Что означало солнечное затмение в древней руси

Что означало солнечное затмение в древней руси

Солнце играло большую роль в жизни людей. Оно всегда было образом светлых, добрых сил, знаком тепла.

По своей природе солнечное затмение – это астрономическое явление. Когда происходит солнечное затмение, Луна, частично или полностью, закрывает солнце от людей на Земле. Это явление возможно только в новолуние, потому что тогда сторона Луны, которая обращена к земле, не освещена – благодаря этому, Луну не видно. Солнечное затмение происходит тогда, когда точки пересечения видимых орбит Солнца и Луны находятся не более чем в двенадцати градусах друг от друга.

В «Слове о полку Игореве» описано солнечное затмение, которое произошло 1 мая 1185 года – в то время, когда князь Игорь повел войска на половцев.

Словно тьмой полки его прикрыты,

А в рогах был словно угль горящий;

В темном небе звезды просияли;

У людей в глазах позеленело.

Старики поникли головами:

«Быть убитым нам или плененным!»

К такому явлению, как солнечное затмение, люди с древних времен проявляли большой интерес. Людей всех стран восхищало и пугало наступление ночи среди дня. Первое упоминание о солнечном затмении дошло до нас из китайских летописей от 2697 года до нашей эры. Среди русских летописей до нас дошло примерно сорок девять упоминаний об этих явлениях, которые наблюдались в период с 1064 по 1725 годы.

Солнце на Руси было символом жизни. Его почитали, называли Царь-Солнцем. Небесному светилу посвящали праздники. Древние славяне верили, что солнце всегда помогает человеку, а года нужно, то и предупреждает о беде. Солнце считалось властителем звезд, ветров, урожая и погоды, а так же защитником людей, попавших в беду. Люди часто обращались к солнцу за помощью и советами. Поэтому не удивительно, что солнечное затмение славяне толковали как предупреждение о несчастье.

В «житиях Аввакума» солнечное затмение обозначает божий гнев.

Таким образом, можно сделать вывод, что толкование солнечного затмения на Руси носило отрицательный характер и было отражено не только в «Слове…», но и в других произведениях древнерусской литературы, в том числе и более поздних произведениях российских авторов.

В славянской мифологии солнечное затмение чаще всего знаменовало то, что быть беде. Люди считали, что солнце как бы отворачивается от них, оставляет людей без своей защиты. Бог солнца – Хорс (так же солнце у славян было связано с Даждьбогом) отворачивался от людей, был недоволен их поступком, предупреждал об опасности.

У славян само явление затмения солнца (в том числе и лунного затмения) объяснялось тем, что волкодлак (злой оборотень) съедает солнце (или луну).

Поэтому солнечное затмение было у славян не добрым знаком, посланным им богами.

В «Слове…» именно пожилые люди толкуют Игорю это знамение, как знак того, что поход будет не удачным – быть им убитыми или пленными.

Но Игорь, будучи христианином, предпочитает не слушать «языческие традиции» и ведет войско в бой.

Князь же Игорь: «Братья и дружина,

Лучше быть убиту, чем пленену!

Кто узнает, нам или поганым?

А посядем на коней на борзых

Да посмотрим синего-то Дону!»

Не послушал знаменья он Солнца,

Распалясь взглянуть на Дон великий!

Вместе с вами, русичи, хочу я

На конце неведомого поля!

Или с вами голову сложити,

Иль испить златым шеломом Дону!»

Чем закончилось такое неповиновение Игоря воле природы, нам хорошо известно – войско Игоря терпит поражение в бою, а сам Игорь попадает в плен.

Этот эпизод нам показывает, что, не смотря на то, что магия на Руси еще широко практиковалась, ее первичные истоки стали забываться и исчезать из сознания людей.

К тому же, мы можем судить какое важное значение солнце играло в жизни древних славян и какую роль в их жизни играло солнечное затмение. Оно являлось народной приметой, своеобразным знамением Богов, которое следовало принять во внимание. Этот эпизод показывает нам, как важно уметь видеть знамения, и в то же время, верно толковать их.

Источник

Солнечное затмение и другие небесные знамения на Руси

Что означало солнечное затмение в древней руси

Сегодня, 21 августа, мы станем свидетелями полного солнечного затмения. И наши предки наверняка бы увидели в этом знамение.

В древней Руси на небо смотрели как на пергамент с божественными письменами. И время от времени на нем действительно проступали пророческие знаки, предвещавшие судьбоносные события: кровавые звезды, затмения Солнца и Луны, огненные столбы, хвостатые кометы и небесные свечения.

Что означало солнечное затмение в древней руси

Ученые-астрономы всегда с большим вниманием вчитывались в средневековые летописи, потому что первым делом книжник старался зафиксировать именно такие экстраординарные явления. Однако для того времени просто указать на знамение мало – надо было постараться его объяснить, ведь и на небе оно возникло не просто так. Когда же оно появлялось, люди молились, чтобы господь обратил их «на добро». Но чаще всего многочисленные «кровавые звезды» ничего хорошего не предвещали. Например, в «Повести временных лет» под 1065 годом значится очередная междоусобица: князь Святослав идет на своего племянника Ростислава. Тогда же на западе видели знамение: «Звезда великая, с лучами как бы кровавыми; с вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было семь дней». Кровавая звезда предвещала кровопролитье: братоубийственные войны и нашествие «поганых» на Русскую землю.

Что означало солнечное затмение в древней руси

Солнечные затмения чаще всего интерпретировали как божье наказание за грехи, особенно грехи «солнц» Русской земли – ее князей. Настоящее наваждение случается с родом Святославичей. За сто лет, с 1076 по 1176 год, случается 12 солнечных затмений, которые происходят незадолго до или сразу после смерти или гибели 13-ти черниговских князей.

Конечно, некоторые из этих затмений зафиксированы не были (возможно, их не видели из-за облачной погоды), однако не увидеть связи между оставшимися для средневекового символического сознания было невозможно. Максимум солнечной активности приходится на 1185-1186 годы, время похода князя Игоря на половцев. Во время 13-ого затмения 1 мая 1185 года новгородские летописцы видят удивительное явление:

У Донца был Игорь, только видит Словно тьмой полки его прикрыты, И воззрел на светлое он солнце – Видит: солнце, что двурогий месяц, А в рогах был словно угль горящий, В тёмном небе звёзды просияли, У людей в глазах позеленело.

Что означало солнечное затмение в древней руси

«Угль горящий» в рогах Солнца – это первое в истории указание на большой протуберанец, вырвавшийся из Солнца еще до того, как диск Луны смог его полностью закрыть. Именно в момент затмений розовые языки протуберанцев (цвета тлеющих угольков) можно увидеть невооруженным взглядом. Наделала шуму и комета Галлея, появляющаяся в окрестностях Земли каждые 75 лет. Если для Европы ее появление на небе в 989 году было «на зло» (вскоре там разразилась эпидемия чумы), то для Руси ее приход в год Крещения был благой вестью. Однако все изменилось с ее приближением к Земле в 1222 году. За год до печально известной битвы на реке Калке русские могли в течение 18 дней наблюдать ее над землей половцев.

В сие лѣто мѣсяца мая явися страшная звѣзда, свѣтящи презъ 18 дней, луча ко востоку доволнѣ простирающи.

И знаменовала эта страшная звезда «новую пагубу христианомъ – нашествие безъбожных Татаръ». В другой раз Галлея является в 1378 году и снова предвещает нашествие монголов на Русскую землю, на этот раз поход хана Тохтамыша:

«На востоце, пред раннею зарею, звезда некая, аки хвостата и якоже копейным образом, овогда (иногда) вечерней заре, овогда же во утренней, тоже многажды бываше. Се же знамение проявляше злое пришествие Тахтамышево на Русскую землю и горькое поганых татар нахождение на крестьяны».

Вообще, первая половина XIII века была богата на явления. Помимо затмений Луны и Солнца до нас дошло описание дождя падающих звезд1202 г., кометы Галлея1222 г. и падения метеорита 14 мая1230 г., которое видели в Киеве. Кроме того, в этот же год на Руси произошло сильнейшее землетрясение. Как говорил монах Серапион, все это были гласы господа: недвижимая с момента сотворения земля теперь «грехами нашими колеблется».

Что означало солнечное затмение в древней руси

Чуть менее грандиозными знамениями были так называемые огненные столпы. Одно из самых выразительных описаний этого явления относится к 1110 году. Тогда монахи Печерского монастыря видели огненный столп от земли до неба, после чего молния осветила все небо. Столп же стоял некоторое время: сначала над трапезной, потом перешел на церковь, и, простояв над гробом Феодосьевым, поднялся к куполам и там стал невидим.

Как сейчас предполагают, это явление могло быть огнями святого Эльма. Они похожи на светящиеся языки или кисточки, возникающие на остроконечных предметах. Огни появляются из-за повышенной напряженности электрического поля в атмосфере из-за грозы или метели (это знамение монахи видели в феврале). Также некоторые полагают, что молния была метеором, пролетевшим над монастырем. Тогда столп был оставшимся в небе световым следом, который потихоньку «гулял» от одного церковного креста до другого. Но для христианского символического сознания трактовка этого события оставалась куда поэтичнее. Тут же летописец замечает, что то был не огненный столп, а явление ангела, ибо «ангел так является — иногда столпом огненным, иногда пламенем. Либо как иначе, чтобы можно было людям увидеть; ибо людям невозможно узреть и увидеть естество ангельское». Летописец оказался прав: ангел явился как раз перед походом князя Мономаха на половцев, который обратился для русских полной победой.

Источник

Глава II. Солнечные и лунные затмения в русских после-несторовских летописях как показатель их правдивости

Глава II. Солнечные и лунные затмения в русских после-несторовских летописях как показатель их правдивости

Применим теперь астрономический метод проверки. В «Начальной псевдо-летописи» за первые 200 лет, как я уже говорил, не показано ни одного затмения, ни солнечного, ни лунного, и ни одной кометы, и лишь в самом конце описаны в разных местах три-четыре астрономические явления, поддающиеся проверке путем вычисления.

В этом отношении я уже имел повод указать на отметку: «В то же лето (т. е. в 1102 году) было знамение в луне месяца февраля в 5 день».

Тут речь может идти только о лунном затмении, так как 5 февраля действительно было полнолуние с ожидаемостью (при неточных астрономических знаниях) лунного затмения. Но вот беда! В действительности (т.е. по современным нам точным вычислениям) оно произошло лишь через два оборота луны, не 5 февраля, а 5 апреля 1102 года, со значительной максимальной фазой 9?2, около 8 часов утра по Киевскому времени, т.е. уже при заходящей луне. Как же автор отметил в этом году не существовавшее февральское затмение и не отметил настоящего, бывшего через два месяца?

Ошибка в имени месяца? На эту отговорку действительно можно было бы сослаться, если бы в XIV веке (к которому, скорее всего, можно было отнести реальное начало составления русских летописей, по имеющимся в иностранной и собственной еще ничтожной письменности сведениям) не произошло подряд три затмения по 19-летнему циклу, как раз 5 февраля:

1) В году 1319—II—5 лунное неполное с максимальной фазой 4?8 около 4 часов 37 минут от Гринвичской полуночи и около 6 часов 40 минут Киевского вечера.

2) В году 1338—II—5 в 14 часов 50 минут от Гринвичской полуночи и около 4 часов 52 минут Киевского вечера, сверхполное.

3) В году 1357—II—5, неполное (10?4), в 14 часов 18 минут от Гринвичской полуночи и около 4 часов 20 минут Киевского вечера.

А солнце заходило в это время в Киеве около 5 часов 13 минут местного вечера, так что они хорошо были видны во всех славянских землях Восточной Европы после заката солнца на только что взошедшей луне. А это могло дать повод автору исправить на 5 февраля вычитанное им где-то сведение о лунном затмении 5 апреля 1102 года, если летопись составлял человек, наблюдавший лично эти три затмения и потому составивший представление о 5 февраля, как о специально угрожаемом дне.

Во всяком случае, лунное затмение 5 февраля 1102 года ложно показано автором. А ведь оно единственное во всей «Начальной летописи».

Рассмотрим теперь и солнечные затмения:

За время, отмеченное в «Начальной летописи», было 10 солнечных затмений, шедших в полном или кольцеобразном виде по Днепровской Руси и видимых в девяти случаях в огромной фазе в Киеве. Вот они: Год 939-VII-19 — сильное для Киева, перед полуднем (не описано).

Год 945-IX-9 — значительное для Киева утром (не описано).

Год 970-V-8— сильное для Киева утром (не описано).

Год 986-VII-9 — полное в Киеве перед закатом (не описано).

Год 990-X-21 — почти полное в Киеве после полудня (не описано).

Год 1021-VIII-11 — почти полное в Киеве после полудня (не описано).

Год 1033-VI-29 — значительное в Киеве после полудня (не описано).

Год 1065-IV-8 — едва ли видимое в Киеве, а лишь в Египте, и в малой фазе в Греции и Сицилии (описано).

Год 1091-V-21 — значительное в Киеве утром (описано).

Год 1098-XII-25 — сильное в Киеве к вечеру, в самый день Рождества (не описано).

И только одно из них, и притом менее других эффектное для Киева затмение 21 мая 1091 года, да еще предшествовавшее ему затмение 8 апреля 1065 года, хотя и едва ли видимое в Киеве, отмечены автором, несмотря на то, что пропущены все остальные, которые должны были вызвать много более сильное смятение и в Киеве, и во всей приднепровской Руси. Особенно можно это сказать о последнем (1098 года), случившимся в день Рождества Христова, в разгар первого крестового похода, когда крестоносцы шли освобождать «гроб господень» в Эль-Кудсе, считавшимся ими за Иерусалим. Допустить, что все указанные мною затмения были в облачную погоду — невозможно, да и тогда пришлось бы упомянуть, что наступала временная «темная ночь посреди дня», а предположить, что живший в Киеве первичный монах-летописец все это проспал днем, еще менее правдоподобно. Таким образом, уже одно отсутствие таких отметок в летописи псевдо-Нестора показывает, что она более позднего происхождения, чем последнее из описываемых в ней событий, и что она не списана с каких-то прежних, утраченных затем систематических «временников», а составлена сразу самостоятельно, отчасти по западно-славянским записям и отчасти по слухам, догадкам и легкомысленным соображениям самого автора и его современников, причем события, происходившие в других странах или иноземные легенды, вроде Олегова коня, служили материалами.

Таков наш аргумент об отсутствии упоминаний о событиях, которые не могли не быть отмечены в летописях их современником, а теперь приведем аргументы и об отсутствии в данной летописи таких событий, которых не мог отметить их современник, потому что они на самом деле не существовали. Я уже привел из них лунное затмение 5 февраля 1102 года, которого не было в природе, а теперь отмечу и другие.

Прежде всего укажу, что солнечное затмение 21 мая 1091 года описано верно в Лаврентьевской рукописи, которою я здесь и руководствовался. В ней записано:

«В сие лето (в 6599 году по летописи и в 1091 году по современному счислению) знамение в солнце, яко погибнути ему, и мало его осталось, как месяц было, во 2 часу дня, мая в 21 день».

Оно действительно и было 21 мая в 8 1/2 часов утра по Киевскому времени, причем затмилось около 4/5 солнечного диаметра.

Но вот теми же самыми словами переписано оно и в III Новгородской рукописи:

«Было знамение в солнце, яко погибнути ему и мало его осталось, и как месяц было во 2 часу дня мая в 21 день».

А отнесено оно вдруг на 13 лет назад к 6586 году (к 1078 по нашему), когда не было никакого затмения в России. Как мог бы это написать очевидец?

Затем оно же переписано и в Псковской 1, и в Воскресенской рукописи опять в той же самой редакции, но отнесено в обеих к 6596 г. (к 1088 по нашему счету), т.е. за 3 года до себя, когда было только затмение 20 июля, да и то у самого северного полюса. Не вставлено ли оно сюда по ошибке вместо затмения 25 декабря 1098 года, виденного прекрасно во всей России?

А в так называемой «Никоновской летописи» оно отмечено уже на 2 года после себя в 6601 году (1093 по нашему счету, вместо 1091). В этом году действительно было затмение, видимое в сильной фазе во всей Западной России, но только не 21 мая, а 23 сентября.

А вот летописец описывает события и небесные знамения отстоящие от него далеко и по времени и по месту их прохождения.

Мы видим здесь, что автор не чуждается и иностранных дел и говорит (отчасти по Георгию Амартолу, отчасти по западно-европейским авторам вроде Ликосфеновой «Хроники Знамений и чудес») о небесных предвестниках нападения на Иерусалим и при «Антиохе», и при «Римлянах», и при «Сарацинах». Так почему не говорит он и о предвестниках современных ему громких событий, каковыми были распадение его собственной церкви на западную и восточную в 1054 году всего за 11 лет до описываемого им так красноречиво 1065 года? Почему он проспал затем крестовые походы? Почему о них нет ни слова ни в одном из имеющихся теперь списков «Начальной летописи»?

Но об этом мне придется еще специально говорить в одной из следующих глав, а теперь я закончу о затмениях, так показательно отсутствующих в «Начальной Летописи» Нестора-Сильвестра.

Посмотрите сами на приложенной таблице список дальнейших затмений, которые я беру из книги Даниила Святского «Астрономические явления в русских летописях», написанной в 1915 году, когда он был сотрудником Астрономического отделения в Государственном Научном Институте имени Лесгафта при участии другого моего сотрудника по тому же учреждению М. А. Вильева. Это было сделано по инициативе академика А. А. Шахматова, еще ранее просившего меня об этом, а я, за неимением времени, просил сделать это своих помощников Вильева и Святского.

Но ни Шахматов, ни Святский, ни Вильев не имели смелости сделать из этого сопоставления надлежащих выводов, хотя эти выводы сами бросаются в глаза. Посмотрите только на мою наглядную таблицу (табл. V).

В первом же отделе приведены последовательно все 27 десятилетий, заполненных более или менее необычными событиями, которые будто бы преемственно записывали киевские ученые монахи по образцу Пушкинского летописца при Борисе Годунове:

«Еще одно последнее сказанье

И летопись окончена моя».

Вы видите сами, что от 852 года, когда началась их «летопись» и до 1065, в продолжении 212 лет, тут не записано ни одного из этих небесных явлений, так ужасавших наших предков, не понимавших их причины и временности наступившей порчи солнца, да и о затмении 1064 года сказано лишь вставкою, как бы по отдаленным воспоминаниям:

«Перед сим оке временем (т. е. перед 6572 годом „от сотворения мира“ и 1064 по нашему счету) и солнце переменилось и не было светло, но как месяц было. Его оке — глаголют невегласы (т. е. невежды) снедаему сушу».

А затем, как мы уже видели, приводится солнечное затмение 1091 года, перепутанное в разных копиях на разные года около того же времени, т. е. опять записанное не на месте, а тоже по воспоминаниям.

Все это и обозначено по нашему десятилетнему хронологическому масштабу в верхнем отделе таблицы V.

Но вот, вы переходите к «продолжателям» этой «Начальной летописи», записи которых я проследил до 1650 года, и вы видите совершенно другую картину. Почти половина солнечных затмений, видимых в России в значительной фазе, занесена правильно в указанные на таблице годы, а отсутствие остальных объясняется облачной погодой. Но ведь нельзя же сказать, что в предшествовавшие двести лет, от 850 до 1064 года, Киев закрывали сплошные облака! И в те годы должно было наблюдаться приблизительно такое же среднее число солнечных затмений, как и в годы продолжателей «Нестора» и, если б «Нестор» (или Сильвестр) руководился при составлении своей летописи действительными записями предшественников монахов, то он привел бы в одну из первых очередей и ужасавшие их больше всего затмения солнца.

Таблица V. Наглядное статистическое сопоставление солнечных затмений, отмеченных в псевдо-летописи псевдо-Нестора, с описанными у его «псевдо-продолжателей» (а на деле: первых летописцев)

Продолжения Несторовой летописи Нестерова летопись Солнечные затмения годы Солнечные затмения годы Солнечные затмения годы 1386, 1390, 1399 1390 1113 и 1115 1120 850 850 1406 1400 1120, 1122, 1124 1130 860 1415 1410 1131, 1133, 1140 1140 870 1426 1420 1146 и 1147 1150 880 1433 1430 1162 1160 890 1440 1170 900 1460 1450 1185 и 1187 1180 910 1460 1190 920 1476 и 1475 1470 1207 1200 930 1486 и 1487 1480 1210 940 1491 1490 1220 950 1500 1236 1230 960 1510 1240 970 1520 1250 980 1533, 1540 1530 1270 1260 990 1544 1540 1283 1270 1000 1550 1280 1010 1563 1560 1290 1020 1570 1300 1030 1580 1310 1040 1590 1321 1320 1050 1605 1600 1331 1330 1064? 1060 1610 1340 1070 1620 1350 1080 1630 1361 и 1366 1360 1091 1090 1645 1640 1375 1370 1106 1100 1650 1380 1110

А раз у него не было записей о них, то не было и никаких других, а потому и все остальное, что пишет псевдо-Нестор, полуфантазия начала XIII века, если не позже.

Чтобы определить время составления этой полуфантазии, воспользуемся лунными затмениями, которые менее эффектны, чем солнечные, и потому нет большого интереса вводить их в занесенные годы из иностранных записей.

Вот все они на таблице 6, и что же вы там видите? В «псевдолетописи Нестора (или Сильвестра)» не приведено ни одного затмения, а у его псевдо-продолжателей они сразу начинаются и, притом, не в суеверном, а в деловитом исполнении. Вот хоть два примера. А. Из Лаврентьевской летописи: «Б лето 6715 (по нашему счету 1207 год). Того же лета было знаменье в луне: была как бы кровава, и притом преложилася в тьму».

Такое лунное затмение и было годом позднее, 3 февраля 1208 года со срединой сверх полного затмения (20?5) в 7 часов 53 минуты Киевского вечера.

Б. Из Троицко-Сергиевской летописи, бывшей Московской Духовной Академии.

Таблица VI. Наглядное статистическое сопоставление лунных затмений, отмеченных в псевдо-летописи псевдо-Нестора, с описанными у его «псевдо-продолжателей» (а на деле: первых летописцев)

Продолжения Несторовой летописи Нестерова летопись Солнечные затмения годы Солнечные затмения годы Солнечные затмения годы 1389*, 1392* 1390 1122 1120 850 1395*, 1396* 1400 1130 860 1399*, 1403* 1410 1146* 1140 870 1406*, 1407* 1420 1150 880 1431, 1432* 1430 1161* 1160 890 1433* 1440 1170 900 1460 1450 1180 910 1461*, 1465* 1460 1190 920 1468*, 1471* 1470 1200*, 1208* 1200 930 1476*, 1477* 1480 1210 940 1490 1220 950 1500 1230 960 1510 1240 970 1520 1259) 1250 980 1536) 1530 1260 990 1540 1276*, 1280* 1270 1000 1550 1282*, 1289* 1280 1010 1566* 1560 1291* 1290 1020 1570 1300 1030 1580 1316* 1310 1040 1590 1320 1050 1600 1330 1060 1610 1340 1070 1624* 1620 1350 1080 1630 1360* 1360 1090 1645 1640 1378* 1370 1100 1650 1380 1110

* — полные затмения, ) — неполные

«В лето 6798 (по нашему счету 1290 год). Того же лета было знаменье в луне: была как бы кровава, и потом преложилася в тьму».

Месяца и дня тут не показано, но подходящее лунное затмение тоже, как и предшествовавшее, было годом позднее указанного в 1291 году 14 февраля, сверхполное (19?5) со срединой в 22 часа 21 минуту от Гринвичской полуночи, а по Киевскому времени уже 15 февраля, через 24 минуты после полуночи.

Потом эти явления стали реже записываться, вероятно, потому что естественная причина затмений была уже выяснена, лунные затмения стали заранее предсказываться.

Отсюда можно вывести, что и солнечные затмения 1064, 1091 и 1106 года внесены в «Начальную летопись» много более поздним ее составителем по иностранным — византийским или болгарским, чешским, польским, если не латинским — первоисточникам, и это подтверждается и записанными в ней кометами, заимствованными явно из греческих хроник.

Чтобы разобраться в предмете и вместе с тем проверить хронологию русских летописей, воспользуемся описаниями солнечных затмений, которые имеют то достоинство, что их видно не с целого полушария земли, а только на узкой полосе земного шара, особенно, если дана их максимальная фаза. Вот они все из Радзивилловского, а потом из Лаврентьевского и Троицко-Сергиевского списков Московской Духовной Академии.

1. Затмение в лето 6572 (по нашему счету 1065), которое я уже цитировал выше: («Пред сим временем и солнце перемени-лося и не было светло, но как месяц было. О нем же невегласы (невежды) говорят снедаему сущю»).

— В 1065 такого не было видно в славянских землях, но так как мы видели уже ошибки на год позднее, то смотрим в 1066 году. Не находим. Смотрим годом ранее и, вдруг, находим затмение 19 апреля 1064 года, проходившее в кольцеобразном виде из Шотландии через Ревель, Великий Новгород, Ярославль, Кострому, Казань и Уфу. А в частном виде оно могло наблюдаться и в Киеве.

2. Затмение в лето 6599 (по нашему счету 1091 году), которое тоже я уже цитировал: («В сие же лето знаменье в солнце, яко погибнути ему, и мало его осталось и как месяць было во 2-м часу дня месяца мая в 21 день»).

— И действительно, 21 мая 1091 года, утром было видно во всех славянских странах, в том числе и в Киеве, в значительной фазе солнечное затмение, хотя и шло оно в кольцеобразном виде довольно далеко: из Малой Азии через Тифлис к Оренбургу. Вот первый раз, когда затмение датировано совершенно точно.

3. «В лето 6622 (1114 году нашего счета). Было знамение в солнце в 1 час дня (т.е. после восхода солнца), можно было видеть всем людем. Остапося его мало, как месяць долу рогома (вниз рогами), месяца марта 29 (в Лаврентьевском списке по ошибке написано 19 марта)».

— Действительно, на 29 марта находим солнечное затмение, но только не в 1114, а в 1112 году. Полоса его полной видимости шла в вечернее время по Северной Африке на Суэцкий перешеек, за которым и окончилась на закате солнца. В Киеве оно могло быть видимо на самом закате солнца, но в слабой фазе. Это описание, по-видимому, взято из Царь-Градских сообщений. А думать, что дело идет о затмении 23 июля 1115 года, как допускал Вильев, нет основания, потому что время дано точно: 29 марта. Скорее можно допустить, как думает В. Г. Сушаков, что дело идет о затмении 19 марта 1113 года.

4. «В лето 6832 (по нашему счету 1124 год). Было знамение в солнце. В 9 часу дня было оно, яко месяц мал. И едва не смерклосъ до полуденъи, месяца августа в 11 день».

— Такое затмение и было как раз 11 августа 1124 года. Полуденная видимость его полной фазы была в Норвегии, а затем полоса полного затмения прошла через Финляндию, Новгород Великий, Псков, Тверь, Москву, Владимир на Клязьме, Рязань и Саратов в Тибет, где и кончилась. В Киеве и Польше оно хорошо было видимо.

5. В лето 6694 (по нашему счету 1186 год). «Мая 1 в день на память Еремеа в середу (середа на 1 мая приходилась годом ранее в 1185 году) на вечерни было знаменье в солнце и мрачно было вельми, (так что звезд видети можно было). И у человеков в очах как бы зелено было, и солнце учинилося яко месяц, из рогов его как угль жаров (пылающий) исходил. Страшно было видеть человекам знамение Божие».

— Здесь яркая картина полного солнечного затмения: и зеленоватый полусвет, и углеподобные протуберанцы. Такое затмение и было действительно, но годом ранее: 1 мая в 1185 году около 3 часов местного дня, как и показано в I Псковской, I и II Новгородской и в Ипатьевской летописях. Но, — увы! — оно могло быть описано в таком виде только в Стокгольме, Ревеле и Великом Новгороде, а затем, если хотите, в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани и Уфе. Вернее всего, вышеприведенное описание идет из Эстляндии, где еще на памяти этого затмения возник Ливонский орден меченосцев, основанный в 1202 году в Риге епископом Альбертом Буксгевденом. Значит, и весь Радзивилловский список редактировался уже не на Днепре, а на Западной Двине.

6. «В лето 6714 (по нашему счету 1206 год). Было знаменье на небе, в солнце, месяца февраля в 28 день в среду сырной недели (среда 28 февраля была не в 1206, а в 1207 году), и стояло (продолжалось) от полудня до мефимона[16]. Осталося его, как месяца в настатьи 1 дня (после новолуния). Многие бо верный человеци зряще, моляхуся богу дабы обратил то знамение на добро».

— И опять, такое затмение было, но только годом позднее, не в 1206, а в 1207 году 28 февраля. Полуденным оно было в Швейцарии, а после того полоса его кольцеобразной видимости шла через восточную часть Балтийского моря, Ревель и Гельсингфорс в Белое море к устью реки Оби. Значит, и оно скорее всего могло быть описано в Прибалтике, а не в Украине.

7. «В лето 6738 (по нашему счету 1230 год). Того же месяца (мая) в 14 день во вторник 6 недели по пасхе второе в год (перед ним было только приполярное затмение 17 декабря 1229 январского года) солнце начало погибати, зрящим всем людям мало осталося его и было как месяц 3-х дней (после новолуния) и начало опять полнятъся и многие думали, что месяц идет через небо, так как было межмесячъе, а другии думали солнце идет вспять, понеже облака малии и частии, с полуночный страны борзо бежали на солнце на полуденьу страну».

— И о нем же сказано, но уже независимыми словами в Троицко-Сергиевском списке Московской Духовной Академии:

8. «В лето 6738 тряслася земля и солнце помрачилось».

— Такое затмение и было как раз 14 мая 1230 года, но полоса его полной фазы шла через Данию и Швецию к Северному полюсу. В виде частного затмения оно хорошо наблюдалось на склоне солнца перед закатом из всего Прибалтийского края и даже из Киева.

Выражение, что это затмение было вторым в 1230 году, показывает, что начало года считалось автором с сентября. Только в таком случае первым затмением этого же года и будет приполярное 17 декабря 1229 январского (и 17 декабря 1230 сентябрьского) года. Но оно могло быть описано только в Северных русских летописях.

9. «В лето 6744 (по нашему счету 1236 год). Было знамение в солнце месяца 3 августа, в неделю по обеде. Было можно видети всем, как бы месяц четырьдний (на четвертый день после новолуния)».

— И оно же упомянуто под тем же годом (но уже как независимая запись) и в Троицко-Сергиевском списке Московской Духовной Академии.

10. «Того же лета погибло солнце по всей земли». А затем в той же летописи оно снова оказалось и под следующим (1237) годом в таком виде: «В лето 6745 (по нашему счету 1237 год) было знамение в солнце месяца августа в 3 день на память святых отец Далмата, и Фауста, и Исака. Тьма нашла на солнце с запада, оно было как месяц пяти ночей (после новолуния), а с востока было светло, и затем с востока тьма была, (и солнце стало) также как месяц пяти ночей, а с запада (сделалось) светло (обычный ход солнечного затмения)».

— Такое затмение было 3 августа 1236 года. Оно прошло в кольцеобразном виде через Петрозаводск, Вологду и Казань, а в частной форме могло быть видимо и в Вильно, и в Минске, и в Киеве.

11. «В лето 6829 (по нашему счету 1321 год) месяца июня 26, в 3 часа дня погибло солнце, и осталося его, как бы с двухдневный месяц (по новолунии) и через час паки пополнилося».

— Такое затмение как раз и было 26 августа 1321 года и прошло оно в кольцеобразном виде через Варшаву, Витебск, между Тверью и Москвой, в Вятку, в Японию и Тихий океан.

12. «В лето 6914 (по нашему счету 1406 год) июня 16 в 3 часу дня была изгибель солнцу».

— Такое затмение и шло в полной фазе севернее Риги, через Ревель и Архангельск в утреннее время, и было видимо в частной форме и в Киеве.

13. «В лето 6923 (по нашему счету 1415 год) погибло солнце июня 7 в пятницу, и скрыло лучи свои солнце от лица земного».

Таблица VII. Точность дат, даваемых в Радзивилловском (Лаврентьевском) списке и производимых от него летописях для солнечных и лунных затмений с 1064 по 1415 год со счетом начала года с января, с сентября и с марта

Е — значит есть решение, удовлетворяющее началу года, показанному вверху;

З — нет удовлетворяющего решения.

Мы видим из нее, что 11 приведенных нами солнечных затмений, 8 удовлетворяют классическому мартовскому началу года по наложению А, одно (№3) оказалось совсем ошибочным, а два, не удовлетворяющие наложению А на наш январский год, удовлетворяют ему по наложению Б. А византийский сентябрьский год оправдывается (как и непосредственно наш январский) в семи случаях из десяти. Выходит, что и астрономические первоисточники наших летописцев были написаны по мартовскому началу года, но переведены на январское начало не по одному наложению А, а иногда и по наложению Б.

Таким образом, и солнечные, и лунные затмения подтверждают наш вывод (сделанный по дням недели в предшествовавшей главе), что русские летописцы (а с ними, конечно, и все русские грамотные люди) руководились в XIII — XV веках латинским классическим летоисчислением, начиная год с весеннего месяца марта, а не с осеннего сентября, как византийцы. И это ясно показывает, что умственная культура со времени захвата крестоносными орденами (по-русски ордами, от латинского слова ordo — организация) Царь-Града и вплоть до поворота московских князей к православию вследствии женитьбы Иоанна III на Софии Палеолог, и последовавшему за этим отчуждению от Рима, шла с запада от «латинцев».

Читайте также

Приложение 2. Морозов о кометах в русских летописях

Приложение 2. Морозов о кометах в русских летописях Здесь Н. А. Морозов иногда говорит о «комете Галлея». Поскольку в основном тексте нашей книге мы уже показали, что отождествление старых упоминаний о кометах с кометой Галлея крайне сомнительно, то здесь мы отмечаем это

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии Сегодня глубокая древность китайской истории считается самоочевидной. Однако еще в XIX веке это было не так. У многих европейских ученых того времени существовали глубокие сомнения по поводу столь

3.4. Китайские лунные затмения

3.4. Китайские лунные затмения В книге «Археоастрономия Восточной Азии» [1487:1] приведен список древних китайских, японских, корейских и вьетнамских ЛУННЫХ ЗАТМЕНИЙ. Он занимает 43 страницы и содержит сотни записей. При этом, китайские затмения начинаются с 13 марта 1065 года ДО

Глава III. Частная проверка «Новгородской Хартийной летописи Синодального списка» и ее копий по солнечным и лунным затмениям. Соображения Карамзина о весеннем начале года в русских летописях до никоновского списка

Глава III. Частная проверка «Новгородской Хартийной летописи Синодального списка» и ее копий по солнечным и лунным затмениям. Соображения Карамзина о весеннем начале года в русских летописях до никоновского списка «Новгородская летопись по синодальному списку» с 945 года

Глава IV. Кометы в русских летописях[18]

Глава IV. Кометы в русских летописях[18] Первое известие о комете мы находим в Лаврентьевском списке, когда комета Галлея в 912 году прошла через перигелий 12 июля. Более ранних комет вообще не указано в русских летописях. Вот оно:«В лето 6419 (т. е. в 911 году по нашему). Явися звезда

Глава II. Татарское иго или Татрское иго? Кто такие «Татарове» в русских летописях?

Глава II. Татарское иго или Татрское иго? Кто такие «Татарове» в русских летописях? «Удалось этим татарам то, чему подобного не слыхано ни в древнее время, ни в новое. Выступает толпа из пределов Китая; не проходит и года, как часть ее победоносно добирается до земель

Татары в русских летописях

Татары в русских летописях Каковы пришельцы-татары в русском летописании? Рассмотрим этот вопрос подробнее, и простите за некоторые повторения.Впервые появление татаровцев на Руси упомянуто под 1223 годом, через семь лет после того, как рыцари Ордена Золотого Креста

Татары в русских летописях

Татары в русских летописях Каковы пришельцы-татары в русском летописании? Рассмотрим этот вопрос подробнее, и простите за некоторые повторения.Впервые появление татаровцев на Руси упомянуто под 1223 годом, через семь лет после того, как рыцари ордена Золотого Креста

17. Анализ полного списка сохранившихся упоминаний о метеоритах в русских летописях

17. Анализ полного списка сохранившихся упоминаний о метеоритах в русских летописях Обратимся к исследованию историка и астронома Даниила Святского (1881–1940) «Астрономические явления в русских летописях» [762:1]. В частности, он составил полный список всех летописных

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии Сегодня глубокая древность китайской истории считается самоочевидной. Однако еще в XIX веке это было не так. У многих европейских ученых того времени существовали глубокие сомнения по поводу столь

3.4. Китайские лунные затмения

3.4. Китайские лунные затмения В книге «Археоастрономия Восточной Азии» [1487:1] приведен список древних китайских, японских, корейских и вьетнамских ЛУННЫХ ЗАТМЕНИЙ. Он занимает 43 страницы и содержит сотни записей. При этом, китайские затмения начинаются с 13 марта 1065 года ДО

4.2. ПУШКИ И МУШКЕТЫ НА ПОЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БИБЛИИ И РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ

4.2. ПУШКИ И МУШКЕТЫ НА ПОЛЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БИБЛИИ И РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ Как мы подробно обсуждали в ХРОН4, гл. 6, на поле Куликовского сражения гремели пушечные батареи и грохотали огнестрельные мушкеты, мушкетоны. Обнаружив описание Куликовской битвы в

2. Разладки в русских летописях

2. Разладки в русских летописях Начнем с анализа русских летописей, собранных в ПСРА [36], [460], [671], [672], [716], [747]. При этом из каждой летописи мы выделили куски, внутри которых есть четкое разбиение на годы. Это позволило вычислить объемы погодных фрагментов. Дело в том, что

26. АННА ВСЕВОЛОДОВНА, именуемая в русских летописях Янкою, великая княжна

26. АННА ВСЕВОЛОДОВНА, именуемая в русских летописях Янкою, великая княжна дочь Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от первого брака с «греческой царевной», «мономахиней», причтенная православной церковью к лику святых.Год ее рождения не известен.

Дунайская Русь в русских летописях

Дунайская Русь в русских летописях Так неужели же в наших летописях не сохранилось ни малейшего указания на родственное владение на Дунае? Они есть, но крайне отрывочны и туманны, – сразу отвечу я.К числу, пожалуй, главных документов, указывающих на существование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *