестве инструментов перья, палочки или свои пальцы.
С возрастом овладевают росписью, имеющей общепонятный смысл: для юношей и девушек она становится частью языка обольщения, а для мужчин и женщин — одним из способов подчеркнуть свою индивидуальность, таким же, как для европейца или азиата стильная одежда. Узоры наносятся произвольно, никаких обязательных клише или трафаретов нет – важно только самовыражение художника. Кроме того, узоры на теле нередко выполняют и защитную роль, становясь своеобразным оберегом для их обладателя.

Что означают шрамы у африканок

У сурма лучшими художниками считаются мужчины.
Они раскрашивают не только друг друга, но и женщин. Мужчины украшают себя, чтобы привлекать женщин, устрашать противников, подчеркнуть свою силу во время сражений на палках – донга. Узоры могут быть и утилитарными, играющими роль камуфляжа: некоторые напоминают окраску шкур диких и домашних животных или природные пейзажи.

Что означают шрамы у африканок

Мужчины хамеры могут по праву считаться самыми большими «модниками» в долине реки Омо.
Это племя уделяет особое внимание украшениям, деталям одежды, раскраске тела, но все-таки главное в образе хамеров – это прическа. Котируются только мастера-мужчины (юношам, не прошедшим обряд инициации, вообще не разрешено делать какие-либо прически). Процедура занимает не менее часа, и в законченном виде прическа хамера напоминает скульптурную композицию. Материалами для нее служат глина, охра, веревочки, страусиные перья, кусочки материи, металлические предметы (например, ружейные или автоматные гильзы), фрагменты костей и так далее.

Что означают шрамы у африканок

Понятно, что обладатель такого отнявшего массу времени сокровища гордится им и всячески его оберегает.
Так, во время сна используются небольшие стульчики-подставки, на которые кладется голова, чтобы не помять прическу. Если не попасть под дождь, она может продержаться до четырех месяцев!

А мужчины сурма украшают головы, выбривая кольцеобразные узоры, причем прическа одного клана сурма не будет похожа на прическу другого.

Еще одна страсть, которая объединяет племена долины Омо, – шрамирование лица и тела.
Сурма считают, что шрамы украшают как мужчин, так и женщин, но смысл этих украшений все-таки разнится. Мужские шрамы — это символ мужества и пренебрежения к боли, знак выигранных битв и поверженных врагов, а женские играют ту же роль, что и ювелирные украшения где-нибудь в Европе. Кроме того, подковообразные шрамы на руках – знак, говорящий о числе убитых врагов (счет мужчинам ведется на правой, женщинам – на левой; если уже нет места, новые шрамы наносят на бедра).

Что означают шрамы у африканок

Наблюдение за процедурой шрамирования – испытание не для слабонервных.
А что уж говорить о самих добровольцах, подвергающих себя такой экзекуции! Поражают мужество и терпение этих людей, которые лишь слегка морщатся, когда шип акации в очередной раз вонзается в их тело.

Что означают шрамы у африканок

Перед шрамированием, которым занимаются только опытные мастера и мастерицы, на теле острой палочкой чертят желаемый рисунок.
Следуя его линиям, кожу при помощи колючек акации или ежевики подцепляют, приподнимают и слегка подрезают бритвой, не давая поддетому лоскутку оторваться до конца. Чтобы рубец получился выпуклым, в раны втирают смесь из пепла и едкого сока растений, иногда даже помещают личинки насекомых или сушеные зерна. А когда раздражение достигает нужной стадии, раны смазывают специальным маслом, которое убивает инфекцию и способствует образованию рубцов.

Что означают шрамы у африканок

Однако в племенах сурма и мурси женщины не останавливаются на этом.
Самое страшное (по нашим, конечно же, меркам) украшение они получают перед замужеством. По достижении 15–18 лет каждой девушке прокалывают кончиком ножа или стрелы нижнюю губу и вставляют в нее палочку, а затем – глиняный или деревянный диск, диаметр которого постепенно увеличивают. А чтобы это украшение лучше держалось, девушке еще раньше, после наступления первых месячных, выбивают четыре нижних зуба.

Что означают шрамы у африканок

Что означают шрамы у африканок

Конечно, женщины не носят диски все время: они вынимают их, например, во время еды или перед сном, зато вне дома или на людях не расстаются с ними.
Кроме того, у женщин сурма и мурси в обычае обмениваться этими жутковатыми украшениями, не включаются в круговорот лишь те, что были подарены мужем.

А племя хамер знаменито обрядом «избиения девушек», который проводится во время церемонии инициации юношей.
После него на телах женщин племени остаются характерные шрамы, количество и размеры которых много говорят о социальном положении их обладательниц.

Что означают шрамы у африканок

Жестокий ритуал представляется хамерам любовными играми.
«Заявки на участие» девушки подают сами: остающиеся после ритуала открытые раны на их телах считаются отметинами истинной женщины, знаком ее любви к юноше, которому предстоит пройти испытание, чтобы стать мужчиной. Поэтому особенно стараются отличиться сестры участников обряда мужской инициации и их возлюбленные. Они делают все, чтобы получить как можно больше ударов тонкими прутьями, которые сами же срезают с кустов и деревьев.

Что означают шрамы у африканок

Подготовка участниц обряда начинается с самого раннего утра.
Накануне девушки готовят бордей – напиток из зерен сорго, местный эквивалент пива. Время пить его придет с восходом солнца, когда участницы обряда начинают водить хороводы, трубить в рожки и подпрыгивать, звеня металлическими браслетами на ногах. Бордей, наряду с ритмичными движениями, помогает им войти в транс: к полудню поведение жительниц деревни больше напоминает массовую истерию. Некоторые девушки даже падают в обморок, вызванный выпитым бордеем, 40-градусной жарой и постоянным движением.

Что означают шрамы у африканок

Так продолжается часами.
К вечеру многие девушки валятся с ног от усталости и выпитой браги. Воздух буквально пропитан потом, кровью, парами алкоголя, кисло-сладким запахом козьих шкур, из которых сделаны юбки женщин. Спины многих девушек исполосованы распухшими кровоточащими бороздами, но их глаза светятся от счастья: чем больше шрамов и рубцов на теле, тем более любимыми и стойкими они выглядят в глазах соплеменников.

Каждый год после сбора урожая долина реки Омо взрывается от избытка адреналина: приходит пора знаменитых боев на палках донга.
Они считаются самым жестоким видом традиционных состязаний в Африке, но все попытки центральных властей запретить их до сих пор заканчивались ничем.

Что означают шрамы у африканок

«Донга» – так называются использующиеся в ритуальных схватках двухметровые палки с вырезанными на одном конце фаллосами; со временем этим словом стали называть и сам ритуал.
Для племен долины Омо, в первую очередь для сурма и мурси, донга – это и обряд инициации для юношей, и ярмарка женихов (лучшего бойца – победителя донги ждет приз в виде первой красавицы округи), и атлетические состязания, и… подготовка к войне. Ведь вооруженные столкновения за лучшие пастбища, плодородные земли, воду и скот между племенами, населяющими долину, до недавнего времени были рутиной здешней повседневной жизни. А извечная вражда между сурма и их самым «закадычным» врагом буми, с постоянными вооруженными набегами, воровством скота и засадами, напоминает борьбу средневековых феодальных кланов: они враждуют отчасти ради добычи, отчасти в силу привычки, а отчасти удовольствия и куража ради.

Что означают шрамы у африканок

Что означают шрамы у африканок

К схваткам допускаются мужчины и юноши в возрасте от 16 до 40 лет.
Многие бойцы сражаются совершенно обнаженными, некоторые заворачиваются в яркие тряпицы, а наиболее искушенные и, видимо, состоятельные надевают на ноги щитки, на руки – налокотники, а на голову – шлем из сухих веток, обмотанных цветными нитками. Преимущество в схватке больше зависит от быстроты и ловкости, чем от силы: бойцы наносят и парируют удары с такой скоростью, что глаз не всегда успевает заметить движение.

Что означают шрамы у африканок

Что означают шрамы у африканок

Украсившие свои тела мужчины полностью готовы к поединку.
Напевая ту же песню, они, покачиваясь в такт, идут на поле донги. Сюда же подходят группы бойцов из соседних деревень. Схватки будут происходить в окружении толпы болельщиков, подбадривающих своих односельчан пением и выкриками. Зрители оставляют бойцам лишь небольшой круг, размеры которого то сужаются, то расширяются в зависимости от накала боя. Возбуждение бойцов и толпы так велико, что вся атмосфера буквально наполняется электричеством. И неудивительно, что порой кто-то из зрителей начинает палить из автомата поверх толпы, а некоторые болельщики не выдерживают и сами вступают в рукопашные схватки между собой.

Что означают шрамы у африканок

Бойцы донги сражаются попарно, и победитель каждой дуэли вправе выбрать себе следующего соперника.
Выигравший все бои становится чемпионом турнира: односельчане поднимают героя на носилках, собранных из палок донга, и совершают своеобразный круг почета, распевая все ту же ритуальную мелодию. А затем победителя «преподносят в дар» наблюдавшим все это время за боями молодым девушкам – они сами между собой решат, кто станет женой победителя. Но лавры достаются не только чемпиону – почтения соплеменников заслуживают все без исключения участники турнира. Здесь считают, что самого участия в схватках достаточно, чтобы уважать мужчину за его храбрость и мужество.

Что означают шрамы у африканок

…Жестокие бои на палках донга, удаление у девочек нижних зубов, растягивание губы и ушей дисками, шрамирование – все эти обряды исключительно болезненны и причиняют страдание.
Тогда почему они столь живучи и сильны у сурма, хамеров, мурси? Антропологи называют их «контролируемым насилием», способом адаптации молодых соплеменников к суровым природным и общественным условиям.

Источник

Рубцы и шрамы для красоты темнокожих

На темной коже рисунок татуировки незаметен, поэтому у темнокожих народов татуировка выражена (заменена) нанесением рубцов и шрамов. Так, в своих заметках Н. Н. Миклухо-Маклай писал, что мужчины

На темной коже рисунок татуировки незаметен, поэтому у темнокожих народов татуировка выражена (заменена) нанесением рубцов и шрамов. Так, в своих заметках Н. Н. Миклухо-Маклай писал, что мужчины делают на груди и на руках рубцы в виде линий. Для получения такого рубца туземец ложится на спину или на живот, а другой человек зажигает маленький кусочек сухой коры и кладет его раскаленным (но не горящим) на кожу, пока кора не превратится в золу.

Мотивы нанесения шрамов и рубцов аналогичны татуированию. Например, у некоторых африканских народов длинный рубец на бедре у мужчины может означать, что он проявил храбрость в битве.

Члены африканского рода в Убанги – банда – украшают грудь, спину и руки симметричными линиями-рубцами (шрамование), так же поступают Пангве (тщательно вырисовывают узор сажей и затем прорезают его ножом, после чего раны натирают жженой смолой). Однако они считают неприличным украшать рубцеванием бедра.

Отдельные представители народов Судана наделяют магическими символами своего племени маленьких детей. В резаные раны на щеках втирают смесь из селитры, золы и трав. Через несколько дней раны распухают, а затем на их месте образуются широкие рубцы.

Видимо, здесь имеют место мотивы красоты, эстетики и религиозных установлений. Аналогичное значение имеют следы шрамования, расположенные вдоль позвоночного столба, а также шрамы в виде двух шестирядных дуг, размещенных на груди вокруг соска, и четырех параллельных точечных полос в нижней части грудной клетки.

Такую татуировку наносят нилоты, негры экваториальной Африки. Женщины и дети этого континента также подвергаются разным формам шрамования, имеющего важное культово-социальное и эстетическое содержание.

Нередко это обрядово-гражданское, бытовое искусство (культура) может проявляться в дополнительной раскраске лица и тела, что также нашло широкое распространение у различных народов мира. При этом, кроме двух способов татуирования, в зависимости от цвета кожи и временной раскраски лица и тела (как правило, в день торжеств и родоплеменных церемоний), украшают тела различными предметами и амулетами, а также специальной лицевой и нательной косметикой.

У небольшого по численности народа айны (около 20 тыс. человек), живущего на севере японского острова Хоккайдо, до сих пор сохранился обычай татуироваться. На лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуированную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Руки и лоб айнские женщины чаще всего татуируют после замужества.

Однако это не единственная народность, у которой татуировка как обычай продолжает сохраняться. Как обычай сохранилась она и у нас в стране среди старшего поколения коренных жителей Сахалина, Дальнего Востока, Севера, Урала и Центральной Сибири, особенно у чукчей и эскимосов.

В жизни многих суданских племен обычай наносить татуировку и сегодня имеет большое значение. В племени наманг, например, каждому, начиная с младенческого возраста, один раз в четыре года наносят на животе длинные замысловатые штрихи. По их числу в дальнейшем молено определить возраст человека и его социальное положение. Одновременно эти “заметки” содержат информацию о месте рождения, семейном положении и сообщают, каким промыслом занимается их обладатель.

В Эфиопии до свержения монархического режима в 1974 г. ростовщики, превращая свободных крестьян в бесправных рабов, татуировали их, закрепляя тем самым свое господство. В частности, вокруг шеи наносили тонкие линии, которыми с давних времен в этой стране отмечали продаваемых женщин.

В современной Индии у большинства племен севера страны обряд татуирования сохраняется и поныне. Здесь основное назначение татуировки – украшение души, отправляющейся в “мир иной”.

Так, у племени кольта индийского штата Уттар-Прадеш татуировка наносится на грудь, плечи, ноги, лоб и виски. В числе изображений в разных вариантах представлен бог Хануман – обезьяний царь, союзник бога Рамы из древнеиндийского эпоса “Рамаяна”, богиня Девм, цветы, силуэты рыб, зверей, полумесяц со звездочкой и др.

Мы не исключаем, что такой сакральный обычай татуирования, в том числе тела умершего (убитого), был и у славянских племен, а затем перешел в христианский ритуал длительного сохранения тела неизвестного для его опознания и захоронения с именем. Установлено, что одним из древнейших обычаев первобытного родового сообщества было погребение сородичей. Этому способствовала уверенность в загробной жизни своих предков (культ предков).

Ритуалы погребения были разнообразными, у каждого народа имелись свои особенные черты: зарывание в землю, кремация, “воздушные” погребения (например, в некоторых племенах Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании покойников оставляли на специальных помостах или на деревьях), эндоканнибализм (поедание умерших), ношение трупа с собой. На определенном этапе в культуру погребения вошло, вместе с помещением в склеп (могилу) вещей и сакральных символов умерших, татуирование и раскрашивание мертвого тела. С развитием древних цивилизаций в племенах стали бальзамировать тела умерших, наносить (вместе с татуировкой) символы социального положения, власти. На лицо накладывали специальную маску, в том числе портретную (вспомним золотой саркофаг фараона Тутанхамона с маской, донесшей до нас черты внешности молодого правителя).

Этнограф Л. В. Шапошникова описывает татуирование (шрамование) молодой женщины по имени Недиям из индийского племени тода, живущего в труднодоступных горах Нилгири (такой обряд можно наблюдать у некоторых отсталых народов и в наши дни, он почти не изменился с эпохи матриархата. Именно на этой стадии замерло развитие племени тода).

“Старая женщина, – пишет Шапошникова, – принесла несколько фитилей, сделанных из тряпок, и положила их на листья. Началась церемония прижигания. Недиям поднесла фитили к огню, а потом касалась ими кисти руки. От прикосновения к руке фитили дымились, на коже образовывались черные точки-ожоги. По две точки на каждой кисти. Однако лицо Недиям оставалось бесстрастным и сосредоточенным. Она продолжала эту процедуру до тех пор, пока не кончились все фитили”. “Амма, – спросила я старуху, сидевшую рядом, – зачем Недиям прижигает руку?” – “Разве не ясно? Недиям готовится стать матерью. Следы огня на ее руках скажут об этом всем”. Ожоги на руке Недиям – знак охраны материнства в древней культуре матриархата. В другом племени Индии татуировке подвергаются как тыльная, так и ладонная поверхности рук, в результате создается впечатление, что женщина в кружевных перчатках.

Назначение татуирования за тысячелетия своего существования прошло три стадии. Первоначально татуировка наносилась для опознания своих людей, захваченных в плен или рабство соседними племенами. Вторая стадия – наделение татуировки магической силой, значением военной мощи и личной значимости. И, наконец, нынешняя стадия: древняя символика постепенно забывается, татуировка всё больше обретает декоративные функции.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Источник

Рубцы и растяжки не устоят

В повседневной жизни наша кожа мужественно выполняет свою защитную функцию, спасая нас в тысячи случаях, но порой ее восстановительного резерва бывает недостаточно, и на нашем теле или лице появляются участки замещенные соединительной тканью, то что мы знаем под названием шрам, рубец, растяжка.

Проблема коррекции рубцов является общей и для хирургов и для дерматокосметологов. Для достижения максимального терапевтического эффекта очень важно выделять стадии рубцевания и подбирать процедуры направленной коррекции рубца, исходя из «срока давности», сформированной рубцовой ткани.

В этой статье мы хотели провести обзор современных методов коррекции уже сформированных рубцов, вне зависимости от их происхождения (травма, ожог, постакне или послеоперационный рубец) на разных стадиях рубцевания.

Если повреждение затрагивает только эпидермис, то следов практически не остается, так как клетки базального слоя эпидермиса сохраняют способность к полной регенерации в течение всей жизни. Если же повреждение затрагивает более глубокие слои кожи (дерму), то тканевый дефект заполняется грануляционной тканью, которая в дальнейшем формируется в рубец. При нормальном течении процесса рубцевания ткань рубца постепенно уплощается и приобретает цвет окружающих тканей (нормотрофический рубец). Если же течение процесса нарушается, то велика вероятность образования патологических рубцов.

Стадии формирования рубцов

В своем формировании рубец проходит 4 последовательно сменяющие друг друга стадии:

Протекает от 7 до 10 суток с момента возникновения травмы. Характеризуется постепенным уменьшением отека и воспаления кожи. Формируется грануляционная ткань, сближающая края раны, рубец пока отсутствует. Если не происходит инфицирования или расхождения раневой поверхности, то рана заживает первичным натяжением с формированием едва заметного тонкого рубца. С целью профилактики осложнений на данном этапе накладываются атравматичные швы, щадящие ткани, проводятся ежедневные перевязки с местными антисептиками. Ограничивается физическая активность, чтобы избежать расхождения раневых краев.

Охватывает период с 10-х по 30-е сутки с момента травмы. Характеризуется формированием в грануляционной ткани коллаген-эластиновых волокон. Рубец незрелый, рыхлый, легко растяжимый, ярко-розового цвета (из-за усиленного кровоснабжения раны). На этой стадии следует избегать вторичной травмы раны и усиленных физических нагрузок.

Длится с 30-х по 90-е сутки со дня травмы. Волокна эластина и коллагена разрастаются в пучки и выстраиваются в определенном направлении. Уменьшается кровоснабжение рубца, из-за чего он уплотняется и бледнеет. На этом этапе нет ограничений по физической активности, но повторная травма раны может вызвать формирование гипертрофического или келоидного рубца.

Начиная с 4 месяца после травмы и до года, происходит окончательное созревание рубца: отмирание сосудов, натяжение волокон коллагена. Рубец уплотняется и бледнеет.

Гистологическая классификация физиологического рубцевания включает три стадии и дает доктору дополнительную информацию о состоянии рубцевой ткани на различных сроках:

Изучив стадии рубцевания, можно провести тщательную диагностику и разработать эффективный план лечения.

Виды рубцов

Очень важно правильно определить тип рубца для определения срока и выбора метода лечения. Различают следующие виды рубцов:

Нормотрофические рубцы

Нормотрофические рубцы находятся на одном уровне с окружающей кожей, имеют бледный или телесный цвет и обладают эластичностью, близкой к нормальным тканям. Они чаще всего не беспокоят пациента. Как правило, их не рекомендуется лечить радикально, то есть прибегать к хирургии. Но это не значит, что ими не нужно заниматься. Здесь на помощь доктору приходят поверхностные( иногда срединные) химические пилинги. При своевременно начатой терапии нормотрофические рубцы можно сделать практически незаметными.

Атрофические рубцы
Гипертрофические и келоидные рубцы
Келоидные рубцы

Келоидные рубцы появляются в результате индивидуальных патологических изменений в структуре рубцовой ткани. Келоидные рубцы могут иметь различную форму и размеры, часто не совпадающие с линиями операционного разреза или травмы. Такие рубцы доставляют много неприятностей. Они начинаются с небольшого узелкового уплотнения, затем быстро растут и увеличиваются в размерах, сохраняя склонность к росту в течение многих лет. Формирование и рост келоида сопровождается зудом, болезненностью, жжением и напряжением тканей. Поверхность келоидного рубца резко отграничена от здорового кожного покрова. Сам рубец выпуклый, блестящий, имеет багровый или синюшный цвет. В случае с келоидными рубцами процесс лечения длительный, требующий осторожного выбора метода коррекции. Тактику ведения келоидных рубцов имеет смысл рассмотреть отдельно.

Успешную коррекцию может гарантировать только максимально верная диагностика вида рубца, с анализом данных анамнеза, выбор адекватного метода коррекции и грамотным и тщательным домашним уходом. Выраженного результата всегда легче достичь при коррекции свежих рубцов (существующих до 1 года).

Определившись с тем, к какому типу относится рубец, на какой он стадии хронологического и гистологического развития, мы можем подобрать оптимальную лечебную программу.

Поговорим подробнее о методах коррекции.

Коррекция рубцов: обзор методов

Хирургическое иссечение рубцов

Хирургическая коррекция рубцов позволяет заменить имеющиеся рубцы на более аккуратные и менее заметные. Зачастую хирургический способ коррекции рубцов – иссечение рубца с пластикой или без нее местными тканями, является единственным способом улучшения внешнего вида рубца, особенно если это касается уменьшения ширины рубца.

Хирургическое иссечение рубцов способствует:

Хирургическая коррекция рубцов предполагает использование местной инфильтрационной анестезии (1% раствор лидокаина, 0,25%, 0,5% раствор новокаина), или эндотрахеального наркоза. Рубец иссекают скальпелем или лазером (лазерная коррекция рубцов). Выполняют мобилизацию (подъем) краев раны, с одновременной коагуляцией сосудов. Последним этапом хирургического иссечения рубцов является наложение швов.

В удалении рубцов очень важен послеоперационный период, в котором выделяют ряд ключевых моментов. После того как было проведено хирургическое удаление рубцов, на рану накладывают давящую повязку, которая способствует остановке кровотечения. Она накладывается на сутки. После операции нужно как можно дольше избегать воздействия солнечных лучей, а также травмирования и натяжения в области рубца.

Одним из осложнений является несоответствие результата операции ожиданиям пациента. Но если операция проведена правильно, пациент адекватен, информирован и имеет реалистические ожидания, практически всегда он будет доволен.

В первые дни после операции, может быть небольшой подъем температуры. Если температура поднимается до высоких показателей, возникает сильный отек, или появляется интенсивная боль в области раны надо немедленно обратиться в клинику, возможно, это воспаление. Хотя хирургическое иссечение рубцов воспаление вызывает крайне редко, тем не менее, всегда назначаются антибиотики в качестве превентивной меры.

Хирургический метод коррекции является вариантов выбора при обширных гипертрофических рубцах. Очень важно провести дифференциальную диагностику от келоидных рубцов перед иссечением.

Химические пилинги

Химические пилинги очень успешный инструмент для работы с рубцами уже на ранних этапах их формирования. Наилучшим образом для работы с рубцами и стриями зарекомендовали себя поверхностные и срединные пилинги.

Курс поверхностных химических пилингов при атрофических и гипертрофических рубцах условно может быть разделен на два этапа:

Срединные пилинги

Химические пилинги применяются для работы как с атрофическими, так и гипертрофическими рубцами.

При выраженных гипертрофических рубцах пилинги проводятся через шесть-восемь месяцев после иссечения патологического рубца или проведенного курса физиотерапии (гальвано-, фонофорез) с гиалуронидазой и гепарином.

Фракционный фототермолиз в коррекции рубцов

Современная дерматокосметология и пластическая хирургия очень широко использует фракционный (селективный) фототермолиз для работы с изменной рубцовой тканью. Итак, подробнее о лазерной коррекции рубцов.

Лазерная коррекция рубцов: принцип действия

Точечно (фракционно) воздействуя на поверхность кожи, проникая на глубину до 1 мм, лазерный луч запускает механизм естественного восстановления тканей с формированием нового коллагена. Коллаген, в свою очередь, буквально вытесняет соединительную ткань, из которой состоят рубцы, в этом и заключается лазерная коррекция рубцов. Результатом является сглаженность рельефа, улучшение текстуры рубцовой ткани. Положительный терапевтический результат достигается после курса процедур. Их количество индивидуально подбирает доктор на первичной консультации после оценки стадии и типа рубца.

Фракционный фототермолиз используется для лечения следующих видов рубцов: атрофических, гипертрофических рубцов, стрий. Помимо этого, удаление рубцов лазером применяется при лечении постакне.

Лазерная коррекция рубцов требует соблюдения определенных рекомендаций непосредственно после операции. Очень важным моментом реабилитации после процедуры является использование солнцезащитных средств и необходимость избегать избыточной инсоляции в течение трех недель.

Наружная терапия

Какими бы интенсивными и революционными не были современные методы коррекции, например, удаление рубцов лазером, ни в коем случае нельзя забывать об использование наружных (топических) средств.

Чем моложе рубец, тем меньше времени может понадобиться для его лечения. В домашний уход важно включить средства с компонентами, помогающие выравнивать поверхность кожи и наращивать ее. Например, ретинол и фруктовые кислоты. Чтобы ретинол оказывал должное воздействие, нужно использовать его не менее года. И в летнее время, то есть в период агрессивного воздействия солнечных лучей, препараты с ретинолом и фруктовыми кислотами нужно использовать в комплексе со средствами с защитой от УФ-лучей.

Во время проведения активных процедур в домашний уход назначается силиконовый дерматологический крем, с целью сглаживания рубцовой гипертрофии, который создает окклюзионную пленку, защищая кожу от потери влаги, снимает воспаление и эритему, стимулирует репарацию.

Сравнительно новым методом избавления от рубцов является применение специальных силиконовых пластин. Они сдавливают рубец, делают его более плоским и, что немаловажно, предупреждают его разрастание.

Учитывая тот факт, что люди не биороботы и все мы подвержены риску получить нежелательный участок соединительной ткани на нашем теле, произойдет ли это случайно или вполне сознательно в ходе операции, тем не менее, нам нужен четкий алгоритм действия, чтобы минимизировать риск развития грубой рубцовой ткани:

И надо обязательно помнить, что если еще несколько лет назад сама идея окончательно побороть рубцовую ткань казалась недостижимой, то в настоящее время постоянно совершенствующиеся технологии позволяют нам смотреть на эту проблему гораздо оптимистичнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *