Что означают буквы в кружочках
Что значит символ «С» в кружочке?
Содержание статьи
Понятие и правовой статус
Отдельно взятый значок © какого-либо юридического статуса не имеет. Истолковать его можно так: «Я утверждаю, что это принадлежит мне». Копирайт говорит о том, что объект интеллектуальной деятельности защищен авторским правом, и предупреждает, что использовать контент полностью или частично в интересах других лиц возможно только получив согласие правообладателя. Следует различать копирайт и знак авторства. Последний является одним из атрибутов библиотечного дела–это указанный в авторских таблицах библиотечный шифр хранения. Копирайт не равнозначен патенту–охранному документу, удостоверяющему исключительное право на какое-либо изобретение в научно-технической сфере. Патентом защищается результат определенного технического решения, качественный уровень которого надо доказать. Авторское право охраняет само творческое произведение, никак не затрагивая его достоинств.
Таким образом лицо, размещающее символ «с» в кружочке на объекте своей интеллектуальной деятельности, заявляет о том, что является его владельцем. Устанавливать или нет копирайт на свое произведение, решает сам правообладатель. Отсутствие значка © никоим образом не ограничивает его авторских или смежных интеллектуальных прав. Ведь согласно части 4 Гражданского кодекса РФ, достаточным условием для доказательства авторства является указание имени при публикации. Право на произведение возникает априори при его создании и не требует соблюдения иных формальностей. Указание под знаком © лица, не являющегося правообладателем объекта интеллектуальной деятельности, влечет гражданско-правовую ответственность. Подобные действия могут содержать признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (статья 146).
Обратите внимание! Отсутствие охранного знака не лишает автора возможности заявить о своих авторских или смежных правах. А вот использование символа «с» в кружочке без должного на то основания, равно как и указание неверной информации, касающейся права на интеллектуальную собственность, является нарушением действующего законодательства.
Происхождение и способ указания знака
Днем рождения символа © считается 6 сентября 1952 года, когда была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (Universal Copyright Convention). Для всех присоединившихся к конвенции стран этот вариант был объявлен единственно возможным форматом оповещения о правах на интеллектуальную собственность. Применительно к отечественному авторскому праву символ © начали использовать сравнительно недавно, когда в 1973 году Госкомиздатом СССР впервые был утвержден регламент указания знака копирайта на издаваемых произведениях литературы, науки и искусства. Законодательно порядок применения знака авторского права для всех объектов интеллектуальной деятельности установлен в Гражданском кодексе РФ (статья 1271). ГОСТом P7.01-2003 предписаны правила оформления этого атрибута авторского права.
В соответствии с нормативными требованиями знак защиты авторских прав состоит из трех компонентов, указанных в строго определенной последовательности:
При наборе текста элементы отделяются друг от друга запятой. Постановка точки в конце текста не предусмотрена.
Когда права относятся к информационному блоку в целом или к основному контенту (например, сайт или книга), то в формулировке объект защиты авторских прав не упоминается. Если защищается право только на сопроводительную информацию, перевод или оформление текста, то сам объект интеллектуального права указать в тексте необходимо.
Таким образом, правильно оформленный копирайт выглядит так: © Н. В. Петров, 2019; © Петров Н. В., перевод на русский язык, 2019; © ПАО «Лютик» 2017-2019; © Оформление сайта. ПАО «Лютик», 2019.
Знак копирайта, проставленный не по регламенту, никакого значения не имеет, поскольку не несет соответствующей информационной нагрузки. Поэтому указание неправильно оформленного знака лишено какого бы то ни было смысла, лучше не ставить его вообще.
Обратите внимание! При наборе знака защиты авторского права используются в обязательном порядке все три элемента, написанные в определенной последовательности и в соответствии с нормативными требованиями.
Где размещается знак копирайта
Женевская конвенция по авторскому праву предписывает, что знак копирайта следует оформить так, «чтобы было ясно видно, что права автора охраняются». Значок ставится на каждом отдельно взятом экземпляре произведения. Правила указания копирайта таковы:
Обратите внимание! Если при использовании чужой фразы необходимо указать, кому она принадлежит, то по окончании публикуемого текста надо поставить знак © (буква «с» в кружочке) или (с) (буква «с» в скобках). После него следует сделать ссылку на автора или правообладателя цитируемого контента.
Общеупотребительные варианты копирайта
Несмотря на то, что сегодня действует законодательно принятый знак охраны авторского права, в котором используется символ ©, достаточно широкое распространение имеют иные варианты копирайта. Применять формулировки «Все права защищены», «All rights reserved», «Copyright», «All content is copyright» и другие, не запрещено. Подобные словосочетания информируют иных лиц о наличии исключительного права на объект, предупреждают об ограничении его использования без согласия правообладателя. А это значит, что в рамках общедозволительного правового регулирования («разрешено все то, что прямо не запрещено») использовать варианты уведомления о наличии прав, отличные от символа «с» в кружочке, допустимо. Но с точки зрения закона такие формулировки являются неверными.
При этом надо помнить, что за фразой типа «Все права защищены» стоит следующее: автор или правообладатель на случай судебного разбирательства обладает определенной доказательной базой относительного своего исключительного права на объект интеллектуальной собственности. Такими доказательствами могут быть:
Обратите внимание! Чтобы защитить свои интеллектуальные права, одного знака копирайта недостаточно. Перед публикацией произведений (на материальном носителе, в электронном виде или онлайн) рекомендуется защитить их дополнительно. Ибо в основе копирайта лежит принцип: «Если вы не можете защитить то, что вам принадлежит – значит, это вам не принадлежит».
Значение и применение знака с буквой «с» в кружочке
Как водится, люди делают различные предположения: одни говорят, что этот значок ставится перед какой-либо цитатой, другие утверждают, что таким образом охраняется право на авторский текст. Давайте разберемся.
Значение символа
Зачем нужен знак копирайта
Назначение символа копирайта — уведомлять всех читателей, зрителей, слушателей о праве собственности конкретного физического или юридического лица. Копирайт не равнозначен патенту — охранному документу, удостоверяющему исключительное право человека или организации на какое-либо изобретение. Он не имеет юридической силы, а носит лишь информационный характер: вышеупомянутый текст, аудио- или видеозапись защищены авторским правом, и использовать их полностью или частично в своих интересах можно лишь с согласия автора.
Ставится значок на любые произведения интеллектуальной собственности:
Грамотно поставленный знак авторского права состоит из трех частей: буквы «с» в кружочке ©, имени физического или юридического лица и года создания продукта. Вместо года создания продукта может быть указан период, в течение которого этот продукт используется.
Пример верного написания копирайта: © Степанов Степан, 2006. Правильно будет написать и так: © Степанов Степан, 2006−2016. Кириллицу в написании имени собственного стоит использовать в том случае, если ваш проект ориентирован на русскоязычную аудиторию. Если же вы мечтаете о мировой славе, пишите латиницей.
В российском законодательстве буковка «с» в кружочке именуется как «знак охраны авторского права», которому посвящена целая статья Гражданского Кодекса под номером 1271.
Способы написания символа
Вставить значок копирайта можно несколькими способами. Выбирайте наиболее удобный для вас.
Теперь, когда значок поставлен, можно обратиться и к некоторым особенностям его употребления.
Что дает автору копирайт
Если знак копирайта не обладает юридической силой, зачем его ставить? Вероятно, таким вопросом задаются многие. На это есть две причины.
В некоторых странах, в частности, в США, указание неверной информации, касающейся права на интеллектуальную собственность, преследуется по закону.
Также следует помнить, что копирайт не является обязательным. Так, права на стихотворение возникают у автора в тот момент, когда написана заключительная строчка. Никаких прав регистрации собственности для этого не требуется.
Видео
Что обозначает значок копирайта и где он используется, вы сможете узнать из этого видео.
Что означают буквы в кружочках
Часто на упаковке товара, на буклетах и в рекламе справа от обозначения вы можете увидеть: R, ®, ТМ.
Что это означает? Когда можно их использовать?
R, ®, ТМ – это предупредительные знаки.
Иногда их включают в качестве неохраняемых элементов в товарные знаки, но это необязательно. Вы можете их использовать, даже если они не включены в товарный знак.
Что они обозначают?
Сокращение от англ. «Registered» (перевод – «зарегистрировано»).
Обозначает, что товарный знак зарегистрирован и охраняется на территории Российской Федерации.
Примеры маркировки R или ®:
(свидетельство на товарный знак № 407012)
(свидетельство на товарный знак № 402026)
Сокращение от англ. «trade mark» (перевод – «торговая марка», «товарный знак»).
В мировой практике, маркировка «ТМ» используется в случае, когда обозначение подано на регистрацию, но не зарегистрировано, т.е. ему ещё не предоставлена правовая охрана.
Примеры маркировки ТМ:
Обязательно ли наносить такую маркировку?
Нет. Это право, а не обязанность правообладателя.
В случае, если вы не указали данную маркировку, ваш товарный знак всё равно будет охраняться.
Например, в деле «Болинг ЛТД» против «Ситалл», первому принадлежит товарный знак, а второй его незаконно использовал. Возражая против удовлетворения иска, «Ситалл» также ссылался на то, что на товарах не было предупредительной маркировки, поэтому он не мог знать о регистрации товарного знака.
Суд посчитал данный довод неубедительным, поскольку:
– использование предупредительной маркировки является правом, а не обязанностью правообладателя;
– сведения о товарных знаках являются общедоступными;
– даже если ответчик не знал о том, что товарный знак зарегистрирован, это не будет основанием для освобождения его от ответственности.
Суд удовлетворил требование и взыскал с «Ситалл» компенсацию за незаконное использование товарного знака (Дело № А56-8725/2007).
Зачем тогда нужны такие маркировки?
Во-первых, они предупреждают потенциальных нарушителей о ваших правах на товарный знак. Возможно, нарушитель, увидев маркировку, передумает копировать ваш товарный знак.
Во-вторых, товары, на которых рядом с товарным знаком указаны данные маркировки, как правило, вызывают у потребителей больше доверия.
Можно ли использовать маркировку R или ®, когда товарный знак не зарегистрирован?
За использование знака R или ® без регистрации товарного знака предусмотрена ответственность.
Так, фирма «Лакрост» распространяла рекламные буклеты, на которых рядом с обозначением присутствовала маркировка ®, конкурент обратился с заявлением в антимонопольный орган. В заявлении указал, что данное обозначение не зарегистрировано в качестве товарного знака, поэтому использование ® является незаконным.
Антимонопольный орган наложил административный штраф на «Лакрост» в размере 100 тыс. рублей.
«Лакрост» попытался оспорить решение антимонопольного органа в суде, но у него не получилось.
Суд установил, что на момент размещения на буклетах знака ® в Роспатент была подана только заявка на регистрацию обозначения.
В связи с этим, действия по размещению на буклетах маркировки ® являются актом недобросовестной конкуренции.
По мнению суда, размещение указанной недостоверной и искаженной информации способствует формированию у потребителей большего интереса к указанной продукции, повышению спроса на нее, а также формированию большего доверия потребителя к производителю (продавцу) такой продукции.
Суд оставил решение антимонопольного органа в силе (Дело № А71-52/2013).
Уголовная ответственность
За незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного товарного знака предусмотрена уголовная ответственность.
Для привлечения к уголовной ответственности необходимы следующие условия:
– товарный знак не зарегистрирован;
– деяние совершено неоднократно – два и более раза;
– деяние причинило крупный ущерб – более 250 тысяч рублей.
Последнее условие, по сути, делает невозможным привлечение виновных к уголовной ответственности, поскольку вряд ли кто-то сможет доказать, что такими действиями был причинён такой большой ущерб. Но риск в любом случае сохраняется.
Используйте предупредительные знаки только, когда на это есть основания.
Сноуборд, все о сноуборде
Сноубординг, сайт о сноубординге
Расшифровка символов ухода за одеждой
Внимание! Не забудьте не только свериться с информацией на этикетках перед стиркой, но и: