Что означают номера бензина
Магия чисел: маркировка бензина и его виды
Какую фразу мы, автомобилисты, слышим и сами произносим почти каждый день: «Девушка, вторая, девяносто пятый, полный бак!» А вот в чём же суть этого числа – 95 – наверняка знает далеко не каждый, да и не задумывается особо. Как и других подобных чисел, применяемых в маркировке бензинов. Для любопытных разбираем.
Всем знакомые индексы А-76, АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 – это марки бензина. Значение октанового числа (именно его обозначает цифра в индексе) указывает на такое свойство, как стойкость бензина к детонации. Цифра эта относительная. В качестве эталона принимается изооктан, детонационная стойкость которого очень высока и принимается равной 100.
Шкала октанового числа была предложена в начале прошлого века. Оно определялось содержанием изооктана в смеси с нормальным гептаном (его детонационная стойкость очень низкая и принимается равной нулю). Соответственно, бензин марки АИ-92 эквивалентен по своей устойчивости к детонации 92%-ной смеси изооктана с гептаном, АИ-95 – 95%-ной и так далее. Октановое число может быть и больше 100, если антидетонационные свойства топлива ещё выше, чем у чистого изооктана.
Требования к топливу вашего автомобиля указаны в инструкции по эксплуатации, а также продублированы на обратной стороне лючка бензобака. Могут быть записаны разные типы бензина. Например: АИ-92 – допустимый; АИ-95 – рекомендуемый; АИ-98 – для улучшения характеристик. Как видно, заливать в бак необходимо только рекомендуемое производителем авто топливо.
Это значит, что в бак современного автомобиля с атмосферным мотором необходимо заливать АИ-95 на качественной АЗС. В крайнем случае, допускается АИ-92. Ведь чем выше октановое число, тем медленнее скорость горения и больше КПД топлива, что благотворно сказывается на отдаче двигателя, экономичности и других моментах. Как правило, прибавка в мощности и экономичности достигает 7%.
Что такое бензин, виды бензина и расшифровка АИ
Бензин – самый популярный тип топлива для транспортных средств. Существует распространенное ошибочное мнение о том, что это вещество с четкой структурой. Это не так – материал состоит из смеси углеводородов, определяющих как название, так и молекулярный состав. На выходе получаются разные физические и химические свойства, определяющие совместимость с конкретными моделями авто и сферами применения.
При заправке владелец транспортного средства или спецтехники, оснащенной бензиновым двигателем внутреннего сгорания, должен четко придерживаться требований производителя о совместимости. Правильно подобранные автомобильные бензины способствуют продлению эксплуатационного срока мотора, доводя пробег до значения, установленного техническим паспортом.
Применение
Бензин – топливо, используемое для приведения в работу двигателя внутреннего сгорания путем поджигания в камере сгорания. Некоторые разновидности ориентированы исключительно на заправку транспортных средств. Нефтеперерабатывающие компании предлагают на выбор разные марки топлива, отличающиеся преимущественно по октановому числу, присутствию, и, соответственно, типу, процентному соотношению присадок из общей массы. Существуют отдельные виды бензинов, предназначенных для зимней и летней эксплуатации. Отличительная особенность первой категории – добавление веществ, предотвращающих замерзание и загустевание, способное нарушить нормальную работу насоса высокого давления, магистралей.
Для заправки летательных средств разработаны отдельные категории продукции. Также выпускают бензин, используемый в химической промышленности, включая производство этилена, парафина. В качестве добавки горючее применяется в процессе производства:
Марки топлива
Для выполнения функции топлива для двигателей внутреннего сгорания бензин должен соответствовать ряду требований, к примеру:
Чтобы получить топливо, соответствующее регламентированному качеству, производители добавляют ряд активных компонентов в определенных пропорциях. Это нужно, чтобы использовать свойства с повышенной эффективностью, но не в ущерб конструкции двигателя. Основными показателями продукта являются устойчивость к детонации и фракционный состав.
В маркировке присутствует буква «А», указывающая на сферу применения (для автомобилей), дополненная октановым числом. Определение последнего происходит посредством моторного или исследовательского метода. Жители северо-восточных и северных населенных пунктов пользуются строго зимними бензинами, в то время как остальные регионы параллельно получают летние марки.
Вследствие ужесточения требований экологической безопасности, начиная с 2003 года российские производители не выпускают топливо на основе этилового спирта. Подобная практика давно распространена на территории Европейского Союза.
Перед получением конечной продукции происходит переработка сырой нефти. Полученный товар проверяют на предмет соответствия требованиям ГОСТ 2084-77. Альтернативный нормативный акт – ГОСТ 51105-97. Его отличительная особенность заключается в повышенных требованиях к качеству и уровню экологической безопасности, но здесь маркировка дополнена несколько иной терминологией.
Начать рассмотрение того, какой бензин есть, следует с марки Нормаль 80. Этот продукт ориентирован на эксплуатацию в грузовом автомобильном транспорте. Продукт отличается рядом особенностей.
Показатель серы составляет 8,2 миллиграмма на килограмм отработанных газов. Постепенное снижение рассматриваемого показателя стало причиной увеличения длительности срока эксплуатации двигателей, поскольку внутренние элементы не покрываются нагаром. Большой пробег – главное требование к грузовому транспорту, выполняющему магистральные грузоперевозки.
Регулярный, АИ-92
Эту марку топлива рекомендуется использовать владельцам инжекторных и карбюраторных автомобилей. Продукт отличается:
Как и в бензине 80-й марки, здесь также отсутствует монометиланилин. В разное время года доступны специальные виды топлива на АЗС – летние и зимние. Отличительной особенностью последней категории является увеличенная концентрация углеводородов низкокипящего типа. Помимо заправки авто, продукт можно использовать в процессе производства парафина и растворителя для выведения жирных пятен из ткани.
Бензин 95-й марки
95 – это бензин с увеличенным октановым числом, изготовленным на основе бензина, добытого в процессе каталитического крекинга, дистиллятного сырья и различных добавок – газового бензина, ароматических присадок. Конечный продукт полностью лишен токсичного тетраэтилсвинца, концентрация аренов и серы сведена к минимуму. Продукт разработан в строгом соответствии с требованиями действующих стандартов качества. В структуре присутствуют присадки, предотвращающие чрезмерную детонацию внутри двигателя.
Есть отдельная категория – Экстра АИ-95. За основу взят 95 бензин, из массовой доли которой удалили до 30% свинца. Повышение эффективности сгорания стало возможным благодаря добавлению компонентов, обогащенных кислородом. Результат – равномерность распределения детонационного усилия на поршень при сгорании, облегчение запуска мотора с параллельным снижением износа, экономичность расхода. Рассматриваемая категория подходит для заправки авто зарубежного производства.
АИ-98 Супер
Основным компонентом, повышающим октановое число, выступает МТБЭ – метил-трет-бутиловый эфир. Компонент обеспечивает полноту сгорания внутри двигателя, параллельно выводит нагар и иные виды отложений с мотора.
Химический состав продукции разработан с учетом экологических требований стандартов Евро-3, Евро-4 и Евро-5. В структуре нет метанола, олефиновых углеводородов и металлических присадок. Техническим регламентом допускается использование изопентана, изооктана и толуола.
Нестандартные марки топлива
Есть такие виды бензина, которые можно встретить в порядке исключения, либо не встретить в принципе. Подробнее о таких категориях далее.
Что означает в бензине АИ (расшифровка)
Пожалуй, главный вопрос, который задают начинающие (а в некоторых случаях и не совсем начинающие) водители – что такое АИ в бензине. Не нужно полагать, что АИ бензин – это специальное топливо для ограниченного круга потребителей. Все гораздо проще.
АИ бензин – это аббревиатура, первая буква которой указывает на применение (автомобильный – следовательно, для транспортных средств). Вторая буква из аббревиатуры устанавливает тип исследовательского метода, которым воспользовался производитель для определения октанового числа.
Принцип методики сводится к тестированию горючего на небольшой и средней нагрузке, которым свойственна температура подаваемого воздуха на уровне 52 градусов с углом опережения зажигания 13 градусов и переменной степенью сжатия. Проведение проверки осуществляется при частоте вращения коленвала 600 оборотов в минуту. Это более щадящий метод по сравнению с моторным, где воздух практически в три раза горячее, а частота вращения коленчатого вала – в полтора раза больше.
Примечательно, что экспортный аи 80 бензин, как и 92-я марка, не содержат в аббревиатуре «АИ». Но почему тогда она все-таки упомянута? Дело в том, что для определения октанового числа задействован исследовательский метод.
Специфика и технология производства
Разобравшись с тем, что такое бензин и какие марки продукции существуют, невозможно не упомянуть процесс изготовления. Для получения конечного продукта проводится перегонка с постоянной высокотемпературной обработкой, чтобы отделить горючие вещества от сырой нефти. Некоторые производители используют оборудование, выполняющее низкотемпературное воздействие. Как только заканчивается первичная обработка, необходимо ввести в состав специальные присадки, способствующие повышению качества продукции.
Основным производственным сырьем для топлива является сырая нефть. Есть альтернативные варианты, предусматривающие переработку природного газа и угля, но их практического применения, как такового, нет. Причина – сложность технологии и повышенные расходы на изготовление.
Само изготовление бензина – довольно сложная процедура. Перед перегонкой сотрудники нефтеперерабатывающего комплекса берут из каждой партии небольшую пробу и отправляют в лабораторию. Здесь проводится оценка концентрации серы и солей в составе. Параллельно измеряют объем легких фракций.
Самым простым способом производства выступает атмосферно-вакуумная перекачка, после выполнения которой легкие фракции отлетают от сырья. На следующем этапе проводится очистка от серы и солей, способных уменьшить эксплуатационный период двигателя внутреннего сгорания, параллельно ухудшая экологию. Концентрация рассматриваемых веществ не является одинаковой на всех месторождениях. Российская нефть обогащена серой, поэтому рыночная стоимость оценивается даже меньше продукции, добываемой на территории Азербайджана.
После очистки все равно остается большое количество фракций, от которых надо избавиться. Проводится повторная перегонка с частичным каталитическим крекингом. Следующий этап – комплексный каталитический риформинг.
Когда сырье нагревают до температуры около 700 градусов Цельсия, молекулярные цепочки начинают разрываться, высвобождая вторичные продукты. Наиболее распространена высокотемпературная обработка, позволяющая получить до 70% полезного сырья из общей массы нефти. Низкотемпературная обработка позволяет получить 20% сырья, и то в лучшем случае.
После получения продукта происходит дополнительная обработка внутри газофракционирующего оборудования. Параллельно специалисты добавляют ряд компонентов, позволяющий придать бензину конечные свойства. Завершающим этапом является перекачка в цистерны для транспортировки готового топлива.
АИ-92 против АИ-95: в чем их отличия и что лучше выбрать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что значат цифры в маркировке топлива?
При попадании в цилиндры двигателя топливо сжимается поршнем и воспламеняется от свечи зажигания. Сила, с которой оно сжимается в цилиндрах, называется степенью сжатия. Цифры в маркировке бензина показывают его октановое число. Чем выше октановое число, тем бензин более устойчив к детонации. Проще говоря, чем больше цифра в маркировке топлива, тем сильнее его нужно сжимать до воспламенения. Мощные и высокоэффективные моторы обладают высокой степенью сжатия, а это значит, что в них необходимо заливать высокооктановый бензин. Низкооктановое топливо в таких моторах будет воспламенятся раньше времени подвергая двигатель повышенным нагрузкам.
Чем маркировка «AKI» отличается от «АИ»
Стоит ли переплачивать за «фирменный бензин»
У большинства крупных сетей АЗС есть свое «фирменное» топливо, которое стоит несколько дороже обычного. Многие думают, что качество его тоже гораздо выше. На самом деле разница в цене обусловлена наличием в таком бензине различных моющих добавок, которые никак не влияют на качество его работы в двигателе. Они призваны предотвращать появление отложений в топливной системе и повышать экологичность выхлопа. Однако хороший бензин сам по себе не оставляет никаких отложений, поэтому эффект от работы таких присадок малозаметный. По сути, «фирменный» бензин – это больше маркетинговый ход, и польза от его использования весьма сомнительная.
В эксплуатации автомобиля существует много нюансов. О правильной эксплуатации машины с АКПП читайте: Как угробить «автомат»: чего не стоит делать на машине с АКПП
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Октановое число
Что такое октановое число бензина и как оно влияет на работу двигателя? Что значат обозначения: АИ-92, АИ-95, АИ-98? Какой бензин можно заливать в машину и к чему это может привести? В статье вы найдете простые ответы на сложные вопросы.
Что означает октановое число
Октановое число обозначает устойчивость топлива к самопроизвольному возгоранию (детонации). Чем больше октановое число, тем тем выше детонационная устойчивость, и чем меньше октановое число, тем ниже детонационная устойчивость бензина.
Высокое октановое число говорит о том, что топливо может выдерживать большее сжатие до наступления процесса детонации. Низкое октановое число свидетельствует о небольшой способности топлива к сжатию до наступления детонации.
Октановое число в маркировке бензина
Автомобильный бензин маркируется буквой «А», в отличие от авиационного, который имеет обозначение «Б». Буква «И» обозначает октановое число, которое получается лабораторным исследовательским методом.
Бензин маркируется в лабораториях, где испытуемая смесь сравнивается с эталонным образцом. Бензин, в составе которого находится 95% изооктана и 5% гептана, получает маркировку АИ-95. Цифра 95 говорит о процентном содержании устойчивого изооктана в составе бензина.
Бензин различных марок (АИ-92, АИ-95, АИ-98, экстра-, евро-) имеет не только разное октановое число, но и отличается особенностями производства, наличием антидетонационных присадок и различных добавок.
Как связаны октановое число, изооктан и гептан
Бензин в основном состоит из смеси двух углеводородов: изооктана и гептана. В качестве эталона для сравнения различных видов бензина между собой были определены два вещества: изооктан с детонационной стойкостью «100» и гептан, с детонационной стойкостью «0».
Изооктан не детонирует при максимальном сжатии, возникающем в стандартных бензиновых двигателях. Чистый изооктан без примесей можно считать бензином с октановым числом 100. Гептан детонирует при минимальном сжатии, поэтому имеет октановое число «0».
Поскольку бензин является смесью этих веществ, то его детонация будет напрямую зависеть от количества изооктана и гептана.
Октановое число бензина характеризует количественное соотношение изооктана к гептану. С практической точки зрения октановое число несет информацию о составе и качестве бензина, его эксплуатационных характеристиках, устойчивости к детонации, запасе хода, развиваемой мощности двигателя.
От чего зависит октановое число
Октановое число бензина напрямую зависит от его состава. Топливо на основе бензина — это смесь большого количества компонентов, которые добавляют к чистому бензину для улучшения его свойств. Очищенный бензин, получаемый из сырой нефти, имеет низкую устойчивость к детонации (40-60 единиц).
Самую маленькую детонационную устойчивость имеют линейные углеводороды. Для них характерно маленькое октановое число. Циклические углеводороды и углеводороды с разветвленным строением имеют высокое октановое число и высокую детонационную устойчивость.
Для повышения устойчивости топлива к воспламенению используют специализированные добавки и промышленные способы переработки нефти (риформинг и крекинг), позволяющие уменьшить долю углеводородов с линейным строением и увеличить долю разветвленных и циклических углеводородов в составе бензина.
Что такое детонация
Детонация в двигателе внутреннего сгорания представляет собой неконтролируемое самопроизвольное воспламенение топлива.
Пагубность детонации для двигателя
При обычном плавном сгорании топлива в цилиндре фронт пламени движется со скоростью 20-40 м/с, что позволяет бензину сгореть полностью. При детонации скорость фронта пламени возрастает до 2000 м/с, что подобно взрыву.
Гиперзвуковые ударные волны сдирают масляную пленку на стенках гильз, что увеличивает износ поршневых колец и цилиндров, двигатель перегревается.
Детонация выражается в появлении характерных металлических стуков (удары взрывной волны о стенки цилиндров в двигателе), перегреве и потере мощности двигателя. Детонация ведет к закоксовке камер сгорания и быстрому износу двигателя из-за нарушенной работы механизмов. Это крайне негативное и опасное явление, которое лучше избегать.
Причины возникновения детонации
Детонация может возникнуть при использовании бензина с более низким октановым числом, чем рекомендованным производителем двигателя, например, использование 80-го бензина для двигателя, рассчитанного на 95-й бензин.
Различные вещества имеют свою собственную устойчивость к детонации, одни более устойчивы, другие — менее. Так, гептан неусточив к возгоранию, а изооктан — устойчив. Поэтому более устойчивый к детонации бензин содержит небольшое количество гептана и большое количество изооктана.
Как определить октановое число
Есть несколько способов определения октанового числа бензина: лабораторные методы и самостоятельное определение.
Определение октанового числа лабораторными методами
Октановое число достаточно точно можно определить только лабораторными методами:
Эти два лабораторных метода дают два разных значения октанового числа для одной и той же пробы топлива.
В России принято учитывать значение октанового числа, полученное с помощью исследовательского метода. В США — берут среднее арифметическое от двух показателей. В разных странах принята своя система обозначения октанового числа бензина, что нужно учитывать, отправляясь на своей машине за границу.
Определение октанового числа самостоятельно
Октановое число можно определить с помощью специального прибора — октанометра, который дает очень примерное показание с большой погрешностью (в 5-10 единиц). Его можно приобрести в свободной продаже, но точного ответа на вопрос об октановом числе бензина он не даст.
Принцип действия октанометра основан на измерении диэлектрической проницаемости бензина и расчету октанового числа по калибровочной зависимости. Поэтому, можно сказать, что октанометр измеряет не октановое число, а импеданскую электропроводность бензина, которая зависит от количества высооктановых углеводородов.
Проще сказать, что измерить точно октановое число бензина самостоятельно невозможно.
Наиболее поплярные октанометры: ОКТИС, ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300М, ОКТАН-ИМ, Digatron, SHATOX SX-100M.
Максимальное октановое число
Теоретически (и практически) возможно получение бензина с октановым числом 130-140 при добавлении присадок на основе металлоорганики (тетраэтилсвинца, ферроцена и других). По экологическим причинам использование металлорганических присадок запрещено.
Максимальное октановое число, которое может иметь автомобильный бензин без использования тетраэтилсвинца (неэтилированный бензин) — 109. Максимальное октановое число авиационного бензина — 115.
Для современных автомобилей выпускается бензин с октановым числом 92, 95 и 98. Для гоночных машин производится высокооктановый бензин со значением — 102.
Сгорание бензина с различным октановым числом
Скорость сгорания топлива напрямую зависит от октанового числа. При нормальной работе двигателя бензин внутри цилиндров должен мягко постепенно сгорать, а не взрываться. При таком режиме сгорания двигатель работает плавно и равномерно.
При использовании низкооктанового бензина, степень сжатия в цилиндре превосходит максимальное значение и топливная смесь самопроизвольно воспламеняется, т. е. детонирует раньше, чем свеча зажигания успевает подать искру.
При использовании высооктанового бензина степень сжатия топливной смеси в цилиндре не достигает требуемого значения, при котором происходит равномерное сжигание топлива. Бензин при этом будет гореть слишком медленно и не успеет сгореть до конца.
Как влияет на двигатель бензин с более низким октановым числом
Если по какой-то причине заправить автомобиль бензином, имеющим октановое число ниже, чем рекомендовано производителем двигателя (например, использовать Аи-92 вместо АИ-98), это не приведет ни к чему хорошему для двигателя.
При работе на низкоктановом бензине в цилиндрах возникает детонация, то есть самовоспламенение, раньше, чем искра свечи зажигания подожжет топливную смесь.
Через некоторое время эксплуатации машины возникнут посторонние звуки, идущие из мотора, снизится его мощность, увеличится расход бензина. Повысится температура двигателя, которая увеличит температуру в выхлопном катализаторе, что приведет к снижению его прочности.
В такой ситуации во время движения важно не допускать увеличения оборотов двигателя; на ближайшей заправке надо заправиться нужной маркой бензина.
Иногда низкооктановый бензин заливают в попытке съэкономить деньги, так как современные автомобили оснащены системами, позволяющими справится с таким топливом. Но, к сожалению, увеличенный расход топлива сводит на нет такой эксперимент. Экономии не получится, а нагрузка на двигатель увеличится.
Как влияет на двигатель бензин с более высоким октановым числом
Вопреки распространенному мнению, что бензин с более высоким октановым числом является более качественным и поэтому всегда лучше, это не так. Если залить в машину бензин с октановым числом выше рекомендуемого (например, залить АИ-98 вместо И-92), это также не несет ничего хорошего для двигателя.
Работа мотора на таком бензине также ведет к увеличению расхода топлива, снижению мощности, образованию нагара на свечах, поршнях и клапанах.
Использование высокооктанового бензина подразумевает большую степень его сжатия в цилиндрах для нормального процесса горения смеси. В двигателе, который не рассчитан на такое сжатие, происходит слишком медленное горение топлива. Бензин не будет успевать сгореть до конца.
Что далее приведет к перегреву выпускных клапанов. Если они прогорят, то потребуется капитальный ремонт двигателя, который займет много времени и денег.
Чтобы избежать негативных последствий езды на бензине с октановым числом, выше или ниже рекомендованного значения, лучше всего использовать бензин, подходящий именно для вашего двигателя.
Основной вывод о влиянии октанового числа бензина на расход топлива можно выразить так:
Способы повышения октанового числа
В настоящее время существует два способа увеличения октанового числа бензина
Значительным минусом бензина с присадками является его неустойчивость: присадки обладают высокой летучестью и быстро испаряются. При длительном хранении такой бензин теряет свои качества. Также высокая испаряемость некоторых добавок может привести к образованию воздушных пробок в топливной системе автомобиля. Самой безопасной присадкой является метилтретбутиловый эфир.
Добавление тетраэтилсвинца сейчас запрещено из-за его токсичности, хотя ранее он использовался в топливной промышленности.
Как повысить октановое число самостоятельно
В результате прямой перегонки нефти получается бензин с октановым числом, не превышающим 60 единиц. Для современных автомобильных двигателей такой бензин не подходит, поэтому в топливной промышленности применяют другие методы переработки нефти: риформинг, термический и каталитический крекинг, позволяющие достичь оптимального октанового числа бензина.
Сейчас бензин топливных марок АИ-76 и АИ-80 практически нигде не реализуется. Но если возникает ситуация, когда октановое число надо увеличить (например Аи-92 надо увеличить до АИ-98), сделать это можно самостоятельно, добавив к нему специальные добавки: присадки универсального типа и октан-корректоры. Присадки-антидетонаторы состоят из эфиров и спиртов и имеют октановое число 115-120 единиц.
Наиболее популярные добавки для увеличения октанового числа:
При самостоятельном использовании добавок бензину следует помнить, что они влияют не только на устойчивость топливной смеси к детонации, но и на другие технические характеристики бензина и работу двигателя.
Как понизить октановое число
В противоположной ситуации, когда требуется снизить октановое число, есть способы, позволяющие это сделать.
Современные методы переработки нефти позволяют получать высокооктановое топливо без добавления токсичных химических веществ, загрязняющих природу. Следует помнить, что высокооктановый бензин — это не всегда хорошо. Топливо не должно наносить вред двигателю автомобиля, поэтому лучше использовать бензин, рекомендованный производителем конкретной марки машины.