Что означали заповедные лета в русской истории
Заповедные лета
Смотреть что такое «Заповедные лета» в других словарях:
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве кон. 16 в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний. Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян … Большой Энциклопедический словарь
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права … Юридический словарь
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — наименование в конце 16 в. лет, в которые налагался запрет ( заповедь ) на переход крестьян от одного феодала к другому (согласно традиции осуществлялся в Юрьев день осенний 26 ноября). Введение 3. л. важный этап закрепощения крестьян. Источник … Русская история
заповедные лета — в Русском государстве конце XVI в. В эти годы запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний). Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян. * * * ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА, (от «заповедь» запрет), в… … Энциклопедический словарь
Заповедные лета — (от «заповедь» повеление, запрет) срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться… … Википедия
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — (от слова заповедь запрещение) срок, в течение к рого в нек рых р нах Рус. гос ва запрещался выход крестьянский в Юрьев день осенний (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). Начали вводиться пр вом Ивана IV в интересах дворянства с 1581… … Советская историческая энциклопедия
заповедные лета — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права … Большой юридический словарь
Урочные лета — в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. У. л. введены в 90 х гг. 16 в. после приостановления действия Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См.… … Большая советская энциклопедия
УРОЧНЫЕ ЛЕТА — срок, в течение к рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90 х гг. 16 в. после приостановки действия Юрьева дня (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги… … Советская историческая энциклопедия
Крепостное право в России — Крепостное право в России существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. В Киевской Руси и … Википедия
Заповедные лета. Что это и почему они появились?
Заповедные лета — понятие, обозначающее период, когда в Российском государстве вводился запрет на переход крестьянского люда от одного помещика к другому. Этот временной период был предусмотрен положениями Судебника 1497 г., который известен как закон о Юрьевом дне.
Упоминание о периоде заповедных лет
Считается, что заповедные лета возникли в период царствования Ивана IV Грозного. Именно этим царем был издан указ от 1581 г., в котором вводился запрет на переход крестьян между помещиками в Юрьев день. Период охватывал две недели: до 26 ноября после него. Этот запрет был временной мерой, но по сути означал дальнейший процесс закрепощения крестьянского населения, который возник еще в Судебнике 1497 г. Ивана III.
Заповедные лета относятся к периоду 1581-1582 гг. Наиболее ранним упоминанием является запись от 12.06.1585 г., относящаяся к поместью Б.Сомова в Холовском погосте в Деревской пятине, приписанной к Новгородской земле. Период введения заповедных лет совпал с этапом составления писцовых книг 1580-х гг. Их целью было обеспечение условий для наиболее достоверного учета численности крестьян. В тех районах, где происходила перепись, правительство вводило запрет на выход крестьян из тягловой зависимости.
Однако у историков нет фактического текста закона, в котором говорилось бы о заповедных летах. По этой причине и возникли споры специалистов относительно территориального распространения его действия. Одни историки, например Р. Г. Скрынников, В. И. Корецкий, А. А. Зимин, утверждают, что этот принцип действовал только в отдельных местах и носил локальный характер. Другие же специалисты, представленные Б. Д. Грековым, Г. Н. Анпилоговым, утверждали о распространении действия закона на все государство.
Нет однозначного понимания и того, каким было изначальное содержание данного термина. Р. Г. Скрынников и Б. Н. Флори утверждают, что режим заповедных лет являлся целой системой ограничительных временных мероприятий, предотвращающих возможность выхода из тягла не только крестьянского люда, но и черных посадских людей. А вот другие историки убеждены, что закрепощение крестьян началось во времена введения режима сыска беглых людей. Поэтому и возник термин заповедных лет. В частности, В.А. Аракчеев убежден, что заповедные лета можно рассматривать только применительно к частновладельческим землям.
Этот термин указывал не на введение запрета на переход крестьян, а на обеспечение мер по розыску беглых крестьян или вывезенных людей. Розыск проводился по распоряжению самих помещиков или по судебным решениям. При этом срок давности для таких дел не был установлен, а потому властями принимались челобитные по крестьянам, которые бежали с 1581-1582 гг. Со временем появилась потребность в конкретизации сроков. Появление «урочных лет» и связано с необходимостью уменьшить число конфликтных ситуаций среди землевладельцев. В результате был введен режим розыска беглого крестьянства, т.е. заповедные лета.
Известное последнее упоминание об этом термине датируется 14.04.1592 г. Оно присутствует в тексте грамоты двинскому судейке. В. И. Корецкий был убежден, что в 1591-1592 гг. был издан указ об отмене заповедных лет, однако его текст не сохранился до наших времен.
Причины и итоги введения заповедных лет
Фактическим поводом для введения заповедных лет стало проведение переписи населения 1570-1580 гг. Ее целью было получение информации о масштабности упадка в Русском государстве, который мог стать следствием Ливонской войны. Несмотря на многочисленные споры историков относительно содержания и степени распространения заповедных лет по территории Русского государства, нельзя отрицать тот факт, что введение запрета на переход крестьян могло быть вызвано рядом объективных причин:
В результате введения режима заповедных лет переходы крестьян были прекращены, что положительно сказалось на хозяйстве помещиков. Однако одновременно с этим ухудшилось положение самих крестьян, которые попали еще в большую зависимость от землевладельцев. Практика запретов на крестьянские переходы стала очередным шагом к усилению крепостничества и зависимости крестьян от своих помещиков.
Заповедные лета
Из Википедии — свободной энциклопедии
Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы.
Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова. Указная теория восходит к В. Н. Татищеву, который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянного. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому, утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.
Согласно гипотезе В. И. Корецкого, в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Иоанновича около 1592—1593 годов. По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги, работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения. Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года (о крестьянском отказе).
Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях. Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-м годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.
Заповедные лета
Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова. Указная теория восходит к В. Н. Татищеву, который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянного. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому, утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.
Согласно гипотезе В. И. Корецкого, в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Ивановича около 1592—1593 годов. По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги, работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения. Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года (о крестьянском отказе).
Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях. Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-м годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.
Лихой человек или «ведомый лихой человек», а также просто «ведомый» — с конца XV века и примерно до начала XVIII века обозначение профессиональных преступников, в том числе неоднократно совершавших преступления.
Зеповедные лета
Заповедные лета – это установленный на Руси запрет крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Предположительно просуществовал с 1581 по 1592. Стал важным этапом на пути формирования крепостного права.
Причины введения
1560-1570-е годы были крайне непростым временем для Московского царства. С 1558 года шла затяжная Ливонская война, в 1565 году был введен режим жесткого внутреннего управления – опричнина, сопровождавшийся массовыми репрессиями. Ситуация усугублялась частыми набегами со стороны крымских татар. Многие земли пришли в запустение и разорение.
По приказу Ивана Грозного и пришедшего ему на смену Федора Иоанновича составлялись писцовые книги, в которых фиксировались масштабы бедствия в хозяйстве страны.
Писцовые книги – это средневековые русские поземельные описи, в которых содержалось детальное описание условий жизни служилых людей в вотчинах, селах, монастырях.
Многие историки полагают, что именно по результатам проведения переписей 1580-х годов было принято решение о введении ограничительных мер на перемещение крестьян.
Причины появления заповедных лет:
Сущность заповедных лет
Согласно 57 статье Судебника 1497 года, принятого во время правления Ивана III, крестьянам разрешалось переходить от одного хозяина к другому один раз в год. Смена владельца называлась «крестьянским выходом».
Условия крестьянского выхода:
Пожилое – это специальная пошлина, которую крестьяне обязаны были выплачивать за переход из одного имения в другое. Обычно составлял от одного до полутора рублей. Величина пожилого зависела от типа местности: на лесистых территориях выкуп был меньше.
1 рубль в XVI-XVII веках – это были достаточно большие деньги. Например, 4 пуда ржаной муки стоили около 30 копеек. Это значит, что за 1 рубль можно было купить более 200 килограммов муки.
Юрьев день – день памяти высокочтимого в православии великомученика Георгия (Юрия). Отмечался 26 ноября по юлианскому календарю. Это соответствует 9 декабря по новому стилю. Крестьянский выход разрешался в Юрьев день, потому что к этому времени уже заканчивались все основные сельскохозяйственные работы.
В Судебнике 1550 года, принятом при Иване Грозном, в 88 статье сохранялся прежний порядок крестьянского выхода. При этом на 2 алтына(6 копеек) увеличивалась сумма пожилого.
В 1581 году вводился запрет на переход крестьян, обусловленный тяжелой ситуацией в стране. Это означало приостановку действия 88 статьи Судебника 1550.
У историков существуют разные мнения по поводу распространенности действия указов о заповедных годах:
Нет однозначного объяснения и того, что представляли собой заповедные лета. Основные версии:
Вторая точка зрения является более распространенной среди отечественных историков.
«Черный посадской люд» – это податное население средневековых российских городов. Они обязаны были выполнять многочисленные повинности.
Спор о заповедных годах тесно связан с двумя теориями возникновения крепостного права на Руси:
Татищев полагал, что существовал указ от 1592 года о фактическом введении крепостного права, но впоследствии он был утерян. Многие историки отрицают возможность существования данного документа.
Упоминания о заповедных годах в источниках
Термин «заповедные лета» редко встречается в средневековых русских источниках. Одним из первых хорошо изученных документов является запись в писцовой книге от 12 июня 1585 года, относящаяся к имению землевладельца Сомова, которое было приписано к Новгородской земле.
Последняя из найденных к настоящему времени достоверных записей с упоминанием заповедных лет относится к 12 апреля 1592. Она фиксирует ответ на жалобу о бегстве крестьян из Никольского монастыря и адресована двинскому земскому судейке. В грамоте содержится совет отыскать беглых крестьян и впредь не допускать их выхода в заповедные годы.
Земский судейка – местный судья, избиравшийся на мирском сходе и занимавшийся решением административных дел и хозяйственных споров. Уголовные дела были вне зоны его компетенции
Тот факт, что после 1592 года слово «заповедные лета» не употребляется, сторонники «указной теории» объясняют тем, что в этом году правительством под руководством Бориса Годунова был принят документ об утверждении крепостного права. Противники данной теории объясняют исчезновение термина постепенной утратой его актуальности.
Историк Владимир Аракчеев указывает, что в жалованной грамоте Василия Шуйского Казанскому монастырю от 1608 года встречается выражение «незаповедные лета», что может свидетельствовать об исторической памяти об административной практике 1580-х годов.
Отличие заповедных лет от урочных
Впервые термин «урочные лета» использовался в указе царя Федора Иоанновича от 20 февраля 1597. В нем обозначался пятилетний срок поиска крестьян, которые сбежали от своих владельцев. По истечении этого времени хозяева не имели права подавать в суд на розыск своих работников.
В 1607 году Василий Шуйский пытался ввести 15-летний срок сыска беглых крестьян, но из-за мощного народного восстания под руководством Ивана Болотникова данную меру пришлось отменить.
При первом правителе из династии Романовых Михаиле Федоровиче урочные годы сначала составляли 9 лет, в 1642 году были увеличены до 10 лет для обычных беглых крестьян и до 15 для только что купленных.
По Соборному уложению 1649, принятому при царе Алексее Михайловиче, урочные годы отменялись, и окончательно оформлялось крепостное право.
Таким образом, заповедные лета – это временный запрет на переход крестьян от одного землевладельца к другому, а урочные – это установленный срок поиска беглых крестьян.
Последствия
Введение заповедных лет:
Уже в 1597 году правительство было вынуждено утвердить порядок подачи заявлений о беглых крестьянах, зафиксировав 5-летний срок их розыска.
Многие историки рассматривают заповедные годы как закономерный этап оформления крепостного права в средневековой Руси.
История термина
Термин «заповедные лета» впервые появляется в документе 1581. В переводе на современный русский язык дословно это означает «запретные годы».
По правилам современной русской орфографии допустимы варианты написания: «Заповедные лета» и «Заповедные годы». Иногда встречающийся вариант «заповедные леты» является некорректным написанием термина, так как нарушает грамматические нормы.
Сам факт существования заповедных лет некоторыми историками оспаривается, поскольку термин встречается достаточно редко в ограниченном количестве источников.