Что означал в послевоенные годы термин общество всеобщего благоденствия
Содержание статьи
В 1960-х годах ушла бедность послевоенных лет. Планомерно решались задачи подъёма уровня жизни, увеличения пенсий, расширения жилищного строительства, введения пятидневной рабочей недели, повышения качества товаров.
Размеры зарплат в СССР устанавливались государством. Разница в заработках специалистов низшего и высшего разряда существенно не отличалась. Престиж в обществе приносили скорее нематериальные достижения. Политика выравнивания доходов привела к тому, что большинство населения стало советским «средним классом», тогда как на Западе средний класс не составлял большинства.
Рост благосостояния и качества жизни
Советский человек был в основном уверен завтрашнем дне: например, бесплатное высшее образование гарантировало последующее трудоустройство. Работодателем и гарантом занятости выступало государство. Добросовестно отработав положенное, человек получал пенсию, которая позволяла жить не бедствуя. Этот, возможно, не самый захватывающий сценарий воспринимался как непреложный закон.
Высшие руководители СССР не были богачами. Большинство привилегий они получали в неденежной форме, обеспечивались служебным транспортом и дачами лишь на время исполнения должностных обязанностей, не имели валютных счетов и зарубежной недвижимости. Их дети не наследовали социальный статус родителей.
Потребительский бум
Общественная жизнь
Досуг и общение протекали на кухнях, на «тусовках» (дискотеки, компании стиляг и др.), в общежитиях, в песнях у костра в стройотряде или «на картошке». В то время люди встречались чаще и охотнее, чем сейчас.
Культурная и духовная жизнь
В 1960-1970-е годы взлетела популярность театра, оперы и балета. Главные кумиры сцены играли в театре на Таганке, в Ленкоме и «Современнике» (Москва), в ленинградском БДТ. Посещение театра или консерватории для многих превратилось в потребность. Советское руководство не без успеха продвигало в массы высокое искусство.
СССР был самой читающей страной. Государство издавало книги миллионными тиражами и содержало огромную сеть районных и школьных библиотек, что делало книгу общедоступной. В 1970-е годы началось повсеместное формирование домашних библиотек. Хорошим читательским спросом пользовались классические произведения.
Большинство советских интеллигентов 1960-1980-х годов не придерживалось диссидентских взглядов. Повзрослевшие «шестидесятники» видели себя в созидательной работе во благо народа на основе идеалов социализма. Многие являлись членами компартии (КПСС), чтили Ленина, а советскую действительность критиковали не с целью разрушения, но для ее совершенствования.
Общество всеобщего благоденствия
После завершения Второй Мировой войны перед государствами стояла задача в максимально короткие сроки восстановить экономику и стабилизировать социально- политическую жизнь. Тоталитарные диктатуры в Германии и Италии, революционные события в России в глазах многих держав выглядели закономерным итогом экономического и социального кризиса.
Поэтому, именно социальная защита населения в послевоенные годы стала доминирующей сферой государственной политики развитых стран.
Формирование рыночной экономики
Устойчивость любых преобразований напрямую зависела от статуса государства на международном рынке. Внедрение социальных реформ шло параллельно с модернизацией промышленности. Правительство Швеции разработало первую в мире модель социальной демократии, целью которой являлось искоренение бедности.
В стране внедрялась смешанная форма экономики частные предприятия сотрудничали с государственными структурами, которые выполняли функцию равномерного распределения доходов. Такую модель переняли все европейские государства, в том числе Западная Германия, благодаря чему уже к началу 1948 года, в стране была стабилизирована национальная валюта, возобновились социальные выплаты.
Для работников фабрик и заводов вводилась система профсоюзной защиты, что позволило не только поднять уровень производства, но и полностью побороть безработицу в государстве. Такие изменения стали предпосылкой для «экономического чуда» 1950-60-х годов, когда ФРГ буквально за десять лет смогла войти в число наиболее весомых субъектов мировой экономики.
В 60- х годах подобная экономическая программа начала активно внедряться в США. Уже к концу 1968 года были достигнуты ощутимые положительные результаты в США практически не существовало незащищенных слоев населения. Социальные выплаты по безработице в этот период были равны размерам статистической средней зарплаты наемного работника.
Методы внедрения социальной политики
Во второй половине 20 века, многие государства кардинально изменили приоритетные сферы правительственного финансирования. Если в довоенный период основные капиталовложения делались в военную промышленность, то в послевоенное время основной финансовый поток был направлен на экономическое развитие и социальную поддержку населению.
Важной составляющей социальной политики было становление нормативно-правовой базы, которая обеспечивала реальное гражданское равенство и эффективное решение социально экономических конфликтов. Результатом этого стало принятие во многих странах первых либеральных конституций и трудовых кодексов.
Финансирование социальной сферы происходило за счет местных и центральных органов государственной власти, которые распределяли финансовые потоки от крупных промышленных объектов. Львиную долю капитала составляли и налоги, которые выплачивались лицами, обладающими высокими доходами или недвижимостью.
Модель всеобщего благоденствия не исключает возможности вмешательства в социальную политику государства международных либо национальных благотворительных организаций.
Государство всеобщего благоденствия: концепция
Теория «Государства всеобщего благоденствия» включала в себя принципы устранения несправедливости капиталистического строя. Ее можно назвать попыткой трансформировать капитализм в совершенно новый общественный строй, главной целью которого стало бы достижение социальной гармонии.
«Государство всеобщего благоденствия» якобы будет не допускать монополии и способствовать тому, чтобы наладить положение разных социальных слоев.
О теории говорят, как о тщательной скрытой форме защиты капитализма, только государственно-монополистического. В данном случае, именно буржуазное государство укрепляет свою экономику и еще больше эксплуатирует трудящихся.
Кризис государства всеобщего благоденствия
Решающий вклад в разработку концепции «государства всеобщего благоденствия» внёс Дж. Кейнс (1883 – 1946), который в своём главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложил стройную теорию государственного регулирования экономических и социальных отношений в обществе. Суть своего подхода Кейнс выразил в следующих словах:
«Я ставлю главное ударение на увеличение покупательской способности, обусловленной правительственными расходами, которые финансируются кредитами».
В своей теории он делает ставку на стимулирование личного потребления и повышение жизненного стандарта, что стало главным принципом экономической политики западных стран. В 1944 г. Дж. Кейнс и Г. Уайт создали Всемирный банк и МВФ, составившие основу новой международной валютной системы, которая успешно работала до середины 70-х гг. ХХ в., обеспечивая невиданный ранее ежегодный рост промышленного производства в западных странах на 5,6 %, а также рост мировой торговли со среднегодовым темпом более 7 %.
В процессе практического осуществления государства всеобщего благосостояния сложились три основные его модели: либеральная, социал-демократическая и консервативно-корпоративная.
Названные модели различаются между собой в первую очередь теми формами, в которых государство выполняет свою функцию социальной защиты. Основными среди них выступают три: экономическая, социальная, семейная.
Либеральная модель социального государства отдаёт безусловный приоритет экономическому, или первичному распределению, которое обусловлено прямым участием человека в системе производства. Она предполагает высокий уровень занятости. Социальная форма распределения также присутствует, но она занимает весьма скромное место и действует по остаточному принципу. Некоторые социальные риски покрываются частным страхованием.
Следует отметить, что высокий уровень обобществления социального страхования в тот период существенным образом трансформировал другие социальные функции. Например, большинство социальных услуг: страхование по безработице, медицинское страхование, пенсионное обеспечение. К концу 80-х годов в большинстве стран отошли от индивидуального контрактного страхования соответствующих рисков, «дрейфуя» в сторону социальной помощи, в том числе и социальным группам, которые не платят социальные взносы.
Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, необходимо подчеркнуть, что определяющим для «государства всеобщего благоденствия» стал принцип солидарности. Именно им обусловлена всеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.
В теоретическом плане переход к «государству всеобщего благоденствия» означал отказ от бисмарковской модели социального государства, построенной на принципах солидарности, коммутативной справедливости, и переход к реализации принципов «перераспределительной справедливости». Коммутативная справедливость заключается в равенстве прав («формальном»), она основывается на принципе взаимности и соответствует максиме «воздать каждому по заслугам»; соотносится с идеалом «справедливого вознаграждения», предполагающим, что каждый получает соответственно своему вкладу (например, выплата пособий рассматривается как возмещение взносов). Справедливость же распределительная или корректирующая, нацелена на равенство экономическое («реальное»). Такая справедливость основана на принципе перераспределения благ между богатыми и бедными и соответствует максиме «каждому по потребности». Если коммутативная справедливость может осуществляться без посредничества политики (по принципу договора или страхования), то справедливость перераспределительная требует вмешательства какого-либо государственного органа. Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.
В фундаменте этого проекта лежал исторический компромисс между трудом и капиталом, корпоративный договор между государством, бизнесом и профсоюзами. Но ослаблению проекта способствовали многие причины: чрезмерные военные расходы, растущие расходы на экологию, энергетический кризис, конкуренция дешёвых товаров из Японии, финансово-экономические ошибки и пр. Спад в экономике и падение прибыли побудили капитал пересмотреть существующий компромисс, заключить новый договор, в котором позиции профсоюзов и наёмных были бы существенно ослаблены.
На смену государства всеобщего благоденствия пришло «государство реальных возможностей» (Enabling State), имея ввиду, что эти возможности являются опять же скромными.
Возникшее в 70-е гг. ХХ в. деление на квалифицированный и неквалифицированный труд продолжает углубляться и усиливаться. При этом доля неквалифицированного труда остаётся большой, включая сектор услуг, который охватывает две третьих занятых.
Появились новые формы организации труда, произошёл переход от вертикально-пирамидальной организации к горизонтально-сетевой. Изменилось и отношение к труду: если раньше главными были оплата и условия труда, то теперь все больше на передний план выходят профессиональный интерес и профессиональное признание, творческие аспекты труда, который рассматривается как способ самоутверждения и самореализации. Труд меньше воспринимается как навязанная обязанность. Он предполагает больше самостоятельности, независимости, гибкости. Труд сближается с человеческим капиталом, в котором главным выступают знания и компетентность. В то же время все более сложными становятся условия труда, усиливается интенсификация, повышается темп, большее значение приобретает самоконтроль, растут умственные и психологические перегрузки, возникает ощущение постоянной нехватки времени, возрастает угроза стресса, размывается граница между работой и неработой. Труд при этом часто не спасает от бедности, что в особенности касается молодых.
В период «государства всеобщего благоденствия» перестали существовать социальные классы, и социальное неравенство, бедность и безработица носят бесклассовый характер, они поражают не группу, не класс и не слой, а индивида, он переживает их как «личную судьбу». Это оказало существенное влияние на такую социальную форму как семья.
С 80-х годов прошлого века одинокий мужчина и одинокая женщина выступают главными фигурами современного общества, а существующий рынок труда абстрагируется от потребностей семьи, брака, материнства, отцовства, партнёрства и т.д. В условиях экспансии рынка и телевидения индивидуализация вызывает стандартизацию и унификацию форм существования, поскольку все живут в стандартизированных квартирах и пользуются унифицированными предметами, все придерживаются общепринятых мнений и установок, все смотрят одни и те же программы. Так образуется некий гибридный вид индивидуализированной и в то же время массовой публики, «стандартизированное коллективное бытие разобщённых массовых отшельников». Люди приобретают некий наднациональный, надкультурный, надклассовый, надсемейный способ существования. Они оказываются в обществе, лишённом общности.
С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика «государства всеобщего благоденствия», которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.
Направленность усилий «государства всеобщего благоденствия» на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.
Исторически начало кризиса «государства всеобщего благоденствия» связывается с президентством (1977-1981) Джимми Картера.
Предвыборным лозунгом Д. Картера был слоган – «Честность в политике». И он всеми силами пытался претворить этот лозунг в политическую жизнь своей страны. Но Соединённые Штаты, раздираемые перманентным внутриполитическим и духовным кризисами, порождёнными войной во Вьетнаме и «Уотергейтом», плохо воспринимали слова и действия своего президента.
Картеру не удавалось добиться сдвигов в отношениях с развивающимися странами и по проблеме энергоресурсов. К лету 1979 г. импорт нефти достиг пика за 70-е годы, составив почти половину всего потребления нефти в США. Стоимость ввозимой нефти после прихода демократов к власти возросла почти в 2 раза, а по сравнению с началом десятилетия — увеличилась в 17 раз. С лета 1979 г. в выступлениях Дж. Картера относительно энергетической проблемы звучали уже панические ноты. Американское военное руководство предупреждало о возрастании «угрозы» для «национальной безопасности» США. Несмотря на принимаемые Вашингтоном меры, негативные для США тенденции в экономике мирового капитализма продолжали нарастать.
Первой жертвой напора империалистических соперников стала «идея трёх локомотивов», от которой пришлось отказаться ещё в начале 1978 г. Не удавалось ликвидировать внешнеторговый дефицит США. К началу 1979 г. стоимость доллара относительно валют главных американских конкурентов упала на 20% по сравнению с началом президентства Дж. Картера. Растущие противоречия между империалистическими «центрами силы» постепенно охватили все их основные экономические проблемы. Продолжала падать доля США в мировом капиталистическом экспорте промышленной продукции. США уступили здесь первое место ФРГ. Доля США в совокупном экспорте высокоразвитых капиталистических стран в 1982 г. уменьшилась до 18% по сравнению с 19,3% в 1970 г. Американские валютные запасы сократились соответственно с 20,5 до 14% общих запасов капиталистического мира.\
Таким образом, трудности США во второй половине 70-х годов ещё более усиливались, охватив весь спектр международной деятельности США. И трудностей этих становилось тем больше, чем дальше руководство США отходило от политики разрядки, раскручивая новые спирали гонки вооружений. Администрация Дж. Картера пожинала теперь плоды фундаментальных просчётов, допущенных в связи с переоценкой возможностей США.
Во внешней политике в годы президентства Картера США продолжали преследовать неудачи. В 1979 году Никарагуа рухнула многолетняя диктатура клана Самоса (это о нем президент Ф. Рузвельт говорил, что это «наш сукин сын»), и к власти пришёл прокоммунистический Сандинистский фронт национального освобождения.
В том же 1979 году произошла Исламская революция в Иране, в результате которой был свергнут шах Ирана Реза Пехлеви, бывший верным союзником Америки на Среднем Востоке.
Осенью 1979 года в Иране, где уже власть находилась в руках мусульманского духовенства, произошло крайне неприятное событие, очень пагубно отразившееся на престиже Америки – так называемые «революционные студенты» захватили посольство США и взяли всех находившихся там дипломатов в заложники.
К единственной внешнеполитической победе США и президента Картера лично можно было отнести Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года между Египтом и Израилем, которые стали основой для египетско-израильского мира 1979 года.
К успехам ЦРУ США, на которое во второй половине 1970-ых годов обрушился целый «водопад» критики, можно было отнести операцию по втягиванию СССР в Афганскую эпопею.
Американские разведчики провели блестящую операцию дезинформации, по которой выходило, что просоветский диктатор Афганистана Хафизулла Амин ведёт тайные переговоры с США, собираясь перейти на сторону Запада и пригласить в свою страну американские войска с предоставлением последним военный баз (в том числе и для стратегических ядерного оружия). Советское руководство клюнуло на эту «дезу» и ввело в Афганистан свои войска, физически устранив Х. Амина при помощи своих спецподразделений. Так «Красная империя» получила свой «Вьетнам».
Основной экономической проблемой Соединённых Штатов (да и всего мира тоже) во второй половине 1970-ых годов были непрерывно растущие цены на нефть. Тогда было очень популярным словосочетание «альтернативные источники энергии».
Президент Картер предложил крупнейшим военно-технологическим корпорациям Америки – «Боинг», «Локхид», «Мартин-Мариетта» работу над реализацией программы АТЭС (адиабатная термальная электростанция).
Эти электростанции могли использовать для выработки электроэнергии разницу температур между нагретой океанской водой на поверхности в районе экватора и там же, но на глубине в 1000 метров. Эта разница была весьма невелика – всего двадцать градусов по Цельсию, но зато запасы океанской воды были неисчерпаемы.
К тому же Картер практически наполнял конкретным экономическим содержанием уже зашедшую в тупик политику Разрядки или Детанта, убивая одним выстрелом двух зайцев – решал энергетическую проблему и продвигал дальше этот самый Детант.
В 1985 году намечалось построить первую опытную АТЭС, а в 1990 году – первую промышленную АТЭС. Эти электростанции должны были своей выработанной электроэнергией разлагать воду на кислород и водород, водород сжижать и перегружать на специальные танкеры, которые должны доставлять сжиженный водород в американские порты. Уже частные американские корпорации выделили один миллиард долларов на разработку «дома на водороде», и казалось, ничего не сможет уже помешать внедрению в жизнь экологически чистой «водородной энергетики». Правительственные аналитики планировали, что к середине XXI века большую часть потребностей США в энергетических ресурсах должна была удовлетворяться за счёт развития программы АТЭС.
ФРГ, а вместе с ней и Европейский Союз, получали таким образом энергетическую независимость и условия по устойчивому развитию своей энергетики на ближайшие несколько тысяч лет.
Все было бы просто отлично, но транснациональные нефтегазовые корпорации при подобном векторе развития мировой энергетики теряли свои сверхприбыли и сползали на обочину мирового энергетического бизнеса. И они начали действовать.
Одной из акций по созданию негативного имиджа Джимми Картера был срыв операции по вызволению американских заложников-дипломатов из захваченного «революционными студентами» здания американского посольства, что имело место весной 1980 года. В ходе этой неудачной акции у американского спецназа одновременно вышли из строя 5 из 6 вертолётов, задействованных в операции. Вероятность произвольной аварии сразу с таким количеством вертолётов ничтожна мала. Скорее всего, эти вертолёты привел в негодность кто-то из своих. Заинтересованные лица, что называется, за ценой не постояли.
В результате на президентских выборах победил Рональд Рейган, который немедленно прикрыл программу АТЭС.
Ещё до своего вступления в должность 20 января 1977 года Картер столкнулся с основной дилеммой своего президентства. Избранный как дилетант, он должен был искать сотрудничества с традиционной политической элитой. При этом он скоро попал под угрозу изменить своему имиджу и своим идеалам, т.е. проводить «политику как обычно».
Стиль правления Картера представлял собой сознательную реакцию на эксцессы «имперской» администрации Никсона. Когда Картер к концу своего президентства реорганизовал Белый дом, то возврат к традиционному осуществлению власти (включая рекламно-информационные кампании) уже не мог восстановить его надтреснутый авторитет. Своим необычным стилем правления Картер бросил вызов и Конгрессу.
«Нефтяной шок» с недостатком бензина и резкими подорожаниями вызвал внутриполитическое недовольство, которое ввергло Картера летом 1979 года в глубочайший кризис его президентства. К этому времени его направленная на экономию энергетическая политика, которая должна была сделать Соединённые Штаты независимыми от импорта энергии, уже потерпела неудачу из-за сопротивления в Конгрессе. Также и его выступление за радикальные реформы здравоохранения и социального обеспечения практически не нашло поддержки у партийных друзей.
Значительным внешнеполитическим успехом было соглашение о мире между Израилем и Египтом. Картер достаточно рано дал понять, что готов искать новые возможности для решения ближневосточного конфликта. Эти, сначала неловко начатые, усилия развились в диалог между Израилем и Египтом, который Картер решительно ускорил, пригласив израильского премьер-министра Бегина и египетского президента Садата в свою загородную резиденцию Кемп-Девид. После тринадцатидневных переговоров, в которых Картер как посредник играл решающую роль, в сентябре 1978 года было заключено мирное соглашение. Его подписание в «Саду роз» Белого дома 26 марта 1979 года было высшей точкой президентства Картера.
Ещё труднее складывались усилия, направленные на взаимопонимание с Советским Союзом.
Президент, который из-за аферы с заложниками отказался от энергичной предвыборной борьбы и в надежде на должностной бонус уединился в Белом доме, потерпел горькое поражение: Рейган выиграл 51% голосов избирателей и 489 голосов членов выборной коллегии. Американцы, разочарованные знакомством с дилетантом-любителем, послали его в комфортабельную отставку.
Картер и ещё больше его жена были глубоко задеты отводом избирателей. Но вскоре они оправились от поражения и начали жизнь как бывшая президентская пара, которая принесла им уважение и даже любовь. Картер создал президентскую библиотеку в Атланте, являющуюся не только хранилищем его документов и мемуаров.
Бурова И.И., Силинский С.В. США. СПб.: Питер, 2002. – 458 с.
Иванян Э.А. История США. М.: Академия, 2004.- 386 с.
Никонов В.А. Республиканцы: от Никсона к Рейга-ну. М.: Просвещение, 1988. 268 с.
Согрин В.В. Демократия и президенты: американский опыт. М.: Республика, 1998. – 334 с.
Согрин В.В. США: политическая история, 17-20 вв. М.: Варус, 2001. – 424 с.
Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. – 266 с.
Хофстедтер Р. Американская политическая традиция и её создатели. М.: Академия, 2002. – 212 с.
Опыт ведущих капиталистических держав по созданию
Лекция 5. Эпоха «государства всеобщего благоденствия»
1. Понятие и происхождение «государства благоденствия»;
2. Опыт ведущих капиталистических держав по созданию «государства благоденствия».
Понятие и происхождение «государства благоденствия»
«Государство всеобщего благоденствия» – термин для обозначения сущности развития ведущих капиталистических держав (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) 30-х – 70-х гг. ХХ в. Начиная с «нового курса» Рузвельта (в основе этого курса лежит концепция английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, соответственно, название этой концепции – «кейнсианство»). Являясь формой разрешения кризиса («Великой депрессии»), государство всеобщего благоденствия ориентировалось на социальное партнерство и главной задачей имело эффективное исполнение функций социальной защиты («социальное государство»). Поэтому государству вменялось в обязанность:
ü стабилизация финансов;
ü стимулирование «большой науки»;
ü контроль за прогрессивным налогообложением, социальным страхованием, образованием, медицинским обслуживанием, сферой услуг.
Государство всеобщего благоденствия основано на национализации и планировании сфер экономики, системе социальных мероприятий (социальное обслуживание, страхование, государственное регулирование зарплаты, труда, денежного обращения и пр.), «антитрестовском (антимонопольном) законодательстве», повышении роли широких народных масс в политической жизни.
Окончательное становление государства благоденствия произошло в 40-50 годы. На 60-70 годы приходиться его расцвет. К 1975 году во всех страна запада были созданы системы социального обеспечения. Государство взяло на себя помощь вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и просто бедным. Большая часть взрослого населения была охвачена программой страхования на случай безработицы, несчастного случая, болезни и имела право на пенсию по старости. Государство стало регулировать отношения между рабочими и предпринимателями. Оно активно вмешивалось в экономическую жизнь.
Однако, государство благоденствия не могло решить всех проблем. В 70-е годы темпы экономического роста упали. Выросла безработица. Система социальной защиты стала работать с перебоями. Возникло новое политическое движение, выступающее за пересмотр принципов государства благоденствия, названное консервативной волной. Представители нового движения добились сокращения социальных расходов, уменьшения роли государства в экономике. Но система социальной защиты населения оставалась неприкосновенной. Она лишь была приведена в соответствие с экономическими возможностями.
Опыт ведущих капиталистических держав по созданию
США.После второй мировой войны США стала сверхдержавой. Гарри Трумэн продолжил реформы нового курса. Холодная война наложила отпечаток на жизнь страны. Корейская война ослабила авторитет Трумена и демократической партии. Президент-республиканец Дуайт Эйзенхауэр не стал, однако, ликвидировать государство благоденствия. Американцы в годы его президентства вкусили плоды мирной и благополучной жизни. Тогда же начался и рост движения за равноправие афроамериканцев в Америке. Его возглавил Мартин Лютер Кинг. Движение использовало в основном ненасильственные методы борьбы.
К концу 50-х годов американцы убедились в том, что многие страны стали обгонять США по темпам развития. На выборах 1960 года они избрали президентом Джона Кеннеди, призывавшего достойно ответить на вызов других стран. В 1963 году он был убит в Техасском городе Далласе. Сменивший его Линдон Джонсон предложил программу ликвидации бедности в США. Но эту задачу до конца ему выполнить не удалось.
В 60-е годы высшей точки достигло движение афроамериканцев за равноправие. Почти все его требования были выполнены. Развернулось молодежное движение, требовали прекращения войны во Вьетнаме. В 1968 году президентом был избран Ричард Никсон, пообещавший уйти из Вьетнама, и навести порядок в стране. Но в 1974 году был вынужден уйти в отставку под угрозой отстранения от должности за превышение полномочий.
Великобритания.Хотя Великобритания закончила войну победительницей, ее послевоенное положение было очень тяжелым, а влияние в мировой политике уменьшилось. На первых послевоенных выборах англичане отдали предпочтение лейбористской партии, которая предлагала создать в Англии государство благоденствия. Лейбористское правительство во главе в Клементом Эттли национализировало ряд отраслей экономики, завершило создание системы социального обеспечения, ввело бесплатное медицинское обслуживание. Но реформы не улучшили общего экономического положения. Этим воспользовались консерваторы. В 1951 году они победили на парламентских выборах. Уинстон Черчилль вновь сформировал правительство. Консерваторы, однако, не посягнули на государство благоденствия.
В 50-е годы в стране начался экономический подъем. Но его темпы были низкими. Великобритания стала отставать от других стран запада. Английская промышленность не знала конкуренции на громадном рынке британской империи, поэтому она не имела стимулов для совершенствования и отставала по уровню развития. Как только началась деколонизация, выяснилось, что продукция английских фабрик и заводов неконкурентоспособна. Попытки сохранить империю еще больше усложняли положения: они требовали колоссальных расходов.
К концу 50-х – началу 60-х годов почти все британские колонии получили независимость, и британская империя превратилась в Британское содружество. Лейбористы предлагали лечить английскую болезнь с помощью расширения государственного регулирования экономики. Консерваторы предлагали добиваться возрождения частного предпринимательства и сокращения государственного регулирования.
В 1979 году консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер пришли к власти. Они сократили государственное вмешательство в экономику, снизили налоги, приватизировали большую часть государственного сектора. В начале 80-х годов начался экономический подъем. Теперь его темпы в Англии были даже выше, чем в других странах. Великобритания восстановила свой пошатнувшийся престиж и влияние.
Франция.Хотя людские потери Франции были меньшими, чем в годы первой мировой войны, масштабы разрушений оказались большими. Уменьшилось ее влияние на мировые дела. После освобождения власть во Франции перешла в руки Временного правительства во главе с Шарлем де Голлем. В него вошли политические партии, участвовавшие в Сопротивлении. Временное правительство восстановило демократию и привлекло к суду деятелей профашистского правительства. Оно национализировало ряд отраслей экономики.
Выборы в учредительное собрание показали, что самыми влиятельными партиями были коммунисты, социалисты и католическая партия. Из этих партий было сформировано новое правительство де Голля. Оно восстановило социальное законодательство народного фронта. Конституция, принятая Учредительным собранием в 1946 году, провозгласила Францию парламентской республикой. Де Голль, который добивался президентской республики, ушел в отставку. Так возникла 4 республика.
Германия.Послевоенное положение Германии было катастрофическим. Вся она лежала в руинах, жизненный уровень упал. Холодная война, кроме того, сделала раскол Германии на западную (ФРГ) и восточную (ГДР) неминуемым.
В 1949 году была принята конституция ФРГ. После первых выборов было сформировано первое правительство во главе с христианским демократом Конрадом Аденауэром. В 1951 году на территории ФРГ отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ принята в НАТО.
Экономика ФРГ росла настолько быстрыми темпами, что стали говорить о германском «экономическом чуде». Выросло благосостояние граждан. Но ФРГ не признавала новых восточных границ Германии. С ее восточными соседями она не имела никаких отношений. Это ослабило позиции ФРГ в мировой политике. Социал-демократическая партия Германии предложила пересмотреть эту политику.
В 1969 году рейхсканцлером стал Вилли Брандт. Его правительство провозгласило «новую восточную политику»: ФРГ признала новую границу, установила связи со своими новыми соседями и ГДР. Возрос международный престиж ФРГ. В 70-е годы в ФРГ, как и в других странах Запада, возникли споры о роли государства. Христианские демократы стали выступать за сокращение государственного вмешательства. Их поддержали свободные демократы.
В 1982 году канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. В ФРГ были сокращены государственные расходы, налоги. В 1989 году в ГДР произошла революция. В ходе её была разрушена берлинская стена. Встал вопрос об объединении Германии. После того, как СССР, США, Великобритания и Франция согласились с этим, в 1990 году произошло объединение Германии.
Италия.Ведущую роль в ее послевоенном развитии играли коммунисты, социалисты и христианские демократы, ставшие самой влиятельной партией страны. Конституция, принятая в 1947 году, провозгласила Италию демократической, парламентской республикой. Италия с самого начала была членом НАТО, на ее территории были размещены американские военные базы. Страна стала участницей европейской интеграции. В 50-60-е годы Италия пережила период бурного экономического роста. Здесь оформилось государство благоденствия. Однако сохранялся разрыв в экономическом развитии севера и юга страны. В стране в 70-80-е годы усилилась политическая нестабильность. Обострилась проблема терроризма. Расцвела коррупция. Большое влияние на жизнь страны стала оказывать мафия. Назрели политические реформы, которые начались в 90-е годы.
Япония.Положение Японии после войны по тяжести напоминало положение Германии. Она была оккупирована американскими войсками. Оккупационные власти восстановили в Японии демократию, распустили милитаристские организации. В 1946 году были проведены парламентские выборы. Была принята новая конституция. По ней власть императора была ограничена. Япония провозгласила отказ от ведения войн. Была проведена аграрная реформа. Оккупационное власти так же добились стабилизации финансовой ситуации и остановили инфляцию.
Холодная война превратила Японию из поверженного врага в оплот США в борьбе против СССР. США решили одновременно с мирным договором подписать с Японией договор о безопасности, на основании которого военно-морские базы США могли оставаться на территории страны. В 1951 году СССР отказался подписывать мирный договор.
С середины 50-х годов в Японии начался период бурного экономического роста. Япония обогнала Францию, Великобританию и ФРГ и заняла второе место после США по экономической мощи. Вырос жизненный уровень. Стабилизировалась внутренняя жизнь. Ведущую роль в политике стала играть Либерально-демократическая партия. Кризис 70-х годов особенно больно ударил по японской экономике. Она развалилась, не располагая своим сырьем и энергетическими ресурсами. В эти годы началась перестройка японской экономики. Многие страны стали ограничивать японский экспорт. Темпы роста японской экономики снизились.
Загладин Н.В. Всеобщая история. ХХ век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 9 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – С. 258–263.