Что означали завитки на париках у мужчин
С 1727 г. в лейб-гвардии Преображенском
полку полагалось иметь по 3 БУКЛИ, а в
лейб-гвардии Семеновском полку по 2.
Энц. словарь российской жизни
и истории: XVIII-XIX вв.
Моду на парики в России ввел Петр I, обязательный элемент внешнего облика придворного вельможи и военнослужащего, высший офицерский состав носил парики с завитыми локонами, фасоны заимствовали в Европе; офицерские парики пудрили, солдатские, сделанные из пакли, покрывали мукой, смоченной квасом; парики отменили для солдат в 1806, для офицеров — в 1807 году.
Во время Французской революции 1789 г. парики были объявлены вне закона – олицетворяли королевскую власть, однако роялисты продолжали носить белые парики с БУКЛЯМИ, а аристократки — с высокими прическами, демонстрируя недовольство революционным порядком. «Мода на короткие и гладкие волосы называлась революционной, так как, подобно платьям, и прически тоже были или патриотические или антиреволюционные. На аристократические балы и собрания кавалеры должны были еще являться причесанными «антиреволюционно», т. е. в мелко завитых, крепированных волосах, заканчивающихся двумя полукруглыми БУКЛЯМИ, причем волосы спускались на лоб и разделялись прямым пробором, начинающимся от маковки» (Огюстен Кабанес, Леонард Насс. Революционный невроз. М., 1998 (Библиотека Якова Кротова).
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Букля
Корень – неизвестен.
Значение
устар., парикмах. завитые кольцами волосы; локоны
Этимология
Происходит от франц. bouclee «вьющаяся, завитая» из франц. boucler «завивать (волосы) в локоны» от франц. boucle «кольцо, локон», далее из лат. buccula «щёчка, ротик» из лат. bucca «полная, надутая щека».
в) Этимологический словарь русского языка. Г. А. Крылов. СПб., 2005.
«Букля. Заимствование из французского, где boucle «локон» восходит к итальянскому buccula, уменьшительно-ласкательному от bucca (щека); напомним, что букли в современном русском языке означают «локоны»».
2) Этимология иврита
а) BO+U+CLE = БО совершаться, происходить + У связка + КАЛА сплетать, плести, плетенка; КЛИА плетение, вязание, плетенка;
б) BO+UCLE = БО + УКАЛ был искривлен; ЕКЭЛ изгиб; ИКУЛ извилина, изгиб.
Зачем раньше дворяне носили парики?
Пышный беленый парик с множеством буклей-кудряшек-локонов – неизменный атрибут дворянской моды XVII–XVIII столетий, причем равно популярный и среди мужчин, и среди женщин. Появились парики значительно раньше. Еще в Древнем Египте их использовали те, кто приносил свои волосы в жертву богам, в Римской Империи их носили многие рано облысевшие мужчины, а Елизавета Английская скрывала под ними свою седину. Но пика мода на парики достигла именно в так называемый Версальский период. И тому были не только эстетические, но и практические причины.
Король-солнце и мода на парики
Говорят, что моду на этот предмет туалета ввел французский король Людовик XIV, причем вопреки церкви: священнослужители трактовали парики как «личины и измышления дьявола». Но король считал себя богоизбранным, а потому был уверен, что ему прямая дорога в рай обеспечена с самого рождения. Поэтому обильно напудренные парики в его коллекции исчислялись даже не сотнями, а тысячами. Вслед за монархом новинку стали «прилюбливать» и придворные (тогдашний этикет рекомендовал иметь как минимум три парика: на утро, день и вечер), тем более, что парик оказался не только модным украшением, но и полезным аксессуаром.
Парики и ожерелье Венеры
Нет, это совсем не украшение, хотя популярность «ожерелья» в эпоху Нового времени была немногим меньшей, чем у париков. И одно с другим было связано напрямую. Так романтично (а еще – болезнь Купидона) именовали в Европе того времени сифилис – страшную и зачастую смертельную болезнь. Отсутствие понятия о половой гигиене превратило это заболевание в настоящий бич дворянского сословия. А его последствия в виде выпадающих волос и язв на голове вполне можно было скрыть париком. Многие знатные сифилитики в своем желании скрыть наличие болезни шли дальше: в Британии существовал клуб безносых, члены которого носили носовые протезы, изготовленные из драгметаллов.
Вместо гигиенических процедур
Первыми сполна все достоинства париков оценили дамы. Я уже упоминал, что еще в XVI веке их начала носить английская королева. Ее примеру последовали и другие придворные. Парик, в отличие от натуральных волос, не требовал ежедневной укладки и мытья. Кроме того, он позволял брюнеткам и шатенкам легко превращаться в пепельных блондинок. Голову под париком зачастую брили наголо. Это также позволяло вывести вшей. Ну а от тех насекомых, что пытались «прижиться» в парике, избавлялись простым кипячением.
В России, где дела с гигиеной в ту пору обстояли несколько лучше, чем в Европе, парики были модным аксессуаром, который ввели даже для военных в армии. Однако просуществовал он там недолго: уж слишком непрактичной оказалась эта деталь туалета на марше или в бою.
biboroda
Анатолій Андросюк
Никогда не задумывался, почему в XVII и XVIII веках мужчины и женщины из высших и не очень сословий повсеместно надевали напудренные парики? Можно сослаться на бытовавшие тогда представления о красоте, тенденции моды и всё такое. Однако не стоит полагаться лишь на высокий вкус — многие вещи в те времена хоть и казались чудаковатыми, но отнюдь не были лишены прагматизма.
Вот и мужские парики: высокие, белые, покрытые пудрой и политые парфюмом — так ли глупо они выглядели и насколько были уместны? Поверь, не всё так просто! Давай разбираться вместе.
Считается, что моду на мужские парики буквально насадил французский король Людовик XIV (он же «король-солнце»). Он сам был одержим ими и сумел убедить носить парики весь высший свет того времени. Церковь пыталась бороться с этим, но ничего не вышло — парики прочно вошли в традицию.
Тем не менее любовь к парикам была вызвана не только эстетическими соображениями, был и медицинский аспект. Всему виной не что иное, как сифилис, одно из проявлений которого — выпадение волос на отдельных участках головы. Конечно же парик эффективно скрывал эту проблему.
Дальше больше: состоятельные мужчины стали брить головы и носить парики (это, кстати, было совсем недешевым удовольствием), а настоящими лоббистами париков стали французский король Людовик XIV и английский Карл II.
Затем появились и другие плюсы: парики могут бороться со вшами: в крайнем случае их можно прокипятить, чтобы уничтожить паразитов, а вот из густой шевелюры их не так просто вывести.
Также есть мнение, что сифилис не основная причина: парики были традиционным элементом наряда в первую очередь для женщин, которые намного раньше оценили их удобство. Парики проще было расчесывать и мыть, цеплять на них самые разные украшения, но самое главное, их можно было просто снять и надеть на следующий день — тратить по несколько часов на прическу не придется.
Итак, у вас редкие волосы, седина, кожные заболевания? Спасет великолепный напудренный парик с вызывающим запахом! Всё в духе того времени. Теперь-то совсем другие правила — да и средства гигиены тоже. Не забудь поделиться этим постом с другими!
Оригинал взят у winner_88 в СЕКРЕТ, ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ XVIII ВЕКА НОСИЛИ ПАРИКИ, РАСКРЫТ!
Зачем европейские мужчины в XVIII веке носили огромные парики и пудрили лицо?
Кадр из фильма «Фаворитка»
Но зачем европейским мужчинам XVII-XVIII веков приходилось носить на головах такие огромные парики и пудрить себе лицо? Это было каким-то модным заявлением или были какие-то иные причины?
Почему мужчины XVIII века наносили толстые слои пудры на свои лица?
Многие люди (поверхностно знакомые с историей) ошибочно считают, что XVIII век был периодом романтики и роскоши, полным приключений, культурных изменений и научных открытий. Все смотрят на красивую одежду, ювелирные украшения и косметику, хотя реальность личной гигиены и здоровья в те времена была полностью противоположна внешнему виду людей.
Как вы уже могли догадаться, именно ocпa и являлась той самой болeзнью, которая послужила одной из главных причин, почему люди наносили на свою кожу толстые слои пудры, чтобы их цвет лица выглядел белым, и они могли скрывать свои шрамы от перенесенных болeзней.
К сожалению, основным элементом пудры для лица в те времена был тонко измельченный свинцовый белил. Он легко усваивался организмом и имел побочные эффекты в виде сильной головной боли, тошноты, головокружения, проблем с кишечником, слепоты. Люди использовали свинец даже в столовых приборах, хотя последствия отравления свинцом были довольно хорошо известны.
Вот только белый цвет лица не считался полным без очень заметного нанесения румян. Как и популярная белая пудра для лица, румяна были созданы из сомнительных ингредиентов, включая кармин. Считалось, что румяна придавали коже более здоровый и привлекательный оттенок.
С пудрой на лице мы вроде как разобрались, но зачем мужчины носили огромные напудренные парики?
Почти два столетия напудренные парики или так называемые алонжи, были главным элементом мужского стиля. Напудренный парик считался символом высокого статуса, вот только его шикарный внешний вид никогда бы не стал таким популярным, если бы не вeнepичecкое заболевание, пара застенчивых королей и плохая гигиена волос.
История развития популярности париков (алонжей) в Европе начинается с того, что Людовик XIII стал очень рано лысеть, поэтому ему пришлось всю свою жизнь носить длинный темный парик. Однако, истинное развитие популярности напудренные парики получили, когда к власти пришёл его сын, знаменитый Король Солнце, Людовик XIV. Людовику XIV даже не исполнилось 19 лет, когда он столкнулся с тем, с чем и его отец, полностью облысел. Обеспокоенный тем, что утрата волос может сильно навредить его имиджу, Луи нанял 48 королевских парикмахеров, чтобы ему создали массивный парик, напоминающий «львиную гриву». Родные и длинные волосы у французов со времен Франкского государства являлись символом королевской и божественной власти, а облысение монарха серьезно навредило бы имиджу молодого короля, который был и так окружен огромным количеством врагов.
Примерно в этот период практически вся аристократия и придворные улавливают в этом модную тенденцию и копируют моду этих двух королей. Всего за несколько лет по всей Европе произошел взрывной всплеск популярности напудренных париков. Так родилось новейшее европейское увлечение. Напудренные алонжи начала носить вся аристократия и вскоре этот стиль дошел даже до простого среднего класса.
Чем занимались резчики в дореволюционной России, и Зачем крестьянки отдавали им волосы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тупейные мастерские, работавшие для модников
У крестьянок часто были русые волосы. Они очень хорошо подходили для окрашивания и для изготовления шиньонов, накладных локонов и париков. В старые времена эти аксессуары украшали головы не только женщин, но и мужчин. Первое упоминание о постижерах, то о профессионалах по изготовлению париков относится в России к концу XVIII века. Чтобы не закупать в Европе дорогие изделия и стать самостоятельными в этой области, было принято решение открыть как можно больше тупейных мастерских и нанять талантливых людей, чаще всего крепостных. Откуда произошло такое странное название? От слова «тупей», которое раньше обозначало не что иное, как пышный чуб из волос.
Облысевший Людовик 14, от которого пришла мода на парики и накладные немецкие волосы
Бытует мнение, что мода на парики возникла во времена правления Петра I, который завёз эти аксессуары в Росси. Тем не менее, по утверждениям историков оказывается, что ещё в середине XVIII века среди российской знати были люди, которые с удовольствием носили накладные волосы. Это была эпоха, когда в Европе законодателем мод был король Людовик XIV. Он рано полысел и спасался париком. А позднее ввёл искусственные волосы в состав костюма дворянского сословия. Парики стали невероятно популярными.
В ответ ему предложили в качестве подарка накладные немецкие волосы. Такое название парики носили не только по названию страны, где они изготавливались, но и потому, что имели светлый цвет. К тот момент этот аксессуар ещё не был так моден, и приобретенные волосы использовались для изготовления театрального реквизита.
Петр I, который носил парик вместо шапки
Петру I принадлежат многие нововведения, которые отразили его ориентацию на Европу. Это относится и к парикам. Петр заставил аристократию сбрить бороды и облачиться в западные костюмы, а также использовать накладные волосы. Мода прижилась достаточно быстро, кроме священнослужителей никто особенно не противился. Женщинам парики нравились, да и мужчины носили их с удовольствием. У Петра тоже был парик, сделан он был из его собственных волос, а модель была не слишком длинная. У царя были собственные волосы достаточной длины, поэтому до парика дело доходило в сильные холода — он использовал его как головной убор.
Как парики солдат от ранений и вшей защищали
Петр сделал обязательным ношение париков и для служащих в армии. Тут преследовалось несколько целей — эстетическая, но еще больше защитная. Подкладка аксессуара изготавливалась из плотной ткани, а волосы крахмалились очень сильно. Поэтому считалось, что голова солдата защищена от укола шпагой. Если к напудренному парику добавить треуголку, то получался своеобразный шлем, который мог противостоять даже сабле. С помощью париков также боролись с вшами, которые донимали людей очень сильно.
Солдаты были обриты, а парики дезинфицировали с помощью кипячения несколько раз в неделю. Однако если представители низших чинов молча терпели аксессуар, который им не понравился, то офицеры всеми силами старались избежать ношения париков. Они отращивали волосы, делали завивку, пудрили причёску. Парики в армии были отменены Екатериной II, вернулся жёсткий бронзовый шлем.
Резчики, которые удовлетворяли спрос на натуральные волосы для светского общества
Итак, военные противились ношению париков, а вот в светском обществе все было наоборот: любители покрасоваться приветствовали накладные локоны и букли, хвосты и завитушки, шиньоны и косы. Модники хвастались друг перед другом дорогими париками. Сначала заказывали аксессуар за границей, это было дорого и не слишком быстро. Потому все большее распространение получали отечественные мастерские. Стали возникать парикмахерские салоны, в которых можно было полностью прочувствовать парижский шик. В них трудились специалисты из Франции и русские, которые «офранцузились».
Владимир Гиляровский считал, что после того как крепостное право было отменено, парикмахерское искусство стало развиваться семимильными шагами. Многие бывшие крепостные стали известными постижерами, парикмахерами. Если разобраться, то слово «парикмахер» на языке оригинала это вовсе не тот, кто стрижет волосы, а мастер, изготавливающий парики. Покупательский спрос на изделия постижерного искусства постоянно рос. Парикмахерам приходилось потрудиться, чтобы удовлетворить всех желающих. Вот тут на помощь пришли резчики. Специально нанятые люди ездили по отдаленным деревням и скупали у крестьянок густые длинные косы. Практически за бесценок женщины расставались со своим богатством — за платок или недорогие серёжки, бусы или ленты. После этого волосы поступали в тупейные мастерские, где из них делали дорогущие парики для аристократов.
Париками и сегодня пользуются многие люди, в том числе и знаменитости. Например, роскошная шевелюра этих актёров не совсем настоящая.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: