Что означала проблема двух китаев какими причинами она была вызвана
«Проблема Двух Китаев» в отечественной историографии
Статья просмотрена: 2251 раз
Библиографическое описание:
Тарасов, С. В. «Проблема Двух Китаев» в отечественной историографии / С. В. Тарасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/7/495/ (дата обращения: 18.12.2021).
Изучение «Проблемы Двух Китаев» в отечественной исторической науке было во многом связано с позицией СССР в отношении тайваньской проблемы, согласно которой Тайвань является неотъемлемой частью КНР. Первые два десятилетия существования тайваньской проблемы (1950-е – 1960-е гг.) данная тема находилась в СССР под фактическим запретом. В рамках официальной идеологии Тайвань рассматривался в качестве «неотъемлемой территории Китая», и этот принцип оказывался сильнее объективной реальности – фактической обособленности Тайваня под властью Чан Кайши. Ученым было запрещено исследовать «то, чего нет», утверждалось, что Тайвань не нуждается в специальном изучении – только как часть Китая. Ф.А. Тодер, специалист по тайваньской истории, четко описала позицию советских научных властей по Тайваню: «Тайвань – неотделимая часть Китая и в специальных исследованиях не нуждается». [1, с.54] В итоге, вплоть до конца 1960-х гг., если не считать нескольких пропагандистских и популярных брошюр [2] в СССР не появилось не одной научной работы, посвященной изучению какого-либо аспекта тайваньской проблемы.
Вслед за брошюрой Н.Никитина в СССР было опубликовано еще несколько аналогичных изданий с почти одинаковыми заголовками и содержаниями.[3] Описание Тайваня как региона, оккупированного США, очень долго присутствовало в советских работах о Тайване. Например, в предисловии к русскому изданию книги китайского автора Цин Жуцзи «История американской агрессии против Тайваня» советский китаевед Л.Д. Делюсин отмечал, что «принадлежавший Китаю, остров Тайвань незаконно захвачен американскими вооруженными силами и превращен ими в военную базу, в плацдарм агрессии против Китая» [4, с. 135-137]. Л.П. Делюсин рассматривает договор 1954 г. о взаимной обороне между США и правительством Чан Кайши как шаг к легализации этой оккупации. Одна из глав книги Б.И. Бухарова о политике США в отношении Китая, изданной в 1958 г., называлась «Оккупация Тайваня Соединенными Штатами Америки» [5, с.47]. Аналогично («Установление оккупационного режима США на Тайване(1950-1954)») названа глава в книге другого автора, В.Н. Барышникова, опубликованной одиннадцать лет спустя. [6, с.50]
Надо заметить, что в период китайско-советской дружбы основным источником информации в СССР об истории Тайваня и текущем состоянии дел на острове служили русские переводы китайских коммунистических публикаций [7,].
С конца 1960-х г. «информационная блокада» вокруг Тайваня начала понемножку разрушаться, на протяжении следующих двух десятилетий в СССР вышло несколько специальных монографий по тайваньской проблеме (В. Н. Барышников, Г. И. Арсеньева, Д. Т. Капустин), было защищено несколько кандидатских диссертаций (В. А. Шнейдер, Е. Г. Мироненков).
В книге В.Н. Барышникова («Тайваньский вопрос в китайско-американских отношениях») впервые появляются оценки, явно вызванные охлаждением между Москвой и Пекином. Исследователь осуждает Пекин за то, что он «использует остроту и нерешенность тайваньской проблемы в своих политических интересах». [8, с.223]. По его мнению, кризисная ситуация в Тайваньском проливе стала для Пекина важным средством мобилизации масс для реализации экономических и политических программ, в частности «большого скачка». Согласно, В.Н. Барышникову, тайваньская проблема занимает определенное место и в «пекинском арсенале антисоветской пропаганды». Например, ссылаясь на попытки СССР улучшить отношения с США, в частности на подписание СССР договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а также на участие советских представителей в работе специализированных органов ООН для Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, куда входят представители Тайбэя, «группировка Мао Цзэдуна в последние годы не раз обвиняла правительство СССР в «сговоре» с гоминьдановцами, в поддержке американского плана создания «двух Китаев» и т.д.» В.Н. Барышников, основываясь на официальной позиции СССР в тайваньском вопросе, опровергает эти обвинения. [9, с. 224-225]
После 1979 г., когда произошло официальное признание КНР Соединенными Штатами, интерес к ситуации вокруг Тайваня усилился, что выразилось в публикации серии статей в научных журналах (И. Алексеев, Ф. Николаев, В. Н. Барышников, С. Н. Гончаров, Н. В. Васильев, Е. Г. Мироненков, В. Петухов). В 1970-е – 1980-е гг. сюжеты, связанные с тайваньской проблемой, затрагивались также в трудах по внешней политике Китая, исследованиях американо-китайских отношений, истории международных отношений на Дальнем Востоке (Г. В. Астафьев, Е. П. Бажанов, М. С. Капица, А. М. Ледовский, С. Л. Тихвинский, С. К. Меркулов). В это время концепция об «американской оккупации» Тайваня редко используется как в научных исследованиях, так и в пропагандистских материалах.
Некоторые из названных работ (прежде всего монографии В. Н. Барышникова и Г. И. Арсеньевой, статьи В. Петухова и С. Н. Гончарова) отличались высокой степенью информативности, строгим научным подходом в изложении фактов из истории китайско-тайваньских, американо-тайваньских отношений, внутренней политики гоминьдановского правительства Китайской Республики. Однако как раз те работы, в которых тайваньская проблема рассматривалась наименее идеологизированно встречали наибольшие препятствия на пути к читателю. Монографии В. Н. Барышникова и Г. И. Арсеньевой вышли мизерными тиражами и были помечены грифом «для служебного пользования».
В 1990-е гг., когда на Тайване, в Китае стали происходить события, явно не укладывающиеся в схему, предложенную советской историографией, и в самой России произошли кардинальные перемены, избавившие отечественных исследователей от необходимости самооправдания – действительно, ссылка на идеологическое давление снимала всякие претензии.
Представляется весьма характерным, что когда в 1990-е гг. российские исследователи «заново открыли» для себя Тайвань, они занялись изучением внутренних аспектов развития острова (политических, культурных, социально-экономических). Появились работы Л. М. Гудошникова, Н. А. Кокарева, А. А. Максимова, А. Ф. Оникиенко, В. Г. Бурова, вышла коллективная монография «Современный Тайвань». Никто не хотел заниматься тайваньской проблемой.
Как и в советский период, сюжеты, связанные с тайваньской проблемой затрагивались в 1990-е гг. в общих работах, работах посвященных развитию отношений между США и КНР (А. Д. Богатуров, Г. И Чуфрин, А. Г. Яковлев), исследованиях китайско-тайваньских и российско-тайваньских отношений (Ю. М. Галенович, Е. П. Бажанов, А.В. Лукин).
В монографии А.В. Лукина Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII- XXI вв. в отдельной главе автор предпринимает попытку анализа образа Тайваня в современной постсоветской России и оценки его роли в выработке российской внешней политики. Лукин А.В. четко показывает историческую последовательность позиции Москвы по Тайваньской проблеме. Монография дает нам краткий обзор отечественной и зарубежной периодической печати конца 80-х начала 90-х гг., освещающих российско-тайваньские отношения, а также влияния КНР на эти отношения. Большую ценность представляет раздел главы об установлении неофициальных отношений между РФ и Тайванем, которые начинали развиваться в начале 90-х гг. [14, с.429] В частности, Лукин А.В. знакомит читателя с историей создания Московско-Тайбэйском и Тайбэйско-Московском координационных представительствах. [15,с.431], в монографии есть информация об некоторых визитах официальных лиц РФ на Тайвань, и последующем ухудшением российско-китайских отношений. [16,с. 432.]
Бажанов Е.П. в своей статье «Россия и Тайвань», опубликованной на английском языке, также рассказывает об установлении и развитии отношений между РФ и Тайванем в экономике, культурных обменах. Приводится богатый фактологический материал. Автор рассматривает международные отношения в рамках треугольника РФ-КНР-Тайвань с момента возникновения тайваньской проблемы до конца 90-х гг., что позволяет прослеживать позицию каждой стороны в решении проблемы. Определенный интерес представляет освещение автором кризиса в Тайваньском проливе в 1996 г. и отношение к нему российского парламента. Приводятся высказывания представителей различных политических партий по данному вопросу. В частности, воспользоваться геополитической ситуацией в регионе в своих национальных интересах, активнее развивать торгово-экономические связи с Тайванем, что не может нанести никакого вреда отношениям с КНР.[17, с. 28-29]
В монографии проф. Ю.М. Галеновича рассматриваются отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на рубеже XXI в., подводятся итоги первого десятилетия этих связей. Кроме того, автор обращается к началу контактов между Москвой и Тайбэем в 1990-х гг. Автор утверждает, что «вопрос об острове Тайвань- это непростой вопрос в отношениях между нашими двумя нациями». «Речь идет не только о двусторонних отношениях Российской Федерации и Китайской Республики на Тайване, а о трехсторонних отношениях с участием КНР». Ее позиция не может не учитываться обоими партнерами при налаживании отношений между собой. В монографии приводятся тексты деклараций, и коммюнике, выработанных по итогам встреч глав РФ и КНР на протяжении периода 1991-2001 гг., Галенович Ю.М. дает краткий анализ этих документов, ссылаясь на них, автор, очередной раз показывает неизменность и постоянство позиции России по Тайваньской проблеме.
В отдельной главе Галенович Ю.М. подчеркивая значение Тайваня в отношении финансов, экономики, говорит что, «в конце 1990-х потенциал экономических связей между Москвой и Тайбэем использовался крайне недостаточно.[18,с.622] Автор выражает убежденность, что «осознание своеобразия ситуации, в которой установление отношений на министерском уровне в сфере экономических и культурных отношений целесообразно предшествует росту объемов товарооборота, обменов в области культуры».
1. Тодер Ф.А. История изучения Тайваня в России//Проблемы Дальнего Востока.-1993.-№5.
2. Никитин Н. Тайван – неотъемлемая часть Китайской Народной Республики. – М.: Госполитиздат, 1953.; Шмиголь С. Тайвань – неотъемлемая часть Китая. – М., 1955; Максимов А.А. Тайвань. – М.: Знание. 1988.
3. Иванько С. Тайвань – исконная китайская земля. – М., 1955.
4. Делюсин Л.П. Тайвань под сапогом американской военщины// Международная жизнь. – 1955.-№5.
5. Бухаров Б.И. Политика США в отношении Китайской Народной Республики (1949-1953).- М.: Издательство АН СССР, 1958.
6. Барышников В.Н. Тайваньский вопрос в китайско-американских отношениях (1949-1958). – М.: Наука, 1969.
7. Сю-Цюань У. О вооруженной агрессии США против Китая. – М.: Госполитиздат, 1950; Жу-Цзи Цин. История американской агрессии на Тайване. – М.: Иностранная литература, 1956.
8. Барышников В.Н. Указ. соч…С.223
12. Галенович Ю.М. Углубление взаимопонимания – ключ к развитию сотрудничества России и Тайваня// Российско-тайваньские отношения и их роль в развитии АТР. – М.: ИСАА МГУ, 1997.-
13. Иванов П.М. Некоторые проблемы развития Российско-тайваньских отношений и их роль в развитии Азиатско-тихоокеанского региона. – М.: ИСАА МГУ, 1997.
14. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. М.: АСТ: Восток- Запад, 2007.- С.598
18. Галенович Ю.М. Москва-Пекин, Москва-Тайбэй.-М.: Изографус, 2002.
Революция 1949г. в Китае и провозглашение КНР. Возникновение проблемы «двух Китаев» и ее современное состояние.
Революция 1949г. в Китае и провозглашение КНР. Возникновение проблемы «двух Китаев» и ее современное состояние.
Чан Кайши высказал готовность возобновить с КПК переговоры. В ответ на это КПК выдвинула 8 условий, среди которых было наказание военных преступников, включая Чан Кайши и созыв Политического консультативного совета без участия в нем реакционных элементов. Чан Кайши счел эти условия неприемлемыми. К осени 1949 КПК контролировала всю территорию Китая, за исключением Тайваня и Тибета (Гонконг и Макао продолжали оставаться под управлением Великобритании и Португалии).
— боевые действия с войсками ГМД продолжались в отдельных районах материкового Китая вплоть до лета 1950, а последние очаги сопротивления коммунистам были подавлены к середине 1952.
— в 1951 к КНР был присоединен Тибет в качестве автономного района – во главе местного управления формально продолжала оставаться местная элита во главе с Далай-ламой.
— приход коммунистов к власти сопровождался становлением новых органов власти в соответствии с разработанной под руководством Мао Цзэдуна теорией государства «новой демократии». Она была закреплена в Общей программе Народного Политического Консультативного Совета, выполнявшего до осени 1954г. роль Основного Закона КНР. Согласно ему новая власть представлялась «демократической диктатурой народа», под которой подразумевались самые широкие слои населения от крестьянства до национальной буржуазии включительно при руководящей роли рабочего класса, осуществлявшей ее через КПК. Высшим органом власти в 1949-1954 считалось Центральное Народное Правительство КНР, которое возглавлял Мао Цзэдун.
— после революции КНР оказалась в крайне тяжелом экономическом положении: промышленность была истощена войной, с/х было в упадке, население испытывало большие лишения. >> Мао Цзэдун сделал ставку на помощь СССР. 1950 – Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет. СССР начал оказывать значительную помощь.
— 1950 –аграрная реформа – отменялась помещичья собственность на землю, значительная часть национализировалась, а остальная передавалась во владение крестьянам; параллельно шла национализация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала – создавался госсектор экономики.
— в 1951 был разработан первый годовой план экономического развития, способствовавший процессу создания в стране единого экономического пространства; 1953-1957 – осуществляется первый пятилетний план развития, заложивший фундамент административно-командной системы – социалистические преобразования в с/х (создание кооперативов) и промышленности.
— 1951-1952 были развернуты идеологические кампании, формально направленные на борьбу с коррупцией и бюрократизмом, но вылившиеся на практике в еще большее ограничение роли национальной буржуазии в жизни общества.
— 1954 – конституция – закрепление социалистического характера государства; вводился пост Председателя КНР, правительство стало называться Государственным административным советом, высшим представительным органом объявлялось Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).
— 1953 – после смерти Сталина – в китайской пропаганде мысль о том, что освободившееся место лидера мирового коммунистического движения должен занять Мао, были пересмотрены сроки строительства социализма – к 1959г.
— 1957 – начало репрессий против оппозиции (под влиянием 20 съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, в стране началось «вольнодумство», критика властей и порядков).
НИС «первой волны».
Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.
Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Страна, начав, как Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает серьёзные трудности. Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, стали становиться банкротами. Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень, сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. Причины трудностей корейской экономики заключается в том, что экспортоориентированная модель не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействовав исключительно внешние факторы. Очевидна, что такая стратегия должна быть повержена пересмотру.
НИС «второй волны».
Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА). Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений. Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению. Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам.
В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере. В 80-90-е годы произошла ещё одна модификация стратегии экономического развития. Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицированного труда. При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора.
Примечательной особенностью Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.
В 60-е годы приоритет отдавался традиционным сырьевым экспортным отраслям. Однако этот путь зашёл в тупик, т.к. эти отрасли не могли обеспечить население достаточным количеством рабочих мест, а узость внутреннего рынка не позволила развивать импортозамещающие производства. Поэтому с 70-х в НИС начался переход к трудоёмким отраслямобрабатывающей промышленности. В дальнейшем мощный приток прямых инвестиций (преимущественно из США и Японии) дал толчок в развитие местной индустрии.
Важным элементом в ускорении экономического роста было создание новых специфических элементов инфраструктуры: организация технопарков и научно-промышленных парков. Важнейшей структурной характеристикой «азиатских тигров» является сочетание крупнейших, тесно связанных с государством, финансово-промышленных групп и значительного сектора мелкого бизнеса, однако, политически слабого и мало влиятельного. Главенствующую роль в экономической и политической жизни этих стран играют крупнейшие конгломераты, контролируемые отдельными семьями, в том числе семьями, представители которых занимают высшие посты в государстве.
Негативные стороны моделей развития НИС. Форсированный экономический рост (иногда при чрезмерном участии государства) вызвал ряд проблем, с которыми столкнулись НИС на рубеже веков. Инвестиции, традиционно считающиеся положительным фактом в экономической жизни страны, имеют важную особенность: они предполагают отдачу. Это означает, что иностранные инвестиции рано или поздно вызовут отток части капитала за границу. Этот процесс дестабилизирует национальную валютную систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг. Существенно при этом, то обстоятельство, что для развивающихся рынков характерны гораздо более резкие амплитуды колебаний, как притока (оттока) иностранного капитала, так и конъюнктуры финансовых рынков в условиях макроэкономической или политической нестабильности. Огромные корпорации, в том числе ТНК, сильно потеснили позиции малого и среднего бизнеса. Страны практически утратили важный, как с экономической, так и с социальной точки зрения уровень экономики. Следующий негативный момент связан с обеспечением стабильности, эффективным управлением торгового баланса и валютного курса. Многие национальные валюты были привязаны к корзине, в которой американский доллар составлял около 4/5. Очевидно, что малейшие колебания доллара вызывали ощутимые изменения во всей экономике конкретной страны.
Следствием всех перечисленных факторов явился сильный финансовый кризис, поразивший НИС в 97-98 гг. Пережитое потрясение заставило ведущих экспертов задуматься о необходимых изменениях в структуре экономики и финансового сектора, при возможном сохранении существующих планов развития. Эти меры предполагают достаточно серьёзную перестройку: большую открытость национальной экономики; преодоление «непрозрачности» национальных финансовых рынков и операций отдельных институтов; реструктуризацию, в соответствии с рыночными принципами, финансово-промышленных групп (конгломератов); реформу корпоративного управления и разделение частнопредпринимательской деятельности и государственного регулирования; укрепление экономической роли малого и среднего бизнеса как фактора политического доминирования финансово-промышленных групп.
Экономические факторы не являются единственными причинами успешного преодоления отсталости НИС. В заключение стоит сказать об неэкономических факторах:
1. Близость от центров мирового хозяйства – США, Японии. Также эти страны находятся на пересечении мировых торговых путей.
2. Восприимчивость к экономическим реформам.
3. Определенную роль сыграли такие человеческие факторы, как трудолюбие, дисциплинированность, старательность населения.
Общие черты новых индустриальных стран:
* демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год);
* ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
* экспортоориентированная экономика;
* активная интеграция (АСЕАН, АТЭС);
* образование собственных ТНК;
* большое внимание уделяется образованию;
* использование высоких технологий;
* привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
* главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.
Образование Республики Индии. Курс Неру во внутренней и внешней политике. Особенности развития Индии в 1960-1980-х гг. XX в.
Массовые выступления в 1945-46 гг., охватившие всю страну, давление ведущих политических партий, тяжелейшее экономическое положение делали неизбежным уход англичан из Индии. Победа лейбористов на первых послевоенных выборах в Англии летом 1945 г. не привела к изменениям английской политики в Индии. >>Раздел на 2 страны
Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решался раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения, в Северо-западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами. Проводится референдум, вопрос о судьбе Синда, решает голосование в провинциальном законодательном собрании, вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителе. Исход голосования в Синде и референдум в Силхете и Северо-западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан.
Почти 60-летний период развития Индии после приобретения ею независимости можно разделить на 3 крупных этапа, каждый прим 20 лет: 1ый – кон 40х – кон 60х, 2ой – до кон 80х, 3ий – с нач 90х. первые годы эволюции – становление государственности. До января 1950 – статус независимого доминиона, входящего в состав британского содружества, после вступления в силу конституции – республика (без выхода из содружества).
После получения Индией независимости в 1947 председателем правительства назначен Джавахарлал Неру. ИНК во главе с Дж. Неру провел глубокие социально-экономические и политические реформы, определившие развитие страны.
Административная система того времени не позволяла штатам полноценно развиваться, в особенности из-за их разного юридического статуса. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, ставший самой крупной административно-политической реформой за время независимости. Согласно этому закону, в Индии создавалось 19 штатов и союзные территории, границы которых в большей степени совпадали с этнолингвистическими сообществами, проживавшими там. Однако, в течение 60-70-х гг. будет проводиться еще ряд мероприятий по реорганизации отдельных штатов.
По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма». Социализм означал смешанную экономику, предполагал параллельное развитие государственного и частного секторов, при сохранении приоритета первого. Индийский социализм строился на принципах «социального компромисса». Составной его частью был этатизм (ведущая роль государства в экономике). В 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только государственная собственность. Неру был взят курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР).
Медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финансовый кризис. Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК.
Престиж Индии при Неру весьма велик, основы внешней политики – антиколониализм, антирасизм (поддержка борьбы азиатских и африканских народов за независимость от господства европейцев; добилась немалой самостоятельности при проведении внешней политики; 1961 – Неру один из основателей Движения Неприсоединения.
2 этап. Сохранение некоторых прежних и появление новых тенденций.
Экономика – как и ранее, ориентация на создание в значительной степени самодостаточного национального хозяйства, поощрение импортозамещающих отраслей. Усиление гос контроля над экономикой: национализация крупнейших коммерческих банков и страховых компаний; создание госсектора в промышленности; смешанная государственно-частная экономика стала воплощением социал-демократической модели, «индийский социализм».
Национально-государственная интеграция, первые опыты демократического правления; унаследованная от колониальных времен смешанная, авторитарно-демократическая форма правления сохранялась на всех этапах развития Пакистана. Решалась проблема интеграции княжеств Белуджистана (ЮЗ современного Пакистана), разрабатывалась конституция, которую удалось принять только в 1956 г – исламская республика.
Наиболее благоприятный в экономическом развитии; провел назревшие аграрные реформы, опора на поддержку Запада (особ США) – реализация программы развития бассейна Инда, сооружение ирригационных и гидроэнергетических объектов; использование достижений агробиологической науки – повышение урожайности; свобода действий предпринимателям, стимулировал вложения частного капитала в промышленность (глав обр – в текстильную).