Что означают принципы территориальности и гражданства

Принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальности, гражданства, универсальный, реальный.

Территориальный принцип определяется следующими положениями:

— по российскому уголовному законодательству подлежат ответственности лица, совершившие преступления на территории РФ, на континентальном шельфе или исключительной экономической зоне РФ.

— уголовной юрисдикция распространяется также на лиц, совершивших преступление на морских и речных судах, на военно-морских кораблях, воздушных аппаратах и запущенных в космос российских космических объектах при определенных условиях, регламентированных в ч. 3 ст. 11 УК РФ.

Ограничение действует для лиц, обладающих правовым (дипломатическим) иммунитетом. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия правительства страны, которую они представляют.

Принцип гражданства означает, что граждане РФ, где бы они ни совершили преступление, несут уголовную ответственность по УК РФ. Граждане РФ и постоянно проживающие в ней лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по рос. уголовному закону, если совершенное ими деяние признано преступлением в государства, на тер. которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государства. При осуждении этих лиц в России назначенное наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Реальный принцип основывается на том, что иностранные граждане и лица без гражданства подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если их преступления направлены против интересов РФ, например, организация вооруженного мятежа.

Универсальный принцип исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями, в частности, касающейся борьбы с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна и т.д.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальности, гражданства, универсальный, реальный.

Принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальности, гражданства, универсальный, реальный.

Принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальности, гражданства, универсальный, реальный.

Источник

Действие уголовного закона в пространстве: принцип гражданства, принцип территориальности, реальный и универсальный принципы

Что означают принципы территориальности и гражданства Что означают принципы территориальности и гражданства Что означают принципы территориальности и гражданства Что означают принципы территориальности и гражданства

Что означают принципы территориальности и гражданства

Что означают принципы территориальности и гражданства

Действие уголовного закона в пространстве определяется следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным, универсальным.

К территории Российской Федерации относятся:

o сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной границы РФ, определяемой Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1. 04. 1993 г.;

o водное пространство, включая внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной границы), территориальное море (примыкающий к суше и внутренним водам морской пояс шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ);

o исключительная экономическая зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, а в некоторых случаях определяемых на основании договора РФ и прибрежного государства);

o континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);

o воздушное пространство (столб воздуха над сушей и водами в пределах Государственной границы, а также территориальными водами);

o недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов).

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ).

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.

Территориальный принцип имеет свои исключения. Так, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств (послов, посланников, поверенных в делах, военных атташе и т. д.) и других граждан, пользующихся иммунитетом (членов семей глав и дипломатического персонала, проживающих вместе с названными лицами и не являющихся российскими гражданами, и др.), в случае совершения указанными лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ на началах взаимной договоренности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.

Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей.

Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего представительства, в стране пребывания. Как правило, лица, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например, совершения шпионажа, объявляются персоной «нон грата» и выдворяются за пределы России.

Что означают принципы территориальности и гражданства

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Принцип гражданствапозволяет привлекать к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству граждан РФ и постоянно проживающих на территории РФ лиц без гражданства за преступления, совершенные ими за границей. Тем самым сфера действия российского уголовного закона еще более расширяется. Однако уголовная ответственность наступает только в том случае, если деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В случае осуждения названных лиц в России наказание, назначаемое им судом, не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законодательством иностранного государства, на территории которого преступное деяние было совершено.

В дополнение к первым двум принципам существуют еще два, значительно увеличивающие пространство действия российского уголовного закона. Это реальный и универсальный принципы.

Реальный принцип дает основания для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного «потерпевшего», в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.

Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы виновное лицо не понесло наказания в иностранном государстве и привлекалось к уголовной ответственности на территории России.

Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип невыдачи собственных граждан. В силу действия принципа гражданства такие лица будут отвечать по УК РФ.

В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и экстерриториальное действие.

Сказанное относится главным образом к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориального и экстерриториального действия закона неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного права. Не урегулирован в уголовном законе вопрос об экстрадиции (выдаче) лица, преследуемого за политические убеждения.

Нельзя не отметить, что в целом институт экстрадиции остается пока еще малоизученным, нередко ему отказывается в праве на самостоятельное существование. Вследствие этого экстрадицию часто принимают за выдачу, а вопросы экстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что анализу подвергаются лишь те нормы института экстрадиции, которые в той или иной мере оказываются связанными с выдачей. Вместе с тем, вопросами выдачи экстрадиционная деятельность не исчерпывается. Также безосновательно выглядит сужение тех возможностей, которыми на сегодня реально располагает институт экстрадиции. Это приводит к искаженным представлениям о формах, содержании и результатах экстрадиционной деятельности. Недостаточно исследованными остаются также вопросы, связанные с понятием экстрадиции, ее принципами и концепциями Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С.27.

Следует отметить, что нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще далеко не сложилось. Оно, как и экстрадиционная практика в целом, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. Российская Федерация, как известно, вносит в этот процесс свою посильную лепту. В настоящее время продолжается работа над нормативными документами с участием РФ по вопросам экстрадиции на международном уровне. Движение в этом направлении подкрепляется договорной работой, как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Вместе с тем от внимания ускользают такие важные обстоятельства, как формирование экстрадиции в самостоятельный институт современного права, смена общей концепции экстрадиционной деятельности, перерастание экстрадицией узких рамок выдачи.

Согласно, например, точке зрения проф. Р.М. Валеева, поддержанной многими другими авторами, институт выдачи представляет собой основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора.

В то же время другая позиция состоит в том, чтобы усматривать в экстрадиции не только аспекты выдачи преступников и наказания виновных, но и более широкий круг вопросов. В частности, речь идет о правовой помощи и сотрудничестве между государствами, понимаемых в более широком плане. В этом случае понятие экстрадиции уже более широкое. Оно охватывает не только выдачу преступников, но и целый ряд иных действий, мер и целей. Например, таких, как меры по обеспечению необходимых правовых и процессуальных гарантий, имплементация соответствующих юридических процедур и принципов, эффективное правовое сотрудничество между государствами, повышение доверия к их правовым системам, укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюдение прав человека и т.д.

Анализ международно-правовых документов, законодательных и иных нормативных актов по вопросам экстрадиции позволяет говорить о том, что в последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взгляд на институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадиции складывается как самостоятельный и важный институт права. Понятие экстрадиции и реалии экстрадиционной практики государств и его нормативного регулирования не позволяют подменять этот институт институтом выдачи.

С точки зрения ряда правоведов, следует признать, что институт экстрадиции в современных условиях утвердился как самостоятельный, востребованный и общепризнанный институт международного права. Его нормы, процедуры, концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи и сотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюдения прав и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другими негативными проявлениями в любом уголке земного шара.

Под экстрадицией в литературе принято понимать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания. Такое понимание экстрадиции, сводящее ее к выдаче, оказывается во многом спорным.

Далее, хорошо известно, что не всякая процедура экстрадиции обязательно заканчивается выдачей запрашиваемых лиц. В этих случаях процедура экстрадиции налицо, но реальная выдача отсутствует. Следовательно, экстрадиция не равнозначна выдаче еще и по той причине, что она может завершаться как выдачей, так и отказом в выдаче. Это еще один аргумент, не позволяющий рассматривать выдачу как самостоятельный институт права. Выдача представляет собой лишь форму реализации процедуры экстрадиции.

Анализ законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы экстрадиции, а также данные практики показывают, что экстрадиция отличается от выдачи и передачи прежде всего по своему содержанию, поскольку включает в себя стадию возбуждения инициативы о передаче (выдаче) лица; процесс принятия решения данного вопроса компетентными органами двух государств; стадию обжалования принятого решения; собственно процесс передачи (выдачи) лица; легализацию приговора судом того государства, которое приняло лицо, и др.

В качестве основания выдачи служит не наказуемость преступного деяния, о котором идет речь в запросе, а его совершение, и лицо, требуемое к выдаче, причастно к его совершению. Отсюда ясно, что сама по себе наказуемость преступного деяния, в связи с совершением которого предполагается выдача того или иного лица, по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон на срок не менее одного года лишения свободы есть не что иное, как необходимое условие для экстрадиции. Наказуемость деяния на срок не менее одного года лишения свободы при этом не служит основанием выдачи в соответствии с международно-правовыми актами о выдаче.

Таким образом, говоря о действии уголовного закона в пространстве, можно сказать, что он базируется на следующих принципах: принцип территориальности, принцип гражданства, реальный принцип и универсальный принцип.

Источник

Действие уголовного закона в пространстве.

Что означают принципы территориальности и гражданства Что означают принципы территориальности и гражданства Что означают принципы территориальности и гражданства Что означают принципы территориальности и гражданства

Что означают принципы территориальности и гражданства

Что означают принципы территориальности и гражданства

1. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространствеполучил свое закрепление в ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу».

При определении понятия «территория Российской Федерации» следует исходить из положений Конституции РФ и Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». В соответствии со ст.1 этого закона «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

Таким образом, под территорией Российской Федерации понимаются:

Частью 2 ст. 11 УК РФ установлено положение, согласно которому преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Этой же частью действие Уголовного кодекса распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Водную территорию Российской Федерации составляют внутренние и территориальные воды.

Понятие внутренних и территориальных вод определяются Федеральным законом от 1 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Внутренние морские воды включают в себя воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов морей и проливов с шириной входа не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации; воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России.

Что означают принципы территориальности и гражданства

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации.

Водную территорию Российской Федерации составляют также воды рек, озер и других водоемов, а также части пограничных рек и озер.

К территории Российской Федерации относятся также континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Понятие и границы континентального шельфа определяются Федеральным законом от 25 октября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации». Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права

Уголовно-правовая юрисдикция Российской Федерации над континентальным шельфом определяется кругом тех преступлений, которые обозначены в ст. 253 УК РФ.

В качестве территории Российской Федерации, на которую распространяется действие УК РФ, рассматриваются также: 1) военные корабли, плавающие под флагом своего государства в любых водах; 2) военные воздушные суда независимо от места их нахождения; 3) гражданский корабль, когда он находится за пределами иностранных территориальных вод; 4) гражданское воздушное судно, находящееся в полете за пределами воздушного пространства иностранных государств.

В этой связи в соответствии с общепринятыми нормами международного права в ч. 3 ст. 11 УК РФ включено правило о том, что лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

В УК РФ ничего не сказано по поводу того, каков правовой режим на воздушных или морских гражданских судах, находящихся в пределах юрисдикции иностранных государств. Правовой статус таких судов регламентируется рядом международных документов. В отношении воздушных судов действует «Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» 1963 г. Статья 3 Конвенции устанавливает, что на борту воздушного судна осуществляется юрисдикция государства регистрации судна. Это общее правило, относящееся ко всем воздушным судам, в том числе и гражданским.

Статья 4 Конвенции предусматривает пять исключений из общего правила, позволяющих распространять юрисдикцию страны пребывания на иностранное воздушное судно. Это касается случаев, когда: 1) преступление имеет последствия на территории государства пребывания; 2) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина государства пребывания либо лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица; 3) преступление направлено против безопасности государства пребывания; 4) преступление заключается в нарушении действующих в государстве пребывания любых правил или регламентов, относящихся к полету или маневрированию воздушных судов; 5) осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения выполнения любого обязательства государства пребывания по многостороннему международному соглашению.

Правовая регламентация режима морских невоенных судов закреплена Конвенцией о морском праве 1982 г. и Женевской конвенцией 1958 г. «О территориальном море и прилегающей зоне». Названные документы устанавливают в качестве общего правила суверенитет государства, которому судно приписано, за следующими исключениями: 1) последствие преступления распространяется на прибрежное государство; 2) преступление нарушает спокойствие в стране пребывания или добрый порядок в территориальном море; 3) к местным властям обратился за помощью капитан судна; 4) юрисдикция государства пребывания необходима для пресечения торговли наркотиками и психотропными средствами.

Кроме того, Россия присоединилась к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., где предлагается довольно объемный перечень преступных актов, совершение которых позволяет распространять на морское судно юрисдикцию государства пребывания.

При решении проблемы преодоления конкуренции (коллизии) между уголовными законами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права следует исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

К территории распространения российской юрисдикции относятся посольства и консульства, находящиеся на территории других государств, в том числе жилые и производственные помещения, транспортные средства.

Исключение из принципа территориальности делается для лиц, обладающих правовым иммунитетом. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации, в случае совершения ими преступления на ее территории разрешается в соответствии с нормами международного права. Это так называемая экстерриториальность, или дипломатический или правовой иммунитет.

Круг лиц, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., ратифицированной СССР 11 февраля 1964 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. и другими международно-правовыми актами.

Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты Министерства иностранных дел, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.

Дипломатическая неприкосновенность распространяется и на представителей иностранных государств, делегатов, членов парламентов, правительств, прибывающих на международные переговоры с официальными поручениями и т.д., а также сопровождающих их членов семей, если последние не граждане Российской Федерации. Иммунитет в этих случаях предоставляется на основе взаимности.

Правом дипломатической неприкосновенности могут обладать в соответствии с международными договорами и представители международных неправительственных организаций, журналисты.

На основе взаимности специальными международными договорами дипломатический иммунитет может быть распространен и на иные категории лиц, например на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан Российской Федерации).

Лица, пользующиеся иммунитетом, не могут быть без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечены к уголовной ответственности на территории Российской Федерации, задержаны, привлечены к участию в следственных действиях. Они могут быть допрошены только с их согласия. Но наличие иммунитета не означает безнаказанности лиц, обладающих им. Они обязаны соблюдать законы страны пребывания. В случае совершения преступления они могут быть привлечены к уголовной ответственности в Российской Федерации с согласия правительства их страны или на территории собственной страны. Как правило, в Российской Федерации такие лица объявляются «персоной нон грата» и подлежат выдворению за ее пределы.

Этот иммунитет распространяется на территории посольств, дипломатических представительств, а также в соответствии с международными договорами на территории расположения военных баз другого государства. Поэтому без разрешения соответствующих должностных лиц иностранных государств на эти территории представители страны пребывания не могут войти, не могут совершать там никаких действий.

Применение территориального принципа действия уголовных законов в пространстве основано на точном определении места совершения преступления. Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации как в тех случаях, когда оно выполнено на данной территории в полном объеме или частично, так и в случаях, когда приготовление или покушение были осуществлены на территории иностранного государства, а окончено преступление было (в полном объеме выполнена объективная сторона формального состава преступления или наступили общественно опасные последствия при материальном составе преступления) на территории Российской Федерации. Так же решается рассматриваемый вопрос, если организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории Российской Федерации; или соучастие имело место в Российской Федерации, а исполнитель преступления действовал за границей.

2. Принцип гражданства.Как уже отмечалось выше, уголовной ответственности по УК РФ подлежит лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации. Под таким лицом понимаются граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Он заключается в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в нашей стране лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ, отвечают по уголовному законодательству России только в случае, если их преступные деяния направлены против интересов, охраняемых Уголовным кодексом Российской Федерации, и если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Статья 11 Закона РФ «О гражданстве» устанавливает основания приобретения гражданства Российской Федерации: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным данным законом или международным договором Российской Федерации.

При совершении преступления за границей гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории России, эти лица, если они не были осуждены за границей, могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории России и осуждены.

Возложение уголовной ответственности по УК РФ исключается, если в отношении указанных в законе лиц (ч. 1 ст. 12 УК РФ) имеется решение суда иностранного государства.

В современных условиях приобрел практическую значимость вопрос о применении уголовного закона к беженцам, совершившим преступления на территории нашей страны. Определение понятия «беженец» дается в ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах». За совершение ими преступления беженцы несут уголовную ответственность так же, как иностранцы и лица без гражданства.

В отличие от беженцев переселенцем в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» может быть признан как гражданин России, так и лицо, не имеющее гражданства РФ (ст. 1). В случае совершения преступления такими лицами они отвечают соответственно как граждане либо как иностранные граждане или лица без гражданства.

Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эту категорию лиц принято именовать бипатридами. Граждане России при определенных обстоятельствах используют это конституционное право. Лицо с двойным гражданством (бипатрид) в случае совершения им преступления подлежит уголовной ответственности на равных с российским гражданином основаниях. В случае совершения этими лицами преступления за пределами обоих государств, гражданами которых они являются, в международном праве подобные случаи предлагается рассматривать на основе принципа «эффективного гражданства». Согласно этому принципу применяется закон того государства, на территории которого такие граждане и их семьи постоянно проживают, имеют жилье, имущество, пользуются политическими и гражданскими правами.

3. Покровительственный принцип (принцип специального режима).В современный период некоторые воинские формирования Российской Федерации дислоцируются за пределами страны, а также выполняют миротворческие функции. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. впервые на законодательном уровне решен вопрос об уголовной ответственности военнослужащих за преступления, совершенные за пределами РФ. Статус военнослужащих определяется международными договорами. Согласно ч. 2 ст. 12 УК РФ, военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок реализации уголовной ответственности:

— по делам о преступлениях лиц, входящих в состав войск, и членов их семей, совершенных в местах дислокации либо при исполнении служебных обязанностей, а также по делам о воинских преступлениях применяется законодательство Российской Федерации.

4.Часть 3 ст. 12 УК РФ построена с учетом реального и универсального принципов.

Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации и совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, в случаях, если преступление направлено против Российской Федерации либо ее граждан или постоянно проживающих в нашей стране лиц без гражданства. В международном праве этот принцип именуется иногда принципом защиты (или безопасности), в связи с тем, что государство вправе привлекать таких лиц к ответственности ради защиты интересов государства, общества, своих граждан.

Находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию России и соблюдать ее законы. Поэтому в случае совершения ими преступления вне ее пределов РФ они подлежат уголовной ответственности на общих (единых) основаниях при условии, что они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

5. Универсальный принцип заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации и совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Данный принцип основывается на международных обязательствах Российской Федерации, установленных Конвенциями: по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.; по борьбе с захватом воздушных судов 1970 г.; по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и др. Только на основе универсального принципа возможна организация совместной борьбы, координация действий в отношении преступлений указанной выше категории.

Применение положений ч. 3 ст. 12 УК РФ возможно лишь при условии, если совершившие преступления лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Таким образом, действующий УК РФ исключает возможность повторного осуждения за одно и то же преступление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *