Что означают имена в бесприданнице
Что означают имена в бесприданнице
В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» огромную роль играют имена и фамилии героев. Они помогают глубже понять сущность характеров персонажей. Для основ говорящих фамилий А.Н. Островский в своем произведении выбирает диалектизмы, которые носят определенную оценку.
Имя главной героини пьесы Ларисы в переводе с греческого обозначает «чайка». Девушка мечтательна и добра, она не замечает в людях негативных явлений, пытается найти в них что-то хорошее. Давая своей героине редкое на то время имя «Лариса», А.Н. Островский хочет показать ее необычность и непохожесть на других жителей Бряхимова. Помимо этого, имя, обозначающее «чайку», важно для понимания образа Паратова, который продает пароход «Ласточка». Спокойно оставляя пароход, Паратов равнодушен и к «чайке» Ларисе.
Следует отметить, что Лариса Огудалова называется в произведении лишь по имени. Фамилия Огудалова, которая происходит от диалектного слова, обозначающего «обмануть», характерна только для матери Ларисы – Хариты Игнатьевны. Героиня живет по принципам обмана и лести. Харита Огудалова уверена, что ради хорошего жениха ее дочь должна притворяться и обманывать, только тогда она сможет получить счастье.
Имя Хариты Игнатьевны связано и с темой цыганской жизни, которая поднята в «Бесприданнице». Имя Харита, не характерное для людей дворянского происхождения, обозначает «прелестница». Огудалова каждый день приглашает в свой дом знатных людей, поэтому ее дом часто сравнивается с цыганским табором, из которого вышла Лариса. А.Н. Островский уделяет внимание не только фамилии и имени матери главной героини, но и ее отчеству: «Игнатьевна» обозначает «незнающая». Харита Огудалова не понимает собственную дочь, не поддерживает ее мечты и желания, фактически оставаясь равнодушной к ее существованию и судьбе.
Жених Ларисы имеет имя, контрастное по своей природе. Карандышев носит имя известного римского императора – Юлия, и отчество, обозначающее «голова» – Капитоныч. Однако фамилия Карандышев говорит о незначительности образа, о его неоправданных претензиях на собственное положение в обществе. Герой стремится показать свою значимость, однако от высоких моральных принципов у него нет абсолютно ничего. С помощью говорящего имени Карандышева подчеркивается его принадлежность к литературному типу «маленького человека», к которому А.Н. Островский не проявляет никакой жалости.
Фамилия возлюбленного Ларисы Паратова связана со словом «поратый», обозначающим бойкость и силу характера. Паратов уверенно держится в обществе, он привык быть в центре внимания, может с легкостью поддерживать разговор и соблазнять женщин. С помощью этих качеств Сергею Сергеичу удается вновь завлечь Ларису Огудалову.
Говорящими являются и фамилии купцов. Фамилия Кнурова происходит от диалектного слова, которое обозначает «боров, кабан», что подчеркивается любовью Мокия Васильевича вкусно поесть. Имя и отчество Кнурова в сочетании обозначают «кощунственный царь». А.Н. Островский подчеркивает роль Кнурова в обществе.
Фамилия Вожеватова Василия Данилыча происходит от слова, обозначающего «обходительный». Вожеватов только внешне со всеми приветлив и вежлив, однако внутренний мир его отличается черствостью и равнодушием. И Вожеватов, и Кнуров относятся к Ларисе, как к кукле.
Говорящие имена и фамилии в пьесе Островского «Бесприданница»
Главные персонажи
Идея пьесы Островского — осуждение общества, где знатное происхождение и деньги превалируют над чувствами человека. Образы действующих лиц произведения отображают представителей купечества, для которых человеческие чувства бедных людей ничего не значат. Чтобы понять проблематику и основную мысль, нужно внимательно изучить характеристику главных героев «Бесприданницы».
Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна
Лариса — молодая девушка из бедной семьи, образованная и невероятно красивая дворянка с очень чувствительным характером. У героини много поклонников, однако руку и сердце ей предлагают нечасто. Огудалова до беспамятства влюблена в Паратова, однако он не планирует на ней жениться. В порыве гнева и отчаяния она соглашается связать себя узами брака с Карандышевым.
Лариса прекрасно поет и танцует. Ее главная проблема заключается в бедности семьи и отсутствии приданого. Ее творческая и романтическая натура мечтает встретить настоящую любовь. Огудалова сознает свое унизительное положение небогатой невесты. Девушка искренне надеется на взаимные чувства со стороны Паратова. Для сохранения положения в обществе героине предстоит вступить в брак с мелким чиновником ничтожной натуры, к которому она не испытывает никаких чувств.
Харита Огудалова — мать Ларисы, женщина средних лет. Она ловкая, неглупая и довольна бойкая. Главная цель обнищавшей дворянки — найти достойную партию для дочери-бесприданницы. Даже при отсутствии денег она старается быть на уровне с зажиточными людьми города.
Чтобы предстать в глазах окружающих обеспеченной женщиной, Харита часто организует званые ужины. Чувства человека для нее не главное, самое важное — богатство и положение в кругу знатных личностей.
Паратов и Карандышев
Сергей Паратов — тридцатилетний дворянин, жестокий и бессердечный человек, которого очень уважают в городе. Мужчина привык не отказывать себе ни в чем, жить в богатстве и роскоши. Он не страдает от недостатка внимания со стороны представительниц противоположного пола, часто пуская последним пыль в глаза. Воспользовавшись наивностью Огудаловой, он соблазнил ее, провел ночь, а затем пропал.
Со временем мужчина промотал все свое состояние. В связи с этим он вынужден вступить в брак по расчету с завидной в городе невестой.
Юлий Карандышев — жених Огудаловой, небогатый дворянин. В его характере присутствует несколько качеств:
Он высокомерно относится к будущей супруге, хочет жениться лишь из меркантильных соображений, мечтая быть на равных с городскими богачами. Его мелкие поступки вызывают только жалость и презрение. В конце произведения мужчина в порыве гнева убивает Ларису.
Второстепенные герои
Кроме главных персонажей, в «Бесприданнице» были и второстепенные действующие лица. Наиболее яркие из них:
Василий Данилыч Вожеватов — друг детства главной героини, купец, который достиг высокого положения в обществе и огромного состояния своим трудом. Это циничный и безнравственный человек. К Ларисе мужчина относится как к вещи, на которую можно бросить жребий, продать или купить. Он очень подло поступает по отношению к Огудаловой.
Мокий Кнуров — пожилой и зажиточный человек, которому очень приглянулась главная героиня. В силу того, что мужчина состоит в браке, он надеется, что Огудалова будет его содержанкой и по совместительству любовницей. Это подлая и бессердечная личность, преследующая исключительно собственные интересы. Для него низшие слои населения не представляют никакой ценности.
Робинзон — бездарный артист из провинции, балагур и алкаш, друг Паратова. Желание выпить подавляет в мужчине чувство собственного достоинства. Его настоящее имя — Аркадий Счастливцев.
Произведение «Бесприданница» Александра Николаевича Островского демонстрирует неприглядную сторону общества, где абсолютно все можно продать и купить. Бессердечие и безнравственность в конце пьесы приводят к смерти молодой девушки.
История написания
В семидесятые годы XIX века Александр Николаевич Островский в Кинешемском уезде занимал пост почетного судьи. По роду деятельности он нередко принимал участие в громких судебных разбирательствах: мужчина внимательно изучал криминальные сводки, что дало ему богатый материал для создания произведений.
Казалось, что жизнь подбрасывала Островскому идеи для написания драматических пьес. Ходили слухи, что прообразом сюжета пьесы «Бесприданница» была женщина, которую лишил жизни собственный муж. Эта история произошла в Кинешемском уезде.
Работу над созданием пьесы Островский начал поздней осенью 1874 года. Ввиду параллельной занятости другими произведениями, написание «Бесприданницы» растянулось на 4 года. Александр Николаевич закончил только в 1878 году.
Произведение одобрила цензура, вскоре последовала подготовка к публикации. Спустя год пьесу напечатали в издании «Отечественные записки». Московские и Петербургские театральные труппы приступили к активным репетициям, чтобы представить «Бесприданницу» на суд зрителей.
Премьерные постановки пьесы в Малом и Александрийском театрах оказались провальными. Произведение получило шквал негативных отзывов со стороны критиков. Заслуженную популярность творенье автора получило только после его смерти.
Главная мысль, которую автор хотел донести в массы: миром правят только деньги, в обществе они становятся движущей силой. Это позволяет зажиточным людям распоряжаться судьбами своих подчиненных. Такая позиция многим была не по нраву.
Сюжет произведения
Действие пьесы «Бесприданница» разворачивается в приволжском городе под названием Бряхимов. Последний напоминает Калинов из произведения писателя «Гроза», только спустя 20 лет.
Час самодуров Порфирия и Кабанихи прошел, наступило «звездное время» для изворотливых и предприимчивых дельцов, среди которых представитель торговой компании Вожеватов и миллионер Кнуров. Такие личности могут продавать и покупать товары и услуги, а также судьбы людей.
В диалоге купцы повествуют о жизни юной Ларисы Огудаловой, которую обманул барин Паратов. С этого начинается первая часть пьесы. Из разговора мужчин читатели понимают, что городская красавица, обаятельная и артистичная героиня, вступает в брак с небогатым чиновником Карандышевым, по мнению собеседников ничтожным и жалким.
Мать девушки, Харитона Игнатьевна, одна воспитала трех дочек, причем для каждой из них старалась найти достойную партию. Самой младшей и артистичной Ларисе женщина пророчит светлое будущее с богатым супругом, все портит лишь общеизвестный факт: у девушки нет приданого, ведь она из бедной семьи.
Когда среди поклонников Ларисы появляется блистательный парень Паратов, Харита всячески пытается выдать дочку из-за него. Однако тот лишь воспользовался наивностью девушки и исчез на год без объяснения причин. Позднее выясняется, что молодой человек потратил все свое состояние, поэтому вынужден взять в жены дочь хозяина золотых приисков для спасения себя.
Огудалова в отчаянии заявляет матери, что хочет вступить в брак с первым встречным. Им стал Юлий Карандышев. Незадолго до свадьбы девушка встречается с возвратившимся Паратовым, признается молодому человеку в своих чувствах и сбегает от нелюбимого. Затем девушка пытается выяснить у возлюбленного, кто она для него. Вскоре Лариса с ужасом узнает о предстоящей свадьбе Паратова.
Убитой горем Огудаловой предлагает стать содержанкой и любовницей миллионер Кнуров. Последний выиграл это право у купца Вожеватова. Мужчины разыграли судьбу девушки простым подкидыванием монетки.
Раздавленная и разбитая жизненными обстоятельствами Огудалова, не найдя любви, согласна искать лишь золото. Девушку больше ничто не интересует. Оскорбленный Ларисой Карандышев в порыве гнева и злости стреляет в девушку из пистолета. Она перед смертью все прощает и никого не винит.
Доклад по литературе на тему «Значение «говорящих» фамилий в произведениях А. Н. Островского» (9-10 класс)
Министерство образования, науки и молодежной политики
ГБОУ «Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального
округа имени генерала армии Маркелова В.Ф.».
Урок по литературе для 9-19 класса на тему:
«Значение “говорящих” имен и фамилий в произведениях А.Н.Островского».
Выполнил: Беляев Николай Алексеевич
Ученик 10 «А» класса
Есина Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Каждая пьеса А.Н. Островского наполнена загадкой – необычные имена и фамилии действующих лиц, показывающие их характер, социальное положение, мировоззрение и другое.
Данная работа посвящена исследованию и расшифровке «говорящих» имён и фамилий в творчестве А.Н. Островского.
Цель работы – определить значение говорящих имен и фамилий в произведениях А.Н. Островского.
Актуальность моей работы состоит в следующем. Во-первых, тема слабо рассматривается в учебниках, а моим сверстникам, я думаю, будет интересно узнать значения фамилий и имён в произведениях. Во-вторых, данная работа поможет им узнать, что автор тщательно продумывает, как назвать своего героя. В-третьих, если говорить о практической значимости работы, то она заключается в том, что расшифровка фамилий поможет читателю понять идею пьесы.
Объект исследования: “говорящие” имена и фамилии героев произведений.
Предмет исследования: Значение “говорящих” имен и фамилий.
1. Рассмотреть многообразие фамилий в пьесах А.Н.Островского;
2. Расшифровать имена и фамилии;
3. Сопоставить имя и фамилию героя с его характером;
4. Ответить на вопрос: С какой целью А.Н.Островский использует “говорящие” фамилии и имена.
Работа с произведениями, научно-популярными журналами, архивными материалами;
Сравнительный анализ полученной информации ;
Отбор полученной информации ;
Историческое возникновение и значение
слова «говорящая» фамилия 1.1
В книге Л. Успенского говорится о том, что в XVII веке, в России, крестьянину присваивалось прозвище, которое формировалось из частичного изменения названия населенного пункта, в котором он жил или оно давалось по роду занятий, например, Великие Лапти, Кузнецов. Во время Петровских реформ, прозвище было заменено на фамилию. Но народу трудно было привыкнуть к новому иностранному слову, поэтому фамилия наиболее часто стали использовать уже после отмены крепостного права, так как крестьяне становились свободными, а прозвища перестали так часто употребляться. В современное время фамилия переводится, как “родовое имя”, передаваемое по наследству, прибавляемое к личному имени.
Но что самое главное в литературе “фамилия”- это одно из самых ярких средств характеристики персонажа. Еще не зная героя, читатель формирует свое отношение, анализируя такие данные, как имя и фамилия.
Но что тогда такое – «говорящая» фамилия? В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой слово «говорить» имеет значение «служить доказательством, подтверждением». Следовательно, «говорящая» фамилия — это фамилия, данная персонажу автором, служащая подтверждением положительных или отрицательных качеств данного лица.
«Говорящие» фамилии и имена как художественный приём в произведениях русской литературы до А.Н. Островского 1.2
Собственные имена и прозвища занимают важное место в лексическом составе языка. Система выбора имен в художественном тексте зависит от литературного направления, жанра, темы произведения, структуры образов, творческого своеобразия художника. В этой системе все элементы подчинены одной цели – наиболее удачному выражению художественного содержания произведения.
Один из ярких таких примеров – комедия Фонвизина «Недоросль». Денис Иванович, по словам Пушкина, «сатиры смелый властелин», поэтому фамилии в его комедии определяют основную черту в характеристике действующих лиц. Скотинин, скотоподобный, он свиней ставит « выше каждого целой головою».
Митрофан в переводе с греческого языка означает «подобен матери», и внутренними его качествами оказываются скупость, произвол, грубость, жестокость, чем, действительно, похож на свою мать.
Фамилии Правдин и Вральман недвусмысленно характеризуют своих персонажей. Первый герой стоит за правду, а для второго ложь, обман хозяев как норма жизни.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкому присущи черты, роднящие его с декабристами: любовь к простому народу, ненависть к крепостничеству, высокоразвитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устройством.
Фамусов, один из представителей консерватизма, угодничает перед всеми, кто стоит выше него, этого бюрократа – карьериста волнует лишь, что скажет свет, не зря его фамилия в переводе с латинского означает «молва», а с английского – олицетворений.
В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» показаны люди, достойные всеобщего осмеяния. Это нерадивый судья Ляпкин – Тяпкин, лицемерный Лука Лукич, льстивый Земляника, лекарь Гибнер. По поводу последней фамилии возникают опасения, какой исход ждёт его больных? С каждым действием выявляются всё новые и новые черты характера персонажей. По словам самого Н.В. Гоголя, он в своей комедии «Ревизор» решился «собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всеми» Не случайно, что главные герои пьесы – это смех и ирония.
Таким образом, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь смотрят на драматургию как на серьёзное средство характеристики героев, воспитания читателя, зрителя. Для того чтобы наиболее ярко и точно подчеркнуть пороки и достоинства человечества драматурги используют «говорящие» имена и фамилии в своих произведениях.
С какой целью А.Н.Островский использует “говорящие” имена и фамилии в произведениях. 1.3
А.Н. Островский через героев своих пьес изображал социальный строй, при котором ценность человека определялась наличием у него богатства, высокого положения в обществе, при котором люди низших социальных слоев испытывали безысходность своего положения. Именно поэтому в его пьесах все положительные персонажи находятся в трагических положениях.
Для того чтобы с наибольшей силой показать различие характеров и социального положения людей, Островскому помогли «говорящие» имена и фамилии действующих лиц в его пьесах.
А.Н. Островский – продолжатель традиций русской литературы 2
А.Н. Островский является продолжателем традиций русской литературы.
В портретах, которые рисует А.Н. Островский, нет схем, отвлеченных олицетворений. Каждый его образ – живое, индивидуальное лицо реальной жизни. Пьесы А.Н. Островского посвящены изображению нравов и характеров различных общественных групп. Жизненная правда, художественная верность образов А.Н. Островского определялись и глубоким знанием изображаемых им характеров.
Чтобы полностью раскрыть характер героев, А.Н. Островский использовал приём, восходящий ещё к театру Фонвизина: начинал характеристику героев с «говорящих» имён и фамилий. Многие личные имена не придуманы, а взяты из реальной жизни. А.Н. Островский создал более пятидесяти пьес, в каждой показал неповторимый характер человека. Также имена и фамилии можно классифицировать по нескольким признакам: названия животных, образ жизни, образованные от диалектизмов, черты характера, созвучные с именами ученых.
Классификация «говорящих» имён и фамилий 3
Фамилии, созвучные с названиями животных 3.1
Дворецкий Павлин Савельич. Его имя, происходит от птицы – павлин. Павлин – гордая птица. Таким образом, автор хочет показать важность и значимость героя.
После путешествия драматурга в верховьях Волги, с целью сбора обширного материала для своих работ, он углубил возможности важного литературного приёма. А.Н. Островский узнаёт, что кабан – это не просто дикая свинья, но также это диалектное слово, которое в переводе означает «глыба льда». Поэтому фамилия Кабанова не придумана А.Н. Островским и полностью описывает дикий, грубый и свирепый нрав Марфы Игнатьевны.
Точно так же и Н.В. Гоголь сравнивал Собакевича, помещика в поэме «Мёртвые души» с медведем средней величины, подчёркивая физическую крепость и уродливую неуклюжесть. Для достижения нужных результатов он с медвежьей силой прокладывает себе дорогу в жизнь. Собакевич всех людей считает проходимцами и подлецами, то есть судит обо всех по своему подобию.
Фамилии, показывающие образ жизни 3.2
Любопытными являются фамилии, отражающие образ жизни, поведение персонажей.
Противоположен Жадову образ актрисы Кручининой («Без вины виноватые»). Её, бывшую учительницу, привело в театр внутреннее призвание к высокому служению. Фамилия Кручинина указывает на трудную жизнь. Умная, образованная, прямодушная, верящая, что в людях есть благородство, поставила перед собой цель – нести в жизнь добро.
В образе артиста Незнамова драматург как в фокусе собрал страдания незаконнорожденных. Он – человек без паспорта, не знающий, кто его близкие, поэтому читателю не трудно догадаться, что «незнам» в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Бодаев в комедии «Лес» говорит резко, стоит на своём, он как будто бодается со всеми.
Из фамилии Погуляев («Пучина») ясно, что человек, носящий её, праздно проводит время.
Все эти фамилии указывают на отношения людей между собой, их поведением в разных ситуациях.
Фамилии, образованные от диалектных слов 3.3
Фамилий, которые образовались от диалектизмов в произведениях А.Н.Островского, не так много. Например, Огудалова в «Бесприданнице». «Огудать» на диалекте, по словарю М. Фасмера, означает «обмануть», действительно, Огудаловой приходится обманывать, «пускать пыль в глаза», чтобы выдать своих дочерей замуж и добыть деньги.
Фамилия Лыняев в пьесе «Волки и овцы» означает отлынивать, уходить от чего – либо. Выбор Островским такой фамилии даёт понять читателю, каким образом Михаил Борисович решает дела.
С помощью диалектных слов А.Н. Островский придаёт своим персонажам больше индивидуальности.
Имена и фамилии, отражающие черты характера 3.4
В основном все фамилии и имена указывают на ярко выраженную основную черту характера героя. В этом плане наиболее яркая фамилия Подхалюзин («Свои люди – сочтёмся»). Он советует своим подчинённым – продавцам обсчитывать покупателей при первом удобном случае. Следует учесть, что приказчика зовут Лазарь Елизарыч. Главная черта его – лицемерие, подлость. В имени персонажа слышится «петь Лазаря», что значит ныть, клянчить, утрировать свои воображаемые страдания и пытаться вызвать сожаление и сочувствие окружающих, в фамилии – подлость. В образе Подхалюзина А.Н. Островский объясняет, что беззастенчивый, наглый обман в глазах купечества не порок, а необходимое условие торговли.
Среди высших созданий мировой драматургии можно признать образ Тихона Кабанова – насколько он драматически диалектичен, правдив. В его образе А.Н. Островский поднялся на вершину психологического реализма – настолько глубоко раскрыл он кричащие противоречия этого характера, В котором выразились черты русской подневольной действительности. Добрый, наивный от природы, он способен на искреннее чувство, он по-настоящему любит Катерину и горько жалеет её. Но он же наносит ей болезненные удары. Ему стыдно перед Катериной, когда он по наставлению матери повторяет за ней обидные наставления: «не груби», «работай что-нибудь без меня». Но в финале трагедии в Тихоне просыпается протест: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…» Если бы Тихон промолчал или опять последовал нравоучениям матери, то перед нами был бы просто безвольный, забитый человек, полное ничтожество.
Любовь Катерины – Борис, его имя означает «славный в борьбе», но единственный с кем он борется, это с Диковым. Он не стал бороться за Катерину, отказался ей помочь.
«Бесприданница» относится к числу общепризнанных творений А.Н. Островского позднего периода. Главная героиня, Лариса, заставляет вспомнить о «Грозе». Её трагическая судьба похожа на судьбу Катерины. Но Лариса по сравнению с Катериной девушка более мягкая, лёгкая, незащищённая, её натура более утонченна. Лариса – значимое имя: в переводе с греческого – это чайка. Романтическая и артистичная натура героини летит над миром на крыльях музыки. Она не замечает в людях безбожных сторон и воспринимает мир, как героиня романса. Но многочисленные обманы матери, драма первого любовного увлечения оставила неизгладимый отпечаток в душе Ларисы. Теперь она чуждается общества.
Имя Филицата («Правда – хорошо, а счастье лучше») образовано от имени Фелиция, которое означает «счастливая», добродушная, независимая от мнения окружающих. Помимо этих качеств нянька Филицата обладает незаурядным умом, хитрой сметливостью. «Добрая я то-всегда была, а ума-то в себе что-то прежде не замечала: всё казалось, что мало его, не в настоящую меру; а теперь выходит, что в доме-то я умней всех»-радуется Филицата успешному результату своей выдумки.
Ещё один интересный персонаж драмы – Кулигин. Его фамилия очень созвучна с великим учёным – самоучкой, Кулибин. Герой пьесы поэтический и мечтательный человек, о чём свидетельствует его первое появление с песней «Среди долины ровныя…» Кулигин, часовщик – самоучка. Он мечтает сделать город Калинов лучше, но деспотизм Дикого не позволяет осуществить его благих намерений.
Также пьесы А.Н. Островского наполнены другими признаками, например, смешными именами и фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»), Дудкин и Шмага («Без вины виноватые»), Пузатов («Семейная жизнь»).