Что означают листики на тормозных колодках
Что значит трилистник на коробках с тормозными колодками?
Медь в производстве колодок допустима, однако многие страны стремятся серьёзно снизить её содержание в целях экологии.
На упаковках тормозных колодок Textar вы увидите вот такой знак – трилистник. Что он значит? Один закрашенный листок — класс А. Не содержит асбеста, кадмия, хрома, свинца и ртути. Содержание меди — более 5 %.
Два листка — класс В. Все параметры класса А, однако меди уже — 0,5–5 %.
Три листка закрашены — класс N. Все параметры класса А, но меди меньше — 0,5 %.
Почему экологи рекомендуют снижать содержание меди?
— Из-за свинца, так как в производство меди идут сплавы, имеющие в составе свинец.
— Медь является тяжёлым металлом. Попадая с продуктами износа накладки в окружающую среду, она окисляется, вступает в реакцию со слабыми кислотами, в частности одним из продуктов реакции с сернистой кислотой H2SO3 может стать медный купорос.
Почему отказ от меди требует серьёзной работы?
У меди много технических преимуществ:
— высокая теплопроводность,
— мягкость бережёт барабан или диск,
— медь в условиях высоких скоростей и температур образует на трущихся поверхностях тончайшую плёнку, она как бы выравнивает и облагораживает эти поверхности и тем самым снижает износ пар трения.
В лабораториях TMD Friction постоянно ведутся работы над всё более современными и высококачественными рецептами фрикционной смеси. И уже несколько лет Textar предлагает не содержащие медь тормозные накладки для рынка запасных частей, тем самым уже сегодня работая по технологии будущего.
Основные моменты на которые стоит обратить внимание при выборе тормозных колодок
На сегодняшний день производят три основных типа колодок:
-органические;
-полу-металлические;
-керамические.
Органические колодки имеют безасбестовые органические / связующие материалы. Колодки должны содержать меньше 20% металла, тогда они подлежит обязательной маркировке как органические. (правила для USA)
Основные преимущества органических колодкок — тихая работа и более длтельный срок жизни диска. По причине своей „мягкости” эти колодки не так хорошо чуствуют себя при высоких температурах.
Полуметаллические колодки изготовлены на жесткой матрице из смолы со стальными волокнами для увеличения твердости и увеличения срока службы колодки. Это, наверное, самый распространенный тип колодок. Одним из больших преимуществ металлической колодки является улучшение ее свойств при высоких температурах. Коэфф. трения немного растет с ростом температуры в паре трения диск-колодка.
Недостаток полу-металлических колодок — писк при торможении и повышенный износ диска. Основной признак качественной полуметаллической колодки – наличие волокон цветных металлов, которые изнашивают диски меньше железных наполнителей.
Керамические колодки — это хорший выбор среди новых предложений на рынке тормозных колодок.
Как следует из названия, фрикционный материал содержит керамические волокна в качестве связующего вещества. Керамическая колодка является отличным выбором для интенсивной городской езды, обеспечивает стабильные, предсказуемые характеристики трения, особенно при низких температурах. Керамические колодки также обеспечивают стабильные ощущения усилия на педали, не зависимо от того, горячие или холодные колодки (в отличие от полу-металлических, коэффициент тремния керамических не меняется так быстро, при изменении температуры). Керамические колодки тише, чем полу-металлические и органические колодки, и дают не много светлой пыли, так что это не заметно на колесах и дисках.
Когда тормозные колодки рекламируются как металлические или керамические, в действительнсти речь идет о связующем компоненте, который держит фрикционные материалы вместе.
Маркировка и упаковка
Все европейские тормозные колодки подлежат обязательной сертификации по стандарту ECE-90. На коробке он обозначается буквой «Е», помещенную в круг с цифрой, где цифра указывает на страну, в которой данная сертификация проводилась. Для рядового обывателя ECE-90 R – ничем особо не поможет в определении характеристик, он лишь показывает на легальность производства данной продукции.
Официальные тормозные колодки из Америки обязаны получить сертификат SAE (он знаком нам по моторным маслам). Сертификация наносится, как правило, на торцевую часть колодки, и состоит из нескольких цифр и двух букв. Вот они-то и дадут нам информацию, в разы более полезной, чем любая евроколодка. В частности, две буквы на торце колодки помогут определить технологию изготовления тормозной колодки, а также коэффициент трения. Две буквы означают, показывают, по какой именно технологии изготовлена колодка (органика, уличная керамика либо трековая керамика). Сама же буква демонстрирует непосредственно коэффициент трения (от C до Н).
Коэффициент трения не бывает никогда постоянной величиной. Не может быть такой ситуации, когда «показатель колодок XXX – 0,55». Коэффициент – это всегда переменные данные, которые напрямую зависят от температуры. Иными словами, при выезде с парковки показатель будет равен 0,28, после второго светофора – 0,37, а после серии резких разгонов и торможений – 0,43. Таким образом, корректно будет указание характеристик – 0,28-0,43. Или же следуя американской классификации – это было бы EF, первая буква кода меньше, чем вторая, колодка лучше работает в горячем состоянии.
Лучшие колодки для активной манеры езды на каждый день, должны одинаково хорошо работать в холодном и горячем состоянии и иметь одинаковые буквенные обозначения, например FF или GG
Коэфф. трения Код
До 0.15 µ C
от 0.15 µ до 0.25 µ D
от 0.25 µ up до 0.35 µ E
от 0.35 µ up до 0.45 µ F
от 0.45 µ до 0.55 µ G
свыше 0.55 µ H
Не классифицированные Z
Классификация и маркировка тормозных колодок.
Мои тормозные диски и колодки подошли к замене, причём комплектом. Посмотрев чеки, накладные, я узнал как быстро летит время, замена комплекта TRW по кругу была 6 лет назад. Пробег составил 60 тысяч. Из чего я делаю вывод, что колодки были жёсткие. Я решил разобраться в вопросе маркировке колодок по жёсткости. Ведь менять лучше колодки, чем диски. Хотя, если на 60 тысяч пробега, выходит по стоимости примерно одинаково. Например: перед колодки Textar 2376802-2226 рублей, диски 43512-05070-2513 рублей. Довожу эту информацию до вас, может кому это будет интересно, а кто и добавит что-нибудь… Я искал по сайтам, надёргал абзацами, так что сплошной плагиат, прошу заранее прощения. Запись будет редактироваться, так как разницу по цвету я пока не нашёл, и судя по фото каждый производитель маркирует по-своему, хотя пишут обратное. Итак:
Колодки одного типа бывают разной жесткости; каждой степени жесткости соответствует своя цветовая окраска внешней (железной) стороны, которая практически у всех производителей на сегодняшний день подпадает под единый стандарт. Бывают колодки черного, зеленого, синего, красного и белого цвета.
И конечно выбирая колодки надо сразу оставить дилетантский подход, при котором тормозные колодки выбираются по цвету, или по показателю – скрипят или не скрипят. Раз мы уже упомянули про скрип, то надо сказать о том, что наличие скрипа еще не есть признак плохих колодок, иногда наоборот, скрип говорит об хороших тормозных качествах, ведь скрип производят не колодки, а тормозные диски по причине соприкосновения метала с жесткой поверхностью покрывающего колодку материала. Это просто свойство данной пары «колодка–тормозной диск».
Выбирая тормозные колодки, следует учитывать местность проживания, потому что в горной или сильно холмистой местности водителям приходится пользоваться тормозами чаще, а значит, они должны быть маркированы как более плотные, содержащие больше металлических элементов во фрикционном покрытии. В тоже время на равнине, когда колодки нагреваются меньше, можно выбрать вариант с органической фрикционной подушкой, которая обеспечивают более мягкое торможение. Помимо этого надо учитывать тяжесть машины, так например колодки на Хамер отличаются не только формой от колодок на Оку, но и свойствами фрикционного материала, чем крупнее и тяжелее машина, тем более усиленные колодки следует выбрать. Отдельно стоит упомянуть любителей быстрой и экстремальной езды, таким конечно лучше выбрать колодки с дополнительным слоем, и только от проверенных фирм.
Многие полагают, что если брать дорогие «спортивные» колодки — это хоть и самый дорогой, но зато самый лучший и надежный вариант. На самом деле – это миф. В городском цикле езды, с большим количеством пробок, температурный режим поверхности тормозного диска заметно отличается от того который есть при спортивной езде, получается что дорогие колодки просто не будут работать на свой максимум и в результате могут показать себя хуже чем стандартные колодки.
Например: в представительстве марки TRW в России сообщили, что официально в нашу страну завозятся изделия, соответствующие по своим характеристиками стандарту Е R90 Европейской экономической комиссии ООН. Колодки для Юго-Восточной Азии с индексом S и YO, хотя и произведены по стандартам TRW на предприятиях компании, отличаются по своим спецификациям и не могут быть рекомендованы для России. Разные стандарты экологии и безопасности приводят к тому, что рецептура фрикционного материала меняется, а это, в свою очередь, сказывается на тормозных качествах.
«Колодка сделана максимально дешевой и на ней, как правило, отсутствует противошумная накладка. Это совсем другой продукт, и он не может быть рекомендован для использования в России хотя бы потому, что в ЮВА не бывает морозов в минус 20 и минус 30. На этом фоне курьезным выглядит объяснение, которое зачастую дают малоквалифицированные продавцы или форумные „знатоки“, трактуя обозначение азиатской колодки литерой S как „спорт“ и предполагая ее улучшенные тормозные характеристики. Кстати, благодаря использованию металла во фрикционном материале колодок для ЮВА, некоторым автовладельцам и впрямь может почудиться „спортивный“ эффект, но это только видимость. К тому же расплачиваться за нее они будут преждевременно изношенными тормозными дисками, цена которых кратно превосходит стоимость хороших колодок».
Классификация тормозных колодок
К высшей категории относятся оригинальные детали (ОЕ), а также детали с качеством оригинально поставщика (т.е. производитель поставляет свою продукцию на конвейеры лидеров автомобильной промышленности, и на рынок запчастей — так называемый «aftermarket» — продукцию аналогичного качества). Тенденция к увеличению доли рынка тормозных колодок высшей категории наблюдается только в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, где в связи с быстрым ростом доходов населения повышается спрос на качественную и дорогую продукцию известных брэндов: Textar и Ragid (оба — TMD Friction); ATE (continental Teves); Lucas (концерн TRW); Bendix (компания Honeywell Friction Materials); Jurid (Allied Signal). Тормозные колодки ОЕ и вышеперечисленных брэндов в Москве занимает свыше 80% рынка (в регионах их доля может составлять около 30%).
Учитывая более низкую покупательскую способность населения в регионах, известные производители «пошли навстречу» менее платежеспособным потребителям, внедрив систему нескольких уровней качества. При этом лишь часть поставляемой продукции оригинального качества, остальная приближается к уровню aftermarket с соответствующим понижением цены. Продукция неоригинального качества выпускается как отдельная линейка с приставкой ECO-а, например, у Jurid уровень качества «скрыт» за буквенным обозначением, стоящим после цифрового кода.
При выпуске продукции средней категории (aftermarket) производитель может допускать свои незначительные (до 10%) конструкторские и технологические «вольности», отступая от документации автомобильных производителей. При этом соблюдается все правила сертификации, получения разрешений на эксплуатацию и так далее. Особо важно при этом учитывать соответствие ECE R-90, т.к. продажу колодок, не отвечающих этому стандарту, запрещена на рынках ЕС. Маркировка о соответствии наносится на упаковку, так и на заднюю сторону тормозных колодок. Перед знаком соответствия (90R) указывается страна, где была произведена сертификация. Например, Е1 — Германия, Е3 — Италия, Е11 — Великобритания.
Производители средней категории — Remsa, Road House (концерн TRW), Ferodo (концерн Federal Mogul) — нацелены на свой сегмент рынка (хорошее качество/приемлемая цена), их доля в регионах составляет порядка 40% (в Москве около 5%). Однако в последнее время наблюдается «выдавливание» этой продукции с рынка колодками среднего уровня известных брендов. Это объясняется психологией части потребителей, которые ориентируются, прежде всего, на имя марки, считающейся с их точки зрения надежной.
Третью категорию составляет огромное количество присутствующих на рынке более-менее известных торговых марок, «не дотягивающих» до среднего уровня. Эта продукция самостоятельных предприятий и дочерних компаний известных производителей. И хотя многие из них прошли соответствующую сертификацию и обеспечивают необходимую безопасность, уровня качества продукции, тем не менее, по ряду показателей явно «хромает». Подводит, например, стабильность качества (ненадежный контакт с тормозным диском или, напротив, его «съедание»), нет комфорта при торможении (визг, вибрации и т.п.)
«Коктейль» для колодки
В зависимости от состава фрикционной смеси все тормозные колодки можно условно разделить на несколько типов. В отдельную группу можно выделить полуметаллические колодки, чья смесь может содержать до 60% металлических частиц (порошка железа и меди), а также графита, спечённых с помощью специального связующего в блок накладки. Далее идут так называемые «органические» колодки. Их фрикционная смесь содержит волокна резины, углерод и стекло, связанные специальной смолой. Неким «гибридом» органических и полуметаллических колодок можно назвать низкометаллические. Их фрикционная смесь — безасбестовая «органика» с добавлением медного или стального порошка (до 30% объема). Иногда выделяют еще один тип колодки — «керамические», хотя на самом деле их правильнее отнести к «органическим». В их фрикционной смеси керамические волокна и небольшое количество порошка цветных металлов связаны специальным наполнителем.
Каждый тип колодки имеет свои достоинства и недостатки. Дорогостоящие органические колодки, особенно керамические, — самые малошумные и износостойкие, однако они не очень приспособлены для активного торможения. Низкометаллические колодки отличаются самыми высокими характеристиками торможения и стабильностью, но шумные и пыльные. Полуметаллические — относительно долговечны, дольше сохраняют диск, но сильно недотягивают до неметаллических колодок по эффективности торможения, особенно на больших скоростях и при высоких температурах. К слову, от применения смесей класса Semi-met (с высоким содержанием металлов) Textar давно отказался: такие колодки не соответствуют представлениям компании о безопасной и комфортной езде. И даже на рынок США, где такая технология является общепринятой, производитель поставляет колодки исключительно европейского типа — с низким содержанием металлических компонентов.
Маркировка тормозных колодок
Чем выше коэффициен трения колодок, Обозначается (греческой µ) тем агрессивнее работает тормозная система и тем выше ее потенциал.К сожалению самые высокие значения µ могут быть достигнуты только после прогрева колодки до высоких температур, что не приемлемо на дорогах общего пользования. В теории µ может изменяться от 0 (полностью отсутствует, близко к скольжению смазанных маслом плоскостей) до 1 (твердое тело, механическая блокировка). Тридцать лет назад производители гордились достигнув µ=0,2 для дорожных колодок. Теперь OEM изделия имеют µ свыше 0,3, высококачественные колодки топовых линеек – от 0,4 до 0,45, а колодки для спец.применения – более 0,6µ
Коэффициент µ не есть постоянным для любых колодок, он сильно зависит от температуры, влажности, износа, „возраста” колодки и многих других факторов. Разработчики прилагают массу услилий для изобретения составов, сохраняющих стабильность в широком диапазоне нагрузок. Соответственно растет число ингридиентов, способов их обработки, что ведет к увеличению доступных типов тормозных колодок.
Характеристики колодок для типичных „гражданских” применений классифицирует стандарт SAE J866. Обозначается на изделии в виде двухбуквенного кода, где первая буква показывает µ при низких температурах до 94 град. Цельсия, вторая – до 316 град. Цельсия. Код обычно находится на обратной (не рабочей) стороне колодки и является префиксом ее каталожного номера. Например, если первая буква кода меньше, чем вторая, колодка лучше работает в горячем состоянии, значит, ее нужно прогревать до рабочей температуры. В противоположном случае — обеспечен fading-эффект при прогреве. Лучшие стритовые колодки должны одинаково хорошо работать в холодном и горячем состоянии и иметь одинаковые буквенные обозначения, например FF или GG.
Коэфф. трения Код
До 0.15 µ C
от 0.15 µ до 0.25 µ D
от 0.25 µ up до 0.35 µ E
от 0.35 µ up до 0.45 µ F
от 0.45 µ до 0.55 µ G
свыше 0.55 µ H
Не классифицир. Z
Колодки, маркированы таким способом, например спортивные изделия могут работать и при температурах намного выше 316 град., но буквенный указатель будет соответствовать реальному коэфф. трения.
Например маркировка колодок Кашияма: E1 – страна, в которой сертифицировались колодки (1 – Германия, 2 – Франция, 3 – Италия, 11 – Англия)
90 – соответствие самому строгому стандарту качества колодок ЕСЕ90, который допускает отклонение от оригинальных характеристик максимум на 10%
R-01146\015 – номер сертификата
D3027 – номер запчасти по каталогу
KN105 – самое для нас интересное! KN –рецептура приготовления фрикционной смеси, 105 – твердость фрикционной смеси. Чем больше, тем тверже смесь, чем меньше, тем смесь мягче.
Черная, коричневая Кашияма, задняя ось: KN105
Коричневая Кашияма, передняя ось: KN307
Черные Akebono, передняя ось: AS219.
Тормозные колодки производителя «Bosch»:
90R – Это говорит о том, что колодки соответствуют стандарту ECE-R 90. Европейский стандарт ECE-R 90 представляет собой свод правил лицензирования фрикционных изделий тормозных систем для продажи в странах ЕЭС. Такая маркировка говорит о том, что перед вами точный эквивалент оригинальной колодки, а чаще всего и превосходящий его.
E1 – страна сертификации тормозных колодок. В данном случае колодки сертифицированы в Германии. Если бы было например Е2 – это говорило бы, что страна сертификации – Франция. Но важно отметить, что страна сертификации не говорит о том, что именно эти колодки были произведены там же.
После E1 90R – указан номер сертификата
856 – дата производства, а именно август 2018 года.
Ниже представлена таблица определения даты производства изделия «Bosch»
Таблица определения даты производства изделия с сайта: ru.bosch-automotive.com/ru/
Таблица определения даты производства изделия с сайта: ru.bosch-automotive.com/ru/
Коэффициент трения
Коэффициент трения – один из важнейших показателей при выборе тормозных колодок. Этот показатель зависит от состава фрикционной смеси колодки. Чем больше абразива, тем жестче колодка и тем сильнее ее воздействие на тормозной диск; чем меньше абразива — тем колодка мягче, и тем быстрее ее износ.
SAE (Society of Automotive Engineers) разработала систему идентификации уровня трения, в основе которой лежат две буквы. Первая буква – это усредненный нормальный коэффициент трения, взятый в четырех температурных точках: 90°С, 122°С, 149°С, 205°С. Вторая буква – это усредненный горячий коэффициент трения, который рассчитывается на перегретой колодке в 10 температурных значениях. В нашем случае обе буквы одинаковы — GG. Это говорит о том, что такие колодки устойчиво работают на тестируемых температурах. Если бы первая буква была меньше второй — это говорило бы о необходимости предварительного прогрева таких колодок. Если наоборот, первая буква больше второй — это низкотемпературные колодки, выполненные на основе органической фрикционной смеси. Такие колодки не устойчивы к высоким температурам. Ниже таблица коэффициентов:
Как «прочесть» тормозные колодки?
Каждая домохозяйка знает, как выбирать молоко: знание нехитрых характеристик помогут не ошибиться. И правда, оценил процент жирности, дату изготовления, технологию пастеризации и производителя – и в корзине именно то, чего так хочется.
А теперь попробуйте представить средневзвешенного автолюбителя в супермаркете запчастей – авторынке, в поисках тормозных колодок? На чем основываться при выборе? Какие характеристики тормозных колодок учитывать при покупке? И главное – где взять информацию о тех или иных параметрах тормозной продукции? А если еще и учесть, что комментарии продавцов сводятся к шаблонным аргументам «советую_купить_эти_тормозные_колодки_потому_что_все_берут» и «себе_и_куму_такие_ставлю_очень_хорошие», то выбор становится непомерно тяжелой ношей.
Специалисты Центра «Tormozi.UA» хотят вложить в руки наших читателей объективные аргументы, с помощью которых они без труда смогут оценить любую тормозную колодку, при минимальном участии «аргументации» продавцов. Для удобства – мы разделили оценку на несколько разделов.
Кроме того, для пущей объективности – мы не назовем ни одной марки и производителя тормозных колодок в данном руководстве. Пусть выбор будет за покупателем.
Итак, одна из важных характеристик – страна-производитель тормозных колодок. Каждый второй водитель считает, что товар, к примеру, из Бельгии в разы лучше, чем произведенный в Тайвани или Китае. Конечно, все не так однозначно, но в целом – логика верная. Разберемся по-глубже.
Прежде всего, в эпоху глобализации экономики и повального размещения производств в Китае – глупо и наивно полагать, что за усредненную цену в 100-200 гривен вы купите чистокровные английские или японские тормозные колодки. Арифметика проста: труд европейца + евроналоги + евроцены + евросеритификация + наценка дистрибутора + наценка рыночного продавца – с одной стороны, и «английский» товар на прилавке по цене 200 грн. – с другой. Польша – в лучшем случае, в худшем – провинциальный Китай. Таким образом, если уж и нацелились на европейский товар, то учтите, что начнется он с уровня цен «средний и выше».
Отдельно стоит сказать про именитые бренды и концерны, производящих тормозные колодки и тормозные диски. Как правило, все они имеют по несколько заводов-производителей, размещенных в самих разных концах света. Такие марки, как правило, не указывают конкретную страну производства, а ограничиваются лишь ремаркой, что тормозные колодки «Made in EU».
И, закрывая раздел географии, скажем пару слов об продавцах «на доверии». Их несложно опознать. На украинском рынке встречаются марки, которые продавец характеризует не иначе, как «японское качество» или «чисто немецкие тормозные колодки», при этом – в упаковку кладется низкопробный Китай, и без зазрения совести предлагается покупателю по весьма привлекательной цене. Схема стара, как мир: марка регистрируется в Японии, домен jp покупается там же, а все остальное – закупается за юани и подается как «Япония». Спешим подчеркнуть: Tormozi.UA, конечно, не против Китая (тем более, в Поднебесной есть серьезные производители тормозных колодок). Мы против лжи и обмана, который очень часто встречается на прилавках рынков.
В век современных печатных технологий, печатается и всё и вся. И сказать, что качество печати однозначно говорит о качестве тормозных колодках– неправильно. Но вот из того, что напечатано на самой упаковке – кое-какие выводы сделать можно.
Европа. Все европейские тормозные колодки подлежат обязательной сертификации по стандарту ECE-90. На коробке он обозначается буквой «Е», помещенную в круг с цифрой, где цифра указывает на страну, в которой данная сертификация проводилась. Для рядового обывателя ECE-90 R – ничем особо не поможет в определении характеристик, он лишь показывает на легальность производства данной продукции. В Европе также принято указывать на упаковке:
— Применимость тормозных колодок;
— Наименование серии тормозных колодок;
Как видите, полезной информации европейская продукция не несет никакой (имеем ввиду информацию об эксплуатационных свойствах).
Рис. Европейская колодка мало о чем полезном (имея ввиду свойства) расскажет покупателю. Стандарт ЕСЕ-90 и применимость.
США. Официальные тормозные колодки из Америки обязаны получить сертификат SAE (европейскому водителю он знаком по моторным маслам). Сертификация наносится, как правило, на торцевую часть колодки, и состоит из нескольких цифр и двух букв. Вот они-то и дадут нам информацию, в разы более полезной, чем любая евроколодка.
В частности, две буквы на торце колодки помогут определить технологию изготовления тормозной колодки, а также коэффициент трения. Две буквы означают, показывают, по какой именно технологии изготовлена колодка (органика, уличная керамика либо трековая керамика). Сама же буква демонстрирует непосредственно коэффициент трения тормозной колодки (от C до Н).
Рис. Торцевая маркировка SAE может рассказать о многих свойствах колодок, произведенных в Северной Америке.
«Серый» Китай – совсем отдельная тема: никаких сертификаций, никаких штрих-кодов (либо просто поддельные печатным образом), никакой дополнительной информации.
Здесь ограничимся лишь тем, что, например, технология изготовления керамических тормозных колодок не имеет ни мировых, ни региональных стандартов. Поэтому сегодня можно легко встретить «липовую» турецкую или китайскую керамику по смешной цене, с такими же свойствами. Специалисты Центра Tormozi.UA сталкивались с минимум тремя псевдомарками псевдокерамических тормозных колодок на территории Украины, которые по свойствам не имеют ничего общего с настоящефй керамикой. А поскольку визуальная оценка не даст информации о характеристиках колодки, то тут лишь посоветуем:
1.) Высокая цена не однозначный показатель качества, а вот дешевое однозначно хорошим не будет. (как бы привлекательным не казался лозунг продавца «Зачем переплачивать за бренд?»)
2.) Покупайте там и то, чему сами доверяете.
4. Фрикционная смесь
Вот здесь попробуем задержаться. Дело в том, что даже визуальный осмотр фрикционной накладки позволит дать кое-какую оценку качеству товара.
Металл – это основной компонент, который, собственно, и призван тормозить. Обойтись без него в составе тормозной колодки практически невозможно. И влияние его на качество торможения тоже велико.
Итак, наиболее часто используемый в тормозной колодке металл – железо и ее ближайшие производные. Если взглянуть на накладку, то использование стали выдают металлическая крошка цвета белого металла. Как правило, в бюджетных колодках используется сталь. Некоторые «ноунеймы» подмешивают в смесь бóльшую долю железа, что, казалось бы, повышает коэффициент трения. Однако, такие тормозные колодки, наносят очень серьезный урон тормозному диску.
Преимущества стали: хорошо держит температуру, высокостойкая к износу, дешева.
Недостатки: достаточно абразивна к чугуну тормозного диска. Из-за чего износ диска при «стальной» колодке будет выше.
Альтернатива стали – медь и сплавы на ее основе. Последнее время все чаще используются серьезными производителями, как более качественная замена стали. Визуально определяется легко: видны вкрапления медного цвета или желтого (латунного).
Преимущества: практически те же свойства, что и у стали, но медь гораздо более «нежна» к диску, поскольку металл мягкий. Тормозные колодки на медной основе будут гораздо более бережливы к тормозному диску, нежели на стальной. При этом – без потери основных эксплуатационных свойств. Одно из главных свойств меди (что выгодно отличает ее от железа и стали) – высокая теплопроводность. Благодаря этому колодки на медной основе равномерно рассеивает тепло по всей накладке. Сталь же может концентрировать нагрев в одной точке, что может привести к перегреву диска.
Недостатки: тормозные колодки с медным компонентом дороже, нежели колодки со сталью.
Рис. Сверху керамическая колодка с медной основой, снизу металлическая колодка со стальными компонентами. Отличает нижнюю (стальную) колодку белесый оттенок выдающий цвет стали.
Часто медь используют в качественн ой органике и керамике. Из-за чего стоимость таких колодок выше среднего. Однако, элементарная математика говорит в пользу медной компоненты: 100-200 гривен переплата за медь позволяет сэкономить 400-600 гривен на сроке службы тормозных дисков.
Речь идет о размере частиц компонентов, входящих в состав тормозной колодки. Говоря о производстве фрикционных материалов, можно выделить одно из правил, общее для всех типов колодок: чем мельче фракция (чем сильнее измельчены компоненты) входящих в состав смеси ингридиентов, тем выше эксплуатационные свойства колодки. Прежде всего, более сильные внутренние связи между составляющими повышают общую стойкость к нагреву (что очень важно для колодки). Кроме того, такие тормозные колодки будет служить значительно дольше (на 30-50%), нежели состав с крупной фракцией.
Оценить это нетрудно невооруженным глазом. Пример на фото: керамическая тормозная колодка, имеющие в составе медь. Казалось бы хорошо? В целом, да. Однако, в этом случае мы видим не порошкообразные ингридиенты, а грубую фракцию, где медь интегрирована чуть ли не опилками размером со спичечную головку.
Рис. Невооруженным взглядом видны крупные вкрапления меди размерами с опилку.
Технология изготовления органической колодки (а их 95% на европейском рынке) всегда будет включать в состав графит. Предназначение этого «чернопылящего» компонента очень велико. Графит используется в качестве сухой смазки трущихся поверхностей диска и колодки. Это обеспечивает равномерный износ обеих поверхностей.
Вообщем, тоже далеко не последний признак при выборе тормозных колодок. Конечно, здесь тоже не все однозначно, но все же некоторые закономерности найти можно.
Пойдем логическим путем и попробуем оценить, что влияет на стоимость колодки? И какие основные приемы использую производители, с целью удешевить колодку?
Низкопробные бренды увеличивают долю смолы фенола, в ущерб проценту других составляющих. Этим удешевляют товар, но такая тормозная колодка после второго-третьего торможения в городском цикле начинает быстро терять свои свойства, тормозной путь нещадно растет. Помимо того, пары горящего фенола крайне негативно влияют на дыхательные пути.
Следующим, более безобидным, методом удешевления продукции служит увеличение доли железа в колодке. При кажущихся неплохих тормозных свойствах накладки, износ тормозного диска существенно увеличивается. Основан метод на том, что стоимость железа и стали значительно ниже, чем меди и сплавов на ее основе.
Одной из дорогих технологий, применяемых при изготовлении тормозной колодки – порошковая технология. Иными словами, измельчение до порошка компонентов. Часто на этом экономят производители якобы качественных и недешевых колодок. Поэтому, если уж настроились на качеству и готовы к справедливой цене, то обратите внимание на подготовку компонентов смеси.