Что означало слово опричь в русском языке какое значение приобрело слово опричнина
ГДЗ история России 7 класс Пчелов, Лукин Русское Слово 2020 Задание: §5 Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей
Стр. 35. Вспомните
Почему Иван IV вошёл в историю с именем Грозный?
Такое не очень хорошее прозвище царь Иван IV получил благодаря склонности к жестокости и беспощадности во время своего правления. Особенно он отличился в период т.н. опричнины (1565 – 1572 гг.).
Чем ознаменовался для России конец XVI века?
Конец XVI века для Российского государства ознаменовался упадком и разорением. Прежде всего из-за поражения в Ливонской войне и массового террора в годы опричнины. Особенно это касалось хозяйства и положения простого народа. Были увеличены налоги. Это привело к обнищанию крестьянства. Более того, началась политика закрепощения крестьян. Они потеряли право на уход от своих хозяев. При этом, следует отметить, что в последние годы правления царя Фёдора Иоанновича все же были определенные улучшения. Страна начала постепенно восстанавливаться от прежних потерь.
Стр. 44. Документ №1
1. Какой характер носит отрывок из письма А. Курбского? Как автор относится к политике Ивана IV?
Данный отрывок из письма носит обвинительный характер. Андрей Курбский прямо обвиняет Ивана Грозного во многих злодеяниях и напоминает о будущей каре Господней.
2. Мог ли обычный подвластный царю человек так писать ему? Почему Курбский это себе позволил?
3. Как вы определите суть позиции Ивана IV? На чём она основывалась?
Суть позиции Ивана Грозного состояла в том, что власть государя имеет божественное происхождение. И поэтому царь может совершать любые поступки по своему усмотрению. Такая позиция основывалась на утверждении, что любой противник власти автоматически становится богоотступником и преступником.
Стр. 45. Вопросы в конце параграфа
1. Что означало слово «опричь» в русском языке? Какое значение приобрело слово «опричнина» в правление Ивана Грозного?
Изначально слово «опричь» означало «кроме». Дело в том, что Иван Грозный поделил все земли Российского государства на две части. Основная масса получила название земщина. А все остальные земли (кроме земщины) получили название опричнины. Опричнина была объявлена личным владением царя, т.е. таким себе государством в государстве.
Однако во времена Ивана IV опричниной назывались не просто земли государя, а прежде всего период 1565 – 1572 гг. В эти годы государь активно проводил политику террора против боярской знати, а также против всех тех, кто противился его воле. Поэтому под опричниной стали понимать именно казни и устрашения неугодных царю людей.
2. Охарактеризуйте опричную политику по плану:
1) цели;
2) опора царя в опричнине;
3) методы проведения политики опричнины;
4) последствия опричнины.
1) Целью опричнины было желание Ивана Грозного покончить с реальными и воображаемыми противниками внутри государства. После этого должна была наступить полная и безраздельная власть над страной.
2) Главной опорой царя были опричники. К ним относились все те, кому доверял Иван Грозный, а также те, кто от него зависел. Это могли быть бояре, дворяне, различные авантюристы, и даже иностранцы. Нередко симпатии государя менялись, и сами опричники тоже могли быть казнены.
3) Основные методы опричнины: массовые казни неугодных бояр и разгром их усадеб. Очень часто такие разгромы сопровождались грабежами и убийствами ни в чем не повинных людей. Нередко жертвами опричников становились не только представители знати, но и посадские люди вместе с крестьянами.
3. Как вы думаете, почему Иван Грозный отменил опричнину?
Иван Грозный отменил опричнину потому, что понял слабость опричного войска. Опричники, которые грабили и убивали беззащитных людей, не смогли остановить вооруженное татарское войско. Более того, вместо укрепления государства изнутри, случилось наоборот. Опричники только ослабили и разорили страну. Однако следует отметить, что не смотря на официальную отмену опричнины в 1572 г., царь и дальше продолжал использовать те же жестокие и кровавые методы. Укрепление своей власти с помощью террора Иван Грозный проводил до самой смерти.
4. Как сказались события царствования Ивана IV на положении населения Российского государства?
Царствование Ивана IV (1533 – 1584), а особенно его вторая половина, негативно сказалось на положении населения Российского государства. Основными причинами стали опричнина, набеги крымских татар и поражение в Ливонской войне. В итоге, многие бояре и дворяне были казнены, их владения – разорены, а проживающие на них крестьяне остались без жилья и пропитания. Так что основным результатом такого правления стало обнищание русского народа и ослабление государства в целом.
5. Оцените итоги царствования Ивана IV. Каким оказалось это царствование в российской истории?
Итоги царствования Ивана Грозного можно назвать неоднозначными. С одной стороны, ему удалось расширить территорию Московского государства почти вдвое и уничтожить при этом давних врагов – Казанское и Астраханское ханства. К положительным итогам также можно отнести укрепление и централизацию царской власти (реформы 1550-х гг.). Однако неудачная Ливонская война, опричнина, фактическая отмена сословно-представительной монархии и начавшееся закрепощение крестьянского сословия перечеркнули все предыдущие достижения. Поэтому в российской истории правление первого царя оказалось очень трагическим.
6. Составьте хронологический ряд событий конца XV–XVI века, ознаменовавших начало закрепощения крестьян в Российском государстве (по материалам параграфов 1, 5).
1497 г. – принятие Судебника Ивана ІІІ, в котором усилилась зависимость крестьян от хозяев земли. Но сохранилась личная свобода;
1550 г. – принятие Судебника Ивана IV, в котором было подтверждено право ухода крестьян от владельцев в Юрьев день;
1581 г. – введение заповедных (запретных) лет, в течение которых крестьянам запрещалось уходить от своего хозяина в Юрьев день;
1597 г. – принятие Указа об Урочных летах, который устанавливал пятилетний строк для розыска беглых крестьян и возвращение их хозяевам.
7*. Выскажите суждение, каким было отношение населения Российского государства к опричнине. Кто мог её поддерживать, а кто — нет?
По моему мнению, большинство населения Российского государства относилось к опричнине отрицательно. Это объяснялось тем, что от рук опричников мог погибнуть кто угодно, не зависимо от уровня богатства и знатности. Более того, большинство жертв опричнины были простыми людьми, далекими от политики и власти. Правда, некоторые сословия поддерживали такую политику Ивана Грозного. В первую очередь – это мелкие дворяне и другие служилые люди (чаще всего безземельные и малоземельные). Для таких людей низкого происхождения опричнина стала реальным шансом завоевать доверие царя, сделать карьеру, получить богатство и даже власть. Также опричнина могла привлечь жестоких людей, а также желающих пополнить свои доходы с помощью грабежа (очень часто усадьбы казненных бояр подвергались обычному разграблению).
8*. Сопоставьте высказывавшиеся историками мнения о сущности опричнины: а) опричнина — продуманная политика, направленная на ограничение боярского своеволия и уничтожение пережитков раздробленности; б) опричнина — проявление жестокого и кровожадного характера царя-самодержца. Объясните, на чём основывается каждая из этих точек зрения. Какую из них вы считаете более убедительной?
а) Мнение, что опричнина – это продуманная политика Ивана Грозного, основана на словах самого царя. Именно этим он объяснял введение опричнины – уничтожение изменников среди знати. Действительно, бояре привыкли к тому, что они могут влиять на политику Московского государства и даже ограничивать власть государя. Отчасти эти традиции возникли еще во времена раздробленности Руси. Например, монарх не мог принять ни одного важного решения, предварительно не посоветовавшись с Боярской думой. С этим не мог смириться Иван Грозный, который хотел получить безграничную власть над всем и всеми.
б) Мнение, что опричнина – это проявление жестокого и кровожадного характера Ивана Грозного основываются на особенностях его детства и юности. Именно тогда была сформирована личность будущего царя, его взгляд на мир, государство, власть и людей. Учитывая, что его родители умерли рано, воспитанием малолетнего правителя занимались посторонние люди, которые больше стремились извлечь выгоду из своего положения. Постоянные интриги, лицемерие, жадность и борьба за власть различных боярских группировок – все это происходило на глазах будущего самодержца. Это породило в нем недоверие к людям и крайнюю подозрительность, а также жажду к безраздельной власти. С возрастом такие взгляды только усиливались. И результатом стала опричнина.
І раздел
Создание Московского царства
Значение слова «опричнина»
1. В удельной Руси 13—15 вв.: часть удела, выделенная в особое владение (напр., часть, выделенная вдове князя в пожизненное владение).
2. Часть Московского государства, выделенная в 1565 г. царем Иваном Грозным в особый, находившийся в его непосредственном управлении, удел с особым административным аппаратом и особым войском.
3. Система внутриполитических мер Ивана Грозного (в 1565—1572 г.г.) для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой.
4. Название особого войска царя Ивана Грозного, одной из задач которого была борьба с княжеско-боярской оппозицией.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Также «опричниной» («Государева опричнина») назывался удел Ивана Грозного в 1565-72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступали в государственную казну. Опричниками назывались люди, составлявшие гвардию Ивана IV и непосредственно осуществлявшие его политику.
ОПРИ’ЧНИНА, ы, мн. нет, ж. (истор.). 1. В древней Руси удельного периода — земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя. 2. В царствование Ивана IV — часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством. Так всё государство разделилось на две части, на земщину и на опричнину: во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь. Клчвскй. Крупные феодальные владения отбирались в опричнину. || Режим этого периода. «Опричнина да сгинет!» он рек, перекрестясь. А. К. Тлстй (о князе Репнине). 3. Военно-полицейские силы этого режима. Как специальный полицейский отряд, опричнина получила особый мундир. Клчвскй. || собир. Опричники. Разнузданная о.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
опри́чнина
1. истор. в удельной Руси XIII—XV вв.: земельный надел, выделяемый вдове князя в пожизненное владение
2. истор. часть Московского государства, выделенная в 1565—1572 гг. царём Иваном IV Грозным в особый, находившийся в его непосредственном управлении удел, с особым административным аппаратом и особым войском, и служившая ему опорой в борьбе против боярско-княжеской оппозиции ◆ Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведёнными на содержание царского двора. Разница была лишь в том, что опричнина с дальнейшими присоединениями захватила чуть не половину всего государства. В. О. Ключевский, «Русская история. Полный курс лекций. Лекции 18-29», 1904 г. (цитата из НКРЯ)
3. истор. система внутриполитических мер Ивана IV в 1565—1572 гг. для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой в среде знати ◆ Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. В. О. Ключевский, «Русская история. Полный курс лекций. Лекции 18-29», 1904 г. (цитата из НКРЯ)
4. истор. собир. опричники ◆ Предложенные им меры были странны: Русь делилась на земщину и опричнину; земщиной управляли бояре и служилые люди, носившие прежние звания; опричнина составляла телохранителей царя и исполнителей его воли; некоторые города очислились от земщины и принадлежали собственно царю и его детям, содержа опричнину; за подъём государя ему отсчитывалось сто тысяч рублей; жить он будет не в Москве, а в Александровской слободе. А. К. Шеллер-Михайлов, «Дворец и монастырь», 1900 г. (цитата из НКРЯ)
5. перен. разг. политика, основанная на жестоком подавлении прав и свобод личности ◆ Как сговорились. «Марксистская опричнина ― частный случай российской опричнины. А. И. Солженицын, «Наши плюралисты», 1982 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: танцевальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что означало слово «опричь» в русском языке? Какое значение приобрело слово «опричнина» в правле…
Слово «опричь» означало «кроме», «отдельно». Соответственно, «опричнина» — это «отдельная организация», «стоящая наособицу». Отдельной она была от системы феодального вассалитета, в которой вассалами царя были князья, бояре и помещики, опричной называлась часть страны, которая непосредственно принадлежала царю. Опричнина как организация — это государство в государстве, система государственной безопасности, владевшая землями, своими купцами, финансировавшими её, своими городами и своим войском — конными отрядами в черной форме, служившими в качестве карательных войск, убивавшими врагов государства и разорявшими их владения. Символами опричнины были метла и собачья голова.
Опричнина была создана для того, чтобы затерроризировать и лишить власти крупных феодалов — князей и бояр, многие из которых помнили времена феодальной раздробленности и мечтали о восстановлении прежней самостоятельности княжеств. Эта цель была достигнута, однако не была внедрена никакая новая система управления изъятыми землями, из-за чего они пришли в упадок и не оправились от разора и террора, устроенного опричными войсками.
Оценивать действия опричнины можно двояко. С одной стороны, разгром, устроенный опричниками, привёл к разладу экономики государства и серьёзному кризису. С другой стороны, всякая вероятность феодальной усобицы в будущем была полностью уничтожена, и даже во время последовавшего вскоре кризиса Смутного времени не производилось никаких попыток восстановить независимость Новгорода или Твери, а военные действия велись между русской нацией и иноземными оккупантами и их ставленниками, а не между подданными московского и тверского князей. В этом плане опричнина сыграла положительную роль.
Опричнина
Опри́чнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Суть русской Опричнины — в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих — дворян и армии. Изначально численность опричников — «опричной тысячи» — составляла одна тысяча бояр. Опричниной в Московском княжестве также назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа. [1]
Содержание
Предыстория
В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами.
После перемирия марта—ноября 1559 года Царство Русское сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Швеция, Польша, Литва. Фактически участвует в антирусской коалиции и Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области московского княжества. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымско-татарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Польшей и Швецией, опустошают страну.
Причины введения опричнины
В 1563 году царю изменяет один из воевод, командовавший русскими войсками в Ливонии, — князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки.
Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.
Скоро царь с опричниками уехал в Александровскую слободу, из которой сделал укреплённый город. Там он завёл нечто вроде монастыря, набрал из опричников 300 человек братии, себя назвал игуменом, князя Вяземского — келарем, Малюту Скуратова — параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пировал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву и ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре, удалился на покой, а преемник его Филипп, человек мужественный, напротив, стал прилюдно обличать беззакония, чинимые по приказу царя, и не боялся говорить супротив Ивана, даже когда тот был в крайнем бешенстве от его слов. После того как митрополит демонстративно отказался в Успенском соборе дать Ивану свое митрополичье благословение, что могло стать причиной массового неповиновения царю как царю — слуге Антихриста, митрополит с крайним поспешанием был смещен с кафедры и во время похода на Новгород (предположительно) убит (Филипп скончался после личной беседы с посланцем царя Малютой Скуратовым, по слухам —- задушен подушкой). Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Иоанна. В 1569 году умер и двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий (предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь). Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая, неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же.
Поход против Новгорода
В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно совершившего самоубийство по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и конфискацией их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.
Московские казни 1571 года
Конец опричнины
В 1575 г. Иван поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иван Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок.
Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отмечено; опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили — «города и воеводы дворовые и земские».
Последствия опричнины
Жертвами репрессий за все время царствия Ивана IV стало, по оценке Р.Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики), около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В. Б. Кобрин, считают эту цифру крайне заниженной.
Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор».
Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». В Двинской земле, где собирал подати опричник Барсега Леонтьев, целые волости запустели по выражению официального документа «от гладу, и от море, и от Басаргина правежу. В духовной грамоте 60-х гг. автор отмечает, что его село и деревню в Рузском уезде „опришницы розвозили, и та земля стояла в пусте лет з двацеть“. Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: „Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Русской земли“. [3]
Непосредственным результатом запустения был „глад и мор“, так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах — отсюда введение „заповедных лет“, плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попирание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении молодьбе лишили смысла самопринятый догмат „Москва — третий Рим“ и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем „Смутного времени“.
Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем.
Опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. В XVII веке монархия в России стала фактически дуалистической, однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным.
Историческая оценка
Исторические оценки опричнины могут кардинально разниться в зависимости от эпохи, научной школы, к которой принадлежит историк, и т. п. До известной степени, основы этих противоположных оценок были заложены уже во времена самого Грозного, когда сосуществовали две точки зрения: официальная, рассматривавшая опричнину как акцию по борьбе с „изменой“, и неофициальная, видевшая в ней бессмысленный и труднопостижимый эксцесс „грозного царя“.
Дореволюционные концепции
В противоположность им С. М. Соловьев старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. По его мнению: „Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними“. Мнение С. М. Соловьева разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин.
Сходно глядел на опричнину и В. О. Ключевский, считавший её результатом борьбы царя с боярством — борьбы, которая „имела не политическое, а династическое происхождение“; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину.
Е. А. Белов, являясь в своей монографии „Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.“ апологетом Грозного, находит в опричнине глубокий государственный смысл. В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства.
Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплеку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Д. Кавелина: „Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства.“
В своем „Полном курсе лекций по русской истории“ проф. С. Ф. Платонов излагает следующий взгляд на опричнину:
В учреждении опричнины вовсе не было „удаления главы государства от государства“, как выражался С. М. Соловьёв; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив „земскому“ управлению рубежи, и даже стремилась к государственным преобразованиям, ибо вносила существенные перемены в состав служилого землевладения. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не „против лиц“, как говорит В. О. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений.
С. Ф. Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой. [11]
Советская концепция
С конца 1930-х годов в советской историографии безальтернативно [источник не указан 826 дней] возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины, которая, согласно этой концепции, была направлена против остатков раздробленности и влияния боярства, рассматривавшегося как реакционная сила, и отражала интересы служилого дворянства, поддерживавшего централизацию, что, в конечном счете, отождествлялось с общенациональными интересами. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны — в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Ф. Платонову, и вместе с тем насаждалась административным путем. Установочную точку зрения выразил И. В. Сталин на встрече с кинематографистами по поводу 2-й серии фильма Эйзенштейна „Иван Грозный“ (как известно, запрещённой):
(Эйзенштейн) изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского ку-клукс-клана… Войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это» [2]
Р. Ю. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой», и видел в нём опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии [12]
И. И. Полосин предполагает: [15] «Может быть, метла и песья голова опричников Грозного были обращены не только против боярской измены внутри страны, но и против… католической агрессии и католической опасности». По мнению историка Фроянова: [16] «Исторические корни Опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала совеобразной формы его защиты».
Положительного мнения об опричнине придерживается И. Я. Фроянов: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновлённая Опричниной…». [17]
Развернутая оценка опричнины дана в монографии А. А. Зимина «Опричнина Ивана Грозного» (1964), которая содержит следующую оценку явления:
В. Б. Кобрин обращает внимание на мрачноватый, но удачный, по мнению историка, каламбур в повествовании Курбского: опричников князь называл кромешниками; в аду же, как считалось, господствовала «тьма кромешная». Опричники стали у Курбского адовым воинством. [3]
Только всестороннее исследование политического развития Российского государства во второй половине XVI в. позволит дать обоснованный ответ на вопрос о сущности репрессивного режима опричнины с точки зрения исторических судеб страны.
В лице первого царя Ивана Грозного исторический процесс становления русского самодержавства нашел исполнителя, вполне осознававшего свою историческую миссию. Кроме его публицистических и теоретических выступлений, об этом ясно свидетельствует точно рассчитанная и с полным успехом проведенная политическая акция учреждения опричнины.
— Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. [22]
Постсоветские исследования
Сорокин изображает «опричников будущего» как беспринципных мародеров и убийц. Единственные правила в их «братстве» — верность государю и друг другу. Они употребляют наркотики, занимаются мужеложством из соображений сплочения коллектива, берут взятки, не гнушаются нечестных правил игры и нарушений законов. И, конечно же, убивают и грабят тех, кто впал в немилость к государю. Сам Сорокин оценивает опричнину как максимально негативное явление, которое не оправдывается никакими позитивными целями:
— Интервью для газеты «Московский комсомолец», 22.08.2006 [24]