Что означают шрамы на спине у африканок
Рубцы и шрамы для красоты темнокожих
На темной коже рисунок татуировки незаметен, поэтому у темнокожих народов татуировка выражена (заменена) нанесением рубцов и шрамов. Так, в своих заметках Н. Н. Миклухо-Маклай писал, что мужчины
На темной коже рисунок татуировки незаметен, поэтому у темнокожих народов татуировка выражена (заменена) нанесением рубцов и шрамов. Так, в своих заметках Н. Н. Миклухо-Маклай писал, что мужчины делают на груди и на руках рубцы в виде линий. Для получения такого рубца туземец ложится на спину или на живот, а другой человек зажигает маленький кусочек сухой коры и кладет его раскаленным (но не горящим) на кожу, пока кора не превратится в золу.
Мотивы нанесения шрамов и рубцов аналогичны татуированию. Например, у некоторых африканских народов длинный рубец на бедре у мужчины может означать, что он проявил храбрость в битве.
Члены африканского рода в Убанги – банда – украшают грудь, спину и руки симметричными линиями-рубцами (шрамование), так же поступают Пангве (тщательно вырисовывают узор сажей и затем прорезают его ножом, после чего раны натирают жженой смолой). Однако они считают неприличным украшать рубцеванием бедра.
Отдельные представители народов Судана наделяют магическими символами своего племени маленьких детей. В резаные раны на щеках втирают смесь из селитры, золы и трав. Через несколько дней раны распухают, а затем на их месте образуются широкие рубцы.
Видимо, здесь имеют место мотивы красоты, эстетики и религиозных установлений. Аналогичное значение имеют следы шрамования, расположенные вдоль позвоночного столба, а также шрамы в виде двух шестирядных дуг, размещенных на груди вокруг соска, и четырех параллельных точечных полос в нижней части грудной клетки.
Такую татуировку наносят нилоты, негры экваториальной Африки. Женщины и дети этого континента также подвергаются разным формам шрамования, имеющего важное культово-социальное и эстетическое содержание.
Нередко это обрядово-гражданское, бытовое искусство (культура) может проявляться в дополнительной раскраске лица и тела, что также нашло широкое распространение у различных народов мира. При этом, кроме двух способов татуирования, в зависимости от цвета кожи и временной раскраски лица и тела (как правило, в день торжеств и родоплеменных церемоний), украшают тела различными предметами и амулетами, а также специальной лицевой и нательной косметикой.
У небольшого по численности народа айны (около 20 тыс. человек), живущего на севере японского острова Хоккайдо, до сих пор сохранился обычай татуироваться. На лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуированную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Руки и лоб айнские женщины чаще всего татуируют после замужества.
Однако это не единственная народность, у которой татуировка как обычай продолжает сохраняться. Как обычай сохранилась она и у нас в стране среди старшего поколения коренных жителей Сахалина, Дальнего Востока, Севера, Урала и Центральной Сибири, особенно у чукчей и эскимосов.
В жизни многих суданских племен обычай наносить татуировку и сегодня имеет большое значение. В племени наманг, например, каждому, начиная с младенческого возраста, один раз в четыре года наносят на животе длинные замысловатые штрихи. По их числу в дальнейшем молено определить возраст человека и его социальное положение. Одновременно эти “заметки” содержат информацию о месте рождения, семейном положении и сообщают, каким промыслом занимается их обладатель.
В Эфиопии до свержения монархического режима в 1974 г. ростовщики, превращая свободных крестьян в бесправных рабов, татуировали их, закрепляя тем самым свое господство. В частности, вокруг шеи наносили тонкие линии, которыми с давних времен в этой стране отмечали продаваемых женщин.
В современной Индии у большинства племен севера страны обряд татуирования сохраняется и поныне. Здесь основное назначение татуировки – украшение души, отправляющейся в “мир иной”.
Так, у племени кольта индийского штата Уттар-Прадеш татуировка наносится на грудь, плечи, ноги, лоб и виски. В числе изображений в разных вариантах представлен бог Хануман – обезьяний царь, союзник бога Рамы из древнеиндийского эпоса “Рамаяна”, богиня Девм, цветы, силуэты рыб, зверей, полумесяц со звездочкой и др.
Мы не исключаем, что такой сакральный обычай татуирования, в том числе тела умершего (убитого), был и у славянских племен, а затем перешел в христианский ритуал длительного сохранения тела неизвестного для его опознания и захоронения с именем. Установлено, что одним из древнейших обычаев первобытного родового сообщества было погребение сородичей. Этому способствовала уверенность в загробной жизни своих предков (культ предков).
Ритуалы погребения были разнообразными, у каждого народа имелись свои особенные черты: зарывание в землю, кремация, “воздушные” погребения (например, в некоторых племенах Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании покойников оставляли на специальных помостах или на деревьях), эндоканнибализм (поедание умерших), ношение трупа с собой. На определенном этапе в культуру погребения вошло, вместе с помещением в склеп (могилу) вещей и сакральных символов умерших, татуирование и раскрашивание мертвого тела. С развитием древних цивилизаций в племенах стали бальзамировать тела умерших, наносить (вместе с татуировкой) символы социального положения, власти. На лицо накладывали специальную маску, в том числе портретную (вспомним золотой саркофаг фараона Тутанхамона с маской, донесшей до нас черты внешности молодого правителя).
Этнограф Л. В. Шапошникова описывает татуирование (шрамование) молодой женщины по имени Недиям из индийского племени тода, живущего в труднодоступных горах Нилгири (такой обряд можно наблюдать у некоторых отсталых народов и в наши дни, он почти не изменился с эпохи матриархата. Именно на этой стадии замерло развитие племени тода).
“Старая женщина, – пишет Шапошникова, – принесла несколько фитилей, сделанных из тряпок, и положила их на листья. Началась церемония прижигания. Недиям поднесла фитили к огню, а потом касалась ими кисти руки. От прикосновения к руке фитили дымились, на коже образовывались черные точки-ожоги. По две точки на каждой кисти. Однако лицо Недиям оставалось бесстрастным и сосредоточенным. Она продолжала эту процедуру до тех пор, пока не кончились все фитили”. “Амма, – спросила я старуху, сидевшую рядом, – зачем Недиям прижигает руку?” – “Разве не ясно? Недиям готовится стать матерью. Следы огня на ее руках скажут об этом всем”. Ожоги на руке Недиям – знак охраны материнства в древней культуре матриархата. В другом племени Индии татуировке подвергаются как тыльная, так и ладонная поверхности рук, в результате создается впечатление, что женщина в кружевных перчатках.
Назначение татуирования за тысячелетия своего существования прошло три стадии. Первоначально татуировка наносилась для опознания своих людей, захваченных в плен или рабство соседними племенами. Вторая стадия – наделение татуировки магической силой, значением военной мощи и личной значимости. И, наконец, нынешняя стадия: древняя символика постепенно забывается, татуировка всё больше обретает декоративные функции.
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Шрамирование в Африке
Племена и народности по всей земле имеют свои традиции, обряды и верования. Многое из этого кардинально отличается от общепринятых взглядов. Особенно выделяется среди различных народностей африканский континент.
Африка настолько разнообразна, что не сможет оставить равнодушным ценителей этноса и необычных традиций. Порой эти традиции удивляют, а иногда и пугают своей природой и нацеленностью.
Сегодня мы расскажем о необычном и болезненном обряде африканского народа. В этой статье вы сможете узнать о шрамировании племен Африки. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность и считается настоящим искусством украшения тела.
Такого рода обряд может вызывать смешанные чувства. Кто-то восхищен красотой узоров на теле, для кого-то шрамирование жуткая и бесчеловечная процедура, лишенная всякого разумного смысла. Шрамирование и по сей день применяется во многих племенах Западной Африки.
Что означают шрамы?
Каждый узор на теле отличается от другого. Вряд ли можно встретить идентичные рисунки. Каждый из узоров имеет свое значение и цель.
Множество шрамов могут поведать про обычаи племени, рассказать о статусе и положении в обществе носителя шрамов. Некоторые узоры указывают на происхождение или принадлежность к той или иной этнической группе.
Шрамирование в Африке для многих имеет огромное значение. Европейское общество привыкло к другим эталонам красоты. Напротив, африканскому народу чужды подобные эталоны и ярлыки.
Поэтому не поход в салон красоты, а шрамирование считается украшением тела. Для женщин и мужчин это способ привлечь внимание с целью заключить брачный союз. Если мужчина не имеет на теле орнамент, это свидетельствует о его трусости и слабости. Напротив шрамы украшают сильный пол.
Племя Бетамаррайб, которое расположено на территории современного Бенина известно своим особым отношением к шрамированию. Узоры наносятся на тела соплеменников еще в юном возрасте.
Дети до трех лет обязательно должны пройти обряд шрамирования, иначе они не смогу быть под защитой духов покровителей.
При помощи жребия определяется какой именно орнамент будет нанесен на тело. Если ребенок умирает без узоров на теле, то его хоронят отдельного от кладбища племени.
В первую очередь рисунок наносится на живот. Далее шрамы делают на лбу, талии и бедрах. Узоры делают на восьми участках тела. Когда все орнаменты нанесены, девушка готова выходить замуж.
Украшать шрамами принято не только тело, но и участки лица. Заирское племя Табва наносит на лицо продолговатые узоры, которые пересекают щеки или лоб. Племя Шеллук украшает лицо шрамами шаровидной формы.
Нанесение шрамов производится очень болезненным и кровопролитным способом. Заостренным предметом кожа поддевается и приподнимается. Затем нужный участок срезается или надрезается.
При таких процедурах человек может потерять очень много крови. Чтобы получились бусевидные шрамы, под кожу в место раны втирают пепел или золу.
Порой под кожу вживляют паразитов, которые находятся некоторое время под кожей. Через время иммунная система убивает такие организмы. На месте паразита появляется бугорок, который является желаемым результатом.
Нужно обладать особым умением, чтобы искусно сделать шрамы правильной и красивой формы. Таковы секреты красоты из Африки и обряды украшения тела.
В Африке существует множество других обрядов и необычных традиций. Они диаметрально противоположны привычным и устоявшимся традициям западных и европейских народов.
Эталоны красоты отличаются от привычных модельных параметров. Африканский народ самобытен и отдает предпочтение своим традициям.
Для туриста, который предпочитает экзотический отдых в Африке нет причин сомневаться, что такой отпуск останется без ярких и незабываемых впечатлений.
Метка дьявола на теле человека – что это и как выглядит
С древности считалось, что темные силы ставят печать на человека, продавшего душу. Знак называется «метка дьявола». Существовала целая наука, разъясняющая, как она выгляди, где искать, что означает. Пометить сатана имеет право в нескольких ситуациях:
Внимание: описанные ниже отметины далеко не всегда означают связь с бесовским племенем. Это потенциал приобщиться к сатанизму через зависимости либо магическую практику.
Что такое дьявольская метка
В средние века прелаты церкви вели непримиримую войну с деревенскими ведуньями — целителями тела и врачевателями души. Религиозные руководители бились за почитание народа. А «ведьмы» препятствовали установлению всеобщего подчинения церкви.
Ученые мужи от религии создали теорию, которая отделяла обычных людей от прислужников дьявола. Последние, по их представлениям, имели на коже знаки. Отметину ставил владыка ада, чтобы его слуги не перепутали продавшегося с верующими.
Чаще клеймили женщин-целительниц. Им приписывали сотрудничество с темными. Никаким иным образом считалось невозможным объяснить умение вылечить болеющего, успокоить страждущего.
Важно понять, что наличие метки не делает из личности отверженного обществом индивида. Это всего лишь устаревшее верование, внедренное в умы политиками от религии.
Сейчас бытует мнение, то знаками помечают граждан планеты путем вакцинации. Сегодня происходит тот самый апокалипсис, описанный в Библии. Повсеместная чипизация переподчинит население сатане. Это спорное представление о современной действительности. Никто его не доказал, но и не опроверг.
Описание отметины дьявола
Прелаты объясняли людям, что печать ада появляется не просто так. Механизмы разнообразны. Но без физического контакта с кожей дело не обойдется. Варианты:
Бытовали и более изощренные описания. Девушки якобы вступали в интимную связь с духами, отчего изменялась их внешность.
Подозреваемую в колдовстве обнажали и публично осматривали каждый сантиметр тела. Выискивали родинки, шрамы, пятна, веснушки, порезы, омертвевший покров.
По поверьям князь тьмы расставлял по своему слуге семь печатей. В Библии указано время восхождения Люцифера на престол. После апокалипсиса он соберет приближенных, отделив их от не подчинившихся особым образом. Прислужник получит 7 меток, за что станет обладателем всевозможных земных благ.
Признаки слуги Люцифера
Чтобы понять, что у тебя сатанинская отметина, надо пристально рассмотреть кожу. Печать отличается от обычного покрова. Вот точные, 100% верные признаки:
Появляются печатки из ада двумя распространенными способами:
Где искать знак Сатаны
Изначально считалось, что помечает слуг владыка в потаенных местах. Это части тела, которые сразу не бросаются в глаза.
Список секретных мест:
Иногда отметина выставляется напоказ. Тогда сатанинские посланники хорошо ее маскируют под естественное образование. Распознается с большим трудом.
Родимое пятно
Кожный нарост появляется по неизвестной науке причине. Выполняет функцию балансира энергетики, по мнению эзотерики. Ученые по этому поводу отмалчиваются.
Родинки, подпадающие под колдовские признаки, имеют характерные особенности:
Врожденные пятнышки выдают бессовестного предка. Кровник из далекого прошлого передал право на отработку собственных грехов по родовой линии.
Дополнительный сосок
Колдунья получает в услужение помощников — фамильяров. Это энергетические формы зла, способные воплощаться в телесную форму. Например, козла, волка, кошку. Фамильяра надо подкармливать. Для этого появляется еще один сосок в районе грудины.
Ведьминым соском признавалась любой странный отросток: большой волдырь, бородавка, шишка.
Деформация органов
Исследуя подозреваемого, церковники выискивали все ненормальное. Перечень вероятных примет:
Любой калека мог навлечь на себя проклятие и кару. Особо подозрительно посматривали на одноглазых, хромых, умственно отсталых. Считалось, что из способности соображать посвящены служению диаволу.
Этот дефект точно указывает на сатанизм. Горбуна хватали и бросали в костер. Причем искривление позвоночника, приводящее к появлению нароста на спине, часто происходило по естественным причинам. Но объяснений никто не слушал. Сжигали и мужчин, и женщины карлиц с горбом.
Рыжие волосы
Странное поверье. Но рыжие локоны, по верованиям средневековья, указывали на инкуба или суккуба. Уточняла дьявольский диагноз красивая, яркая внешность носителя огненной шевелюры. Таких Господь на свет не производит. Их явно опечатал и одарил соблазнительным обликом услужник темных.
Чревоугодие, зависимости
Чрезмерные увлечения мирскими удовольствиями греховны. Сатанисты отвергают аскезу. Не соблюдают пост. Потому их вычисляли по пристрастиям к яствам, напиткам, позже курению и сексу.
Человека с необъятным брюхом считали чревоугодником. Значит, он уже поступил в услужение темноте. Хотя теперь понятно, что это примета энергетического вампира.
Третий глаз
Находится между надбровных дуг и внешне не заметен. Но любой чародей обладает дополнительным оком, которое помогает видеть энергетику окружающих. Способность неправильная, опасная, греховная.
Внимание: наличие люцеферовых пометок не связано со знаком Зодиака, иными астрологическими характеристиками. Они образуются сами после продажи бессмертной частицы — души.
Современные тенденции сатанинской «лаборатории»
В наши дни дьяволопоклонников никак не меньше, чем прежде. Некоторые индивиды ищут способов поторговать душой, заручиться поддержкой ада для реализации собственных корыстных устремлений. Не станем давать инструкцию, как получить контракт. Это не так сложно, как кажется интересующимся.
Перечислим методы, применяемые в современных условиях:
Помните, что правитель тьмы не так наивен. Он принимает услуги любого оступившегося. Но проверяет кровью, заставляя совершить немыслимое по убеждениям верующего. Практикуйте жадность, привороты, наводите порчи, проклинайте, обманывайте, мошенничайте, предавайте, и он сам придет зачислить вас в свои ряды. Никакая тату не потребуется. Заполучите самую настоящую жуткую метку.
Таролог с 30-летним стажем. Самоучка. Дипломов не имею. Считайте меня «деревенской ведуньей». Умею распознавать знаки судьбы, гадать, расшифровывать сны.
О чем расскажут шрамы на теле
«Шрам на морде – украшение грубых мужчин, Шрам на попе – украшение нежных женщин…» Из песни А.Макаревича
В некоторых африканских племенах шрамы юношам и сейчас наносят в знак определенного социального статуса или при посвящении в воины.
Сегодня, к счастью, наши мужчины в боях бывают все реже, а опасность охоты с лихвой компенсируют полки супермаркетов. Но шрам так и остался символом мужества. Ведь как часто мама травмированного ребенка себе в оправдание вздыхает: «Ну, ничего. Шрамы украшают мужчину!» А некоторые мужчины, которым не повезло обзавестись естественным шрамом, сознательно идут на искусственное шрамирование. Тату уже никого не удивишь, а вот шрам замысловатой формы – вот это по-настоящему модная фишка! Иногда на шрамирование решаются те, кто имеет естественный шрам, но желает сделать его форму более эстетичной. В любом случае шрамирование – это практически хирургическая операция. Этот процесс требует серьезных навыков и довериться в этом случае можно только профессионалу, иначе серьезных осложнений не избежать!
Женщины в меньшей мере увлекаются шрамированием. Но некоторые дамы гордятся своими естественными шрамами. Например, актриса Лиза Боярская в детстве обзавелась шрамом на щеке и сейчас относит его к своей изюминке, придающей ее лицу небывалое очарование.
Но мастера шрамирования все больше отмечают, что далеко не у всех желающих шрам образуется. Технология нанесения шрама едина, но каким-то удивительным образом у одних людей он остается, а у других «не приживается» даже после многоразового нанесения.
Аналогичным хаотичным образом ведут себя и естественные шрамы. У одних людей после перенесенного хирургического вмешательства или травм на всю жизнь образуются шрамы, а у других при тех же обстоятельствам на коже никаких следов не остается. Певица Анастасия Приходько рассказывает, что в детстве много раз дралась, была травмирована, серьезно увечила лицо, но ни одного следа ее «приключений» на коже не осталось.
Конечно, кто-то отмахнется и спишет этот вопрос на различную эластичность кожи у разных людей, на способность к регенерации эпидермиса. Но люди, обладающие специальными нетрадиционными знаниями, рассказывают, что шрам остается только в определенных обстоятельствах и несет в себе жизненную подсказку, важный месседж высших сил обладателю этой накожной отметины.
Экстрасенсы даже на абсолютно одетом человеке могут определить местонахождение его шрамов. Мастера магии признаются, что место шрама излучает особую энергию, которую они способны ощущать и таким образом определять точное расположение шрама, не имея возможности видеть его воочию.
Анастасия Приходько в интервью популярному телеканалу признается, что никогда не испытывала сожалений за полученные после юношеских драк травмы, так как всегда считала себя защитницей слабых в этих обстоятельствам. Именно с этим она связывает тот факт, что шрамов у нее не осталось.
С другой стороны, шрамы на нашем теле несут важную кармическую информацию, расшифровав которую, как уверяют экстрасенсы, можно улучшить свою жизнь, стать по-настоящему счастливым, удовлетворенным и реализованным. О чем же могут поведать нам оставшиеся на нашей коже шрамы? Скептики, конечно, вздохнут и скажут, что, кроме как о невнимательности и неаккуратности обладателя, шрам ни о чем другом поведать не может. Люди же с нетрадиционным взглядом на мир утверждают, что понимание значения шрама зависит от той части тела, на которой он возникает.
Шрамы на голове – это сигнал о том, что вы ленитесь, недостаточно реализуете свои умственные способности, они даже могут свидетельствовать о неправильном выборе профессиональной деятельности. Голова – центр управления всем телом, нашими мыслями, действиями. Шрамы на этой части тела в первую очередь должны насторожить обладателя. Ведь они являются свидетельством серьезных глобальных неверных путей, выбранных по жизни.
Шрамы на шее могут подсказать, что вы слишком однобоко настроены по жизни, как бы боитесь повернуть шею и оглядеться по сторонам. Возможно, вам стоит разнообразить повседневность. Впрочем, шрам на шее может быть и свидетельством того, что вы, напротив, слишком уж распыляетесь, как бы чересчур усиленно крутите шеей. В этом случае вам стоит расставить приоритеты и сконцентрироваться на главном, а не растрачивать попусту жизненную энергию на много мелких направлений.
Шрамы на животе могут свидетельствовать о некорректном отношении к своей интимной жизни, партнеру или к ребенку. Тут стоит обратить внимание, что отметина в этой части тела может говорить как о недолюбливании близких, недостаточной заботе о них, аморальности, так и о чрезмерном обожании в отношении них, некоторой чрезмерной зацикленности.
Шрамы на спине должны насторожить их хозяина в плане правильности выбора своего окружения. Возможно, вы слишком привязываетесь к людям, слишком зависимы от них, панически боитесь одиночества, постоянно требуете как бы «прикрытия» со спины. Возможно, вам следует больше верить в себя, не перекладывать ответственность на близких.
Шрамы на руках должны обратить внимание обладателей на их способность «давать», дарить, нести добро миру, людям. Скорее всего, эти люди слишком материальны и растеряли способность что либо делать просто так, без определенной пользы для себя. Шрам на руках не призывает стать альтруистом, но может подсказать обладателю, что он может стать счастливее, несколько отойдя от культа денег и материальных благ.
Шрамы на ногах могут информировать о том, что жизнь наша требует противоположного вектора, как бы смены направления движения. Возможно, вы не удовлетворены какой-то частью своей жизни, но боитесь что-либо менять. В этом случае шрам может подсказывать вам быть решительней.
Кровь и красота
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» в ноябре 2010 года (выпуск №11)
Это место считается одним из самых труднодоступных районов Африканского континента.
И потому сюда, на земли, затерянные на границе Эфиопии с Суданом и Кенией, практически не проникали ветры перемен. Ни эфиопские императоры, ни колониальная администрация Бенито Муссолини, ни даже тоталитарный режим Менгисту Хайле Мариама так и не смогли взять под реальный контроль около двух десятков племен, населяющих долину. Они не признают над собой никакой верховной власти, не платят налоги и не говорят на амхарском – государственном языке Эфиопии. Жители долины Омо хотя и говорят на разных местных языках, одинаково вершат дела по обычаям предков и скрупулезно соблюдают обряды и ритуалы, доставшиеся им в наследство от пращуров.
Модники без одежды
Одна из характерных особенностей племен долины Омо – неутолимая страсть к украшению собственного тела.
Племя сурма, например, достигло особых высот в рисунках по коже, а племя хамер – в создании сложнейших многоуровневых причесок. А поскольку в этих краях начисто отсутствует понятие времени и никто никуда не торопится, собственной внешностью здесь занимаются часами. Цель — произвести впечатление на соседа, друга, девушку или, скажем, врага: по их реакции и судят о художественном даровании мастера бодипейнтинга.
Первый опыт приобретается в процессе игры: дети сурма, мурси, хамеров, подражая взрослым, украшают свои тела белой, красной и коричневой краской, используя в качестве инструментов перья, палочки или свои пальцы.
С возрастом овладевают росписью, имеющей общепонятный смысл: для юношей и девушек она становится частью языка обольщения, а для мужчин и женщин — одним из способов подчеркнуть свою индивидуальность, таким же, как для европейца или азиата стильная одежда. Узоры наносятся произвольно, никаких обязательных клише или трафаретов нет – важно только самовыражение художника. Кроме того, узоры на теле нередко выполняют и защитную роль, становясь своеобразным оберегом для их обладателя.
У сурма лучшими художниками считаются мужчины.
Они раскрашивают не только друг друга, но и женщин. Мужчины украшают себя, чтобы привлекать женщин, устрашать противников, подчеркнуть свою силу во время сражений на палках – донга. Узоры могут быть и утилитарными, играющими роль камуфляжа: некоторые напоминают окраску шкур диких и домашних животных или природные пейзажи.
Мужчины хамеры могут по праву считаться самыми большими «модниками» в долине реки Омо.
Это племя уделяет особое внимание украшениям, деталям одежды, раскраске тела, но все-таки главное в образе хамеров – это прическа. Котируются только мастера-мужчины (юношам, не прошедшим обряд инициации, вообще не разрешено делать какие-либо прически). Процедура занимает не менее часа, и в законченном виде прическа хамера напоминает скульптурную композицию. Материалами для нее служат глина, охра, веревочки, страусиные перья, кусочки материи, металлические предметы (например, ружейные или автоматные гильзы), фрагменты костей и так далее.
Понятно, что обладатель такого отнявшего массу времени сокровища гордится им и всячески его оберегает.
Так, во время сна используются небольшие стульчики-подставки, на которые кладется голова, чтобы не помять прическу. Если не попасть под дождь, она может продержаться до четырех месяцев!
А мужчины сурма украшают головы, выбривая кольцеобразные узоры, причем прическа одного клана сурма не будет похожа на прическу другого.
Еще одна страсть, которая объединяет племена долины Омо, – шрамирование лица и тела.
Сурма считают, что шрамы украшают как мужчин, так и женщин, но смысл этих украшений все-таки разнится. Мужские шрамы — это символ мужества и пренебрежения к боли, знак выигранных битв и поверженных врагов, а женские играют ту же роль, что и ювелирные украшения где-нибудь в Европе. Кроме того, подковообразные шрамы на руках – знак, говорящий о числе убитых врагов (счет мужчинам ведется на правой, женщинам – на левой; если уже нет места, новые шрамы наносят на бедра).
Наблюдение за процедурой шрамирования – испытание не для слабонервных.
А что уж говорить о самих добровольцах, подвергающих себя такой экзекуции! Поражают мужество и терпение этих людей, которые лишь слегка морщатся, когда шип акации в очередной раз вонзается в их тело.
Перед шрамированием, которым занимаются только опытные мастера и мастерицы, на теле острой палочкой чертят желаемый рисунок.
Следуя его линиям, кожу при помощи колючек акации или ежевики подцепляют, приподнимают и слегка подрезают бритвой, не давая поддетому лоскутку оторваться до конца. Чтобы рубец получился выпуклым, в раны втирают смесь из пепла и едкого сока растений, иногда даже помещают личинки насекомых или сушеные зерна. А когда раздражение достигает нужной стадии, раны смазывают специальным маслом, которое убивает инфекцию и способствует образованию рубцов.
Однако в племенах сурма и мурси женщины не останавливаются на этом.
Самое страшное (по нашим, конечно же, меркам) украшение они получают перед замужеством. По достижении 15–18 лет каждой девушке прокалывают кончиком ножа или стрелы нижнюю губу и вставляют в нее палочку, а затем – глиняный или деревянный диск, диаметр которого постепенно увеличивают. А чтобы это украшение лучше держалось, девушке еще раньше, после наступления первых месячных, выбивают четыре нижних зуба.
Конечно, женщины не носят диски все время: они вынимают их, например, во время еды или перед сном, зато вне дома или на людях не расстаются с ними.
Кроме того, у женщин сурма и мурси в обычае обмениваться этими жутковатыми украшениями, не включаются в круговорот лишь те, что были подарены мужем.
А племя хамер знаменито обрядом «избиения девушек», который проводится во время церемонии инициации юношей.
После него на телах женщин племени остаются характерные шрамы, количество и размеры которых много говорят о социальном положении их обладательниц.
Жестокий ритуал представляется хамерам любовными играми.
«Заявки на участие» девушки подают сами: остающиеся после ритуала открытые раны на их телах считаются отметинами истинной женщины, знаком ее любви к юноше, которому предстоит пройти испытание, чтобы стать мужчиной. Поэтому особенно стараются отличиться сестры участников обряда мужской инициации и их возлюбленные. Они делают все, чтобы получить как можно больше ударов тонкими прутьями, которые сами же срезают с кустов и деревьев.
Подготовка участниц обряда начинается с самого раннего утра.
Накануне девушки готовят бордей – напиток из зерен сорго, местный эквивалент пива. Время пить его придет с восходом солнца, когда участницы обряда начинают водить хороводы, трубить в рожки и подпрыгивать, звеня металлическими браслетами на ногах. Бордей, наряду с ритмичными движениями, помогает им войти в транс: к полудню поведение жительниц деревни больше напоминает массовую истерию. Некоторые девушки даже падают в обморок, вызванный выпитым бордеем, 40-градусной жарой и постоянным движением.
Так продолжается часами.
К вечеру многие девушки валятся с ног от усталости и выпитой браги. Воздух буквально пропитан потом, кровью, парами алкоголя, кисло-сладким запахом козьих шкур, из которых сделаны юбки женщин. Спины многих девушек исполосованы распухшими кровоточащими бороздами, но их глаза светятся от счастья: чем больше шрамов и рубцов на теле, тем более любимыми и стойкими они выглядят в глазах соплеменников.
Каждый год после сбора урожая долина реки Омо взрывается от избытка адреналина: приходит пора знаменитых боев на палках донга.
Они считаются самым жестоким видом традиционных состязаний в Африке, но все попытки центральных властей запретить их до сих пор заканчивались ничем.
«Донга» – так называются использующиеся в ритуальных схватках двухметровые палки с вырезанными на одном конце фаллосами; со временем этим словом стали называть и сам ритуал.
Для племен долины Омо, в первую очередь для сурма и мурси, донга – это и обряд инициации для юношей, и ярмарка женихов (лучшего бойца – победителя донги ждет приз в виде первой красавицы округи), и атлетические состязания, и… подготовка к войне. Ведь вооруженные столкновения за лучшие пастбища, плодородные земли, воду и скот между племенами, населяющими долину, до недавнего времени были рутиной здешней повседневной жизни. А извечная вражда между сурма и их самым «закадычным» врагом буми, с постоянными вооруженными набегами, воровством скота и засадами, напоминает борьбу средневековых феодальных кланов: они враждуют отчасти ради добычи, отчасти в силу привычки, а отчасти удовольствия и куража ради.
К схваткам допускаются мужчины и юноши в возрасте от 16 до 40 лет.
Многие бойцы сражаются совершенно обнаженными, некоторые заворачиваются в яркие тряпицы, а наиболее искушенные и, видимо, состоятельные надевают на ноги щитки, на руки – налокотники, а на голову – шлем из сухих веток, обмотанных цветными нитками. Преимущество в схватке больше зависит от быстроты и ловкости, чем от силы: бойцы наносят и парируют удары с такой скоростью, что глаз не всегда успевает заметить движение.
Украсившие свои тела мужчины полностью готовы к поединку.
Напевая ту же песню, они, покачиваясь в такт, идут на поле донги. Сюда же подходят группы бойцов из соседних деревень. Схватки будут происходить в окружении толпы болельщиков, подбадривающих своих односельчан пением и выкриками. Зрители оставляют бойцам лишь небольшой круг, размеры которого то сужаются, то расширяются в зависимости от накала боя. Возбуждение бойцов и толпы так велико, что вся атмосфера буквально наполняется электричеством. И неудивительно, что порой кто-то из зрителей начинает палить из автомата поверх толпы, а некоторые болельщики не выдерживают и сами вступают в рукопашные схватки между собой.
Бойцы донги сражаются попарно, и победитель каждой дуэли вправе выбрать себе следующего соперника.
Выигравший все бои становится чемпионом турнира: односельчане поднимают героя на носилках, собранных из палок донга, и совершают своеобразный круг почета, распевая все ту же ритуальную мелодию. А затем победителя «преподносят в дар» наблюдавшим все это время за боями молодым девушкам – они сами между собой решат, кто станет женой победителя. Но лавры достаются не только чемпиону – почтения соплеменников заслуживают все без исключения участники турнира. Здесь считают, что самого участия в схватках достаточно, чтобы уважать мужчину за его храбрость и мужество.
…Жестокие бои на палках донга, удаление у девочек нижних зубов, растягивание губы и ушей дисками, шрамирование – все эти обряды исключительно болезненны и причиняют страдание.
Тогда почему они столь живучи и сильны у сурма, хамеров, мурси? Антропологи называют их «контролируемым насилием», способом адаптации молодых соплеменников к суровым природным и общественным условиям.