Что означают конкурсные списки поступающих
Конкурс при поступлении в вузы – ранжированные списки
Конкурс при поступлении в вуз – это отбор абитуриентов для зачисления на бюджетные или платные места. Он проводится на основании учебных достижений поступающих и с учетом социальных льгот, которые могут быть у некоторых категорий абитуриентов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что учитывается в конкурсе
Главный критерий отбора будущих студентов любой формы обучения на бесплатных и контрактных отделениях – это результаты ЕГЭ, которые засчитываются вместо вступительных экзаменов. Чтобы участвовать в конкурсе на поступление в вуз, на Едином госэкзамене надо набрать проходные баллы – то есть достичь результатов, достаточных для того, чтобы высшее учебное заведение приняло документы. Но это далеко не всё, на что смотрят вузы при проведении конкурса. Итак, по порядку.
Для поступления на каждую специальность вузы в своих правилах приема устанавливают определенный набор предметов, чаще всего их три, иногда учебное заведение считает нужным увидеть результаты испытаний по четырем учебным дисциплинам. Для абитуриентов творческих, спортивных, военных направлений университеты, институты и академии могут проводить еще и дополнительные экзамены творческой или профессиональной направленности (ДВИ). Их результаты оцениваются, как правило, тоже по стобалльной шкале. В конкурсе абитуриент участвует с суммой баллов, набранных на ЕГЭ, а на «непростые» специальности к ним прибавляется оценка за ДВИ.
Внутренние экзамены вузов
Абитуриенты, не сдававшие ЕГЭ (те, кто получил аттестат по итогам ГВЭ*; поступает после колледжа или на второе высшее), вместо «единого» сдают нужные предметы прямо в вузе. Учебное заведение само проверяет и оценивает работы по стобалльной системе. С этими результатами абитуриенты, не имеющие баллов за ЕГЭ, участвуют в конкурсе наравне с остальными поступающими. Конечно, если в вузе есть ДВИ, и абитуриент их сдавал, эти результаты тоже идут в общую копилку.
*В 2021 году выпускники, сдававшие ГВЭ-аттестат, не могут поступать в вузы, даже по внутренним экзаменам. Эта норма касается только одиннадцатиклассников, традиционно имеющих право сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ.
Олимпиады
Есть и абитуриенты, которые могут поступить в вуз «вне конкурса» – без экзаменов. Они имеют право не сдавать ни ЕГЭ, ни внутренние испытания. Такие привилегии эта особая категория поступающих получает за победы в предметных и спортивных олимпиадах высшего ранга. «Вне конкурса» – определение условное, так как олимпиадников все равно вносят в общий ранжированный список абитуриентов.
Льготы и квоты
Еще у одной категории абитуриентов есть другие преимущества: эти кандидаты на статус студента могут пользоваться преимущественным правом на зачисление или поступать по целевой и особой квотам на специально выделенные для каждой группы места.
Абсолютно все абитуриенты: и сдававшие ЕГЭ, и проходившие вступительные испытания в вузах, и победившие в олимпиадах, и получившие целевое направление, и социально незащищенные – могут добавить к своим результатов 10 дополнительных баллов за личные достижения.
С этим багажом академических достижений и социальных льгот такие разные абитуриенты и участвуют в конкурсе при поступлении в вузы. Как же высшие учебные заведения составляют списки поступающих и отбирают лучших из лучших?
Условия поступления
Для начала вуз распределяет абитуриентов по группам, согласно условиям поступления, которые они указали в своих заявлениях. Условий приема на учебу может быть 7:
Вузы могут устанавливать разный уровень минимальных баллов для подачи заявлений в головной вуз и его филиалы, на бюджет и на договор.
Дальше – среди подавших заявления на определенное направление подготовки самое значимое деление: на поступающих на бюджет и на платную учебу. Внутри этих двух групп абитуриентов распределяют по комплексу других условий:
С учетом всех этих условий составляют ранжированные списки абитуриентов, раздельные для определенных условий поступления.
На примере. Семь абитуриентов пришли поступать в один вуз на журналистику:
Первые четыре абитуриента попадут в один общий для них конкурсный список (с учетом предварительных результатов раздельного отбора среди льготников и квотников); пятый, шестой и седьмой – в три отдельных: для поступающих в филиал; на заочную учебу; на платное обучение. После этого начинается самое интересное – ранжирование абитуриентов в списках.
Как ранжируются конкурсные списки
Все претенденты на очные бюджетные места попадают в один список, независимо от того, поступают они по льготам (особым правам) или на общих основаниях.
В итоге может получиться так, что все бюджетные места займут победители олимпиад и поступающие по квотам. Тогда у абитуриентов, претендовавших на поступление по ЕГЭ, остается вариант участия в конкурсе на платную или заочную учебу. Поэтому стоит подстраховаться и, если конкурсная ситуация напряженная, подать заявления еще и на альтернативные варианты обучения – заочно на бюджете (если заочка есть на специальности) или очно, но платно. Формы учебы не считаются отдельной позицией при подсчете количества поданных заявлений в одном университете или институте по обновленной формуле «5 вузов, от двух направлений в каждом».
Шансы на поступление можно оценить сразу после того, как 27 июля вузы публикуют конкурсные списки. Если на специальности всего 10 бюджетных мест, а первые шесть-семь позиций занимают поступающие без экзаменов, еще по одной у целевиков и абитуриентов-льготников, и все они подали согласие на зачисление, то лучше сразу подыскать другой вариант, не дожидаясь приказа о зачислении поступивших на приоритетном этапе приема.
Как устроен рейтинг абитуриентов
И почему вузам выгодно делать непонятные списки
Рейтинг абитуриентов — это список поступающих по результатам ЕГЭ. Рейтинг показывает шансы на поступление. Чем выше фамилия в списке, тем выше шанс учиться в желанном вузе.
Каждый вуз обязан опубликовать рейтинг на своем сайте в открытом доступе. Однако часто в списках сложно разобраться, так как сайт вуза сделан плохо. Хотя рейтинг должен однозначно отвечать на вопрос, поступаете вы или нет.
Что требует Министерство образования
Одна из главных причин, почему рейтинги такие непонятные — отсутствие четких требований Правительства. Основной документ для приемных комиссий вузов это приказ Министерства образования. О рейтинге поступающих там сказано немного и расплывчато.
Все прописано в V главе документа. Объясняем простыми словами, что требуется от вуза:
Вуз не должен требовать от абитуриента оригинал аттестата. Каждый вуз решает самостоятельно, разделять ли в разные рейтинги абитуриентов с копиями и оригиналами документов.
Что в реальности
Главный недостаток. Рейтинг абитуриентов учитывает всех поступающих: и с оригиналом аттестата, и с копией. По правилам абитуриент может отнести копии документов в 5 вузов на 3 специальности в каждом — максимум на 15 факультетов. В итоге рейтинг «раздувается» от копий и не дает реальной картины.
Рекомендованные списки. Если вы не принесете в вуз на какую-то специальность оригинал, то вы не сможете быть зачисленным. Если у вуза нет хорошего рейтинга, который отвечает на вопрос поступаете вы или нет, он будет выпускать списки «рекомендованных к зачислению». Такая бумага ничего вам не гарантирует.
Чтобы привлечь больше абитуриентов с оригиналами, вуз включает в список больше людей, чем реальных мест на факультете. Такая бумага выпускается 1-2 раза за всю приемную кампанию, хотя должна обновляться ежедневно.
Лучший вариант. Удобнее всего, если на сайте есть отдельный список поступающих с оригиналами или есть сортировка по типу поданных документов. Если такой рейтинг обновляют раз в день, то вы сможете знать, поступаете или нет.
Если вы еще не принесли оригинал в вуз, то посчитайте людей с оригиналами и сравните с количеством бюджетных мест по факультету. Так шанс на поступление будет понятен.
Когда рейтинг врет. Но способ подсчета выше не всегда работает. Например, когда вуз автоматически учитывает приоритеты студентов на специальности. Разбираемся на примере.
Абитуриент Петров принес документы на 3 специальности и указал их в порядке приоритетов: физика, астрономия, машиностроение. Вместе с заявлением он оставляет оригинал аттестата. Ему не хватает баллов, чтобы поступить на физику. Выше Петрова в рейтинге люди с более высокими баллами, но с копиями аттестата. Технически его определяют в соответствии с его вторым приоритетом — астрономией. В реальности: если Петров ничего не поменяет, а люди с копиями так и не принесут оригинал, он поступит на физику.
Рейтинг в этом случае не отображает реальной картины. Петров будет в рейтинге по своему второму приоритету, но поступит на первый. Все потому, что рейтинг учитывает одновременно абитуриентов с копиями аттестата, и с оригиналами.
К счастью, не каждый рейтинг работает, как описано выше. У каждого вуза свои информационная система и свои тонкости. Поэтому обязательно уточняйте, как работает рейтинг в приемной комиссии вуза.
Почему так сложно? Ведь вузы должны стараться сделать сайт максимально удобным для поступающих. И да, и нет.
Почему нет: из-за демографической ямы многие вузы не добирают студентов. А те, что набирают, хотят учить самых умных ребят. Непрозрачные рейтинги позволяют факультетам манипулировать поступающими и заставлять оставлять оригиналы. Запомните, слова людей из приемной комиссии — не гарантия поступления.
Иногда плохие списки — вина разработчиков, которые делают свою работу недобросовестно.
Почему да: бесконечно общаться со всеми абитуриентами и родителями физически невозможно. Вуз вывешивает рейтинг, думает, что он хороший. Но в итоге из-за недопонимания абитуриент забирает документы и несет их в слабый вуз, куда он точно поступит.
Каждый вуз выбирает свои методы борьбы за абитуриентов. Кто-то агитирует сильными преподавателями, хорошей репутацией и трудоустройством выпускников. Кто-то манипулирует рейтингами. Есть и такие, которые используют обе тактики.
С чем еще вы можете столкнуться. Информационные системы у каждого вуза свои, потому и рейтинги будут отличаться. Бывает, что вуз вообще не заморачивается и выкладывает вордовский файл. Разобраться в таком еще сложнее.
Что делать
Не забывайте, что оригинал вам обязаны выдать сразу по вашей просьбе. Требуйте его и не верьте в отговорки.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как будет проходить конкурсный отбор в ВУЗы в 2021 году?
Приемная кампания-2021 в вузах будет проходить по кардинально новым правилам, о которых мы уже говорили ранее. Давайте разбираться в особенностях и уточнять порядок проведения конкурсного отбора при вузах, потенциальные варианты развития событий. К чему нужно быть готовым абитуриентам в 2021-2022 учебном году?
Приемная кампания-2021 в вузах будет проходить по кардинально новым правилам, о которых мы уже говорили ранее. Давайте разбираться в особенностях и уточнять порядок проведения конкурсного отбора при вузах, потенциальные варианты развития событий. К чему нужно быть готовым абитуриентам в 2021-2022 учебном году?
Что такое конкурсный отбор в вузе?
Конкурсный отбор в вузе представляет собой основную часть приемной кампании, которая заключается в выборке среди общего числа поступающих сильнейших кандидатов. Приёмная комиссия оценивает текущий уровень подготовки и возможности абитуриента с нескольких позиций:
Как принять участие в конкурном отборе?
Конкурсный отбор в вузы начинается с первого дня действия приемной комиссии и продолжается вплоть до «закрытия сезона». На протяжении нескольких месяцев вузы собирают документы от поступающих, формируют соответствующие списки с учетом предоставленных данных, а в конце августа принимают окончательное решение о претендентах на зачисление.
Для участия в конкурсном отборе абитуриенту необходимо предоставить полный пакет документов. Если хотя бы одного обязательного файла хватать не будет, то претендовать на бюджетное или коммерческое место ему не удастся. Его кандидатура не будет рассматриваться приемной комиссией.
Стандартный пакет обязательных документов при приеме в вуз включает в себя:
К числу дополнительных, но не менее важных документов, прилагаемых к основному пакету, следует отметить:
Направить указанные файлы можно одним из удобных способов: лично посетив приемную комиссию при учебном центре, в электронной форме, с помощью курьера или доверенного лица и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок формирования конкурсных списков: что, где, когда?
Согласно новым правилам приема в вузы, порядок формирования и частота редактирования конкурсных списков будет следующим. Ежедневно приемная комиссия формулирует списки конкурсантов, которые подали заявление и документы на конкретный факультет.
Далее ближе к концу приемной кампании или завершению ее основного этапа комиссия приступает к формированию списка претендентов, рекомендованных к зачислению. Здесь могут находиться все поступающие, предоставившие полный пакет документов: оригиналы и копии. Важно отметить, что в начале будет сформирован список конкурсантов-льготников, а затем список поступающих на общих основаниях. Притом подготовка второго перечня конкурсантов возможна только после зачисления целевиков и льготников, на долю которых приходится около 10-15% от общего числа вакантов.
Конкурсный отбор в 2021 году
В 2021 году Минобрнауки утвердил определенный график формирования и предоставления списка конкурсантов:
Исходя из вышесказанного следует, что узнать свое положение в конкурсном отборе и оценить шансы на зачисление абитуриенты смогут по мере формирования первого общего списка – 27.07.2021, ближе к 30.07.2021 станет ясно о доле вакантов, предназначенных для отбора поступающих на общих основаниях.
Учитывайте все сроки подачи документов, заранее взвешивайте за и против, чтобы оперативно и быстро принять окончательное решение: где учиться, по какой программе, на каком факультете и пр. Медлить нельзя, а решение должно быть правильным.
Как и где найти конкурсные списки?
Благодаря современным технологиям конкурсантам не обязательно посещать вуз, чтобы уточнить свой рейтинг и оценить перспективы. На сегодняшний день проверить конкурсные списки можно одним из следующих способов:
Обратите внимание, что с 2021 года конкурсные списки будут строго в обезличенной форме. Данные о поступающих будут зашифрованы. Увидеть фамилию или имя, инициалы в этом документе будет невозможно. Узнать свое положение в конкурсе можно только по уникальному коду или СНИЛС.
Как улучшить свои позицию в конкурном отборе?
Поверьте, стать лучшим за один день не удастся ни одному участнику. Поэтому для увеличения шансов на зачисление необходимо упорно трудиться и добиваться определённых успехов в учебе на протяжении длительного времени: несколько лет.
По статистике, самые высокие позиции в рейтинге поступающих принадлежат:
Чтобы попасть как минимум в список рекомендованных лиц к зачислению, необходимо грамотно подойти к выбору Вуза и профессии:
Прогнозы экспертов относительно конкурсного отбора-2021
Ежегодно соотношение популярных и менее востребованных направлений подготовки в рамках высшего образования меняется. В настоящее время эксперты полагают, что ситуация с поступлением в 2021 году будет следующая.
Какие профессии пользуются спросом на рынке труда?
По предварительным подсчетам аналитиков, число доступных бюджетных вакантов по стране достигает 414 776 единиц. Самый серьезный конкурс в 2021 году будет проходить по следующим направлениям подготовки:
По данным экспертов в области образования и аналитики, конкурс за одно бюджетное место в престижном вузе составит около 12-18 человек.
Притом на ряд направлений суровые конкурсные условия будут обусловлены тем, что число вакантов гораздо меньше, чем число желающих освоить направление подготовки. Данное правило будет действовать в отношении следующих программ: сестринское дело, искусствознание, фундаментальная медицина, лингвистика, переводоведение и пр.
Более лояльные условия для конкурсного отбора и зачисления намечаются в отношении следующих направлений: теплоэнергетика, электроэнергетика, агропромышленное хозяйство, электроника и наноэлектроника, кораблестроение и водный транспорт и пр. Здесь число бюджетных мест превышает долю желающих, а конкурс за вакант едва ли достигает 1-3 человек.
Поступить на коммерческое обучение будет немного проще, но все же конкурс в этом случае будет не менее напряженным. Самыми популярными направлениями подготовки данного плана выступают экономика, менеджмент, правовые науки, педагогика, менее востребованными признаны – естественнонаучные профили, биотехнологии, востоковедение и пр.
Не тяните с подготовкой к участию в конкурсном отборе: приступайте к тотальному изучению предметов проходите медицинскую комиссию, собирайте документы. Время не ждет!
Команда Дисхелп желает удачи всем абитуриентам и успешного завершения приемной кампании-2021.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.