Что означают драконы у загса в казани
Что означают драконы у загса в казани
«В начале 2012 года, когда стало известно о том, что на берегу Казанки к Универсиаде по замыслу Даши Намдакова построят здание в виде чаши, на эскизе проекта уже были видны скульптуры крылатых зверей. Но тогда этому никто не придал особого значения — строительство «Чаши» само по себе стало событием, не говоря уж про Универсиаду.
В апреле прошлого года, когда центр семьи «Казан» уже вовсю функционировал, городские чиновники сообщили, что «Чаша» — незавершенный проект и для того, чтобы воплотить творческий замысел Намдакова полностью, у входа в загс предстоит установить две скульптуры мифических зилантов под названием «Он» и «Она», автором которых также является Даши Намдаков.
— Они станут еще одной изюминкой «Казана», который уже стал магнитом для туристов, — поделилась с журналистами главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. А в сентябре этого года было объявлено уже о том, что к октябрю у «Казана» установят не две, а четыре скульптуры: к семейной паре зилантов — символов Казани — присоединится парочка крылатых барсов, символизирующих мощь Татарстана. Кроме того, у каждой пары будут детеныши! Как выяснила «Вечерняя Казань», в семье зилантов — один маленький дракончик, а у крылатых барсов — трое детей. Пара же зилантов в исполнении Даши Намдакова, как сказано в той же аннотации, демонстрирует «непоколебимость основ брака и крепких семейных традиций, тем самым наставляя молодоженов на путь долгой совместной жизни».
Хотя Чашу жители Казани полюбили, зиланты и барсы не вызвали восторга у части жителей Казани. Подробнее: Газета «Новая Бурятия»: Казань против Намдакова. Впрочем, скульптуры пары драконов в г. Варна, Болгария, в своё время также разгневали Комитет православных церквей.
— Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось, — отметил художник Виктор Тимофеев.
Dragons21
Энциклопедический проект «Драконы XXI века»
Зиланты «Он и она»
Алистер Муркерри, 16 июля 2016 года
Зилант, драконообразный персонаж из фольклора, — популярный образ в Казани. Здесь можно увидеть много его воплощений, как традиционных (змей с крыльями и двумя лапами), так и современных, одраконенных. Однако самое яркое и запоминающееся воплощение — это пара зилантов у центра семьи «Казан».
«Зилант Он», защитник. Фото пресс-службы президента Республики Татарстан, 2016
Скульптурная инсталляция «Он и она» расположена у входа в центральный ЗАГС Казани. Её автор, бурятский скульптор Даши Намдаков, широко известен своими мифологическими работами. Зиланты интерпретированы как драконы — современные, фэнтезийные, а значит, не связанные с негативной символикой средневекового чудовища. «Он и она» представляют собой хранителей семейных ценностей. Самец стоит на страже, в то время как самка сидит вместе с малышами. Размер их — внушительный («Он» достигает высоты 7,8 м, «Она» — 6 м).
С другой стороны здания расположена ещё одна пара мифических существ — крылатые барсы со своими детьми. Центр семьи «Казан», спроектированный Даши Намдаковым, открылся в 2014 году, однако без скульптур. Бронзовые скульптуры в авангардном стиле были созданы позже: их отлили по эскизам автора в мастерской художественного литья Массимо дель Киаро в итальянском городе Пьетрасанта. Торжественная церемония открытия в Казани прошла 26 июня 2016 года с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина и самого автора Даши Намдакова.
«Зилант Она», кормящая мать. Фрагмент фотографии Р. Минниханова, 2016
Яркие и необычные, зиланты-драконы вызвали бурное обсуждение как до, так и после их появления в Казани. Многие решительно возражали против них, считая творчество Намдакова неуместным по тем или иным причинам. Главные возражения носили религиозный характер: жители столицы мусульманской республики посчитали зилантов символами другой веры — тенгрианства. Марья Леонтьева, координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН, отметила анималистические формы творений Намдакова, относящиеся больше к языческому, монгольскому стилю, и усомнилась в их уместности в республике, где основными религиями являются ислам и христианство.
Художник Ильгизар Хасанов полагает, что образ зилантов — это смешение личных фантазий автора с фэнтези, и ему место в личной коллекции владельца замка. Татарский архитектор и краевед Сергей Саначин усмотрел в стиле Намдакова китайские мотивы, которые счёл неуместными в Татарстане. Полагали также, что чудовища возле ЗАГСа неуместны, агрессивны и будут пугать детей.
Однако опасения не подтвердились. Многие люди пришли в восторг, увидев зилантов вживую. Даже те, кто не любит фэнтези, находят их «потрясающими» и «грациозными». Их необычная внешность прочитывается как свидетельство развития, пути в будущее, при том, что символизм связывает их с традицией и вечными ценностями. «Гордые, сильные и непобедимые Он и Она. Прекрасные ассоциации на самом деле», — пишут сторонники зилантов. А вслед за родителями позитивное отношение проявляют и дети.
«Зилант Он». Фрагмент фотографии Н. Жеребцовой, 2016
Нельзя не признать, что зиланты получились неоднозначными. Кто-то называет их «стильными», кто-то «уродливыми», кто-то «зловещими», а кто-то — «защищающими семью», ведь «зиланты выглядеть умиротворяюще не могут по умолчанию». Однако скульптуры необычные и впечатляющие — и, значит, определённо оставят свой след в истории.
«Хранительница» или «барсы-драконы»: какие монстры будут охранять «Казан»
Приведшая в ужас исламское духовенство скульптура крылатой гаргульи перевезена из Болгара в Казань?
К 30 августа Центр семьи «Казан» обзаведется четырьмя статуями экзотических крылатых барсов работы скульптора Даши Намдакова, для которых на днях начали отделку постаментов. Вместе с тем, как стало известно «Реальному времени», вскоре в Казани может быть установлена и скандально известная «Хранительница» — по словам помощника Намдакова, статуя уже перевезена в столицу Татарстана.
Зиланты, «Хранительницы» или барсы
Буквально на днях возле Центра семьи «Казан» начали отделку постаментов под некие статуи, которые планируется открыть ко Дню республики 30 августа. Сами постаменты, как сообщало «Реальное время», установили еще в прошлом году. Правда, тогда сообщалось, что это будут зиланты. В этот раз пришло сообщение о том, что возле «Чаши» будут установлены «Хранительницы» — скульптуры работы Даши Намдакова. Изначально такую скульптуру планировалось установить в Болгаре.
«Реальное время» попыталось выяснить, каких же зверей все-таки установят возле Центра семьи. Напомним, Даши Намдаков, бурятский скульптор с мировым именем, выполнял работы по оформлению Центра семьи «Казан». Ему принадлежат все элементы декора по ободу «Чаши». По задумке скульптора, комплекс Центра семьи должны были дополнять четыре статуи. Сам новый загс Казани открылся летом 2013 года. Однако скульптур в комплексе не было.
Буквально на днях возле Центра семьи «Казан» начали отделку постаментов под некие статуи, которые планируется открыть ко Дню республики 30 августа
— Ко Дню республики планируется установить четыре скульптуры. Это завершение всей композиции, изначально задуманной автором проекта Даши, — рассказал «Реальному времени» Адель Хуснутдинов, генеральный директор ГУП «Татинвестгражданпроект», которое проектировало здание Центра семьи.
В то же время источник, близко знакомый с ситуацией, намекнул, что речь идет о «Хранительницах», которых должны были установить в Булгаре, но общественность выступила против них. Скульптуры не отливались вновь, и в настоящее время идет установка ранее созданных статуй.
Однако помощник скульптора Даши Намдакова Мункожап Бадмаев эту информацию не подтвердил. По его словам, речь идет об установке крылатых барсов, изначально заложенных в проекте. Как рассказал Бадмаев, скульптуры уже отлиты и ждут своей установки в Казани.
По словам Бадмаева, скульптуры уже отлиты и ждут своей установки в Казани. Фото kazanfirst.ru
Куда поставят скандальную «Хранительницу»?
По данным Мункожапа Бадмаева, «Хранительницу» также планируется установить в Казани, но не возле «Чаши». «Хранительница» будет устанавливаться, но пока непонятно, когда. Это уже вопрос к администрации», — рассказал корреспонденту «Реального времени» Мункожап Бадмаев. Как пояснил помощник скульптора, власти города пока не предложили варианты расположения скульптуры.
Напомним, история с «Хранительницей» — скульптурой «матери» крылатых барсов – началась в 2011 году, когда государственный советник РТ Минтимер Шаймиев пригласил Даши Намдакова, набиравшего тогда мировую известность, выполнить работы для Булгара.
Первоначально «Хранительница» должна была быть установлена в 2012 году в музее-заповеднике Великий Булгар после торжеств по поводу Дня принятия ислама. Однако скульптура вызвала критику со стороны мусульманского духовенства, которое посчитало, что это языческий символ и ему не место в древнем городе. Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, в свою очередь, пообещал, что памятник все-таки установят в Татарстане.
Позже копию «Хранительницы» установили в Лондоне. Лондонская «Хранительница» другого цвета и была изготовлена в Италии. Болгарская «Хранительница» в течение последних лет находилась в Болгаре на одном из складов, упакованная в квадратный контейнер. Однако, по словам Мункожапа Бадмаева, скульптура уже перевезена в Казань.
30 августа 2014. Почему в Казани много драконов
Причина популярности драконов у казанцев имеет давние-давние корни и, конечно же, окутана легендами.
В далекие времена на месте будущей Новой Казани, которую собирались основать около Зилантовой горы (ныне она находится в Кировском районе города), водилось множество змей. Избавиться от пресмыкающихся решили довольно просто: усыпали всю местность соломой и веточками, а по весне, когда все змеи повыползали из земли, а солома подсушилась весенним солнцем, отправили богатыря, дабы поджечь все это.
Все змеи погибли. Но змеиный царь, огромный двухглавый дракон Зилант, спасся от огня и пустился в погоню за обидчиком. По легенде, богатырь смог пробежать около 50 км в сторону Старой Казани, прежде чем Зилант настиг его. Дракон потом долго еще мстил людям, иногда летал над Новой Казанью, пил воду из Черного озера (теперь понятно, почему оно настолько мелкое). Жители тех мест в ужасе стали поклоняться грозному крылатому змею. В 1730 году изображение Зиланта заняло центральное место в гербе Казанской губернии.
Из-за страха перед Зилантом Новую Казань заложили все-таки немного в стороне от «змеиной» горы: Казанский кремль появился в трех километрах на другом холме.
Ныне, как говорят, Зилант живет в водах озера Кабан, охраняя ханские сокровища (не пошел бы кататься там на катамаране, если б знал, что под нами может в это время прогуливаться многометровый дракон. )
Ну и, справедливости ради, нужно сказать, что легенд о Зиланте существует целая плеяда, и повествуют они порой противоречащие друг другу истории. В частности, Зилант может представать и в сугубо положительной роли как покровитель слабых. Даже в описании нынешнего герба Казани о Зиланте говорится как о созидательном и благоприятствующем человеку драконе. С тех пор, как разгневанный дракон, наконец, оставил людей в покое, прошло много времени, страх позабылся, оставив после себя уважение к столь сильному бывшему врагу.
Казанцы — о скульптурах у «Чаши»: «Барсик ещё более-менее, но этот перекачанный зилант-бодибилдер. »
Около недели назад у центра семьи «Казан» установили скульптуру российского художника Даши Намдакова — самку крылатого барса с тремя детёнышами. Вскоре на противоположной стороне «Чаши» появился мускулистый крылатый змей — зилант. Ещё две скульптуры из инсталляции «Он и Она» уже собраны и дожидаются своей очереди — до конца этого лета они также должны занять места на постаментах. Предполагается, что установленные около ЗАГСа барсы и зиланты обоих полов символизируют защиту брака и семейных ценностей.
«Инде» прогулялся вокруг центра семьи «Казан» и поговорил с горожанами о том, что, по их мнению, означают скульптуры. А ещё мы подготовили альтернативную подборку мест и сюжетов, в которых драконы и барсы были бы более уместны, чем в центре Казани.
оператор ПК,
25 лет
— Я в интернете очень много хорошего про эти скульптуры читала, но мне они не нравятся. Мне кажется, они слишком… вызывающие, мягко говоря. Не знаю, зачем они нужны, — слышала, что это мать-владычица и что-то в мужском роде. Но считаю, что место выбрали нормально — с «Чашей» сойдёт.
видеорежиссёр, 28 лет
— Барсик ещё более-менее, но этот перекачанный зилант-бодибилдер… Тут же дети ходят! Вообще-то у Зиланта две ноги, в исторических источниках так сказано. А у этого — четыре, какая уж тут история. Кто это — дракон? Если да, то с какой стати в Казани дракон? Я считаю, лучше всего это чудище смотрелось бы на каком-нибудь кладбище. Или в зоопарке: вот будет в Казани новый зоопарк — пусть там и стоит.