Что означал план маунтбэттена
На пути к свободе
Образование временного правительства. Дальнейшее обострение внутриполитичекой обстановки
Реакция Конгресса и Лиги на предложения миссии трёх министров не была оди наковой. Руководство Мусульманской ли-ги не только одобрило английский план, но и дало согласие на участие во временном правительстве, об образовании которого было объявлено Уэйвеллом также 16 мая. Мусульманскую лигу привлекало то, что формирование правительства предполагалось осуществить на куриальной основе, причем по мусульманской курии кандидатуры выдвигались лишь Мусульманской лигой, а по индусской — соответственно Национальным конгрессом.
Последний пункт отвергался Национальным конгрессом, отстаивавшим светский характер организации. Руководство Конгресса провело с членами миссии и вице-королем дополнительные переговоры, пытаясь внести некоторые изменения в английские предложения. Но после полученного разъяснения о том, что план миссии либо должен быть принят целиком, либо отвергнут, руководство оказалось вынужденным принять английские предложения как основу для разработки конституции.
Поскольку Конгресс отказался войти во временное правительство, которое создавалось как исполнительный совет при вице-короле, не ответственный перед учредительным собранием, Лига объявила, что она принимает предложение о его формировании. Однако вице-король отклонил предложение Лиги и образовал исполнительный совет из чиновников.
В этих условиях Совет Мусульманской лиги заявил об отказе партии участвовать не только во временном правительстве, но и в работе учредительного собрания. Лига объявила, что она начнет прямую борьбу за Пакистан.
Хотя в июне состоялись выборы в учредительное собрание, его открытие затруднялось тем обстоятельством, что две крупнейшие, помимо конгрессистокой, фракции — Лиги и сикхов — бойкотировали его работу. Это соответствовало интересам англичан. Поскольку большинство депутатов от Северо-Западной пограничной провинции и Ассама состояло из противников раздела страны по религиозно-общинному принципу, это мешало осуществлению плана создания восточной и западной «мусульманских» зон.
В июне председателем Конгресса вместо Азада был избран Джавахарлал Неру, которому вице-король предложил в качестве вице-премьера сформировать временное правительство на правах Исполнительного совета при вице-короле (он оставался главой правительства). Это предложение было принято, и 24 августа был объявлен состав нового Исполнительного совета, в котором вяценпремьером был Неру, министрами — видные лидеры Конгресса В. Патель, Р. Прасад и другие, а также представители общин христиан, сикхов и парсов.
Несмотря на ограниченные компетенции временного правительства, первые шаги, особенно во внешнеполитической области, показали, что его политика резко отличается от политики колониальной администрации.
Реакция Лиги на образование правительства была весьма бурной. Джинна расценил это событие как акт предательства англичан по отношению к мусульманам и объявил день 16 августа началом прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте были спровоцированы крупные индусско-мусульманские погромы, которые перекинулись на соседние районы Бихара и Бенгалии. Погромы начались и в Бомбее.
Ганди выступил с резким осуждением погромов и побывал на месте индусско-мусульманских столкновений. Он поддержал создание отрядов самообороны, организаторами которых, как правило, были коммунисты и другие демократы.
В сентябре Лига вошла во временное правительство, но продолжала бойкотировать учредительное собрание. Английское правительство, воспользовавшись этим, предложило изменить порядок голосования статей будущей конституции: она не распространялась на те провинции, большинство депутатов от которых не участвовали в заседании. Это давало возможность Мусульманской лиге сорвать принятие учредительным собранием решения о сохранении единой Индии, на чем наета-ивал Неру.
В октябре 1946 г. в Миру те состоялся первый после войны съезд Национального конгресса, на котором президентом был избран А. Крипалани. Съезд одобрил политическую линию руководства Национального конгресса и высказался за превращение Индии в суверенную республику.
На сессии учредительного собрания в декабре 1946 г. Неру выступил с этим же (предложением, оговорив, однако, сохранение монархии в княжествах — членах Индийского Союза.
Однако мощные выступления трудящихся, а не политическое маневрирование национальных партий вынудили колониальный режим сделать последний шаг к отступлению. В течение 1946 и 1947 гг. экономическое положение в стране продолжало ухудшаться, что стимулировало дальнейшее развитие массовых выступлений в городе и деревне.
Летом и осенью 1946 г. прошло несколько крупных забастовок — на Южно-Индийской и Северо-Западной железных дорогах, на заводах и фабриках Бенгалии, Мадраса, в Нагпуре, Коимбатуре и других промышленных центрах. В сентябре — ноябре в Траванкуре и Кочнне прошла всеобщая забастовка рабочих промышленности по переработке продуктов кокосовой пальмы (коира и копры), в ходе которой в районах Пуннанара и Ваялар произошли вооруженные столкновения с полицией. Таким образом, забастовочное движение распространилось и на другие княжества, достигнув наибольшего размаха в Майсуре и Хайдарабаде.
Всего в течение 1946 г. произошло свыше 2 тыс. зарегистрированных стачек, в которых приняло участие около 2 млн. рабочих. Было потеряно около 13 млн. рабочих дней. Стачечная борьба продолжалась и в первой половине 1947 г. Наиболее бурные события имели место в Канпуре и Калькутте, где массовые демонстрация бастовавших рабочих были расстреляны полицией. В обоих городах были проведены харталы.
В 1946 г. в борьбу включилась и деревня. Стихийные выступления крестьян начались во всех провинциях. В некоторых районах они переросли в вооруженные столкновения с помещиками и полицией. В Соединенных провинциях наиболее острая борьба шла в округах Басти и Баллия, где арендаторы выступили против массового сгона их с земель, который начали за-миндары в предвидении аграрной реформы. Подготовка реформы началась в 1946 г.
В Бенгалии разрасталось пламя движения тебхага (буквально — третья часть) — борьбы арендаторов-издольщиков (баргадаров и адхиаров) за снижение ренты до 1/3 урожая. Оно охватило 11 округов провинции и превратилось в подлинную партизанскую войну против отрядов карателей и помещичьих наемников (гунда). В движении приняло участие около 5 млн. человек. Оно было прекращено лишь тоща, когда законодательное собрание Бенгалии приняло в 1946 г. Закон о защите прав издольщиков.
В Пенджабе центр аграрного движения находился в округе Лайялпур, где арендаторы под руководством Кисан сабха вели борьбу за снижение ренты и установление моратория на крестьянскую задолженность. Антиростовщический характер носила борьба племени варли в Бомбейской провинции, в результате которой свыше тысячи варли были освобождены от долговой зависимости от местных ростовщиков-саукаров.
Но наивысшего уровня крестьянское движение достигло в Телингане (область в Хайдарабаде, населенная телугу), где феодальный гнет сочетался с религиозным и национальным.
Телинганское крестьянское восстание, стихийно начавшееся в деревне Сурьяпет, вскоре охватило громадную территорию, на которой была ликвидирована администрация правителя Хайдарабада — низама и созданы органы народной власти — панчаяты. Поводом к восстанию явился расстрел крестьянской демонстрации во время похорон крестьянского вожака. В ходе восстания были созданы отряды самообороны.
Помимо Хайдарабада крупные выступления против княжеской власти произошли в 1946 г. в Кашмире. Здесь в городах начались организованные «Конференцией Джамму и Кашмира» массовые демонстрации с требованием ликвидации княжеской администрации. Лозунг «Вон из Кашмира!» вскоре стал популярен и в деревне, где началось массовое движение за невыплату налогов.
Власти начали жестокие репрессии против оппозиции. «Конференция» ушла в подполье, ее руководитель шейх Аб-дулла был арестован.
Поскольку правитель Кашмира и верхушка княжеской администрации были индусами, а оппозиция принадлежала к мусульманской общине, то обострение положения в Кашмире могло неблагоприятно сказаться на развитии индусско-мусуль-манских отношений в остальной Индии. Поэтому Неру сам в июне 1946 г. прибыл в Кашмир, но тут же был арестован княжеской полицией. В княжестве начался всеобщий хартал протеста. Потребовалось вмешательство вице-короля, чтобы освободить Неру и несколько разрядить обстановку.
Помимо Кашмира и Хайдарабада антифеодальные выступления (значительно более мелкого масштаба) имели место во многих княжествах Раджпутаны и Центральной Индии.
В этой обстановке в январе 1947 г. Конгресс образовал специальный комитет для переговоров с князьями о порядке представительства княжеств в учредительном собрании. Было достигнуто соглашение, что половина их представителей будет избираться, а другая — назначаться князьями. В апреле 1947 г. в Гвалиоре прошла конференция представителей «праджа ларишад», показавшая, что народы княжеств активно (включились в общедемократическую борьбу за свободу.
План Маунтбэттена и раздел Индии. Образование двух доминионов
В стране создалась революционная ситуация. Было очевидно, что дальнейшее промедление с передачей власти представителям индийской буржуазии и помещиков могло бы привести к положению, когда политическая система, созданная английским империализмом в Индии, рухнула бы под напором вооруженной борьбы масс.
20 февраля 1947 г. Эттли огласил третью декларацию лейбористского правительства о политике в Индии, в которой было заявлено, что англичане уйдут из Индии не позднее июля 1948 г. и что, если к тому времени не будет создано центральное правительство, власть будет передана провинциям. Для осуществления английского плана назначался новый вице-король Маунтбэттен.
Как Национальный конгресс, так и Мусульманская лига одобрили декларацию. Тогда, чтобы осложнить отношения между двумя партиями, англичане спровоцировали индусско-мусульманские столкновения, достигшие особой остроты в Пенджабе, где Мусульманская лига провела демонстрации против местного правительства сторонников единства Индии.
При последней попытке как-то сохранить свои позиции в стране английский империализм, вынужденный уйти из Индии, сделал ставку на ее расчленение. В апреле Маунтбэттен прибыл в Индию, а 3 июля был обнародован «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона. Он сводился к следующему:
1. В Индии образуются два доминиона: Индийский Союз и Пакистан.
2. Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решается раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения.
3. В Северо-Западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, проводится референдум.
4. Вопрос о судьбе Синда решается голосованием в провинциальном законодательном собрании.
5. Вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителей.
6. Учредительное собрание делится на учредительные собрания двух доминионов; они определят будущий статус обоих государств.
Национальный конгресс понимал,что англичане — при поддержке Лиги — любыми средствами добьются раздела страны, и, чтобы предотвратить новое кровопролитие, согласился на принятие «плана Маунтбэттена».
Сессия Всеиндийского комитета конгресса, собравшаяся в июне 1947 г., 157 голосами против 61 приняла английские предложения.
В то же время Совет Мусульманской лиги выступил с дополнительным требованием о включении в Пакистан всей Бенгалии и всего Пенджаба.
Во время голосования в Пенджабе и Бенгалии депутаты от «индусских» округов, следуя решению Конгресса, проголосовали за раздел провинций, депутаты же от «мусульманских» округов голосовали за сохранение неразделенных Бенгалии и Пенджаба.
Исход голосования в Синде и референдумов в Силхете и Северо-Западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан. При этом вице-король отклонил требование лидера краснорубашечников Абдулл Гаффар-хана о включении в референдум вопроса об образовании самостоятельного Пуштунистана. За него выступало подавляющее большинство из числа 15% населения провинпиш, обладавших правом голоса.
В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимости Индии, который вошел в силу 15 августа того же года.
В этот день Джавахарлал Неру впервые поднял национальный флаг Индии над историческим Красным фортом в Дели. Героическая борьба нескольких поколений индийских борцов за свободу успешно завершилась. С победой национальной революции в истории Индии начался новый период — независимого развития.
План Маунтбеттена
15 марта 1946 г. Клементом Эттли зачитал в палате общин вторую декларацию об индийской политике лейбористов, в которой объявлялось о предоставлении Индии статуса доминиона. В своем заявлении Эттли признал, что движение за национальную независимость является всенародным, что в него втянута армия.
В конце марта миссия трех министров прибыла в Индию и начала длительные, продолжавшиеся в течение всего апреля переговоры с лидерами Национального конгресса и Мусульманской лиги. На позиции обеих партий оказали влияние результаты закончившихся в начале апреля 1946 г. выборов в провинциальные законодательные собрания.
Выборы показали, что, во-первых, подавляющее большинство избирателей выступали за сохранение единства Индии; во-вторых, выдвинутый Мусульманской лигой лозунг Пакистана оказался привлекательным для большинства избирателей-мусульман в провинциях с преобладающим немусульманским населением; в-третьих, Мусульманская лига завоевала прочные позиции в мусульманской общине по всей Индии.
Результаты выборов укрепили как решимость руководства Национального конгресса отстаивать единство Индии, так и, напротив, решимость руководства Мусульманской лиги добиваться проведения идеи создания Пакистана.
Переговоры, на которых английская сторона играла на противоречиях между Конгрессом и Лигой, закончились провалом. 16 мая 1946 г. была опубликована декларация английского правительства, в которой хотя формально и отвергалась идея расчленения Индии, в то же время содержалось утверждение об опасности для мусульманского меньшинства быть поглощенным индусским большинством в едином доминионе. Поэтому правительство выдвинуло следующий «компромиссный» план:
1. Доминион Индия будет представлять союз провинций и княжеств, имеющих самую широкую автономию. В ведении центрального правительства сохраняются лишь вопросы обороны, внешних сношений и коммуникаций.
2. Провинции Британской Индии будут объединены в три зоны: первую — с преобладанием индусского населения, куда войдут провинции севера, центра и юга страны; вторую — западную, состоящую из провинций с мусульманским большинством — Пенджаб, Синд и Северо-Западная пограничная провинция; третью — восточную, состоящую из провинций Бенгалия и Ассам, где мусульмане также составляют большинство. В каждой зоне образуется зональное правительство.
3. Учредительное собрание, которое будет состоять из депутатов, избранных провинциальными законодательными собраниями, а также назначенных князьями, выработает общеиндийскую конституцию и конституции трех зон — соответственно в трех секциях учредительного собрания депутатами от соответствующих провинций.
4. Выборы в Учредительное собрание будут проводиться по трем куриям: индусской, мусульманской и сикхской (из расчета один депутат на 1 млн. жителей). Утверждение каждой статьи проекта конституции предполагает одобрение ее не только абсолютным большинством пленума учредительного органа, но и большинством депутатов индусской и мусульманской курий.
Английские предложения предусматривали создание таких условий работы учредительного собрания, которые затруднили бы и в конечном счете сорвали достижение соглашения между Конгрессом и Лигой. Это свидетельствовало о том, что английские правящие круги взяли курс на поддержку Мусульманской лиги в ее стремлении образовать Пакистан за счет расчленения страны. Программа Мусульманской лиги соответствовала интересам английского империализма, который, будучи уже не в состоянии сохранить колониальный статус Индии, вынашивал планы такого политического урегулирования, которое крайне ослабило бы страну в экономическом и военном отношении и создало бы основу для сохранения ее зависимости от прежней метрополии.
В то же время колониальная администрация предприняла действия, направленные как на предотвращение решения вопроса о будущем статусе Индии другим путем, так и на всемерную оттяжку «передачи власти».
Реакция Конгресса и Лиги на предложения миссии трёх министров не была одинаковой. Руководство Мусульманской лиги не только одобрило английский план, но и дало согласие на участие во временном правительстве, об образовании которого было объявлено Уэйвеллом также 16 мая. Мусульманскую лигу привлекало то, что формирование правительства предполагалось осуществить на куриальной основе, причем по мусульманской курии кандидатуры выдвигались лишь Мусульманской лигой, а по индусской — соответственно Национальным конгрессом.
Последний пункт отвергался Национальным конгрессом, отстаивавшим светский характер организации. Поскольку Конгресс отказался войти во временное правительство, которое создавалось как исполнительный совет при вице-короле, не ответственный перед учредительным собранием, Лига объявила, что она принимает предложение о его формировании. Однако вице-король отклонил предложение Лиги и образовал исполнительный совет из чиновников. В этих условиях Совет Мусульманской лиги заявил об отказе партии участвовать не только во временном правительстве, но и в работе учредительного собрания. Лига объявила, что она начнет прямую борьбу за Пакистан.
Несмотря на ограниченные компетенции временного правительства, первые шаги, особенно во внешнеполитической области, показали, что его политика резко отличается от политики колониальной администрации.
Реакция Лиги на образование правительства была весьма бурной. Джинна расценил это событие как акт предательства англичан по отношению к мусульманам и объявил день 16 августа началом прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте были спровоцированы крупные индусско-мусульманские погромы, которые перекинулись на соседние районы Бихара и Бенгалии. Погромы начались и в Бомбее. В сентябре Лига вошла во временное правительство, но продолжала бойкотировать учредительное собрание. Английское правительство, воспользовавшись этим, предложило изменить порядок голосования статей будущей конституции: она не распространялась на те провинции, большинство депутатов от которых не участвовали в заседании. Это давало возможность Мусульманской лиге сорвать принятие учредительным собранием решения о сохранении единой Индии, на чем настаивал Неру.
В октябре 1946 г. в Мируте состоялся первый после войны съезд Национального конгресса, на котором президентом был избран А. Крипалани. Съезд одобрил политическую линию руководства Национального конгресса и высказался за превращение Индии в суверенную республику.
В течение 1946 и 1947 гг. экономическое положение в стране продолжало ухудшаться, что стимулировало дальнейшее развитие массовых выступлений в городе и деревне. Всего в течение 1946 г. произошло свыше 2 тыс. зарегистрированных стачек, в которых приняло участие около 2 млн. рабочих.
В стране создалась революционная ситуация. Было очевидно, что дальнейшее промедление с передачей власти представителям индийской буржуазии и помещиков могло бы привести к положению, когда политическая система, созданная английским империализмом в Индии, рухнула бы под напором вооруженной борьбы масс.
20 февраля 1947 г. Эттли огласил третью декларацию лейбористского правительства о политике в Индии, в которой было заявлено, что англичане уйдут из Индии не позднее июля 1948 г. и что, если к тому времени не будет создано центральное правительство, власть будет передана провинциям. Для осуществления английского плана назначался новый вице-король Маунтбэттен.
Как Национальный конгресс, так и Мусульманская лига одобрили декларацию. Тогда, чтобы осложнить отношения между двумя партиями, англичане спровоцировали индусско-мусульманские столкновения, достигшие особой остроты в Пенджабе, где Мусульманская лига провела демонстрации против местного правительства сторонников единства Индии.
При последней попытке как-то сохранить свои позиции в стране английский империализм, вынужденный уйти из Индии, сделал ставку на ее расчленение. В апреле Маунтбэттен прибыл в Индию, а 3 июля был обнародован «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона. Он сводился к следующему:
1. В Индии образуются два доминиона: Индийский Союз и Пакистан.
2. Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решается раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения.
3. В Северо-Западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, проводится референдум.
4. Вопрос о судьбе Синда решается голосованием в провинциальном законодательном собрании.
5. Вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителей.
6. Учредительное собрание делится на учредительные собрания двух доминионов; они определят будущий статус обоих государств.
Национальный конгресс понимал, что англичане — при поддержке Лиги — любыми средствами добьются раздела страны, и, чтобы предотвратить новое кровопролитие, согласился на принятие «плана Маунтбэттена».
Сессия Всеиндийского комитета конгресса, собравшаяся в июне 1947 г., 157 голосами против 61 приняла английские предложения.
В то же время Совет Мусульманской лиги выступил с дополнительным требованием о включении в Пакистан всей Бенгалии и всего Пенджаба.
Во время голосования в Пенджабе и Бенгалии депутаты от «индусских» округов, следуя решению Конгресса, проголосовали за раздел провинций, депутаты же от «мусульманских» округов голосовали за сохранение неразделенных Бенгалии и Пенджаба.
Исход голосования в Синде и референдумов в Силхете и Северо-Западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан. При этом вице-король отклонил требование лидера краснорубашечников Абдулл Гаффар-хана о включении в референдум вопроса об образовании самостоятельного Пуштунистана. За него выступало подавляющее большинство из числа 15% населения провинций, обладавших правом голоса.
В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимости Индии, который вошел в силу 15 августа того же года.
Героическая борьба нескольких поколений индийских борцов за свободу успешно завершилась. С победой национальной революции в истории Индии начался новый период — независимого развития.
Провозглашение Индии доминионом внесло коренные изменения в государственно-правовой статус страны. Постепенно на территории Индийского Союза, в котором на основе федерации объединились бывшие провинции Британской Индии и княжества, было прекращено действие законов, изданных английским парламентом. Начало работу учредительное собрание, председателем которого был избран один из руководителей Конгресса и сподвижников М. К. Ганди — Радженд-ра Прасад.
Первое правительство независимой Индии возглавил Джавахарлал Неру, одновременно исполнявший обязанности министров иностранных дел и обороны. Большинство министров были членами партии Индийский национальный конгресс. Кроме них министром юстиции был назначен Б. Р. Амбедкар — лидер Федерации «неприкасаемых», а министром промышленности и снабжения — ТТТ. П. Мукерджи — лидер Хинду маха сабха.
Избранные в 1946 г. провинциальные законодательные собрания и ответственные перед ними провинциальные правительства также отражали интересы пришедшего к власти буржуазно-помещичьего блока.
Неотложной задачей новой государственной власти было принятие мер по индианизации административного аппарата, вооруженных сил, что существенно ограничивало английское влияние на внутреннюю и внешнюю политику независимой Индии. Индийскому правительству удалось добиться ухода из Индии последних контингентов английских войск в феврале 1948 г., однако еще в 1949 г. в центральном аппарате, главным образом в органах дипломатической службы, находилось около тысячи чиновников-англичан.
Английский империализм, стремясь по возможности сохранить свои позиции в Индии, делал ставку не только на свою прямую агентуру в административном аппарате, но и в первую очередь на княжества, в которых и после провозглашения независимости по-прежнему действовала княжеская администрация. Поэтому первоочередная задача нового индийского государства заключалась в ускорении процесса интеграции княжеств с доминионом.
План Маунтбеттена и заложенное в нём разделение Пенджаба привели к большому кровопролитию, в ходе раздела Британской Индии погибло свыше 1 млн человек и свыше 15,6 млн стали беженцами.
Напишите отзыв о статье «План Маунтбеттена»
Ссылки
Это заготовка статьи о Пакистане. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Это заготовка статьи об Индии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |