Что означает ярмо с гремушками да бич
Стихотворение и анализ «Свободы сеятель пустынный…»
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Краткое содержание
Г. Мясоедов. Сеятель. 1888
Содержание стихотворения отличается простотой. Сюжет состоит из двух частей:
В качестве вывода следует воспринимать последнее четверостишие произведения.
История создания
История появления на свет данного стихотворения связана с революционными событиями в Западной Европе, а также жизненными проблемами самого Пушкина. Стихотворение было написано в 1823г. В это время поэт находился в Южной ссылке: на протяжении четырёх лет за Пушкиным велось пристальное жандармское наблюдение, угнетающее поэта. Он считал подобную слежку за собой крайне унизительной.
Революционные волнения на территории Западной Европы лишь подливали масла в огонь: там люди активно отстаивали свою свободу и права. Русский же народ категорически отвергал революционный путь решения социальных проблем, предпочитая оставаться в крепостном ярме. Своё личное отношение к возникшей ситуации Пушкин выразил в этом произведении. При жизни автора стихотворение ни разу не было опубликовано по причине того, что в нём поднималась чрезвычайно острая проблема.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики. В то же время, во втором куплете присутствуют черты послания и сюжетной лирики. Стихотворение написано в рамках литературного направления «романтизм». Это отражается в наличии яркого конфликта личности с обществом, показанным в произведении. Бездействующая толпа противопоставлена активности творца, желающего одарить свободой людские сердца.
Поэтический размер – излюбленный поэтом четырёхстопный ямб. Пушкин применяет рифмовку двух видов: перекрёстную и кольцевую. Рифма женская/мужская.
Композиция
Композиция линейная: с её помощью в произведении отражается последовательное развитие сюжетной линии:
Образы и символы
Особую роль в произведении играют символы, отсылающие к сюжету евангельской притчи о сеятеле. Автор даёт указание на этот факт в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что лишь часть семян, посеянных Христом, взойдёт. Но в притче хотя бы случился небольшой урожай, а в произведении Пушкина урожая не было вовсе: сеятель напрасно потратил своё время. В стихотворении представлена яркая палитра образов:
Темы и настроение
Основная тема произведения – разочарование творца не только в собственном даре, но и окружающем его обществе. Поэт не может повлиять на сердца людские, привнести в них жажду истинной свободы. Это осознание погружает его в пучину печали. Поэт понимает: все силы, отданные им во благо народа, не возымели никакого смысла.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в том, что любое движение в сторону свободы должно быть всесторонним. Абсолютно бессмысленно ждать добросердечного сеятеля, который придёт, чтобы вырастить семя свободы и счастья. Необходимо затратить много сил, труда, а главное – личной воли, чтобы победить косность, безволие, ограниченность. Поэт доносит до читателей глубокую мысль о том, что рабство находится внутри нас, и никто не сможет победить его, кроме нас самих.
Средства выразительности
Пушкин ради раскрытия темы и реализации идеи стихотворения использует выразительные средства. Они позволяют автору интерпретировать библейский сюжет. В тексте представлены следующие средства выразительности:
Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин)
История создания
Данное стихотворение было написано в то время, когда автор отбывал Южную ссылку. Датируется оно 1823 годом. Написал его поэт, находясь в Бессарабии. В ссылку автора отправили из-за эпиграмм, которые были весьма удачно направлены в адрес самого императора. За это творцу пришлось отбывать наказание целых четыре года. Это было самой слабой мерой наказания за проступок поэта. Немаловажную роль в смягчении гнева императора сыграли товарищи поэта, которые имели очень большое влияние. Это все не могло не оставить свой след на настроении автора, поэтому мысли его были далеко не радужными.
Творец находился под надзором полицейских, а так же не мог наслаждаться свободой, которую ценил больше всего на свете. Европа в этот период полностью подверглась переменам, которые происходили благодаря движению революционеров. Что же касается России, то из-за молчаливой покорности населения, перемены были лишь в мечтах и планах. Поэта разочаровывает все его окружающее: мир в целом, то, что поэт не имеет права свободно выражать свои мысли, все это можно отметить в стихотворении «Свободы сеятель пустынный».
Средства художественной выразительности
Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.
Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»). Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»). Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.
Автор: Дарья Маковеева
Жанр, размер
Данное стихотворение относится к гражданской лирике, которая наполнена свободолюбием. Александр Сергеевич не разделял эти два понятия. Свобода, независимость и гражданственность для него всегда были одним целым. От власти он хотел одного – свободы.
Поэт ассоциирует народ со стадом овец, чем подчеркивает неготовность людей отстаивать свои права. Людей не устраивает то, что происходит в государстве, но они молча покоряются происходящему.
Стихотворение «Свободы деятель пустынный» стало ярким примером романтизма в творчестве поэта. Здесь показаны характерные черты, такие как: конфликт личности с общественностью. Он показывает, что толпа бездействует в то время, как поэт пытается отстоять свои права. Он жаждет свободы не только для себя, но и для родного народа.
Стихотворный размер – это любимый Пушкиным четырехстопный ямб. Рифмовка используется перекрестная, рифмы используются как женские, так и мужские.
Значение произведения
Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.
Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.
Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения линейная. Благодаря этому поэт удачно показывает последовательность происходящих событий, а так же развивает сюжетную линию.
Стихотворение состоит из тринадцати строк, которые делятся на две части.
В первой части стихотворения, которая включает в себя семь строк, автор прославляет сеятеля, показывая, какую огромную роль играет свобода в жизни людей.
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды…
Во второй части поэт осуждает толпу, которая не хочет бороться за свои права.
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Система образов
Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.
Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.
Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.
Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.
Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.
Образы и символы
Огромная роль в стихотворении отводится символам. Они напоминают читателю евангельскую притчу о сеятеле. Если вспомнить данную притчу, то в ней идет речь, что далеко не все семена, посеянные Христом, смогут дать плоды. Но в притче взошла хоть часть семян. Что же касается стихотворения Пушкина, то у него плоды отсутствуют вовсе. Все время было потрачено впустую.
Под символом семян автор пытается показать слово поэта, которое было переполнено свободой и честностью. Он сравнивает себя с сеятелем. Народ же автор показывает в роли стада, которое все устраивает. Их устраивает висящее на шее ярмо.
В роли лирического героя мы видим самого поэта. Он показывает его как человека, который должен сеять разумное и вечное. Но он видит всю бесполезность своих трудов, поэтому не хочет продолжать свое великое дело. Он будоражит покой народа, но это не дает никакого результата.
Стадом автор показывает народ, который смирился с своим существованием и не хочет ничего менять. Он показывает покорность не как некую добродетель, которая присутствовала в Библии. Нет, здесь автор считает данное поведение пороком, который не сулит ничего хорошего. Они полностью покорились власти, позволяя тем издеваться над собой. Таким людям не нужна свобода, они выбрали свой путь.
В роли живительного семени автор показывает стихотворения, которые направлены против правительства. Они способны были пробудить народ и направить их в нужное русло. Но народ не захотел бороться, поэтому труды поэта были напрасны.
Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.
Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.
Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.
Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.
Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».
Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.
Темы и проблемы произведения
Главной проблемой стихотворения Александр Сергеевич показывает его разочарование в том, что он делает. Так же он полностью разочаровался в обществе, которое его окружало. Он понял то, что он не в силах пробудить в народе жажду свободы, которая направила бы их на борьбу. Автор очень тяжело переживает данное обстоятельство. Ему жаль сил и времени, которые он потратил, стараясь пробудить население.
Второй темой произведения можно выделить тему бунта. Автор призывает людей понять, что они не являются стадом овец, которые покорно шествуют за своим пастухом. Нет, люди являются личностями, которые должны быть свободными. Они не должны бояться выражать свои мысли и отстаивать свои взгляды. Люди должны бунтовать и бороться, пытаясь отстоять свою свободу.
Тема одиночества так же присутствует в произведении. Лирический герой – это одинокий борец. Он понимает, что в одиночку не сможет ничего добиться. Поэтому он пытается пробудить людей, заставляя их действовать решительно. Но его попытки остаются лишь попытками. Семена, который он сеет, не дают никаких всходов. Он одинок в своей борьбе.
Лирический герой разочаровывается в том, что делал. Ему жаль своего времени, которое он потратил, стараясь пробудить народ. Он боролся за свободу, которая оказалась не нужна людям. Но народ не нуждается в помощи поэта. Их устраивает все как есть. Его поэзия оказалась бесполезной. Народ не услышал того, что пытался донести до них автор.
Он выделяет главную проблему того времени – это рабство. И здесь в основе лежит вина самого народа. Они так привыкли кому-то подчиняться, бояться, что не представляют свою жизнь иначе. И дело здесь касается не только крепостных, а всех слоев населения. Никто из них не хочет перемен. Люди не будут бороться и отстаивать свои права, потому что им это попросту не нужно.
Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.
Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.
Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.
Основная мысль
Автора мучает вопрос, а действительно ли людям так необходима свобода. Они привыкли к тому, что постоянно находятся под гнетом и от кого-то зависят. Они не хотят знать другой жизни. Свобода их пугает. Автор пытается докричаться до того малого количества людей, которые полны решимости и готовы вступить в борьбу за свои права. Он призывает сильных духом людей, которые не боятся перемен, поддержать поэта в его нелегком деле. И если человек не считает себя одним из стада, то он обязательно будет пытаться изменить жизнь к лучшему.
Автор понимает, что пока люди сами не поймут всю бедственность своего положения, и не захотят быть свободными, любые его слова так и останутся неуслышанными. Люди не готовы жить по-новому. Перемены их страшат. Поэтому автор так и разочарован. Но он продолжает верить в то, что найдутся смелые и отважные люди, которые услышат его. Именно на них вся надежда, потому что они способны изменить этот мир и сделать его лучше. Но это время еще не настало.
Основная идея
Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать. Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены. Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.
Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…
Тест по стихотворению
Укажите год создания стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»:
Начать тест(новая вкладка)
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья. Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.
Краткое содержание
Лирический герой сеять вышел еще до появления первых звезд и принялся разбрасывать семена. Никто не помогает ему, поэтому он трудится один. Он вспахал землю, подготовил почву и принялся сеять. Герой надеялся, что его усилия не пропадут даром, он получил множество всходов.
Но сеятель только зря потерял время. Ничего не получилось сделать. Тогда он обращается к мирным народам, которые напоминают пасущиеся стада. Лирический герой сокрушается, что его усилия пропадают и никого не интересуют, поэтому он говорит стадам: их будут резать и стричь с них шерсть, ведь на большее они не годятся. Им остается только нести ярмо и терпеть бичи пастухов. Герой подводит неутешительный итог: потомки этого стада тоже будут покорно служить и не пытаться освободиться.
Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкина
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.
История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.
Тема стихотворения – порабощение народа.
Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА
Метафоры – «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».
Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
Жанр, направление и размер
Жанр произведения А. С. Пушкина — лирическое стихотворение. Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение «Свободы сеятель пустынной», — романтизм, так как А. С. Пушкин создал разочарованного в своих идеалах лирического героя. Он одинок и настроен оппозиционно по отношению к обществу. Это и есть признаки романтического направления.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия. Такое сочетание делает произведение необычайно богатым и живым. В произведении присутствует рифма, как перекрестная, так и кольцевая. Также идет чередование женской и мужской рифмы.
История создания
История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.
Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.
Основная идея
Главная мысль, которая лежит в основе произведения, заключается в тщетности попытки поэта подтолкнуть людей к пониманию собственной роли и важности. Таким образом, если поэт не может донести свои идеи до масс, его творчество становится ненужным. Поэтому он и разочаровался в обществе, которое само просит бича и тянет ярмо, отвергая дар сеятеля.
Смысл послания А. С. Пушкина в том, что он, выражая свое недовольство, втайне подстёгивает самолюбие людей. Читая его стихотворение, они злятся не только на него, но и на себя, ведь понимают, что сеятель прав. Эта эмоция подстегивает их к осознанию своего рабского положения.
В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.
Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена. Не зря мужчина называет себя «сеятелем пустынным»: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять «порабощенные бразды» семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.
Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.
Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.
Темы и проблемы
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.
Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллитерация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».
Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания того, как сеятель засевал разные почвы. Он выполняет работу один, и никто не помогает ему. Никто не пробовал использовать порабощенные бразды. Этот образ указывает на стремление поэта словами побуждать людей, вызывать у них стремление к свободе.
Но усилия героя остались безуспешными. Он тратил время, трудился, но ни одно семя не дало всходов. Никто не услышал его, не проникся идеями. Народ предпочитал оставить все как есть. Все это вызывало возмущение у героя.
Он с гневом и злостью обращается к людям. Герой называет людей стадом. Животные не нуждаются в свободе, они нужны только для мяса и шерсти. Но страшнее всего то, что такой образ жизни перейдет к потомкам. Герой подводит итог: люди всегда будут тащить ярмо и терпеть бичи пастухов.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.
Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».
Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.
Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.
Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.
Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.
Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.
Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.
Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».
Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.
Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья. Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.
Литературное направление, жанр
«Свободы сеятель пустынный» — позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.
Система образов
Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.
Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.
Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.
Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.
Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.
Значение произведения
Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.
Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.
Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.
Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»
Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.
Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.
В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей
. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.
Стихотворение написано автором в 1823 году, когда Пушкин находился в южной ссылке, а именно в Одессе в канцелярии графа Воронцова. Поэт находился в подавленном состоянии в результате того, что его мечты о свободе разбились в пух и прах.
Для создания своего произведения Пушкин обращается к евангельским мотивам. В частности, речь идет о притче, повествующей о сеятеле. Ее произнес Христос. Суть заключается в том, что сеятель не может полагать, что все зерна дадут росток. Но если семечко посадят в плодородную землю, оно непременно прорастет.
В то время поэт был в опале из-за антиправительственных настроений, которые он выражал в стихах. Однако его ненавидела не только власть, но и обычные люди, которые жестко критиковали его творчество в журналах. Тогда Александр Сергеевич разозлился и бросил всем недоброжелателям стихотворный упрек.