Что означала концепция нового политического мышления

Новое политическое мышление

Содержание

Истоки «Нового политического мышления»

Определение и сущность «нового политического мышления»

Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.

В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за ее пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов

Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех ее проявлениях.

В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.

Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств. Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.

Из приведенных ниже документов можно сделать именно такой вывод. Джек Метлок свидетельствует следующее, подкрепляя своё мнение документами ЦРУ [7]

— Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155-157.

США, поначалу недооценивавшие масштабы перестройки, впоследствии изменили свою позицию. Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989) [9] :

— Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век) [10]

Источник

22.3. Новое политическое мышление и внешняя политика

22.3. Новое политическое мышление и внешняя политика

К 1987 г. сформировалась внешнеполитическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Она предполагала отказ от противостояния двух систем, признавала целостность и неделимость мира, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими в области международных отношений.

Начался процесс нормализации отношений между Западом и Востоком, прежде всего с США. В 1987 г. между СССР и США был подписан договор об уничтожении ракет средней и ближней дальности. В 1990 г. СССР согласился сократить свое военное присутствие в Европе и уничтожить большое количество обычных вооружений. В июле 1991 г. в Москве президенты М.С. Горбачев и Дж. Буш-старший заключили договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Важное значение для международной стабильности имели решения СССР вывести войска из Афганистана (окончательный вывод завершился к 15 февраля 1989 г.) и нормализация отношений с Китаем (1989 г.).

Новое политическое мышление подразумевало отказ от прежнего курса в отношении социалистических стран (т. е. отход от «доктрины Брежнева»). В 1989 г. начался форсированный вывод советских войск из стран Варшавского договора, что привело к росту антисоциалистических тенденций. Вскоре в ходе выборов и бархатных революций в этих странах произошла смена бывшего коммунистического руководства, и они стали ориентироваться на Запад.

М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе (министр иностранных дел в 1985–1991 гг.) согласились также на объединение ГДР и ФРГ в единое государство, но Советский Союз не получил от этого ни материальных, ни геополитических выгод. В 1991 г. официально были ликвидированы военно-политические и экономические структуры бывших соцстран – Организация стран Варшавского договора (ОВД) и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Новое политическое мышление в области внешней политики дало противоречивые результаты. С одной стороны, ослабла гонка вооружений и угроза ядерной войны. Начался реальный процесс сокращения и уничтожения обычных и ядерных вооружений, наступило прекращение «холодной войны». Произошли демократические изменения в целом ряде стран. С другой стороны, такая политика привела к поражению СССР в «холодной войне», ликвидации всей мировой системы социализма и распаду биполярной системы международных отношений, существовавших на протяжении почти всего XX в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 42. «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

§ 42. «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. По замыслу Горбачева перестройка должна была вовлечь в свою орбиту общественно-политические силы во всех странах мира и тем самым изменить международные отношения в целом. На смену балансу сил как исторически

§ 4. Внешняя политика

§ 4. Внешняя политика «Новое политическое мышление». К середине 1980-х гг. СССР находился в сложных отношениях с окружающим миром. Непопулярной советскую внешнюю политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах, среди которых на первом месте стояла

«Новое мышление». Патогенез

«Новое мышление». Патогенез «Новое мышление» Горбачева многие склонны объяснять пониманием того, что продолжения гонки вооружений, навязанной рейгановской администрацией, Советский Союз не выдержит. Так-то оно так, но не совсем.«Вы думаете, что находитесь впереди нас в

«Новое мышление». Агония

«Новое мышление». Агония Декабрь 1988 года. Горбачев выступает в ООН с инициативой о сокращении вооружений. Суть: согласие на несимметричное сокращение войск в Европе, на соглашение по ракетам средней дальности на условиях НАТО. Изменение ситуации хорошо видно в ходе

Новое мышление

Новое мышление Примерно в это время, с подачи идеологов типа муллы Бепени Торопбердина, полагавшего ненормальной ситуацию, когда мусульмане подчиняются «неверным», зазвучали призывы к джихаду. Теперь бунтовщики расправлялись уже и с «верными» башкирами, не

Глава 13. ЧТО ТАКОЕ «НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» И ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИ «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»?

Глава 13. ЧТО ТАКОЕ «НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» И ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИ «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»? Рациональное зерно провозглашенного первоначально Горбачевым «нового мышления» в международных делах, если его очистить от словесной шелухи, фактически заключалось в возвращении к тем постулатам и

11.2. Новое мышление

11.2. Новое мышление 11.2.1. В этом мире не мало изобретений, которые произвели на свет наши соотечественники. Одним из них является так называемая перестройка и новое мышление. Правда, иностранцы тоже кое-что внесли в это дело. Но авторство как бы закрепилось за нашим

Внешняя политика

Внешняя политика ЧИГИРИ?НСКИЕ ПОХО?ДЫ – действия турецких и русских войск на юге Правобережной Украины во время русско-турецкой войны 1676–1681 гг. в районе города Чигирин, занимавшего стратегически важное положение на реке Тясмин.Известны два похода: 1677 и 1678 гг. Во время

Внешняя политика

Внешняя политика При Александре II закончилась, наконец, война на Кавказе, начавшаяся еще в 1817 году. Одним из главных направлений внешней политики в период царствования Александра II оставалось решение «восточного вопроса». Нейтрализация Черного моря не способствовала

Внешняя политика

Внешняя политика Цари российские всегда всякую победу над врагом внешним приписывали своему счастью, своему гению и своему уменью организовать победу.После всякой удачной войны цари, говоря языком вульгарным, невероятно «хамели» и так высоко задирали нос, что

«Новое мышление» и угроза внутреннего кризиса

«Новое мышление» и угроза внутреннего кризиса Неудача в Рейкьявике не отбила у Горбачева вкус к «новому мышлению» в глобальном масштабе. Напротив, он пригласил в Москву участников Иссык-Кульского форума. На этот форум, который проводился в Киргизии на берегу прекрасного

Внешняя политика

Внешняя политика 1935— 23 марта. Договор между Японией и СССР о продаже прав на КВЖД.— 2 мая. В Париже подписан франко-советский пакт о взаимной помощи (который, однако, не дополнен военным соглашением из-за нежелания П. Лаваля идти на это).— 16 мая. В Праге подписан

«Новое мышление»

«Новое мышление» В последующие месяцы Горбачев часто возвращался ко всем этим проблемам в самых различных аудиториях, каждый раз смещая акценты на наиболее новаторские аспекты тезисов, провозглашенных им на февральском съезде 1986 года. Он все более обеспокоенно говорил

«Новое мышление»

«Новое мышление» В последующие месяцы Горбачев часто возвращался ко всем этим проблемам в самых различных аудиториях, каждый раз смещая акценты на наиболее новаторские аспекты тезисов, провозглашенных /149/ им на февральском съезде 1986 года. Он все более обеспокоенно

Часть III. НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Часть III. НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Отправные пункты Едва ли нужно доказывать, что перестройка, кардинальные реформы в экономике и политической системе были бы невозможны без соответствующих изменений во внешней политике, создания благоприятной международной

Источник

новое мышление-2. Советская концепция нового политического мышления

Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Если в 1985-1986 гг. она основывалась на традиционных идеологических приоритетах, то уже в 1987-1988 гг. М. С. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно в корне изменило международные отношения, снизило напряженность в мире. Однако экономический кризис в стране и уступки руководства Западу привели к тому, что авторитет Советского Союза в мире заметно упал. Это ускорило процесс крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР

Что означала концепция нового политического мышления

М. С. Горбачев и М. Тэтчер в 1984 г.

Стремление Горбачева снизить военные расходы (25 % госбюджета СССР) привело к введению летом 1985 г. одностороннего моратория на ядерные испытания. Осенью того же года состоялась первая встреча Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Женеве, где стороны приняли Декларацию о недопустимости ядерной войны. В документе констатировалось, что в ядерной войне «не может быть победителей». Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом и достигли договоренности о расширении отношений двух стран.

Что означала концепция нового политического мышления

Встреча М. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве

Причинами изменения внешнеполитического курса СССР стали: 1) опасность нового витка «холодной войны»; 2) кризис советской экономики, для которой военные расходы стали непомерной ношей; 3) невозможность оказывать безвозмездную «интернациональную помощь» различным «дружественным» странам.

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В 1987 г. основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Он заявил, что все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей.

Новая внешнеполитическая доктрина включала: 1) отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым; 2) стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон; 3) признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.

Согласно новому мышлению, были определены три основных направления внешней политики СССР: 1) нормализация отношений с Западом и разоружение; 2) разрешение международных конфликтов; 3) широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Что означала концепция нового политического мышления

Новое политическое мышление в сфере международных отношений

Отношения СССР с странами Запада

В декабря 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Горбачев заявил, что советское правительство будет конкретными мероприятиями подтверждали готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу.

Из документа (Горбачев М. С. Годы трудных решений):

В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь этого соглашения вызвало негативную реакцию многих руководителей партийно-государственного аппарата, опасавшихся снижения обороноспособности СССР. Согласно договору стороны должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы до 6 тыс. единиц. В реальности согласно «правилам зачёта» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, Советский Союз мог иметь 6,5 тыс. боеголовок, а США — 8,5 тыс.

Что означала концепция нового политического мышления

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) М. Горбачев и Дж. Буш-старший подписали 30—31 июля 1991 г. в Москве

На фоне внешнеполитического отступления Советского Союза активизировались государственные связи со странами Европейского Экономического Сообщества. Заключенные между СССР и ЕЭС соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Страна была принята в Международный валютный фонд. Была достигнута договоренность о совместном освоении СССР и странами Северной Европы природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Отношения СССР с соцстранами. распад соцлагеря

Экономический и политический кризис в странах Восточной Европы, падение авторитета правящих партий вызвали активизацию оппозиционных сил. В немалой степени этому способствовал и объявленный в СССР курс на «обновление социализма». М. С. Горбачев неоднократно заявлял об отказе Советского Союза от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Предпринимались шаги по изменению форм экономического сотрудничества с государствами ОВД.

Из документа (Из воспоминаний Н. И. Рыжкова):

С 1986 по 1989 год объем всей безвозмездной помощи зарубежным странам составил 55,9 млрд инвалютных рублей, т. е. 1,1 % валового национального продукта! Огромная, на мой взгляд, сумма! А 67 % ее «съела» Куба… Наше правительство медленно, но упрямо вело курс на снижение этих немыслимых объемов. Невелики цифры, но заметны. Вот они только по развивающимся странам, которые нам, в отличие от партнеров по СЭВ, вообще практически ничего не давали: в 1986 г. мы передали им 16,5 млрд инвалютных рублей, а в 1989—уже только 12,6.

В 1989 г. СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной Европы. Одновременно в этих государствах усилились антисоциалистические настроения. В результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. В 1989 г. в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Венгрии произошли «бархатные революции», в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Румыния стала единственной страной, где во время смены власти произошли кровопролитные столкновения, а бывший глава государства был расстрелян. В результате смены партийно-государственных структур в этих странах начался переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. Однако эти меры привели к резкому обострению экономической ситуации.

Что означала концепция нового политического мышления

«Бархатная революция» 1989 г. в Чехословакии

В Югославии крушение социализма привело к обострению национальных отношений и распаду страны на несколько государств. Объявили себя суверенными республиками Хорватия и Словения. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались только Сербия и Черногория.

В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии. Объединенная Германия стала членом НАТО, на что Горбачев дал согласие канцлеру ФРГ Г. Колю.

Что означала концепция нового политического мышления

Демонтаж Берлинской стены, 1990

Переход стран Восточной Европы к парламентской демократии имел следствием распад социалистического лагеря. Сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 1980-х гг. их доля во внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50 %, то в начале 90-х снизилась до 16%. Весной 1991 г. прекратили деятельность Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД).

Практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом. Они выразили готовность вступить в НАТО и ЕЭС.

урегулирование региональных конфликтов

В рамках нового мышления Горбачев заявил о необходимости укрепления региональной безопасности. Сокращалась помощь СССР «революционно-демократическим» государствам «третьего мира». В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР «необъявленная» афганская война была признана грубой политической ошибкой.

Что означала концепция нового политического мышления

Советские войска покидают Афганистан

Из документа (Б. Громов. Ограниченный контингент):

…Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили — в отличие от американцев во Вьетнаме — свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы — лишь то, что могли.

Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь мы должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью.

Перед Ограниченным контингентом никто и никогда не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Все боевые действия, которые 40-й армии приходилось вести с 1980 года и практически до последних дней нашего пребывания в стране, носили либо упреждающий, либо ответный характер. Совместно с правительственными войсками мы проводили войсковые операции только для того, чтобы исключить нападения на наши гарнизоны, аэродромы, автомобильные колонны и коммуникации, которые использовались для перевозки грузов.

Вместе с тем более 70% сил и средств 40-й армии постоянно было задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов. Эта напряженная работа не прекращалась вплоть до последнего дня пребывания Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Благодаря советским поставкам и деятельности наших специалистов экономика страны окрепла и, образно говоря, встала на ноги.

Стабилизации ситуации в Тихоокеанском регионе способствовал вывод советских войск из Монголии в 1989 г. СССР оказал содействие выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Предпринятые шаги привели к улучшению отношений с Китаем. В 1989 г. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.

Что означала концепция нового политического мышления

М. Горбачев и Д. Сяопин в Пекине, 1989

Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Была достигнута договоренность о совместных работах по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

В Африке СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии. В результате в Анголе и Камбодже завершилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз поддержал Контадорский процесс, направленный на политическое урегулирование положения в Центральной Америке, вызванное вооружёнными конфликтами в Гватемале, Никарагуа и Сальвадоре.

СССР перестал поддерживать режимы в Ираке и Ливии. Во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта,Советский Союз занял четкую позицию. Он поддержал осенью 1990 г. резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую действия иракских властей (осень 1990 г.). В 1991 г. СССР содействовал заключению международного соглашения, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами.

Результаты политики «нового мышления»

Результатами политики «нового мышления» стали завершение «холодной войны»; сокращение обычных и ядерных вооружений; нормализация ситуации в регионах противостояния СССР-США: в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке; демократические перемены в ряде стран Восточной Европы (свободные выборы, многоукладная экономика); распад ОВД и соцлагеря.

Реализация нового внешнеполитического курса СССР не только благоприятствовала оздоровлению международного политического климата, но и отвечала задачам внутриполитического развития СССР (сокращение военных расходов). Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М.С. Горбачева и его ближайших соратников. В ноябре 1991 г. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира.

Что означала концепция нового политического мышления

На вручение Нобелевской премии в декабре 1990 г. Горбачев не приехал. На снимке — он на встрече лауреатов Нобелевской премии мира в Риме в ноябре 2005 г.

Из документа (Обращения М. С. Горбачева к согражданам. 25 декабря 1991 г.):

Мы живем в новом мире:

— Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны…

— Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использований войск за пределами страны. И нам ответили доверием, солидарностью и уважением.

— Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных, демократических началах.

— Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения. Поиски демократического реформирования многонационального государства вывели нас к порогу заключения нового Союзного договора.

Все эти изменения потребовали огромного напряжения, проходили в острой борьбе.

Противники новых подходов к решению международных вопросов, будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, пополнили ряды оппозиции горбачевской перестройке.

Во внешней политике «новое мышление» дало обоснование ухода СССР с его мировых позиций под лозунгом отказа от «политического диктата» над другими странами и достижения «консенсуса» с Западом. Был нарушен стратегический паритет. Договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности предусматривали сокращение ядерного потенциала для СССР в большей степени, чем для НАТО. Ущерб обороноспособности нанесло решение Горбачева об ускоренном выводе советских войск из стран Восточной Европы и ГДР. СССР потерял всех своих союзников в Европе, Азии и Латинской Америке. Надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем, ради которых делались уступки Горбачевым и Шеварднадзе, не оправдались. С крушением соцлагеря и крахом СССР произошел распад биполярной системы, на которой базировалась стабильность в мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *