Что означают номера на танках
Опознавательные знаки бронетехники Советской Армии
Приложение 8 Боевого Устава Сухопутных Войск (батальон, рота) :
«Для опознавания своих боевых машин и определения их принадлежности к соединению, части и подразделению на них наносятся опознавательные знаки и условные номера.
Опознавательный знак соединения (части) представляет собой рисунок геометрической фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других фигур. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, рисунков отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим начальником и периодически меняется.
Летом опознавательный знак и условный номер наносятся белой краской, зимой и при действиях в пустыне, когда боевые машины имеют маскирующую окраску, — красной (черной) краской.»
Основным знаком, наносившимся на бронетехнику в Советской Армии был трехзначный условный номер. Нередко их называли (в том числе и в документах) «бортовой номер», «бортовой тактический номер», «боевой номер»). Уставом предусматривалось, что каждому полку командиром дивизии выделяется диапазон номеров. На практике этот вопрос был полностью отдан на откуп командирам полков.
В полках же общепринятой практикой было давать номера не подряд, а шифровать их. Наиболее часто применялись следующие шифровки:
Вариант 1:
-первая цифра — порядковый номер батальона (1, 2, 3, …);
-вторая цифра — порядковый номер роты в батальоне (1,2,3, …)
-третья цифра — порядковый номер машины в роте (0,1, …9)
Например 239 — девятая машина третей роты второго батальона.
Вариант 2:
-первая цифра — порядковый номер роты в полку (1,2, …9)
-вторая и третья цифры — порядковый номер машины в батальоне (01,02,03, …11, …23, …31)
Например, 623 — шестая рота (а значит второй батальон), двадцать третья машина батальона.
Вариант 3 :
-первая цифра — порядковый номер батальона;
-вторая и третья цифра порядковый номер машины в полку. Например, 382 — восемьдесят вторая машина третий батальон
Таких систем шифровок было еще несколько. Здесь все зависело от фантазии зампотеха полка (командир полка обычно сам в это не вмешивался).
Как правило, больше ничего и не требовалось, и других опознавательных знаков или номеров на бронетехнике не было.
В округах, где дивизии существовали реально, а не в виде кадрированных (на бумаге), и где проводились учения, на период учений назначались опознавательные знаки, которые представляли собой в соответствии с Уставом геометрические фигуры. Каждой дивизии назначалась одна определенная геометрическая фигура. Внутри дивизионного знака наносились литеры, цифры, точки, линии, сектора, которые обозначали полк, отдельный батальон дивизии. На рисунке представлены лишь некоторые варианты опознавательных знаков.
Хотя уставом разрешалось внутри знаков наносить и рисунки листьев, но на практике это не встречалось. Обычно после учений эти знаки так и оставались на машинах, становясь в представлении солдат как бы постоянными опознавательными знаками. Да чаще всего, однажды нанесенные опознавательные знаки, оставались на машинах на несколько лет, служа от учения к учению.
Уставом предписывалось наносить номер на обе стороны башни (на оба борта) и на заднюю часть башни (корму машины), но чаще сзади номер был только на так называемых «стрельбовых машинах», т.е. машинах, использовавшихся для выполнения упражнений учебных стрельб. Это связано с тем, что без такого номера руководителю стрельб невозможно с командной вышки определить где какая машина. На «вожденческих» машинах (машинах. предназначенных для обучения вождению) обычно сзади номер не писали.
Для удобства регулировщиков, которым во время учений требовалось различать опознавательные знаки машин до их подхода к посту регулирования, нередко опознавательные знаки наносили на передних подкрылках, лобовой броне, крышке командирского люка, или люка заряжающего(обычно во время марша они открыты и знак хорошо виден регулировщику). На рисунке опознавательный знак на левом подкрылке.
С появлением в семидесятых годах в мотострелковых (танковых) дивизиях сначала вертолетных отрядов, затем вертолетных эскадрилий (в основном, в группах войск в ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии) опознавательные знаки и opoznav-4.jpg (4797 bytes)номера машин в ряде случаев стали наносить и на верхней поверхности башни. Для командирских машин (дивизии, полка, батальона) это было обязательным. На рисунке знак и номер на башне танка Т-62. Знак и номер располагались так, чтобы удобно было их различать при подлете сзади. Размер номера и знака диктовался максимально свободным местом на крыше. Обычно на крыше знаки были крупнее бортовых.
Иногда на бронетехнике можно было встретить красочные изображения знаков «Гвардия», эмблем воздушно-десантных войск, военно-морских флагов, эмблем морской пехоты. Реже, но встречались надписи типа «Пионер Сибири», «От комсомольцев Тувы», «Боевая подруга» и т.п. Однако, это делалось для украшения машин, участвующих в крупных военных парадах (Москва, Ленинград, др.крупные города), или иных политических или же исторических мероприятий. Положено было по окончании подобных мероприятий закрашивать эти неуставные надписи, но нередко у офицеров просто не доходили до этого руки, солдаты же, большие любители до украшательства машин, просто лелеяли эти знаки и бережно их сохраняли. Иногда в этом их поощряли и крупные начальники ( например, командующий ВДВ Маргелов).
Но уже афганская война заставила стирать с брони не только вызывающие знаки Спецназа, Гвардии, но и простые опознавательные знаки, а нередко и номера. В чеченскую войну номера закрашивали даже на вертолетах и самолетах. С одной стороны яркие цветные пятна демаскируют ( и очень сильно!) машину, с другой стороны четко различимые номера помогают противнику разыскивать, распознавать и сосредотачивать огонь на командирских машинах, машинах особенно успешно действующих против них.
Звезды, гвардейские знаки, изображения орденов, наименования соединений, различные надписи, которые можно встретить на танках, стоящих как памятники на постаментах никакого отношения к системе опознавания бронетехники не имеют.
1.Боевой Устав Сухопутных Войск. Часть II. Батальон, рота. Военное издательство. Москва. 1983г.
Опознавательные знаки техники. Советская и американская системы
Все боевые машины вооруженных сил должны иметь свои тактические номера и иные опознавательные знаки. Их наличие упрощает работу командиров подразделений и помогает эффективно управлять войсками в целом. В разные периоды в разных странах использовались отличающиеся системы опознавательных знаков с теми или иными характерными особенностями. Так, в разных странах обычно применялись отличающиеся подходы к формированию знаков, что приводило к отличающимся результатам. Рассмотрим системы обозначений бронетехники и других боевых машин, применявшихся в двух сверхдержавах прошлого.
В настоящее время в российской армии применяется система опознавательных знаков (ОЗ), основанная на идеях советского времени. Она претерпела некоторые изменения в виде добавления тех или иных знаков, но часть основных положений осталась прежней. К примеру, в последние годы в состав ОЗ впервые в отечественной практике официально ввели эмблему вооруженных сил – ранее на протяжении нескольких десятилетий государственная символика и знаки принадлежности к армии были «самодеятельностью на местах».
Последняя система ОЗ советских времен была описана в Боевом уставе сухопутных войск в редакции 1982 года. Приложение №8 к II части устава (рота-батальон) описывало принципы присвоения ОЗ, их оформление и т.д. Главной особенностью той системы являлась общая направленность на обеспечение секретности. С целью затруднения работы разведки противника предлагалось регулярное изменение опознавательных знаков и условных номеров техники.
Согласно Боевому уставу, все боевые машины одной части или соединения должны были иметь общий опознавательный знак, указывающий на их принадлежность. Знак предлагалось выполнять в виде геометрической фигуры того или иного вида. Внутри фигуры допускалось размещение букв, цифр, линий и несложных рисунков, что значительно увеличивало количество доступных вариантов. ОЗ соединения / части вводился вышестоящим начальником и должен был меняться с определенной периодичностью.
Опознавательный знак соединения или части дополнялся трехзначным условным номером, также известным как «боевой номер», «тактический номер» или «бортовой номер». Каждой части вышестоящее командование на определенный период выделяло диапазон чисел в виде нескольких сотен. Номера техники конкретной части распределялись ее командованием по своему усмотрению. Любопытно, что устав не запрещал присваивать один условный номер нескольким машинам разных типов. Таким образом, одинаковые цифры могли присутствовать одновременно на танке и БМП.
Для большего удобства опознавания техники, в частях применялись несколько вариантов присвоения номеров. При их использовании каждый номер имел значение, понятное командиру. Разные цифры трехзначного номера могли обозначать номер батальона и/или роты, а также номер конкретной машины. Обязательные указания на этот счет отсутствовали, и потому в разных частях использовались отличающиеся системы, в том числе несовместимые между собой.
Помимо обязательных ОЗ, на броне боевых машин могли присутствовать иные изображения. Для участия в различных праздничных или публичных мероприятиях на технику могли наносить гвардейские знаки, эмблемы родов войск, а также различные надписи. Тем не менее, в соответствии с уставами, после завершения мероприятий все эти знаки следовало удалять или закрашивать, оставляя только штатные ОЗ части и условный знак. Впрочем, это предписание соблюдалось не всегда, и нередко танки и другие бронемашины в течение долгого времени сохраняли «нештатные» изображения.
Известно, что в ходе вооруженных конфликтов в Афганистане и Чечне сухопутным войскам нередко приходилось отказываться от требуемых обозначений техники для большей безопасности. Наличие хорошо различимых знаков и номеров могло демаскировать технику, а также облегчало противнику поиск приоритетных целей. После ухода из горячей точки части восстанавливали положенные ОЗ.
Актуальная система опознавательных знаков сухопутных войск России мало отличается от старой советской. По-прежнему используются графические знаки частей / соединений и трехзначные номера. При этом с недавнего времени прочие ОЗ могут дополняться красно-белой звездой – эмблемой российских вооруженных сил. Для парадов и иных торжественных мероприятий на технике временно помещают другие знаки.
Сухопутные войска США имеют свою собственную систему обозначений техники, единую для боевых и вспомогательных машин. Ее общие положения были сформированы еще в годы Второй мировой войны и в дальнейшем лишь незначительно менялись. Вводились те или иные новые знаки, но общие принципы оставались прежними. Американская система ОЗ принципиально отличается от советской. Она не предусматривает высокую секретность и позволяет сразу понять принадлежность конкретной машины.
В прошлом техника несла крупные изображения белой звезды и надписи US Army, но в последние десятилетия от графических ОЗ отказались. Размер букв заметно уменьшился. Такие преобразования были выполнены до начала девяностых годов, когда понадобилось введение новых тактических знаков. В дальнейшем серьезные переработки ОЗ в вооруженных силах США отсутствовали.
Остальные опознавательные знаки сухопутной техники армии состоят из двух групп цифр и букв. Такие «коды» помещаются на лобовых и кормовых деталях бронетехники либо наносятся на бамперы автомобилей. Одна группа символов находится у левого борта, другая – у правого. Знаки слева позволяют определить принадлежность к соединению, а правые отметки указывают на подразделение и собственный тактический номер машины. Важно, что в американской системе ОЗ используются простейшие сокращения, облегчающие опознавание техники.
Левая группа ОЗ начинается с цифры и буквы, обозначающих дивизию. Цифра указывает номер соединения, прочие литеры – его тип. Пехотные дивизии обозначаются как I или ID, танковые – A или AD. Далее через дефис указываются номера батальона и полка. За ними следует специализация батальона или полка – INF (пехотный), ARM (танковый), CAV (кавалерийский), R или REC (разведывательный) и т.д.
Вторая группа символов содержит букву и цифры. Буква указывает роту (начиная с A) или штаб полка (HQ). Первая цифра определяет принадлежность к взводу, а вторая является собственным номером машины. Поскольку танковый взвод армии США имеет всего четыре машины, войскам не приходится сталкиваться с недостатком чисел. В некоторых случаях по второй группе ОЗ можно определить командирскую машину. Так, в танковых частях командир взвода всегда имеет тактический номер, заканчивающийся на единицу. Его заместитель работает на танке №4.
Современные боевые уставы сухопутных войск США не предусматривают использование иных «официальных» опознавательных знаков. В то же время, имеет место определенная «самодеятельность», и на поверхности брони появляются прочие изображения, не предусмотренные руководящими документами. Нередко на эжектор орудия наносят позывной танка. Крупные и плоские лобовые листы башни украшают эмблемами частей и подразделений.
Корпус морской пехоты США использует упрощенную нумерацию техники, не позволяющую определить ее принадлежность. На борту со сдвигом к корме наносятся литеры USMC и шестизначный номер машины. Впрочем, в прошлом были внедрены другие ОЗ, указывающие на соединение и подразделение. На передних крыльях или на лобовых деталях техники помещается цифробуквенный индекс типа A1-I. Буква указывает роту, а две других литеры обозначают номер и тип дивизии. В отличие от армии, КМП обозначает соединения одной буквой вместо трех.
Национальная гвардия использует сразу несколько систем обозначений, в зависимости от штата. Одной из общих тенденций является применение «традиционных» двухзначных номеров на бортах техники. Они могут дополняться графическими эмблемами соединений или частей. Также в Нацгвардии некоторых штатов предусматриваются индексы, похожие на армейские.
Во время операции «Буря в пустыне» в армиях коалиции внедрили новый способ обозначения техники. На бортах и панелях башен наносился т.н. шеврон – изображение V или треугольников разной ориентации с разными дополнительными элементами. Перевернутая V обозначала роту A; роты B и C имели шевроны, направленные вправо или влево. Четвертая рота обозначалась треугольником. Количество точек внутри шеврона указывало на номер взвода. Шевроны отличались большими размерами и были хорошо различимы со значительных дистанций, из-за чего имели преимущества перед прочими ОЗ.
В настоящее время обязательными ОЗ для боевых машин армии и КМП США являются только номера, помещаемые на лбах или бортах. Эмблемы частей, позывные и шевроны имеют значительное распространение, но не являются обязательными.
Нетрудно заметить, что в двух сверхдержавах достаточно давно были сформированы основные подходы к обозначению техники. Обе системы обеспечивали требуемый уровень удобства контроля за работой войск, но основывались на разных идеях. Это привело к формированию систем, имеющих самые серьезные отличия.
В Советской армии во главу угла ставилась секретность, с чем были связаны требования по регулярному изменению ОЗ частей / соединений и условных номеров. На практике замена опознавательных знаков могла производиться достаточно редко, но и в таком случае использованный подход решал поставленные задачи. Командиры могли следить и управлять за своими подчиненными, тогда как ведение разведки и анализ полученных данных иностранными спецслужбами известным образом затруднялся.
Американский подход – как в сухопутных войсках, так и в КМП – подразумевал нанесение всей необходимой информации и не позволял обеспечить высокую секретность. Впрочем, главные недостатки этой системы заключались в другом, а именно в малых размерах литер и невозможности быстрого и точного опознавания конкретной машины и ее принадлежности.
Имея плюсы и минусы, и советский, и американский способы обозначения техники сухопутных войск с теми или иными изменениями дожили до наших дней. В прошлом системы обозначения неоднократно изменялись и дорабатывались с учетом полученного опыта. В своем нынешнем виде они соответствуют целям и задачам, а также предъявляемым требованиям. По всей видимости, в обозримом будущем армии США и России не будут существенно изменять системы обозначения техники.
Для чего на танках НАТО рисуют непонятные загадочные стрелки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тактическая маркировка – это не та вещь, о расшифровке которой не принято рассказывать на каждом углу. Информация эта прямо скажем не то, чтобы секретная. Однако в широкое общественное поле ее обычно не вываливают. Многочисленные цифры и символы на американской технике (так как и на военной технике любых других стран и блоков) используется для опознания машины по ее принадлежности к определенному формированию. Так как в любой армии действует строгая иерархия и структура подразделений, четкая система обозначений и номеров крайне важна.
Низовым тактическим формированием американских войск являются батальоны. Они бывают смешанными, бронетанковыми и мотострелковыми. Американские батальоны состоят из рот, а роты из взводов и отделений. Так в мирное время в батальоне США имеется три роты. В военное время количество рот может быть увеличено до пяти. Данная система более-менее одинаково работает в отношении и бронетанковых, и мотострелковых формирований.
Если узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, для чего на танки НАТО устанавливают настолько вытянутые башни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Обозначения танков Т-34
Национальная маркировка и эмблемы
Стандартным национальным знаком отличия советской военной техники была красная звезда. В то же время она редко использовалась и чаще всего наносилась на боковую поверхность башни. Однако, судя по имеющимся фотографиям танков звезда наносилась также спереди корпуса, и даже впереди на маске пушки. Во многих публикациях встречаются цветные иллюстрации танков Т-34 в зимнем камуфляже с белой звездой. На самом деле на некоторых исторических фотографиях звезды выглядят светлоокрашенными. Трудно объяснись почему звезды были белыми, скорее всего в процессе эксплуатации красный пигмент выцветал. Многое зависело от типа применяемых фотоматериалов: ортохроматическая пленка или использование фильтров искажали истинные цвета при черно-белой печати.
Маркировка воздушной и идентификации
Для опознания танков с воздуха использовалась маркировка еще задолго до вторжения немецких войск. Во время военных маневров 1930-х годов и во время вторжения советских войск в страны Прибалтики в 1940 году использовались белые кресты, нанесенные на верх башни. Танки Т-34 со знаками воздушной индетификации встречались летом 1941 года во время успешного наступления вермахта. В начальный период войны, как правило, использовались белые полосы, нанесенные вдоль центральной части танковой башни, вдоль ее оси. Такие полосы продолжали использоваться на разных фронтах с небольшими вариациями до конца войны. В качестве опознавательного знака использовались так же белые треугольники, круги, квадраты, кресты и полосы, размещенные относительно оси башни. Иногда внутри белого треугольника наносились желтые или красные круги. Маркировка наносилась, как правило, на крыше башни. На танках, окрашенных в зимний камуфляж, значительная часть часть поверхности сверху башни оставалась не закрашенной (где наносились идентификационная маркировка) или в некоторых случаях она окрашивалась в красный цвет.
На сварной башне танка Т-34 неизвестной части (Западный фронт, весна 1942 года) выпуска СТЗ нарисованы номер «85» и белая полоса для идентификации с воздуха. Это был типичный идентификационный знак, используемый в советских частях.
Тактическая маркировка
Примеры тактических знаков:
Слева: 1-й батальон 116-я отдельная бронетанковая бригада, Западный фронт, весна 1942 года.
Справа: 1-й батальон 3-я гвардейская бронетанковая бригада, Калининский фронт, весна-лето 1942 года.
Известны также случаи, когда тактические номера целиком заполняли внутреннюю поверхность неразделенного ромба. Интересно, что знаки используемые в ромбе встречались не только в начале войны. В течении 1942-43 годов ромбы были наиболее часто используемыми тактическими знаками на центральной части Восточного фронта. В некоторых частях ромб сохранился вплоть до конца войны (и не только на танках Т-34). Известны примеры, где геометрические знаки привязаны к тактическим номерам. Например, танки 13-й гвардейской бронетанковой бригады несли на башне «7» (бригадный знак) в квадрате (лето 1944 года). В дополнении были использованы индивидуальные двухзначные номера, например «53», нанесенный на башню. Такие знаки использовались этой бригадой до осени 1944 года, когда они были заменены другой эмблемой (олень с рогами).
На советских танках наносились тактические номера и буквенно-цифровой код. Некоторые части использовали тактические номера уже с лета 1941 года. Например, это были танки 101-й и 108-й бронетанковых дивизий, где появились двух и трехзначные номера. Такая практика позже широко распространилась в других танковых частях. Некоторые геометрические знаки было непросто читать, по этой причине они были заменены во многих частях тактическими номерами, а также буквенно-цифровым кодом. 52-я Краснознаменная танковая бригада, действовавшая на Закавказском фронте, стала примером этого. Осенью 1942 года она использовала ромбы в качестве тактических знаков, а в начале 1943 года ромбы были закрашены и буквенно-цифровой код появился на башнях танков (например, К-8). Тактические кодовые номера стали двух или трехзначными. Хотя есть примеры применения одно или четырехзначных тактических кодов. Трехзначная маркировка встречалась чаще и лучше подходила к организации советских бронетанковых частей. Обычно первая цифра обозначала соединение (полк или батальон), последующие две были кодовые знаки танка.
90-я бронетанковая бригада, Сталинградский фронт, осень 1942 года. Неизвестная часть, Украина, март 1944 года (красной краской на белом фоне). Неизвестная часть, Степной фронт, 1943 год. 13-я гвардейская механизированная бригада, 3-ий Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года.
Обычно тактические номера располагались на башне, чаще всего по бокам и сзади. В некоторых частях они повторялись впереди корпуса. Согласно некоторым источникам, такое расположение было рекомендовано боевым уставом от января 1944 года. Например, такие знаки можно видеть на снимках Т-34, сделанных в частях воевавших в районе Риги и финского города Виипури (например, это были танки 30-й гвардейской танковой бригады). Тем не менее, этот документ не был принят на практике повсеместно и встречались нестандартные тактические знаки. Следует добавить, что в начале Великой Отечественной войны были отдельные случаи, когда тактические знаки наносились по бокам корпуса. Например, это были одно- и двухзначные номера, расположенные на корпусах танков Т-34/57 из 21-й бронетанковой бригады вплоть до конца 1941 года. Командир соединения майор Лукин воевал на танке под номером «20».
Индивидуальные названия и лозунги
На советских танках Т-34 часто встречались различные надписи. Чаще всего это были лозунги: «За Родину!», «За Сталина!», «Ответ из Сталинграда» и другие. Многие машины были украшены такими именами как «Ленин», «Сталинец», «Спартак», «Кутузов», «Ленинградец», «Щорс», «Пархоменко». Во многих частях и подразделениях стандартной практикой было использование имен (например, это широко практиковалось в 106-й и 130-й танковых бригадах). Танки покупались на средства рабочих, колхозников и других слоев населения и получали соответствующие имена: «Московский рабочий», «Горьковский пионер», «Североморец», «Хабаровский комсомолец» и другие.
Фотография подбитого танка Т-34 с шестигранной башней раннего типа (литье в земляные формы с сеткой швов). Скорее всего башня установлена на корпус раннего типа в ходе ремонта. На башне видны остатки подписи «Щорс».
Огнеметные танки ОТ-34 из состава 38-го танкового полка 1-й бронетанковой армии были подарены московским митрополитом Сергием и получили название «Дмитрий Донской». Так как они были куплены на деньги православной церкви, данная часть имела неофициальное название «святой». Танки Т-34 из состава 25-го гвардейского полка (6-й механизированной бригады) были приобретены на средства жителей Латвии несли на своих башнях надпись «Латышские стрелки» ( в честь латышских стрелков, воевавших на стороне большевиков в годы Гражданской войны). С другой стороны, некоторые танки 45-й Эстонского танкового полка имели на башнях надпись «За советскую Эстонию!» на русском и эстонском языках.
Подбитый танк Т-34. На шестигранной башне видно название «Пархоменко», 1942 год.