Что означают аббревиатуры пдс пдв всв и пдн
НОРМИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ. ПОНЯТИЯ ПДК, ПДВ, ПДС, ВСВ, ВСС. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ НОРМАТИВОВ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет нормирование в области охраны окружающей среды как деятельность по установлению «нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды».
В природоохранной практике России, как и во всем мире, экологическое нормирование используется в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды.
Экологическое нормирование предполагает разработку предельных или градационных значений показателя окружающей природной среды или технологического процесса, установленных по критерию соответствия нормальному экологическому состоянию среды.
Система экологического нормирования направлена на:
-правовое регулирование отношений в области природопользования и охраны природы; *
-создание нормативов состояния отдельных природных сред и окружающей природной среды в целом; *
-создание нормативов организации технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты размещения отходов и т.д.
Преде́льно допусти́мая концентра́ция (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Предельно допустимые выбросы (Проект ПДВ) – это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и других экологических нормативов.
Временно согласованный сброс (ВСС)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРЫ – САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ, КЛАССЫ ЧИСТОТЫ ВОЗДУХА.
Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) — это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.
Для сравнительной оценки загрязнения воздушной среды используются различные индексы, которые позволяют учесть присутствие нее скольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).
30.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВОД – МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ.
Для сравнительной оценки загрязнения водной среды используются различные индексы, которые
позволяют учесть присутствие нескольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный гидрохимический индекс загрязнения воды (ИЗВ).
Индексы загрязнения воды сравнивают для водных объектов одной биогеохимической провинции и сходного типа, для одного и того же водотока (по течению, во времени и т.д.) В гидрохимической практике используется и метод интегральной оценки качества воды по совокупности находящихся в ней загрязняющих веществ и частоты их обнаружения.
Таблица 7. Классы качества вод в зависимости от значения индекса загрязнения воды
Более совершенным является индекс, получивший название удельного комбинаторного индекса загрязненности (УКИЗ), учитывающий те случаи, когда вода очень сильно загрязнена одним или несколькими загрязняющими веществами, но имеет удовлетворительные характеристики по всем остальным показателям. УКИЗ представляет собой долю индекса КИЗ, приходящуюся на один учитываемый ингредиент. Достоинствами данного метода является сочетание дифференцированного и комплексного подходов к оценке качества воды.
Гигиенические и технические требования к источникам водоснабжения и правила их выбора в интересах здоровья населения изложены в ГОСТ 2761–84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора». Согласно данному стандарту состав воды пресноводных подземных и поверхностных источников водоснабжения должен соответствовать следующим требованиям: сухой остаток не более 1000 мг/дм3 (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 1500 мг/дм3), концентрация хлоридов не более 350 мг/дм3, а сульфатов не более 500 мг/дм3, общая жёсткость не более 7 моль/дм3 (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 10 моль/дм3), концентрации химических веществ не должны превышать ПДК для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, а также норм радиационной безопасности.
Основные инструменты административного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды
1) Экологические стандарты и нормативы: (рычаг жесткого регулирования)
Для оптимизации регулирования воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и использование ресурсов необходимо определить оптимально приемлемые пределы такого воздействия. Для этого применяются специально разрабатываемые и утверждаемые нормативы на уровне допустимых величин. Современный уровень развития науки и техники не позволяет полностью устранить отрицательное воздействие различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду.
Экологические нормативы и стандарты – это комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, к качеству и количеству воздействия на природные ресурсы и окружающую среду, а также требований к производственно-технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам.
Цели применения нормативов:
— минимизировать степень отрицательного воздействия различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду с учетом современного опыта, научно-технических достижений и с учетом международных правил и стандартов,
— обеспечить экологическую безопасность населения и сохранение благоприятной окружающей среды, генетического фонда
— обеспечить рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития экономики.
Состояние таких институтов, как экологическая экспертиза, эколого-правовая ответственность, экологические права человека, экологический риск и пр., во многом зависит от показателей качества окружающей среды.
Нормативы в области охраны окружающей среды и природопользования подразделяются на 3 группы:
1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
3) нормативы (лимиты) допустимого изъятия вещества природы.
В России к 1 и 2 группам (нормативам качества окружающей среды и нормативам допустимого воздействия на окружающую среду) относятся:
1) санитарно-гигиенические (дают только экологическую и санитарно-гигиеническую оценку состояния окружающей среды)
— нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических, биологических вредных веществ и микроорганизмов
Рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, водах, почве. Для каждого загрязняющего вещества устанавливаются два вида ПДК: максимально-разовая и среднесуточная. Они разрабатываются таким образом, чтобы исключить причинение вреда людям, животным и растениям, обитающим в условиях относительно загрязненной среды. Для отдельных случаев могут быть установлены более строгие нормативы ПДК, в частности, для особо охраняемых природных территорий или природных объектов (например, для озера Байкал)
— нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий (шума, вибрации, магнитных полей) и радиационного воздействия,
Определяются исходя из уровня, безопасного для жизни человека и окружающей среды. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, а также радиационного облучения населения называют также нормами радиационной безопасности (НРБ). Они рассчитываются в соответствии с принципами определения основного дозового предела в целях исключения всякого необоснованного облучения и снижения его до возможно более низкого уровня.
— нормативы санитарных защитных зон
В градостроительстве (Градостроительный кодекс РФ) применяется норматив отвода территории под так называемые санитарно-защитные зоны между предприятиями-загрязнителями среды (в том числе животноводческими комплексами) и реципиентами — селитебной зоной, пашней, рекреационной зоной и др. Ширина санитарно-защитной зоны варьирует в зависимости от класса вредности (опасности) предприятия и может составлять от 50 м до 3 км. На территории таких зон не допускается размещение жилых домов, дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции.
— нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания.
2) производственно-хозяйственные (+ указывают источник вредного воздействия)
— нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов вредных веществ (ПДС)
Устанавливаются для определения возможного объема загрязнения атмосферного воздуха, вод, почв с учетом производственных мощностей объекта и абсолютных величин сброса или выброса, а также характеристик природного объекта, подвергаемого загрязнению. При определении ПДВ и ПДС исходят из нормативов ПДК.
— временно допустимые (согласованные) нормативы выбросов или сбросов вредных веществ (ВСВ, ВСС)
Являются компромиссом для предприятий, построенных до принятия современного природоохранного законодательства и по объективным (экономическим и технологическим) причинам имеющим выбросы выше ПДВ или ПДС. Одновременно с согласованием ВСВ или ВСС для них разрабатывается план снижения объемов воздействий на окружающую среду до нормативного уровня или планы перепрофилирования.
— нормативы вредных микроорганизмов и других биологических веществ (загрязняющих воздух, воду и почву).
Фактически ПДВ и ПДС непосредственно регламентируют интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источниками загрязнения, и выполняют роль экологических нормативов, в то время как ВДВ (ВСВ) и ВДС (ВСС) являются отступлением от нормирования.
предельно допустимые нормы нагрузки (ПДН) на природу (определяются размером антропогенного воздействия на экосистемы и природные ресурсы, не приводящие к нарушению экологических функций среды; часто используется понятие емкости природной среды);
Применяются для регулирования влияния всех источников воздействия, расположенных в пределах конкретных территорий или акваторий, Они рассчитываются и по каждому виду воздействия хозяйственной деятельности, и для случая совместного воздействия всех источников негативного воздействия на данной территории.
— отраслевые (для отдельных видов природных ресурсов) предельные нормы пребывания людей в лесу (12—15 чел. на 1 га); предельное число туристов на территории национального парка; предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий и т.д.
— региональные (разрабатываются с учетом хозяйственной или рекреационной нагрузки на природные комплексы: экологические ограничения на использование водных ресурсов, леса, рыбных запасов, на развитие хозяйственной деятельности, ее параметры и пр.)
Нормативы (лимиты) использования и изъятия природных ресурсов устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самовосстановления природного ресурса или возобновления его человеком. Их размер и порядок установления определяется соответствующим данному компоненту природы законодательством (земельным, водным, лесным, законодательством о недрах, о животном мире) и в соответствии с общими для всех видов ресурсов и компонентов природы требованиями по охране окружающей среды и природных ресурсов. Примеры: лимиты водозабора и лесопользования, квоты на добычу биоресурсов, нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений и т. п.
2) Мониторинг окружающей среды– рычаг мягкого регулирования
– определенная система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащая информационному обеспечению процесса подготовки и принятия управленческих решений.
Мониторинг как метод управления — это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды и изменениями, происходящими под влиянием как естественных процессов, так и антропогенного воздействия, включая природопользование, и их последствия.
В зависимости от масштабов мониторинг подразделяется на
По содержанию выделяют:
ü импактный (в особо опасных районах или в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками);
ü медицинский (санитарно-токсикологический) и социально-гигиенический.
В России осуществляется работа по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), в рамках которой должны быть объединены организационные и финансовые усилия ведомственных систем мониторинга, в целях наблюдения за состоянием ОПС в целом и комплексной экосистемной оценки этого состояния, включая оценку состояния здоровья населения. При этом ЕГСЭМ входит составным звеном в сеть глобального экологического мониторинга.
Дата добавления: 2015-01-02 ; просмотров: 1165 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Лекция 9. Нормирование качества окружающей природной среды
Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 176с.
Лекция 9. Нормирование качества окружающей природной среды
Экономическое нормирование призвано ограничить антропогенные воздействия экономическими возможностями живых систем и нацелено на оптимизацию взаимодействия человека с природой, т.е на научное обоснованное использование природных ресурсов.
Экономическое нормирование предусматривает:
— учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы;
— выявление наиболее чувствительных к антропогенному воздействию компонентов биосферы, ограничение антропогенных воздействий с учетом их влияния на природные экосистемы.
Основным критерием при определении допустимой экологической нагрузки является отсутствие снижения продуктивности, стабильность и разнообразие экосистем.
Под качеством природной среды понимается степень соответствия её характеристик потребностям людей и технологическим требованиям.
В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей среды, т.е. установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на природную среду.
Согласно природоохранному закону РФ (1991 г.) соблюдение экологических нормативов обеспечивает:
— экологическую безопасность населения;
— сохранение генетического фонда человека, растений и животных;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.
Чем меньше пороговая величина экологических нормативов, тем выше качество окружающей среды. Основные экологические нормативы:
— ПДК – предельно допустимая концентрация вредных веществ;
— ПДУ – предельно допустимый уровень воздействий;
— ПДВ – предельно допустимый выброс вредных веществ;
— ПДС – предельно допустимый сброс вредных веществ;
— ПДН – предельно допустимая нагрузка на окружающую среду
ПДК – основной норматив, выражающий максимальную консистенцию примеси, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного действия, включая отдаленные последствия и на окружающую среду в целом.
В основе установления ПДК лежат законы Либиха и закон Шелфорда.
Суть первого состоит в том, что по веществам, присутствующим в минимуме по сравнению с потребностями живого организма, определяется жизнеспособность и продуктивность этого организма.
Суть же закона толерантности состоит в том, что состояние организма зависит не только от вещества, находящегося в минимуме, но и от вещества, присутствующего в избытке по отношению к потребностям организма.
Загрязняющие вещества – это обычные экологические факторы, и поэтому экологические законы распространяются на их действие. Применительно к таким веществам нижний предел толерантности значения не имеет, а верхний предел не должен превышаться ни при каких условиях. Поэтому пороговые значения экологического фактора, при которых в организме еще не может произойти никаких необратимых патологических изменений, принимаются в качестве ПДК. Например, для воздушной среды установлены ПДК в воздухе рабочей зоны ПДКрз (производственное помещение), на территории промышленного предприятия = 0,3 ПДКрз, в атмосферном воздухе населенного пункта ПДКнп. (рис. 11).
Рис. 11. Разновидности ПДК
ПДКрз – вещество воздействует в течение времени, ограниченного рабочим временем и стажем, на практически здоровых взрослых людей.
ПДКмп– круглосуточно в течение всей жизни на всех людей.
Поэтому в воздухе населенного пункта устанавливают два значения ПДК.
Максимальная разовая ПДК – основная характеристика опасности вредного вещества. Она устанавливается с целью предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменение активности мозга, световой чувствительности глаз) при кратковременном воздействии примесей. Среднесуточная ПДК устанавливается для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и др. влияний на организм человека.
При выработке нормативов требуется учет большого числа факторов, таких как гидрометеорологические условия, рельеф, распределение вредных веществ в пространстве и время, чувствительность организмов к воздействиям и т.д.
Следует подчеркнуть особенность ПДЭН (предельно допустимые экологические нагрузки): может оказаться, что критическим звеном всей экосистемы будет какой-либо отдельный вид, весьма чувствительный к данному конкретному воздействию, и допустимая нагрузка на экосистему в целом будет определяться нагрузкой именно на этот вид (вспомните закон минимума).
Различие между предельно допустимым и фактическим состоянием характеризует экологический резерв системы. Он будет тем больше, чем меньше отличается фактическое состояние от среднего (нормального).
Экологический резерв определяет возможную долю возобновляемых природных ресурсов, которая может быть изъята из биосферы без нарушения основных свойств среды.
Всемирная организация здравоохранения установила четыре уровня загрязнения:
1) отсутствие влияния;
2) отсутствие раздражения;
3) хронические заболевания;
4) острые заболевания.
В России действуют 1900 ПДК вредных химических веществ для водоемов, 900 – для атмосферного воздуха, 130 – для почв.
ПДК не остаются постоянными их периодически пересматривают и уточняют. После утверждения норматив становится юридически обязательным.
Для нормирования содержания вредного вещества в атмосферном воздухе установлены два норматива.
1. Максимально разовая предельно допустимая концентрация (ПДКмр) – это такая концентрация вредного вещества в воздухе, которая не должна вызывать при вдыхании его в течение 30 мин. рефлекторных реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз…).
2. Среднесуточная ПДК (ПДКсс) – это такая концентрация вредного вещества в воздухе, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом (годы) воздействии.
При содержании в воздухе нескольких загрязняющих веществ (например, диоксидов серы и азота, озона) сумма их концентраций не должна превышать 1.
,
где С1…Сn – фактическая концентрация вредных веществ;
Под ПДК в почве (ПДК мг/кг) понимают такую максимальную концентрацию, которая не может вызвать прямого или косвенного влияния на среду, нарушить самоочищающуюся способность почвы и оказать отрицательное воздействие на здоровье человека.
Для водной среды ПДК загрязняющих веществ означает такую концентрацию этих веществ в Н2О, выше которой она становится непригодной для водопользования. ПДК устанавливается отдельно для питьевых вод и рыбохозяйственных.
ПДК (мг/л) для питьевой воды:
— сммиак (по азоту) – 2 мг/л.
Требования к качеству вод в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, специфичны и более жестки, чем для водных объектов хозяйственно-бытового назначения. Так, например, рыбохозяйственные ПДК для ряда моющих веществ в 3 раза ниже санитарных норм, нефтепродуктов – в 6 раз, тяжелых металлов (цинк) – в 100раз. Объясняется это тем, что при переходе вредных веществ по трофическим цепям происходит их биологическое накопление до опасных для жизни количеств.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) радиационного воздействия на окружающую среду – это уровень, который не представляет опасности для здоровья человека, растений, состояния животных, их генетического фонда. ПДУ определяется на основании норм радиационной безопасности (НРБ – 76/87), основных санитарных правил (ОСП – 72/87) и санитарных норм проектирования (СН – 254-71).
Установлены ПДУ воздействия шума, вибрации, магнитных полей.
Нормативы ПДК и ПДУ относят к санитарно-гигиеническим.
Санитарно-гигиенические нормативы это – устанавливаемые в законодательном порядке обязательные для исполнения всеми ведомствами, органами и организациями допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.
Гигиенические нормативы химических соединений строго нормированы в воде водоемов, атмосферном воздухе, населенных местах, почве, продуктах питания. Гигиеническое сертифицирование осуществляется по следующим разделам:
— пищевое сырье, продукты питания, пищевые добавки, консерванты;
— товары для детей (учебные пособия, одежда, игрушки);
— материалы, оборудование, применяемые в практике хозяйствнно-бытового водоснабжения;
— химическая и нефтехимическая продукция;
— полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве;
— изделия, контактирующие с кожей человека.
ПДВ и ПДС – к производственно-хозяйственным.
ПДН – к комплексным показателям качества окружающей среды.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено данным конкретным предприятием в атмосферу (ПДВ) или сброшено в водоем (ПДС), не вызывая при этом предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.
Основным комплексным нормативом качества окружающей среды является предельно допустимая нагрузка (ПДН) – это максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы, не приводящие к нарушению устойчивости экосистем.
Для оценки общей устойчивости к антропогенным воздействиям используют следующие показатели:
— запасы живого и мертвого органического вещества;
— эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова;
— видовое и структурное разнообразие.
Стабильность среды обитания (растений, животных, человека) определяется массой живого органического вещества и его основной части – фитомассы. Чем больше эта масса, тем стабильнее среда. Главенствующее значение при этом имеют фотосинтезирующие организмы, так как они являются основным источником биомассы, а также определяют пищевые условия для всех остальных звеньев экосистемы и в значительной мере состав атмосферного воздуха.