Что означала желтая звезда во время войны
Глава 182 Желтая звезда
1 апреля 1933 года, когда нацисты объявили общенациональный бойкот принадлежавших евреям магазинов, слово «годе» («еврей» по-немецки) внутри больших желтых звезд Давида появилось в окнах всех еврейских магазинов. Нацисты сделали эти рисунки, чтобы предупредить потенциальных покупателей-арийцев о том, что магазин, в который они собираются войти, принадлежит еврею. Злосчастная желтая звезда, которую евреи впоследствии были обязаны нашивать на наиболее заметные места своей одежды, стала самым зримым символом нацистского антисемитизма.
Мало кто помнит, что особые желтые отличительные знаки для евреев придуманы не нацистами: впервые их ввел правивший в IX веке халиф из династии Аббасидов Гарун аль-Рашид, который распорядился, чтобы евреи всегда носили желтый пояс. Примерно через четыреста лет на четвертом Латеранском соборе (в 1215 г.) католическая церковь предписала, чтобы евреи, живущие в католических государствах, также носили отличительные одежды. Впрочем, светские власти приостановили реализацию этого предписания.
Нацисты вводили желтый отличительный знак с каким-то упоением: к 1941 г. все евреи, достигшие шести лет, в любое время суток должны были носить на груди желтую шестиконечную звезду со словом «юде». В Польше нацисты предупреждали, что евреев (включая вы крестов-христиан), у которых не будет желтого отличительного знака на обеих сторонах одежды (спереди и сзади), ждет смертная казнь.
В апреле 1933 г. в ответ на нацистский бойкот еврейских магазинов Роберт Вельш, немецкий сионистский лидер, воспользовался еще сохранявшейся в Германии ограниченной свободой печати, чтобы опубликовать редакционную статью «Носите желтый знак с гордостью». Вельш убеждал своих собратьев не терять чувства собственного достоинства под воздействием нацистской пропаганды. Для Велыиа единственным проступком евреев было то, что они оказались не в состоянии воспринять идеи Теодора Герцля: «Это неправда, будто евреи предали Германию. Если они и предали что-либо, так это самих себя и иудаизм». Как бы то ни было, призыв Вельша к самоутверждению евреев значительно укрепил их моральный дух.
Однако после войны Вельш признался друзьям, что жалеет о написанной когда-то статье. Вместо того чтобы призывать евреев не терять чувства гордости, следовало бы убедить их бежать из Германии и тем спасти свои жизни. Конечно, в 1933 г., когда Вельш писал свою статью, еще никто не мог предположить, что нацисты вынашивают кровавый план «окончательного решения еврейского вопроса».
Во всех европейских странах, завоеванных нацистами, принималось законодательство, обязывавшее евреев носить на одежде звезду. В Польше, например, где антисемитизм был широко распространен, подобный отличительный знак позволял полякам сразу же распознавать евреев и выталкивать их из длинных очередей за хлебом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
8. О башмаках и рисе Отказ от территории происхождения в Китае и Индии Инд, реки Желтая и Янцзы
8. О башмаках и рисе Отказ от территории происхождения в Китае и Индии Инд, реки Желтая и Янцзы Значит, вы думали, что это эхо— Индия? Э.М. Форстер. Путешествие в Индию Мы как будто находим в этой неясности сущность долгого прошлого Китая. Танидзаки Юнисюро. Хвала
«Рождественская звезда» и «Рассвет»
«Рождественская звезда» и «Рассвет» Отзвуки Тютчева можно расслышать и в стихотворениях Юрия Живаго. Строки «Рождественской звезды» об ангелах «Незримыми делала их бестелесность, / Но шаг оставлял отпечаток стопы» (III, 539) напоминают образ из «Хоть я и свил гнездо в
ЖЕЛТАЯ ВЕРА
ЖЕЛТАЯ ВЕРА Подводя итог двухтысячной истории буддизма, мы не можем не заметить странной, на наш взгляд, особенности этого учения. Каждый основатель школы или направления в Европе начинает с отрицания предшествовавших концепций и критики их, более или менее жесткой. В
Звезда тротуаров
Звезда тротуаров Некоторое время назад, окинув взором вереницы колясок, протянувшиеся вдоль игровых площадок от Форт Грин Парк до Вашингтон-сквер и от Бэттери Парк до Верхнего Ист-Сайда, можно было заметить, что родители в основном приобретают функциональные
«РОК-ЗВЕЗДА»
«РОК-ЗВЕЗДА» При обращении к личности Майка Науменко обнаруживается совершенно иной, в сравнении с Башлачевым и Цоем, биографический миф. Миф этот необычен уже тем, что практически редуцировался еще при жизни художника, возродился, как водится, после смерти, но не получил
1. Звезда
1. Звезда Когда египтяне рисуют звезду, они подразумевают Бога, сумерки, ночь и время, а также человеческую
Звезда Утренняя, звезда Вечерняя
Звезда Утренняя, звезда Вечерняя Для древнего человека взгляд на небо значил многое. По звездам собирали урожай, следили за разливами рек, начинали военные действия. И течение суток задавалось небесными знаками: Солнце означало день, Луна и звезды — ночь. А в самое
Желтые звезды
Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») – особый отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям Германии территории в период Холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.
Отличительные знаки для евреев существовали в Средние века в мусульманских и христианских странах и являлись частью политики антисемитизма по религиозному признаку. В 1933 году нацисты, придя к власти в Германии и оккупировав в ходе Второй мировой войны ряд других стран и территорий, возродили практику сегрегации евреев, но уже на основе расовых критериев.
Требования нацистов
Мало кто помнит, что особые желтые отличительные знаки для евреев придуманы не нацистами: впервые их ввел правивший в IX веке халиф из династии Аббасидов Гарун аль-Рашид, который распорядился, чтобы евреи всегда носили желтый пояс. Примерно через четыреста лет на четвертом Латеранском соборе (в 1215 г.) католическая церковь предписала, чтобы евреи, живущие в католических государствах, также носили отличительные одежды. Впрочем, светские власти приостановили реализацию этого предписания.
Рейнхард Гейдрих впервые предложил использовать отличительный знак для евреев после погромов «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года. В сентябре 1939 года, после вторжения Германии в Польшу, нацисты объявили, что магазины, принадлежащие евреям, должны быть помечены особым знаком. Вскоре после этого генерал-губернатор Ганс Франк приказал ввести отличительные знаки и для самих евреев: все евреи старше 12 лет были обязаны носить на рукаве белые повязки шириной не менее 10 см с голубой шестиконечной звездой. Из Польши идея отличительного знака для евреев распространилась почти на все территории, находившиеся под контролем нацистов.
Евреи обязаны были сами покупать и раздавать отличительные знаки. Если еврея останавливали без знака, ему грозил штраф, тюремное заключение или расстрел. В некоторых гетто, тем, кто принадлежал к определенным рабочим группам, выдавали особые знаки, отличающие их от других евреев. Среди этих групп – евреи-полицейские, врачи, работники юденрата и фабричные рабочие. Они не были обязаны носить обычный отличительный знак и потому чувствовали себя привилегированными.
В различных областях генерал-губернаторства и на территории Польши, аннексированной Германией, использовались разные символы – вариации на ту же тему. В 1941 году СС приказала евреям носить желтую шестиконечную звезду шириной 10 см на левой стороне груди и на спине. На оккупированных советских территориях евреев также заставляли носить отличительные знаки. К сентябрю 1941 года и евреям на территории Рейха было приказано носить «еврейскую звезду».
Еврейский отличительный знак стал нормой и в других странах, находившихся под контролем нацистов или являвшихся их союзниками, например, в Словакии, некоторых областях Румынии, в Венгрии после оккупации. Однако немцам оказалось сложнее убедить в необходимости таких знаков своих сателлитов в Западной Европе. Правительство Виши во Франции отказалось издать подобный указ в неоккупированной зоне. Оно заявило, что уже принятых антиеврейских мер вполне достаточно и что отличительный знак может шокировать французов. Тем не менее, в оккупированных областях Франции, а также в Бельгии и Нидерландах, указ вступил в силу.
Использование символа исламистами
В период правления исламистского режима талибов в Афганистане в 2001 году правительство потребовало чтобы индуистское меньшинство в «Исламском Эмирате Афганистан» носило желтые знаки в общественных местах. Это было частью плана талибов по отделению и идентификации представителей религиозных меньшинств от мусульманской общины.
Эти требования вызвали протест и осуждение в Индии и США как грубое нарушение свободы вероисповедания. Председатель Антидиффамационной лиги Авраам Фоксман сравнил указ талибов с практикой нацистской Германии в отношении евреев. В США некоторые конгрессмены и сенаторы носили желтые значки в ходе дискуссии по данной проблеме в качестве демонстрации солидарности с индуистским меньшинством в Афганистане.
Городская легенда
Существует городская легенда, согласно которой после оккупации Дании нацистами, когда король Дании Кристиан X узнал о приказе об обязательном ношении датскими евреями жёлтой звезды, он нашил этот знак себе на одежду, сказав, что все датчане равны, и после этого приказ был отменён. Легенда появилась в связи с высказыванием короля после посещения синагоги в 1942 году. Он сказал, что «если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ».
Легенда стала широко известной отчасти благодаря упоминанию в книге Леона Юриса «Исход», написанной в 1958 году. Легенде также посвящён один из эпизодов художественного фильма Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». По фантастическому сюжету фильма, Г. Х. Андерсен на время переносится в оккупированную нацистами Данию и оказывается на месте Кристиана X. Видя унижения, которым подвергаются евреи, Андерсен – Кристиан X просит королеву Александрину прикрепить к его одежде жёлтую звезду Давида в знак солидарности с ними. Со звездой Давида на груди он совершает конные прогулки по Копенгагену. Примеру короля следуют простые датчане, прикрепляя к своей одежде, зданиям и машинам жёлтые звёзды.
На самом деле Дания была единственной подконтрольной нацистам страной, где ношение жёлтой звезды не вводилось.
Правда и выдумка
Датчанам задолго до войны стало понятно, что их армия не сможет противостоять немецкому вторжению. Вместо открытой критики Гитлера социал-демократическое правительство в 1930-х годах пыталось защитить население страны от расистской идеологии своих соседей. Именно в те зловещие годы общая идентичность датчан как демократически настроенных граждан была своевременно и с помощью настойчивых усилий внедрена в политическую культуру страны, и поэтому большинству датчан глубоко чуждыми были утверждения нацистов о том, что в Дании якобы существует «еврейская проблема».
Упомянутая нация представлялась, скорее, в гражданских терминах, а не в этнических. Важной была приверженность демократии и закону, а не общей расе или религии. Это можно видеть в том, что датские граждане не выступили в защиту нескольких сотен коммунистов, которые были интернированы и депортированы датским правительством за осуждение датской монархии и поддержку пакта Гитлера-Сталина. Датчане ничего не сделали для защиты своих собственных коммунистов, однако они не дали в обиду евреев.
Одно из возможных объяснений состоит в том, что немецкое оккупационное присутствие в Дании было более легким, чем во Франции или в Голландии. Датчане, как и болгары, сохранили своего короля и поддерживали свое правительство в течение всего периода оккупации. Самоуправление предоставило им возможность защитить евреев, тогда как в оккупированных зонах Франции и Голландии такой возможности никогда не было.
И датский король, и правительство Дании решили, что их лучшие надежды на поддержание суверенитета Дании связаны с сотрудничеством с оккупантами, а не с коллаборационизмом. От существовавшего сотрудничества получали выгоду некоторые датчане, однако остальные испытывали по этому поводу чувство стыда. Датское население проявляло наследственную враждебность к немцам, а оккупация только усилила подобные чувства. Немцы, в свою очередь, мирились с существовавшим холодным отношением: им нужны были датские продукты питания, а сотрудничество датчан высвобождало немецкие военные ресурсы для сражений на Восточном фронте, и, кроме того, нацисты хотели, чтобы их любили. Они хотели, чтобы установленные с Данией «сотруднические» отношения послужили моделью для будущего европейского сообщества под властью Гитлера.
С самого начала этих двусмысленных отношений датчане – от короля до представителей простого народа – ясно дали понять, что причинение ущерба евреям положит конец сотрудничеству и заставит немцев оккупировать всю страну целиком. Как известно, король сказал своему премьер-министру: если немцы заставят датских евреев носить желтые звезды, то он тогда сделает то же самое. Слова короля стали достоянием общественности и даже привели к возникновению мифа о том, что король на самом деле проезжал по улицам Копенгагена на лошади с желтой звездой на своем мундире. В действительности датский король никогда не носил желтой звезды. У него не было такой необходимости, так как, благодаря его возражению, немцы так и не ввели подобного распоряжения в Дании.
Когда Адольф Эйхман приехал в 1943 году в Копенгаген для выяснения вопроса о том, почему столь большому количеству евреев удалось спастись бегством, он не уволил со службы местных сотрудников гестапо. Вместо этого он пошел на попятную и отменил депортацию тех датчан, которые были наполовину евреями или состояли в браке с евреем или еврейкой. Все институты датского общества отказались участвовать в проведении подобной политики. А без их сотрудничества Окончательное решение (еврейского вопроса) было невозможным. Тоталитаризм, не говоря уже об этнических чистках и этническом уничтожении, всегда требует большой степени коллаборационизма.
Когда немцы начали проводить депортации, евреи уже были предупреждены – в их синагогах, – и они просто скрылись в сельской местности, устремившись к побережью и рассчитывая перебраться в нейтральную Швецию. В тех местах на коммунальном уровне было мало или почти не было еврейских организаций, и никакое датское подполье им не помогало. В результате возникло хаотическое бегство от семьи к семье, ставшее возможным просто потому, что рядовые члены датского общества скрывали правду и, отвечая на вопросы немцев, говорили, что им ничего не известно, хотя они предоставляли еврейским семьям убежище в прибрежных деревнях, отелях и деревенских летних домах.
Но почему же поведение датчан так отличалось от позиции многих других обществ и стран в оккупированной Европе? Начнем с того, что это было единственное государство, в котором путь в нейтральную страну пролегал через небольшой пролив. Более того, сами датчане не подвергались давлению, связанному с угрозой их собственного физического уничтожения. Они не были напрямую оккупированы, и их властные структуры – от монарха до мэров на местах – не были разрушены. Газеты в Копенгагене оставались достаточно свободными для того, чтобы сообщать о депортациях и таким образом помогать тем евреям, которые еще не приняли решения о бегстве. Относительно свободная циркуляция информации сделала невозможным для датчан – как это делали многие немцы – утверждать: «мы об этом ничего не знали».
У евреев была различная судьба в разных странах, оккупированных нацистами, – по крайней мере масштабы уничтожения и спасения различались. Но это не означает, что другие народы могли бы сделать то же самое, что датчане. Немцы сталкивались с разным по степени упорства сопротивлением в каждой оккупированной ими стране в Европе. Там, где они располагали достаточной для этого военной и полицейской властью, они расправлялись с сопротивлением с необузданной свирепостью. А в таких странах как Дания они пытались проводить стратегию непрямого правления, и они должны были мириться с ее последствиями: народные массы нельзя было с помощью террора заставить выполнять их требования, и поэтому можно было предположить их реакцию в том случае, если их соотечественников будут арестовывать и увозить.
Эта история подтверждает старую истину: солидарность и порядочность зависят от непростой материи связи между людьми, от давно сформированных привычек души, от жизнестойкой культуры согражданства, а также от лидеров, формирующих такого рода добродетели собственным примером. В Дании подобная плотная материя связывала людей воедино, а использованное немцами непрямое правление оказалось неспособным его разорвать. В отличие от этого в других местах Европы, эта материя уничтожалась поэтапно – сначала за счет создания гетто и изолирования евреев, а затем с помощью отделения безучастных наблюдателей от всех чудовищных намерений нацистов. А когда евреев лишили гражданства, собственности, прав и социального существования – им оставалось лишь апеллировать к общечеловеческим представлением как у их преследователей, так и у пассивных наблюдателей, – делать что-то было уже поздно.
Судя по всему, эта датская история говорит нам о том, что не универсальная человеческая цепь связывает вместе людей в исключительной ситуации, а более местные и более мелкие связи: особое осознание времени, места и традиции привело жителей датских деревень к противостоянию гестапо, и они сказали: нет, здесь этого не будет, не в нашей деревне. Значение этой удивительной истории небольшой страны выходит за рамки датского контекста.
Видео
Что означала желтая звезда во время войны
Историческая справка. Желтые звезды.
В нацисткой Германии на оккупированных территориях евреев обязывали нашивать на одежду желтую звезду («желтый знак», «звезда позора»).
Так «чистые» люди могли отличить «нечистых».
В чем провинились евреи? Они были объявлены виновниками всех бед нации, начиная от экономического кризиса, заканчивая падением духа.
80 лет историки будут спорить, как так могло произойти? Как люди позволили вначале расчеловечивать, а потом уничтожить миллионы невиновных?
Мы с вами прямо здесь и сейчас можем видеть, как это начиналось.
Познавательное: нынешние фарм.гиганты выросли напрямую из времен нацисткой Германии.
Спасибо Сорок Сороков, что напомнили:
Именно фарм-гигант Байер, который так любят российские чиновники в фарме и сельском хозяйстве, был той самой компанией, которая помогала Гитлеру избавляться от ненужного населения.
Она изготавливала газ Циклон Б — соединение, использовавшееся в газовых камерах Аушвица (Освенцима) и других лагерей смерти. В течение Второй мировой войны компания активно использовала рабский труд заключённых больших трудовых лагерей, особенно филиалов концлагеря Маутхаузен. Также во время войны компания Байер заказывала в концентрационных лагерях узников для проведения опытов, часто со смертельными исходами.
На женщинах еврейского происхождения проводили испытания неизвестных гормональных препаратов.
Напрашиваются чудовищные параллели, когда на наших глазах чиновники, завязанные на наших фарм-гигантов, плюют на Нюрнбергский кодекс.
P.S. Пост посвящаю Собянину, губернаторам и лицам, которые поддержали политику сегрегации.
Желтая звезда
Резюме
История
Устройства для маркировки евреев на протяжении всей истории
Установление нацистами
Во Франции: 8- й германский орден
В течение двух недель французская полиция распределит по три звезды на человека в полицейских участках, тираж около 83 000 экземпляров в Париже и его пригородах, в обмен на текстильный пункт на карточках. Звезду должны носить с самого начала: французы, немцы, бельгийцы, хорваты, голландцы, поляки, румыны, словаки, советские, югославы и лица без гражданства.
Позднее измерение
С другой стороны, обязательное ношение желтой звезды знаменует начало публичной демонстрации политики преследования и осознания ее общественностью, которая до тех пор могла делать вид, что игнорирует ее.
Редкие исключения
Существовали уничижительные положения: в постановлении указывалось, что «в особых обстоятельствах в интересах Рейха в отдельных случаях могут быть предусмотрены исключения из постановления. «
«[Это] оставляет за собой возможность в отдельных случаях делать исключения. В этих случаях еврей, освобожденный от ношения значка, должен иметь при себе справку, составленную начальником полиции безопасности и службы безопасности. «
Евреи, живущие в смешанных браках, также будут освобождены от налога, если их дети будут признаны неевреями.
Рукописная надпись оберштурмфюрера СС Боймельбурга, главы гестапо, указывает на немецком языке, что речь идет о сотне случаев.
Торговцы произведениями искусства Аллан Лёбль, Эммануэль Лёбль и Хьюго Энгель получают освобождение от вмешательства Ганса Посса, обвиненного Гитлером в приобретении имущества для его музея в Линце в Австрии.
Желтая звезда и свободная зона
Реакция религиозных властей
Архиепископ Парижа кардинал Сухард будет выступать за просьбы об исключениях.
В Виши, как сообщает Жорж Веллерс, «отец Виктор Диллард в присутствии своих последователей церкви Сен-Луи предлагает им помолиться за 80 000 евреев, над которыми высмеивают, заставляя носить желтую звезду».
Отец Жан Флори, приходской священник Монбельяра, во время полуночной мессы 1942 года, в присутствии немцев в военной форме, велел алтарникам в процессии нести младенца Иисуса с желтой звездой. В яслях Иосиф и Мария также носили звезду. По делу не будет дальнейшего рассмотрения.
Другие отличительные знаки, навязанные нацистским режимом
В Польше немцы заставляли евреев старше двенадцати лет носить белую нарукавную повязку с голубой звездой Давида в центре на правой руке. В Хорватии повязка была желтой с черной звездой в центре.
Носить желтую звезду
Не носить звезду: каковы риски?
От звезды отказались
Робер Дебре добровольно не носил желтую звезду. В своих воспоминаниях он пересматривает свой выбор:
Среди еврейских юристов и нотариусов некоторые рассмотрят возможность коллективных акций протеста.
в 5 июня 1942 г. Зайтчель, эксперт по еврейским вопросам в посольстве Германии, обращается к Даннекеру следующим образом: «Граф де Бринон, государственный секретарь, узнал, что французские юристы и нотариусы планируют выпустить манифест и собирают подписи, чтобы освободить их Коллеги-евреи от ношения желтой звезды. Даркье де Пеллепуа намерен арестовать всех юристов, которые примут участие в этой акции. В посольстве с этим нет проблем. Пожалуйста, попросите SD поддержать эту энергичную меру в пользу немецких указов. «
На полях упоминание «In Drancy! Будет добавлено вручную.
в 15 июля 1942 г. Рётке инициировал расследование, которое не будет завершено из-за судебных отпусков и отказа адвоката Жака Шарпантье исполнить 8- е постановление. Он ответит, что от двенадцати до четырнадцати еврейских юристов все еще у власти, что они «не носят звезду добровольно, несмотря на сделанные наблюдения».
Среди пожарных, носящих звезду, Оберг упомянет в письме из 15 июня 1942 г. полковнику Симонину, командиру парижского пожарного полка, сказав ему, что он не может предоставить освобождение 28 еврейским капралам и саперам.
Ношение неевреями
Оспариваемые отказы Папона
Отзывы
«В то время как евреи должны были носить желтую звезду и соблюдать 6-часовой комендантский час, я пришел домой поздно, поиграв с другими христианами. Когда я шел по улице, подошел немецкий солдат. На нем была черная форма СС, которой меня учили бояться больше всего на свете. Когда я прибавил темп, приближаясь к его уровню, я заметил, что он пристально смотрит на меня. Он наклонился ко мне, взял меня, затем обнял. Я боялась, что он заметит мою звезду под свитером. Он заговорил со мной взволнованно по-немецки.
Он ослабил хватку, открыл бумажник, показал фотографию маленького мальчика и пожертвовал деньги. Я пришел домой, более чем когда-либо убежденный в правоте моей матери: люди бесконечно сложны и интересны. «
Культурные ссылки
«Я не откажусь от мысли, что во время последней мировой войны многие евреи были откровенно враждебно настроены по отношению к нацистскому режиму. Правда, немцы, со своей стороны, не скрывали определенной антипатии к евреям. Это не было поводом усугублять эту антипатию, надев звезду на куртке, чтобы показать, что мы не просто кто-либо, что мы избранный народ […] »
В другие страны
Примечания и ссылки
Примечания
использованная литература
«В особых обстоятельствах, в интересах Рейха, исключения из указа могут быть предусмотрены в отдельных случаях. «