Что означает язык в жизни человека
Роль языка в жизни человека — сочинение (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс)
Язык является важным средством, с помощью которого формулируют и формируют культурные значения. Через словарный запас люди воспринимают знания о себе и об окружающем мире.
Слова в жизни человека играют очень важную роль, благодаря им мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими, с друзьями, с коллегами, со случайно встречающимися людьми. Мы разговариваем дома, в школе, на улице. Общаемся с глазу на глаз, по телефону, через интернет, пишем письма, отправляем сообщения.
Понимание отдельных слов помогает в понимании целого. Еще в Древней Греции развивалось искусство гладкой и красивой речи, то есть красноречия. Оно даже преподавалось в европейских школах до середины 18 века.
Формирование психики человека происходит, прежде всего, через речь. Ее нарушения вызывают ужасные последствия. Отмечается также тесная связь речи с мышлением. Это улица с двусторонним движением. Низкий интеллект вызывает задержку развития речи, но и задержка развития речи является причиной снижения уровня интеллектуальной деятельности. Под влиянием организованной речевой науки происходит увеличение количества интеллекта.
В языке отражается культура народа, обычаи, связь с предками. Иностранные языки иногда нам кажутся смешными или слишком грубыми, а иногда такими красивыми и певучими, что их хочется слушать, даже не понимая слов. Но, когда мы начинаем изучать другой язык, мир окрашивается для нас новыми красками. Понимание иностранного языка позволяет нам понять родной язык лучше, со всеми его оттенками.
Поэты не смогли бы написать свои прекрасные стихи, если бы не было слов. А музыканты не смогли бы придумать музыку к этим стихам. Писатели, наверное, повелители слов. Они употребляют столько синонимом, метафор, что язык становится интереснее и понятнее. Писатель объединяет сердцем и мыслью большое количество людей. Литература и общественная жизнь развиваются. Из газет, из интернета, с помощью телевидения мы узнаем о событиях, происходящих очень далеко от нас.
Школа – это то, что нам обязательно нужно пройти. Именно она ввела нас в мир слов. Благодаря обучению, мы научились мыслить и запоминать.
Чем была бы наша жизнь без речи? Это просто молчание, шум деревьев, журчание воды, шелест ветра. Как смогли бы мы сказать о своей любви, о нежности, о своих мыслях?
Популярные сочинения
Роль языка в человеческом обществе
Что такое язык?
Язык – это сложная система, состоящая из знаков, с помощью которых можно передать определенную информацию. В общем смысле это понятие включает в себя как естественные, так и искусственные языки, в том числе языки программирования, языки животных, жестовые и другие.
Но естественный человеческий язык, возникший в ходе эволюции людей несколько сотен тысяч лет назад, это одно из самых сложных, необычных и удивительных явлений. Происхождение его до сих пор неизвестно, существует множество гипотез, но ни одна из них пока не получила официального подтверждения. Одно известно точно – роль языка в жизни человека и общества огромна, возможно, это один из инструментов, позволивших человеку как биологическому виду завоевать главенствующее положение среди всех животных и стать разумным.
Зачем людям нужен русский язык?
А некоторые языки являются средством общения между различными народами. Разные нации выбирают для себя один из языков (или так исторически складывается), на котором удобнее всего договариваться и решать поставленные задачи. Он выступает объединяющим началом для многих миллионов людей. Таким средством межнационального общения является наш, великий и могучий. Зачем людям нужен русский язык? А как вы еще представляете себе, к примеру, общение эскимоса и дагестанца либо любых других представителей нашей Родины, где проживает множество наций. Для них русский язык такой же родной, как национальный, и служит в государственных и общественных целях.
Функции языка, его типы и признаки
Речь – это нематериальная вещь, мы можем только услышать сочетание согласных и гласных звуков.
Сегодня можно выделить четыре речевые функции:
Тип говора может зависеть от положения человека в социуме, а может от грамотности населения.
В первом случае язык имеет следующие типы:
Если говорить о признаках языка, то к ним относится:
ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту Л.В. Успенского по проблеме роли языка в жизни человека
Сочинение по тексту Л.В.Успенского по проблеме роли языка в жизни человека
(1)С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. (2) Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. (3)Но ведь сказки и прибаутки — это язык.
(4)Подросток идёт в школу. (5)Юноша шагает в институт или в университет. (6)Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. (7)Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная. (8)Через слово он впервые узнает о том, чего ещё не видели его глаза.
(9)В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. (10)Раскрывается огромный мир звёздных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. (11)Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. (12)И всё это только благодаря языку.
(13)Радостная или горькая, гневная или нежная, летит над просторами Родины крылатая песня. (14)Песня — это язык. (15)На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. (16)Эта формула — тоже язык!
(17)И вы, и я, и каждый из нас — все мы постоянно думаем.
(18)А можно ли думать без слов?
(19)Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, они совершают при помощи языка. (20)Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. (21)Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.
(22)Оборонять будущее Родины и всего человечества от ненавистных врагов, сокрушать тяжкие заблуждения прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим гневом мы способны только при помощи слов. (23)А слова составляют язык.
(24)«Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, — говорил когда-то великий помор Ломоносов, — то бы не токмо лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням!»
(25)Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер. (26)А мастерски владеть любым из них — это значит до тонкостей знать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чём изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
(27)Когда юноши и девушки нашей страны оканчивают среднюю школу, они обыкновенно попадают в положение «витязей на распутье».
(28)Стоит камень, а на камне надпись: «Кто пойдёт налево, попадёт в страну географов и всю жизнь будет прокладывать пути по неведомым землям. (29)Будет изучать далёкие народы.
(30)Будет с великим трудом пробиваться в местах, куда ещё не ступала нога человеческая…»
(31)Не пойти ли налево?
(32)Но другая надпись сулит: «Пойдёшь направо — станешь физиком. (33)Ты проникнешь в тайны атомного ядра и в недра гигантских звёзд. (34)Ты будешь решать величайшие загадки Вселенной, помогать и астрономам, и геофизикам, и строителям кораблей, и лётчикам. (35)Что может быть пленительнее такой жизни? (36)Иди направо, юный друг!»
(37)А рядом ещё приманки. (38)Вот крутая тропа геологии с её хребтами и скалами, ущельями и безднами. (39)Вот таинственная дорога археологов, извивающаяся в древнем тумане, среди руин и пещер, от стоянок каменного века до развалин южных акрополей. (40)А там, дальше, сады и леса ботаники, заповедники зоологов, тихие лаборатории и грохочущие заводские цеха, поля. (41)Всё это живёт, клокочет, кипит, движется. (42)Всё привлекает молодые сердца.
(43)И вдруг ещё одна незаметная надпись: «По этому пути пойдёшь — станешь языковедом…» (44) «Языковедом? (45)А что он делает? (46)3апереться на всю жизнь в четырёх стенах мрачного кабинета, обречь себя на копанье в пыльных хартиях, годами доискиваться, следует ли писать мягкий знак на конце слова «мяч»? (47)Кому это нужно? (48)Нет уж, знаете, спасибо!»
(49)Так думают многие. (50)Думают потому, что не представляют себе, какова работа языковеда, чем, как и для чего занят он.
(51)В Туркмении, роясь в земле древних парфянских городищ, археологи извлекли из праха множество глиняных черепков. (52)На их поверхности были обнаружены намазанные краской черты таинственных знаков. (53)О чём говорят эти письмена? (54)Кто их нанёс на глину, когда и зачем? (55)Черепки были бы обречены на вечное молчание, если бы у нас не было языковедов, занятых изучением восточных древних языков. (56)Они прочитали таинственные надписи. (57)Битые сосуды седой старины заговорили. (58)Учёные прорубили ещё одно окошечко в древний мир, который некогда шумел и пестрел всеми красками жизни.
(59)Или вот за тысячи миль среди буйных волн самого бурного из океанов, точно в насмешку названного Тихим, выдаётся из воды небольшая скала, таинственный остров Пасхи. (60)Остров этот загадочен от начала до конца. (61)Кто жил на нём и когда? (62)Кем на голом каменном утёсе воздвигнуты по побережью и высоко в горах гигантские статуи неведомых великанов? (63)Кто разбросал по острову дощечки из мягкого дерева, на которых начертаны ряды непонятных значков неведомой письменности? (64)Откуда пришли сюда эти безвестные скульпторы и писцы, какая катастрофа их уничтожила, куда они исчезли?
(65)Может быть, мы узнали бы хоть что-нибудь об этом, если бы сумели разгадать тайну деревянных табличек, бережно хранимых теперь во многих музеях мира. (66)Но доныне они настолько не поддавались усилиям учёных, что нельзя было даже начать их расшифровку.
(67)Казалось бы, дело безнадёжно. (68)Но вот перед самой Великой Отечественной войной за него смело взялся совсем юный исследователь, почти мальчик, Борис Кудрявцев, только что окончивший среднюю школу. (69)Он недолго занимался знаменитыми таблицами, но успел сделать ряд важных открытий, несколько существенных шагов по дебрям, до него казавшимся непроходимыми. (70)Война прервала жизненный путь Бориса Кудрявцева, однако его дело будет продолжено другими молодыми языковедами. (71)Вы не хотите оказаться в их числе? (По Л.В. Успенскому*)
(1900-1978) — русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик.
Человечеству дан щедрый дар – речь. Она нужна для того, чтобы люди обменивались информацией, необходимой для интеллектуального и социального развития личности. Л.В. Успенский поднимает проблему роли языка в жизни человека.
Известный советский лингвист рассуждает о том, что с первых дней жизни ребёнок слышит разные слова, которые постепенно наполняются смыслом. Впоследствии благодаря учителям, прочитанным книгам он открывает для себя «отражённую в слове необъятно сложную Вселенную». Кроме того, без речи невозможно выполнять коллективную работу, невозможно думать без слов. Проявления языка многообразны: это и слова песен, и даже математические формулы. Автор подчёркивает, что именно слова и помогают нам обмениваться знаниями, выражать различные чувства, способствуют объединению людей. Это рассуждение приводит учёного к выводу о том, что в каждом деле есть мастера, в большей степени владеющие профессиональными навыками, чем остальные. Да, мы все умеем говорить, но далеко не все понимают глубинные законы языка. Специалистами в этом являются языковеды. Отправляясь в научные экспедиции, они кропотливо расшифровывают древние письмена, тем самым расширяя картину древнего мира, помогая нам узнать, о чём думали и как жили люди сотни и тысячи лет назад. Л.Успенский акцентирует внимание на том, что благодаря исследовательской работе лингвистов древние черепки, таблички, на которых начертаны таинственные знаки, «заговорили», а это значит, что они помогли уничтожить белые пятна в истории и культуре древних народов. Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что будь то исчезнувшие языки либо современные, они ценны для человечества, так как связывают прошлое и настоящее, помогают понимать друг друга независимо от времени и пространства.
Автор считает, что язык способствует не только получению новых знаний, но и пониманию других людей разных эпох и поколений.
Нельзя не согласиться с Л. Успенским в том, что благодаря языку люди обмениваются информацией, узнают о жизни людей в прошлом. За тысячелетия цивилизации создано огромное количество книг, несущих людям драгоценный опыт, мудрые мысли, дарящих радость познания нового, интересного и полезного. Это и школьные учебники, и энциклопедии, и справочники, и научные труды, и художественная литература. Мне в детстве посчастливилось познакомиться с замечательной книгой Эрнста д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», в которой рассказывается о Рюге и его племени. Меня поразило тогда, что у ребёнка не было детства, он всегда был в поиске добычи и пропитания, страдал от холода в пещере, учился разводить огонь и поддерживать его, умел охотиться, выделывать шкуры и при этом постоянно голодал. Эти сведения о мальчике каменного века дали мне возможность узнать, как жили наши предки, осознать беззаботность моего детства, оценить комфорт и устроенность быта в наше время.
Прочитав этот текст, начинаешь понимать, что язык играет важную роль в овладении широким кругом знаний, что он расширяет наш кругозор и способствует развитию личности и общества.
Функции языка
Первая и главная функция, которую выполняет язык в жизни человека, это коммуникативная. В первую очередь это явление служит для передачи информации от одних людей к другим. Без этого была бы невозможна любая совместная деятельность, начиная от строительства дома и заканчивая созданием адронных коллайдеров. Волюнтативная функция – одна из проявлений коммуникативной, она означает, что с помощью языка можно воздействовать на другого человека.
С этой функцией тесно связана другая – аккумулятивная. Это значит, что язык позволяет передавать информацию не только среди индивидов, живущих в одном обществе в одно время, но и от поколения к поколению. В результате знания накапливаются, их могут использовать люди через любые промежутки времени. Технологический прогресс и развитие науки были бы невозможны без языка.
Лингвисты выделяют эмоционально-экспрессивную функцию языка: она кажется не такой значимой в жизни человека, как другие, но на самом деле имеет огромное значение. Человек является социальным существом, которому важно не только взаимодействовать с другими людьми, но и иметь с ними сложные отношения: дружественные, родственные, любовные и другие. Жесты, поведение, мимика тоже выполняют эту функцию, но только языком можно как можно полнее выразить свои эмоции.
Язык – средство общения
Не владея языком, общаться с себе подобными чрезвычайно сложно, даже невозможно. Это очень четко чувствует человек, помещенный в абсолютно чуждую языковую среду. Так, сложно иностранцу объясняться с местным населением, если язык данной страны не знаком ему даже отдаленно.
Но не только в повседневном общении люди используют язык. Посредством языка происходит общение поколений. Письменные источники доносят до современных людей знания, опыт, чувства и мысли тех, кто жил совсем недавно или многие поколения назад. Если меняется язык, то такой диалог становится уже крайне затруднителен: человеку из века XXI уже чрезвычайно сложно понять, что хотел выразить автор литературного произведения, написанного тысячу лет назад, даже если оба они – представители одного народа.
Язык – носитель национальной культуры
Считается, что человек принадлежит к тому народу, на языке которого он думает. И это мнение не случайно. Язык, его звуковой строй, система значений слов, их строение, способы образования тесно связаны с культурой и традициями народа-носителя языка.
Говорят, что европейцу сложно понять представителя славянского народа – не потому ли, что их языки не являются близкородственными? А менталитет народов Дальнего Востока столь загадочен не по той ли причине, что слишком сильно различие в языке? Не случайно считается, что понять менталитет чужой нации можно, изучив ее язык. Поэтому можно сказать, что язык – средоточие души народа, его духа и сути.
Язык помогает нам мыслить
Способность к мышлению формируется у человека в детстве. Сначала новорожденный малыш видит предметы, фиксирует их в своем сознании, учится узнавать их и отличать друг от друга по форме, цвету, другим признакам. Этот доречевой этап развития мышления длится очень недолго.
Постепенно, слыша названия предметов и явлений, ребенок учится сопоставлять увиденное с тем, каким сочетанием звуков обозначает его взрослый. Он усваивает слова! Пока еще не умея произносить их, он уже уверенно отличает их на слух и уверенно показывает пальчиком стол или маму, когда его об этом просят. Но такое понимание речи свойственно и животным.
Дальше начинается освоения слов, их грамматических форм, появляется навык построения предложений. Ребенок уже выражает словом свои эмоции, желания, старается передать мысли. Когда этот этап завершен, можно сказать, что человек овладел языком.
Взрослому свойственно абстрактное мышление. Это значит, что он мыслит словами. Любая идея, эмоция, образ получает в человеческом сознании словесное выражение. Даже созерцая абстрактную картину, мозг бессознательно подбирает для облегчения ее восприятия знакомые понятия, то есть слова.
Видя любой предмет или явление, люди привычно подбирают слово для его обозначения, а если не знают точно, как он называется, находят похожие понятия и определения. Чувствуя что-то, человек более или менее четко формулирует это словами. И чем лучше у него это получится, тем более полно осознает он свое чувство.
Многообразие
По последним научным данным, на планете Земля говорят на великом множестве языков (у некоторых исследователей эта цифра перевалила за 6000, у других – за 2500). Однако, если спросить среднестатистического гражданина любой страны, он, безусловно, назовет гораздо меньшее их количество – всего до сотни. Трудность определения, что именно считать самостоятельным языком, и не является ли он диалектом, в малой изученности. Есть языки, на которых говорит мизерное количество носителей (всего несколько сотен). Такие языки встречаются в Африке, Полинезии. А на 170 языках индейцев Америки говорят только ограниченные группы людей (в основном старики), и эти языки постепенно вымирают. В Гималаях таких языков насчитывается до 160, в бассейне реки Нигер – более 250.
Какую роль играет язык в жизни человека
Содержание статьи
Главное отличие человека от животного в наличии второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система – это речь. Язык – система знаков и звуков, свойственная определенной этнической группе или народу для передачи речи. Все это давно известные факты. Таким образом, язык – это главное достояние человека, то, что позволяет ему не только воспринимать окружающую действительность, реагировать на нее, но и передавать эту реакцию окружающим, а также анализировать полученную информацию и пользоваться теми знаниями, которые люди уже получили до него.
Но если попробовать сказать проще о значении языка в жизни человека, получится примерно следующее.
Язык помогает нам мыслить
Способность к мышлению формируется у человека в детстве. Сначала новорожденный малыш видит предметы, фиксирует их в своем сознании, учится узнавать их и отличать друг от друга по форме, цвету, другим признакам. Этот доречевой этап развития мышления длится очень недолго.
Постепенно, слыша названия предметов и явлений, ребенок учится сопоставлять увиденное с тем, каким сочетанием звуков обозначает его взрослый. Он усваивает слова! Пока еще не умея произносить их, он уже уверенно отличает их на слух и уверенно показывает пальчиком стол или маму, когда его об этом просят. Но такое понимание речи свойственно и животным.
Дальше начинается освоения слов, их грамматических форм, появляется навык построения предложений. Ребенок уже выражает словом свои эмоции, желания, старается передать мысли. Когда этот этап завершен, можно сказать, что человек овладел языком.
Взрослому свойственно абстрактное мышление. Это значит, что он мыслит словами. Любая идея, эмоция, образ получает в человеческом сознании словесное выражение. Даже созерцая абстрактную картину, мозг бессознательно подбирает для облегчения ее восприятия знакомые понятия, то есть слова.
Видя любой предмет или явление, люди привычно подбирают слово для его обозначения, а если не знают точно, как он называется, находят похожие понятия и определения. Чувствуя что-то, человек более или менее четко формулирует это словами. И чем лучше у него это получится, тем более полно осознает он свое чувство.
Язык – средство общения
Не владея языком, общаться с себе подобными чрезвычайно сложно, даже невозможно. Это очень четко чувствует человек, помещенный в абсолютно чуждую языковую среду. Так, сложно иностранцу объясняться с местным населением, если язык данной страны не знаком ему даже отдаленно.
Но не только в повседневном общении люди используют язык. Посредством языка происходит общение поколений. Письменные источники доносят до современных людей знания, опыт, чувства и мысли тех, кто жил совсем недавно или многие поколения назад. Если меняется язык, то такой диалог становится уже крайне затруднителен: человеку из века XXI уже чрезвычайно сложно понять, что хотел выразить автор литературного произведения, написанного тысячу лет назад, даже если оба они – представители одного народа.
Язык – носитель национальной культуры
Считается, что человек принадлежит к тому народу, на языке которого он думает. И это мнение не случайно. Язык, его звуковой строй, система значений слов, их строение, способы образования тесно связаны с культурой и традициями народа-носителя языка.
Говорят, что европейцу сложно понять представителя славянского народа – не потому ли, что их языки не являются близкородственными? А менталитет народов Дальнего Востока столь загадочен не по той ли причине, что слишком сильно различие в языке? Не случайно считается, что понять менталитет чужой нации можно, изучив ее язык. Поэтому можно сказать, что язык – средоточие души народа, его духа и сути.
Роль языка в жизни человека — сочинение (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс)
Привет уважаемые читатели seoslim.ru! Вы задумывались, когда-нибудь над тем, что такое речь и те слова, которые мы произносим? Давайте в этой статье более подробно поговорим о роли языка, его функциях, типах и признаках.
Язык – это инструмент, с помощью которого люди могут общаться, выражать свои чувства и мысли. Также диалект каждого народа хранит целую историю, традиции и культуру.
Значимость разговорного навыка в жизни человека
С самого рождения ребенку прививают знания, навыки, которые помогут в жизни. И именно речь – это одно из наиболее важных умений, которыми овладевает маленький человек. Вспомните, как неловко себя чувствуешь, когда не можешь понять, что же конкретно хочет от тебя малыш двух лет. Лепеча и коверкая слова, он изо всех сил пытается донести свою точку зрения, желание, эмоции. И если взрослым просто трудно понять такой «разговор», то ребенку подчас еще сложнее. Несмотря на все его усилия, он так и остался неуслышанным. Именно с такого возраста важно формировать у детей понимание того, что значит родной язык для человека, прививать любовь к слову.
Популярные сочинения
Как воспитать в ребенке любовь к родному языку?
Очень важно помогать детям учить язык. И это касается не только школьной программы. В учебных заведениях педагоги отшлифовывают уже полученный малышом базис, расширяя словарный запас, исправляют некоторые ошибки, которые присутствуют в речи ребенка и его окружения. Но нельзя все надежды возлагать только на школьную программу, которая ограничена рамками, временем и методиками. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка.
Русский язык, как язык науки
Русскоязычные учёные по данным статистики (на 2013 год) занимают 4 место по своему количеству (6% от числа учёных по всему миру). Они внесли огромный вклад в мировую науку, обогатив научный лексикон самыми разными русскими словами и терминами.
Пожалуй, самое большое влияние нашего языка на науку чувствуется в области космонавтики. Слова «космонавт» и «спутник» одинаково знают и используют как в Роскосмосе, так и в американском NASA. Кроме того, первые слова, прозвучавшие в космическом пространстве, сказаны на русском языке нашим соотечественником Юрием Гагариным.
Так в чём же суть русского языка? Подводя итог, можно сказать, что его суть — в величии и точности значений его единиц. Используя самые тонкие средства языка, мы без проблем можем чётко передавать смысл высказываний, не прибегая при этом к сложным конструкциям и нагромождениям речи. Предложение может состоять даже из одного слова, и мы всё равно поймём, какой посыл, смысл заложил в нём автор. Современное значение русского языка поистине неоценимо.
Язык народа – зеркало его души, культурное наследие
Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков. Какие-то из них похожи, и представители расположенных рядом стран могут понять устную речь друг друга полностью или частично, другие абсолютно непонятны и не имеют ничего схожего с родным для человека наречием. Даже в пределах одной страны могут быть в ходу разные диалекты.
Каждый из них – это изюминка края, его душа. Ведь язык — это отображение мысли как одного отдельно взятого человека, так и группы людей, целой нации. Это определяющая составляющая национального единства, объединяющая разных по духу, способу существования, социальным аспектам людей. Высказывание Э. Сепира очень характерно описывает роль языка в становлении культуры как явления и культуры отдельно взятого человека: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают».
Функции языка, его типы и признаки
Речь – это нематериальная вещь, мы можем только услышать сочетание согласных и гласных звуков.
Сегодня можно выделить четыре речевые функции:
Тип говора может зависеть от положения человека в социуме, а может от грамотности населения.
В первом случае язык имеет следующие типы:
Если говорить о признаках языка, то к ним относится:
В гостях хорошо, но дома лучше
Тем легче осознать, что значит родной язык для человека, чем дальше он находится от родного дома. Очень остро эту проблему ощущают эмигранты, которые в силу разных обстоятельств вынуждены были покинуть свою родину. Необходимость в общении, которую невозможно удовлетворить в полной мере при помощи разговора на чужом наречии, подталкивает людей на создание групп по интересам, общин, диаспор. Очень часто такие сообщества хранят вековые традиции куда более трепетно и надежно, чем их соотечественники, не испытывающие трудностей подобного характера.
Очень важно иметь возможность ежедневно слышать, говорить, осознавать родной язык. В жизни человека он является некой тропинкой, связывающей его с домом и близкими людьми. Не зря многие, не выдержав разлуки с родным краем, страдая от ностальгии, так и не могут прижиться на чужбине. Часто причиной этого становится не только экономический аспект, разная ментальность и привычки. Невозможность свободного общения на том языке, на котором думаешь, становится непреодолимым препятствием на пути к постоянному проживанию за границей.
Ведь отсутствие разговорной практики, письма, чтения могут привести к забыванию, искажению даже родного языка, которым человек пользуется с самого рождения. Конечно, некие бытовые фразы, впитанные с молоком матери, не исчезнут навсегда, но словарный запас, возможность свободно и без акцента разговаривать могут быть утеряны. Тем важнее стараться сохранить частичку своей родины, лелеять и воспевать ее посредством слова.
Язык для общения
Русский язык — это язык общения. Мы используем его ежедневно, когда общаемся с семьёй или с друзьями, ведём переписку в социальных сетях или мессенджерах. Даже несмотря на засилье в нём большого числа иностранных слов или сленга, что многие называют большой проблемой на сегодняшний день, русский язык не становится из-за этого качественно хуже, и уж тем более никуда не исчезнет. Наш язык — это отражение нашего общества, он изменяется, как и мы сами. И это нормальная ситуация.
Кроме того, наша страна очень многонациональна, в ней на сегодняшний день проживает более 190 народов, множество из которых имеют свои собственные языки. И все они так или иначе всё равно используют в своей речи «великий и могучий», как прозвали русский язык классики. Разные народы и этносы России могут общаться между собой благодаря русскому языку, который считается языком межнационального общения.
Представители разных народов России. У большинства из них есть собственные языки, но для межнационального общения используется русский.
Нужно ли учить ребенка родному языку, проживая за границей?
Для каждого человека родной язык – это язык, на котором он разговаривает с рождения, это колыбельные мамы, первые вопросы и ответы. Однако как быть с детьми, рожденными в чужой для родителей стране, или теми, кто переехал в новую местность еще совсем малышом? Как определить, какой язык родной для них? Как объяснить разницу между двумя разными способами выражать свои мысли и чувства?
Тенденции современного мира таковы, что знание нескольких иностранных языков — это уже не прихоть или желание родителей. Чаще всего это необходимость, без которой во взрослой жизни трудно сориентироваться, устроиться на хорошую работу. Психологи и педагоги утверждают, что малышу гораздо проще выучить язык, чем взрослому человеку. При этом основная база закладывается в очень юном возрасте, еще до школы. Способность мозга воспринимать информацию в данный период жизни колоссальная. Дети, проживая в двуязычной стране или семье, свободно могут общаться как на общепринятом, так и на родном для себя языке.
Родителям очень важно уделять много внимания именно родной речи, ведь школа, общение со сверстниками помогут ребенку грамотно и четко изъясняться на нужном для жизни языке. Но полное отсутствие или недостаток практики приведут к тому, что родной язык полностью сотрется из памяти, забудется и оборвется незримая нить, соединяющая человека и его родину.
Роль языка в жизни человека (стр. 2 из 3)
4. Функция основания искусственных языков проявляется в том, что все искусственные языки — от химических и математических номенклатур до языков компьютерного программирования и языков международного общения типа эсперанто — вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на них.
Всякий человек рождается и, как правило, проводит дни свои в атмосфере родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятельство неизбежно накладывает свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующие функции, выполняемые естественным языком в жизни отдельного человека:
1. Функция социализации: овладев родным языком, человек начинает общаться с социальным окружением, получает доступы к культурному наследию и формируется как типичный член данного общества.
2. Мировоззренческая функция, заключающаяся в зависимости мировоззрения социализированной личности от ее родного языка. Многообразие языков огромно: есть языки, имеющие более 40 падежей, другие 6-8, у некоторых их нет вообще; есть языки, где каждое слово односложно, и языки, где предложение — одно-единственное слово; в гавайском языке всего 7 согласных звуков, в языке саамов — 53 и т. п. Поскольку язык является орудием мышления, напрашивается вывод, что народы, использующие язык с 40 падежами, должны мыслить как-то иначе, чем народы, вообще не знающие падежей. С 30-х годов XX века и науке дискутируется так называемая гипотеза лингвистической относительности, связанная с именами Э. Сепира и Б. Уорфа. Согласно этой гипотезе, структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Китаец и североамериканский индеец по-разному понимают одни и те же события и явления, потому что они воспринимают мир через призму своего родного языка. Гомер назвал синее Эгейское море «виноцветным». Виноградное вино, которое пили древние греки, было зеленоватого цвета. Синий же цвет ни разу Гомером не упомянут; не встречается он и на страницах Библии. Отсюда делается вывод, что древние жители восточного Средиземноморья не отличали вообще синего цвета от зеленого, голубого, возможно — фиолетового, поскольку отсутствуют слова для обозначения этих цветов. Таким образом, все мы являемся пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания от языка достаточно очевидна, но продолжаются споры о границах этой зависимости.
4. Функция самоопределения и самовыражения. Внутренняя речь, естественно, осуществляется на родном языке, поэтому размышления человека о своем Я, о личной самости, интимная самооценка производится средствами родного языка. Семантические ресурсы родного языка играют решающую роль в процессе поэтического самовыражения.
Анализ творческого процесса художников слова показал, что создание произведения словесного искусства идет не от идеи к слову, а само произведение по мере его развертывания проясняет для автора творческий замысел. Художественная идея как бы вырастает из словесного фонда. Можно сказать, что вся русская литература в спящем состоянии скрыта в русском языке; литератор-чародей должен расколдовать эту спящую красавицу и явить ее свету
4. Характеристики языка
Серебренников В.А. выделяет характеристики языка, которые выделяют его из всей совокупности посредников межчеловеческой и межкультурной коммуникации:
1. Язык уникален как социальный продукт: это единственно полная и одновременно открытая система, позволяющая выражать теми или иными способами любое содержание из неограниченного многообразия человеческого опыта. Язык является таким посредником, без которого человек вообще не может действовать как человек. В отличие от других средств коммуникации и познания — орудий, приборов, инструментов и т. д., которые могут быть оставлены и затем применены вновь по мере необходимости, язык — всепроникающее и неотделимое от человека орудие познания; даже рефлексируя над языком, мы пользуемся им же самим.
2. В языке наиболее полно реализовано такое существенное свойство для любого предметного посредника общения, как интерсубъективность. Конечно, освоение языка и полнота владения им варьируются в зависимости от возраста, биографии и других особенностей жизни человека. Но если мы сравним знание языка с каким-либо специальным знанием в науке, то увидим, что эти вариации не столь значительны. Знание языка приобретает практически каждый человек, без особых усилий и заботы об этом, живя и занимаясь деятельностью в обществе других людей. Не существует и приватного языка. Говорить — всегда означает говорить об объектах, а сами языковые знаки и свойственные им семантические значения не демонстрируют собственную структуру и содержание, они как бы прозрачны для владеющего ими субъекта. В языке человеку дается обозначенный объект, описанная ситуация и т. д., но не обнаруживает себя непосредственно этимология слова, грамматика или синтаксис. Сознание отдельного человека вообще не может выступать масштабом, посредством которого может мериться бытие языка.
3. Язык является не только посредником между опытами различных субъектов, но его структура и семантическое содержание служат одним из важнейших конституирующих элементов самих этих опытов. Как система значений язык производит предметное расчленение реальности, идентификацию и первоначальную классификацию (рубрикацию) явлений окружающего мира. Важно подчеркнуть, что все это осуществляется в значительной степени вне сознательного контроля субъекта и определяется общим для данного человека и других людей обстоятельством: тем, что каждый из них — носитель определенного национального языка.
4. Язык может быть представлен в различных знаковых системах, образующих некоторую иерархическую систему разных уровней. Ю.А. Шрейдер считал даже, что именно это свойство языка может служить его определением: «Языком будем называть категорию эквиморфных знаковых систем». Наличие знаковой иерархии – мост между «языком» и «мышлением». Феноменологически мышление – это процесс построения из простых знаковых систем более сложные. Но используя этот критерий, как и все другие, В.В. Налимов предлагает проявлять осторожность. Иерархическая структура языка, как и все другие характеристики может носить явно вырожденный характер. Именно слабо выраженная иерархическая структура отличает подавляющее число искусственных языков от естественных.
5. Иерархия языков и явление метаязыка. Высказывания могут принадлежать разным уровням, объединение их в одно – порождает противоречие и бессмыслицу, даже при соблюдении принципов грамматической логики. Эту проблему развивал Рассел в своем примере «нельзя сказать: у меня перед глазами две вещи: стул и мебель». Фраза эта, будучи грамматически правильной, тем не менее, не выражает никакого осмысленного утверждения.
6. Интерпретируемость смыслового содержания, выраженного в знаковой системе. В.В. Налимов считает нужным даже подчеркнуть, что речь идет именно об интерпретируемости, ибо перевод он считает невозможным даже для жестких языков. Впрочем, до сих пор бытует и обратная точка зрения. Так, например. Г.В. Колшанский утверждал совместимость логических и языковых систем, и возможность полной взаимопереводимости языков. В случае же с псевдоязыковыми конструкциями интерпретируемость может только предполагаться, однако это предположение, своего рода пресуппозиция, является обязательным условием для их использования.
7. Языку присуща безэнтропийность. Сущность этого понятия по отношению к языку раскрывает в своей книге Н.И. Кобзев. Безэнтропийным является «…не само физико-химическое или морфологическое тело символа, а только его опознание сознанием или механизмом, которому придана функция этого сознания». Безэнтропийность восприятия символов освобождает сознание человека для деятельности более высокого уровня. В этом заключается коренное отличие психики человека от психики животных, для которых интенсивность информации физико-химического сигнала играет очень большую, часто решающую роль. Психика животных заполнена «восприятием и анализом звуков, цветов, запахов и оценкой их интенсивности и направленности». Безэнтропийность языка – это особенность отнюдь не сознания человека, а только знаковой системы, следовательно, знаковая система становится языком, когда знаки ее воспринимаются безэнтропийно.
8. Размерностью или нелинейностью языка. Пожалуй, из всех характеристик эта наиболее относительна. Уместнее, пожалуй, было бы говорить наличии оппозиции линейности – нелинейности среди естественных языков. Под нелинейностью Балли понимал «распределение одного означаемого между несколькими означающими, которые имеют смысл только в их совокупности». Но существует целая группа естественных языков, которые, напротив, приближаются к идеалу линейности: «знаки в этих языках (венгерском, финском, турецком и других), подвижны и ясно отличаются друг от друга как по форме, так и по значению, причем последнее имеет чисто грамматический характер».
Как преодолеть языковой барьер
Часто проблемы в общении возникают из-за неспособности человека решить эту задачу. Обширный словарный запас, понимание основ грамматики, способов построения предложений все равно не дают возможности свободного общения. Такие трудности происходят из-за непонимания именно разговорного языка. Приобретение нужных навыков происходит только во время живого общения, посредством чтения художественной литературы, периодики, просмотра кино. При этом важно не забывать совершенствовать произношение отдельных слов и фраз. Что значит родной язык для человека, поможет выяснить владение несколькими наречиями. И только ощущая разницу, можно действительно понять, насколько сильно любишь свою страну и ее язык.
Международное значение русского языка
Русский язык имеет статус международного, и, чтобы подтвердить это, приведём несколько немаловажных фактов:
Знаменитый французский писатель Проспер Мериме, автор переводов на французский язык множества произведений русской литературы однажды высказался о русском языке таким образом:
Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
Всё это говорит о том, насколько важен наш язык для всего мира, какое большое значение он имеет.