Что означала политика невмешательства в экономику правительства республиканцев и почему ее
Laissez-faire — принцип невмешательства в экономике
Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В статье мы поговорим об одной из экономических теорий, а конкретно о принципе невмешательства в экономике, известном также как Laissez-faire. В статье вы узнаете что такое принцип невмешательства и его основную суть, а также историю возникновения теории и ее названия Laissez-faire. Также в статье перечислены основные критические аспекты невмешательства в экономике и ее последствия. Об этом и не только далее в статье.
Содержание статьи:
Что такое Laissez-faire?
Laissez-faire — это экономическая теория XVIII века, которая выступала против любого вмешательства государства в дела бизнеса. Движущий принцип laissez-faire, французского термина, который переводится как «оставь в покое» (буквально «позволь тебе сделать»), заключается в том, что чем меньше государство вовлечено в экономику, тем лучше будет бизнес, и, следовательно, общество в целом. Экономическая политика невмешательства — ключевая часть капитализма свободного рынка.
Суть принципа невмешательства Laissez-faire
Основополагающие убеждения, составляющие основы экономики невмешательства, включают идею о том, что экономическая конкуренция представляет собой «естественный порядок», который правит миром. Поскольку это естественное саморегулирование является наилучшим типом регулирования, экономисты, придерживающиеся принципа невмешательства, утверждают, что нет необходимости в том, чтобы деловые и промышленные дела осложнялись вмешательством государства.
В результате они выступают против любого федерального вмешательства в экономику, которое включает в себя любой тип законодательства или надзора. Они выступают против минимальной заработной платы, пошлин, торговых ограничений и корпоративных налогов. Фактически, экономисты, придерживающиеся принципа невмешательства, рассматривают такие налоги как штраф для производства.
История принципа Laissez-faire
Популяризованная в середине 1700-х годов доктрина laissez-faire является одной из первых сформулированных экономических теорий. Она произошла от группы, известной как физиократы, которая процветала во Франции примерно с 1756 по 1778 год.
Под руководством врача они пытались применить научные принципы и методологию к изучению богатства. Эти «экономисты» (как они сами себя называли) утверждали, что свободный рынок и свободная экономическая конкуренция чрезвычайно важны для здоровья свободного общества. Правительство должно вмешиваться в экономику только для того, чтобы сохранить собственность, жизнь и свободу личности, в противном случае естественные, неизменные законы, управляющие рыночными силами и экономическими процессами, — то, что позже британский экономист Адам Смит назвал «невидимой рукой», — должны действовать беспрепятственно.
Легенда гласит, что фраза «laissez-faire» в экономическом контексте возникла во время встречи в 1681 году между министром финансов Франции Жаном-Батизом Кольбер и бизнесменом по имени Ле Жандр. Как гласит история, Кольбер спросил Ле Жандра, как лучше всего правительство могло бы помочь торговле, на что Ле Жандр ответил: «Laissez-nous faire», по сути: «Будь как будет». Физиократы популяризировали эту фразу, используя ее для обозначения своей основной экономической доктрины.
К сожалению, первые попытки проверить теории невмешательства не увенчались успехом. В качестве эксперимента в 1774 году Тюрго, генеральный контролер финансов Людовика XVI, отменил все ограничения на жестко контролируемую зерновую промышленность, позволив импорту и экспорту между провинциями функционировать как система свободной торговли.
Но когда неурожаи вызвали дефицит, цены взлетели до небес, торговцы в конечном итоге копили припасы или продавали зерно в стратегических районах, даже за пределами страны, с целью получения большей прибыли, в то время как тысячи французских граждан голодали. Беспорядки продолжались несколько месяцев. В середине 1775 года порядок был восстановлен, а вместе с ним и государственный контроль над рынком зерна.
Несмотря на это неблагоприятное начало, практика невмешательства, развитая в дальнейшем такими британскими экономистами, как Смит и Дэвид Рикардо, правила во время промышленной революции конца 18-го и начала 19-го веков. И, как отмечали его недоброжелатели, это действительно привело к небезопасным условиям труда и значительному разрыву в благосостоянии.
Лишь в начале 20-го века промышленно развитые страны, такие как США, начали внедрять значительные правительственные меры контроля и правила для защиты рабочих от опасных условий и потребителей от недобросовестной деловой практики. Хотя важно отметить, что эти правила не были предназначены для ограничения деловой практики и конкуренции.
Критика невмешательства в экономике
Одним из основных критических замечаний по поводу невмешательства является то, что капитализм как система имеет встроенную моральную двусмысленность: он по своей сути не защищает самых слабых в обществе. В то время как сторонники невмешательства утверждают, что если люди будут служить в первую очередь своим собственным интересам, это принесет пользу обществу.
Недоброжелатели считают, что невмешательство на самом деле ведет к бедности и экономическому дисбалансу. По их словам, идея позволить экономической системе работать без регулирования или коррекции, по сути, отталкивает или еще больше преследует тех, кто больше всего нуждается в помощи.
Британский экономист 20-го века Джон Мейнард Кейнс был выдающимся критиком теории невмешательства в жизнь и утверждал, что вопрос о рыночном решении по сравнению с государственным вмешательством необходимо решать в каждом конкретном случае.
Резюме
А на этом сегодня все про принцип невмешательства Laissez-faire в экономике. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Laissez-Faire
Опубликовано 04.07.2021 · Обновлено 04.07.2021
Что такое Laissez-Faire?
Ключевые моменты
Понимание Laissez-Faire
История Laissez-Faire
Популяризованная в середине 1700-х годов доктрина laissez-faire является одной из первых сформулированных экономических теорий.Он произошел от группы, известной как физиократы, которая процветала во Франции примерно с 1756 по 1778 год;Я под руководством врача пытались применить научные принципы и методологию к изучению богатства.Эти «экономисты» (как они себя называли) утверждали, что свободный рынок и свободная экономическая конкуренция чрезвычайно важны для здоровья свободного общества.2 Правительство должно вмешиваться в экономику только для сохранения собственности, жизни и свободы личности; в противном случае естественные, неизменные законы, управляющие рыночными силами и экономическими процессами, – то, что позже британский экономист Адам Смит назвал «невидимой рукой», – должны действовать беспрепятственно.
Легенда гласит, что фразу «laissez-faire» в экономическом контексте возникла во время встречи в 1681 году между министром финансов Франции Жаном-Батизом Кольбер и бизнесменом по имени Ле Жандр.Как гласит история, Кольбер спросил Ле Жандра, как лучше всего правительство могло бы помочь торговле, на что Ле Жандр ответил: «Laissez-nous faire» – в основном: «Давайте сделаем (это)».Физиократы популяризировали эту фразу, используя ее для обозначения своей основной экономической доктрины.3
К сожалению, первые попытки проверить теории невмешательства не увенчались успехом.В качестве эксперимента в 1774 году Тюрго, генеральный контролер финансов Людовика XVI, отменил все ограничения жестко контролируемой зерновой промышленности, позволив импорту и экспорту между провинциями функционировать как система свободной торговли.Но когда неурожаи вызвали дефицит, цены взлетели до небес;торговцы в конечном итоге копили припасы или продавали зерно в стратегических районах, даже за пределами страны, с целью получения большей прибыли, в то время как тысячи французских граждан голодали.Беспорядки продолжались несколько месяцев.В середине 1775 года порядок был восстановлен, а вместе с ним и государственный контроль над рынком зерна.4
Несмотря на это неблагоприятное начало, практика невмешательства, развитая в дальнейшем такими британскими экономистами, как Смит и Дэвид Рикардо, правила во время промышленной революции в конце 18 – начале 19 века. И, как отмечали его недоброжелатели, это привело к небезопасным условиям труда и значительному разрыву в благосостоянии. Только в начале 20-го века развитые промышленно развитые страны, такие как США, начали внедрять значительные правительственные меры контроля и правила для защиты рабочих от опасных условий и потребителей от недобросовестной деловой практики – хотя важно отметить, что эта политика не была предназначена для ограничения бизнеса. практики и соревнования.
Критика Laissez-Faire
Одна из главных критических замечаний laissez-faire заключается в том, что капитализм как система имеет встроенные моральные двусмысленности: он по своей сути не защищает самых слабых в обществе. В то время как сторонники невмешательства утверждают, что если люди в первую очередь служат своим собственным интересам, за ними последуют социальные выгоды, недоброжелатели считают, что невмешательство на самом деле ведет к бедности и экономическому дисбалансу. По их словам, идея позволить экономической системе работать без регулирования или исправления, по сути, отталкивает или еще больше преследует тех, кто больше всего нуждается в помощи.
Британский экономист 20-го века Джон Мейнард Кейнс был выдающимся критиком теории невмешательства и утверждал, что вопрос о рыночных решениях по сравнению с государственным вмешательством необходимо решать в каждом конкретном случае.5
Политика невмешательства
Интернациональные бригады
В ноябре 1936 в бои под Мадридом вступили и так называемые интернациональные бригады. Тысячи людей различных политических и религиозных убеждений и разного социального происхождения из 54 стран мира, с большим трудом добравшиеся до Испании, организовали 5 интербригад.
Наибольшее число добровольцев-антифашистов прибыло из Франции, Германии, Италии, было много поляков, американцев, англичан, в интербригадах воевали чехи, венгры, румыны, югославы, албанцы, бельгийцы, шведы, датчане, швейцарцы, мексиканцы, аргентинцы – всего свыше 35 тыс. человек.
Несмотря на утрату Каталонии и тяжелую ситуацию, у республики еще была возможность держаться. Однако в новой обстановке оживилась капитулянтская деятельность колеблющихся элементов внутри Народного фронта, в том числе среди части офицерства. Капитулянты, возглавляемые правым социалистом X. Бестейро и командующим центральным фронтом Ка-садо, надеялись, разгромив коммунистов и других сторонников Сопротивления, добиться соглашения с Франко. 4 марта 1939 г. вспыхнул мятеж на флоте республики в Картахене. 5—6 марта Касадо и Бестейро подняли мятеж в Мадриде и образовали «Национальную хунту обороны». Хунта Касадо — Бестейро объявила коммунистов вне закона, обещав после устранения коммунистов продолжать сопротивление и добиваться «почетного мира». В течение недели в Мадриде шли бои верных республике частей во главе с коммунистами против предателей, но одновременно успешно сражаться на два фронта было уже невозможно. Хунта Касадо — Бестейро оголила фронт и подписала капитуляцию. 28 марта фашисты вступили в Мадрид, а 1 апреля 1939 г. заняли всю республиканскую территорию.
После 32 месяцев героической борьбы Испанская республика пала. Главной причиной поражения испанского народа явилась интервенция Германии и Италии. Другой важной причиной была политика «невмешательства» правительств Великобритании, Франции и США, осложнившая положение республики. Содействовали поражению и внутренние факторы: недостаточное единство рядов рабочего класса и Народного фронта, пагубные последствия проявлений анархизма, местничества и, наконец, предательская деятельность капитулянтских элементов. Поражение Испанской республики имело тяжелые международные последствия, способствовало развязыванию второй мировой войны.
Но героическая борьба испанского народа не была напрасной. Она почти на три года сковала силы международной реакции, явилась важным этапом в развитии международной антифашистской солидарности. Был накоплен большой опыт борьбы против фашизма. Испания показала, что
именно рабочий класс и коммунисты являйся наиболее последовательными и стойкими защитниками дела свободы и демократии, борцами против фашизма. Опыт Испании доказал, что Народный фронт в случае утверждения в нем решающей роли рабочего класса может стать формой осуществления глубоких революционных преобразований в интересах народа, вплоть до перспективы перехода к социализму. Только неблагоприятная международная ситуация и интервенция фашистских держав помешали восторжествовать этой перспективе в Испании. Испанская республика 1936—1939 гг. явилась первым опытом демократической республики нового типа, предшественником государств народной демократии, воспринявших ее опыт.
1 апр. 1939г. война в Исп. законч. победой франкистов. На десятилетия страна была раздел. на победит. и побежд.
В ходе Гр. войны в Исп. республ. армия потеряла более 100 тыс. чел. потери армии Франко 70 тыс. чел. Столько же от болезней. потери интернацион. бригад 6,5 тыс. чел., советских 158 чел. без вести.
В совет и росс историографии очень мало раб по исп:
Жорж сориа «в и рев в исп»-в 2 том-самая лучш раб на сег дн.
Хью Томас «в в исп»+ Данилов «гражд в в исп»=оба автора не симпатиз франкистам.до 90 годов называл в –нац-освоб.
Складывание блока агрессоров. Политика «невмешательства»,
Итало-германская интервенция в Испании. Политика «невмешательства» в испанские дела. Новой ступенью на пути развязывания второй мировой войны стала итало-германская интервенция в Испании. Германия и Италия, помогавшие в организации заговора, хотели сорвать дальнейшее развитие испанской революции, разгромить республику и установить в Испании фашистский режим.
После заключения рядом европейских государств международного соглашения о невмешательстве в испанские дела в Лондоне был создан Комитет по невмешательству, который не был наделен контрольными функциями. Если бы все государства-участники строго соблюдали заключенное соглашение, судьба мятежников была бы решена в короткий срок. Но под, прикрытием этого соглашения Германия, Италия и Португалия осуществляли широкое вмешательство в испанские события. Испания стала важным источником снабжения государств-агрессоров различным сырьем и продовольствием. Кроме того, вермахт использовал испанскую территорию в качестве полигона для своей авиации и танков, приобретения боевого опыта и совершенствования военной стратегии.
Итало-германская интервенция ущемляла национальные интересы Великобритании и Франции. Пиренейский полуостров рассматривался Германией и Италией как выгодный военно-стратегический плацдарм. Превращение Испании в союзницу фашистских государств создавало прямую угрозу морским коммуникациям, связывавшим Англию и Францию с их колониальными владениями. Определенная опасность возникала и для военно-морских баз обоих государств. Особенно тяжелые последствия в случае поражения республиканцев в Испании могла ощутить на себе Франция, поскольку она оказалась бы в окружении фашистских государств.
Лондонский Комитет по невмешательству оказался неспособным противодействовать многочисленным нарушениям соглашения. Поэтому Советское правительство уже в октябре 1936 г. официально заявило, что оно не может считать себя связанным с этим документом в большей мере, чем любое другое правительство, подписавшее соглашение о невмешательстве.
СССР оказал Испании значительную в ее борьбе против фашизма. Защита испанского народа объединяла вокруг Страны Советов все миролюбивые силы, вдохновляла их на активные действия против растущей военной угрозы. Но усиление блокады республики все больше затрудняло оказание эффективной помощи Испании.
Образование агрессивного блока Берлин — Рим — Токио.Военно-политическое сотрудничество Германии и Италии во время интервенции в Испанию ускорило образование блока фашистских государств. В октябре 1936 г. было подписано германо-итальянское соглашение о совместных действиях в основных вопросах международной политики и о разграничении сфер влияния в Центральной и Юго-Восточной Европе. Одновременно произошло сближение Германии и Японии, также заинтересованных в сотрудничестве для осуществления агрессивных планов. В ноябре 1936 г. Германия и Япония заключили так называемый «Антикоминтерновский пакт», к которому через год присоединилась Италия. Государства фашистско-милитаристского блока обязались информировать друг друга о деятельности Коминтерна.
На самом деле фашистско-милитаристская коалиция возникла с целью подготовки и развязывания войны за передел мира в интересах монополий Германии, Италии и Японии. Главную роль в коалиции играла гитлеровская Германия.
После заключения «Антикоминтерновского пакта» агрессивность фашистских государств еще более возросла. В июле — августе1937 г. Япония вторглась в Северный и Центральный Китай и начала широкое наступление в глубь страны.
Вашингтон и Лондон рассчитывали, что Япония вскоре нападет на Советский Союз. Монополии США, например, поставляли японским милитаристам в больших количествах металл, станки, нефтепродукты и другие стратегические материалы.
Захват Австрии фашистской Германией. Новые акты агрессии фашистские государства совершили и в Европе. Первым из них было «присоединение» Австрии к Германии (аншлюс), проведенное под лозунгом объединения всех земель, населенных немцами. Прежде чем решиться на этот шаг, Гитлер заручился поддержкой британского правительства, во главе которого стоял сторонник «умиротворения» Германии Н. Чемберлен.
В марте1938 г. немецко-фашистские войска вступили в Австрию, не встретив никакого сопротивления. Австрия перестала существовать как самостоятельное государство и вошла в состав германского «рейха». Правительства Великобритании, Франции и США сделали вид, что не заметили исчезновения независимой Австрии с политической карты мира.
Невмешательство (Вышинский, 1948)
Невмешательство в испанские дела. Этот политический термин родился в период войны в Испании 1936-1939 годов и был тесно связан с соглашением о невмешательстве в эту войну, заключённым 27 европейскими державами в августе 1936 года.
Мятеж ген. Франко против законного правительства Испанской республики, поднятый 18. VII 1936 года, очень быстро стал крупнейшим фактом международного значения, так как вокруг него завязался чрезвычайно сложный узел политической борьбы между различными державами.
Конкретные примеры невмешательства в главных чертах представляли следующую картину:
США, как держава внеевропейская, формально в соглашении не участвовали. Однако правительство США, наложив эмбарго на вывоз вооружения и амуниции испанскими республиканцами, фактически проводило ту же политику невмешательства и несёт за неё не меньшую ответственность, чем Англия и Франция.
Несмотря на целый ряд недостатков, принятый Комитетом план контроля в случае своего эффективного осуществления сильно затруднил бы итало-германскую интервенцию. Поэтому фашистские державы сначала всячески саботировали введение плана в действие, а вскоре после того, как он начал функционировать (с 5 мая 1937 года), и совсем сорвали его. Придравшись к налёту республиканской авиации (31. V 1937) на занятый мятежниками о. Ивиса, во время которого слегка пострадало противозаконно находившееся здесь немецкое военное судно «Дейчланд», германское правительство в виде репрессии бомбардировало с моря беззащитный испанский город Альмерию, превратив его в груду развалин, а затем демонстративно отказалось от участия в морском патруле и отозвало своего представителя из Лондонского комитета. Итальянское правительство также отказалось от участия в Комитете.
Наглость фашистского плана была столь велика, что даже Англия и Франция не решились его полностью принять,- особенно учитывая тот широкий общественный резонанс, который получила решительная оппозиция против этого плана со стороны Советского Союза. Больше того, под давлением масс французское правительство вынуждено было временно открыть франко-испанскую границу.
Чтобы найти выход из затруднительного положения, английское правительство 14. VII 1937 года внесло в Комитет свой собственный компромиссный план. Суть британского плана сводилась к следующему: контроль испанских сухопутных границ сохраняется в прежнем виде; морское патрулирование берегов Испании прекращается, и вместо этого в испанских портах, находящихся в руках как республиканцев, так и мятежников, устанавливаются постоянные «наблюдатели» Комитета, которые обязаны проверять характер приходящих в Испанию грузов и приезжающих туда людей; иностранные волонтёры (к тому времени на стороне Франко кроме марокканцев сражалось до 100 тысяч итальянских и немецких военнослужащих, большей частью в регулярных войсковых формированиях, против 20 тысяч добровольцев Интернациональной бригады на стороне республиканцев) выводятся из Испании под контролем специальных комиссий Комитета; когда Комитет признает, что эвакуация волонтёров происходит нормально, обеим сторонам, т. е. Франко и испанскому правительству, будут предоставлены «ограниченные» права воюющей стороны.
Борьба, завязавшаяся в Комитете в связи с британским планом, продолжалась целый год. Фашистские державы добивались немедленного закрытия франко-испанской границы и немедленного предоставления «обеим сторонам» прав воюющей стороны, откладывая вывод волонтёров до весьма неопределённого будущего. Им хотелось возможно скорее зажать Испанскую республику в кольце сплошной блокады на суше и на море. СССР, наоборот, категорически настаивал на полном выводе волонтёров, как предпосылке для обсуждения вопроса о правах воюющей стороны и о восстановлении контроля на франко-испанской границе. Англия и Франция, в соответствии со своей общей линией, по существу поддерживали Германию и Италию. В конечном счёте «британский план» был одобрен Комитетом 5. VII 1938 года. Советской стороне в результате длительной борьбы удалось внести в этот план поправки, несколько смягчавшие его отрицательные стороны.
Теперь Лондонскому комитету было совсем нечего делать. После принятия «британского плана» Комитет в полном составе уже больше ни разу не собирался.
С начала 1939 года Комитет вступил в период «ликвидации дел»; ещё 1. III 1939 года советский представитель был отозван своим правительством из Комитета; весной 1939 года Комитет был окончательно распущен.
Позиция СССР в Комитете всё время оставалась последовательной и неизменной защитой законного республиканского правительства Испании против фашистских мятежников. Она определялась принципом, провозглашённым И. В. Сталиным в телеграмме Хозе Диасу.
Прежде всего СССР ставил своей задачей использовать работу Комитета для мобилизации демократических сил во всём мире в защиту Испанской республики. Непосредственное участие СССР в Комитете открывало для этого большие возможности: каждый шаг, каждый манёвр, каждая интрига явных или скрытых врагов демократии служили материалом для привлечения общественного внимания к их гнусным проискам.
СССР неоднократно (например, в декабре 1936, в мае 1937, в сентябре 1938 года) выступал по испанскому вопросу в Лиге наций, решительно отстаивая интересы всеобщего мира и борьбы против агрессии. СССР сыграл крупную роль в заключении Нионского соглашения, направленного против пиратских действий фашистских подводных лодок в Средиземном море. СССР принимал также самые энергичные меры для того, чтобы через печать, радио, кино и т. д. правильно ориентировать мировое общественное мнение об испанской войне и связанных с ней событиях, в особенности о позиции различных держав в данном вопросе.
СССР с самого начала решительно выступил против стремления империалистических держав ставить на одну доску признанное всеми странами законное правительство Испанской республики и мятежного ген. Франко, политического преступника и изменника родины, не имеющего никакого юридического статуса. Советский Союз был единственным государством, последовательно защищавшим суверенные права испанского народа против открытой и скрытой интервенции различных империалистических государств.
Таким образом, если героическое сопротивление испанского народа продолжалось почти три года, если оно вписало в историю одну из самых блестящих страниц, которой будут ещё долго вдохновляться борцы против фашизма и реакции, то это в большой степени явилось результатом энергичных усилий Советского Союза в деле защиты демократической Испанской республики.
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.