Любой японский аукцион не может обойтись без важнейшего для него документа – аукционного листа. В нем содержится подробнейшее описание состояния авто, его комплектации и установленных опции, а также выставляется аукционная оценка.
На первый взгляд, может показаться, что в аукционнике можно написать недостоверную информацию, но это совершенно не так. После того, как экспертом осуществлена обязательная предаукционная проверка машины, он тщательно и с большой осторожностью заполняет по ней аукционный лист. Такую предельную аккуратность объяснить очень просто – если будет заподозрено завышение оценки, то репутация аукциона будет сильно подорвана, вплоть до лишения его лицензии, а эксперта, проводившего осмотр, с треском уволят. Порой даже встречается обратная практика – занижение оценки с целью подстраховки и во избежание спорных ситуаций. Такое случается не часто, но об этом стоит знать.
Зачем же был создан данный документ? Все предельно просто – каждый день на аукционах торгуются десятки тысяч машин, и осмотреть каждую из них дилер просто не в состоянии. Так что эта бумага оказывается незаменимым помощником при выборе машины, и поэтому особенно важно знать, как читать аукционный лист.
Так выглядят аукционные листы аукционов CAA
Так выглядят аукционные листы аукционов USS
Так выглядят аукционные листы аукционов HAA
Так выглядят аукционные листы аукционов JU
Расшифровка аукционного листа
Чтение аукционника – полезнейшее умение при выборе автомобиля с японского автоаукциона. Расшифровать записи в документе не сложно, если знать его некоторые основные особенности.
Всегда прописывается номер лота и подробнейшие данные об автомобиле – начиная от пробега, его истории и года первой регистрации, и заканчивая перечнем установленного дополнительного оборудования и указанием цвета кузова и салона.
Это, конечно же, далеко не все обозначения в аукционном листе. Интерьер авто эксперты в основном оценивают отдельно, хотя такая система иногда применяется и для экстерьера. Речь идет о буквенной градации от A до D. Буква A соответствует идеальному или практически идеальному состоянию, в то время как D сигнализирует о необходимости ремонта и замены некоторых деталей.
Ещё на аукционных картах практически всегда присутствует схематичное изображение кузова, как бы «в развернутом виде». На нем также можно заметить различные комбинации букв и цифр. Заглавными литерами обозначают тип дефекта, а цифрами – его степень. Подробнее ознакомиться с таблицей аукционных оценок можно в конце страницы.
Перевод аукционного листа
Вполне вероятно, что самостоятельная расшифровка аукционного листа Япония может вызвать затруднения. Однако если Вы являетесь нашим клиентом, то не стоит отчаиваться! Наш квалифицированный переводчик способен без труда прочитать аукционный лист и предоставить Вам качественный перевод!
Как найти и посмотреть аукционник на автомобиль? Достаточно просто – на сайте всегда доступны статистика продаж и поиск по номеру лота.
АУКЦИОННЫЕ ОЦЕНКИ Ниже приведены общие принципы аукционных оценок. При этом помните, что на различных аукционах один и тот же автомобиль может получить разный балл. Все зависит от критериев каждого аукциона.
S — Первая регистрация за последний год, почти новый автомобиль. 6 — Великолепное состояние и не нуждается в ремонте (пробег менее 30000 км). 5 — Великолепное состояние, ремонт не нужен (пробег менее 60000 км). 4,5 — Хорошее состояние, с минимальным количеством царапин и вмятин, вряд ли нужен ремонт. 4 — Достаточно хорошее состояние, но может быть нужен ремонт. Присутствуют царапины, вмятины, ремонтированные места, возможны замены деталей. 3,5 — Нужна некоторая восстановительная работа, или пробег выше среднего. 3 — Автомобиль имеет очевидные вмятины и царапины. Необходимо много восстановительной работы, или большой пробег. 2 — Плохое состояние. 1 — Плохое состояние, низкое качество (затопленный, поврежденный от соли, от ливня и т.п.) R — Восстановленный после аварии. RA — Восстановленный после тяжелой аварии. *** (0, А, С, Т) — битые и не восстановленные машины, авто на запчасти, «не на ходу»? БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ САЛОНА A — Чистый салон. B — Хорошее состояние, небольшие загрязнения, возможны подпалинки. C — Плохое состояние салона, возможны прожженные места. D — Очень плохое состояние, загрязненный салон, имеются царапины, возможно порванные места обшивки. ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ A — Царапина. A1 — Царапина по лаку. A2 — Царапина по краске. A3 — Царапина по металлу. A4 — Заметная царапина, больше 20 см. A5 — Покрывает всю панель или больше. B, U — Вмятина. S — Ржавчина. S1 — Есть небольшие участки ржавчины, площадью не более чем ладонь. S2 — Есть небольшие участки ржавчины, площадью немного более чем в случае S1. S3 — Есть некоторые участки ржавчины требующие ремонта. C — Ржавчина, коррозия. С1 — Коррозия. С2 — Сильная коррозия. X — Деталь, требующая замены. W — Ремонтированное и окрашенное место. W1 — Незаметный ремонт. W2 — Заметный ремонт. W3 — Очень заметный ремонт. XX — Заменена деталь. BP — Побит и покрашен. M — Модификация — тюнинг. Y1 — Небольшие отверстия или трещины. Y2 — Отверстия или трещины. Y3 — Большие отверстия или трещины. U1 — Вмятина меньше 5 см. U2 — Вмятина около 10 см. U3 — Вмятина больше 12 см. E1 — Маленькая вмятина от камешка. Е2 — Несколько небольших вмятин. Е3 — Много маленьких вмятин. P — Окрашенное место, возможно, отличающееся по цвету. G — Царапина на лобовом стекле. H — Отсутствие краски. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ F — Передний. S — Боковой. R — Задний. D — Водительский (о сиденье, двери со стороны водителя). T — Запасное (колесо). W — Двойные. AC — Кондиционер. AAC — Климат-контроль. WAC — Двойной кондиционер. FA — АКПП с управлением на полу. CA — АКПП с управлением на рулевой колонке. ICVT — AK ПП интеллектульная вариаторного типа. 5C — 5-ти скоростная МКПП с управлением на рулевой колонке. 5F — 5-ти скоростная МКПП с управлением на полу. PS — Гидроусилитель руля. PW — Электро-стеклоподъёмники. AW — Литые диски. CP — Колпаки. ST-T — Зимняя нешипованная резина. ST — Стерео. CD — Проигрыватель компакт-дисков. СS — Кассетный магнитофон. MD — Проигрыватель мини-дисков. TV — Телевизор. ABS — Антиблокировочная система тормозов. AFC — Автоматический очиститель воздуха. CPU — Центральный блок управления. EVC — Машинный регулятор клапана. LSD — Дифференциалы с ограниченным скольжением. SRS, AB, WAB — Подушки безопасности. HID — Ксеноновые фары. TRC, TCS — Антипробуксовочная система. SR — Люк. RS — Задний спойлер. ETC — Система оплаты для японских скоростных дорог. E/G — Двигатель. T-BELT — Ремень ГРМ.
Оценка показывает общее состояние автомобиля, ниже приведены основные оценки с описанием.
ОЦЕНКА
РАСШИФРОВКА
S
Лучшая оценка из возможных. Автомобиль новый или возрастом менее 12 месяцев, с пробегом до 10000 км, в отличном состоянии, почти соответствующем новому. Не требует никакого ремонта и прочих работ.
6
Автомобиль возрастом менее 36 месяцев, в превосходном состоянии, не требующем никакого ремонта или прочих работ. Пробег от 15000 до 30000 км, шины с четким рисунком протектора, двигатель работает идеально.
5
Возраст автомобиля не имеет четких ограничений, но при очень хорошем общем состоянии и пробеге менее 60000 км. Кузов может иметь незначительные, практически незаметные повреждения и вмятины. Ни салон, ни кузов при этом совершенно не требуют ремонта. Двигатель работает отлично. При минимальном ремонте или даже после тщательной уборки такой автомобиль будет соответствовать оценке «6».
4.5
Автомобиль так же, как и в оценке «5», может быть любого возраста, но в очень хорошем состоянии. Может иметь до нескольких маленьких царапин, пятнышек ржавчины или почти незаметных поверхностных повреждений кузова. Будет в состоянии получить оценку «5» после небольшого косметического ремонта.
4
Автомобиль любого возраста, но в очень хорошем состоянии. Число царапин и поверхностных повреждений кузова может быть чуть больше, чем при оценке «4.5», и для их устранения требуется более серьезный ремонт, чем в предыдущей оценке. Салон не в очень хорошем состоянии.
3.5
Автомобиль любого возраста, но в хорошем состоянии. Есть более заметные царапины и/или небольшие поверхностные повреждения кузова либо пробег больше, чем у автомобиля с оценкой 4. Требуется ремонт кузова, есть сколы краски, краска выглядит тусклой. Салон в плохом состоянии. Также иногда может быть сервисная книжка с историей обслуживания, включающей ремонт или замену некоторых запчастей (тормозов, муфты, шин и т.п.).
Кроме этого, аукционные эксперты могут оценивать отдельно экстерьер и интерьер автомобиля, пользуясь для этого такой градацией:
Оценка
Экстерьер
Интерьер
A
Повреждения или царапины длиной 2-3 см. Небольшие вмятины в 2-3 местах. Краска лежит ровно.
Ремонт салона либо не требуется вообще, либо требуется в незначительной степени. Есть едва заметные повреждения (вроде потертости кресел) не более чем в 2-3 местах.
B
Кузов имеет царапины длиной от 5 до 20 см, небольшие вмятины размером с мяч для гольфа. Краска в некотоых местах лежит неровно (видны потеки). Дворники ржавые, на стеклах есть трещины.
В салоне небольшие повреждения в виде потертостей или дыр в сиденьях. Салон можно довольно легко отчистить, необходимость ремонта невысока.
C
Много вмятин на кузове, есть царапины длиной 20-40 см. 2-3 вмятины имеют размеры кулака. Краска лежит неровно, цвет блеклый.
Требуется небольшой ремонт, салон очень грязный. есть потертости и дыры в сиденьях.
D
Много больших царапин и крупных вмятин. Кузов подвергся коррозии, требуется ремонт.
В салоне много повреждений различного характера, требуется его перетяжка и ремонт. Положение приборной панели и других элементов обшивки изменено. Отчистить салон будет проблематично.
E
Кузов требует полной перекраски и восстановления. Местами кузов подвергнут сильной коррозии.
Приборная панель требует замены, салон очень грязный и имеет сильный неприятный запах. Необходим значительный ремонт.
Аукционный лист – это документ, которым сопровождается автомобиль при продаже на торгах. В Японии есть несколько десятков аукционов разной степени авторитетности. Наиболее известные из них – TAA, USS, HAA, JAA, CAA, LAA. Принцип функционирования у всех одинаков, различия могут быть в оформлении самих аукционников.
Заполняется документ местными экспертами после осмотра. В листе отмечается состояние ТС, имеющиеся недостатки и дефекты, а также комплектация и опции. На основании этого автомобилю выставляется оценка.
Оценка – это критерий, который обычно интересует покупателей в первую очередь. Ведь по ней можно судить, в каком состоянии машина попала на аукцион.
Оценку S имеют новые авто. 6 баллов ставят машинам не старше трех лет в прекрасном состоянии. 5 баллов говорят о небольшом возрасте и практически идеальном состоянии. Пробег у такого транспорта не более 60 тыс. км.
Авто с оценкой 4,5 и 4 балла тоже весьма достойные. Это «середнячок» среди аукционных автомобилей. Машины в очень хорошем состоянии, пробег, как правило, не превышает 100 тыс. км. Имеются мелкие недостатки, например, царапины, вмятины, небольшие следы коррозии, требующие косметического ремонта.
3,5 и 3 балла – это, сродни школьной системе, «троечники» в мире авто. Машины еще вполне крепкие, по с пробегом за сотню тысяч км. У них имеются недостатки по косметике – заметные сколы, царапины, не очень чистый и изношенный салон. Также возможна замена или ремонт некоторых деталей, которые отражены в сервисной книжке.
2 и 1 балл. Думаем, вы уже поняли, что здесь дело плохо. Это авто после серьезных ДТП, «утопленники», в общем, все, что имеет серьезные повреждения и требует замены элементов.
В японском аукционном листе проставляется не только оценка по кузову, но и буквенное обозначение состояния салона. Здесь деление довольно общее: А – очень хорошее состояние В – хорошее С – плохое
Следует учесть, что на аукционах авто не осматривают на подъемнике, так что о состоянии ходовой части можно только догадываться.
Где искать аукционный лист?
Каждое авто имеет свой идентификационный номер, который присваивается лоту. Эти номера содержатся в статистике аукционов. Как правило, это машины от 2008 года, но встречаются и более ранние лоты.
Как найти аукционный лист для конкретной машины? Можно воспользоваться специальными базами, а можно обратиться в наш сервис. Для поиска понадобится номер кузова (VIN номер) автомобиля. Однако по своему опыту знаем, что далеко не все аукционники есть в открытом доступе.
Вам вряд ли удастся найти документы на авто, скажем, с аукциона Ханумару. Выставляются там битые машины, которые перекупщики потом восстанавливают и продают «в отличном состоянии». Поэтому, если вы не нашли авто, это еще не значит, что к нему нет аукционника.
У нашей компании есть доступ к обширной статистике, и благодаря ей мы можем помочь в поиске аукционного листа в закрытых источниках. Уже не раз удивляли нечестных продавцов тем, что находили аукционный лист на их якобы идеальное авто. Они были уверены, что обнаружить документ не удастся, и «впаривали» битье доверчивым покупателям.
Как прочитать аукционный лист?
Если у вас на руках имеется документ с аукциона, вы можете самостоятельно узнать основную информацию – пробег на момент ввоза, аукционный балл, имеющиеся повреждения. Также в аукционном листе указывается объем двигателя, год выпуска, цвет и кто владел автомобилем – частное лицо или организация.
На развертке автомобиля в правом углу указываются повреждения кузова на момент аукциона. В их расшифровке поможет инструкция, которую можно скачать ниже.
Листы с разных аукционов отличаются друг от друга по внешнему виду, но логика заполнения у всех похожая. По аналогии вы сможете сделать расшифровку аукционного листа и прочитать основную информацию об авто.
Повреждения автомобиля
Дополнительное оборудование (опции)
Обратите внимание на пометку Present condition* (текущее состояние). Если она имеется, это означает, что состояние авто не подтверждено. Этой фразой инспектор настоятельно рекомендует осмотреть его лично, прибыв на аукцион.
В большинстве случае машина с такой пометкой в аварийном состоянии, но не обязательно. Наличие пометки означает, что претензии по состоянию автомобиля не принимаются.
Мошеннические схемы
За время своей работы каких только авто мы не повидали 🙂 Классический случай – продавец клянется, что машина «не бита не крашена». Клиент попытался сам восстановить аукционник, но ничего не нашел, после чего обратился к нам. Мы тоже не обнаружили его в открытой статистике аукционов, однако с помощью наших партнеров его все-таки удалось отыскать. Как выяснилось, марка авто случайно или намеренно была написана с ошибкой, поэтому аукционный лист и не «пробивался».
Это, конечно, было на руку продавцу – ведь авто оказалось изрядно битым. Ниже на фото представлена эта машина, как говорится, «до и после». А в объявлении – «шикарный автомобиль в идеальном состоянии».
Или еще один случай – на этот раз «утопленник». При этом при продаже покупателю предоставили липовый аукционный лист. А через некоторое время с машиной начались проблемы. Владелец обратился к нам, чтобы выяснить, в чем дело. Начали с проверки аукционника, найти его смогли только через свои каналы в закрытых базах. Выяснилось, что в Японии машина немного поплавала, после чего ее высушили и благополучно продали.
Стоит отметить, что несмотря на налаженную работу японских аукционов, и у них бывают недочеты. Эксперты могут что-то недоглядеть и не отметить. В нашей практике встречались такие случаи – при реальной проверке специалист находил недостатки, не указанные в аукционном листе.
Как это происходит? Все просто – механики тщательно восстанавливают разбитый автомобиль, после чего он выставляется на аукцион. Если переделки в кузове заметили и отметили в аукционном листе, то авто, скорее всего, не продастся. Тогда его выставляют на другом аукционе – вдруг инспекторы что-то пропустят, и так далее. Один наш знакомый, который занимался восстановлением битья в Японии, рассказал такую историю.
Автомобиль на этих торгах продан не был, поэтому, спустя несколько дней, его отвезли на другой аукцион, и там уже эксперты не обнаружили таких недостатков. Оценку поставили R, и ремонт крыльев с дверьми. Автомобиль купили, а покупатель даже не подозревал, в каком состоянии была его новая покупка.
Кроме того, и сам аукционник нередко подделывают российские перекупы. Буквально на днях к нам обратился клиент за восстановлением аукционного листа для машины, которую хотел купить. Продавец сказал, что акуционника у него нет. В открытом доступе ничего найти не удалось (а это большая вероятность проблемного авто). Но с помощью своих партнеров мы нашли кое-какую информацию о машине. А именно – бал 3 и пробег 180 тысяч км.
Тут продавец засуетился и заявил, что аукционник у него все-таки есть. Прислал его покупателю, а он в свою очередь нам. И это оказалась явная подделка – оценку переправили с 3 на 4, ну и у пробега стерли единичку. К сожалению, и на эту машину найдется покупатель, который не имеет знаний по «аукционным вопросам».
Аукционные эксперты стараются быть предельно объективными при оформлении аукционного листа, так как завышенные характеристики и оценки могут подорвать доверие автодилеров к такому аукциону (за что эксперт, производящий оценку, будет уволен, а аукцион может лишиться лицензии). Такие жесткие меры приводят к тому, что зачастую можно встретить автомобиль с заниженной оценкой (особенно на внутренних аукционах).
Автомобильные аукционы могут иметь разные системы оценки автомобилей. Поэтому из-за разницы в системах оценки, автомобиль, получивший на одном аукционе оценку 3, может получить на другом оценку 4 или 5.
В настоящее время многие аукционы используют девятибальную шкалу оценки (см. ниже).
Вот пример аукционного листа. Наведите курсор на его части, чтобы увидеть перевод.
Аукционая оценка
S — Великолепное состояние, почти новый автомобиль.
6 — Великолепное состояние и не нуждается в ремонте (пробег менее 30000 км).
5 — Великолепное состояние и ремонт не нужен (пробег менее 60000 км).
4,5 — Хорошее состояние, вряд ли нужен ремонт.
4 — Достаточно хорошее состояние, но может быть нужен ремонт.
3,5 — Нужна некоторая восстановительная работа или пробег выше среднего.
3 — Необходимо много восстановительной работы или большой пробег.
2 — Плохое состояние.
1 — Плохое состояние, низкое качество
R — Восстановленный после аварии.
RA — Восстановленный после аварии.
R1 — Сочетание оценок R и 1.
RA1 — Сочетание оценок RA и 1.
*** — Неоценочный автомобиль (битый и невосстановленный после аварии, затопленный)
Оценка салона автомобиля
A — Безукоризненное состояние.
B — Несущественные загрязнения.
C — несущественные загрязнения и незначительное количество пятен и следов от сигарет.
D — салон грязный, пятен и следов от сигарет довольно много.
Сведения о бывшем владельце автомобиля
Кружком обведено кто являлся владельцем автомобиля:
Тип трансмиссии
AT: автоматическая трансмиссия
FAT: автоматическая коробка передач. Расположена в полу.