Что означал план четырех полицейских
Четыре полицейских «Миру – мир» по плану Франклина Д. Рузвельта
Человечеству не нужен «мировой жандарм». Таких жандармов должно быть четыре – Америка, Великобритания, СССР и Китай. Только они имеют вооруженные силы, все прочие государства разоружаются. «Четыре полицейских» следят за порядком на планете и разнимают драчунов. К этой cхеме (упрощая до крайности) можно свести почти забытый сегодня план президента США Франклина Д. Рузвельта. В 1945-м идея не казалась наивной.
Планы скрытые, планы явные
29 января 1945 г. советские войска перешли границу Германии. Лидеры трех стран-союзниц как раз готовились к поездке в Ялту. В переломный момент мировой истории, когда вот-вот должны были отгреметь последние залпы самой чудовищной из войн, важно было найти то единственное, правильное решение, которое могло бы по-иному повернуть всю мировую политику.
А замышляли Рузвельт и Черчилль, как теперь известно, совершенно разное.
Система Рузвельта
Принято считать, что в основе почти всех решений, принятых в Ялте, лежат американские проекты. Но мало кто знает, что главный американский (точнее персонально рузвельтовский) план президентом США так и не был озвучен.
Чтобы понять суть этого плана, важно вспомнить, какое мнение о Сталине сложилось у Рузвельта к концу войны.
На этой партнерской роли СССР Рузвельт и строил свой проект послевоенного миропорядка. Он известен как план «мира четырех полицейских».
Два исходных положения таковы:
1. Континенты входят в эпоху единой общемировой экономики.
2. Здоровая мировая экономика и гонка вооружений несовместимы.
Могильный камень на военный атом
Но на Мальте Черчилль справедливо заметил Рузвельту: и при таком раскладе (а также учитывая, что СССР неизбежно останется по другую сторону идеологической баррикады) гонка вооружений все равно может начаться. Произойдет это, как он выразился, «в самой нашей тепленькой компании, да еще и на новом атомном уровне».
«За» и «против»
. Историю невозможно переиграть наново. Но всегда хочется всмотреться в ее узловые эпизоды, когда все могло пойти иначе. Может быть, если бы в 1945-м в Ялте Рузвельт предложил обсудить свой план, что-то переменилось бы в дальнейшей судьбе планеты?
Президент, проигравший время
Однако в Ялте Рузвельт от этого разговора воздержался. Почему?
Объяснений может быть несколько.
А может, все проще? Ведь война еще шла, и Рузвельт решил: пока гибнут американские парни, рано заглядывать так далеко. План «четырех полицейских» он представит на будущей конференции в поверженном Берлине.
Рузвельт проиграл время.
Крымская (Ялтинская) конференция лидеров стран антигитлеровской коалиции проходила 4-11 февраля 1945 года. Судьба гитлеровской Германии была уже предрешена, Японии тоже. Сталин, Рузвельт и Черчилль собрались, чтобы обсудить проблемы послевоенного мироустройства. Предстояло определить границы государств обновленной Европы, распределить сферы влияния в мире.
На Ялтинской конференции было оговорено, в частности, предстоящее разделение Германии на зоны оккупации; намечена советско-польская граница; определены границы Балканских государств; подписана «Декларация об освобожденной Европе». Сталин пообещал союзникам помощь в войне с Японией, за это СССР передавались Южный Сахалин и Курилы. СССР обязался передать Китаю Порт-Артур и КВЖД.
Но главная историческая заслуга конференции в том, что на ней были заложены принципы послевоенного сотрудничества стран мира, сформирована идеология провозглашенной в октябре 1945-го ООН.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Четыре полицейских
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
Фон [ править ]
Предложение Рузвельта заключалось в создании нового международного органа, возглавляемого «опекой» великих держав, который будет контролировать малые страны. В сентябре 1941 года он писал:
Несмотря на «бессистемные» первые усилия, послевоенное планирование Госдепартамента США откладывалось на протяжении большей части 1940 и 1941 годов. [9] После Атлантической конференции к середине октября Госдепартаментом была подготовлена директива о послевоенном планировании. был доставлен Президенту в конце декабря. [10]
Планы для четырех полицейских [ править ]
Президент сказал Молотову, что он визуализировал насильственное разоружение наших врагов и, действительно, некоторых наших друзей после войны; что он думал, что Соединенные Штаты, Англия, Россия и, возможно, Китай должны контролировать мир и добиваться разоружения путем инспекций. Президент сказал, что он представлял себе, что Германии, Италии, Японии, Франции, Чехословакии, Румынии и другим странам не будет разрешено иметь вооруженные силы. Он заявил, что другие страны могут присоединиться к первым четырем упомянутым странам после того, как опыт покажет, что им можно доверять. [14]
Создание Организации Объединенных Наций [ править ]
В первый день нового 1942 года представители «большой четверки» союзников, Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, Советского Союза и Китая подписали короткий документ, который позже стал известен как Декларация Организации Объединенных Наций, а на следующий день поставили свои подписи представители еще двадцати двух стран. [19] [20]
Рузвельт был сторонником Лиги Наций еще в 1919-1920 годах, но был полон решимости избежать ошибок, допущенных Вудро Вильсоном. Организация Объединенных Наций была высшим послевоенным приоритетом Рузвельта. Он настаивал на полном согласовании с руководством республики. Он позаботился о том, чтобы ведущие республиканцы были в составе, особенно сенаторы Артур Ванденберг из Мичигана [21] и Уоррен Остин из Вермонта. [22] В широком смысле Рузвельт считал, что ООН может решить второстепенные проблемы и предоставить главный механизм для решения любых серьезных проблем, возникающих между великими державами, у всех из которых будет право вето. Рузвельта особенно интересовала международная защита прав человека, и в этой области его жена также играла важную роль. [23] [24]
Конференция в Думбартон-Оксе созывалась в августе 1944 года для обсуждения планов послевоенной Организации Объединенных Наций с делегациями США, Великобритании, Советского Союза и Китая. [4] Президент США Франклин Д. Рузвельт считал своим самым важным наследием создание Организации Объединенных Наций, превратившей одноименный Альянс военного времени в постоянную организацию. Он был главным пропагандистом идеи Организации Объединенных Наций.
Наследие [ править ]
По словам бывшего заместителя генерального секретаря ООН сэра Брайана Уркарта :
СОДЕРЖАНИЕ
История
Задний план
Предложение Рузвельта заключалось в создании нового международного органа, возглавляемого «опекой» великих держав, который будет контролировать малые страны. В сентябре 1941 года он писал:
Несмотря на «бессистемные» первые усилия, послевоенное планирование Госдепартамента США откладывалось на протяжении большей части 1940 и 1941 годов. После Атлантической конференции к середине октября Госдепартаментом была подготовлена директива о послевоенном планировании, которая была передана в Президент в конце декабря.
Планы для четырех полицейских
Президент сказал Молотову, что он визуализировал насильственное разоружение наших врагов и, действительно, некоторых наших друзей после войны; что он думал, что Соединенные Штаты, Англия, Россия и, возможно, Китай должны контролировать мир и добиваться разоружения путем инспекций. Президент сказал, что он представлял себе, что Германии, Италии, Японии, Франции, Чехословакии, Румынии и другим странам не будет разрешено иметь вооруженные силы. Он заявил, что другие страны могут присоединиться к первым четырем упомянутым странам после того, как опыт покажет, что им можно доверять.
Образование Организации Объединенных Наций
В первый день нового 1942 года представители «большой четверки» союзников, США, Великобритании, Советского Союза и Китая подписали короткий документ, который позже стал известен как Декларация Организации Объединенных Наций, а на следующий день поставили свои подписи представители двадцати двух других стран.
Рузвельт был сторонником Лиги Наций еще в 1919-1920 годах, но был полон решимости избежать ошибок, допущенных Вудро Вильсоном. Организация Объединенных Наций была высшим послевоенным приоритетом Рузвельта. Он настаивал на полном согласовании с руководством республики. Он позаботился о том, чтобы ведущие республиканцы были в составе, особенно сенаторы Артур Ванденберг из Мичигана и Уоррен Остин из Вермонта. В широком смысле Рузвельт считал, что ООН может решить мелкие проблемы и предоставить главный механизм для решения любых серьезных проблем, возникающих между великими державами, у всех из которых будет право вето. Рузвельта особенно интересовала международная защита прав человека, и в этой области его жена также играла важную роль.
Конференция в Думбартон-Оксе созывалась в августе 1944 года для обсуждения планов послевоенной Организации Объединенных Наций с делегациями США, Великобритании, Советского Союза и Китая. Президент США Франклин Д. Рузвельт считал своим самым важным наследием создание Организации Объединенных Наций, превратившей одноименный Альянс военного времени в постоянную организацию. Он был главным пропагандистом идеи Организации Объединенных Наций.
Наследие
По словам бывшего заместителя генерального секретаря ООН сэра Брайана Уркарта :
План «четырёх полицейских»
«Четыре полицейских» — название плана мирового устройства после Второй мировой войны, принадлежавшего президенту США Ф. Д. Рузвельту. Рузвельт уже в 1941 году предложил поддерживать порядок совместными усилиями четырёх стран: США, Великобритании, СССР и гоминьдановского Китая. В изменённом виде концепция легла в основу Совета Безопасности ООН.
План Рузвельта
Президент США хотел, чтобы в будущей организации Объединённых наций власть находилась не у Генеральной ассамблеи, а была сосредоточена в органе, который сегодня называется Советом Безопасности ООН, которым должны были управлять крупные державы. Первоначально Рузвельт предполагал, что будет достаточно союза между США и Великобританией, но по ходу войны осознал необходимость более широкой коалиции с участием СССР и Китая. Рузвельт ожидал, что каждый из «полицейских» будет поддерживать порядок в своём регионе:
Б. Уркхарт охарактеризовал это устройство как «прагматическую систему, основанную на верховенстве сильных».
План четырёх держав
Британский дипломат Глэдвин Джебб в июне 1942 года возглавил отдел Форин-Офис по вопросам экономики и реконструкции для изучения восстановления экономики после войны; вскоре отделу были переданы также функции послевоенного планирования. Уже 9 сентября 1942 года появился «План четырёх держав», повторяющий положения концепции «четырёх полицейских» в виде Всемирного совета с участием США, СССР, Великобритании и Китая, который имел бы исключительные права в области безопасности, и подчинённых Всемирному совету региональных советов.
Черчиллю не нравилась идея придания Китаю статуса великой державы, потому план перерабатывался с усилением региональной компоненты (приоритетное значение должна была иметь европейская организация). К январю 1943 года Джебб с помощью специалиста по Лиге Наций Ч. Вебстера подготовил обновлённый «План Объединенных Наций».
Учитывая уклон Черчилля, окончательный «План Объединенных Наций по организации мира» совмещал концепцию «четырёх полицейских» и идею «регионализма»: во Всемирный совет наряду с великими державами должны были входить региональные лидеры; была допущена возможность предоставления статуса великой державы Франции.
Четыре полицейских
Задний план
Предложение Рузвельта заключалось в создании нового международного органа, возглавляемого «опекой» великих держав, который будет контролировать малые страны. В сентябре 1941 года он писал:
Несмотря на «бессистемные» первые усилия, послевоенное планирование Госдепартамента США откладывалось на протяжении большей части 1940 и 1941 годов. [9] После Атлантической конференции к середине октября Госдепартаментом была подготовлена директива о послевоенном планировании. был доставлен Президенту в конце декабря. [10]
Планы для четырех полицейских
Президент сказал Молотову, что он визуализировал насильственное разоружение наших врагов и, действительно, некоторых наших друзей после войны; что он думал, что Соединенные Штаты, Англия, Россия и, возможно, Китай должны контролировать мир и добиваться разоружения путем инспекций. Президент сказал, что он представлял себе, что Германии, Италии, Японии, Франции, Чехословакии, Румынии и другим странам не будет разрешено иметь вооруженные силы. Он заявил, что другие страны могут присоединиться к первым четырем упомянутым странам после того, как опыт покажет, что им можно доверять. [14]
Формирование Организации Объединенных Наций
В первый день нового 1942 года представители «большой четверки» союзников, Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, Советского Союза и Китая подписали короткий документ, который позже стал известен как Декларация Организации Объединенных Наций, а на следующий день поставили свои подписи представители двадцати двух других стран. [19] [20]
Рузвельт был сторонником Лиги Наций еще в 1919-1920 годах, но был полон решимости избежать ошибок, допущенных Вудро Вильсоном. Организация Объединенных Наций была высшим послевоенным приоритетом Рузвельта. Он настаивал на полном согласовании с руководством республики. Он позаботился о том, чтобы ведущие республиканцы были в составе, особенно сенаторы Артур Ванденберг из Мичигана [21] и Уоррен Остин из Вермонта. [22] В широком смысле Рузвельт считал, что ООН может решить второстепенные проблемы и предоставить главный механизм для решения любых серьезных проблем, возникающих между великими державами, у всех из которых будет право вето. Рузвельта особенно интересовала международная защита прав человека, и в этой области его жена также играла важную роль. [23] [24]
Конференция в Думбартон-Оксе созывалась в августе 1944 года для обсуждения планов послевоенной Организации Объединенных Наций с делегациями США, Великобритании, Советского Союза и Китая. [4] Президент США Франклин Д. Рузвельт считал своим самым важным наследием создание Организации Объединенных Наций, превратившей одноименный Альянс военного времени в постоянную организацию. Он был главным пропагандистом идеи Организации Объединенных Наций.
По словам бывшего заместителя генерального секретаря ООН сэра Брайана Уркарта :