Что означают перья на голове индейцев
Индейский головной убор из перьев: часть I
I. Историческая справка
За прошедшие сотни лет, а особенно с 1887г. благодаря шоу Баффоло Била (Buffalo Bill‘s Wild West Show) с участием индейцев Сиу, Арапахо и Пауни, которое за несколько десятков лет объездило полмира, изображение воина в головном уборе из орлиных перьев (на Лакотском — Wambli Wapaha) стало главным символом Североамериканских индейцев.
В стародавние времена Wambli Wapaha — головной убор из орлиных перьев (т.н. «солнечный головной убор» по терминологии русских индеанистов: термин достаточно странный, поскольку никто в мире его так не называет) был наделен богатым символизмом: мельчайшая его деталь имела глубокий смысл, а право носить такие головные уборы имели только вожди и выдающиеся воины. Каждое перо в таком головном уборе обозначало тот или иной подвиг или великое деяние, совершенное на войне или на охоте, т.е. выполняло ту же самую функцию, что у нас медаль или орден. Индейцы считали, что человеку, который носит военный головной убор из перьев орла, не страшны ни пули, ни стрелы и надевали такие головные уборы не для того, чтобы круто выглядеть, а чтобы обрести магическую защиту орла. Поэтому чаще всего воин, идя в военный поход, брал с собой головной убор, а если позволяли обстоятельства, надевал его на время сражения. Воин принимал решение о том надевать или не надевать свой убор, исходя из индивидуальной манеры ведения боя и наличия времени на переодевание. От Шайенского вождя Деревянная Нога мы знаем, что: «Если приближалась битва, воины первым делом сбрасывали свою обычную одежду. Идея, что для битвы необходимо особое облачение, появилась не от уверенности, что это прибавит ловкости в бою. Это были приготовления к смерти. Каждый индеец хотел видеть себя в лучшем виде, идя на встречу с Великим Духом, а потому надевал этот наряд и перед боем и в мирное время — при опасной болезни. Некоторые племена не заботились о таких вещах и рисковали жизнью либо полуодетыми, либо в потёртом платье. Но Шайенны и Сиу относились к этой процедуре с должным вниманием».
Для хранения и транспортировки использовался цилиндрический короб (парфлеш) из сыромяти, разрисованный различными символами. Одной из особенностей, связанных с головным убором, является то, что почти никогда воин не изготавливал свой убор сам: чаще всего он или покупал или выменивал его у других, или же только предоставлял другим членам племени (например, воинам, состоящим с ним в одном военном сообществе) материал для его изготовления.
В период с 1740 по 1810, а особенно в последующие 20 лет до 1830 года, головные уборы были значительно усовершенствованы: во-первых, это уже была не просто налобная повязка с перьями, но шапочка из мягкой кожи, на которую крепились перья; во-вторых, в отличие от повязки, на которую перья жестко фиксировались («втыкались»), новая конструкция делала перья достаточно подвижными. К этому времени также стало обычным делом использовать подвески из шкурок и перьев, а также легкие распиленные и отполированные рога бизона.
Ф. Кларк отмечает, что по мнению некоторых племен головной убор в том виде, в каком мы привыкли видеть, (т.е. с расширяющейся короной или flaring style headdress, в отличие от более древнего головного убора со стоящей вертикально короной или straight-up style headdress) придумали Кроу.
Одной из лучших иллюстраций того как выглядел такой головной убор (т.е. flaring style headdress) в начале 19 века является картина Кэтлина (см. фото; Catlin 1841, vol. I:101).
Есть также скетч и картина Кэтлина, сделанные им в 1832 г., (Catlin 1841, vol.II: opp.p. 190) изображающие Лакотского воина по имени Спящий Ветер в характерном для Сиу головном уборе с расширяющейся короной.
В настоящее время изображенный на картине головной убор Кроу хранится в Смитсонианском институте (Музее Американских Индейцев в Вашингтоне). Как видно на картине и музейных образцах в Вашингтоне и Берлине (где хранится почти такой же образец головного убора, но принадлежащий Хидатса), головные уборы в том замечательном стиле, который чуть позже разовьется в стиль Лакота (Сиу) и станет символом «индейскости», уже существовал к началу 19 века и был популярен среди Равнинных племен Верхнего Миссури (т.е. в районе т.н. Центральных равнин): Арикара, Дакота, Хидатса, Мандан, Кроу, Равнинные Кри, Омаха.
По информации Гриннелла перьевые уборы, внешне напоминающие типичные Лакотские уборы с расширяющиеся короной, были также распространены и среди Шайенов. Однако изучение ранних полевых фотографий (т.е. сделанных не в фотостудии, где обычно индейцев наряжали в принадлежащий фотографу реквизит, а в реальных условиях) и почти полное отсутствие в музеях экземпляров ранних шайенских уборов, скорее всего говорят о том, что это суждение по большей части справедливо только в отношении северных Шайенов.
Коме того, начиная с 1870-х годов, у Шайенов были популярны головные уборы комбинированного типа, сочетающие Лакотский стиль с бизоньими рогами (см. фото).
Зачем Индейцы перья на голове носят и что они символизируют?
ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ИНДЕЙЦЫ НОСИЛИ НА ГОЛОВЕ УКРАШЕНИЕ ИЗ ПЕРЬЕВ. Хотя это вовсе не считается у них украшением.
Интересна символика пера у американских индейцев.
Индейцы считают, что национальный головной убор из перьев заключает невероятную силу и может творить чудеса, делая его обладателя неуязвимым для врагов.
Но для изготовления такого убора годились перья далеко не всех птиц. Предпочтение отдавалось перьям орла, потому что они олицетворяют Великий Дух, Дух Вселенной, а также лучи света.
Более того, существовали строгие правила, как эти перья нужно добывать. Например, нельзя было убивать птицу из ружья или лука. Орла нужно было поймать на приманку голыми руками. Такая охота была ремеслом тяжелым и опасным, поэтому ловцы орлов всегда были уважаемы и почитаемы окружающими. Орлиные перья можно было выгодно обменять даже на лошадей — главное богатство индейцев.
Убор из орлиных перьев является военной деталью. Его надевали индейцы, вступившие на тропу войны.
Если же в убор вместо орлиных перьев вплеталось оперение совы и вороны, это свидетельствовало о мирном характере убора, и его надевали в дни празднеств и религиозных церемоний.
Убор из орлиных перьев символизировал также святость и власть, поэтому его могли носить лишь воины, отличившиеся в сражениях, совершившие подвиги. На пере, которое являлось своеобразным орденом, делались отметки, по поводу какого подвига оно носится.
Человеку приходилось иногда по несколько суток сидеть в яме. Когда орёл садился на приманку, индеец одной рукой хватал орла за ноги, а другой бил ножом. К ловцу орлов в племени относились с уважением.
Кроме воинов, убор из перьев носили шаманы. В этом случае перья дополнялись рогами бизона и антилопы.
Индейский головной убор из перьев: часть II
II. Основные элементы конструкции головного убора
1) Перья (Feathers)
Перья — основной декоративный элемент головного убора: от того как они препарированы и украшены зависит то, как будет выглядеть весь головной убор и сколько он будет стоить. Индейцы предпочитали черно-белые перья молодого беркута (Immature Golden Eagle). Наравне с этим использовались перья взрослеющих (Semi-mature) и взрослых (Mature) птиц, имеющих более темную окраску. В настоящее время в связи с запретом в большинстве стран охотиться на любых орлов, при изготовлении головных уборов используются индюшиные перья, которые разными методами стилизуются под хвостовые перья орла. Чаще всего в недорогих коммерческих моделях используют белые перья с кончиками окрашенными в черный или бурый цвет (Imitation feathers).
Основания перьев обычно обматываются сукном (ситцем, шерстяными нитками, крашенными сухожилиями и т.п.) красного цвета (от алого до огненно-красного), но в ходу и другие цвета: темно-синий, темно-зеленый, оранжевый, желтый и др. Все зависит от фантазии и вкуса: главное, чтобы цвет обмотки сочетался с цветами на вышивке и пухом на перьях.
Далее перья могут украшаться пухом, мелкими перьями, а на концах приклеивается или конский волос, или пух, или и то и другое вместе. На кончике пера, там, где крепится конский волос или пух, обычно делается что-то типа полоски из меха горностая или гипса, которые раньше символизировали «ку» (великие деяния владельца). На современных уборах вместо этого обычно приклеивают кружочки (иногда, впрочем, ромбики и т.п.) из белой кожи.
В заключение скажем, что при всей кажущейся простоте вопроса и обилии забугорных магазинов, предлагающих широкий ассортимент «индейских перьев» (например, Matoska, Crazy Crow и т.п.), достать подходящие перья хорошего качества (т.е. нужного размера, формы и способа раскраски) очень сложно. Например, на наших самых дорогих моделях используются перья, которые мы собирали несколько лет!
2) Кожаная или фетровая шапочка (scull cap or crown)
Шапочка может быть декорирована пухом или/и мелкими перьями, мехом (горностая, кролика, койота, бизона и т.п.), шкурками горностая и т.п.
3) Налобная полоска (browband)
Хотя расшитая иглами дикобраза или бисером налобная полоска и является чуть ли не основным декоративным элементом головного убора (после самих перьев, естественно), первоначально головные уборы изготавливались и без нее. Полоска с различными узорами или символикой появилась позднее: это видно хотя бы пот тому, что часто она нашивалась поверх перьев или же могла меняться на одном и том же уборе (если она приходила в негодность или не нравилась владельцу по какой-то причине).
4) Боковые украшения (Side adornments)
5) Главное перо (Major plume or Sun Dance plume)
Главное перо — обязательный элемент для любого более или менее настоящего, непотешного убора. Главное перо должно крепиться к шапочке, примерно по-середине на линии между двух центральных перьев. Смысл Главного пера — выделить своего владельца, это как личный знак отличия. Именно поэтому практически невозможно встретить дубликаты на старых головных уборах. На большинстве старых фотографиях можно увидеть, что на конце Главного пера крепился пучок из пуха (плюмаж): возможно, что свое название перо получило по этой причине.
Вполне вероятна и другая этимология этого названия: Главное перо делается только из маховых, т.е. самых больших перьев.
Возможно также, что оно Главное потому, что оно самое важное для владельца поскольку призвано соединять его с Великим Духом. Исходя из этого, есть основания полагать, что Главное перо должно делаться только из маховых перьев молодого белоголового орлана (wanbligleska), поскольку именно он по представлению Лакота является посланником Вакантанка.
Примечательно также, что на большинстве музейных экспонатов Главное перо отсутствует: вероятно, это связано с тем, что продавая, даря или иным образом отдавая свой головной убор, владелец оставлял Главное перо себе именно потому, что оно имело для него слишком личное, сакраментальное значение.
Перо птичье
В основе символизма — невесомость перьев, способность птиц летать и духовные качества, которыми наделяли птиц. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство.
Соответствуют стихии воздуха — царству птиц (Керл-48). По этой же причине в культурах, в которых преобладают мифы о воздухе, перья используются как личное украшение.
Находят своё применение в символике благодаря характеристикам, отводимым им народными поверьями, согласно которым их невероятная легкость как бы сама по себе поднимает птиц в воздух (во многих сказаниях перьевая одежда «придает» способность летать).
Перья также — широко распространенная эмблема возносящейся молитвы;
Содержание
У шумеров души умерших, находящиеся в царстве подземных богов, были одеты в птичьи перья.
Перо страуса — атрибут и головной убор богини справедливости, истины и мировой упорядоченности Маат. С его помощью на загробном суде взвешивались сердца умерших. клалось на одну чашу весов, сердце умершего — на другую. Умерший считался оправданным — «маати», и отправлялся в царство Осириса если на весах устанавливалось равновесие.
Атрибут нескольких богов неба. Символ ветра богов-творцов:
Четыре пера украшают головной убор Онуриса — бога охоты и войны (центр культа в верхнеегипетском городе Тинисе).
В тиаре из перьев изображается отпугивающий злых духов Бэс.
Мнение, что белые перья — символ трусости, зародилось на петушиных боях: такие перья в хвосте петуха считались знаком того, что птица лишена агрессивности, присущей чистокровным бойцовым петухам.
Плащ из перьев служит атрибутом небесных богов, таких, как скандинавская Фрейя.
Одеяние кельтских друидов, призванное обеспечить магическое путешествие за пределами материального мира.
Большую роль играли перья в культурах Древней Мексики. Бог и герой Кецалькоатль представлялся в виде змея (по-ацтекски коатль), покрытого зелеными перьями птицы кецаль. Такие же перья служили регалиями (символами статуса) мексиканских царей.
Перья Широко использовали в производстве клееных мозаичных щитов, корон, плащеобразных накидок, штандартов и т. д..
Оперенное солнце — диск с перьями, направленными как вовнутрь, так и наружу, служит у равнинных индейцев эмблемой Космоса и Центра.
Как символ возносимой молитвы перья присутствуют на оперенных жезлах индейцев пуэбло, используемых в ритуалах вызова дождя в дни солнцестояния.
Перья, которыми украшали головы и головные уборы вожди индейцев, символизировали их духовный авторитет. Каждое перо в головном уборе указывало на (боевые) деяния их носителя. Подобный убор из перьев тесно связывает вождя с птицей-демиургом, уравнивает с Великим Духом, с властью богов воздуха, огня и грозы.
Иногда используются в качестве эмблемы добродетели, как в эмблеме рода Медичи (см. ниже).
Атрибут Св. Франциска Ксаверия — как головной убор индийских аборигенов.
Атрибут персонифицированной Америки (части света) — головной убор из перьев.
Истина, которая должна подняться; легкость, сухость, Небеса, высота, скорость, простор, бегство в другие области мира, душа, элемент ветра и воздуха. Перья или оперенные прически — знак принятия на себя силы (маны) птицы. Позволяет носителю прикоснуться к знанию птиц («маленькая птичка мне сказала»), их трансцендентным и инстинктивным знанием и магической силой. Два пера — свет и воздух, два полюса, воскресение. Три — бэдж принца Уэлльского, ассоциируются с лилией (см. fler-de-lis). Белое перо символизирует облака, морскую пену и трусость: белое перо (перья) в хвосте бойцового петуха считались знаком плохой породы и робости. Оперенная корона олицетворяет лучи Солнца. У американских индейцев перья орла олицетворяют Птицу Грома, Великий Дух вселенной, а также лучи света (см. оперенное солнце). Украшенные перьями накидки кельтских священнико, олицетворяли путь в другой мир. Феи носят платья, украшенные перьями. У христиан перо означает созерцание и веру. У египтян — верховная власть, истина, полет, невесомость, сухость, высота; эмблема богини Маат как Истины. К божествам, чьими атрибутами являются перья, относятся также солярные Амон-Ра и Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Апис, Менту, Нефертиум. В Аменти Озирис взвешивает душу, бросая на другую чашу весов перья истины. У скандинавов Фрея владела магической накидкой из перьев, позволявшей ей летать по воздуху. Оперенные одежды шаманов дают способность летать в другие миры и путешествовать для обретения знаний. В даосизме перо — атрибут священника, «оперенный мудрец» или «оперенный посетитель», сообщение с тем миром. В тольтекской культуре оперенные палочки олицетворяют молитву и созерцание.
Рис. 139 Орнамент с мотивами оперения, зерна и дерева соединяет воедино противоположные понятия: легкость и возвышенность, символизируемые оперением, и земную жизненную силу, рост дерева, семя которого является прообразом самой жизни. (Китайский глазированный кубок, XIII век.)
Перья, которыми украшали головы и головные уборы вожди индейцев, символизировали их духовный авторитет.
Роуч — головной убор индейца.
[h2]
Роуч — головной убор индейца.[/h2]
Традиционный головной убор индейского воина — Роуч. По индейскому поверью обладает духовной и лечащей силой. Надевается в торжественных случая, а так же во время боя.
Роуч — головной убор индейца.
История Роуча
Изначально Солнечные головные уборы индейцев Северной Америки делались из перьев молодых беркутов, чье оперение на крыльях и хвосте в юном возрасте имеет контрастную черно-белую окраску. Издавна черный и белый цвета символизировали Нижний и Верхний мир. Черные шаманы Сибири черпают силы у земли и предков – Нижнего мира, а белые у неба – Верхнего мира. Соответственно, черные шаманы носят черные одежды и головные уборы, а белые – белые. Говорят, что у одних народов существует подобное четкое разделение, а у других оно размыто. Возможно, поэтому в украшениях и атрибутах индейцев прослеживается контрастность. Вспомнить хотя бы их пятнистых лошадок.
Роуч — головной убор индейца.
Смысл и символизм роуча
Всем известна «индейская шапка с перьями», но немногие знают о смысле, заключенном в ней. Она имела ярко выраженный символизм и делалась из двенадцати перьев беркута, означавших 12 месяцев года, 4 сезона, приравненных к детству, молодости, зрелости и старости. Носили индейский роуч только шаманы. Со временем столь строгие рамки того, как должен выглядеть Солнечный головной убор, начали расширяться. Перьев становилось больше, и они ассоциировались с лучами солнца, а одевать роуч могли не только шаманы, но и вожди, воины, а позже и все, кто обзавелся перьями, чтобы сделать себе подобную «шапку». Таким образом, изначальный сакральный смысл был потерян, и индейский головной убор превратился в военный атрибут, который украшали лентами, бисером, вставками из камней. Перья и пух красили в яркие цвета, видимо, для устрашения противника.