Что означают имена в православии

Именины и День ангела — в чем разница?

— С Днем ангела, Настя! Сегодня Анастасии Узорешительницы, вот.

— Спасибо, Екатерина Петровна, но нет.

Когда и с чем поздравлять верующего человека? Часто люди путают понятия День ангела и именины — разбираемся, что это такое, в Слайдах «Фомы». Теперь не ошибетесь.

Что такое День ангела?

Изначально в церковной традиции День ангела — это день крещения человека. По церковной преданию, у каждого крещеного человека есть свой ангел (ангел-хранитель), который «приставляется» к человеку, молится о нем перед Богом. Считается, что этот ангел приставляется к человеку именно в день его крещения.

Почему тогда в день именины поздравляют “С днем ангела”?

Действительно, сейчас такой обычай очень распространен. Вероятно, день именин называют днем ангела в связи с тем, что святые, в честь которых мы получили имя, как и ангелы-хранители, считаются нашими небесными покровителями. И их также иногда называли раньше ангелами. Однако не стоит путать святых и ангелов-хранителей.

Что такое именины?

Именины (от слова имя) — день памяти святого, чье имя дали человеку при крещении. Например, если Сашу назвали в честь святого Александра Невского, то его именины, скорее всего, приходятся на 6 декабря.

Как это «скорее всего»? Это что, не точно?

Нет, не точно. Память Александра Невского празднуется по церковному календарю 9 раз. И святых с именем Александр тоже много. В честь какого Александра его назвали и когда у него именины – нужно узнавать у него самого (может быть, его святой — Александр Свирский). Если человек не знает, выбирают дату, ближайшую после дня рождения. Либо он сам выбирает святого, который кажется ему наиболее близким.

А если в году празднуется несколько раз память святого?

Можно праздновать именины несколько раз, ничего страшного. Но обычно выбирается одна дата. Либо опять же в ближайший день памяти святого после вашего дня рождения, либо наиболее известный день памяти этого святого. Например, патриарх Кирилл празднует свои именины 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом 27 февраля есть отдельный день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.

Так, а можно проще?

«С именинами тебя!» — когда праздник святого, в честь которого его назвали.
«С Днем ангела тебя!» — когда дата крещения человека.
Но никто не обидится, если вы поздравите «С Днем ангела!» в день именин.

Интересно, в честь каких святых называли своих детей первые христиане, когда ещё не было святых?

меня крестили в 1977году через 3 недели после рождения, никакого свидетельства тогда не давали, и ввобще делали это подпольно на дому у батюшки день рождения у меня 23 июля, 24 июля празднуется благоверная княгиня Елена до крещения равноапостольная княгиня Ольга ну и получается что я молюсь кн Ольге, иконы благоверной княгини Елены не найти правильно ли я делаю?А сейчас если забить день рождения в Азбуке православия выходит вообще Елена Девочкина настоятельница монастыря или новомученица а благоверной княгини Елены не выходит

Источник

Имена

Имена, – их значение в Библии. Имена имеют своею целью обозначение и различение предметов. Первоначально они не произвольно избирались, а выражали те отличительные впечатления, какие производились предметами или теми особыми отношениями, в которых они стояли к личности. Как это было в отношении местности и животных, так то же самое было и в отношении личностей. С ними связывается воспоминание об обстоятельствах рождения (напр. история рождения Исаака, который вследствие усмешки Сарры получил имя смех). Имя считалось также предзнаменованием, как это было в истории Вениамина ( Быт.35:18 ), Навала ( 1Цар.25:25 и др.). В Библии имена имели особенную знаменательность в смысле залога божественного промышления и определения отношения данного лица к Богу. Такие имена или давались при рождении, как, напр. Ною ( Быт.5:29 ), Измаилу ( Быт. 16:11 ), Исааку ( Быт.21:3 ), Иисусу Христу ( Мф.1:21 ) и др., или впоследствии по каким-нибудь особым случаям, имевшим большое значение в жизни данного лица. Так это было с Авраамом, когда он получил эту полную форму своего имени вместо прежней Аврам по заключение завета с Богом ( Быт.17:5 ). То же самое было в истории Сарры ( Быт.17:15 ), Иакова ( Быт.32:28 ), Иисуса Навина ( Чис.13:16 ), Кифы ( Ин.1:42 ), Варнавы ( Деян.4:36 ) и др. По этому же побуждению, вероятно, Савл принял имя Павла. Пророки придавали много значения имени. Нафан называет Соломона Иедидия, т. е. возлюбленный Богом ( 2Цар.12:15 ), а пророки Осия ( Ос.1 ), Исаия ( Ис.7:3, 8:3 ) выводят из имен своих детей разные пророчества. Когда Бог избирает Себе мужа по сердцу Своему, чтобы сделать его глашатаем и исполнителем Своих преднамерений, Он дает ему соответствующее имя ( Исх.31 ; Ис.45:3, 4 ). Получение нового имени от Бога ( Ис.45:15 ; Откр.2:17 и др.) указывают на наступление нового отношения к Богу.

Имена, носимые различными народами, составляют важный памятник народного духа и нравственного смысла. Подобным образом имена, ходившие в Израиле, составляют знаменательные свидетельства о его особом призвании, и ни у каких еще других народов древности не встречается сравнительно столь многих имен религиозного происхождения. В Номостиконе Матфея Гиллера собраны целые сотни имен этого рода, составленные из присоединения божественных имен – Ель-Шаддан-Цур и позже Иегова; они содержат указания на свойства Бога, на Его отношения к избранному народу или выражают надежду, благодарения и моления к Богу. Религиозное значение имени усиливалось тем, что наименования мальчиков связывалось с обрезанием ( Лук.1:59, 2:21 ). Имя имело такое большое значение, что назваться именем кого-либо другого значило выразить притязания на права его наследства ( Быт.48:17 ; Втор.25:6, 7 ). Дети часто принимали имя своего отца, в знак чего к собственному имени прибавлялось в начале слово Бар или Вар (сын), как это видим в словах Варфоломей, Вартимей, Вар-Иона и др. В позднейший период израильской истории проникло много иностранных имен – арамейских (Марфа, Тавафа и др.), греческих (Акила, Марк и др.) и других иностранных имен или еврейским именам придавались греческие формы, напр., вместо Елеазар – Лазарь, вместо Аницай – Матфей и др. Многие иудеи присоединяли к своему первоначальному еврейскому имени какое-нибудь иностранное имя, как это видим в примере Иоанна-Марка ( Деян.12:12 ), Иисуса-Юста ( Кол.4:11 ) и др.

Имена в христианстве. По учению православной церкви, всякому, вступающему в нее дается новое имя «христианское», т. е. имя, носитель или носительница которого были прославлены церковью и причислены к лику святых. Этот обычай явился с первых веков христианства, с тех пор как многие имена были прославлены их носителями подвигами мученичества и праведной жизни. Естественно, что если евреи или язычники давали имя в честь своих великих людей или близких родственников, то тем более поводов имели христиане давать имена в честь великих святых. Этим самым они как бы вводили новых членов в теснейший союз с Богом и Его церковью, ставили их под покровительство святых, которым они и призывались подражать. Св. Иоанн Златоуст в беседе XXI на кн. Бытия пишет: «Христиане при именах новопринятых должны взирать на святые лица, как на образец добродетели и блаженства». Чем более в нас деятельного усердия подражать святым, тем сильнее невидимое предстательство их за нас пред Богом. Благоговея пред именем Христа Спасителя и пред именем Пресвятой Девы Марии Богоматери, православная церковь не дает вступающим в нее ни имени «Иисус», ни «Марии» во имя Богородицы, не налагает на нас, так сказать, печатей, изображающих божественную жизнь Спасителя и вышеангельское житие «Невесты неневестной». По существующим правилам православной церкви имя дается пред крещением, для чего не назначается определенного дня, хотя и рекомендуется следовать в этом отношении примеру Христа Спасителя, Которому было наречено имя в восьмой день по рождении ( Лк.2:21 ). В немедленном по рождении младенца наречении его христианским именем видно желание родителей – скорее видеть дитя запечатленным именем святого под невидимым его покровом.

Примеры заимствованы из книги: П. Тупиков, Словарь древнерусских личных собственных имен.

Источник

Список православных имен для мальчиков по церковному календарю

Святцы являются источником мужских имен, наделенных особой энергетикой. Каждая мать хочет для своего малыша счастливой и легкой жизни, поэтому тщательно выбирает имя для новорожденного, обращаясь за помощью к церковному календарю. Считается, что мальчик, день ангела (именины) которого совпадает с числом его рождения, будет везучим и успешным человеком, которому всегда будет покровительствовать святой угодник, в честь которого он был наречен.

На сегодняшний день мужские имена Роман, Артем, Владимир, Максим, Александр и Алексей являются наиболее популярными. Часто родители нарекают своего сына православным именем, которое означает победу: Виктор, Никита, Николай. Красивые и редкие мужские варианты: Платон, Феодосий, Прокофий, Варлаам, Вениамин, Виссарион, Илларион. Исконно русские мужские имена: Владислав, Мстислав, Ярослав, Святослав, Вячеслав, Всеволод, Борис, Станислав, Ростислав.

Имя ребенка должно быть созвучно с его отчеством и фамилией. Выбор зависит от даты рождения малыша, а также от предпочтений матери ребенка и современных тенденций.

Имянаречение по христианским канонам происходит на восьмой день после рождения младенца, но родители могут руководствоваться и ближайшими датами, если имена, которые указаны на эти числа, им не нравятся. Можно назвать мальчика именем того небесного покровителя, который наиболее почитается матерью и отцом ребенка.

Крещение новорожденного обычно приходится на сороковой день после появления на свет, поэтому мальчику дают имя того святого угодника, который почитается по церковным канонам в этот день.

Родители не только должны знать характеристику имени, которым они решили назвать своего сына, но и внимательно изучить историю жизни святого, в честь которого они нарекли мальчика. Ребенок будет связан незримыми узами со своим небесным покровителем и сможет обратиться к нему, когда на душе будет особенно тяжело и вера в Бога ослабнет. Святой угодник поможет мужчине в любой ситуации и ниспошлет благословение и жизненную энергию для дальнейших свершений.

Что означают имена в православии

В православном именослове числится более 1000 разнообразных вариантов, среди которых можно встретить множество благозвучных и современных. Святцы постоянно обновляются и дополняются именами святых новомучеников, которые были недавно канонизированы церковью, поэтому списки могут незначительно отличаться в различных редакциях.

Чаще всего в церковном календаре встречаются мужские православные имена следующего происхождения:

Полный список вариантов со значениями представлен по алфавиту в таблицах ниже.

ИмяЗначение
ЗахарБожья память
ЗиновийПраведник
ЗосимаЖизненный
Иван (Иоанн)Благодать Божья
ИсаакСмешной
ИгнатПламенный
ИгорьВоинский
ИпполитКоней распрягающий
ИннокентийПраведный, невинный
ИларионРадость
ИльяБожья крепость
ИосифПриумноженный
ИраклийСлава Геры
ИсмаилГосподь слышит
КасьянПустой
КириллВладеющий
КлиментСмилостивившийся
КлавдийХромой
КонстантинУстойчивый, постоянный
КондратКопейщик
КорнелийКизил
ЛевЛев
ЛазарьПомощник Бога
ЛаврентийЛавровый
ЛеонидПодобен царю зверей
ЛукаЖитель Лукании
ЛукьянСветлый
МакарБлаженный
МаврикийТемный
МаксимВеличайший
МихаилПохожий на Бога
МаркУвядающий
МаркеллПосвященный Марсу
МаркианПринадлежит Марку
МатвейБогодарованный
МефодийУпорядоченный
МиронБлагоухающий
МоисейДитя, ребенок
ИмяЗначение
НиколайПобедитель
НазарПосвященный Господу
НаумУтешение
НесторВозвратившийся
НикифорТриумфатор
НикитаПобедитель
НиконВидящий победы
ОнисимПолезный
ОлегПраведный, священный
ОрестГорный
ПанкратВсесильный
ПавелМладший
ПантелеймонВсемилостивый
ПарамонСтабильный
ПахомСтатный, широкоплечий
ПетрСкала, камень
ПиннаПерламутровая раковина
ПоликарпМного плодов
ПонтийМорской
ПроклДальний
ПрокопПреуспевающий
ПрохорУправляющий хором
ПлатонШирокоплечий
РафаилЦелительный
РоманИз Рима, римский
РодионГеройский
РостиславРастущая слава
СамуилБогом услышанный
СавваВинный
СтаниславУстановивший славу
СерафимОгненный
СергейВысокий
СеменУслышанный
СоломонМирный
СофронЗдравая мысль
СпиридонНадежный
СтепанВенец
ТарасБунтарский
ТимофейБога почитающий
ТихонСудьбоносный
ТерентийРастирающий
ТрифонШикарный, роскошный
ТрофимКормящий, кормилец
УриилБожий свет
ФадейХвала
ФеликсСчастливый
ФедорДар Господа
ФилимонЛюбящий
ФеодосийДанный Господом
ФедотДарованный Богом
ФиларетДобродетельный
ФилиппЛюбит лошадей
ФомаБлизнец
ХаритонБлагодать
ЮрийЗемледелец
ЮлианПринадлежит к роду Юлиев
ЯрославОбладает яркой славой
ЯковСледует по пятам, неотстающий

В православном именослове встречаются не только старинные и редкие варианты, но и современные русские, которые входят в список самых популярных мужских имен.

На картинках представлены мужские святцы по церковному календарю (по месяцам). В великие церковные праздники (Рождество, Крещение, Сретение, Преображение) по православному календарю именины не отмечаются.

Православные имена мальчиков, которые родились в декабре, январе и феврале, по числам:

Что означают имена в православии Что означают имена в православии

Варианты для мальчиков, рожденных в марте, апреле и мае:

Что означают имена в православии Что означают имена в православии

Мужские имена по православному календарю для детей, рожденных в июне, июле и августе:

Что означают имена в православии Что означают имена в православии

Как назвать сына, который родился осенью, при Крещении (сентябрь, октябрь, ноябрь):

Источник

Красивые христианские имена для мальчиков

Что означают имена в православии

В православной традиции мальчиком принято давать имена Святых, чью память празднуют в день рождения ребенка. На данный момент по православным Святцам есть огромный выбор разных христианских имен, причем имен мальчиков значительно больше, чем девочек. Если вы хотите дать ребенку христианское имя, то вы можете изучить православные Святцы и подобрать для себя подходящий вариант. Были традиции, когда ребенку давали имя по дате рождения или на 8-й день после рождения. Сейчас многие церкви разрешают брать любое имя месяца из Святцев, главное, чтобы день Святого не прошел. Или же семья выбирает наиболее почитаемого в семейном кругу Святого.

Выбирая христианские имена мальчиков, не забудьте проверить созвучность имени мальчика с его фамилией и отчеством. Немаловажную роль играет и значение имен. Чтобы мальчик был смелым, мужественным и сильным его нужно наделить именем с аналогичным значением.

Если вы выбрали несколько имен и терзаетесь в сомнениях, запишите эти имена на лист бумаги и прочитайте вслух, желательно вместе с отчеством. Хорошо, если в этом деле у вас будут помощники в лице бабушек и дедушек. Они смогут помочь вам в этом нелегком деле. Специально для вас мы собрали все христианские имена мальчиков в один список. Надеемся, что нижеследующий список имен поможет вам с выбором.

Список христианских имен для мальчиков и их значения:

Источник

Значение имени

Что означают имена в православии

Не лучше обстояли дела и с внутригородской топонимией. Шквал переименований обрушился на все города, но особенно пострадал Санкт-Петербург. До 1917 г. столица России имела развитую и в целом вполне удовлетворительную топонимическую систему, включавшую около 1500 названий набережных, проспектов, площадей, улиц, мостов и т. п. В советское время более 500 из них были изменены, а около 400 названий исчезло в связи с утратой объектов, то есть сохранилось менее половины дореволюционных названий. Новые наименования оригинальностью не блистали. В их числе находим идеологические штампы и лозунги: мосты Свободы и Равенства, площадь Пролетарской диктатуры, улицы Братства, Красных Зорь, Деревенской Бедноты, проспект Советский, остров Трудящихся и т. п., а также пространный «поминальник» от Марата и Робеспьера до Брежнева и Косыгина. Многие из этих названий существуют до сих пор.

Поэтому можно понять тех, кто всерьёз полагал, что Маленковская улица и Хрущёвский переулок в Москве названы по фамилиям соответствующих партийных деятелей. В Санкт-Петербурге же в наши дни потребовалось участие авторитетных знатоков истории города, чтобы доказать исконность названий Ждановских набережной и улицы.

Уничтожались также названия, присвоенные по личным именам представителей царствующего дома, например: Елизаветград, Елизаветполь, Екатеринбург, Екатеринодар, Николаевск, Новониколаевск, Алексеевск. Ликвидировались названия, связанные с фамилиями так называемой знати. В эту категорию попадали и помещики, а поскольку три четверти деревень России называлось по землевладельцам, полная ликвидация таких наименований оказывалась в принципе невыполнимой. Безоглядное же уничтожение названий, связанных с именами «помещиков и генералов», приводило к серьёзным историко-культурным потерям. Например, город Пржевальск, названный в память о великом русском путешественнике, исследователе Центральной Азии Н. М. Пржевальском, был переименован в Каракал, поскольку Пржевальскому за его научные заслуги было присвоено генеральское звание.

Известно, каким гонениям подвергалась Церковь после установления советской власти, однако в 1926 г. ВЦИК специальным декретом предложил местным органам прекратить ходатайства о переименовании селений, имеющих названия по церковным праздникам или по именам святых, что было вызвано исключительной распространённостью этих названий в России. Иную позицию занимал Союз воинствующих безбожников. На конференции его Московской организации (1929 г.) было принято решение добиваться переименования городов и улиц, носящих религиозные названия. Непосредственными жертвами этого решения были переименованные в 1930 г. подмосковные города Сергиев (Загорск), Богородск (Ногинск), Воскресенск (Истра). Но в других областях России безбожники были не столь воинственны, благодаря чему уцелели названия многих городов, в том числе областных центров Архангельск и Благовещенск, а также ряда меньших городов: Белая Церковь, Богородск (Нижегородская обл.), Спасск-Дальний, Троицк и ряд других.

С первых послереволюционных лет в практику входит присвоение персональных мемориальных названий, причём со временем присвоение таких названий становится главной целью переименований. Обычай присвоения персональных названий по именам царей, императоров, феодалов имеет давнюю историю. Ещё при Александре Македонском (IV в. до н. э.) восемнадцать городов получили название Александрия. При римском императоре Цезаре Августе его имя было присвоено двадцати двум городам. При этом, однако, следует подчеркнуть, что и Александр Македонский, и император Август присваивали названия новым городам, ими же основанным и построенным.

Столь многократное именование в честь одного и того же лица требовало для сокращения числа повторяющихся названий использовать наряду с фамилиями также псевдонимы, имена, отчества, например: Ленинск, Ульяновск, Ильичёвск; Орджоникидзе, Серго; Куйбышев, Валериановск; Шаумяновск, Степанаван; Розовка, Люксембурги и т. д. Кроме того, приходилось изощряться в использовании словообразовательных средств, вплоть до применения таких неудобопроизносимых конструкций, как Беднодемьяновск или Карло-Либкнехтовск; применять не встречавшиеся ранее в русской топонимии модели типа Пошехонье-Володарск или Кирово-Чепецк.

Указ 1957 г. запретил присваивать названия по именам ещё не умерших общественных деятелей, но при этом открыл широкие возможности для посмертных переименований. Поэтому после его принятия продолжали появляться всё новые и новые персональные названия. В их числе: Димитровград, Георгиу-Деж, Готвальд, Ивано-Франковск, Стаханов, Тольятти, Торез, Шевченко. Указ также дал формальную возможность восстановить ранее отменённые названия Будённовск и Ворошиловград в связи со смертью Будённого и Ворошилова. Последними на основе этого указа появились присвоенные один за другим в 1982-1985 гг. названия городов Брежнев, Устинов, Андропов, Черненко.

К сказанному нужно добавить, что названия ряда городов уцелели лишь чудом: предложения по их переименованию не были реализованы по различным причинам случайного характера. В числе кандидатов на переименование отметим Москву, которую, как будущую столицу Всемирного Союза ССР, предлагалось назвать Ленинск; в Крыму Ялта и Бахчисарай должны были получить названия Красноармейск и Пушкинград, «неблагозвучное» Херсон собирались заменить на Нижнеднепровск.

Начиная с Великой Отечественной войны происходили и переименования, имевшие массовый, «площадной» характер. Процесс сплошного переименования коснулся не только населённых пунктов, но и объектов физической географии бывшей Восточной Пруссии, на Карельском перешейке, Южном Сахалине и на Курильских островах. В переименованиях, производившихся на этих территориях, много общего. В каждом из этих регионов они проводились сразу после войны, наспех, без должной научной проработки. Поэтому новые названия оказались крайне безликими и однообразными.

Последнее массовое переименование прошло в 1972 году на территории Дальнего Востока с целью ликвидации китайских географических названий. Эта задача выполнялась в относительно спокойных условиях, с привлечением специалистов, но её результаты, за исключением отдельных удачных моментов, в целом оказались не лучше, чем полученные ранее на других территориях. Очевидно, искусственное вторжение в такую сложную систему, как топонимия, в принципе не может привести к положительным результатам.

Из кн.: «Имена городов: вчера и сегодня (1917-1992)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *