Что означают ландыши в повести бедная лиза
Что символизируют ландыши в повести Бедная Лиза?
Что символизируют ландыши в повести Бедная Лиза.
Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза.
Был ли выбор у лизы в повести»Бедная Лиза»?
Был ли выбор у лизы в повести»Бедная Лиза»?
Характеристика Лизы из повести Бедная Лиза?
Характеристика Лизы из повести Бедная Лиза.
Как я оцениваю поступок Лизы из повести «Бедная Лиза»?
Как я оцениваю поступок Лизы из повести «Бедная Лиза».
Как мать называла лизу в повести бедная лиза?
Как мать называла лизу в повести бедная лиза.
В чём современность повести Бедная Лиза?
В чём современность повести Бедная Лиза?
Моё отношение к Лизе из повести «Бедная Лиза»?
Моё отношение к Лизе из повести «Бедная Лиза».
Что вы думаете о повести Бедная Лиза?
Что вы думаете о повести Бедная Лиза.
Как разрешается конфликт в повести бедная лиза?
Как разрешается конфликт в повести бедная лиза?
Почему повесть Бедная Лиза так называется?
Почему повесть Бедная Лиза так называется?
Могли ли быть Эраст и Лиза вместе в повести «Бедная Лиза»?
Могли ли быть Эраст и Лиза вместе в повести «Бедная Лиза»?
Троекуров заказал обучение француского у одного учителя его звали Дефорж. Но Дубровский решил последить за Троекуровым и выкупил документы у Дефоржа. Ну и стал Дефоржем.
Школа вымучит, охота выучит. Не школа, а жизнь учит. Они одной школы, одной выучки. Грамоте учиться — всегда пригодится. Урок не пошел впрок. Боится школьник лозы пуще грозы. Школу прославляют ученики. Х У Николы две школы : аз, буки учат да к..
И вот это совершилось. Я думал тут хорошо но это не так.
Я так мечтал попасть на войну мне казалось, что я обязательно совершу подвиг.
В 2009 году исполнилось ровно полвека с момента рождения триумфа : фильма «Судьба человека», фильма, который вопреки логике не только превзошёл оригинал в литературе, но и дал этой истории новую жизнь. Снятая по шолоховскому произведению картина поя..
Как там у классика. Цветы героинь русской классической литературы
Помните, что за букет был в руках у Маргариты, когда она впервые встретила Мастера? А какими цветами торговала бедная Лиза? Выбор писателями цветов для своих персонажей неслучаен.
Есть повод перечитать любимые книги
То, о чем не говорится прямо
Во многих произведениях цветы используются для более полного описания царящей вокруг героев атмосферы, а также их образов, лучшего раскрытия черт характера и оттенков настроения персонажей.
Особенно ярко – в русской литературе XIX века, когда в ходу был так называемый язык цветов.
Символический язык цветов был очень распространен в викторианской Европе, куда пришел с Востока. И там, и там открытые чувственные посылы, особенно исходящие от женщин, мягко говоря, не приветствовались. Завуалировать их можно было по-разному, но лучше цветов с этой задачей, пожалуй, не справился никто.
Символизму цветов были посвящены многие печатные труды в Европе и России
Даже в современном мире, где мало кто читал исследования-пособия по символизму цветов, мы на подсознательном уровне почти всегда сразу понимаем, какие растения и букеты означают чистоту, любовь или, наоборот, предвещают сложности.
Давайте вспомним и проверим.
Бедная Лиза и ландыши
Чистая, наивная и не только в переносном, но и в буквальном смысле – бедная Лиза из одноименной повести Карамзина бралась за любую не порочащую честь юной девушки работу. Помощи ей ждать было неоткуда, так как после смерти кормильца-отца «на руках» у нее осталась старушка мать. Одно из занятий Лизы – торговля собственноручно собранными цветами. Когда девушка познакомилась с обольстителем Эрастом, в руках у нее были ландыши.
Сезон ландышей – конец мая – начало июня. Цветы эти символично белые – непорочные, как и Лиза. С другой стороны – они хоть и весенние, но расцветающие уже под занавес этого времени года. И это тоже, возможно, важно. Писатель как бы намекает на конец чистоты. Лиза не только рассталась с девичьей честью, но и, не выдержав испытаний, предательства любимого, ушла из жизни.
Интересно, что букетик ландышей стоил у девушки 5 копеек (Эраст, напомним, хотел заплатить рубль, но правильная Лиза отказалась). На конец XVIII века, когда вышла повесть, 5 копеек – не микроскопическая сумма. Ее вполне можно сравнить со стоимостью современных букетов. Правда, не самых шикарных.
Самое известное изображение бедной Лизы – на картине художника О. Кипренского (1827 г.). Но в руках у девушки почему-то не ландыш
Фенечка и розы
В «Отцах и детях» Тургенев подробно описал цветы в руках не светской львицы Одинцовой или эмансипе Кукшиной, а крепостной Фенечки – женщины, с которой отец главного героя Кирсанова «имеет связь».
С одной стороны, она родила барину ребенка, живет с ним в господском доме, в отсутствие других персонажей и больше на правах хозяйки, с другой – перед обществом возлюбленный ее стесняется, начинает прятать. Но на протяжении всего романа, несмотря на свое двойственное неприличное положение, молодая женщина ведет себя очень достойно: просто, естественно. Стесняясь, конечно, но не попадая из-за этого в неловкие ситуации.
В эпизоде с цветами описывается, как Фенечка сидит на скамейке, рядом с ней только что сорванные в саду розы – белые и красные. К ней подходит Базаров и просит за свои услуги доктора плату, «хоть бы и цветком». Поначалу он хочет спровоцировать молодую женщину, даже заигрывает с ней (в другом эпизоде даже обманом целует).
«Какую вам…» – просто, безо всяких подтекстов спрашивает Фенечка. И главный герой выбирает «красную и не слишком большую».
Розы – известный символ любви. Цвета – белый и красный – чистоты и страсти. Все это очень хорошо отражает именно неоднозначность положения женщины. По тому, как просто Фенечка выбрала цветок, подтекстов в ее поведении нет.
Что касается Базарова, то по тому, как он просит цветы и что выбирает, литературоведы предполагают: в любви нуждается он сам. Но это уже совсем другая история.
А на Фенечке ее барин в конце романа все-таки женился.
Фенечка из романа «Отцы и дети» с розами
Купеческая дочь и аленький цветочек
В сказке «Аленький цветочек», написанной Аксаковым для внучки Оленьки, имени героини нет. Она просто младшая, самая любимая и хорошая, дочь купца. Не нов и сюжет, он известен в разных вариациях по всему миру. Похожая история была у Амура и Психеи еще в Древней Греции. Но мы рассматриваем детскую сказку. О любви чистой и бескорыстной, в первую очередь дочерней.
В роли аленького цветочка могла быть роза, но здесь она явно не подходит, не тот случай. Скорее – это полевая красная гвоздика.
Девушке, за то что она попросила себе у отца аленький цветочек и получила-таки его, пришлось пожертвовать собой. Но делает она это с готовностью, в отличие от сестер. Попадает к чудищу, но готова служить ему во всем. И в итоге обретает любовь прекрасного царевича, который, оказывается, был заколдован.
Главная героиня «Аленького цветочка» найдет счастье с прекрасным царевичем. А все благодаря цветку
Маргарита и мимозы
При первом описании встречи главных героев «Мастера и Маргариты» Булгаков отмечает только, что это были «…отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве». Нередко это вводит в заблуждение читателя. Мимозы ли несет женщина, а может, розы или какие-нибудь еще цветы?
Ответ надо искать дальше по тексту. В 19-й главе о Маргарите говорится уже как о ведьме, «украсившей себя тогда весною мимозами».
Мимоза становится предсказателем судьбы героев. Желтый – традиционно цвет неверности, предательства, в более широком смысле беды. Мимозы Маргариты как бы предвещают, что ничего хорошего с персонажами не случится, и эта тревожность и напряжение будут только нарастать.
И еще. В христианстве мимоза – цветок света, а ведьма Маргарита от света с радостью отвернулась, выбрав покой. Поэтому можно сказать, что в начале романа мимозы уже намекают на уход из мира главных героев.
Мимозы – цветы ведьмы Маргариты
Женя и цветик-семицветик
И еще одна добрая сказка про героиню с чудесным цветком в руках – маленькую девочку Женю. Волшебный цветик-семицветик, по задумке автора Катаева, был похож на ромашку, только с семью лепестками, каждый своего цвета, как радуга. Оторванные со специальным наговором лепестки исполняли желания, но эти желания, кроме одного – спасти больного мальчика – оказались пустыми. И Женя это вовремя поняла.
Вряд ли стоит искать какой-то особый символизм в цветике-семицветике. Сказка для советских детей прямо говорит, что поступки должны быть правильными, добрыми, для пользы других людей. А это актуально на все времена!
Какое желание Жени аленькому цветочку самое правильное и настоящее? Конечно, вылечить мальчика!
Если «копать глубоко», то в классических произведениях, особенно стихах, символизму цветов уделено очень большое внимание. Но как бы безадресно. Цветы описываются не принадлежащие кому-то конкретно, а просто находящиеся в комнате, растущие в саду. Их сравнивают с любимыми женщинами.
Мы же постарались выбрать те эпизоды, где цветы уж точно побывали в руках у героинь. Вспомните еще кого-нибудь?
«Бедная Лиза» Карамзина: нет повести печальнее на свете…
В 1792 году Н. М. Карамзин опубликовал в «Московском журнале», редактором которого являлся, свою повесть «Бедная Лиза». Произведение сразу нашло отклик у читателей. История крестьянской девушки, обманутой и несчастной, тронула сердца обычных людей. Критики же были впечатлены множеством новаторских идей автора. Повесть «Бедная Лиза», смысл которой раскрывается через переживания и чувства главных героев, опубликована отдельной книгой в 1796 году.
Краткое содержание повести «Бедная Лиза»
Основное действие произведения разворачивается в одной из деревень близ Москвы. Автор описывает существующие на самом деле места:
Это создает атмосферу реалистичности всего происходящего, максимально погружая читателя в историю.
На заметку! В этом как раз и состоит новаторство автора. Ведь в те времена авторы чаще описывали действия, происходящие в неких выдуманных географических местах: в городе N, N-ской губернии и прочих.
Ландыши, ландыши…
Лиза – девушка из крестьянской семьи. После смерти отца их бедственное положение с матерью заставляет ее работать без отдыха. Зимой она вяжет и продает в Москве теплые вещи, летом – собирает ягоды и цветы на продажу.
В один из обычных дней у нее покупает букет ландышей юноша по имени Эраст. Красота и чистота Лизы поразили сердце молодого человека. Лиза также не осталась равнодушной к нему, поэтому назавтра сделала самые красивые букеты и отправилась на то же место. К ее сожалению, Эраст так и не появился. Расстроенная девушка вернулась домой, а там ее ждал сюрприз. Не сумев совладать с мыслями о Лизе, Эраст нашел ее дом и приехал к ней.
Мать Лизы была бы счастлива отдать свою дочь за него. Но девушка понимает, что бедной крестьянке и богатому дворянину не суждено быть вместе никогда. Все же, несмотря на все социальные и нравственные запреты, молодых людей бросает друг к другу. Они начинают тайно встречаться на берегу пруда. Эраст трепетно относится к Лизе. Его завораживает непорочность и чистота девушки. Для Лизы – это первое настоящее чувство, поэтому она отдается ему без остатка, позабыв про остальных людей. Только Эраст в ее сердце и мыслях. Только о нем мечты и сны.
Интересно! Смысл имен Лиза и Эраст в «Бедной Лизе» весьма красноречив. Эраст (греч.) – прелестный, милый, любимый, чаще всего капризный ребенок. Лиза (др. евр.)– почитающая Бога, рожденная для искренней, преданной любви, растворяющаяся в ней. А эпитет рядом с этим именем полностью раскрывает смысл названия повести «Бедная Лиза».
Поматросил и бросил?
Руки Лизы просит сын богатого крестьянина. Девушка, испугавшись, что мать отдаст ее замуж, бросается к единственному своему защитнику – Эрасту. Тот убеждает ее, что любит-не может, что все проблемы решит, и что вскоре будут они жить вместе, «как в раю». Девушка, околдованная словами любви, теряет голову окончательно и отдается любимому, надеясь на долгую и счастливую жизнь с ним.
Однако, после этой ночи отношение Эраста к ней меняется. То ли он перестал видеть в ней то чистое, непорочное создание, то ли добился-таки своего и потерял интерес. Но их встречи становятся все более редкими. И вскоре «жених» исчезает, объяснив это тем, что «уходит на войну».
В чем суть концовки
Несколько месяцев девушка жила, как во сне. Жила одной лишь мыслью о встрече с любимым. И она произошла. В Москве Лиза случайно увидела Эраста, выходящего из богатой кареты. Он был совсем не рад неожиданному свиданию с возлюбленной. Второпях он объясняет ей, что проиграл все свое состояние и теперь вынужден жениться на богатой вдове.
Краткий смысл такого финала «Бедной Лизы» — в способности к сопереживанию, к раскаянию. Автор не читает мораль, не делает обличающих подлеца выводов и не учит, назидательно подняв палец. Он хочет зажечь в читателе огонек понимания, сопереживания всем героям без исключения. Ведь они простые люди, со своими слабостями и недостатками. Люди, которые так похожи на нас.
Бедная Лиза: смысл повести
Одной из проблем, поднимаемых в повести, является, конечно, разделение людей на сословия по принципу состояния. Идейный смысл произведения в том, что бедная девушка и богатый юноша тех лет просто не могли быть вместе.
Кроме этого, интересно показана аллегоричность географических мест проживания героев, указывающая на еще одну разницу между ними:
И все же Карамзин ушел от принципов классицизма. Ведущими в истории оказываются не сословный конфликт и разделение на бедных и богатых, а чувства. Весь смысл «Бедной Лизы» передается через призму внутренних переживаний героев.
На заметку! Автор не подарил читателям счастливый конец. У него не работают неоспоримые классические утверждения о том, что зло наказывается, а добродетель вознаграждается. Вот она, неприкрытая правда жизни. Жестокая и несправедливая порой. Но правда.
Кроме этого, автор не делит своих героев на хороших и плохих. Видно, что он одинаково сопереживает всем в этой истории. Произведение «Бедная Лиза», смысл которого в самой важной способности человека – любить, является идеальным образцом сентиментализма в русской литературе.
Белые ландыши бедной Лизы
5 декабря 2016 283 Просмотры
Сочинение Николая Карамзина «Бедная Лиза» было опубликовано в июньском номере «Московского журнала» в 1792 году. Эта небольшая повесть, по словам биографа Карамзина Н. Погодина, долгое время «владела сердцами Русских читателей…».
Выдающийся русский лингвист, филолог В.Н. Топоров в своем исследовании «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет» так обосновывает значение повести для того периода: «После своего появления в печати в 1972 году эта повесть была осмыслена как событие – и не только литературное, но и отчасти выходящее за пределы литературы, в умонастроении читателя и даже самой его жизни. «Бедная Лиза» стоит у самых истоков новой русской прозы, следующими шагами которой будут «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Петербургские повести» и «Мертвые души», с чего собственно и начинается непрерывная линия большой русской прозы. «Бедная Лиза» – именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы».
Повесть «Бедная Лиза» стала образцом сентиментализма – литературного направления, для которого характерен акцент на внутреннем мире героев, подробное описание чувств и волнений. Эти романтические, увлеченные, утонченные натуры наделялись богатством внутренней духовной жизни. Общественная жизни стояла вне области их душевных переживаний. И выяснилось, что читателю это нравится. Белинский писал, что Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.
Спектакль юношеского театра «Синяя птица» по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (премьера состоялась 4 декабря 2016 года на сцене Дома детского творчества поселка Воргашор) режиссер постановки Елена Соколова назвала прочтением. Это отнюдь не преувеличение, так как рассказчиков в спектакле столько же, сколько и собственно героев повести – четверо. И они берут на себя основную роль автора повести, который описывает любовную историю на фоне истории «нашего отечества…, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы». Окрестности Москвы – Симонов и Данилов монастыри, Воробьевы горы, Коломенское – участники и свидетели происходящего.
Этот спектакль можно назвать спектаклем положений. В нем не так много игровых моментов. Картинки сменяют друг друга, повествователи опекают бедную Лизу и её матушку. Интересно, что и та, и другая понимают, что события развиваются не совсем правильно, слишком велика пропасть между сословиями влюбленных и благоприятный исход маловероятен. Не зря матушка предлагает Лизе принять предложение сына богатого крестьянина из соседней деревни, но уверения Эраста, что «Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу» снимают сомнения. Все герои безмятежны и спокойны, между тем трагическая развязка становится совершенно очевидной.
Образ Эраста в исполнении Андрея Балашова очень лаконичен и холоден, для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа». Актер скупо показывает романтические чувства героя, и этим как бы готовит зрителя к катастрофическому финалу.
Невозмутимому Эрасту противопоставлена восторженная влюбленная Лиза (блистательное исполнение Ольги Соловьевой). Её монологи изысканно выписаны автором, он любит свою героиню и искренне ей сочувствует. Интересно, что крестьянка Лиза выражает свои чувства гораздо более высокопарно, чем ее возлюбленный «господин» Эраст: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою… Мечта!». Также витиевато изъясняется и матушка Лизы (замечательная работа Пэри Ибрагимовой): «Как все хорошо у господа бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы царь небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет. Ах, Лиза. ».
Тем не менее, эта манерность на фоне происходящего воспринимается органично и не выходит за рамки настроения, а зритель получает замечательную возможность прикоснуться к слогу Карамзина.
Нельзя не отметить замечательную работу режиссера, очень достойно справившегося со сложностями сюжета, ведь повесть описывает прежде всего чувственные отношения молодых людей.
Завершающим аккордом спектакля становится песня «Среди долины ровныя…» в исполнении всех актеров «а капелла». Это еще одна интересная находка режиссера, абсолютно логичная для зрителя, который знаком с текстом повести: встречи между Эрастом и Лизой происходили «под тению столетних дубов», прощались они «под ветвями высокого дуба», «погребли ее близ пруда, под мрачным дубом».
Среди долины ровныя,
Цветёт, растёт высокий дуб
Спектакль был очень тепло встречен публикой. Замечательный ансамбль самодеятельных артистов в составе: Лиза – Ольга Соловьева, Эраст – Андрей Балашов, матушка – Пэри Ибрагимова, Анюта – Ксения Олиферук, Рассказчики – Павел Казеко, Артем Минаков, Мария Оганянц, Анастасия Синица долго принимал благодарности и пожелания дальнейших творческих успехов. Спасибо за прекрасную премьеру!
В рамках однодневных гастролей спектакль будет показан 9 декабря в Центральной библиотеке Ухты.
12 декабря 2016 года, в день 250-летнего юбилея Николая Михайловича Карамзина (1 (12) декабря 1766, империя – 22 мая (3 июня) 1826), состоится премьера в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина.
«Ландыши и сто рублей» Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Цели: определить идею произведения; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; проследить традиции сентиментализма в произведении; выяснить значение пейзажей.
Просмотр содержимого документа
««Ландыши и сто рублей» Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»»
«Ландыши и сто рублей»
Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Учитель школы-лицея «Дарын» г.Петропавловска Демченко Инна Николаевна
Цели:1.Образовательные: определить идею произведения; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; проследить традиции сентиментализма в произведении; выяснить значение пейзажей.
2.Развивающие: совершенствование навыка сравнивать художественные произведения, развивать поисковые умения и творческий потенциал.
3. Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека; воспитание гуманистического сознания в осмыслении темы поступка и ответственности за него в повести.
4. Общепредметные: развитие аналитического и художественного мышления; воспитание интереса к русской литературной классике; умение работать в творческих группах.
Оборудование: Портрет Н.М. Карамзина; иллюстрация к повести; словарь Ожегова; предметы, символизирующие главных героев (ландыши, стакан с молоком, белое полотенце, деньги); карточки для рабочих групп.
Что наша жизнь? Роман – кто автор? Аноним.
Читаем по складам, смеемся, плачем…спим…
Что есть жизнь наша? – Сказка;
А что любовь? – Ее завязка;
Конец печальный иль смешной,
Родись, люби – и Бог с тобой!
Работа над произведением.
1.Формулировка проблемы. Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном, продолжая фразы: Могу сказать, что…
В результате выводится проблема: Почему не состоялась любовь Лизы и Эраста?
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, в качестве которого взято стихотворение Карамзина. По мнению автора, любовь – начало жизни, сказки. Почему печальной оказалась сказка Лизы и Эраста?
2.Мозговая атака. Составление кластера к понятию «любовь».
Верность ЛЮБОВЬ Уважение
Чего не доставало в отношениях Лизы и Эраста?
Повествование начинается с пролога, где дается пейзажная картина окрестностей Симонова монастыря.
Каково философское значение этого пейзажа в истории Лизы и Эраста?
Группа «художников» защищает художественный проект, в ходе которого объясняет свое видение философского значения пролога повести. В результате чего делают вывод: Лиза и Эраст изначально принадлежат к разным мирам, между которыми протекает река жизни. У каждого мира свои нравственные ценности.
4.Какие нравственные ценности у мира Лизы и у мира Эраста?
Мир Лизы Мир Эраста
труд светские забавы
Природа в Лизе воспитала восприимчивость, чувствительность, стремление к прекрасному, труд – бескорыстность, нравственную чистоту, семья научила ее заботиться о ближнем, быть ответственной за любимых людей, самопожертвованию.
Эраст вынут из семейных отношений, поэтому он не знает об ответственности и самопожертвовании. Он живет в Москве, которую автор называет алчной, следовательно бескорыстности в Эрасте нет. Главную роль в мире Эраста играют деньги.
5. Анализ эпизода первой встречи героев. Инсценировка. Первая встреча героев символична. С чем приходят друг к другу Лиза и Эраст? Какой символ своего мира они дарят друг другу?
Лиза приходит в Москву с ландышами. Эраст протягивает Лизе деньги.
Сообщения учащихся о философском значении ландышей и денег в литературе.
Ландыши в немецком предании связаны с весной, в русской легенде ландыши – это слезы Любавы, возлюбленной Садко. Ландыши – олицетворение чистоты, нежности, любви и боли девичьего сердца.
Эраст всегда стремится за все заплатить, причем дороже цены. Платит за хорошее и плохое: за цветы, за любовь, за отказ от любви. В итоге закладывает свою душу пожилой вдове за деньги. В мировой литературе, начиная с библейских тридцати серебряников, деньги олицетворяли предательство, зло. Таким образом, в первой же встрече Лизы и Эраста можно увидеть столкновение двух миров: мир денег Эраста погубит ландышевый мир Лизы. Здесь прослеживается философский мотив столкновения природы и цивилизации, где гибнет природа.
6. Лиза страдалица или блудница? Почему Лиза не выбросила, не порвала деньги Эраста?
Лиза, решившись на самоубийство, не перестает думать о матери, эти деньги будут старушке хоть какой-то временной поддержкой. С другой стороны, приняв деньги, Лиза судит себя высшим судом собственной совести, выносит себе беспощадный приговор.
Сравнение аналогичных эпизодов из «Бедной Лизы» и «Станционного смотрителя». В результате сравнения делается вывод о правдивости русской литературы, которая не скрывает, что «маленький человек» вынужден всегда думать о хлебе насущном.
Почему Лиза решила умереть? Ответить на вопрос помогает анализ эпизодов: «Лиза во время грозы» и «Лиза, узнавшая правду». В результате учащиеся приходят к выводу: 1) Лиза карает себя за нравственное преступление; 2) Не могла смириться с тем, что от нее откупились; 3) Она потеряла себя как личность, полностью растворившись в любимом, мир без него – пустыня.
7. Эраст – коварный искуситель или несчастный человек?
Наблюдение за изменениями состояния души Эраста и его отношения к Лизе.
8.Заслушивание творческих работ «Исповедь Эраста».
9.Ответ на проблемный вопрос.
В отношениях Лизы и Эраста на было ответственности, заботы, самопожертвования со стороны Эраста (дополняем кластер).
10.Как автор расценивает поступки героев? Как в этом отношении прослеживаются традиции писателя-сентименталиста?
Автор никого не осуждает и надеется на примирение героев в другой жизни.
11.Творческая работа. Напишите сочинение-предположение «Если бы Лиза осталась жива…»
12.Итоговый ответ на вопрос: Почему не состоялась любовь Лизы и Эраста?
13.Домашнее задание: Как бы вы отредактировали повесть с точки зрения писателя-классициста?