Что означают фразы штурмана в ралли

Работа штурмана в ралли. Часть 3. Применяемые символы и принцип записи стенограммы.

Что означают фразы штурмана в ралли

Все кто дочитал до этой части-большой молодец!
От вступления переходим к мясу.

Те кто только что попал на этот цикл, прочтите по частям.
Часть 1. Где объясняю общие принципы составляемой стенограммы. Комментарии обязательны к прочтению.
Часть 2. Где я рассказываю о безопасности и посадке штурмана.
Часть 2.1 Где я подробнее останавливаюсь на посадке штурмана.

Запись стенограммы на ознакомлении.
Запись ведем в тетради обязательно строчными и прописными буквами.
Не должно всё быть в стенограмме одного размера!

Строчными обозначаем расстояние до позиции.
Прописными направление движения и сложность поворота.
Строчными в верхнем регистре обозначаем дополнительный описания к позиции.

Это удобно для правок-на ознакомлении было сухо, на первом проходе мокро и стало сколькозко-легко подписать. И так же легко убрать. Делать это или нет — вопрос к пилоту.

Что означают фразы штурмана в ралли

Теперь объясняю почему пишем строчными и прописными. В первую очередь для того, чтоб перед глазами не было простыни одинакового текста в котором легко потеряться. Важное-крупно, менее важно более мелко.
Во вторых из-за того в голове легко увязывается интонация, с которой нужно прочесть.
Строчные-быстро и немного между делом, прописные громко и отчетливо. Об этом более подробно мы поговорим ниже.

Существует некоторый спор о том как писать — мелко (в каждую строчку штурманской тетради) или крупно.
С одной стороны мои учителя писали мелко. В каждую строчку. И на тех скоростях, на каких они ознакамливаются по-другому писать сложно. Я пробовал)
К тому же, я не исключаю, что быстрым парням будет трудновато диктовать когда на странице мало информации. Но с другой стороны стенки ВЭрСи все строки по 3-4 на листе содержат.
Так что вот.

Что означают фразы штурмана в ралли

Что означают фразы штурмана в ралли

Так же попробуйте воспринять такую логику.
Чем больше информации можно получить за единицу времени-тем больше вероятность запутаться.
Чем больше строчек на листе-тем больше вероятность прочесть не ту позицию. Пальчик соскользнул, тряхнуло и взгляд ушел, болельщица на обочине раскрыла тему сисек…
Запись крупно минимизирует возможность потеряться.

В этот момент у многих всплывает в голове вопрос экономии тетрадок.
Предлагаю просто посчитать.
Тетрадка 250 рублей.
Две тетрадки — 500 рублей.
Потерянный из-за схода стартовый — 12 000 рублей.
Списанный автомобиль — 1 000 000 рублей.
Жизнь бесценна.
Что есть для остального-сами знаете)

Пометки и символы.
В стенограмме нужно делать пометки.
У меня это направление на перекрестках и развилках, обозначение постов связи, километраж по терратрипу, привязки пилота для торможений.
+ символы дающие пояснение.

С перекрестками и развилками всё просто — чтоб не запутаться. Можете не читать пилоту если не надо.
Но для себя спокойнее.
И 100% в каждой гонке будет ситуация, когда пилот спросит куда нам ехать на развилке.

Что означают фразы штурмана в ралли

Пометки-привязки.
Мы очень “ЗА” обозначение точек торможения.
Такие места записываем таким образом.
Читаем.
200 знак Л5.

Символы.
У меня в текущей стенограмме вот такие.

Что означают фразы штурмана в ралли

Что означают фразы штурмана в ралли

Символы пишутся прописными буквами!
Отмечу важную вещь.
Ни в коем случае нельзя писать в стенограмму на гонке тут же придуманный символ.
Просто он забудется в гонке вероятностью 90%.
А если символом DNC (dont cut) на ознакомлении вы вдруг решили записать то, что поворот не нужно резать то с долей вероятности можно ожидать схода.
Почему понятно?

Я считаю что важным является обозначение в стенограмме постов связи.
Я обозначаю их местонахождение на полях молнией в кружочке.
Просто для того чтоб в случае опасной ситуации суметь сообщить туда о ней.
Это помогло во время аварии друго экипажа на ралли “Медвежий ключ”.

Что означают фразы штурмана в ралли

Обозначение километража по терратрипу.

Что означают фразы штурмана в ралли

В принципе она всё иллюстрирует.

Вот как это выглядит на практике, в стенограмме.

Что означают фразы штурмана в ралли

На этом мой рассказ насегодня окончен.
Жду ваших вопросов.

Источник

Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?!

Что означают фразы штурмана в ралли

Давно меня просили написать на эту тему, наконец дошли руки!
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».

Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.

Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.

Что означают фразы штурмана в ралли

Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».

Что означают фразы штурмана в ралли

Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.

Что означают фразы штурмана в ралли

Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)

Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)


Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.

Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!

Что означают фразы штурмана в ралли

И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.

В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)

Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))

Что означают фразы штурмана в ралли

3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.

Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.

Что означают фразы штурмана в ралли

Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.

Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!

Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.

Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.

Источник

Скоростная стенограмма

Что означают фразы штурмана в ралли

Что означают фразы штурмана в ралли

По просьбе жалеющих разговор о скоростной стенограмме.
Для тех кто не знает будет интересно, а для тех, кто со стенограммами работает, не первый год, будет что рассказать, в том числе свое видение, что было бы несомненно интересно, ведь каждая стенограмма индивидуальна.

Итак скоростная стенограмма: зачем она нужна и откуда она берется.
Как правило, за день до гонки проходит ознакомление, во время которого изучаются трасса ралли. Само по себе ралли состоит:
из СУ – специальных участков (это дороги общего пользования (не считая зрительских и супер СУ), перекрытые на время соревнований), где нужно показать максимально быстрое прохождение участка, а также из секторов связи – это дороги общего пользования по которым участники проезжают от СУ к СУ, естественно они не перекрываются и по ним необходимо двигаться в соответствии с ПДД.
Во время ознакомления – экипажи двигаются по дорожной книге, в которой указан маршрут ралли, а именно специальные участки и маршруты следования к ним. Естественно на время ознакомления СУ не перекрываются и ознакомление проходит в дорожном режиме, в соответствии с ПДД. Скоростная стенограмма пишется как раз на самих СУ. Но зачем она нужна, очень многие задают этот вопрос. Скажем так: протяженность ралли не редко переваливает за 300 км, причем часть СУ, по которым надо ехать на максимально возможной скорости, могут переваливать и за 120 км. Так сможете ли вы за ознакомление перед ралли досконально запомнить их? Естественно нет. А представьте такие места, где из-за рельефа местности не видно поворота? А скорость там 180 при покрытие грунт или лед, или еще опаснее асфальтовый спецучасток с поворотом присыпанным песочком? Поэтому СУ проходят не по глазам, а по стенограмме. Штурман – это глаза пилота. А его ошибку можно сравнить с тем, чтобы закрыть глаза, как следует разогнаться и открыть когда надо уже надо поворачивать. Ответственность штурмана очень высока!
Собственно все помнят этот ролик, наглядно показывающий ошибку штурмана несвоевременно прочитавшего связку поворотов? )

Теперь поговорим о скоростной стенограмме, которая состоит из различных обозначений. Вообще стенограмма не универсальна, но может быть схожей у пилотов, а может быть и совсем другой. Почти каждый пилот видит дорогу по своему, добавляет свои ориентиры и обозначения, более того с приобретаемым опытом стенограмма меняется.

Главными обозначениями же являются расстояния и категории поворотов, причем категории поворотов экипажи могут использовать в обратном порядке (как на видео чуть выше).
Наиболее распространенные обозначения таковы:
R – правый поворот, L – левый поворот – причем именно на английском языке, так как использовать русские буквы П и Л не возможно, так как они похожи друг на друга и на большой скорости при тряски их очень легко перепутать. Далее цифры, которые пишутся вместе с буквами – это категории поворотов (приблизительная градация):
0 — если он используются это минимальный изгиб дороги до 2,5 градусов, не требующий корректировок и сбавления скорости.
1 – до 7 градусов, быстрый поворот часто не требующий корректировок и сбавления скорости.
2 – от 7 до 14 градусов — быстрый поворот не требующий больших корректировок скорости;
3 – от 14 до 25 градусов – ходовой поворот, требующих корректировок скорости и управления;
4 – от 25 до 38 градусов –поворот, требующий больших корректировок скорости и пилотирования;
5 – от 38 до 50 градусов – очень серьезный поворот, требующий больших корректировок скорости и пилотирования;
6 – от 50 до 70 градусов крайне серьезный поворот, требующий больших корректировок скорости и пилотирования;
Далее, например наш экипаж использует термин «шпилька» — обозначаемый «ШП»
Кроме категории поворотов используются и обозначения расстояний между поворотами или другими обозначениями в метрах.
Соответственно стенограмма «100 R2 300 L3 50 P4» будет означать 100 метров, правый поворот 2-й категории, 300 метров, левый поворот третий категории, 50 метров, правый поворот 4-й категории.
Есть множество других обозначений «R2xL3» правый 2 на левый 3, когда правый поворот 2-й категории по своему окончанию сразу переходит в левый поворот 3-ей категории.
R2 в 4 – правый 2 в 4 – это когда правый поворот 2-й категории доворачивает в 4-ю категорию.
Соответственно есть и другие обозначения подбросы, ямы, трамплины, ретардер (это искусственный созданная извилистая часть на прямой дороге при помощи различный предметов – конусы, шины, стога сена и другие), перекаты, ворота, обратный, узко, резать и много-много других.
Не редко имеющихся категорий для точности не хватает и тогда многие используют половины. Например 3,5, соответственно это максимально возможный угол поворота 3-й категории, который еще не 4-ка но все же 15 и 25 градусов имеют существенные различия.

Ну и очень важно в стенограмме оставлять ориентиры и привязки. Такие как близко стоящие деревья с двух сторон дороги — «ворота», знаки — «отбойник» и так далее. Они позволяют проверять правильность нахождения стенограммы, а также в случае ее потери найти по привязкам и следовать снова по стенограмме.
Вот пример того как я потерял стенограмму, будучи штурманом, пока выталкивал застрявший экипаж. Я сразу предупредив пилота, что стенограмму я утерял, чтобы он не рассчитывал на меня, но потом, по оставленным привязкам я ее нашел. Кстати стоит отметить забавный момент, как я забыл отстегнуться от переговорки)

Все сказано приблизительно, но тем не менее, надеюсь те кто спрашивал и хотел иметь хоть какое-то понимание стенограммы – теперь поймет!

Источник

Ралли: чтобы быть в теме (словарь и не только)!

Что означают фразы штурмана в ралли

Тема не новая, а скорее переизданная: обновленная и откорректированная. Адресована тем, кто имеет желание познакомится с ралли или только начал свое знакомство. Надеюсь она поможет оказаться «в теме», в теме ралли!

Ну а если что-то останется не ясным или что-то есть добавить, непременно говорите и спрашивайте!

Тема для удобства разделена на несколько частей: Безопасность, Словарь, Рекомендации.

Что означают фразы штурмана в ралли

Часть 1. БЕЗОПАСНОСТЬ:
Это основополагающее. Каждый зритель должен понимать, что он должен находится в безопасности и сохранять безопасность экипажам, т.е. не провоцировать на резкое изменения траектории, поскольку это очень опасно в виду того, что пилот экипажа едет на пределе и рассчитывает преодолеть поворот на максимально возможной скорости при оптимальной траектории. Смещение этой траектории может привести к вылету. Соответственно нужно находиться на безопасном расстоянии от дороги (трассы) и в случае необходимости, при вылете машины, должны подготовить путь отхода (куда можно отпрыгнуть, сместиться или за что спрятаться). Нужно всегда быть предельно внимательным, поскольку машина может потерять управление неожиданно. Либо заранее подобрать такое место, где максимально безопасно, например защищено естественным ландшафтом. А если Вы собрались фотографировать и быть максимально близко к трассе, то обязательно оденьте яркую одежду, крайне желательно специальный жилет яркого цвета со световозвращающими вставками.

Что означают фразы штурмана в ралли

Не забывайте и о помощи вылетевшим экипажам и предупреждения сзади идущих экипажей об опасности. Если раллийный экипаж попал в сильную аварию, обязательно окажите помощь по следующему алгоритму: если дорога частично или полностью перекрыта, либо сохраняется опасность повторного вылета, примите меры к предупреждению и остановке сзади идущих экипажей на открытой местности (перед поворотом), сохраняя меры личной безопасности. Затем, если экипаж не может выбраться, прежде всего отключите электрику машине. Как правило, на капоте с соответствующим обозначением есть специальный рычажок, который нужно вытянуть или повернуть (не перепутайте с системой включения пожаротушения). После этого окажите необходимую помощь!

Что означают фразы штурмана в ралли

Часть 2. РАЛЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ЧТОБЫ БЫТЬ В ТЕМЕ

Классическое ралли или ралли 1-й категории – это автоспортивное соревнование на легковых автомашинах, подготовленных согласно требований, проходящее по дорогам общего пользования, специальные скоростные участки которого перекрытым на время соревнования.
Участникам ралли необходимо безошибочно пройти маршрут ралли с минимально затраченным временем на прохождение специальных участков.

Канал – общая совокупность участников, проходящих маршрут ралли.

Первый водитель, он же пилот, который управляет раллийной машиной.

Второй водитель, он же штурман, это глаза пилота, без которого пройти быстро и точно ралли не возможно! Задач у штурмана очень много, но основополагающая – это запись стенограммы под диктовку пилота во время ознакомления со специальными участками и чтение во время самой гонки.

Убор – уход (вылет) машины с трассы, авария.

Уши – вылет машины с трассы, сопровождающийся переворотом через крышу.

Разложить – разбить или сильно повредить машину, когда машина не может продолжать движение самостоятельно.

Сход – констатация того, что экипаж не может продолжить гонку по какой-либо причине.

Стенограмма – это письменное обозначение трассы путем символов и иных знаков, описывающих повороты и иные особенности ее прохождения. Стенограмма пишется накануне гонки во время ознакомления и читается уже во время самой гонки.

Ознакомление –один из элементов ралли, а именно проезд всего маршрута ралли накануне гонки с написанием стенограммы скоростных специальных участков и последующей проверки. Как правило допускается пройти маршрут ралли не менее 1, но не более 2-х раз, если эти требования выполнены не будут, экипаж к старту не допускается.

ДОП, СУ – скоростной специальный участок.

Карнет – карта, выдаваемая экипажем, где вносятся отметки судьями о пройденном маршруте ралли и времени прохождения.

Дорожная книга – специальная книга, выдается участникам, в которой имеется вся необходимая информация о прохождении маршрута ралли, ее особенностей, а также времени возможного ознакомления.

Рукогон – руководитель гонки.

Овощ – раллийный зритель (это не обидное название).

Омологация – запчасти, машина целиком или экипировка, прошедшая тесты на соответствие безопасности, предъявляемые ФИА и имеющие соответствующую отметку.

РАФ – Российская Автомобильная Федерации, которая является куратором проведение всех автомобильных соревнований в России, дающее право проведение и принимающее меры к безопасности проведения.

ФИА – Международная Федерация Автоспорта (головной штаб во Франции).

Лицензия – разрешение на допуск и право участия в соревнованиях спортсменов. Является международной и имеет размеры, сопоставимые со свидетельством регистрации транспортного средства.

АП – административная проверка, а именно подтверждение заявок, предъявление и получение всех необходимых документов для ралли согласно предъявляемых требований. Пройденная АП дает право на прохождение ТИ и ознакомление.

ТИ – техническая инспекция, т.е. проверка на безопасность и соответствие предъявляемым требованиям.

Секция – лимитированное прохождение маршрута ралли до регруппинга, либо финиша ралли.

Регруппинг – временной перерыв между секциями ралли во время которого подводятся итоги пройденных СУ, а также перегуппируется канал в зависимости от быстроты прохождения (чем быстрее экипаж тем ближе к началу, соответственно первый после регруппинга стартует экипаж, показавший лучший результат по итогам секции). Кроме того во время регруппинга дается возможность обслуживания и дозаправки спортивной техники.

Затычный поворот – поворот, который необходимо пройти с минимальной скоростью.

Шпилька — поворот дороги, трассы ралли, порядка 180 градусов.

Ретардер — искусственно созданное препятствие на прямом участке дороги, для снижения скорости путем его объезда.

Финиш ралли – полное прохождение маршрута ралли, по результатам которой сдается карнет.

Национальные классы подготовки машин согласно регламента и соответствующей документации:
«1600Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 1600 см. куб.
«2000Н» — машины с приводом на одну ось, имеющие объем до 2000 см. куб.
«4000Н» — машины имеющие объем более двух литров, а также машины попадающие в этот класс из-за коэффициента начисляемые за турбонаддув. Основные житель этого класса являются полноприводные STI, Evo.

Что означают фразы штурмана в ралли

Раллийный зритель, он же овощ, отличается от каких-либо других зрителей. Он должен сам заботиться о том, чтобы было хорошо, сытно, тепло и весело. Трибуны не для него, если они вообще есть, что бывает крайне редко.
Главное правило овоща – одеться тепло, практично, желательно в яркую одежду или с ярким жилетом, которую не жалко испачкать. А испачкаться можно проходя по оврагам и лесам, помогая вытолкать машину, а иногда, чтобы отпрыгнуть от вылетевшей машины.

Что означают фразы штурмана в ралли

Второе правило – приехать заранее и выбрать наиболее подходящее место, где можно будет увидеть много интересного. Каждому что по душе – кому большое количество видимой трассы, кому скоростные связки, кому затычные повороты, но наиболее опытные овощи выбирают опасные места, где максимально возможен убор с трассы, а также трамплины и броды. Выбор наиболее интересных точек приходит со временем. Тем не менее всегда можете сориентироваться исходя из дорожных реалий где с какой скоростью будет ехать тот или иной экипаж, как проходить поворот, а где всеми колесами отрываться от земли.

Что означают фразы штурмана в ралли

Третье правило – нужно быть сытым и довольным, и позаботиться об этом самим, для этого не возбраняется собраться компанией, прихватить с собой шашлычок (но соблюдать меры пожарной безопасности (только в мангале), быть бережным к природе ни в коем случае не опускаться до свиньи, т.е. не оставлять мусор). Ну а если без шашлыка, то возьмите горячие напитки в термосе, бутерброды и прочую не хитрую закуску.

Что означают фразы штурмана в ралли

Четвертое правило – ралли это рай для любителей фото и видео. Но не забывайте им делиться на соответствующих форумах и конференциях, например, сейчас наиболее популярный форум у раллистов – это ралли-зона (forum.arclub.ru/index.php ), а также различные тематические группы ВКонтакте.

Желаю Вам приятного просмотра.

Что означают фразы штурмана в ралли

За фотографии большое спасибо Торжинскому Дмитрию.

С уважением к Вам и помните, ралли эта та болезнь, которая прогрессирует, не диагностируется медициной и лучше которой, вряд что-либо существует!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *